Научная статья на тему 'Современные подходы к организации и методике преподавания проблем морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил) курсантам военных ВУЗов'

Современные подходы к организации и методике преподавания проблем морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил) курсантам военных ВУЗов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР / METHOD OF TEACHING / MORAL AND PSYCHOLOGICAL SUPPORT / MORAL AND PSYCHOLOGICAL FACTOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дроздов А.С., Моисеев А.Р.

В статье рассматриваются современные организационные направления и методические подходы к преподаванию курсантам военных ВУЗов вопросов морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дроздов А.С., Моисеев А.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN APPROACHES TO THE ORGANIZATION AND METHODS OF TEACHING PROBLEMS OF MORAL AND PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF ACTIVITIES TROOPS (FORCES) CADETS OF MILITARY UNIVERSITIES

The article deals with modern organizational directions and methodological approaches to teaching military cadets to military cadets the issues of moral and psychological support for the activities of troops (forces).

Текст научной работы на тему «Современные подходы к организации и методике преподавания проблем морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил) курсантам военных ВУЗов»

УДК 378.1; 378.4 ДРОЗДОВ А.С.

соискатель кафедры связи, Военная академия связи имени Маршала Советского Союза С.М. Будённого Е-mail: das280574@yandex.ru МОИСЕЕВ А.Р.

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Военная академия связи имени Маршала Советского Союза С.М. Будённого Е-mail: a.mois@mail.ru

UDC 378.1; 378.4 DROZDOVA.S.

Competitor Of Communication Department Military Academy of Telecommunications of the Marshal of the

Soviet Union S.M. Budyonny Е-mail: das280574@yandex.ru MOISEYEV A.R.

Ph. D. in Pedagogy, associate professor at Humanities and the socio-economic, Disciplines Military Academy of Telecommunications of the Marshal of the Soviet Union

S.M. Budyonny Е-mail: a.mois@mail.ru

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРОБЛЕМ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЙСК (СИЛ)

КУРСАНТАМ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

MODERN APPROACHES TO THE ORGANIZATION AND METHODS OF TEACHING PROBLEMS OF MORAL AND PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF ACTIVITIES TROOPS (FORCES) CADETS OF MILITARY UNIVERSITIES

В статье рассматриваются современные организационные направления и методические подходы к преподаванию курсантам военных ВУЗов вопросов морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил).

Ключевые слова: методика преподавания, морально-психологическое обеспечение, морально-психологический фактор.

The article deals with modern organizational directions and methodological approaches to teaching military cadets to military cadets the issues of moral and psychological support for the activities of troops (forces).

Keywords: method of teaching, moral and psychological support, moral and psychological factor.

Педагогические взгляды на организацию и методику преподавания теории и практики морально-психологического обеспечения (МПО) деятельности войск (сил) изложены во многих статьях и научно-методических изданиях. Однако, как показал их анализ, они не полностью раскрывают ее значимость и актуальность для подготовки будущих офицеров в современных условиях. Поэтому требуется дальнейшая теоретическая разработка проблематики организации и методики преподавания вопросов морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил) с учетом современных психолого-педагогических подходов.

Методика преподавания вопросов морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил) представляет собой систему научно обоснованных форм, средств, способов и приемов, обеспечивающих высокую эффективность обучения курсантов по укреплению и использованию морально-психологического фактора в интересах успешного выполнения задач, стоящих перед Вооруженными Силами в мирное и военное время, в боевых условиях и чрезвычайных ситуациях.

Основное назначение методики преподавания вопросов морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил) состоит в том, чтобы дать в

системном и структурированном виде четкие и ясные ответы на вопросы, как и каким образом следует вести преподавание данных проблем учебной дисциплины, что методически целесообразно использовать для обеспечения высокого качества подготовки обучающихся.

Предметом методики преподавания морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил) является процесс творческого применения необходимого набора известных приемов и способов передачи знаний, умений и навыков курсантам по соответствующей учебной дисциплине ее закономерностей функционирования и развития. Глубокое и всестороннее познание этих закономерностей позволит методически правильно выбрать средства и формы реализации учебной программы морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил), а также нормативные требования к деятельности научно-педагогического состава.

