педагогические науки
Минибаева Эльмира Рафаильевна ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ...
УДК 372.365
DOI: 10.26140/bgz3-2019-0803-0022
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
© 2019
Минибаева Эльмира Рафаильевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и начального образования Оренбургский государственный университет, филиал в Орске (462403, Россия, Орск, пр. Мира, 15а, e-mail: [email protected])
Аннотация. Все явления окружающего мира протекают во времени. Оно организует и реализует нашу жизнь и деятельность. Мы подчинены его течению, хотя порой не замечаем этого. Современные условия жизни требуют от человека умения следить за течением времени в процессе деятельности, распределять ее во времени, реагировать на разные сигналы с определенной скоростью и через заданные временные интервалы, ускорять или замедлять темп своей деятельности, рационально использовать время. Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку как будущему члену общества, служит базисом его личностной культуры. Многие положительные качества возникают и развиваются благодаря планированию ребенком своей деятельности во времени: целенаправленность, собранность, организованность. В игровой, бытовой, познавательной деятельности дети учатся регулировать темп, ритм своих действий, учитывать фактор времени. В повседневной жизни ребенок постоянно сталкивается с различными временными категориями, которые используют взрослые в своей речи и общении, видит календарь, часы. Умение определять время, правильно используя слова для его обозначения, чувствовать его длительность является содержанием развития интеллекта ребенка и его математических навыков. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир. В настоящее время в теории и практике дошкольного воспитания происходят коренные изменения, связанные с пересмотром требований к знаниям и умениям детей при поступлении в школу. В связи с этим особое значение для формирования временных представлений детей приобретает профессиональная подготовка работников дошкольного образовательного учреждения.
Ключевые слова: время, восприятие, игровая деятельность, формирование, представления, познавательная деятельность, развитие, наглядно-схематическое мышление, педагогические условия, планирование, дидактическая игра, текучесть, необратимость, чувство времени.
FEATURES OF FORMATION OF TIME CONCEPTS IN CHILDREN
PRESCHOOL AGE
© 2019
Minibaeva Elmira Rafailyevna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of preschool and primary education department Orenburg State University, branch in Orsk (462403, Russia, Orsk, Mira Ave., 15A e-mail: [email protected])
Abstract. All phenomena of the world occur in time. It organises and implements our lives and activities. We are subject to its currents, although sometimes we do not notice this. Modern living conditions require the ability to monitor the process of time in activity, distribute it in time, to respond to the different signals at a certain speed and time-lapse, to speed up or slow down the tempo of your activities, to use time efficiently. Time orientation is vital to the child as a future member of society it, is the basis of his personal culture. Many positive qualities arise and are developed through the planning of activities by children in time: focus, discipline, organization. In game, household, educational activities, children learn to regulate the tempo and rhythm of their actions, to take into account the time factor. In everyday life a child constantly faces various temporal categories, which adults use in their speech and communication, he sees a calendar, a clock. The ability to tell the time using correctly the words for it, to feel its duration is the content of intellectual development of a child and his maths skills. The ability to navigate in time gives children the opportunity to develop, to acquire various types of activities, to learn about the world. Currently, the theory and practice of preschool education is undergoing fundamental changes dealing with the revision of requirements for knowledge and skills of children when entering school. In this regard, particular importance for the formation of temporary representations of children is the training of workers of preschool educational institutions.
Keywords: time, perception, fun activities, formation, images, educational activities, development, visual-schematic thinking, pedagogical conditions, planning, didactic game, the fluidity, the permanence, the sense of time.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Проблемой формирования временных представлений у детей дошкольного возраста занимались такие видные отечественные психологи, педагоги и методисты как Ф.Н. Блехер [1], А.М. Леушина [2], Н.А. Менчинская [3], Р.Л. Непомнящая [4], С.Л. Рубинштейн [5], Т.Д. Рихтерман [6-7], И.А. Кононенко [8], З.А. Михайлова [9-13], Е.И. Щербакова [14]. Ими были определены свойства времени, особенности восприятия детьми дошкольного возраста временных представлений, трудности при освоении ребенком временных категорий.
