Научная статья на тему 'НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ В БОЮ ОСНОВНЫЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ К МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЛИЧНОГО СОСТАВА ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СУХОПУТНЫХ ВОЙСК'

НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ В БОЮ ОСНОВНЫЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ К МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЛИЧНОГО СОСТАВА ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СУХОПУТНЫХ ВОЙСК Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
229
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЕ ВОЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ / МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / НРАВСТВЕННАЯ ПОЗИЦИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ / MODERN MILITARY CONFLICTS / MORAL AND PSYCHOLOGICAL SUPPORT / PRACTICE-ORIENTED TECHNOLOGIES / PROFESSIONAL THINKING / INTERDISCIPLINARY INTERACTION / MORAL POSITION / THE FORMATION OF MORAL AND PSYCHOLOGICAL READINESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бородин Вадим Александрович, Уткин Василий Евгеньевич

В статье раскрыты пути повышения эффективности подготовки курсантов к морально-психологическому обеспечению деятельности войск (сил) на основе анализа современных вызовов и угроз данному виду обеспечения боевых действий. Предлагаемые пути прошли опытно-экспериментальную проверку на базе Казанского ВТКУ и могут быть рекомендованы для апробации в других военных образовательных организациях, к ним относятся: развитие у курсантов военных вузов профессионального мышления посредством реализации инновационных практико-ориентированных технологий; формирование морально-психологической готовности курсантов к ведению боевых действий; усиление морально-психологической направленности в подготовке курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бородин Вадим Александрович, Уткин Василий Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW REQUIREMENTS FOR PSYCHOLOGICAL RESILIENCE IN COMBAT THE MAIN WAYS OF INCREASE OF EFFICIENCY OF TRAINING OF CADETS OF MILITARY HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS TO THE MORAL AND PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF THE PERSONNEL OF THE GROUND FORCES

The article reveals the ways to improve the effectiveness of training cadets to the moral and psychological support of the troops (forces) on the basis of the analysis of modern challenges and threats to this type of combat support. The proposed ways have been tested on the basis of the Kazan VTKU and can be recommended for testing in other military educational organizations, they include: the development of cadets of military higher educational institutions of professional thinking through the implementation of innovative practice-oriented technologies; formation of moral and psychological readiness of cadets to conduct military operations; strengthening of moral and psychological orientation in the training of cadets.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ В БОЮ ОСНОВНЫЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ К МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЛИЧНОГО СОСТАВА ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СУХОПУТНЫХ ВОЙСК»



В.А. БОРОДИН, В.Е. УТКИН

Ш

1 MrO^I.Ï^W

ч

V.A. BORODIN, V.E. UTKIN

НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ В БОЮ

NEW REQUIREMENTS FOR PSYCHOLOGICAL RESILIENCE IN COMBAT

ОСНОВНЫЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ К МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЛИЧНОГО СОСТАВА ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СУХОПУТНЫХ ВОЙСК

THE MAIN WAYS OF INCREASE OF EFFICIENCY OF TRAINING OF CADETS OF MILITARY HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS TO THE MORAL AND PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF THE PERSONNEL OF THE GROUND FORCES

Сведения об авторах: Бородин Вадим Александрович - доцент кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Казанского высшего танкового командного училища, подполковник запаса, кандидат педагогических наук, доцент (г. Казань. E-mail: vadbor72@mail.ru);

Уткин Василий Евгеньевич - профессор кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Казанского высшего танкового командного училища, полковник запаса, доктор педагогических наук, профессор (г. Казань. E-mail: ve_utkin@mail.ru).

Аннотация. В статье раскрыты пути повышения эффективности подготовки курсантов к морально-психологическому обеспечению деятельности войск (сил) на основе анализа современных вызовов и угроз данному виду обеспечения боевых действий. Предлагаемые пути прошли опытно-экспериментальную проверку на базе Казанского ВТКУи могут быть рекомендованы для апробации в других военных образовательных организациях, к ним относятся: развитие у курсантов военных вузов профессионального мышления посредством реализации инновационных практико-ориентированных технологий; формирование морально-психологической готовности курсантов к ведению боевых действий; усиление морально-психологической направленности в подготовке курсантов.

Ключевые слова: современные военные конфликты, морально-психологическое обеспечение, практико-ориентированные технологии, профессиональное мышление, междисциплинарное взаимодействие, нравственная позиция, формирование морально-психологической готовности.

