Научная статья на тему 'МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЙСК В БОЕВЫХ УСЛОВИЯХ КАК СИСТЕМА'

МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЙСК В БОЕВЫХ УСЛОВИЯХ КАК СИСТЕМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2283
343
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦЕЛИ / ЗАДАЧИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ВИДЫ СИСТЕМЫ / МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / AIMS / TASKS / EFFECTIVENESS / TYPES OF SYSTEM / MORAL AND PSYCHOLOGICAL STATE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колосова Любовь Андреевна, Томилов Александр Анатольевич, Беляев Роман Владимирович, Сергиенко Анатолий Игоревич

Рассматривается проблема морально-психологического обеспечения деятельности войск в боевых условиях как система, характеризуются ее виды и определены пути повышения эффективности данного направления, описан опыт проявления морально-психологического уровня подготовки военнослужащих при ведении боевых действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колосова Любовь Андреевна, Томилов Александр Анатольевич, Беляев Роман Владимирович, Сергиенко Анатолий Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORAL AND PSYCHOLOGICAL SUPPORT UNDER COMBAT ACTIVITIES AS A SYSTEM

The article addresses the problem of the moral and psychological support under combat activities as a system, describes the types and identifies ways of the strengthen of the given directions, also the level of moral and psychological training in combat activities.

Текст научной работы на тему «МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЙСК В БОЕВЫХ УСЛОВИЯХ КАК СИСТЕМА»

Морально-психологическое обеспечение деятельности войск в боевых условиях как система

Л.А. КОЛОСОВА, доктор педагогических наук

Полковник в отставке АЛ. ТОМИЛОВ, кандидат военных наук

Подполковник Р.В. БЕЛЯЕВ, кандидат педагогических наук

Майор АЖ СЕРГИЕНКО

АННОТАЦИЯ

SUMMARY

Рассматривается проблема морально-психологического обеспечения деятельности войск в боевых условиях как система, характеризуются ее виды и определены пути повышения эффективности данного направления, описан опыт проявления морально-психологического уровня подготовки военнослужащих при ведении боевых действий.

The article addresses the problem of the moral and psychological support under combat activities as a system, describes the types and identifies ways of the strengthen of the given directions, also the level of moral and psychological training in combat activities.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

KEYWORDS

Цели, задачи, эффективность, система морально-психологического обеспечения, виды системы, морально-психологическое состояние, боевые условия.

Aims, tasks, effectiveness, moral and psychological support system, types of system, moral and psychological state, combat conditions.

В СОВРЕМЕННЫХ условиях усиливается внимание к проблеме совершенствования морально-психологического обеспечения (МПО) военнослужащих. Всестороннее рассмотрение данной проблемы способствует выявлению путей, повышающих эффективность МПО войск в боевых условиях и перспективных тенденций ее развития.

В настоящее время существенный вклад в совершенствование МПО войск вносят ученые: О.Ю. Ефремов, М.Ю. Зе-ленков, А.Г. Караяни, Л.А. Колосова, Н.И. Резник, И.В. Сыромятни-

ков, А.А. Томилов, А.А. Чертополох и другие. Однако появившиеся новые формы войн (теракты, информационно-психологические войны, кибернетические войны и т. д.) МПО целесообразно рассматривать

с точки зрения подготовки войск — они учат эффективно вести боевые действия в различных условиях, как военных, так и метеорологических; добиваться поражения противника, не щадя себя и своих сил; преодолевать трудности и достигать решительной победы; а также позволят раскрыть высокий боевой потенциал Вооруженных Сил.

МПО во время войны предполагают характеризовать как совокупность, т. е. как систему, целостных взаимосвязанных, взаимообусловленных компонентов, которые имеют внутреннее единство моделей и деятельности, направленных на достижение единой цели1.

В современных условиях предназначение МПО деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации сформулировано в руководящих документах Министерства обороны Российской Федерации и заключается в заблаговременном создании и постоянном повышении уровня морально-психологического состояния военнослужащих для поддержания боевой готовности войск с целью успешного обеспечения защиты государства, отражения агрессии противника,

а также достижения требуемых результатов в указанные сроки.