Методика преподавания вопросов морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил) обусловлена самой сущностью ее предмета и базируется на прочных научных основаниях, в числе которых можно выделить теоретико-методологические, логико-гносеологические, психолого-педагогические [3].

© Дроздов А.С., Моисеев А.Р. © Drozdov A.S., Moiseyev A.R.

Основополагающую роль в содержании морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил) играет государственно-патриотическое, воинское и нравственное воспитание. Идеи патриотизма, служения Отечеству, готовности к его защите, выполнению служебного и гражданского долга служат ценностно-мировоззренческим фундаментом психологической готовности курсанта к будущей профессиональной деятельности.

Служение Отечеству всегда выступало мерилом высокого патриотизма российского военнослужащего. Защита Отечества, является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Роль патриотизма как духовной основы теории и практики морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил) в современных условиях неизмеримо возросла. Эта идейная основа придает целевую направленность всему процессу обучения и воспитания слушателей и курсантов ВУЗов силовых ведомств, пронизывает все его содержание, предопределяет его методику. Без её учета невозможно успешно решать задачи подготовки высококвалифицированных офицерских кадров, убежденных в необходимости, социальной и личной значимости воинской службы, ратного труда, готовности посвятить свою жизнь служению Отечеству, обеспечению безопасности личности, общества, государства [2].

Реализация идеи патриотизма в организации и методике преподавания проблем морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил) позволяет решать две взаимообусловленные задачи.

Одна из них связана с формированием (привитием) обучающимся государственного сознания, значимости своего Отечества и готовности предпринять необходимые действия по защите его национальных интересов. Методика при этом должна учитывать необходимость ориентации учебно-воспитательного процесса на формирование у обучающихся глубокого уважения к традициям российского воинства, формирование готовности к защите и служению Родине, высокого чувства профессионального долга, гордости за принадлежность к Российскому государству, его Вооруженным силам.

Другая задача вытекает из необходимости обучения будущих должностных лиц армии и флота знаниям, навыкам и умениям по воспитанию различных категорий военнослужащих в духе патриотизма, обеспечению его действенного влияния на их сознание и поведение. Формированию у личного состава такой морали, таких убеждений, взглядов, правил, норм и принципов, которые обеспечивали бы максимально возможный уровень его морально-психологического состояния, мотивации его деятельности в мирных условиях, на поле боя и в других чрезвычайных ситуациях. Решение этой важнейшей задачи, обеспечивающей высокий уровень профессионализма офицеров предполагает выбор и применение в организации и методике таких способов, приемов преподавания морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил) в которых воедино сливаются процессы обучения и воспитания.

Формирование и развитие социально значимых ценностей гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов рассматривается как одна из важнейших слагаемых системы патриотического воспитания в современных условиях [1].

Одной из основ методики преподавания проблем морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил) является идея об определяющей роли морального и психологического факторов в достижении победы на войне, успешных действий в условиях чрезвычайных ситуаций. Этот фактор представляет собой специфическое состояние сознания, выражающее степень готовности и способности человека стойко переносить все испытания войны, не утратив воли к победе, достигать поставленных целей. В нем органично соединены политические, нравственные, психологические, исторические, религиозные и другие знания, идеи, отношения военнослужащих к целям и характеру происходящих событий, а его многогранное содержание материализуется в конкретных действиях и поведении военнослужащих в сложной обстановке.

Единство и взаимное соответствие материального и духовного факторов обеспечивают победу, успешность действий. Но при этом всегда, как свидетельствует исторический опыт, определяющая роль в сложнейшей обстановке принадлежит военнослужащему, офицеру профессионалу, мастерски владеющему оружием, боевой и специальной техникой и высоко подготовленному в профессиональном, морально-психологическом и физическом отношениях [4; 5; 6].