Information about the authors: Vadim Borodin - associate professor of the chair of humanities and natural sciences of the Kazan higher tank command school, reserve lieutenant colonel, candidate of pedagogical sciences, associate professor (E-mail: vadbor72@mail.ru).

Vastly Utkin - professor of the chair of humanities and natural sciences of the Kazan higher tank command school, reserve colonel, doctor of pedagogical sciences, professor (E-mail: ve_utkin@mail.ru).

Summary. The article reveals the ways to improve the effectiveness of training cadets to the moral and psychological support of the troops (forces) on the basis of the analysis of modern challenges and threats to this type of combat support. The proposed ways have been tested on the basis of the Kazan VTKU and can be recommended for testing in other military educational organizations, they include: the development of cadets of military higher educational institutions of professional thinking through the implementation of innovative practice-oriented technologies; formation of moral and psychological

грзхз

I I I

Й

Iii

readiness of cadets to conduct military operations; strengthening of moral and psychological orientation in the training of cadets.

Keywords: modern military conflicts, moral and psychological support, practice-oriented technologies, professional thinking, interdisciplinary interaction, moral position, the formation of moral and psychological readiness.

Анализ характерных черт и особенностей современных военных конфликтов, включая действия группировки российских войск в Сирийской Арабской Республике, показывает, что перед морально-психологическим обеспечением военнослужащих подразделений Сухопутных войск стоит проблема по формированию, поддержанию и восстановлению морально-психологической устойчивости личного состава Сухопутных войск в условиях: комплексного использования методов и форм невоенного характера (демонстрация военной силы, экономические и политические санкции, информационное противоборство); массового применения новых и перспективных средств ведения вооруженной борьбы (роботизированных и кибернетических систем на суше, в воде и в воздухе; оружия, основанного на новых физических принципах; высокоточных систем и гиперзвукового оружия; оружия массового поражения; средств радиоэлектронной борьбы и информационно-управляющих систем); глубинных преобразований в пространственно-временной характеристике боевых действий (операций); реализации принципов ведения сетевых и сетецен-трических войн; применения асимметричных методов ведения вооруженной борьбы с использованием коммерческих военных организаций и иррегулярных вооруженных формирований.

Кроме этого, сирийский опыт доказывает возрастание роли информационной составляющей в вооруженной борьбе. Российские военнослужащие действуют в условиях ведения активных информационно-психологических

операций как со стороны террористических группировок, так и иностранных государств. Информационные агентства регулярно выдают потоки неподтвержденных сообщений о нарушении российскими военнослужащими норм международного гуманитарного права и резолюций ООН. В целях негативного информационно-психологического воздействия активно применяется подготовленная дезинформация для информационных вбросов, в том числе с использованием постановочного создания сфабрикованных видеосюжетов и т.д.

Указанные обстоятельства определяют необходимость поиска путей повышения эффективности подготовки курсантов военных вузов к морально-психологическому обеспечению личного состава подразделений Сухопутных войск. При этом опытно-экспериментальная работа, проведенная в Казанском ВТКУ, показывает, что совершенствованию процесса подготовки курсантов к данному виду деятельности будет способствовать реализация следующих путей и условий.

Во-первых, развитие у курсантов военных вузов профессионального мышления посредством реализации инновационных практико-ориентированных технологий, чему будет способствовать создание в образовательном процессе ряда условий.

Первое условие обеспечивается реализацией целевой комплексной педагогической программы повышения эффективности подготовки курсантов военных вузов к морально-психологическому обеспечению личного состава Сухопутных войск. Все мероприятия

программы имеют практическую направленность и основываются на требованиях руководящих документов. Цель мероприятий -организовать взаимодействие субъектов педагогического процесса для формирования и развития у курсантов системного мышления в управлении морально-психологическим обеспечением деятельности подразделений Сухопутных войск (сил), учитывающей воздействие различных внешних и внутренних факторов боевой и учебно-боевой действительности.

