Научная статья на тему 'ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ'

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / высшее военное образование / электронный учебник / курсант / преподаватель / higher education / higher military education / electronic textbook / cadet / teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н В. Гусева

В данной статье производится исследование основных свойств электронного учебника (ЭУ) как эффективного средства обучения иностранному языку курсантов военных вузов. Для этого сначала рассматриваются особенности развития современного общества и, в частности, системы высшего военного образования. Доказывается необходимость интеграции в него электронных учебников по иностранному языку. После этого конкретизируется роль языковой подготовки в обучении будущих военных специалистов на современном этапе развития силовых ведомств. Затем даётся сущностная характеристика понятия «электронный учебник». Выделяются основные принципы, которым необходимо следовать при разработке и внедрении ЭУ в образовательный процесс. Изучаются прогрессивные изменения, которые его использование может привнести в ход обучения иностранному языку курсантов военного вуза. Далее характеризуются ключевые черты систематизации материала в электронном учебнике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRONIC TEXTBOOK AS AN EFFECTIVE MEANS OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE TO CADETS OF MILITARY UNIVERSITIES

The article investigates the basic properties of an electronic textbook as an effective teaching a foreign language to military universities means cadets means. To do this, the researcher first considers features of the modern society and development, particularly, the higher military education system. The integrating electronic textbooks in a foreign language into it necessity is proved. The role of language training in the future military specialists teaching at the current development stage of law enforcement agencies is specified. The paper reveals the essential characteristic of the concept “electronic textbook”. The basic principles that must be followed in its development and implementation in the educational process are highlighted. The progressive changes that its use can bring to the course of teaching a foreign language to military university cadets are studied. The key features of the material systematization in the electronic textbook are characterized.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ»

Коммуникативная культура старшего дошкольника предполагает, что у ребенка будут сформированы основные психические процессы:

1) внимание (распределение и устойчивость внимания);

2) мышление (способность анализировать информацию, способность рассуждать, выражать свои мысли вербальными средствами);

3) воображение (творческая коммуникативная активность, сопереживание).

Коммуникативная культура в старшем дошкольном возрасте базируется на

способности ребенка к самопознанию, самообладанию, что составляет психологическую культуру при межличностном общении.

Педагоги Е.И. Зритнева, Л.А. Саенко, Г.Н. Соломатина [4; 5] отмечают, что коммуникативная культура личности предполагает эмоционально-положительное отношение к партнеру по коммуникации, речевой этикет, усвоение нравственных норм поведения при общении. Дети в период старшего дошкольного возраста характеризуются высокой потребностью в общении, яркой эмоциональностью, инициативностью в общении, хотя в силу возраста обладают невысоким количеством сформированных выразительных средств. Формирование коммуникативной культуры у дошкольников в детском саду должно концентрироваться на формировании следующих умений: излагать свои мысли, слушать, понимать услышанное, адекватно реагировать на собеседника, управлять своими эмоциями.

Таким образом, коммуникативная культура не является врожденным качеством, а выступает сложным личностным образованием, которое формируется поэтапно в длительный период становления и развития личности. Формирование коммуникативной культуры необходимо начинать еще с дошкольного возраста, что выражается в культуре говорения, культуре слушания и эмоциональной культуре.

Опираясь на вышеизложенное, структуру коммуникативной культуры старших дошкольников можно представить в виде схемы (рис. 1).

Отметим, что период дошкольного возраста является сензитивным для реализации воспитательных процессов по формированию коммуникативной куль-

Библиографический список

туры ребенка. В образовательной среде ДОО имеются необходимые ресурсы для формирования коммуникативной культуры старших дошкольников: квалифицированный педагогический состав, методическое оснащение, владение современными педагогическими технологиями; технологическое оснащение и т. д. Важность формирования коммуникативной культуры старших дошкольников очевидна, поскольку далее дети пойдут в школу и социальных контактов становится значительно больше. Формирование коммуникативной культуры у дошкольников выступает профилактикой социальной девиации и поведенческих дезадаптаций в школьной образовательной среде.

Представленная структура коммуникативной культуры у детей старшего дошкольного возраста позволит педагогу ДОО содержательно и методически грамотно построить образовательно-воспитательную работу с детьми.