Выполнение боевых задач личным составом отличается предельной четкостью целей и предполагает интенсивное использование оружия и военной техники, поражение живой силы противника, захват его рубежей, места дислокации, вызывает большую моральную и физическую усталость личного состава. Сложная боевая обстановка характеризуется возможным нанесением вреда жизни и здоровью военнослужащих. Действия войск (сил) осуществляются в условиях внезапности, интенсивности событий, дефицита времени, недостаточности информации.

В Вооруженных Силах Российской Федерации основными видами МПО согласно руководящей документации и сформировавшимся теоретико-практическим основам являются: информационно-воспитательная работа, психологическая работа, военно-социальная работа, культурно-досуго-вая работа, защита войск (сил) от информационно-психологического воздействия противника, обеспечение войск (сил) техническими сред-

Профессиональная компетенция

Информационно-воспитательная работа

Военно-социальная работа

Обеспечение войск (сил) техническими средствами воспитания

Психологическая работа

Культур но -досуговая работа

Защита войск (сил) от информационно-психологического воздействия противника

Система морально-психологического обеспечения

ствами воспитания2. Все указанные виды взаимосвязаны и взаимообусловлены, что в предложенной классической схеме показано с помощью линий, соединяющих блоки различных видов МПО.

Целесообразно отметить, что МПО осуществляется с учетом особенностей направления и уровня профессиональной компетенции. Каждый вид МПО соответствует определенной модели, имеет свои особенности и содержание, но все виды объединяются общей многополярной системой, решающей различные задачи. Они организационно, теоретически и логически проводятся вышестоящими органами по утвержденному плану.

Основные виды МПО можно охарактеризовать следующим образом.

Информационно-воспитательная работа — один из наиболее важных путей комплексного обучения и воспитания военнослужащих, построенный на основе научных, учебных, информационных источников, создающих совокупность знаний по МПО, формирующий диалектическое мышление и мировоззрение, позитивные ценности и военно-патриотическое сознание. Данный процесс осуществляется системно, оказывая морально-психологическое воздействие на сознание, волю и характер военнослужащих.

Психологическая работа занимает значимое место в МПО деятельности войск (сил), которая организуется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, приказами и директивными документами министра обороны Российской Федерации и «Руководством по психологической работе в Вооруженных Силах Российской Федерации»3.

Развитие у подчиненных морально-психологической готовно-

сти решать поставленные задачи — это основная цель психологической работы командиров. Ученые А. А. Чертополох, П. А. Корчемный, В.Н. Селезнев, А.Г. Караяни, Ю.Н. Арзамаскин, И.В. Сыромятников и другие выделили и охарактеризовали следующие виды психологической подготовки:

• общая психологическая подготовка — выработка у военнослужащих психологической устойчивости к психотравмирующим факторам боевых действий и способности преодолевать страх, бороться с паникой4;

• специальная психологическая подготовка — осуществляется с целью формирования боевого опыта у войск, с учетом видов предстоящих боевых действий, специфики задач видов Вооруженных Сил и родов войск, сильных и слабых сторон противника, особенностей поставленных боевых задач5;

• целевая психологическая подготовка — развивает у личного состава психологическую готовность к выполнению поставленных задач.

Проявление значительного повышения активности военнослужащих, их способности переносить высокие физические и психологические нагрузки в боевой и повседневной деятельности, а также сохранять боевую способность в сложных условиях боевых действий является основной целью установки психологического сопровождения.

Военно-социальная работа — важный компонент МПО войск. Основными ее задачами являются: реализация мер по обеспечению социальной защиты военнослужащих и членов их семей; соблюдение международных правил ведения военных действий, обращения с ранеными и больными, гражданским населением в районах боевых

действий, а также военнопленными; изучение и прогнозирование развития социальных процессов в воинских коллективах и районах дислокации; выработка, принятие и реализация управленческих решений по осуществлению социальной защиты личного состава; разъяснение правовых актов о правах и льготах военнослужащих.

По мнению доктора психологических наук А.Г. Маклакова, военно-социальная работа «заключается в оказании помощи отдельным людям, группам и коллективам в повышении или восстановлении их способности к социальному функционированию и создании в этих целях благоприятной общественной ситуации»6. Все это является военно-социальной деятельностью, которая рассматривается как работа государственной власти, военного управления, общественных организаций.

