Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ МОРАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ ПРОКУРОРСКО-СЛЕДСТВЕННОГО ФАКУЛЬТЕТА'

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ МОРАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ ПРОКУРОРСКО-СЛЕДСТВЕННОГО ФАКУЛЬТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / МОРАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ВЫСШИЕ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯ / ПРОКУРОРЫ / СЛЕДОВАТЕЛИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Димитриев Алексей Димитриевич

В настоящей статье рассматриваются вопросы, связанные с особенностями организации формирования морально-политической и психологической готовности курсантов на примере курсантов прокурорско-следственного факультета Военного университета Министерства обороны Российской Федерации. Автор даёт анализ структуры морально-психологической готовности будущих прокуроров и следователей к профессиональной деятельности, которую определяет в соответствии с морально-психологическим контекстом, который связывает с мотивационно-целевым, морально-личностным и оценочно-рефлексивным компонентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Димитриев Алексей Димитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF THE FORMATION OF MORAL, POLITICAL AND PSYCHOLOGICAL READINESS OF CADETS OF THE PROSECUTORIAL AND INVESTIGATIVE FACULTY

This article discusses issues related to the peculiarities of the organization of the formation of moral, political and psychological readiness of cadets on the example of cadets of the Prosecutorial and investigative Faculty of the Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation. The author analyzes the structure of the moral and psychological readiness of future prosecutors and investigators for professional activities, which he determines in accordance with the moral and psychological context, which he associates with the motivational-target, moral-personal and evaluative-reflexive components.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ МОРАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ ПРОКУРОРСКО-СЛЕДСТВЕННОГО ФАКУЛЬТЕТА»

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель кафедры тактики Димитриев Алексей Димитриевич

Военный университет Министерства обороны РФ (г. Москва)

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ МОРАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ ПРОКУРОРСКО-СЛЕДСТВЕННОГО ФАКУЛЬТЕТА

Аннотация. В настоящей статье рассматриваются вопросы, связанные с особенностями организации формирования морально-политической и психологической готовности курсантов на примере курсантов прокурорско-следственного факультета Военного университета Министерства обороны Российской Федерации. Автор даёт анализ структуры морально-психологической готовности будущих прокуроров и следователей к профессиональной деятельности, которую определяет в соответствии с морально-психологическим контекстом, который связывает с мотивационно-целевым, морально-личностным и оценочно-рефлексивным компонентами.

Ключевые слова: педагогика, морально-политическая готовность, морально-психологическая готовность, Военный университет Министерства обороны Российской Федерации, высшие военно-учебных заведения, прокуроры, следователи.

Annotation. This article discusses issues related to the peculiarities of the organization of the formation of moral, political and psychological readiness of cadets on the example of cadets of the Prosecutorial and investigative Faculty of the Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation. The author analyzes the structure of the moral and psychological readiness of future prosecutors and investigators for professional activities, which he determines in accordance with the moral and psychological context, which he associates with the motivational-target, moral-personal and evaluative-reflexive components.

Key words: pedagogy, moral and political readiness, moral and psychological readiness, Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation, higher military educational institutions, prosecutors, investigators.

Введение. В настоящее время в военных вузах Министерства обороны РФ осуществляется профессиональная подготовка будущих офицеров, в процессе которой осуществляется развитие морально-политических, боевых, психологических качеств, которые необходимы для выполнения задач боевой службы, формирования готовности к эффективной профессиональной деятельности в войсках. (Приказ Министра обороны РФ от 15 сентября 2014 г. № 670). В то же время, анализ отзывов выпускников военных вузов свидетельствует о том, что более 20% начинающих офицеров испытывают трудности, связанные с их низкой адаптированностью к условиям военной службы. Данные цифры означают несформированный уровень готовности к выполнению военно-служебных задач у каждого пятого молодого офицера.

Как свидетельствует анализ результатов проведённого опроса выпускников прокурорско-следственного факультета, обозначенные трудности детерминированы постоянно возрастающими требованиями к военно-профессиональной деятельности, и в то же время недостаточной сформированностью у будущих прокуроров и следователей необходимых в современных условиях профессионально-значимых качеств.