Перспектива дальнейших исследований состоит в выявлении новых педагогических технологий формирования коммуникативной культуры у детей старшего дошкольного возраста, разработке методических пособий для воспитателей дошкольных организаций.

Таким образом, коммуникативная культура является важным элементом в структуре личности. Формированию коммуникативной культуры следует уделять внимание, начиная с дошкольного периода, поскольку дошкольное детство - син-зетивный период для развития личности и формирования навыков коммуникации. В отечественной педагогике и психологии под коммуникативной культурой понимают совокупность знаний и навыков общения, что предопределяет эффективность взаимодействия между людьми. Компоненты коммуникативной культуры, которые характерны для ребенка старшего дошкольного возраста, включают культуру речи дошкольника и средства невербального общения; умение слушать; эмоциональную культуру (эмоциональную отзывчивость). Практическая значимость данного исследования состоит в том, что выявленные компоненты коммуникативной культуры у детей старшего дошкольного возраста и представленная структура коммуникативной культуры могут быть использованы для конструирования эффективного педагогического процесса в ДОО.

1. Бобрышов C.B., Cаенко ЛА, Cуменко Л.В. Персонификация ценностей свободы и достоинства личности в современных социально-педагогических процессах. Вестник Академии права и управления. 2016; № 1 (42): 170-175.

2. Кулешова Э.В. Особенности формирования коммуникативной культуры дошкольников с нарушениями в развитии. Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2019; № 1 (53): 31-41.

3. Попович И.В. Развитие коммуникативной культуры старших дошкольников. Вопросы дошкольной педагогики. 2019; № 3 (20): 1-3.

4. Cаенко ЛА, Cоломатина гН. Cущность и структура воспитательного пространства. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2020; № 5 (80): 212-219.

5. Cаенко ЛА, Зритнева E.H. Особенности формирования гражданской идентичности детей и подростков в летнем лагере отдыха. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019; № 2 (41): 153-161.

6. Cулейманова Ф.М., Aбдуллина Л.Б., Cадыкова Ю.Р Культура общения как коммуникативная характеристика личности старшего дошкольника. Традиции и новации в дошкольном образовании. 2021; № 1 (18): 16-18.

7. Cуменко Л.В., Cаенко ЛА, Бобрышов C.B. Особенности распределения семейных обязанностей и семейных ролей в современных многодетных семьях. Kant. 2016; № 2 (19): 29-34.

8. Шилыковская И.К. Преемственность в работе по формированию основ коммуникативной культуры у дошкольников и младших школьников. Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2014; № 2: 27.

References

1. Bobryshov S.V., Saenko L.A., Sumenko L.V. Personifikaciya cennostej svobody i dostoinstva lichnosti v sovremennyh social'no-pedagogicheskih processah. VestnikAkademii prava i upravleniya. 2016; № 1 (42): 170-175.

2. Kuleshova 'E.V. Osobennosti formirovaniya kommunikativnoj kul'tury doshkol'nikov s narusheniyami v razvitii. Novoe v psihologo-pedagogicheskih issledovaniyah. 2019; № 1 (53): 31-41.

3. Popovich I.V. Razvitie kommunikativnoj kul'tury starshih doshkol'nikov. Voprosy doshkol'nojpedagogiki. 2019; № 3 (20): 1-3.

4. Saenko L.A., Solomatina G.N. Suschnosf i struktura vospitatel'nogo prostranstva. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2020; № 5 (80): 212-219.

5. Saenko L.A., Zritneva E.N. Osobennosti formirovaniya grazhdanskoj identichnosti detej i podrostkov v letnem lagere otdyha. Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta. 2019; № 2 (41): 153-161.

6. Sulejmanova F.M., Abdullina L.B., Sadykova Yu.R. Kul'tura obscheniya kak kommunikativnaya harakteristika lichnosti starshego doshkol'nika. Tradicii i novacii v doshkol'nom obrazovanii. 2021; № 1 (18): 16-18.

7. Sumenko L.V., Saenko L.A., Bobryshov S.V. Osobennosti raspredeleniya semejnyh obyazannostej i semejnyh rolej v sovremennyh mnogodetnyh sem'yah. Kant. 2016; № 2 (19): 29-34.

