Научная статья на тему 'ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДИДАКТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СУХОПУТНЫХ ВОЙСК'

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДИДАКТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СУХОПУТНЫХ ВОЙСК Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / МОДЕЛИРОВАНИЕ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ / ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ СУХОПУТНЫХ ВОЙСК / ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дворников Геннадий Сергеевич

В настоящей статье рассматриваются историко-педагогическим анализ дидактического моделирования боевых действий. Анализ производится на занятиях по тактической подготовке военнослужащих подразделений Сухопутных войск. В статье изложены особенности разработки моделей боевых действий в определенные периоды истории. Автор делает вывод о том, что согласованная разработка и системная совместимость моделей разных назначений поспособствует созданию набора моделей боевых действий, который является реальным инструментом обеспечения эффективных решений по подготовке военнослужащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дворников Геннадий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL AND PEDAGOGICAL ANALYSIS OF DIDACTIC MODELING OF COMBAT OPERATIONS IN CLASSES ON TACTICAL TRAINING OF MILITARY PERSONNEL OF LAND FORCES UNITS

This article discusses the historical and pedagogical analysis of didactic modeling of combat operations. The analysis is performed in the tactical training classes of military units of the Ground Forces. The article describes the features of the development of models of combat operations in certain periods of history. The author concludes that the coordinated development and system compatibility of models for different purposes will contribute to the creation of a set of combat models, which is a real tool for ensuring effective solutions for the training of military personnel.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДИДАКТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СУХОПУТНЫХ ВОЙСК»

Тем самым, мы считаем, что всесторонняя диагностика знаний курсантов по иностранному языку обеспечивает прочное усвоение материала, так как позволяет выявить возможные пробелы в знаниях курсантов по заданной тематике.

Выводы. На основе вышеизложенного мы можем заключить, что академическая дисциплина «Иностранный язык» на сегодняшний день занимает важное место в образовательном пространстве военных вузов.

Её успешное усвоение во многом помогает преодолеть разрыв между гуманитарными, техническими и военными дисциплинами, изучаемыми курсантами.

При этом, в настоящее время иноязычная компетенция военного специалиста не всегда соответствует требованиям современного общества, предъявляемым к нему.

Последнее, в свою очередь, связано с недостаточной реализацией идей педагогической диагностики уровня обученности курсантов иностранному языку.

Педагогическая диагностика представляет собой компонент профессиональной педагогической деятельности, включённый в структуру образовательного процесса военного вуза.

Основными особенностями процесса педагогической диагностики результатов обучения курсантов военного вуза иностранному языку являются дисциплинарный характер диагностики и её необходимость для контрольно-оценочной системы.

С точки зрения оптимизации контроля сформированности знаний, умений и навыков курсантов в ходе занятий по иностранному языку диагностическим заданиям должны быть присущи признаки проблемных ситуаций.

В основе большинства известных на сегодняшний день видов диагностических заданий них лежит ограниченный круг вербальных и умственных операций над языковым материалом.

Литература:

1. Абашева, И.Х. Использование мультимедиа-программ и интернет-ресурсов в обучении английскому языку / И.Х. Абашева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2017. - №37. -Т. 14. - С. 231-233.

2. Авакова, О.В. Тестирование как средство контроля уровня сформированности общеучебных и профессиональных компетенций при обучении иностранному языку студентов правовых специальностей неязыковых вузов / О.В. Авакова // Филология: научные исследования. - 2017. - № 1. - С. 64-75.

3. Алехин, И.А. Интеграция интеллектуальных технологий в профессиональную подготовку военных специалистов / И.А. Алехин, А.А. Авуза, Т.Н. Герасимова // Мир образования - образование в мире. - 2016. - № 4. - С. 147-151.

4. Аракава, М.В. и др. Актуальные вопросы языкового тестирования. Пять лет секции тестологии Международной филологической конференции СПбГУ: Коллективная монография / М.В. Аракава, Н.И. Башмакова, И.А. Вороновская, М.И. Всемирнов, А.О. Гребенников, И.В. Григорьев, Л.А. Девель и др. / Под ред. И.Ю. Павловской. - СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2008. - 356 с.

