Научная статья на тему 'УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ'

УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИК / ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Досмагамбетова Диана Жуматайкызы

Дошкольный возраст - это начальный этап становления «теоретического» знания ребенком временных ориентировок и формирования единства чувственного и логического отражения во времени. Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) на современном этапе предполагает формирование у дошкольника элементарных математических представлений. Сформированность математических представлений заключается в «приобретении навыков первоначальной учебной деятельности, овладении математической терминологией», «формировании знаний о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (пространстве и времени)». В ДОО детей знакомят с понятием время - это отражение развития природы, общества и человека. Время является звеном реальности, в которой существует наше человеческое общество. Оно воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития важнейших качеств личности, необходимых при обучении в школе и в повседневной жизни - организованность, собранность, целенаправленность, точность. Анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил выделить четыре этапа в формировании временных представлений у дошкольников. К данным этапам относят: любопытство, восприятие окружающего мира приобретение наглядно-образного мышления и воображения и использование приобретенных способов действий. Поэтому детей надо знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять и определять длительность, последовательность, ритмичность их действий, разнообразных видов деятельности. Кроме того автором была рассмотрена классификация заданий, способствующих формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Классификация осуществляется по следующим основаниям: задания, требующие выбора, задания на узнавание, задания на установление последовательности, задания на классификацию, задания на исключение, задания на моделирование объектов. В статье также был представлен комплекс заданий, способствующий формированию временных представлений. Цель представленных в статье заданий - научить ребенка определять время суток, дни недели, единицы времени, название месяцев и сезоны года. Использование данных заданий позволяет актуализировать, закреплять представления детей о времени, развивать их познавательный интерес.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEARNING ASSIGNMENTS AS A MEANS OF FORMING TEMPORARY REPRESENTATIONS IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN

Preschool age is the initial stage in the formation of the child's "theoretical" knowledge of time orientations and the formation of the unity of sensory and logical reflection in time. The introduction of the Federal State Educational Standard for Preschool Education at the present stage involves the formation of elementary mathematical concepts in a preschooler. The formation of mathematical representations consists in "acquiring the skills of initial educational activity, mastering mathematical terminology", "forming knowledge about the properties and relationships of objects in the surrounding world (space and time)". In preschool children are introduced to the concept of time - it is a reflection of the development of nature, society and man. Time is a link in the reality in which our human society exists. It is perceived by the child indirectly, through the concretization of temporal units and relationships in constantly recurring phenomena of life and activity. The ability to regulate and plan activities in time creates the basis for the development of the most important personality traits necessary for learning at school and in everyday life - organization, composure, focus, accuracy. An analysis of the psychological, pedagogical and methodological literature made it possible to single out four stages in the formation of temporal representations in preschoolers. These stages include: curiosity, perception of the world around us, the acquisition of visual-figurative thinking and imagination, and the use of acquired methods of action. Therefore, children should be introduced to such time intervals that can be used to measure and determine the duration, sequence, rhythm of their actions, various activities. In addition, the author considered the classification of tasks that contribute to the formation of temporal representations in children of senior preschool age. Classification is carried out on the following grounds: tasks requiring selection, tasks for recognition, tasks for establishing a sequence, tasks for classification, tasks for exclusion, tasks for modeling objects. The article also presented a set of tasks that contribute to the formation of temporal representations. The purpose of the tasks presented in the article is to teach the child to determine the time of day, days of the week, units of time, the names of the months and seasons of the year. The use of these tasks allows you to update, consolidate children's ideas about time, develop their cognitive interest.

Текст научной работы на тему «УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

18. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2021668797 Российская Федерация. Диагностика самооценки общей эффективности военнослужащего (diagnosis of self-assessment of the overall effectiveness of the soldier): № 2021668220: заявл. 15.11.2021: опубл. 19.11.2021 / В.В. Филистеев, А.С. Карпов, К.В. Карпова [и др.]; заявитель Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47258918

19. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2021669324 Российская Федерация. «интерактивная викторина "психолог воинской части"» ("interactive quiz «psychologist of a military unit»"): № 2021668553: заявл. 18.11.2021: опубл. 26.11.2021 / А.В. Плетков, А.Ю. Сергеев, В.В. Филистеев [и др.]; заявитель Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47434703

20. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2021669560 Российская Федерация. «психологическая диагностика склонности к возрастной дискриминации военнослужащих (ageism inventory)»: № 2021668962: заявл. 24.11.2021: опубл. 30.11.2021 / А.Д. Димитриев, М.С. Васильева, В.В. Филистеев [и др.]; заявитель Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47434944

21. Сергиенко, А.И. Формирование морально-психологической готовности будущих летчиков к профессиональной деятельности в образовательном процессе военного вуза: дисс. к.п.н. / Сергиенко Анатолий Игоревич. - Воронеж, 2021. - 188 с.

