педагогические Минибаева Эльмира Рафаильевна
науки ФОРМИРОВАНИЕ ВРЕМЕННЫХ ...
УДК 373.24
ФОРМИРОВАНИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
© 2017
Минибаева Эльмира Рафаильевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и начального образования Оренбургский государственный университет, филиал в Орске (462403, Россия, Орск, пр. Мира, 15а, e-mail: pri_rektor@ogti.orsk.ru)
Аннотация. Время - это одна из важнейших составляющих реальности, в которой мы существуем. Все явления окружающего мира протекают во времени. Оно организует и реализует нашу жизнь и деятельность. Мы подчинены его течению, хотя порой не замечаем этого. С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Современные условия жизни требуют от человека умения следить за течением времени в процессе деятельности, распределять ее во времени, реагировать на разные сигналы с определенной скоростью и через заданные временные интервалы, ускорять или замедлять темп своей деятельности, рационально использовать время. Для этого должно быть развито чувство времени. Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку как будущему члену общества, служит базисом его личностной культуры. Многие положительные качества возникают и развиваются благодаря планированию ребенком своей деятельности во времени: целенаправленность, собранность, организованность. В игровой, бытовой, познавательной деятельности дети учатся регулировать темп, ритм своих действий, учитывать фактор времени. В повседневной жизни ребенок постоянно сталкивается с различными временными категориями, которые используют взрослые в своей речи и общении, видит календарь, часы. Умение определять время, правильно используя слова для его обозначения, чувствовать его длительность является содержанием развития интеллекта ребенка и его математических навыков. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир. В настоящее время в теории и практике дошкольного воспитания происходят коренные изменения, связанные с пересмотром требований к знаниям и умениям детей при поступлении в школу. В связи с этим особое значение для формирования временных представлений детей приобретает профессиональная подготовка работников дошкольного образовательного учреждения. Между тем, как показывает анализ реальной ситуации, многие воспитатели не могут умело реализовать методику формирования временных представлений детей. Следовательно, возникает необходимость усовершенствования учебно-воспитательной работы с детьми с целью повышения уровня развития временных представлений у детей.
Ключевые слова: время, восприятие, игровая деятельность, формирование, представления, познавательная деятельность, развитие, наглядно-схематическое мышление, педагогические условия, планирование, дидактическая игра, текучесть, необратимость, чувство времени.
FORMATION OF TIME CONCEPTS IN CHILDREN PRESCHOOL AGE
© 2017
Minibaeva Elmira Rafailyevna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of preschool and primary education department Orenburg state University branch in Orsk (462403, Russia, Orsk, Mira Ave., 15A e-mail: pri_rektor@ogti.orsk.ru)
Abstract. Time is one of the most important components of the reality in which we exist. All phenomena of the world occur in time. It organises and implements our lives and activities. We are subject to its currents, although sometimes we do not notice this. One faces the time problem daily, taking a piece of the calendar, constantly looking at his watch. Modern living conditions require the ability to monitor the process of time in activity, distribute it in time, to respond to the different signals at a certain speed and time-lapse, to speed up or slow down the tempo of your activities, to use time efficiently. There should be a great sense of time. Time orientation is vital to the child as a future member of society it, is the basis of his personal culture. Many positive qualities arise and are developed through the planning of activities by children in time: focus, discipline, organization. In game, household, educational activities, children learn to regulate the tempo and rhythm of their actions, to take into account the time factor. In everyday life a child constantly faces various temporal categories, which adults use in their speech and communication, he sees a calendar, a clock. The ability to tell the time using correctly the words for it, to feel its duration is the content of intellectual development of a child and his maths skills. The ability to navigate in time gives children the opportunity to develop, to acquire various types of activities, to learn about the world. Currently, the theory and practice of preschool education is undergoing fundamental changes dealing with the revision of requirements for knowledge and skills of children when entering school. In this regard, particular importance for the formation of temporary representations of children is the training of workers of preschool educational institutions. Meanwhile, according to the analysis of the real situation, many teachers are unable to realize the method of forming temporary images of children. Consequently, there is a need to improve educational work with children with the aim of encreasing the children's level of development of time concepts.