5. Безукладников, К.Э. Обучение иностранному языку курсантов военного вуза в условиях самоорганизации / К.Э. Безукладников, Б.А. Крузе, О.В. Вахрушева // Язык и культура. - 2018. - № 41. - С. 217-240.

6. Герасимова, Т.Н. Использование профессионально адаптивного тестирования в процессе обучения иностранному языку курсантов военных вузов / Т.Н. Герасимова, Н.В. Гусева // Мир науки, культуры, образования. - 2019. - № 3 (76). -С. 224-225.

7. Гусева, Н.В. Балльно-рейтинговая система как эффективное средство педагогической диагностики при обучении иностранному языку курсантов военных вузов / Н.В. Гусева // Мир науки, культуры, образования. - № 2 (87). - 2021. -С. 151-153.

8. Гусева, Н.В. Диагностика результатов обучения иностранному языку курсантов военных вузов как педагогическая проблема / Н.В. Гусева // Мир образования - образование в мире. - 2018. - № 1 (69). - С. 240-243.

9. Гусева, Н.В. Применение информационных технологий в процессе диагностики обучения иностранному языку курсантов военных вузов / Н.В. Гусева // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 1 (80). - С. 189-191.

10. Клобукова, Л.П. Специфика определения уровня коммуникативной компетенции в области чтения в российской и финской системах языкового тестирования / Л.П. Клобукова, А.В. Сазонова // Преподаватель XXI век. - 2021. - № 3. - Ч. 1. - С. 122-132.

11. Мирзоева, Ф.Р. К вопросу о мотивации в изучении иностранных языков на очно-заочном отделении ДА МИД / Ф.Р. Мирзоева, И.Э. Артемова // Сборник материалов II ежегодной международной научной-практической конференции. -2019. - М.: Дипломатическая академия МИД России. - С. 311-316.

12. Ростовцева, П.П. Развитие творческого потенциала будущих экономистов с помощью современных технологий / П.П. Ростовцева, Н.В. Гусева // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 2 (87). - С. 316-318.

13. Трубкина, Л.Ф. Роль тестирования при обучении иностранному языку в неязыковом вузе / Л.Ф. Трубкина // Проблемы современного образования в техническом вузе: материалы IV Республиканской науч.-методической конференции / Под общ. ред. А.В. Сычева. - Гомель: ГГТУ им. П.О. Сухого, 2015. - С. 52-54.

14. Шермазанова, С.В. Международные неправительственные организации: Учебное пособие / С.В. Шермазанова. -М.: ВУ, 2019. - 187 с.

Педагогика

УДК 378

преподаватель 3 кафедры (тактики), соискатель кафедры педагогики Дворников Геннадий Сергеевич

Военный университет Министерства обороны РФ (г. Москва)

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДИДАКТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СУХОПУТНЫХ

ВОЙСК

Аннотация. В настоящей статье рассматриваются историко-педагогическим анализ дидактического моделирования боевых действий. Анализ производится на занятиях по тактической подготовке военнослужащих подразделений Сухопутных войск. В статье изложены особенности разработки моделей боевых действий в определенные периоды истории. Автор делает вывод о том, что согласованная разработка и системная совместимость моделей разных назначений поспособствует созданию набора моделей боевых действий, который является реальным инструментом обеспечения эффективных решений по подготовке военнослужащих.

Ключевые слова: педагогика, моделирование боевых действий, историко-педагогический анализ, подразделения Сухопутных Войск, тактическая подготовка.

Annotation. This article discusses the historical and pedagogical analysis of didactic modeling of combat operations. The analysis is performed in the tactical training classes of military units of the Ground Forces. The article describes the features of the development of models of combat operations in certain periods of history. The author concludes that the coordinated development and system compatibility of models for different purposes will contribute to the creation of a set of combat models, which is a real tool for ensuring effective solutions for the training of military personnel.

Key words: pedagogy, combat simulation, historical and pedagogical analysis, ground Forces units, tactical training.