Идея о морально-психологическом факторе как важнейшем компоненте боеготовности и боеспособности войск (сил) определяют место и роль учебной дисциплины «Морально-психологическое обеспечение деятельности войск (сил)» в подготовке курсантов военных ВУЗов. Она обусловливает необходимость преподавания с учетом нерасторжимого единства моральных и психологических слагаемых данного фактора. Это единство выражает главное содержание морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил). Военнослужащие, в любых условиях обстановки должны сохранять высокую способность к эффективной деятельности, а командиры, офицеры структур по работе с личным составом - уметь управлять подчиненными с учетом их морально-психологического состояния, владеть методикой снятия, нейтрализации отрицательных последствий влияния экстремальной ситуации. В ходе обучения в военных ВУЗах курсанты должны овладеть искусством формирования у подчиненных необходимых морально-психологических качеств, главными из которых являются смелость и отвага, готовность при необходимости к самопожертвованию, профессиональная надежность и стойкость, высокая психологическая устойчивость, моральная готовность преодолеть трудности боевой и чрезвычайной обстановки.

В методике преподавания вопросов морально-психологического обеспечения деятельности войск

(сил) важно учитывать необходимость системного подхода к этому феномену, который обеспечивает целостность влияния командира на сознание, чувства, волю подчиненного личного состава информационно-пропагандистской, психологической, военно-социальной, культурно-досуговой работой.

Практическое претворение в учебном процессе идеи о морально-психологическом факторе требует, чтобы вся система методов, правил, приемов при проведении лекций, семинаров, практических и иных видов занятий нацеливалась и активно способствовала глубокому уяснению обучающимися значения и сущности этого фактора, содержания, форм, методов работы по его укреплению в мирное, военное время и в условиях чрезвычайной ситуации. От этого в решающей мере зависит готовность, и способность выпускников ВВУЗов умело решать задачи повышения уровня морально-психологического состояния военнослужащих в любых условиях обстановки.

Важную методологическую основу преподавания проблем морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил) составляют законодательные и иные нормативно-правовые акты, регулирующие жизнь и деятельность Вооруженных Сил.

Морально-психологическое обеспечение деятельности войск (сил) в мирное и военное время организуется и осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, законов «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих» и других, указов Президента РФ, постановлений Правительства России. Важную методологическую функцию в отношении морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил) и методики его преподавания выполняют уставы, приказы и директивы Министра обороны РФ, наставления, руководства и инструкции.

Содержание и методика преподавания проблем морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил) выстраивается таким образом, чтобы все теоретические положения, практические рекомендации по своему существу строго согласовывались с требованиями российского законодательства и иных нормативно-правовых актов. Глубокое усвоение курсантами этих требований является важнейшей предпосылкой системного понимания ими роли морального фактора в современной войне и чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера, морально-психологического обеспечения как вида обеспечения деятельности войск (сил), его задач и направлений, форм и методов организации и проведения. В этой связи преподаватели морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил) придают приоритетное значение вооружению курсантов знанием российского законодательства, руководящих документов по проблемам морально-психологического обеспечения.

Преподавание вопросов морально-

психологического обеспечения деятельности войск (сил) должно осуществляться в соответствии с совре-

менным уровнем развития общества, адекватно отражать новейшие достижения науки и практики.

Главное предназначение традиционных и инновационных приемов и средств преподавания вопросов МПО состоит в том, чтобы вооружить слушателей и курсантов знаниями и умениями в области формирования, поддержания и укрепления морального духа и психологической стойкости войск (сил) в неразрывной связи с решаемыми ими задачами и в любой обстановке.

Преподавание проблем морально-психологического обеспечения носит комплексный и межпредметный характер, и должно учитывать особенности видовой подготовки обучаемых и подразумевает следующие этапы: обзорно-информационный; содержательно-сущностной; функционально-деятельностный.