8. Shilykovskaya I.K. Preemstvennost' v rabote po formirovaniyu osnov kommunikativnoj kul'tury u doshkol'nikov i mladshih shkol'nikov. Vospitanie i obuchenie detej mladshego vozrasta. 2014; № 2: 27.

Статья поступила в редакцию 23.03.23

УДК 378

Guseva N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Military University, Moscow; senior teacher, Financial University under the Government

of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: englevel-1@mail.ru

ELECTRONIC TEXTBOOK AS AN EFFECTIVE MEANS OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE TO CADETS OF MILITARY UNIVERSITIES. The article investigates the basic properties of an electronic textbook as an effective teaching a foreign language to military universitiesmeans cadets means. To do this, the researcher first considers features of the modern society and development, particularly, the higher military education system. The integrating electronic textbooks in a foreign language into it necessity is proved. The role of language training in the future military specialists teaching at the current development stage of law enforcement agencies is specified. The paper reveals the essential characteristic of the concept "electronic textbook". The basic principles that must be followed in its development and implementation in the educational process are highlighted. The progressive changes that its use can bring to the course of teaching a foreign language to military university cadets are studied. The key features of the material systematization in the electronic textbook are characterized.

Key words: higher education, higher military education, electronic textbook, cadet, teacher.

Н.В. Гусева, канд. пед. наук, ст. преп. ФГКВОУ ВО «Военный университет», г. Москва, ст. преп. ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Москва, E-mail: englevel-1@mail.ru

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

В данной статье производится исследование основных свойств электронного учебника (ЭУ) как эффективного средства обучения иностранному языку курсантов военных вузов. Для этого сначала рассматриваются особенности развития современного общества и, в частности, системы высшего военного образования. Доказывается необходимость интеграции в него электронных учебников по иностранному языку После этого конкретизируется роль языковой подготовки в обучении будущих военных специалистов на современном этапе развития силовых ведомств. Затем даётся сущностная характеристика понятия «электронный учебник». Выделяются основные принципы, которым необходимо следовать при разработке и внедрении ЭУ в образовательный процесс. Изучаются прогрессивные изменения, которые его использование может привнести в ход обучения иностранному языку курсантов военного вуза. Далее характеризуются ключевые черты систематизации материала в электронном учебнике.

Ключевые слова: высшее образование, высшее военное образование, электронный учебник, курсант, преподаватель

Актуальность данной статьи объясняется тем фактом, что одной из наиболее характерных черт развития человеческой цивилизации в конце XX - первой четверти XXI в. является более яркая (по сравнению с предыдущими периодами) выраженность процессов, связанных с международной интеграцией [1, с. 5]. Это, в свою очередь, способствует изменению требований к выпускникам вузов, в том числе военных (А.А. Азбель, Л.С. Илюшин, Е.И. Казакова, П.А. Морозова). В структуре их компетентности существенно возрастает роль владения иностранным языком [2, с. 72-73].

Подобной трансформацией требований к будущим профессионалам обусловлена необходимость обновления методологии и инструментальной базы обучения их соответствующей дисциплине (Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, Э.Р Даминова,

B.В. Тарасова, С.Г Тер-Минасова). В новых условиях эффективным средством освоения иностранного языка курсантами военных вузов может стать электронный учебник (Ю.К Бабанский, А.Б. Баканов, М.В. Баканова, Е.Ю. Балалаева, А.К. Горожанов, Ю.Н. Егорова, О.П. Трегубова) [3, с. 1]. Его рассмотрению в этом качестве посвящена настоящая статья.

Её цель - исследование ключевых возможностей электронного учебника как эффективного средства обучения иностранному языку курсантов военных вузов.

Поставленной цели соответствуют задачи:

- конкретизировать роль языковой подготовки в обучении будущих военных специалистов на современном этапе развития силовых ведомств;

- дать сущностную характеристику понятия «электронный учебник» (ЭУ);

- выделить основные принципы, которым необходимо следовать при разработке и внедрении ЭУ в образовательный процесс;

- изучить прогрессивные изменения, которые использование ЭУ может привнести в ход обучения иностранному языку курсантов военного вуза;

- охарактеризовать ключевые черты систематизации материала в электронном учебнике.

