Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩИХ РЕЖИССЕРОВ-ПЕДАГОГОВ В ВУЗЕ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩИХ РЕЖИССЕРОВ-ПЕДАГОГОВ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессионально-личностное становление / будущие режиссеры-педагоги / сценарная культура / организация театрализованных представлений и праздников / профессиональная подготовка в вузе / professional and personal formation / future directors-teachers / scenario culture / organization of theatrical performances and holidays / professional training at university

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Э В. Гусева, Л И. Столярчук

В предлагаемой статье рассматриваются особенности профессионально-личностного становления будущих режиссеров-педагогов в ходе их профессиональной подготовки в вузе, включая периоды педагогических и производственных практик студентов. Для оптимального достижения максимальной эффективности исследуемого процесса в структуре профессиональной подготовки будущих режиссеров-педагогов на ступени бакалавриата определяется ключевая роль сценарной культуры как результата профессионального становления. Приводятся подходы к её формированию в качестве методологических ориентиров – культурологический и целостный как наиболее целесообразные. Кроме того, в настоящей статье описываются возможные пути развития данных подходов, которые могут использовать преподаватели педагогических вузов и вузов искусств и культуры в процессе профессионально-личностного становления будущих режиссеров-педагогов. Выявлены средства профессионально-личностного становления различной степени сложности в ходе подготовки сценария, организации и проведения театрализованных представлений и праздников, в процессе общей профессиональной подготовки, важной для становления дальнейшей профессиональной деятельности. Таким образом, цель данного исследования ‒ выявление особенностей профессионально-личностного становления будущих режиссеров-педагогов в вузах с точки зрения оптимального достижения максимальной эффективности профессиональной подготовки в условиях бакалавриата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Э В. Гусева, Л И. Столярчук

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PROFESSIONAL AND PERSONAL FORMATION OF FUTURE DIRECTORS-TEACHERS AT A UNIVERSITY

The article discusses features of professional and personal formation of future directors-teachers during their professional training at a university, including periods of pedagogical and production practices of students. For optimal achievement of maximum efficiency of the process under study, the key role of scenario culture as a result of professional development is determined in the structure of professional training of future directors-teachers at the level of bachelor’s studies. Approaches to its formation are given: culturological and holistic approaches, as the most appropriate, as methodological guidelines. In addition, the article describes possible ways of developing these approaches that teachers of pedagogical universities and universities of arts and culture can use in the process of professional and personal formation of future directors-teachers. The means of professional and personal formation of various degrees of complexity are revealed during the preparation of the script, the organization and conduct of theatrical performances and holidays, in the process of general professional training, important for the formation of further professional activity. Thus, the purpose of this study is to identify features of the professional and personal formation of future directors-teachers in universities from the point of view of optimal achievement of maximum efficiency of professional training in conditions of bachelor’s studies.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩИХ РЕЖИССЕРОВ-ПЕДАГОГОВ В ВУЗЕ»

языку [2, с. У4]. Они достигаются за счёт возможности переработки и хранения больших объёмов данных, доступ к которым существенно облегчается благодаря системам навигации. Это, в свою очередь, позволяет индивидуализировать учебно-воспитательный процесс и обеспечить более высокую, чем раньше, степень самостоятельности учащихся [5, с. 34-35]. Применение Эу, кроме того, позволяет обеспечить интерактивность, значит, активизацию мыслительной и познавательной деятельности курсантов.

Так как интерактивность является важным параметром электронного учебника по ИЯ для курсантов военных вузов, в ходе взаимодействия с ним курсанты должны получать быструю реакцию на выполненное задание в разных формах. Это позволит мобилизовать и мотивировать обучаемых для поиска правильных вариантов, активизировать их познавательные процессы. Будучи по сути своей многофункциональной информационной системой, ЭУ должен обеспечивать:

- наличие большего количества упражнений, согласно уровню сложности материала;

- динамику подачи информации в различных форматах [3, с. 5].

Например, на начальном этапе освоения темы Le Forze Armate italiane. Armi

e Corpi. Ordinamento del comando superiore можно предложить учащимся прослушать аудиозапись на тему Cenni sull'ordinamento del Comando Superiore delle FF.AA.italiane [В, с. 26-2У]. Затем в зависимости от уровня их языковой подготовки выполняются упражнения.

Vero o falso?