Введение. Модель - это упрощенное представление объекта, который она имитирует или моделирует. Боевые действия являются одними из самых сложных в человеческой деятельности. Бой чреват неопределенностью, то, что часто называют туманом войны. Попытки спланировать и понять ход боевых действий требуют использования моделей, или абстракций боя или военной кампании. Эти модели могут быть чрезвычайно мощными позволяя лидерам и планировщикам рассматривать целый ряд стратегий и потенциальных результатов.

Изложение основного материала статьи. Моделирование Министерства обороны (МО) подразделяется на следующие функциональные области:

- анализ;

- обучение;

- приобретение.

Однако моделирование - это слишком широкое понятие. На самом деле Министерство обороны предпочитает группировать различные методы моделирования под общим названием «моделирование и имитация» (МиМ). Действительно, военные методы МиМ включают статистическое, вероятностное, оптимизационное, теоретическое и имитационное моделирование.

В процессе проведения теоретического исследования проблемы дидактического моделирования боевых действий на занятиях по тактической подготовке военнослужащих подразделений сухопутных войск нами были изучены архивные документы, а так же документальные, научные и литературные источники. При этом были изучены взгляды ученых разных лет - специалистов в области педагогики высшей школы на данную проблему.

Существует мнение, что предметная система образования, которая считается традиционной, в настоящее время является ведущей. Рассматривая истоки её возникновения, можно увидеть, что она возникла на заре интенсивного развития и дифференциации науки, стремительного накопления различных знаний во всех областях науки.

В результате данного процесса произошла дифференциация науки. что. в свою очередь, детерминировало формирование большого количества предметов и дисциплин.

Следует отметить, что предметная система наиболее эффективна при подготовке курсантов военно-командных вузов. При этом предметная система в наибольшей степени подходит для специфичной для профессиональной подготовки указанного контингента обучаемых формы организации учебного процесса.

Другие преимущества предметной системы обучения включают сравнительно простую методологию составления учебно-методической документации и подготовки преподавателей к занятиям.

Но, так же предметная система имеет ряд ярко выраженных недостатков. Выделим основные из них:

• информационно-репродуктивный характер изложения учебного материала;

• многопредметность, вследствие которой у обучаемых возникают проблемы с систематизацией полученных знаний;

• терминологическая перегруженность;

• слабая эффективность обратных связей и сложность в организации индивидуального подхода в обучении и др.

Сущность процесса дидактического моделирования профессиональной подготовки на занятиях по тактической

подготовке с военнослужащими подразделений Сухопутных войск представляет собой реализацию, подчиняющуюся общим правилам, систематизированный комплекс взаимосвязанных и взаимозависимых, научно подтвержденных мер и процедур, имеющих прочную организационно-методическую основу и обеспечивающих создание эффективной дидактической модели обучения военнослужащих с применением на занятиях учебных заданий, в которых цели, содержание и результаты профессиональной подготовки военнослужащих подразделений Сухопутных войск сформулированы в формате, основанном на компетенциях, и учитывающий динамические изменения в профессиональной деятельности офицера командного профиля.

Так на занятиях по тактической подготовке с военнослужащими подразделений Сухопутных войск рассматривается вопрос: назначение, организация и структура Сухопутных войск Вооруженных сил РФ.

Сухопутные войска (СВ) один из основных видов ВС, которому отводится решающая роль в окончательном разгроме противника на континентальном театре военных действий (ТВД) и овладении важными районами суши.

Рисунок 1. Структура Сухопутных войск РФ

С началом войны на СВ ложится основная нагрузка по отражению агрессии противника боевыми группами войск мирного времени, обеспечению стратегического развертывания вооруженных сил и проведению операций по разгрому агрессора во взаимодействии с другими видами вооруженных сил России. СВ включает в себя (Рисунок 1): мотострелковые, танковые подразделения, ракетные подразделения и артиллерию, подразделения противовоздушной обороны (ПВО) и спецназ, а также ВВУЗы, воинские части и учреждения.