Учёные-практики [4 др.] наиболее часто называют следующие качества: ответственность, нервно-психическая устойчивость, самостоятельность в процессе принятия решений в условиях дефицита времени; умение оперативно и гибко приспосабливаться к динамично меняющейся обстановке и др.

Тем самым, результаты пилотажного психолого-педагогического исследования профессиональной компетентности молодых офицеров - выпускников прокурорско-следственного факультета показали важность усиления в процессе профессиональной подготовки целенаправленной работы по формированию морально-политической и психологической готовности к осуществлению профессиональной деятельности.

Изложение основного материала статьи. Рассмотрим сущность вышеобозначенных дефиниций - «морально-политическая» и «психологическая готовности» в воззрениях отечественных учёных.

К.К. Платонов характеризует моральную и психологическую готовность следующим образом: моральную - как связанную с отношением индивида к обществу, психологическую - с его личностными качествами и профессиональную - с его прошлой деятельностью [12].

Н.А. Белоусов и А.В. Барабанщиков [1] готовность рассматривали в контексте подготовки десантников к осуществлению прыжка с парашютом. В соответствии с этим сформулированная ими дефиниция предполагает характеристику готовности как особого состояния индивида, которое возникает у него вследствие понимания последствий его действий и сопровождается уверенностью в себе, позитивным настроем, стремлением к преодолению трудностей, ориентированностью человека на выполнение поставленной задачи.

Анализ определений понятия «готовность», содержащихся в приведенных исследованиях, свидетельствует, что феномен готовности не имеет одинаковой интерпретации и позволяет, учитывая специфику научной проблемы формирования морально-психологической готовности будущих прокуроров и следователей к профессиональной деятельности в образовательном процессе военного вуза, внести уточнения.

Компоненты готовности: теоретический, который заключается в мышлении, усвоении обучающимися знаний в определенной области; практический, включающий решение задач на основе знаний, учета условий опыта поведения в различных ситуациях; физический, связанный со способностями переносить тяжелые силовые нагрузки, быть выносливым; мотивационный, связанный с зависимостью от благоприятных условий формирования мотива; волевой, представленный возможностями активизации способностей к переключению на установки к действию; моральный, включающий качества личности, определяющие социально-обусловленную нравственную сторону человека; психологический, связанный с психическим индивидуально-особенным состоянием личности, уровнем эмоционального возбуждения, способностями противостоять неблагоприятным и стрессовым условиям, работать при высоком отвлекающем фоне, ориентироваться на достижение цели и умения не только слышать себя, но и говорить с собой, то есть управлять своими действиями, мыслями, желаниями в соответствии с требованиями ситуации [21].

Феномен «готовность» рассматривается исследователями с разных позиций, чем и обусловлены ее разноплановые трактовки. В частности, ученые обращаются в своем анализе к пониманию сущности готовности, психических свойств личности, к исследованию различных видов деятельности человека.

Следует отметить, что в науке понятие «готовность» стало использоваться в различных исследованиях в конце XIX века, а во второй половине прошлого века многими исследователями связывалось с термином «установка».

Так, например, Д.Н. Узнадзе [24] идентифицирует эти два термина, предполагая, что установка - это и есть готовность к чему-либо. Ученый утверждает, что человек создает модель деятельности, реализуя установки, стремится к необходимому результату, то есть готовность к будущим действиям. Он обращает внимание на волю, вызывающую актуализацию установки, то есть реализацию ее в деятельности.

Как видно из вышеизложенного, в современной науке представлено множество разноплановых определений готовности к совершению определенных действий. Проанализировав различные определения, можно сделать вывод о том, что готовность есть качество и состояние личности, которые необходимы ей для дальнейшей жизни в обществе, осуществления определенных действий.

Помимо характеристики понятия «готовность», важно рассмотреть понятия «готовность к деятельности», «готовность к профессиональной деятельности» и конкретизировать их применительно к предмету исследования.

Ученые А.П. Войченко [4], С. И. Ершова [7], обращаясь к понятию готовности индивида к реализации какой-либо активности, трактуют ее как систему характеристик человека, обусловленную особенностями его психики и окружением, а также действием внешних объективных факторов его психики и окружением, а также действием внешних объективных факторов.