Решению вышеперечисленных задач будет в немалой степени способствовать применение таких методов исследования, как анализ специальной литературы и собственного опыта автора, связанного с разработкой и внедрением электронных учебников в учебно-воспитательный процесс.

Научная новизна статьи заключается в демонстрации ключевых принципов, которым необходимо следовать при разработке и внедрении ЭУ в образовательный процесс.

Теоретическая значимость состоит в рассмотрении прогрессивных изменений, которые его использование может привнести в ход обучения иностранному языку курсантов военного вуза.

Практическая значимость видится в характеристике структуры и принципов систематизации материала, которым необходимо следовать при подготовке и применении электронных учебников.

Сегодня процесс обучения курсантов военных вузов иностранному языку характеризуется направленностью на развитие у обучающихся системы знаний, умений и навыков, необходимых для эффективного осуществления коммуникации в их будущей профессиональной сфере [3, с. 2-3]. При этом современный уровень развития образовательных технологий позволяет эффективно использовать ряд инновационных методик. Их широкое внедрение предоставляет возможности для внесения определённых качественных изменений в процесс усвоения курсантами интересующей нас дисциплины. К такого рода технологиям относятся:

- индивидуально-дифференцированный подход;

- обучение в сотрудничестве;

- моделирование реальных ситуаций, могущих возникнуть по ходу осуществления профессиональной и иных форм деятельности [1, с. 7].

Интеграция этих, последних, в образовательный процесс позволяет более широко использовать возможности информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в ходе его реализации (Н.Д. Гальскова М.В. Мельничук, В.Ю. Перов,

C.А. Фадеева) [4, с. 25]. В частности, возрастает роль электронных учебников.

Современные авторы склонны трактовать соответствующий термин как

информационную систему, включающую текстовую, графическую, аудиови-

зуальную и цифровую составляющие, могущую быть размещённой на любом электронном носителе (С.М. Авдеева, А.Б. Баканов, М.В. Баканова, Л.Л. Босова, Л.П. Владимирова, А.К. Горожанов, Ю.Н. Егорова). В качестве его главного отличия от учебников печатных обычно называется тот факт, что ЭУ создан с широким использованием программного кода (А.Б. Баканов, Л.Л. Босова, В.П. Кулагин).

Современное состояние разработки соответствующей проблематики позволяет говорить о четырёх главных параметрах ЭУ (табл. 1).

Таблица 1

Главные параметры электронного учебника

Наименование Характеристика

Мультимедийность Возможность для сосредоточения различных данных (текстовых, графических, аудиовизуальных) в пределах одного интерфейса [5, с. 13-14]

Гибкость содержания Широкие возможности для оперативного внесения изменений в содержание учебника

Использование программного кода Составляет ключевое отличие ЭУ от документов в электронном формате [6, с. 52]

Интерактивность Возможность для более широкого продуктивного использования средств ИКТ участниками образовательного процесса, что достигается при помощи системы всплывающих подсказок, гиперссылок и др.

Создание и последующее использование ЭУ по дисциплине «Иностранный язык» в образовательном пространстве современного военного вуза с необходимостью должно базироваться на соблюдении семи дидактических принципов (табл. 2).

Таблица 2

Дидактические принципы разработки и продуктивного использования электронного учебника по иностранному языку для курсантов военных вузов

Принцип Описание

Сознательности и активности Характеризуется направленностью на приоритет самостоятельной работы при усвоении обучающимися соответствующей дисциплины [7, с. 89]

Прочности Предполагает систематическое повторение пройденного материала

Наглядности Комплекс мультимедиа должен воздействовать на все виды органов чувств учащихся [6, с. 55]

Доступности ЭУ должен предусматривать возможность выбора уровня сложности материала

Связи между теорией и практикой Обучение будущих военных специалистов иностранному языку с помощью электронного учебника должно с необходимостью включать практическое закрепление материала

Научности Содержащиеся в ЭУ сведения должны быть проверены современной наукой, процесс их усвоения - основан на широком использовании её методологической и инструментальной [1, с. 8]

Последовательности и систематичности Предполагает логическую последовательность в изучении материала, его усвоении и контроле

Электронным учебникам присущи определённые преимущества при организации процесса обучения будущих военных специалистов иностранному

языку [2, с. 74]. Они достигаются за счёт возможности переработки и хранения больших объёмов данных, доступ к которым существенно облегчается благодаря системам навигации. Это, в свою очередь, позволяет индивидуализировать учебно-воспитательный процесс и обеспечить более высокую, чем раньше, степень самостоятельности учащихся [5, с. 34-35]. Применение Эу, кроме того, позволяет обеспечить интерактивность, значит, активизацию мыслительной и познавательной деятельности курсантов.