1. Le Forze Armate italiane sono 5

2. L'Arma dei Carabinieri è una Forza Armata paramilitare autonoma

3. Il Comandante in Capo delle FF.AA. è il Ministro della Difesa

4. La Guardia di Finanza è un corpo ausiliario con funzioni di polizia forestale

5. Il SGD/DNA è responsabile dell'approvvigionamento delle Forze Armate italiane

Domande al testo ascoltato:

1. Come si definiscono le FF.AA. italiane?

2. Dove operano le FF.AA. italiane?

3. Di che cosa si compongono le FF.AA. italiane?

4. Qual è la differenza tra le forze permanenti e le forze paramilitari?

5. Quanti sono i soldati miliari?

6. Chi sono i corpi di polizia a ordinamento militare?

У. Quali compiti assolve l'Arma dei Carabinieri?

Библиографический список

В. Che funzioni svolge la Guardia di Finanza?

9. Oltre alla Guardia di Finanza, quali sono i corpi militari ausiliari?

10. Chi per la Costituzione della Repubblica Italiana è il Comandante in Capo delle FF.AA? [В, с. 2В].

Практикуемая при работе над такого рода заданиями коллективная творческая деятельность, а также возможность компьютерной помощи в виде подсказки оптимизируют учебный процесс, приводят к более интенсивному участию в нём курсантов. Таким образом повышается их уровень восприятия и запоминания (С.М. Авдеева, А.Р. Жураев, Л.П. Владимирова, Ю.Н. Егорова).

На основе вышеизложенного мы с определённой долей уверенности можем говорить о том, что в настоящее время процесс обучения курсантов военных вузов иностранному языку характеризуется направленностью на развитие у них системы знаний, умений и навыков, необходимых для эффективного осуществления коммуникации в будущей профессиональной сфере. Современный уровень развития педагогических технологий позволяет эффективно использовать ряд инновационных методик.

В свою очередь, их встраивание в образовательный процесс даёт возможность для более широкого использования возможностей ИКТ. В частности, возрастает роль электронных учебников. Главными параметрами последних являются мультимедийность, гибкость содержания, использование программного кода, интерактивность.

Среди дидактических принципов разработки и продуктивного использования ЭУ по иностранному языку для курсантов военных вузов следует отметить следующие: сознательности и активности, прочности, наглядности, доступности, связи между теорией и практикой, научности, последовательности и систематичности.

Таким учебникам присущи определённые преимущества при организации процесса обучения будущих военных специалистов иностранному языку. Они достигаются за счёт возможности переработки и хранения больших объёмов данных, доступ к которым существенно облегчается благодаря системам навигации.

Так как интерактивность является важным параметром электронного учебника, то в ходе взаимодействия с ним курсанты должны получать быструю реакцию на выполненное задание в разных формах. Это позволит мобилизовать и мотивировать обучаемых для поиска правильных вариантов, активизировать их познавательные процессы.

1. Бугреева А.С. Проблемы реализации эффективной обратной связи как инструмента мотивации в обучении иностранному языку. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 1(98): 5-8.

2. Новикова Н.Н. Опыт применения художественного текста в процессе изучения иностранного языка. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 4 (95): 72-74.

3. Левандровская Н.В. Электронный учебник как средство обучения профессионально-ориентированному английскому языку в военном вузе. Концепт. 2016; № 7: 1-5.

4. Красильникова Л.В. Формы и инструменты коллаборативного взаимодействия для обучения иностранным языкам в неязыковом вузе. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 5 (96): 25-27.

5. Электронные учебники: рекомендации по разработке, внедрению и использованию интерактивных мультимедийных электронных учебников нового поколения для общего образования на базе современных мобильных электронных устройств. Москва: Федеральный институт развития образования, 2012.

6. Марченко В.Н., Кретова Л.Н. Использование ресурсов электронного учебника английского языка в общеобразовательном пространстве. Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2021; № 8: 51-58.

7. Мухидова О.Н. Компетентностный подход к развитию профессиональной деятельности учителя. Вестник науки и образования. 2020; № 19 (97): 88-91.

8. Смирнова М.А., Гусева Н.В. Практический курс военного перевода. Итальянский язык. Москва: ФГКВОУ ВО «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации, 2020; Ч. 1.

References

1. Bugreeva A.S. Problemy realizacii 'effektivnoj obratnoj svyazi kak instrumenta motivacii v obuchenii inostrannomu yazyku. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 1(98): 5-8.

2. Novikova N.N. Opyt primeneniya hudozhestvennogo teksta v processe izucheniya inostrannogo yazyka. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 4 (95): 72-74.

3. Levandrovskaya N.V. Elektronnyj uchebnik kak sredstvo obucheniya professional'no-orientirovannomu anglijskomu yazyku v voennom vuze. Koncept. 2016; № 7: 1-5.