Основными направлениями деятельности субъектов педагогического процесса являются:

• формирование устойчивой образовательной среды военного вуза, которая выражает ответственное отношение командования, преподавательского состава, командиров подразделений к морально-психологическому обеспечению различных видов деятельности, осуществляемых в военном учебном заведении;

• углубленное изучение командованием (отделением по работе с личным составом) и преподавательским составом опыта в осуществлении морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил) в вузах видов (родов) войск (сил) и в частях постоянной боевой готовности с выработкой предложений по совершенствованию данного вида деятельности в военном вузе;

• анализ преподавательским составом основных тенденций в развитии вызовов и угроз морально-психологическому состоянию военнослужащих Сухопутных войск с выработкой предложений по внесению необходимых дополнений и изменений в рабочие программы и тематические планы

соответствующих учебных дисциплин;

• обучение преподавательского состава формам и методам психологической подготовки к различным видам боевых действий и в различных природно-географических и погодно-климатических условиях с использованием соответствующих учебно-тренировочных площадок и (или) специализированных тренажеров;

• своевременное доведение до преподавательского состава результатов военных учений (участия войск (сил) в вооруженных конфликтах) с выработанными рекомендациями и требованиями к военно-профессиональной подготовленности выпускников, в том числе к морально-психологическому обеспечению личного состава подразделений Сухопутных войск;

• откомандирование курсантов старших курсов для участия в оперативно-стратегических, оперативно-тактических и других войсковых учениях (помимо войсковой стажировки);

• организация медико-психологического сопровождения военно-профессиональной подготовки в вузах;

• внедрение отдельных компонентов индивидуализации обучения и воспитания курсантов;

• усиление роли культуры и искусства в формировании общекультурных и профессиональных компетенций.

Второе условие обеспечивается использованием в образовательном процессе методов, способствующих активации деятельности обучающихся по самостоятельному поиску решений основных проблемных вопросов и ситуаций.

При подготовке курсантов к данному виду деятельности рекомендуется использовать следующие методы активного обучения: а) имитационные: деловая игра, ситуация-упражнение; б) неимитационные: тематическая дискуссия; групповая консультация; педагогические игровые упражнения;

презентация; олимпиада; научно-практическая конференция.

Деловая игра - это имитационное моделирование процессов управления системой работы должностных лиц до мотострелкового (танкового) батальона по организации морально-психологического обеспечения в подразделении.

Обязательными условиями проведения деловой игры являются:

• введение в военно-политическую, морально-психологическую, военно-социальную, тактическую обстановку;

• исходные данные для оценки морально-психологического состояния подразделений противника;

• исходные данные для оценки морально-психологического состояния личного состава своих (приданных) подразделений;

• распределение ролей должностных лиц мотострелкового (танкового) батальона в учебной группе;

• наличие системы оценки результатов игровой деятельности;

• наличие системы мотивации участников, дающей объективную оценку личного вклада каждого участника игры в разработку плана организации морально-психологического обеспечения боевых действий;

• наличие соответствующих руководящих документов, учебников, учебных пособий, учебно-методических материалов и т.д.

Оценка действий участников игры может производиться (преподавателем) экспертами жестким или комбинированным методом. Первый метод характерен тем, что оценка действий играющих дается руководителем деловой игры или группой экспертов на основании опыта, здравого смысла, интуиции. Жесткий метод оценки характерен формализованными действиями, в основном расчетами. Комбинированный метод предусматривает сочетание экспертных и формализованных оценок.

Ситуация-упражнение предусматривает применение уже принятых ранее алгоритмов оценки

¿им 1 -1 г 1 1 т

|]Г ГЬ

военно-политической, морально-психологической, военно-социальной обстановки, а также морально-психологического состояния подразделений противника и морально-психологического состояния личного состава своих подразделений. Ситуация-упражнение предполагает очевидные и бесспорные решения поставленных проблем и развивают у курсантов определенные умения в обработке или обнаружении данных, относящихся к исследуемой проблеме. Ситуации-упражнения носят в основном тренировочный характер, помогают приобрести опыт.

Тематическая дискуссия - это способ обсуждения какого-либо спорного вопроса, проблемы в учебной группе. Чаще всего используются такие дискуссионные методы, как разбор казусов из практики, анализ ситуаций нравственного выбора и др.

Разбор казусов из практики частей и подразделений предполагает анализ необычных ситуаций, «недоразумений» с точки зрения существующих нормативно-правовых положений. Анализ таких казусов позволяет курсантам не только разобраться в особенностях сложившейся ситуации, но и разработать рекомендации по достойному выходу из нее.

Ситуация нравственного выбора характеризуется наличием субъективного конфликта мотивов, хотя бы один из которых соответствует моральной норме, или наличием субъективных альтернатив разрешения ситуации, которые обладают примерно равным «весом» для личности.