Keywords: time, perception, fun activities, formation, images, educational activities, development, visual-schematic thinking, pedagogical conditions, planning, didactic game, the fluidity, the permanence, the sense of time.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Проблеме формирования временных представлений у детей дошкольного возраста посвящены работы Ф.Н. Блехер [1], А.М. Леушиной [2], Н.А. Менчинской [3], Р.Л. Непомнящей [4], С.Л. Рубинштейн [5], Т.Д. Рихтерман [6-7], И.А. Кононенко [7], З.А. Михайловой [9-13], Е.И. Щербаковой [14]. Ими были определены свойства времени, особенности восприятия детьми дошкольного возраста временных представлений, трудности при освоении ребенком временных категорий.
Однако у многих дошкольников, посещающих ДОУ, наблюдается невысокий уровень сформированности АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1(18)
временных представлений, данный процесс в детском саду идет самопроизвольно. Эти факты вызывают необходимость поиска научно обоснованных воздействий на процесс формирования временных представлений у дошкольников, обусловливая актуальность исследования. Представляется необходимым выявить педагогические условия эффективного формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В своих исследованиях С.Л. Рубинштейн [5], А.М. Леушина [2],
117
Минибаева Эльмира Рафаильевна педагогические
ФОРМИРОВАНИЕ ВРЕМЕННЫХ ... науки
Т.Д. Рихтерман [6] говорят о трудностях в восприятии времени и относительно позднем развитии временных представлений у детей дошкольного возраста.
К причинам, обуславливающим эти трудности, по мнению Т.Д. Рихтерман, относятся специфические особенности времени как объективной реальности: его текучесть, необратимость, невозможность вернуть прошедшее и поменять местами настоящее и будущее. Все это в значительной степени усложняет восприятие времени детьми [6].
По наблюдениям К.И. Чуковского, примерно с полутора лет начинается речевое отражение категорий времени. Первоначально появляются наречия, определяющие временную последовательность: сейчас, сначала, теперь. Дети еще плохо владеют грамматическими формами прошедшего и будущего времени, поэтому они смешивают такие временные наречия, как теперь, сейчас, потом. На ранних этапах развития, в возрасте до 3 лет, время воспринимается чрезвычайно конкретно и опосредованно, то есть через косвенные признаки и действия. Косвенными показателями времени для ребенка служит деятельность, связанная с определенным временем, режимом дня, постоянно чередующаяся во времени. «День - это обед», «вечер - это когда все приходят домой» - говорят дети [4].
Данные Н.А. Менчинской показывают, что уже дети четырех-пяти лет относительно точно определяют небольшие промежутки времени, о содержании которых имеют определенное представление на основе личного опыта, например, дети знают, что после выходного дня бывает музыкальное занятие или занятие по счету, и ждут их, готовятся к ним, спрашивают о них воспитательницу. Однако знания о длительности этих занятий неточны, и, хотя воспитательница нередко предупреждает детей, что осталась одна минутка до конца занятия и следует поторопиться, это предупреждение не организует деятельность детей, так как они не представляют себе длительность минуты; слово минута не связана у них с чувственным восприятием [3].
По мнению А.А. Смоленцевой, именно в старшем дошкольном возрасте у детей развивается способность планировать свою деятельность во времени, определять объем работы, регулировать ее темп, следить за временем в процессе своей деятельности. Они учатся устанавливать последовательность знакомых видов деятельности в режиме дня, осознавать изменения человека по возрасту на основе отношений - моложе (малышка, школьница, девушка, женщина, бабушка), определять свои возраст не только в настоящем, но и в прошлом (будущем) году, устанавливать порядок следования эпизодов рассказа, сказки, последовательность преобразования объекта в процессе конструирования. Также дети решают простейшие логические и арифметические задачи, в которых говорится о времени, отгадывают загадки, читают стихотворения, рассказывают знакомые сказки о времени [15].
Р.Л. Непомнящая предлагает некоторые темы для обсуждения, характерные для детей старшего дошкольного возраста: «Сейчас», «В прошлом году», «День рождения», «Взросление», «Сегодня и завтра» и др. Она указывает также на то, что во время беседы необходимо оказывать помощь в подборе нужного слова или выражения, оформлении собственной мысли в речи, самостоятельной постановке вопроса и т.д. Она дает некоторые рекомендации воспитателям по применению тематических картинок в работе с детьми. Так, предлагая ребенку картинку для рассмотрения, педагог должен направлять его внимание на основные признаки данного отрезка времени: фон, светило (солнце, луна, звезды), содержание и характер деятельности людей и др. Дети должны установить, какое время года изобразил художник [4].
