Научная статья на тему 'Морально-психологическое обеспечение профессиональной подготовки курсантов военных вузов'

Морально-психологическое обеспечение профессиональной подготовки курсантов военных вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
796
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ВОЕННОГО ВОСПИТАНИЯ / MILITARY EDUCATION / MORAL AND PSYCHOLOGICAL TRAINING SUPPORT / HISTORY OF MILITARY EDUCATIONAL SYSTEM DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суслов Дмитрий Валентинович, Лопуха Александр Дмитриевич, Михеев Андрей Александрович

В статье поднимаются вопросы морально-политической, психологической подготовки в военно-учебных заведениях. Рассматривается состояние развития военного образования в различные исторические периоды. Внимание акцентируется на современном воспитании будущих военнослужащих и морально-психологической составляющей военного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORAL AND PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF VOCATIONAL TRAINING OF MILITARY HIGH SCHOOLS'' CADETS

The article analyzes the issues of the moral-political and psychological training in military educational institutions of Russia and its army. The authors cover development of military education through the history. The attention is paid to the modern state of military education and the essence of moral and psychological support.

Текст научной работы на тему «Морально-психологическое обеспечение профессиональной подготовки курсантов военных вузов»

Профессиональное становление и развитие личности

УДК/UDC 378:355 Д. В. Суслов, А. Д. Лопуха, А. А. Михеев

D. Suslov, A. Lopoukha, A. Miheev

МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

MORAL AND PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF VOCATIONAL TRAINING OF MILITARY HIGH SCHOOLS' CADETS

В статье поднимаются вопросы морально-политической, психологической подготовки в военно-учебных заведениях. Рассматривается состояние развития военного образования в различные исторические периоды. Внимание акцентируется на современном воспитании будущих военнослужащих и морально-психологической составляющей военного обучения.

The article analyzes the issues of the moral-political and psychological training in military educational institutions of Russia and its army. The authors cover development of military education through the history. The attention is paid to the modern state of military education and the essence of moral and psychological support.

Ключевые слова: военное образование, морально-психологическое обеспечение профессиональной подготовки, история развития системы военного воспитания.

Keywords: military education, moral and psychological training support, history of military educational system development.

Морально-политическая и психологическая подготовка будущих офицеров традиционно является важнейшей составляющей военного образования. Созданное в России усилиями Петра Великого, оно изначально было ориентировано на подготовку командных кадров, способных успешно сражаться за государство, народ, православную веру и церковь [9, с. 28]. Обеспечение профессиональной подготовки офицеров морально-нравственными средствами в соответствии с требованиями написанного Петром I Артикула Воинского (1715 г, 26 апреля) возлагалось на структуры церкви [12, с. 170]. В течение длительного периода влияние церкви в сочетании с жестким военно-уголовным законодательством, действующим в отношении обучаемых в военно-образовательных учреждениях, обеспечивало формирование необходимых военно-профессиональных и морально-политических качеств будущих офицеров.

Поскольку офицерами становились представители дворянства, его воспитание дополнялось «отеческими поучениями царя». Заботясь о нравственном облике будущих офицеров, он подготовил сборник правил «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению», в котором обстоятельно раскрыл нормы бытового этикета, обязательные для выполнения молодыми дворянами, для которых служба была непременной обязанностью.

Идеал «прямого придворного человека», который «имеет быть смел, отважен и неробок, учтив, вежлив, совершенен в поведении, языках, конной езде, танцовании, шпажной битве, может добрый разговор учинить, к тому крас-ноглаголив и в книгах научен», по сей день может быть целью воспитательной работы в военном вузе [9, с. 36-37].

Серьезные перемены в составе обучаемых в военных учебных заведениях в России были связаны с отменой крепостного права, рекрутской повинности и введением в ходе военной реформы на основании документа «Устав о воинской повинности 1874 года» всеобщей воинской повинности [9, с. 281]. Религиозного влияния для морально-этического обеспечения качественной подготовки будущих офицеров с учетом пополнения военно-учебных заведений представителями иных сословий и роста атеизма и демократических ориентаций населения в стране стало недостаточно. Первые признаки возникли гораздо раньше. Отмечая в письме Николаю I «О народном воспитании», написанном после восстания «декабристов», А. С. Пушкин писал, что «не одно влияние чужеземного идеологизма пагубно для нашего Отечества; воспитание или, лучше сказать, отсутствие воспитания есть корень всякого зла», что «кадетские корпуса, рассадник офицеров русской армии, требует физического преобразования, большего присмотра за нравами, кои находятся в самом гнусном запущении» [9, с. 239-241]. К сожалению, эти правильные

мысли великого поэта и русского дворянина, которого после личного разговора Николай I назвал «умнейшим человеком в России», услышаны правящим классом своевременно не были. Одним из итогов недооценки воспитания общества и армии стало поражение России в Крымской войне (1853-1856 гг.). В ходе нее, как отмечал Л. Н. Толстой, солдаты уже стреляли в спину офицерам. В армии наиболее глубоко необходимость системной организации воспитания народа и армии была осознана основателем военно-педагогической науки М. И. Драгомировым. Имея богатый военный, в том числе полководческий, опыт, навыки руководства педагогическими и административными государственными структурами, Михаил Иванович разработал не только основы военной дидактики, но и теорию воспитания русских военнослужащих в условиях капиталистического общества. При этом он признавал безусловный приоритет воспитания над обучением [4].