Групповая консультация предполагает вовлечение всего коллектива обучающихся в творческое обсуждение поставленных вопросов. Вопросы формулируются лично курсантами (или взводом). Преподаватель помогает найти верный ответ. Групповая консультация наиболее эффективна при завершении изучения дисциплины

3

8

к

I

И

с 2

3 ь 5

1 курс Изучсяяе тагппеавсс действии отделения (эхзевхз). Подготовха вохаялсра танка я совершенствование ведотош солдата

1 ♦

Оавтт» МПС

аруви

ль фюхофа в фс? шреиш

ючсаушр» п ос Трата

«рша а хлкхпшехе! о6р5ся!

этого сосхэ за (отттггтагх> в воавв. в

МИШИЬ] ГЗ<ЗрвВЗЕ0С7Э В СЭСвЙ ПрЛ

Х5*тсяолюпп»аье« обосолкха сстхж мероаэ-

и

н

Оаяшюаамюст» Хзсчдгервдхц I Оош усю«Ж

2 курс

Изучение таххнчесхях делегата ктвл:п Подготовка юманднра ал ода в совершенстаоазнве подготсахн хохзнзера танка.

а

1 с»

I

х иржираош »

Ос«ои зазрмдмвхавп

Даааппаадвь с^гшхд I

\ I

Г'

ТУпл

курс

Изучение Шшчюои действии роты. Подготовка хоэвэнднра роты а соаершснсттсаанне подтотоахи комаюяра анода

Пгжутли I ттгпггпт Ос*»* »«га

р*ОМ в [рзбош арегъ ПаОВГвВСХ 1 ЗОТарЯ X СТТХ ЕС П'1У1Ш 1*

т

ги

Н

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

X

и

х £ I

ШЗ

иН

П** ш9

4 КУРС

Шупеяяе тшти(омх деястаяя батальона Подготоао КБ я совершенстаоалнае подготоии КР

Рабгпг -агппш гогг тяги «5СР?. ад жхраиввв в востдови Э&фЫЖ< МПО

• («О гкгр* »***<•)

Рис. Модель междисциплинарного взаимодействия по формированию у курсантов умений в организации морально-психологического обеспечения личного состава и поэтапного выполнения учебно-профессиональных задач

(модуля) фундаментального характера.

Педагогические игровые упражнения - разновидность развлекательных игр (викторины, конкурсы, состязания, кроссворды пр.), в которых в качестве игрового используется учебный материал.

Под презентацией обычно понимается представление заинтересованной аудитории некоторой новой или малоизвестной информации.

Олимпиада или научно-практическая конференция выступают как активные методы обучения, если контролируется и гарантируется самостоятельность подготовки к ним курсантов, а сама работа носит исследовательский характер.

Каждый из перечисленных методов активного обучения отличается определенными признаками, имеет свое назначение и рациональную область применения. Многие из них используются на основе информационно-коммуникационных технологий. Наибольший эффект достигается при системном подходе к выбору различных методов обучения в соответствии с теми задачами, которые ставит перед собой преподаватель.

Третье условие - реализация субъектами педагогического процесса междисциплинарного взаимодействия.

В целях создания этого условия разработана и реализована модель междисциплинарного взаимодействия по формированию у курсантов умений организации морально-психологического обеспечения личного состава и поэтапного выполнения учебно-профессиональных задач (см. рис.).

Основная цель модели - овладение курсантами системой работы должностных лиц в тактическом звене взвод-рота-батальон по организации морально-психологического обеспечения боевых действий посредством логически последовательного и поэтапного выполнения обучающимися учебно-профессиональных задач.

Четвертое условие - формирование у курсантов нравственной позиции, заключающейся в ответственном отношении к принимаемым решениям по формированию, поддержанию и восстановлению у подчиненных морально-психологического состояния и других качеств, обеспечивающих безусловное выполнение поставленных задач в любых условиях обстановки.

В данном случае объектом ответственности командира определяется морально-психологическое состояние подчиненных, а значение его личной ответственности определяется через содержание, структуру и последствия деятельности, которую он организует в процессе

морально-психологического обеспечения личного состава подразделений Сухопутных войск.