Так как интерактивность является важным параметром электронного учебника по ИЯ для курсантов военных вузов, в ходе взаимодействия с ним курсанты должны получать быструю реакцию на выполненное задание в разных формах. Это позволит мобилизовать и мотивировать обучаемых для поиска правильных вариантов, активизировать их познавательные процессы. Будучи по сути своей многофункциональной информационной системой, ЭУ должен обеспечивать:

- наличие большего количества упражнений, согласно уровню сложности материала;

- динамику подачи информации в различных форматах [3, с. 5].

Например, на начальном этапе освоения темы Le Forze Armate italiane. Armi

e Corpi. Ordinamento del comando superiore можно предложить учащимся прослушать аудиозапись на тему Cenni sull'ordinamento del Comando Superiore delle FF.AA.italiane [8, с. 26-27]. Затем в зависимости от уровня их языковой подготовки выполняются упражнения.

Vero o falso?

1. Le Forze Armate italiane sono 5

2. L'Arma dei Carabinieri è una Forza Armata paramilitare autonoma

3. Il Comandante in Capo delle FF.AA. è il Ministro della Difesa

4. La Guardia di Finanza è un corpo ausiliario con funzioni di polizia forestale

5. Il SGD/DNA è responsabile dell'approvvigionamento delle Forze Armate italiane

Domande al testo ascoltato:

1. Come si definiscono le FF.AA. italiane?

2. Dove operano le FF.AA. italiane?

3. Di che cosa si compongono le FF.AA. italiane?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Qual è la differenza tra le forze permanenti e le forze paramilitari?

5. Quanti sono i soldati miliari?

6. Chi sono i corpi di polizia a ordinamento militare?

7. Quali compiti assolve l'Arma dei Carabinieri?

Библиографический список

8. Che funzioni svolge la Guardia di Finanza?

9. Oltre alla Guardia di Finanza, quali sono i corpi militari ausiliari?

10. Chi per la Costituzione della Repubblica Italiana è il Comandante in Capo delle FF.AA? [8, с. 28].

Практикуемая при работе над такого рода заданиями коллективная творческая деятельность, а также возможность компьютерной помощи в виде подсказки оптимизируют учебный процесс, приводят к более интенсивному участию в нём курсантов. Таким образом повышается их уровень восприятия и запоминания (СМ. Aвдеева, A.P. Жураев, Л.П. Владимирова, Ю.Н. Егорова).

На основе вышеизложенного мы с определённой долей уверенности можем говорить о том, что в настоящее время процесс обучения курсантов военных вузов иностранному языку характеризуется направленностью на развитие у них системы знаний, умений и навыков, необходимых для эффективного осуществления коммуникации в будущей профессиональной сфере. ^временный уровень развития педагогических технологий позволяет эффективно использовать ряд инновационных методик.

В свою очередь, их встраивание в образовательный процесс даёт возможность для более широкого использования возможностей ИКТ. В частности, возрастает роль электронных учебников. Главными параметрами последних являются мультимедийность, гибкость содержания, использование программного кода, интерактивность.

Cреди дидактических принципов разработки и продуктивного использования ЭУ по иностранному языку для курсантов военных вузов следует отметить следующие: сознательности и активности, прочности, наглядности, доступности, связи между теорией и практикой, научности, последовательности и систематичности.

Таким учебникам присущи определённые преимущества при организации процесса обучения будущих военных специалистов иностранному языку. Они достигаются за счёт возможности переработки и хранения больших объёмов данных, доступ к которым существенно облегчается благодаря системам навигации.

Так как интерактивность является важным параметром электронного учебника, то в ходе взаимодействия с ним курсанты должны получать быструю реакцию на выполненное задание в разных формах. Это позволит мобилизовать и мотивировать обучаемых для поиска правильных вариантов, активизировать их познавательные процессы.