Однако, наблюдения, проведенные нами в детском саду, позволяют утверждать, что формирование временных представлений у детей реализуется стихийно и бессистемно, поэтому у многих дошкольников, посещающих ДОУ, наблюдается невысокий уровень знаний в процессе ознакомления со временем. Эти факты вызывают необходимость поиска научно обоснованных воздействий на процесс формирования временных представлений у дошкольников, обусловливая актуальность
исследования. Представляется необходимым выявить эффективные педагогические условия формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В своих исследованиях Т.Д. Рихтерман раскрывает основные особенности восприятия детьми времени. В работе автора описаны особенности ознакомления детей с частями суток и календарем, отражена методика развития чувства времени и понимания отношений временной последовательности. Т.Д. Рихтерман предлагает интересные приемы работы по ознакомление с частями суток на наглядной основе: сначала с использованием картинок, в которых отражена деятельность детей в различные части суток; затем с использованием пейзажных картинок, где дети ориентируются по основным природным показателям (цвет неба, положение солнца на небосклоне, степень освещенности дня) [6].
Minibaeva Elmira Rafailyevna pedagogical
FEATURES OF FORMATION OF TIME ... sciences
Основной трудностью в восприятии времени детьми старшего дошкольного возраста Е.И. Щербакова считает отсутствие наглядной формы времени, его текучесть и необратимость. К субъективным причинам автор относит недостаточный жизненный опыт ребенка, особенности его мышления (конкретность), а также недооценку времени окружающими взрослыми. Е.И. Щербакова отмечает сложность в понимании смысла слов, которые обозначают временные отношения в силу их относительного характера. При тождественности значений этих временных обозначений конкретный момент реальности, на которой они указывают, непрерывно передвигается. Это обстоятельство составляет те трудности, с которыми дети не сразу могут справиться [14].
Гильманова Л.В. утверждает, что развитие представлений о времени у детей в детском саду должно осуществляется двумя путями: через повседневную жизнь и на специально организованных занятиях. В повседневной жизни лучше опираться на режимные моменты, четкий распорядок в чередовании различных видов деятельности. Кроме собственной деятельности ребенка в качестве ориентиров используются примеры из жизни других людей, а также природные явления, наблюдения за которыми способствуют распознанию частей суток, сезонов [15].
По мнению А.А. Смоленцевой, именно в старшем дошкольном возрасте у детей развивается способность планировать свою деятельность во времени, определять объем работы, регулировать ее темп, следить за временем в процессе своей деятельности. Они учатся устанавливать последовательность знакомых видов деятельности в режиме дня, осознавать изменения человека по возрасту на основе отношений - моложе (малышка, школьница, девушка, женщина, бабушка), определять свои возраст не только в настоящем, но и в прошлом (будущем) году, устанавливать порядок следования эпизодов рассказа, сказки, последовательность преобразования объекта в процессе конструирования. Также дети решают простейшие логические и арифметические задачи, в которых говорится о времени, отгадывают загадки, читают стихотворения, рассказывают знакомые сказки о времени [16].
Р.Л. Непомнящая предлагает некоторые темы для обсуждения, характерные для детей старшего дошкольного возраста: «Сейчас», «В прошлом году», «День рождения», «Взросление», «Сегодня и завтра» и др. Она указывает также на то, что во время беседы необходимо оказывать помощь в подборе нужного слова или выражения, оформлении собственной мысли в речи, самостоятельной постановке вопроса и т.д. Она дает некоторые рекомендации воспитателям по применению тематических картинок в работе с детьми. Так, предлагая ребенку картинку для рассмотрения, педагог должен направлять его внимание на основные признаки данного отрезка времени: фон, светило (солнце, луна, звезды), содержание и характер деятельности людей и др. Дети должны установить, какое время года изобразил художник [17].
В своих исследованиях Т.И. Ерофеева рекомендует для закрепления знаний о частях суток и временах года использовать небольшие рассказы, сказки, стихотворения и малые формы фольклора: загадки, пословицы, поговорки, потешки. В них в устной образной форме изображено время действия, течение времени, изменение времени. Также в работе с детьми целесообразно использовать лучшие образцы авторского и народного творчества. Это произведения С. Маршака, А. Барто, Е. Трутневой, Я. Акима, стихотворения классиков отечественной поэзии А. Фета, С. Есенина и других [18-21].