В период проведения военной реформы Д. А. Милютиным многие инициативы М. И. Дра-гомирова были внедрены в практику обучения и воспитания войск. Для повышения общей грамотности солдат в войсках даже создавались полковые школы, после чего только в 1875 г количество грамотных солдат возросло с 10 до 36 % [2, с. 10]. В офицерских собраниях росло число библиотек, делались попытки организовать педагогическую подготовку офицеров. К сожалению, военно-административная бюрократизированная действительность подавила эти полезные инициативы. Как писал полковник Генерального штаба М. А. Уваров, «по-прежнему в офицерских библиотеках военные журналы неразрезанными убираются со стола... нередко на занятиях вместо критического изучения минувших войн, решения тактических задач и военной игры занимаются чтением вслух уставов, инструкций, «опытов командования» и т. п. . Военное развитие наших начальников не идет дальше кругозора ротного командира» [13, с. 28]. Системное воспитание личного состава на национальных ценностях России так и не началось. Итогом сказанного стало поражение России в войне с Японией. Как солидарно отметили будущий «вождь мирового пролетариата» В. И. Ульянов (Ленин) и французский офицер Клеман де Грандпре, «генералы и полководцы оказались бездарностями и ничтожествами. офицерство оказалось необразованным, неразвитым, неподготовленным, лишенным тесной связи с солдатами и не поль-

зующимися их доверием» [7, с. 155]. Клеман де Грандпре в своей работе указывает на то, что русский солдат — прекрасный «сырой материал, русский офицер оставляет желать много лучшего, между офицерами образование не пользуется большим почетом». Он отмечает высокий уровень патриотического воспитания в Японии, тогда как в России война не возбудила чувств патриотизма. В итоге — поражение. Ну и чего можно было ожидать, если даже студенты и профессора Санкт-Петербургского университета поздравили японского микадо с победой в этой бесславной войне [3]?!

Не наладив общественного диалога и не создав развитых структур воспитания и общенациональных ценностей, царская Россия этот неуспех повторила в Первой мировой войне. Первоначальный энтузиазм народа сменился всеобщим унынием, и война окончилась не только грандиозным поражением, но и распадом России. В чем заключалась причина этой геополитической катастрофы?

А. И. Верховский причиной победы Германии считал широкое патриотическое воспитание и образование народа, которые в России отсутствовали. Русскому народу, по его словам, государство представлялось в виде городового или урядника, выколачивающего из него налоги и повинности. Великая идея Родины ему не знакома, об Отечестве своем он ни от кого не слышал. Исторические задачи народа для него — пустой звук [1 ].

Этот факт отмечают практически все представители белой эмиграции, включая известного «белого» генерала П. Н. Краснова. Он выделял отсутствие системного воспитания в царской армии как одну из главных причин поражения в Первой мировой, а затем в Гражданской войнах. В приемах военного воспитания коммунисты не выдумали ничего нового — использовали религию, патриотизм, знамя, лозунги, форменную одежду, музыку, пение, внешность начальника. «Они сделали воспитание системой, что и позволило им победить» [6, с. 145].

Это мнение разделяли видные военные педагоги того времени: Б. Штейфон, Н. Колесников, Е. Шелль и др. Победившие в Гражданской войне большевики истину о ведущей роли воспитания военнослужащих твердо усвоили. Во времена Гражданской войны не только агитация у них на высоте. Наряду с выдвижением отвечающих чаяниям простых людей лозунгов уже 5 ноября 1919 г сформирован Учительский институт Красной Армии. Существуют развитые структуры воспитания, в 30-е гг. де-

Профессиональное становление и развитие личности

сятки политучилищ готовят специалистов воспитательной работы. Вы помните проигранные Красной Армией войны после окончания Гражданской войны? Таких не было. А ведь это результат именно воспитания, которое использовало методы партийно-политической работы. Здесь, собственно, нет ничего удивительного, партия руководила страной и обществом, проводила государственную политику.

Работа эта была системной, хорошо продуманной, проводимой кадровыми воспитателями [8]. Поражения первого периода Великой Отечественной войны были во многом вызваны интернациональной направленностью воспитания. Бойцы РККА, как и советский народ, не верили, что против них будут воевать немецкие пролетарии, первые месяцы ждали революции в Германии. Воспитание, когда немцы оказались у ворот Москвы, стало национальным, военно-патриотическим. И. В. Сталин вынужден был даже одернуть за призывы: «убей немца» видного интернационалиста И. Эрен-бурга в статье «Товарищ Эренбург ошибается».

Борьба за власть в послевоенном СССР отодвинула проблемы воспитания на последний план. Хрущевский период ослабил систему военного образования, снизилась педагогическая подготовка военных кадров. Возрождена она была уже в период правления Л. И. Брежнева, ее подъем связан с именем выдающегося военного педагога А. В. Барабанщикова. Именно он организовал системную педагогическую подготовку в военных вузах, вследствие чего воспитание вернулось в Советскую армию [10]. Советская военная педагогика возвела обучение и воспитание солдат и командиров на уровень, обеспечивающий гарантированный разгром любого противника военными средствами. В отношении этого сомнений в нашей стране и на Западе не было.