22. Сластенин, В.А. Педагогика: учебник для студ. высш. учеб.заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - Москва: Академия, 2002. - 576 с.

23. Смирнова, Т.С. Влияние денежных суррогатов на экономику страны и угрозы от них / Т.С. Смирнова,

A.Ю. Сергеев, В.В. Филистеев // Россия и мир: развитие цивилизаций. Преобразования цивилизационных ценностей в современном мире: Материалы XI международной научно-практической конференции: В 2-х ч., Москва, 21-22 апреля 2021 года. - Москва: Институт мировых цивилизаций, 2021. - С. 280-283. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46364480

24. Узнадзе, Д.Н. Психологические исследования / Д.Н. Узнадзе. - Москва: Наука, 1966. - 450 с.

25. Филистеев, В.В. Применение математического программирования при решении военно-экономических задач /

B.В. Филистеев, Т.С. Смирнова // Математическое моделирование и информационные технологии при исследовании явлений и процессов в различных сферах деятельности: Сборник м-ов международной научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов, посвященной 70-летию кафедры высшей математики, Краснодар, 19 февраля 2021 года / Отв. за выпуск Н.В. Третьякова. - Краснодар: Новация, 2021. - С. 407-412. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45717579

26. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. - Москва: Гардарики, 1999. - 520 с.

Педагогика

УДК 372.3

магистрант Досмагамбетова Диана Жуматайкызы

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ

ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Дошкольный возраст - это начальный этап становления «теоретического» знания ребенком временных ориентировок и формирования единства чувственного и логического отражения во времени. Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) на современном этапе предполагает формирование у дошкольника элементарных математических представлений. Сформированность математических представлений заключается в «приобретении навыков первоначальной учебной деятельности, овладении математической терминологией», «формировании знаний о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (пространстве и времени)». В ДОО детей знакомят с понятием время - это отражение развития природы, общества и человека. Время является звеном реальности, в которой существует наше человеческое общество. Оно воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития важнейших качеств личности, необходимых при обучении в школе и в повседневной жизни - организованность, собранность, целенаправленность, точность. Анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил выделить четыре этапа в формировании временных представлений у дошкольников. К данным этапам относят: любопытство, восприятие окружающего мира приобретение наглядно-образного мышления и воображения и использование приобретенных способов действий. Поэтому детей надо знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять и определять длительность, последовательность, ритмичность их действий, разнообразных видов деятельности. Кроме того автором была рассмотрена классификация заданий, способствующих формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Классификация осуществляется по следующим основаниям: задания, требующие выбора, задания на узнавание, задания на установление последовательности, задания на классификацию, задания на исключение, задания на моделирование объектов. В статье также был представлен комплекс заданий, способствующий формированию временных представлений. Цель представленных в статье заданий - научить ребенка определять время суток, дни недели, единицы времени, название месяцев и сезоны года. Использование данных заданий позволяет актуализировать, закреплять представления детей о времени, развивать их познавательный интерес.

Ключевые слова: дошкольник, временные представления, дошкольная образовательная организация, учебные задания.

Annоtation. Preschool age is the initial stage in the formation of the child's "theoretical" knowledge of time orientations and the formation of the unity of sensory and logical reflection in time. The introduction of the Federal State Educational Standard for Preschool Education at the present stage involves the formation of elementary mathematical concepts in a preschooler. The formation of mathematical representations consists in "acquiring the skills of initial educational activity, mastering mathematical terminology", "forming knowledge about the properties and relationships of objects in the surrounding world (space and time)". In preschool children are introduced to the concept of time - it is a reflection of the development of nature, society and man. Time is a link in the reality in which our human society exists. It is perceived by the child indirectly, through the concretization of temporal units and relationships in constantly recurring phenomena of life and activity. The ability to regulate and plan activities in time creates the

basis for the development of the most important personality traits necessary for learning at school and in everyday life - organization, composure, focus, accuracy. An analysis of the psychological, pedagogical and methodological literature made it possible to single out four stages in the formation of temporal representations in preschoolers. These stages include: curiosity, perception of the world around us, the acquisition of visual-figurative thinking and imagination, and the use of acquired methods of action. Therefore, children should be introduced to such time intervals that can be used to measure and determine the duration, sequence, rhythm of their actions, various activities. In addition, the author considered the classification of tasks that contribute to the formation of temporal representations in children of senior preschool age. Classification is carried out on the following grounds: tasks requiring selection, tasks for recognition, tasks for establishing a sequence, tasks for classification, tasks for exclusion, tasks for modeling objects. The article also presented a set of tasks that contribute to the formation of temporal representations. The purpose of the tasks presented in the article is to teach the child to determine the time of day, days of the week, units of time, the names of the months and seasons of the year. The use of these tasks allows you to update, consolidate children's ideas about time, develop their cognitive interest.