В своих исследованиях Т.И. Ерофеева рекомендует для закрепления знаний о частях суток и временах года использовать небольшие рассказы, сказки, стихотво-118
рения и малые формы фольклора: загадки, пословицы, поговорки, потешки. В них в устной образной форме изображено время действия, течение времени, изменение времени. Также в работе с детьми целесообразно использовать лучшие образцы авторского и народного творчества. Это произведения С. Маршака, А. Барто, Е. Трутневой, Я. Акима, стихотворения классиков отечественной поэзии А. Фета, С. Есенина и других [16-18].
Формирование целей статьи (постановка задания). Теоретический анализ проблемы исследования позволил нам предположить, что эффективность формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста будет достигнута, если происходит: активизация личного опыта ребенка, осмысление связи между содержанием деятельности и соответствующим временным отрезком; стимулирование познавательной деятельности; развитие наглядно-схематического мышления при освоении последовательности и зависимости между различными категориями времени; комплексное решение задач умственного, эмоционального и речевого развития, способствующее накоплению у детей представлений о времени.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Опытно-экспериментальная часть нашего исследования проводилась на базе Дошкольного образовательного учреждения №116, основной целью которой была экспериментальная проверка выдвинутых нами педагогических условий.
Для определения уровня сформированности временных представлений у детей старшего дошкольного возраста нами была использована методика Р.Ф. Галлямовой [19], состоящая из четырех серий, цель которых заключается в выявлении у детей 5-6 лет способности последовательно называть и определять части суток, дни недели, месяца, времена года, а также умение определять время с использованием календаря и механических часов.
Анализ полученных результатов позволил выявить три уровня сформированности временных представлений у детей старшего дошкольного возраста: высокий уровень (29%): ребенок знает и называет части суток; знает названия дней недели, их последовательность; определяет какой день недели был вчера, сегодня, будет завтра; определяет время с помощью механических и песочных часов; ориентируется в названиях и последовательности месяцев года; знает из каких месяцев состоит то или иное время года; умеет определять время года по цикличности природных явлений; средний уровень (42%): ребенок затрудняется в назывании частей суток, дней недели; путает названия и последовательность месяцев, времен года; определяет время с помощью механических и песочных часов с подсказки воспитателя; низкий уровень (29%): ребенок не называет части суток, дни недели; не определяет какой день недели был вчера, сегодня, какой будет завтра; не определяет время с помощью механических часов; не ориентируется в последовательности и назывании месяцев года.
На основании полученных данных нами был разработан комплекс педагогических условий, способствующих эффективному формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Данная работа проводилась в три этапа.
Подготовительный этап нашей работы был направлен на сближение детей друг с другом и экспериментатором, создание положительного и доброжелательного эмоционального фона, который обеспечивал снятие психологического напряжения, а также способствовал развитию активности детей. Решению данных задач способствовали групповые игры «Солнышко», «Какое у тебя настроение», «Зеркало», «Дружба начинается с улыбки». Цель подобных игр заключалась в установлении положительной психологической атмосферы внутри группы детей, эмоциональном и поведенческом рас-АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1(18)
педагогические науки
Минибаева Эльмира Рафаильевна ФОРМИРОВАНИЕ ВРЕМЕННЫХ ...
крепощении детей [20].
Игровая мотивация побуждала детей к активному и доброжелательному общению, выражению своих чувств и настроения. Уже в конце подготовительного этапа дети вели себя раскрепощено, могли свободно взаимодействовать с экспериментатором.
Следующий этап - основной, предполагал создание эффективных педагогических условий, направленных на формирование временных представлений детей старшего дошкольного возраста. На наш взгляд одним из главных педагогических условий является комплексное решение задач умственного, эмоционального и речевого развития, способствующее накоплению у детей представлений о времени. Данное условие осуществлялось в процессе наблюдений с детьми экспериментальной группы за изменениями природы в течение суток. Мы старались обратить внимание детей на то, что происходит с солнцем в течение суток, как изменяется небо и т.д. Наша работа была направлена на формирование у детей умения активно высказываться, задавать вопросы, проявлять активное отношение к увиденному, обосновывать свое мнение. При подведении итогов, мы еще раз назвали последовательно части суток и вместе с детьми указали их основные особенности.