Формирование целей статьи (постановка задания). Теоретический анализ проблемы исследования позволил нам предположить, что эффективность формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста будет достигнута, если: проводятся специально организованные занятия на обогащение, за-94
крепление и применение представлений о времени; для закрепления представлений о времени используются дидактические игры и упражнения; применяется моделирование как метод материализации времени и отражения его в наглядной форме.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Опытно-экспериментальная часть нашего исследования проводилась на базе Дошкольного образовательного учреждения №38 «Солнышко» г. Орска, основной целью которой была экспериментальная проверка эффективности выдвинутых нами педагогических условий.
Для определения уровня сформированности временных представлений у детей старшего дошкольного возраста нами была использована методика Р.Ф. Галлямовой [22], состоящая из трех серий. В первой серии нами были исследованы знания ребенком названий частей суток, умение определять их по цикличности природных явлений и деятельности человека. Во второй серии были выявлены знания ребенка дней недели, их последовательности и умения определять какой день был вчера, сегодня, будет завтра. В третьей серии мы определяли, знает ли ребенок названия месяцев и времен года, их последовательность и какие месяцы входят в определенное время года.
Анализ полученных результатов позволил выявить три уровня сформированности временных представлений у детей старшего дошкольного возраста: высокий уровень (35%): ребенок знает и называет части суток; знает названия дней недели, их последовательность; определяет какой день недели был вчера, сегодня, будет завтра; определяет время с помощью механических и песочных часов; ориентируется в названиях и последовательности месяцев года; знает из каких месяцев состоит то или иное время года; умеет определять время года по цикличности природных явлений; средний уровень (38%): ребенок затрудняется в назывании частей суток, дней недели; путает названия и последовательность месяцев, времен года; определяет время с помощью механических и песочных часов с подсказки воспитателя; низкий уровень (27%): ребенок не называет части суток, дни недели; не определяет какой день недели был вчера, сегодня, какой будет завтра; не определяет время с помощью механических часов; не ориентируется в последовательности и назывании месяцев года.
На основании полученных данных нами был разработан комплекс педагогических условий, способствующих эффективному формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. С целью реализации этих условий мы разработали комплекс мероприятий, который состоял из специально организованных занятий с целью обогащений знаний; дидактических игр и упражнений, направленных на закрепление и правильное употребление временных терминов; использования моделирования как метода материализации времени и отражения его в наглядной форме. Данная работа проводилась в два этапа.
Подготовительный этап нашей работы был направлен на сближение детей друг с другом и экспериментатором, создание положительного и доброжелательного эмоционального фона, который обеспечивал снятие психологического напряжения, а также способствовал развитию активности детей. Решению данных задач способствовали групповые игры «Какое у тебя настроение», «Зеркало», «Дружба начинается с улыбки». Цель подобных игр заключалась в установлении положительной психологической атмосферы внутри группы детей, эмоциональном и поведенческом раскрепощении детей [23]. Игровая мотивация побуждала детей к активному и доброжелательному общению, выражению своих чувств и настроения. Уже в конце подготовительного этапа дети вели себя раскрепощено, могли свободно взаимодействовать с экспериментатором.
Следующий этап - основной, предполагал создание Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 3(28)
педагогические науки
Минибаева Эльмира Рафаильевна ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ...
эффективных педагогических условий, направленных на формирование временных представлений детей старшего дошкольного возраста. Нами был разработан комплекс занятий с целью обогащения знаний детей о частях суток и их последовательности; о днях недели, месяцах и временах года; о цикличности временных эталонов. Параллельно проводилась работа на закрепление и правильное употребление временных терминов в процессе организации дидактических игр и упражнений «Собери части суток», «Разложи по порядку», «Что пропущено?», «Наш день», «Назовите сутки», «Кто в домике живет», «Назови пропущенное слово», «Когда это бывает», «Успей вовремя», «День и ночь» и другие. Особый интерес вызвало у детей использование детских календарей и приборов для измерения времени. На первых этапах работы с календарем проводилось знакомство с моделью календарного года. Дети тщательно рассматривали календарь, после чего отметили, «что в календаре четко выделяются месяцы, каждый месяц начинается с первого числа, в каждой неделе семь дней, месяцы года на данном календаре имеют различную окраску». При работе с приборами для измерения времени мы показали ребятам секундомер, песочные часы, механические и игрушечные часы. Дети смогли самостоятельно выявить отличия между этими приборами. Далее мы вместе с детьми уточнили, какая стрелка часов является минутной, а какая часовая. В заключение занятия каждый ребенок попытался самостоятельно определить время, которое показывали игрушечные часы.