Компьютер внес огромные изменения во все области и повлиял на каждый аспект нашей жизни. Действительно, армия в целом претерпела революцию благодаря внедрению компьютеров и компьютерных системных технологий. Когда мы вступили в армию, современные технологии позволяли сканировать диапазон радиочастот, резервное копирование данных осуществлялось с помощью компьютеров.

Компьютерные данные передавались на большие принтеры. Теперь сканирование каналов является стандартным в любом автомобильном радиоприемнике, упоминание об аналоговой ленте вызывает смешки на наших выпускных курсах, а компьютерные данные передаются в виде графики с высоким разрешением, отправляемой на цветные принтеры или даже фильмы с высоким разрешением.

Компьютерные технологии в геометрической прогрессии увеличили количество и качество военных симуляций, охватывающих анализ, обучение, эксперименты и приобретение систем вооружения.

Для того, чтобы понять сложность имитационных моделей, охарактеризовать их изобилие, а также заложить основу для создания новых моделей, необходимо разработать и внедрить новые модели в производство, а также заложить основу для разработки и расширения моделей, в середине 1990-х гг. в течение многих лет Министерство обороны разрабатывало концепцию иерархии моделей, аналогичную концепции. Эта иерархия помогает описать различные области применения и уровни детализации моделирования, используемые в имитационных моделях военного проектирования. Конструктивные аналитические модели, которые до сих пор были в центре нашего внимания, охватывают диапазон аналитических приложений, упомянутых выше. Эта область включает в себя самые ранние этапы определения требований к новым системам путем приобретения этих систем, включая определение ресурсов для определения их количества до фактического тестирования и оценки системы в полевых условиях.

Происходящая в настоящее время трансформация форм войны наряду с новыми тенденциями в развитии военного искусства ставит задачу создания кластера моделей вооруженного противостояния в число высших приоритетов (ВП). Задача решается в соответствии с унификацией и интеграцией всех созданных моделей в единую информационно-моделирующую среду (ИМС).

В более общем плане, военный симуляционный анализ поддерживает усилия в следующих областях:

- планирование боевых действий;

- военные операции;

- закупки;

- определение размеров сил;

- планирование человеческих ресурсов;

- логистика и планирование развертывания;

- анализ национальной политики.

Компьютерная модель, имитирующая некоторую систему или процесс во времени. Хотя компьютерные технологии, без сомнения послужили толчком для бурного роста использования компьютерного моделирования, истории военного моделирования.

Можно утверждать, что человеческий процесс принятия решений является самой старой системой моделирования. Теория принятия решений на основе распознавания утверждает, что мы проигрываем, или разыгрываем, сценарии, таким образом моделируя их в некоторое ожидаемое будущее состояние как методологию для выбора лучшей альтернативы. Если мы примем эту теорию, что мы и делаем в данной работе, то люди занимаются моделированием, вероятно с момента зарождения человеческих когнитивных процессов. Кроме того, люди конфликтуют друг с другом так же долго, как и мы конкурировали с другими за ресурсы. Руководство фракций в этих конфликтах долгое время боролись за то, как лучше защитить свои ресурсы и победить нападающих.

Историко-педагогическое исследование, являющееся одним из видов научно-педагогических исследований, в основном обращается к прошлому с целью поиска ответов на вопросы: что известно в педагогике, какова степень достоверности этого знания и его основ.

Выводы. Подводя итоги, отметим, что практическая реализация вышеуказанных подходов вкупе с внедрением принципов экономической эффективности в структуру моделей, их согласованной разработкой и системной совместимостью моделей разных назначений поспособствует созданию набора моделей боевых действий, который является реальным инструментом обеспечения эффективных решений по подготовке военнослужащих.

Литература:

1. Зарипов, А.А. Историко-педагогический анализ формирования профессиональной готовности к управлению подразделением при охране общественного порядка / А.А. Зарипов, Е.И. Федак // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2021. - № 1(89). - С. 202-208. - DOI 10.35750/2071-8284-2021-1-202-208.

2. Федак, Е.И. Сборник учебных и методических материалов по подготовке военнослужащих к ведению боевых действий в арктических условиях: Учебное пособие / Е.И. Федак, П.Ю. Потяев. - Москва: Лаборатория "ОП", 2021. - 205 с. - ISBN 978-5-9500573-8-0.