Следующим эффективным условием формирования временных представлений является актуализация личного опыта ребенка, осмысление связи между содержанием деятельности и соответствующим временным отрезком, которое осуществлялось в процессе беседы, организации игровой деятельности детей. Нами использовалась беседа с детьми о месяцах года и о днях недели. В начале занятия дети не могли называть в правильной последовательности дни недели. Значительные затруднения испытывали Мирамбек Б., Женя К. В процессе организации игры «Узнаем сколько и какие дни недели» мы просили детей отгадать загадки и объяснить свой ответ. Активное участие принимали Паша О., Катя Б. Суть второй игры «Поможем Незнайке» заключалась в том, чтобы помочь Незнайке запомнить последовательность дней недели и месяцев. Сначала ребята давали краткую характеристику каждому месяцу (Вова В.: «В сентябре все детки идут в школу, а в декабре у меня день рождения», Валя К.: «В августе мы собираем овощи на даче», Паша О.: «А у меня день рождения в феврале, а в марте всегда уже светит солнце»). Далее дети хором называли последовательно дни недели и месяцы, а затем друг за другом повторяли их. В конце занятия Женя К. и Мирамбек Б. уже сами попытались назвать последовательно дни недели.
Симулирование познавательной деятельности осуществлялось при рассматривании тематических картинок и чтении художественных произведений. С этой целью мы провели игры «Какое это время года?» и «Путешествие в лес», где использовался наглядный материал (изображение леса в разное время года), стихотворения. Все дети внимательно слушали задания и сразу же включались в работу. На первых этапах игры «Какое это время суток?» инициативу проявляли дети с высоким уровнем развития временных представлений (Валя К., Вова В.). Для того чтобы активизировать мыслительную деятельность других детей, мы применяли прямые вопросы к ним («Мирамбек, а почему ты думаешь, что в стихотворении говорится о весне?») Все дети доказывали свой ответ, вспоминая строчки из прочитанного нами стихотворения. (Катя Б.: «Это зима, потому что белый снег пушистый в воздухе кружится!»; Денис Ф.: «Здесь лето, все вокруг светло и яркие цветы вокруг»). Следует отметить, что на вопрос «Какой это может быть месяц?», дети при ответах допускали ошибки. Так, Женя К. сказал, что май - это летний месяц. Валя К. сразу же исправила ответ мальчика, привела пример («В мае еще холодно и нельзя купаться»). Когда мы отправились в «путешествие по лесу», рассматривая картинки, дети доказывали, какое время года изображено (Паша О.: «Это
весна. Смотрите птички даже летят!»; Валя К.: «А это осенний лес. Все деревья без листьев стоят»).
Последнее педагогическое условие - активизация наглядно-схематического мышления при освоении последовательности и зависимости между различными категориями времени осуществлялось в процессе использования детских календарей и приборов для измерения времени. На первых этапах работы с календарем проводилось знакомство с моделью календарного года. Дети тщательно рассматривали календарь, после чего отметили, «что в календаре четко выделяются месяцы, каждый месяц начинается с первого числа, в каждой неделе семь дней». Однако не все дети (Мирамбек Б., Женя К., Денис Ф.) смогли ответить, почему месяцы года на данном календаре имеют различную окраску. Лишь Валя К. смогла всем объяснить, что месяцы окрашены соответственно различным временам года (например, летние месяцы - желтые, зимние - синие и т.д.). В заключении, мы каждому ребенку задали вопросы «Сколько месяцев в году?», «Как называется последний месяц зимы?», «Назови месяцы лета» и т.д. Календарь служил хорошей опорой для детей при ответах.
При работе с приборами для измерения времени мы показали ребятам секундомер, песочные часы, механические и игрушечные часы. Дети смогли самостоятельно выявить отличия между этими приборами. Далее мы вместе с детьми уточнили, какая стрелка часов является минутной, а какая часовая. В заключение занятия каждый ребенок попытался самостоятельно определить время, которое показывали игрушечные часы. Два ребенка смогли безошибочно определить верное время, которое показывали часы. Другие дети правильно ответили после нескольких попыток.