Н.В. Кузьмина и А.А. Реан [10], анализируя это понятие, указывают на его разносторонность и подверженность внешнему влиянию. Исследователи подчеркивают, что приоритетность направления деятельности и готовность к ней определяются именно внешними обстоятельствами.

В.А. Сластенин определяет готовность к профессиональной деятельности как «способность к уверенно выполняемой и эффективной профессиональной деятельности» [22, С. 143].

В своих трудах В.В. Кравец [9] констатирует, что готовность человека к выполнению служебных обязанностей при работе в какой-либо профессиональной сфере сводится к усвоению им полного состава специальных знаний, профессиональных действий, социальных отношений, сформированности и зрелости профессионально значимых качеств личности.

Г.А. Броневицкий, А.Н. Томилин описывают психологическую готовность к бою как «нацеленность и активность (настроенность и мобилизованность) психики военнослужащих на преодоление предстоящих трудностей боевой деятельности» [3, С. 44].

Проанализировав приведенные выше характеристики психологической готовности, а также исследования А.Г. Караяни, М.И. Дьяченко и С.Л. Кандыбович, А.Н. Томилина [6] и др., можно сделать вывод о том, что психологическая готовность -это системное качество индивида, в соответствии с которым определяется его направленность на реализацию необходимой деятельности.

Помимо психологической готовности личности к совершению различных профессиональных действий, для конкретизации понятия «морально-психологическая готовность будущих прокуроров и следователей к профессиональной деятельности» необходимо проанализировать различные подходы к определению морально-психологической готовности.

Однако прежде следует отметить, что важность формирования морально-психологической готовности прокуроров и следователей к осуществлению военно-профессиональной деятельности определена нормативными документами. Так, в приказе Министра обороны Российской Федерации от 22.07.2019 № 404 «Об организации военно-политической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации» закреплена необходимость специальных знаний в работе с личным составом по формированию и развитию у военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил морально-нравственных качеств и моральной готовности к выполнению задач по предназначению. Об этом говорится и в приказе Министра обороны Российской Федерации от 16 октября 2018 г. № 585 «Об утверждении Положения о Главном военно-политическом управлении Вооруженных Сил Российской Федерации». Высокие моральные качества прокуроров и следователей - чувство воинского долга перед народом, Отечеством, личной ответственности за безопасность государства, выполнение своих служебных обязанностей, дисциплинированность, готовность к самопожертвованию при выполнении боевой задачи и т. д. Именно они являются главным и определяющим для морально-боевых качеств военнослужащих, проявляющихся в преданности Родине, народу, глубоком осознании каждым своего места, роли в жизни обществе, стыда и угрызений совести при нарушении норм и правил морали.

Изучая морально-психологическую готовность, важно понимать значение слова «мораль». Мораль (от лат. moralitas), по мнению исследователей, представляет собой форму нормативной оценки поведения и духовной жизни человека, его взаимовосприятия и самовосприятия. Она характеризуется как одна из форм общественного сознания, социальный институт, регулирующий поведение людей во всех областях жизни. Это совокупность правил, норм, принципов, которые определяют поведение людей по отношению к обществу, его институтам и друг другу. Нравственные нормы фиксируются в традициях, обычаях, сознании, привычном поведении и имеют силу определенных требований. Мораль обозначает взгляды, основанные на практике или обучении тому, как человеку вести себя в личных отношениях или в обществе.

Л.П. Гримак характеризует мораль, как нравственное качество человека, необходимое ему в обществе, жизни. «Мы слишком уверовали в силу знаний и не понимаем, что во многих случаях человека может удержать от дурных поступков именно совесть, а не знание» [5, С. 53].

Военно-профессиональная деятельность требует наличия у военнослужащих морально-нравственной позиции. Так, каждый офицер должен обладать качествами, обеспечивающими успешность его профессиональной деятельности, в том числе: сознательным отношением к исполнению должностных обязанностей, высоким уровнем развития эмоционально-волевой сферы, мотивированностью на приоритет служебных интересов, требовательностью к себе, нацеленностью на результат. Обобщая разные характеристики морально-психологической готовности.