Key words: preschooler, temporary performances, preschool educational organization, study task.

Введение. В процессе модернизации российского образования за последние годы в системе образования произошли многочисленные преобразования. В большей степени это коснулось дошкольного образования. Ярким примером служит внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). В рамках ФГОС ДО (образовательная область «Познавательное развитие») на современном этапе предполагает формирование у дошкольника временных представлений. «Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира»[5].

Уже в дошкольном возрасте в дошкольном образовательном учреждении детей знакомят со временем. Время представляет собой сложное понятие, так как оно является объективным отражением всего человечества, окружающего его мира (социального и природного).

Важнейшим для дошкольника навыком можно назвать - умение оперировать временем (называть времена года, месяцы, дни недели, часы и определять его в данный момент времени), проживать промежутки времени в своей деятельности, регулировать длительность своих действий и планировать их последовательность, меняя скорость их выполнения. Приобретения подобных навыков является надежным фундаментом для того, чтобы у ребенка развивались важнейшие для сегодняшнего дня качества - точность, организованность, самостоятельность.

Изложение основного материала статьи. ФГОС дошкольного образования включает в себя ряд принципов, на основе которых происходит организация деятельности детей в дошкольном образовательном учреждении. Одним из наиболее значимых принципов современные педагоги называют формирование познавательных интересов и действий, происходящее в процессе выполнения различных видов деятельности. Наиболее эффективными современные педагоги-исследователи называют: игровую и познавательную. Остановимся более подробно на познавательной деятельности.

Познавательная деятельность дошкольника - деятельность, направленная на поиск и приобретение знаний, умений и навыков детьми, организованная и сопровождаемая воспитателем в ходе выполнения определенных заданий. Дошкольник, познавая окружающий его мир, исследуя его, экспериментируя с предметами окружения, вовлекается в познавательную деятельность. В период дошкольного детства дети интересуются тем, как устроен окружающий его мир, стремятся получить новую информацию о своем окружении, о пространстве и времени; старается представить и упорядочить свои мысли, т.е. познавательная деятельность становиться главной, ведущим видом деятельности.

Современные ученые и педагоги выделяют несколько взаимосвязанных этапов в процессе познания:

- первый этап - любознательность (заинтересованное исследование мира);

- второй этап - восприятие окружающего мира (дошкольник осмысливает окружающий мир);

- третий этап - приобретение наглядно-образного мышления и воображения;

- четвертый этап - использование разных (приобретенных) способов действий (выстраивание плана действий с ориентацией на их итоговый результат, проявление умения составлять прогноз действий и предвидеть возможные отклонения от задуманного плана).

Организуя познавательную деятельность в дошкольном учреждении, педагог в первую очередь акцентирует внимание на формировании временных представлений, т.к. специфические особенности понятия времени является сложными для понимания детей. Категория времени находится в движении, осуществляемом в одном направлении, следовательно, является необратимым. Кроме того дети не могут убедиться в его существование, кроме как по косвенным признакам присутствия.

Формирование временных представлений необходимо для гармоничного и полноценного развития детей в период дошкольного возраста, т.к. сформированные представления могут служить опорой для понимания детьми математических терминов в процессе дальнейшего образования ребенка.

Рассматриваемая нами проблема широко представлена в трудах как отечественных ученых В.И. Даль, Е.И. Щербакова, А.П. Усова, Н.И. Красногорский, Т.Д. Рихтерман, С.Л. Рубинштейн, Ю.Д. Фаусек, так и зарубежных Ф.Н. Блехер, Л.Б. Эймс.

Е.И. Щербакова считает, что «в математическом развитии дошкольников большое значение имеет понимание и правильное использование ими слов, указывающих на время действия: было, есть, будет; различение и называние частей суток: утро, день, вечер, ночь; понимание слов, которые указывают на продолжение и соотношение времени: долго, недолго, сейчас, позже, раньше; обозначение последовательности логически связанных событий в несложных сюжетах» [6].

Для того, чтобы организовать эффективную работу по формированию временных представлений дошкольников важно грамотно составить распорядок дня для детей и следить за его выполнением. Для ребенка время представляет собой те события, которые происходят с ним и вызывают сильную эмоциональную реакцию. Позднее дошкольник начинает расширять свое понимание - время может быть представлено и теми событиями, которые происходят также в окружающей действительности. Иными словами, в данный период ребенок может воспринимать время как обычный предмет, отсюда появляются вопросы: «Куда ушло лето?», «Откуда приходит утро?». Для ответа на эти вопросу воспитателю необходима организация занятий с использованием различного дидактического материала (картинки, презентации, плакаты, сюжеты сказок и т.д.). Таким образом происходит углубление и расширение полученных ранее представлений о временных промежутках у детей дошкольного возраста [6].