Повышению эффективности военно-социальной работы способствуют: учет военной обстановки; разработка предложений и осуществление деятельности, направленной на обеспечение социальной защиты военнослужащих и членов их семей; комплексные мероприятия по военно-социальной работе; пролонгирование тенденций и перспектив социальной обстановки и принятие ограничивающих мер по устранению отрицательных ситуаций; изучение и оказание помощи нуждающимся; взаимодействие с другими организациями.

Культурно-досуговая работа учеными О.П. Еруковым и И.Д. Афониным рассматривается как «система мероприятий, осуществляемых в целях организации досуга и отдыха военнослужащих и членов их семей, воспитания обучаемых средствами культуры»7. При проведении данной работы необходимо учитывать и такие факторы, как расширение

кругозора и общей эрудиции. Культурно-досуговая работа организуется и проводится с целью развития способностей военнослужащих посредством влияния культуры, творчества и искусства, формирования высоких морально-боевых качеств гражданина России, достоинства офицера как личности, а также формирования, стабилизации и развития необходимого положительного морально-нравственного состояния военнослужащих и дальнейшего их настроя на эффективное решение поставленных задач.

Эффективность культурно-до-суговой работы достигается непрерывным повышением боевой и мобилизационной готовности, согласованным применением специальных сил и средств, организованным планированием, сосредоточением основных усилий культурно-досуговой деятельности на приоритетных направлениях, тесной связью с решаемыми боевыми задачами, разнообразием форм и способов культурно-досуговой работы, взаимодействием с другими мероприятиями МПО, поддержанием в рабочем состоянии и своевременным восстановлением боевой способности войск.

Совершенствование ведения специфических информационных и психологических войн и формирование в различных государствах перспективных информационных направлений в политике, системе информатизации предполагают образование определенного типа МПО боевых действий — защиты войск (сил) от информационно-психологического воздействия противника, который стал важной основойобщейсхемыинформацион-ного противоборства.

Известный военный психолог и основатель военной психологии в России Г.Е. Шумков констати-

ровал: «...бой — это вооруженное столкновение с противником, который воздействует на бойцов не только поражающими факторами оружия, но и различными средствами, несущими в себе элементы психологического характера. И успех в сражении будет зависеть от степени поражения психики противника. Необходимо не только истреблять врага, но, главным образом, устрашать его, действуя на его психику, поддерживая и экономя психическую энергии в своих войсках»8.

В военно-политической сфере существуют четкие рекомендации по защите войск (сил) от информационно-психологического воздействия противника. Они рассматриваются как объединение интегрированных по задачам, времени, расположению, осуществляемых в процессе ежедневной деятельности боевых событий вышестоящим руководством государства, командирами, штабами, которые востребованы для устранения последствий отрицательного информационно-психологического воздействия на военнослужащих и общество в целом.

Качественное управление войсками, снижение опасности информационно-психологического влияния на военнослужащих, стабилизация морально-психологического уровня сознания личного состава определяются ведущими целями защиты войск (сил) от информационно-психологического воздействия противника.

Для избежания последствий информационно-психологического влияния со стороны противника нужно принять решительные меры по оказанию деморализованным военнослужащим необходимой морально-психологической помощи; а также устранению

паники, страха, морально-психологической усталости, психологических отклонений, негативных мнений и слухов.

Кроме того, необходимо проанализировать и ликвидировать слабые места в системе защиты войск (сил) от информационно-психологического влияния противоборствующей стороны; возместить потери и нарастить систему информационно-воспитательной работы среди военнослужащих, непосредственно участвующих в боевых действиях.

Основными формами защиты войск (сил) от информационно-психологического воздействия противника являются различные оперативно-профилактические мероприятия по противодействию отрицательному информационно-психологическому воздействию.

Эффективность защиты войск (сил) от рассматриваемого негативного воздействия противника достигается методами морально-психологической помощи, маскировки, обнаружения и дезинформации противника, доведением до личного состава сведений о сложившейся обстановке, индивидуально-групповым воспитательным влиянием, личным позитивным примером и др.