1. Бугреева А.С. Проблемы реализации эффективной обратной связи как инструмента мотивации в обучении иностранному языку. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 1(98): 5-8.

2. Новикова Н.Н. Опыт применения художественного текста в процессе изучения иностранного языка. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 4 (95): 72-74.

3. Левандровская Н.В. Электронный учебник как средство обучения профессионально-ориентированному английскому языку в военном вузе. Концепт. 2016; № 7: 1-5.

4. Красильникова Л.В. Формы и инструменты коллаборативного взаимодействия для обучения иностранным языкам в неязыковом вузе. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 5 (96): 25-27.

5. Электронные учебники: рекомендации по разработке, внедрению и использованию интерактивных мультимедийных электронных учебников нового поколения для общего образования на базе современных мобильных электронных устройств. Москва: Федеральный институт развития образования, 2012.

6. Марченко В.Н., Кретова Л.Н. Использование ресурсов электронного учебника английского языка в общеобразовательном пространстве. Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2021; № 8: 51-58.

7. Мухидова О.Н. Компетентностный подход к развитию профессиональной деятельности учителя. Вестник науки и образования. 2020; № 19 (97): 88-91.

8. Смирнова М.А., Гусева Н.В. Практический курс военного перевода. Итальянский язык. Москва: ФГКВОУ ВО «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации, 2020; Ч. 1.

References

1. Bugreeva A.S. Problemy realizacii 'effektivnoj obratnoj svyazi kak instrumenta motivacii v obuchenii inostrannomu yazyku. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 1(98): 5-8.

2. Novikova N.N. Opyt primeneniya hudozhestvennogo teksta v processe izucheniya inostrannogo yazyka. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 4 (95): 72-74.

3. Levandrovskaya N.V. Elektronnyj uchebnik kak sredstvo obucheniya professional'no-orientirovannomu anglijskomu yazyku v voennom vuze. Koncept. 2016; № 7: 1-5.

4. Krasil'nikova L.V. Formy i instrumenty kollaborativnogo vzaimodejstviya dlya obucheniya inostrannym yazykam v neyazykovom vuze. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 5 (96): 25-27.

5. 'Elektronnye uchebniki: rekomendacii po razrabotke, vnedreniyu i ispol'zovaniyu interaktivnyh mul'timedijnyh 'elekironnyh uchebnikov novogo pokoleniya dlya obschego obrazovaniya na baze sovremennyh mobil'nyh 'elektronnyh ustrojstv. Moskva: Federal'nyj institut razvitiya obrazovaniya, 2012.

6. Marchenko V.N., Kretova L.N. Ispol'zovanie resursov 'elektronnogo uchebnika anglijskogo yazyka v obscheobrazovatel'nom prostranstve. Gumanitarnye issledovaniya. Pedagogika i psihologiya. 2021; № 8: 51-58.

7. Muhidova O.N. Kompetentnostnyj podhod k razvitiyu professional'noj deyatel'nosti uchitelya. Vestnik nauki i obrazovaniya. 2020; № 19 (97): 88-91.

8. Smirnova M.A., Guseva N.V. Prakticheskij kurs voennogo perevoda. Ital'yanskijyazyk Moskva: FGKVOU VO «Voennyj universitet» Ministerstva oborony Rossijskoj Federacii, 2020; Ch. 1.

Статья поступила в редакцию 29.03.23

УДК 378

Guseva E.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Acting Head of Department of Directing, Volgograd State Institute of Arts and Culture

(Volgograd, Russia), E-mail: eandronova@yandex.ru

Stolyarchuk L.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy, Volgograd State Socio-Pedagogical University (Volgograd, Russia),

E-mail: lisgender-vspu@mail.ru

FEATURES OF PROFESSIONAL AND PERSONAL FORMATION OF FUTURE DIRECTORS-TEACHERS AT A UNIVERSITY. The article discusses features of professional and personal formation of future directors-teachers during their professional training at a university, including periods of pedagogical and production practices of students. For optimal achievement of maximum efficiency of the process under study, the key role of scenario culture as a result of professional development is determined in the structure of professional training of future directors-teachers at the level of bachelor's studies. Approaches to its formation are given: culturological

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.