Социально-политические изменения 90-х гг. в СССР повлекли за собой глубокие изменения ориентиров в воспитании военнослужащих. Сменились социальные ценности и идеология развития постсоветской России. Проигравший в 1991 году «холодную» (Третью мировую) войну СССР и так называемый мировой социалистический лагерь так же, как и побежденные во Второй мировой войне гитлеровские Германия, Италия, милитаристская Япония, проходили «деидеологизацию», «демилитаризацию», «денацификацию», «деком-мунизацию». Конституцией России был введен запрет на формирование общегосударственной идеологии (ст. 13) [5, с. 8]. Новые общегосу-

дарственные ценности не были сформированы в силу роста социальных противоречий. Попытки убрать воспитание из армии вызвали рост негативных явлений в войсках, а начавшаяся первая чеченская кампания показала, что без воспитания военнослужащие утрачивают смысл военно-профессиональной деятельности — ведь за деньги хорошо не воюют. Жизнь дороже самых больших денег Выше ее ценности — только «Петровское Отечество».

Воспитание в армии тогда пришлось сохранить. Очередное наступление на него было предпринято в войсках и системе военного образования, где А. Сердюковым и Е. Приезже-вой в 2008-2012 гг. была «сломана победная русская военная школа и надломлен хребет российскому офицерству». Была фактически ликвидирована система воспитания военнослужащих и подготовки кадров специалистов воспитательных структур на уровне высшего образования. Сегодня институт военного образования с затратой больших государственных средств и больших личных усилий восстанавливает С. К. Шойгу.

Воспитание личных качеств будущих офицеров и военных вновь назвали «работа с личным составом». Статус ее достаточно низок, «главное управление по работе с личным составом» входит в главное управление кадров, хотя по логике именно оно должно руководить, в том числе и кадровой работой. Воспитание личного состава в силу «деидеологизации» и «деполитизации» носит характер «морально-психологического обеспечения в Вооруженных силах Российской Федерации» [11]. Его достоинством является сохранение системы воспитания военнослужащих, главным недостатком — исключение политического воспитания как средства проведения в Вооруженных силах военной политики государства.

Несмотря на отсутствие устойчивого политического основания, морально-психологическое обеспечение деятельности военнослужащих является современным аналогом политической работы. Оно включает информационно-воспитательную, военно-социальную, психологическую, культурно-досуговую работу, технические средства воспитания и защиту войск от информационно-психологического воздействия противника [11, с. 110].

Проведение морально-психологического обеспечения профессиональной подготовки курсантов военных вузов сегодня организуется командованием, органами по работе с личным составом и педагогическими работ-

никами военных вузов. В настоящее время эта работа строится на идеях патриотизма, которые В. В. Путин назвал национальной идеей России, и ценностях офицерского корпуса России с целью профессиональной подготовки офицера как гражданина-патриота, военного профессионала, человека высокой культуры.

1. Верховский А. И. Россия на Голгофе. Из походного дневника 1914-1918 гг. Петроград, 1918. 143 с.

2. Военная педагогика : учеб. пособие / под общ. ред. И. А. Алехина. М. : ВУ, 2007. 413 с.

3. Восторгов И. Русские знамена // Русь православная. 1997. № 3.

4. Драгомиров М. И. Избранные труды. Вопросы воспитания и обучения войск / под ред. Л. Г. Бескровного. М. : Воениздат, 1956. 686 с.

5. Конституция Российской Федерации. М. : Инфра-М : Норма, 2015. 86 с.

6. Краснов П. Н. Душа армии // Российский военный сборник : Вып. 13. М. : ВУ «Русский путь», 1997. С. 37-156.

7. Ленин В. И. Падение Порт-Артура : полн. собр. соч. : в 55 т. Т. 9. М. : Политиздат, 1971. 880 с.

8. Партийно-политическая работа в Красной Армии: Документы июль 1929 г. - май 1941 г. / под ред. Н. И. Смориго. М. : Воениздат, 1985. 535 с.

9. Писарькова Л. Ф., Данилина Г. Я. История России. ХУ!!!-Х!Х вв. Хрестоматия / под ред. А. Н. Сахарова. М. : Вербум-М, 2003. 408 с.

10. Психология и педагогика высшей военной школы / под ред. А. В. Барабанщикова. М. : Воениздат, 1989. 366 с.

11. Система морально-психологического обеспечения в Вооруженных силах Российской Федерации / под ред. Н. И. Резника. М. : Изд-во ГУК МОРФ, 2005. 469 с.

12. Титов Ю. П. Хрестоматия по истории государства и права России. М. : Проспект, 1999. 472 с.

13. Уваров М. А., Каменев А. И., Березин В. Ф. О воинском звании и знании // Антология военно-педагогической мысли России : учеб. пособие : в 12 ч. Новосибирск : Изд-во НВВКУ, 1991. 85 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.