Проанализировав результаты исследований [4; 21 и др.], в которых представлены различные подходы к определению морально-психологической готовности к осуществлению профессиональной деятельности, мы пришли к следующей трактовке данного понятия: морально-психологическая готовность будущих прокуроров и следователей к профессиональной деятельности - это интегративное качество личности, детерминированное специфическим содержанием профессиональной подготовки, которая включает формирование целенаправленной положительной установки на профессиональную деятельность, определённое морально-психологическое состояние, самооценку сформированности готовности к профессиональной деятельности и обеспечивающее выполнение выпускниками профессиональных задач.

Кроме выявления содержательных характеристик морально-психологической готовности к осуществлению профессиональной деятельности, для настоящего исследования важное значение имеет определение содержания понятия «формирование».

И.Ф. Харламов [26, С. 310] отмечает, что формирование - это результат развития личности, а становление автор обозначает, как приобретение совокупности устойчивых личностных свойств и качеств.

По мнению И.П. Подласого, «формирование» определяется как «процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов: экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических» [15, С. 210].

Н.В. Кузьмина и А.А. Реан [10] полагают, что формирование готовности человека к профессиональной деятельности осуществляется средствами укрепления здоровья, формированием ценностного отношения к деятельности, развитием способностей, умелости (или основ профессионального мастерства), целенаправленности в саморазвитии.

В психолого-педагогической и философской литературе понятие «формирование» часто употребляется во взаимосвязи с понятием «развитие», о чем говорят, например, труды В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых [11], которые утверждают, что «личность развивается, формируясь, и формируется, развиваясь» [11, С. 44].

Исследователи трактуют формирование как: «процесс развития и становления личности под влиянием внешних воздействий (социальной среды, специально организованного воспитания и обучения)». Кроме того, исследователи под развитием понимают «процесс количественных и качественных изменений, унаследованных и приобретенных свойств и качеств личности».

Формирование и развитие морально-психологической готовности будущих прокуроров и следователей к профессиональной деятельности в процессе профессиональной подготовки будет эффективным, если с этой целью будут использоваться как традиционные, так и современные технологии обучения и воспитания курсантов. Так, в частности, хорошо себя зарекомендовали электронные средсва обучения [13; 14; 16-20; 25], позволяющие более эффективно формировать необходимые знания на интерактивной основе.

Выводы. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что формирование - это процесс развития и становления личности, результат изменений человека под воздействием определенных факторов окружающей действительности (общества, образовательного процесса, обучения и воспитания).

Для разработки модели формирования у будущих прокуроров и следователей морально-психологическая готовности к профессиональной деятельности в образовательном процессе военного вуза важно определить структуру готовности. Структуру морально-психологической готовности будущих прокуроров и следователей к профессиональной деятельности мы определяем в соответствии с морально-психологическим контекстом, который связываем с мотивационно-целевым, морально-личностным и оценочно-рефлексивным компонентами.

Литература:

1. Барабанщиков, А.В. Готовность к прыжку с парашютом / А.В. Барабанщиков, Н.А. Белоусов, В.В. Сысоев. -Москва: Изд-во ДОСААФ СССР, 1982. - 216 с.

2. Белозерцев, Е.П. Образование как среда, обеспечивающая безопасное развитие человека / Е.П. Белозерцев, Л.А. Черных // Психологические и социально-педагогические аспекты безопасности образовательной среды: сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции с международным участием, Липецк, 17 мая 2019 года / Под редакцией О.А. Драгановой, С.Е. Мязиной. - Липецк: "Институт развития образования", 2019. - С. 10-16.

3. Броневицкий Г.А. Психолого-педагогический словарь офицера -воспитателя корабельного подразделения / Г.А. Броневицкий, Г.Г. Броневицкий, А.Н. Томилин. - Новороссийск, 2005. - 76 с.

4. Войченко, А.П. Организация учебно-воспитательного процесса в педагогическом вузе как средство формирования профессиональной готовности студента к педагогической деятельности: на материале преподавания педагогических дисциплин и педагогической практики в национальных группах факультетов русского языка и литературы : дис. ... канд. пед. наук / А.П. Войченко. - Ленинабад, 1979. - 187 с.