Заключительный этап формирующего эксперимента включал в себя проведение дидактической игры «Большой экзамен», которая направлена на закрепление представлений детей о времени. Все дети ответственно подошли к выполнению заданий, принимали активное участие. Каждому ребенку задавались вопросы: «Сколько дней в неделе?», «Какой день недели первый?», «Какой второй?». Мальчики отвечали правильно, но ответ произносили неуверенно. Ошибки были допущены в заданиях, где необходимо было назвать, например, первый месяц лета, зимы. Паша О. при перечислении зимних месяцев допустил ошибку, назвав лишь два месяца: январь, февраль. Валя К., Денис Ф., Вова В., Катя Б. правильно справлялись со всеми заданиями, а также помогали при возникших затруднениях своим сверстникам.
Следующим этапом нашей работы был контрольный эксперимент, цель которого заключалось в следующем: определить эффективность педагогических условий формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Нами была повторно проведена методика Р.Ф. Галлямовой с детьми как контрольной, так и экспериментальной группы. Анализируя результаты, нами были выявлены принципиальные различия в уровнях сформи-рованности временных представлений у детей. 42 % детей показали средний уровень, 58 % - высокий. Низкий уровень зафиксирован не был.
Следовательно, сравнивая данные, полученные в констатирующем и контрольном экспериментах, можно заключить, что общий уровень сформированности временных представлений у детей повысился: дети могли правильно назвать месяцы, дни недели, верно установить их последовательность, определить время по механическим часам, назвать, из каких месяцев состоит то или иное время года.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, гипотеза, которую мы предположили в начале нашего исследования, подтвердилась. Действительно, нами установлена эффективность формирования временных представле-
Минибаева Эльмира Рафаильевна ФОРМИРОВАНИЕ ВРЕМЕННЫХ ..
педагогические науки
ний у детей старшего дошкольного возраста в процессе: активизации личного опыта ребенка, осмысления связи между содержанием деятельности и соответствующим временным отрезком; стимулирования познавательной деятельности; развития наглядно-схематического мышления, при освоении последовательности и зависимости между различными категориями времени; осуществления комплексного решения задач умственного, эмоционального и речевого развития, способствующее накоплению у детей представлений о времени. Полученные результаты могут послужить основой для дальнейшей разработки методов, средств и форм формирования временных представлений у детей дошкольного возраста.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Блехер Ф.Н. Математика в детском саду и нулевой группе. М.: Просвещение, 1991. 156 с.
2. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1974. 368 с.
3. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка. М.: Институт практической психологии, 1998. 448 с.
4. Непомнящая Р.Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста. СПб.: Детство-Пресс, 2005. 64 с.
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Издательство «Питер», 2015. 720 с.
6. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1991. 48 с.
7. Данилова В.В., Рихтерман Т.Д., Михайлова З.А. Обучение математике в детском саду. - М.: Академия, 1998. 160 с.
8. Кононенко И.А. Знакомство детей со временем // Дошкольное воспитание. 1981. №7. С. 11-13.
9. Михайлова З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. СПб.: Детство-Пресс, 2008. 384 с.
10. Михайлова З.А. Математика - это интересно. Игровые ситуации для детей. СПб.: Детство-Пресс, 2007. 80 с.
11. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников. СПб.: Детство-Пресс, 2016. 144 с.
12. Математическое развитие дошкольников: Учебно-методическое пособие / З.А. Михайлова, М. Н. Полякова, Р.Н. Непомнящая, А.М. Вербенец. СПб: Акцидент, 1998. 94 с.
13. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая и др.; под ред. А.А. Столяра. М.: Просвещение, 1988. 303 с.
14. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. 392 с.
15. Смоленцева А.А., Суворова О.В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. - СПб.: Детство-Пресс, 2010. 112 с.
16. Ерофеева Т.И. В кругу друзей математики. Заботы круглый год. М.: Просвещение, 2013. 26 с.
17. Ерофеева Т.И. Дошкольник изучает математику. М.: Просвещение, 2007. 112 с.
18. Ерофеева Т.И. Сказки для любознательных. Как кошка Буся день и ночь перепутала. М.: Просвещение, 2012. 16 с.
19. Галлямова Р.Ф. Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста // Первое сентября. 2005. №9. С.23-27.
20. Соловьева Е.В. Математика и логика для дошкольников: метод. рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга». М.: Просвещение, 2004. 157 с.