В настоящее время важная роль в комплексе морально-психологического воздействия боевых операций принадлежит техническим средствам воспитания, которые нашли широкое применение в культурно-досуговой работе и позволяют с высокой эффективностью вести МПО войск.

В.А. Батмазов и П.П. Фоменко полагают: «...эффективность решения задач обеспечения войск (сил) техническими средствами достигается: четким планированием и высокой организацией обеспечения

войск (сил) в соответствии с планами, задачами обеспечиваемых частей (подразделений) и условиями конкретной обстановки; сосредоточением основных усилий обеспечения на важнейших направлениях (в районах) действия войск (сил); согласованным применением всех сил и средств обеспечения; тесным взаимодействием органов обеспечения; созданием условий для устойчивого обеспечения войск (сил) техническими средствами в ходе боя...»9.

Примером реализации МПО в различных военных конфликтах стали многие офицеры и солдаты — участники боевых действий. Так, например, в республике Афганистан среди военнослужащих Российской Федерации существовало правило «сам погибай, а товарища выручай». Данному правилу, например, всегда следовали офицеры и солдаты подразделений специального назначения. Ярким примером героических подвигов в Афганистане (1979—1989) стали военнослужащие наших Вооруженных Сил: B.C. Белюженко, В.М. Че-бриков, Ю.И. Дроздов и многие другие. «Судьбой приписано служить Отечеству» — такое правило стало девизом при выполнении боевых задач в Сирии, где российские военнослужащие также неоднократно подтверждали высокую боевую выучку и несокрушимость морального духа русского воина.

Контртеррористическая операция на Северном Кавказе практически раскрыла сущность морально-психологического состояния, характеризующего военные действия; доказала, что исход военных действий зависит не только от решений вышестоящего командования, но и от грамотных и слаженных действий командиров, штабов, воспитательных органов развивать

и укреплять у военнослужащих и гражданского персонала высокое морально-психологическое состояние. Главным направлением содержания войск во время боевых действий стало формирование высоких морально-психологических качеств военнослужащих, высокого уровня воинской дисциплины, организованности, обеспечения психологической устойчивости и сознательной защиты военнослужащих. Такой подход подтверждается опытом чеченских кампаний. Не нужно доказывать тот факт, что успех в любой операции непосредственно зависит от морального состояния войск. Об этом убедительно свидетельствует поучительный опыт в Чечне, где проявляли высокий моральный дух российские военнослужащие.

Следует особо подчеркнуть, что в военных событиях российские военнослужащие всегда были под влиянием информационно-психологического воздействия со стороны противника. Такая ситуация нацеливала командиров оказывать пристальное внимание морально-психологическому обеспечению военнослужащих, защите их позитивного мышления и формирования воли от негативных информационно-психологических влияний.

Так, например, боевой опыт рассматриваемых вооруженных конфликтов показал, что защита личного состава от информационно-психологического воздействия противника предполагала постоянный анализ, изучение, обобщение и доведение до военнослужащих военной, политической, информационной, морально-психологической обстановки на месте дислокации и в районе боевых событий, разъяснение путей выполнения боевого приказа и поставленных задач;

В современных условиях усиливается внимание к проблеме совершенствования морально-психологического обеспечения (МПО) военнослужащих. Всестороннее рассмотрение данной проблемы способствует выявлению путей, повышающих эффективность МПО войск в боевых условиях и перспективных тенденций ее развития.

постоянное укрепление морально-боевого духа войск, сохранение морально-психологического состояния; повышение эффективности в военных действиях личного состава; своевременное обнаружение и устранение источников негативного информационно-психологического воздействия боевиков; ликвидацию отрицательных последствий психологических операций противоборствующей стороны.

Духовно-информационное обеспечение на территории Северного Кавказа помогло органам военного управления создать единую систему своевременного информирования военнослужащих с помощью современных информационных технологий. Так, для качественной информационно-психологической работы военнослужащих летом 2000 года в местах постоянной дислокации воинских частей 42-й гвардейской мотострелковой дивизии осуществлялись экспериментальные приемные комплекты информационного канала «Военный вестник». Этот канал действовал на базе Общероссийского технического информационного канала при Управлении делами Президента Российской Федерации10.