5. Гримак, Л.П. Резервы человеческой психики / Л.П. Гримак. - Москва, 1987. - 122 с.

6. Дьяченко, М.И. История отечественной военной психологии: учебник / М.И. Дьяченко, С.Л. Кандыбович, А.Г. Караяни. - Москва: Военный университет, 2009. - 288 с.

7. Ершова, С.И. Психолого-педагогические основы формирования коммуникативной готовности студентов к профессиональной деятельности: дис. ... канд. пед. наук / С.И. Ершова. - Ростов-на-Дону, 1992. - 137 с.

8. Карпов, А.С. Финансовая безопасность государства в условиях санкционных ограничений / А.С. Карпов,

A.Ю. Сергеев, В.В. Филистеев // Актуальные вопросы обеспечения обороноспособности и безопасности государства в новых экономических условиях: Материалы межвузовской научно-практической конференции, Москва, 15 апреля 2021 года / Под общей ред. чл.-корр. РАН В.А. Цветкова и д.э.н., проф. А.А. Хачатуряна.. - Москва: М.: ВУ МО РФ, ИПР РАН, 2021. -С. 177-183. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46246346

9. Кравец, В.В. Структура готовности будущего учителя к применению технологий открытого образования /

B.В. Кравец // Вестник ВГУ. - 2003. - № 2. - С. 44 - 48

10. Кузьмина, Н.В. Профессионализм педагогической деятельности / Н.В. Кузьмина, А.А. Реан. - Санкт-Петербург: Речь; Рыбинск: Дело, 1993. - 134 с.

11. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. - Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. - Кн. 1. - 174 с.

12. Платонов, К.К. Краткий словарь системы психологических понятий: учебное пособие / К.К. Платонов. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Высшая школа, 1984. - 174 с.

13. Патент на полезную модель № 201906 U1 Российская Федерация, МПК F16H 7/04, E06C 5/06. Тактическая защищенная машина для доставки личного состава и грузов в зону боевых действий: № 2020130380: заявл. 15.09.2020: опубл. 21.01.2021 / В.В. Филистеев, А.Ю. Сергеев, С.Е. Афанасьев [и др.]; заявитель ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44698674

14. Патент на полезную модель № 205126 U1 Российская Федерация, МПК F41H 7/03. Танк с отводом пороховых газов из боевого отделения: № 2020138420: заявл. 24.11.2020: опубл. 28.06.2021 / В.В. Филистеев, А.Ю. Сергеев, А.Г. Смирнов [и др.]; заявитель ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46311533

15. Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учебное пособие для вузов / И.П. Подласый. - Москва: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.

16. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2021619419 Российская Федерация. "Тестирование по дисциплине "всеобщая история", продвинутый уровень (testing in the discipline "general history", advanced level)": № 2021618496: заявл. 02.06.2021: опубл. 09.06.2021 / В.В. Филистеев, А.В. Плетков, А.А. Григорьев [и др.]; заявитель Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46313641

17. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2021665550 Российская Федерация. Психологическая диагностика игровой зависимости у военнослужащих (psychological diagnostics of gambling addiction): № 2021664734: заявл. 21.09.2021: опубл. 28.09.2021 / В.Е. Петров, В.В. Филистеев, А.Д. Димитриев [и др.]; заявитель Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47117544

18. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2021668797 Российская Федерация. Диагностика самооценки общей эффективности военнослужащего (diagnosis of self-assessment of the overall effectiveness of the soldier): № 2021668220: заявл. 15.11.2021: опубл. 19.11.2021 / В.В. Филистеев, А.С. Карпов, К.В. Карпова [и др.]; заявитель Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47258918

19. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2021669324 Российская Федерация. «интерактивная викторина "психолог воинской части"» ("interactive quiz «psychologist of a military unit»"): № 2021668553: заявл. 18.11.2021: опубл. 26.11.2021 / А.В. Плетков, А.Ю. Сергеев, В.В. Филистеев [и др.]; заявитель Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47434703

20. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2021669560 Российская Федерация. «психологическая диагностика склонности к возрастной дискриминации военнослужащих (ageism inventory)»: № 2021668962: заявл. 24.11.2021: опубл. 30.11.2021 / А.Д. Димитриев, М.С. Васильева, В.В. Филистеев [и др.]; заявитель Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47434944

21. Сергиенко, А.И. Формирование морально-психологической готовности будущих летчиков к профессиональной деятельности в образовательном процессе военного вуза: дисс. к.п.н. / Сергиенко Анатолий Игоревич. - Воронеж, 2021. - 188 с.