Следующим этапом нашей работы был контрольный эксперимент, цель которого заключалось в следующем: определить эффективность педагогических условий формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Нами была повторно проведена методика Р.Ф. Галлямовой с детьми как контрольной, так и экспериментальной группы. Анализируя результаты, нами были выявлены принципиальные различия в уровнях сформи-рованности временных представлений у детей. 64 % детей показали высокий уровень, 36 % - средний. Низкий уровень зафиксирован не был.
Следовательно, сравнивая данные, полученные в констатирующем и контрольном экспериментах, можно заключить, что общий уровень сформированности временных представлений у детей повысился: дети могли правильно назвать месяцы, дни недели, верно установить их последовательность, определить время по механическим часам, назвать, из каких месяцев состоит то или иное время года.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, гипотеза, которую мы предположили в начале нашего исследования, подтвердилась. Действительно, нами установлена эффективность формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе специально организованных занятий на обогащение, закрепление и применение представлений о времени; использования дидактических игр и упражнений; применения моделирования как метода материализации времени и отражения его в наглядной форме. Полученные результаты могут послужить основой для дальнейшей разработки методов, средств и форм организации процесса формирования временных представлений у детей дошкольного возраста.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Блехер Ф.Н. Математика в детском саду и нулевой группе. М.: Просвещение, 1991. 156 с.
2. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1974. 368 с.
3. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка. М.: Институт практической психологии, 1998. 448 с.
4. Непомнящая Р.Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста. СПб.: Детство- Пресс, 2005. 64 с.
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб:
Издательство «Питер», 2015. 720 с.
6. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1991. 48 с.
7. Данилова В.В., Рихтерман Т.Д., Михайлова З.А. Обучение математике в детском саду. — М.: Академия, 1998. 160 с.
8. Кононенко И.А. Знакомство детей со временем // Дошкольное воспитание. 1981. №7. С. 11-13.
9. Михайлова З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. СПб.: Детство-Пресс, 2008. 384 с.
10. Михайлова З.А. Математика — это интересно. Игровые ситуации для детей. СПб.: Детство-Пресс, 2007. 80 с.
11. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников. СПб.: Детство-Пресс, 2016. 144 с.
12. Математическое развитие дошкольников: Учебно-методическое пособие / З.А. Михайлова, М. Н. Полякова, Р.Н. Непомнящая, А.М. Вербенец. СПб: Акцидент, 1998. 94 с.
13. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая и др.; под ред. А.А. Столяра. М.: Просвещение, 1988. 303 с.
14. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. 392 с.
15. Гильманова Л.В. Формирование временных представлений детей дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. 2015. № 2. С.57-60.
16. Смоленцева А.А., Суворова О.В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. — СПб.: Детство-Пресс, 2010. 112 с.
17. Непомнящая Р.Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста. — СПб: Детство-Пресс, 2004. 64 с.
18. Ерофеева Т.И. В кругу друзей математики. Заботы круглый год. М.: Просвещение, 2013. 26 с.
19. Ерофеева Т.И. Дошкольник изучает математику. М.: Просвещение, 2007. 112 с.
20. Ерофеева Т.И. Сказки для любознательных. Как кошка Буся день и ночь перепутала. М.: Просвещение, 2012. 16 с.
21. Минибаева Э.Р. Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 117-120.
22. Галлямова Р.Ф. Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста // Первое сентября. 2005. №9. С.23-27.
23. Соловьева Е.В. Математика и логика для дошкольников: метод. рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга». М.: Просвещение, 2004. 157 с.
Статья поступила в редакцию 24.04.2019 Статья принята к публикации 27.08.2019