В соответствии с действующей образовательной программой в ДОО воспитатель должен проводить занятия с детьми с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта, а, следовательно, обеспечить всестороннее развитие дошкольника, в том числе и формирование временных представлений.

Также отметим, что при формировании представлений важную роль играет взаимодействие образовательного учреждения с семьей. Членам семьи в повседневной жизни необходимо обращать внимание детей на время и его проявления, тем самым закрепляя и расширяя те знания, которые были получены на занятиях в саду. Все задания и игры следует проводить так, чтобы у детей была возможность найти свои ошибки и неточности, а также постараться найти верное решение, исправить их.

Построенная таким образом работа помогает ребенку сохранить интерес к выполнению действий, несмотря на трудность предложенных заданий, т.е. трудности становятся дополнительным мотивом поиска решения и развития познавательной деятельности в целом.

Предложим группу заданий, которые может использовать воспитатель в процессе формирования временных представлений, и классифицируем следующим образом:

- задания на выбор, показ и называние действий в различных промежуток времени (из предложенных в последовательности картинок ребенку необходимо выбрать ту последовательность, которая соответствует определенному промежутку времени);

- задания на определение по словесному описанию отрезков времени (определить, о каком периоде времени говорится в тексте);

- задания на определение последовательности действий (установить хронологию событий);

- задания на систематизацию (расположить картинки по группам, соответствующие определенным промежуткам времени);

- задания на удаление (нахождение ошибок в ряду картинок соответствующих определенным промежуткам времени);

- задания на моделирование (смоделировать определенные промежутки времени).

Приведем, примеры некоторых заданий, используемых воспитателем в своей практической деятельности при формировании временных представлений у дошкольников.

Задание «Наоборот».

Цель - научить детей определять время суток.

Описание игры. Педагог показывает на карточке слово, которое связано со временем, а дети должны подобрать слово, обозначающее другое время дня, обычно в контрастном значении. Например, зима - лето, рано - поздно.

Задание «Лото».

Цель: повторение и соотношения единиц измерения времени.

Описание игры. Воспитатель раздает детям игровую карту и картинки, которыми будет осуществляться игра в «лото». Дети должны собрать определенную картинку на игровой карте. В процессе выполнения игры воспитатель задает вопросы, чтобы подтолкнуть детей к комментариям своих действий.

Задание «Рыбалка».

Цель: закрепление умения соотносить названия месяцев с сезонами года.

Описание игры. В центре зала воспитатель размещает макет озера, в котором находятся определенное количество рыбок разного цвета. Красные рыбки соответствуют летним месяцам, желтые - осенним, синие - зимним, зеленые -весенним. Дошкольникам необходимо «поймать» рыбок, правильно рассортировав их по ведрам. В ходе данной игры дошкольники дети соотносят названия месяцев с временами года, классифицируя их.

Задание «Живая неделя».

Цель - формирование знаний о днях недели.

Описание игры. Для организации этой игры необходимо пригласить желающих участвовать ребят (количество равное дням недели). Каждый ребенок получает карточку с обозначением дня недели. По сигналу воспитателя они должны выстроиться в определенном порядке.

Задание «Закончить предложения».

Цель - научить детей определять дни недели.

Описание игры. Просим детей вставить пропущенные слова в предложения (названия месяцев).

Если сейчас - январь, то следующим будет ...

Если сейчас - март, то следующим апрель ...

Если предыдущий - август, то следующим будет .

Если следующий - апрель, то сейчас .

Если сейчас декабрь, то следующим будет .

Выводы. Время является звеном реальности, в которой существует наше человеческое общество. Умение ориентироваться во времени это не просто навык или умение, это острая необходимость современного общества. Первые представления о времени ребенок должен усвоить находясь в периоде дошкольного возраста в процессе выполнения комплекса практических заданий. Использование приведенных выше заданий позволяет актуализировать, закреплять представления детей о времени, развивать их познавательный интерес.

Литература:

1. Блехер, Ф.Н. Дидактические игры в формировании временных представлений [Электронный ресурс] / Ф.Н. Блехер. - URL: college4.m>attachments/article/84/f_n_bleher... did

2. Венгер, Л.А. Восприятие и обучение: Дошкольный возраст / Л.А. Венгер. - М.: Просвещение, 2008.

3. Кононенко, И.В. Знакомство детей со временем / И.В. Кононенко // Дошкольное воспитание. - М.: Изд-во Спектр, 2009.

4. Рихтерман, Т.Д. Формирование приставлений о времени у детей дошкольного возраста. / Т.Д. Рихтерман. - М.: Просвещение, 1991. - 47 с.

5. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования от 14 ноября 2013 г., № 30384 [Электронный ресурс]. - URL: obrazovatelnyj-standart.30384.html

6. Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб. пособие для студ. дошк. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений / Е.И. Щербакова. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 272 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.