22. Сластенин, В.А. Педагогика: учебник для студ. высш. учеб.заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - Москва: Академия, 2002. - 576 с.

23. Смирнова, Т.С. Влияние денежных суррогатов на экономику страны и угрозы от них / Т.С. Смирнова,

A.Ю. Сергеев, В.В. Филистеев // Россия и мир: развитие цивилизаций. Преобразования цивилизационных ценностей в современном мире: Материалы XI международной научно-практической конференции: В 2-х ч., Москва, 21-22 апреля 2021 года. - Москва: Институт мировых цивилизаций, 2021. - С. 280-283. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46364480

24. Узнадзе, Д.Н. Психологические исследования / Д.Н. Узнадзе. - Москва: Наука, 1966. - 450 с.

25. Филистеев, В.В. Применение математического программирования при решении военно-экономических задач /

B.В. Филистеев, Т.С. Смирнова // Математическое моделирование и информационные технологии при исследовании явлений и процессов в различных сферах деятельности: Сборник м-ов международной научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов, посвященной 70-летию кафедры высшей математики, Краснодар, 19 февраля 2021 года / Отв. за выпуск Н.В. Третьякова. - Краснодар: Новация, 2021. - С. 407-412. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45717579

26. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. - Москва: Гардарики, 1999. - 520 с.

Педагогика

УДК 372.3

магистрант Досмагамбетова Диана Жуматайкызы

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ

ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Дошкольный возраст - это начальный этап становления «теоретического» знания ребенком временных ориентировок и формирования единства чувственного и логического отражения во времени. Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) на современном этапе предполагает формирование у дошкольника элементарных математических представлений. Сформированность математических представлений заключается в «приобретении навыков первоначальной учебной деятельности, овладении математической терминологией», «формировании знаний о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (пространстве и времени)». В ДОО детей знакомят с понятием время - это отражение развития природы, общества и человека. Время является звеном реальности, в которой существует наше человеческое общество. Оно воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития важнейших качеств личности, необходимых при обучении в школе и в повседневной жизни - организованность, собранность, целенаправленность, точность. Анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил выделить четыре этапа в формировании временных представлений у дошкольников. К данным этапам относят: любопытство, восприятие окружающего мира приобретение наглядно-образного мышления и воображения и использование приобретенных способов действий. Поэтому детей надо знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять и определять длительность, последовательность, ритмичность их действий, разнообразных видов деятельности. Кроме того автором была рассмотрена классификация заданий, способствующих формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Классификация осуществляется по следующим основаниям: задания, требующие выбора, задания на узнавание, задания на установление последовательности, задания на классификацию, задания на исключение, задания на моделирование объектов. В статье также был представлен комплекс заданий, способствующий формированию временных представлений. Цель представленных в статье заданий - научить ребенка определять время суток, дни недели, единицы времени, название месяцев и сезоны года. Использование данных заданий позволяет актуализировать, закреплять представления детей о времени, развивать их познавательный интерес.

Ключевые слова: дошкольник, временные представления, дошкольная образовательная организация, учебные задания.

Annоtation. Preschool age is the initial stage in the formation of the child's "theoretical" knowledge of time orientations and the formation of the unity of sensory and logical reflection in time. The introduction of the Federal State Educational Standard for Preschool Education at the present stage involves the formation of elementary mathematical concepts in a preschooler. The formation of mathematical representations consists in "acquiring the skills of initial educational activity, mastering mathematical terminology", "forming knowledge about the properties and relationships of objects in the surrounding world (space and time)". In preschool children are introduced to the concept of time - it is a reflection of the development of nature, society and man. Time is a link in the reality in which our human society exists. It is perceived by the child indirectly, through the concretization of temporal units and relationships in constantly recurring phenomena of life and activity. The ability to regulate and plan activities in time creates the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.