В процессе преподавания морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил) должно всесторонне учитываться, что современные боевые действия и чрезвычайные ситуации будут характеризоваться не столько значительным территориальным размахом, но в большей степени автономным применением отдельных подразделений, частей (тактических и специальных групп), маневренностью, динамичностью действий и высокой информационной обеспеченностью, массированным применением современных информационных технологий. Поэтому весь педагогический процесс в рамках изучения проблем морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил) строится в соответствии с требованиями законов и особенностями современных угроз национальной безопасности России, а обучение, воспитание и морально-психологическая подготовка курсантов осуществляется с учетом их возможных практических действий в современных условиях.

Морально-психологическое обеспечение деятельности войск (сил) носит интегративный характер, включает в себя многообразные виды работ по формированию и укреплению морально-психологического ресурса всех категорий личного состава. В силу этого организация, содержание и методика преподавания соответствующих проблем опираются на достижения ряда общественных и социальных наук. В их числе - военная педагогика и военная психология. Они составляют научно-практический фундамент морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил), методики его преподавания в военных ВУЗах.

Интегративный характер морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил) и методики его преподавания обусловливает настоятельную необходимость повседневного сотрудничества гуманитарных кафедр с кафедрами военных, технических и специальных дисциплин. В арсенале форм их взаимодействия -совместные заседания с обсуждением взаимосвязанных проблем соответствующих наук, взаимное информирование о новейших достижениях в смежных областях науки, техники, военного и специального дела, посещение и обсуждение занятий, рецензирование научных трудов и публикаций, проведение научных исследований, раз-

работка диссертаций по темам, находящимся на стыке кто заинтересуется данной проблемой, изъявит желание смежных наук и другие. поделиться своими мыслями и принять участие в диа-

Авторы выражают большую благодарность всем, логе по её обсуждению.

Библиографический список

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» (на 2016-2020 годы).

2. Лисицын Г.А., Моисеев А.Р. Подготовка обучающихся в военных вузах к организации морально-психологического обеспечения войск. Военная мысль. 2009, № 2. С. 52.

3. Моисеев А.Р. Педагогический анализ традиционных методов преподавания вопросов морально-психологического обеспечения в военных вузах / Развитие военной педагогики в XXI веке: Материалы IV межвузовской научно-практической конференции / под ред. С.В. Костарева, И.И. Соколовой, Н.В. Ершова. СПб.: ВАС, 2017. 580 с. (С.263-268)].

4. Митрахович В.А. О профессионализации офицеров // Вестник Орловского государственного университета. Сер. Новые гуманитарные исследования. 2011. №6(20). С.87-91.

5. Митрахович В.А. Основные направления по обеспечению эффективности формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Сер.: Педагогические науки. 2014. №6(91). С.52-60.

6. Митрахович В.А. Педагогический потенциал воинского социума как механизм его педагогического влияния на профессионализм военнослужащего контрактной службы // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Сер.: Педагогические науки. 2014. №4(89). С.92-95.

References

1. State program «Patriotic education of citizens of the Russian Federation» (for 2016-2020).

2. Lisitsyn G.A., Moiseyev A.R. Training of students in military universities to organize moral and psychological support for troops. Military thought. 2009, No. 2. Pp. 52.

3. Moiseyev A.R. Pedagogical analysis of traditional methods of teaching questions of moral and psychological support in military universities / Development of military pedagogy in the 21st century: Proceedings of the IV Inter-University Scientific and Practical Conference / Ed. S.V. Kostarev, I.I. Sokolova, N.V. Ershov. SPb .: YOU, 2017. 580 p. (P.263-268

4. Mitrakhovich V.A. Pedagogical potential of the military society as a mechanism of its pedagogical influence on the professionalism of the military contract service // Izvestiya Volgograd State Pedagogical University. Ser .: Pedagogical sciences. 2014. № 4 (89). Pp. 92-95.

5. Mitrakhovich V.A. The main directions for ensuring the effectiveness of the formation of professionalism of contract servicemen in the conditions of military society // Izvestiya Volgograd State Pedagogical University. Ser .: Pedagogical sciences. 2014. №6 (91). Pp. 52-60.

6. Mitrakhovich V.A. On the professionalization of officers // Bulletin of the Oryol State University. Ser. New humanitarian research. 2011. № 6 (20). Pp. 87-91.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.