В современных условиях важную роль в подготовке к войне играет духовный фактор государственной безопасности Российской Федерации и возрождения концепций защиты Родины. В военной

службе в числе основных приоритетов доминируют моральные факторы, где в центре внимания находятся отечественные устои и позитивные традиции: патриотизм, любовь к Отечеству и готовность защищать государство и народ, гордость за принадлежность к Вооруженным Силам, войсковое товарищество, уверенность командиров и сослуживцев, эффективность современного вооружения и военной техники и высокая компетенция военнослужащих, обращающихся с ними; социальная поддержка. Проведенные исследования показали, что подавляющее большинство военнослужащих (92,5 %) уверены в способности российской армии защитить страну от внешних угроз.

Отечественный опыт борьбы с терроризмом, приобретенный на Северном Кавказе в 1994—2009 годах, свидетельствует, что важное место в решении военно-политических задач занимало морально-психологическое обеспечение войск.

Основными задачами МПО уничтожения терроризма на территории Северного Кавказа являлись: подготовка сознания военнослужащих к выполнению поставленных задач; развитие боевых, нравственных, морально-психологических качеств военнослужащих российской армии и готовности не щадя себя добиваться победы; достижение превосходства над противником.

Для повышения морально-психологического состояния войск на-

шли применение парные названия проводимых операций, например: операция «Вспышка ярости», имеющая цель защиты американских граждан и создание стабильности в США; операция «Буря в пустыне», задачей которой являлись освобождение Кувейта и разгром почти миллионной хорошо вооруженной армии Ирака; «Щит пустыни» — по недопущению развития агрессии Ирака на территорию Саудовской Аравии и др.

Опираясь на основу истории военного искусства, следует, что руководством любой страны и ее вооруженных вил всегда учитывалась морально-психологическая составляющая войск. Примером могут стать Петр I, A.B. Суворов, М.И. Драгомиров, Г.К. Жуков, Наполеон и др. Но в прошлом они опирались в основном на военные догадки, эмпирический опыт, а не на научные знания. Основой этого направления в настоящее время являются теоретические и практические учебно-научные источники.

Сегодня особенно актуальным в нашей стране становится создание эффективной системы морально-психологического и духов-

но-информационного обеспечения деятельности защитников Родины. Учитывая происходящие в стране и за рубежом события, нельзя исключать возможность участия Вооруженных Сил России в локальных войнах и вооруженных конфликтах в отдельных регионах. Важной основой в таких действиях будет укрепление боевого духа военнослужащих, морально-психологической устойчивости к различным видам информационно-психологического воздействия противника.

Таким образом, морально-психологическое обеспечение боевых действий войск (сил) — это сложная система, которая объединяет информационно-воспитательную работу, психологическую работу, военно-социальную работу, культур-но-досуговую работу, защиту войск (сил) от информационно-психологического воздействия противника и обеспечение войск (сил) техническими средствами. От своевременной организации и согласованного проведения каждого из видов морально-психологического обеспечения зависит эффективность ее системы, а значит, и качественное выполнение боевых задач.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Зибров Г.В., Колосова Л. А. и др. Психология и педагогика высшей военной школы: учебник. Воронеж: Министерство обороны РФ: ВВВАИУ, ВИРЭ, 2005.

2Там же.

3 Система морально-психологического обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации: учеб. пособ. М.: МО РФ, 2005.

4Там же.

5 Там же.

6 Военная психология: учебник для вузов / под. ред. А.Г. Маклакова. Питер, 2004.

7 Еру ков О. П. Психология и педагогика высшей военной школы: учеб. по-соб. / О.П. Еруков, И.Д. Афонин. Мо-нино: ВВАим. Ю.А. Гагарина, 2010.

8 Шумков Т.Е. Психика бойцов во время сражений. СПб., 1905. Вып. I.

9 Введение в теорию и практику морально-психологического обеспечения войск (сил): учебник / под ред. И.Б. Субботина. М.: ВУ, 2014.

10 Военно-исторический журнал. 2008. № 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.