Во-вторых, формирование морально-психологической готовности курсантов к ведению боевых действий, основные условия которого:

1. Реализации курса специальной психолого-педагогической подготовки, направленного на привитие навыков в использовании методов и методик (техник) индивидуальной психологической подготовки военнослужащих, оказания первой психолого-педагогической помощи и самопомощи перед, в период и после выполнения боевых задач. Данный курс способству-

ет повышению уровня психологической готовности курсантов к боевым действиям посредством формирования и развития: умений применять методы индивидуальной психологической подготовки личного состава перед выполнением боевой задачи, первой психологической помощи и самопомощи военнослужащим в период и после выполнения боевой задачи; умений обучать подчиненных использованию базовых техник оказания самопомощи; устойчивости к боевому стрессу, достаточного уровня адаптационных возможностей; достаточно высокого уровня нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции; достаточно высокого уровня работоспособности, в том числе и в усложненных условиях деятельности; достаточно высокой толерантности к психическим и физическим нагрузкам; достаточно высокой устойчивости к воздействию стресс-факторов.

2. Широкое использование на факультативах, в ходе военно-научной работы курсантов и в рамках изучения гуманитарно-социальных дисциплин документальной, художественной, военно-мемуарной, военно-исторической литературы, батальной живописи, а также художественных и документальных фильмов.

3. Создание в вузах Сухопутных войск образовательной среды, способствующей формированию у курсантов боевых психологических навыков, необходимых эмоциональных реакций, моральной и психологической готовности к единоличному принятию решений в условиях смертельной опасности и др.

В-третьих, усиление морально-психологической направленности в подготовке курсантов, основными условиями выступают:

1. Объединение отдельных тем и (или) разделов учебных дисциплин гуманитарного, социального, экономического циклов вокруг одной или нескольких задач морально-психологического обеспечения войск

(сил), решаемых командирами на тактическом уровне управления. Данное условие способствует развитию творческого мышления и повышению методического мастерства будущего офицера, вырабатыванию у курсантов практических умений и формированию навыков в применении методов: научно-исследовательской работы в рамках морально-психологического обеспечения личного состава подразделений Сухопутных войск; в решении задач, максимально моделирующих возможный характер морально-психологической обстановки, сложившейся при выполнении боевых задач; в производстве расчетов возможных психогенных потерь, принятию решения по их максимальному снижению, восстановлению боеспособности подразделения, оказанию помощи получившим боевые психические травмы и т.д.

2. Включение в задания, решаемые курсантами, проблемных вопросов, связанных с анализом традиционных, «нетрадиционных», «гибридных», асимметричных и др. новых и перспективных форм и методов ведения боевых действий, оценкой морально-психологической обстановки, погодно-климати-ческих и природно-географических условий выполнения боевых (учебно-боевых) задач и др.

3. Разработка и издание необходимой учебно-методической литературы, в которой будут раскрываться вопросы прикладного характера для максимально всесторонней подготовки будущих командиров к морально-психологическому обеспечению боевых действий, например: «Работа командира тактического звена Сухопутных войск по организации морально-психологического обеспечения боевых действий», «Основы военной географии для командира подразделения Сухопутных войск», «Основы религиоведения для командира подразделения Сухопутных войск» и т.д.

4. Создание средств для текущего контроля и фондов оценочных средств промежуточной аттестации

ЛИЗСЩфГГП

обучающихся по дисциплинам гуманитарного, социального и экономического циклов должны с учетом глубокой интеграции с дисциплинами военно-профессионального модуля профессионального цикла: «Тактика», «Основы боевого применения подразделений родов войск и специальных войск», «Бронетанковое вооружение», «Эксплуатация бронетанкового вооружения и военной техники» и т.д.

Подводя итоги, следует отметить, что подготовка курсантов к морально-психологическому обеспечению личного состава подразделений Сухопутных войск должна адекватно отражать современные тенденции в развитии теории и практики военного дела, педагогической и психологической науки. При этом представленные пути и условия способствуют повышению эффективности подготовки курсантов военных вузов к данному виду военно-профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болотов, КН. Сущность и содержание понятия «война в информационной сфере» // Вестник академии военных наук, 2017. -№1(58).

2. Герасимов, Б.Б. Организация обороны Российской Федерации в условиях применения противником «традиционных» и «гибридных» методов войны // Вестник академии военных наук, 2016. - № 2 (55).

3. Клименко, С. Теория и практика ведения «гибридных войн» (по взглядам НАТО) // Зарубежное военное обозрение, 2015. - № 5.

4. Морально-психологическое обеспечение деятельности войск (сил) в тактическом звене управления: рота - батальон - бригада (полк): электронный учебник / Ю.Н. Арза-маскин и др. - М.: ВУ, 2016.

5. Савин, JI. Бесконтактные и сетевые войны. URL:http://www. odnako.org/ magazine/material/ beskontaktnie-i-setevie-voyni/ (дата обращения: 20.11.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.