3. Федак, Е.И. Правовое обеспечение процесса формирования морально-политической и психологической готовности военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации к выполнению боевых задач / Е.И. Федак, В.А. Михалев, Д.А. Фередин // Военное право. - 2021. - № 2(66). - С. 108-113.

4. Федак, Е.И. Военная субкультура как объект социо-педагогических исследований / Е.И. Федак, С.Ю. Овсянников // Социология в изменяющемся научно-образовательном пространстве современного общества: материалы международной научно-практической конференции. VII Дыльновские чтения, Саратов, 12 февраля 2020 года. - Саратов: Издательство "Саратовский источник", 2020. - С. 212-217.

5. Федак, Е.И. Военная субкультура как объект социо-педагогических исследований / Е.И. Федак, С.Ю. Овсянников // Социология в изменяющемся научно-образовательном пространстве современного общества: материалы международной научно-практической конференции. VII Дыльновские чтения, Саратов, 12 февраля 2020 года. - Саратов: Издательство "Саратовский источник", 2020. - С. 212-217.

6. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2021668797 Российская Федерация. Диагностика самооценки общей эффективности военнослужащего (diagnosis of self-assessment of the overall effectiveness of the soldier): № 2021668220: заявл. 15.11.2021: опубл. 19.11.2021 / В.В. Филистеев, А.С. Карпов, К.В. Карпова [и др.]; заявитель Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47258918

7. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2021669324 Российская Федерация. «интерактивная викторина "психолог воинской части"» ("interactive quiz «psychologist of a military unit»"): № 2021668553: заявл. 18.11.2021: опубл. 26.11.2021 / А.В. Плетков, А.Ю. Сергеев, В.В. Филистеев [и др.]; заявитель Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47434703

8. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2021669560 Российская Федерация. «психологическая диагностика склонности к возрастной дискриминации военнослужащих (ageism inventory)»: № 2021668962: заявл. 24.11.2021: опубл. 30.11.2021 / А.Д. Димитриев, М.С. Васильева, В.В. Филистеев [и др.]; заявитель Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47434944

9. Смирнова, Т.С. Влияние денежных суррогатов на экономику страны и угрозы от них / Т.С. Смирнова, А.Ю. Сергеев, В.В. Филистеев // Россия и мир: развитие цивилизаций. Преобразования цивилизационных ценностей в современном мире: Материалы XI международной научно-практической конференции: В 2-х ч., Москва, 21-22 апреля 2021 года. - Москва: Институт мировых цивилизаций, 2021. - С. 280-283. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46364480

10. Патент на полезную модель № 201906 U1 Российская Федерация, МПК F16H 7/04, E06C 5/06. Тактическая защищенная машина для доставки личного состава и грузов в зону боевых действий: № 2020130380: заявл. 15.09.2020: опубл. 21.01.2021 / В.В. Филистеев, А.Ю. Сергеев, С.Е. Афанасьев [и др.]; заявитель ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44698674

11. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2021619419 Российская Федерация. "Тестирование по дисциплине "всеобщая история", продвинутый уровень (testing in the discipline "general history", advanced level)": № 2021618496: заявл. 02.06.2021: опубл. 09.06.2021 / В.В. Филистеев, А.В. Плетков, А.А. Григорьев [и др.]; заявитель Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46313641

12. Патент на полезную модель № 205126 U1 Российская Федерация, МПК F41H 7/03. Танк с отводом пороховых газов из боевого отделения: № 2020138420: заявл. 24.11.2020 : опубл. 28.06.2021 / В.В. Филистеев, А.Ю. Сергеев, А.Г. Смирнов [и др.]; заявитель ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46311533

13. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2021665550 Российская Федерация. Психологическая диагностика игровой зависимости у военнослужащих (psychological diagnostics of gambling addiction): № 2021664734: заявл. 21.09.2021: опубл. 28.09.2021 / В.Е. Петров, В.В. Филистеев, А.Д. Димитриев [и др.]; заявитель Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47117544

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.