4. Krasil'nikova L.V. Formy i instrumenty kollaborativnogo vzaimodejstviya dlya obucheniya inostrannym yazykam v neyazykovom vuze. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 5 (96): 25-27.

5. 'Elektronnye uchebniki: rekomendacii po razrabotke, vnedreniyu i ispol'zovaniyu interaktivnyh mul'timedijnyh 'elektonnyh uchebnikov novogo pokoleniya dlya obschego obrazovaniya na baze sovremennyh mobil'nyh 'elektonnyh ustrojstv. Moskva: Federal'nyj institut razvitiya obrazovaniya, 2012.

6. Marchenko V.N., Kretova L.N. Ispol'zovanie resursov 'elektronnogo uchebnika anglijskogo yazyka v obscheobrazovatel'nom prostranstve. Gumanitarnye issledovaniya. Pedagogika i psihologiya. 2021; № 8: 51-58.

7. Muhidova O.N. Kompetentnostnyj podhod k razvitiyu professional'noj deyatel'nosti uchitelya. Vestniknaukiiobrazovaniya. 2020; № 19 (97): 88-91.

8. Smirnova M.A., Guseva N.V. Prakticheskij kurs voennogo perevoda. Ital'yanskijyazyk. Moskva: FGKVOU VO «Voennyj universitet» Ministerstva oborony Rossijskoj Federacii, 2020; Ch. 1.

Статья поступила в редакцию 29.03.23

УДК 378

Guseva E.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Acting Head of Department of Directing, Volgograd State Institute of Arts and Culture

(Volgograd, Russia), E-mail: eandronova@yandex.ru

Stolyarchuk L.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy, Volgograd State Socio-Pedagogical University (Volgograd, Russia),

E-mail: lisgender-vspu@mail.ru

FEATURES OF PROFESSIONAL AND PERSONAL FORMATION OF FUTURE DIRECTORS-TEACHERS AT A UNIVERSITY. The article discusses features of professional and personal formation of future directors-teachers during their professional training at a university, including periods of pedagogical and production practices of students. For optimal achievement of maximum efficiency of the process under study, the key role of scenario culture as a result of professional development is determined in the structure of professional training of future directors-teachers at the level of bachelor's studies. Approaches to its formation are given: culturological

and holistic approaches, as the most appropriate, as methodological guidelines. In addition, the article describes possible ways of developing these approaches that teachers of pedagogical universities and universities of arts and culture can use in the process of professional and personal formation of future directors-teachers. The means of professional and personal formation of various degrees of complexity are revealed during the preparation of the script, the organization and conduct of theatrical performances and holidays, in the process of general professional training, important for the formation of further professional activity. Thus, the purpose of this study is to identify features of the professional and personal formation of future directors-teachers in universities from the point of view of optimal achievement of maximum efficiency of professional training in conditions of bachelor's studies.

Key words: professional and personal formation, future directors-teachers, scenario culture, organization of theatrical performances and holidays, professional training at university

Э.В. Гусева, канд. пед. наук, доц., и.о. зав. каф. режиссуры ГОБУКВО «Волгоградский государственный институт искусств и культуры,

г. Волгоград, E-mail: eandronova@yandex.ru

Л.И. Столярчук, проф., ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград,

E-mail: lisgender-vspu@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩИХ РЕЖИССЕРОВ-ПЕДАГОГОВ В ВУЗЕ

В предлагаемой статье рассматриваются особенности профессионально-личностного становления будущих режиссеров-педагогов в ходе их профессиональной подготовки в вузе, включая периоды педагогических и производственных практик студентов. Для оптимального достижения максимальной эффективности исследуемого процесса в структуре профессиональной подготовки будущих режиссеров-педагогов на ступени бакалавриата определяется ключевая роль сценарной культуры как результата профессионального становления. Приводятся подходы к её формированию в качестве методологических ориентиров - культурологический и целостный как наиболее целесообразные. Кроме того, в настоящей статье описываются возможные пути развития данных подходов, которые могут использовать преподаватели педагогических вузов и вузов искусств и культуры в процессе профессионально-личностного становления будущих режиссеров-педагогов. Выявлены средства профессионально-личностного становления различной степени сложности в ходе подготовки сценария, организации и проведения театрализованных представлений и праздников, в процессе общей профессиональной подготовки, важной для становления дальнейшей профессиональной деятельности. Таким образом, цель данного исследования - выявление особенностей профессионально-личностного становления будущих режиссеров-педагогов в вузах с точки зрения оптимального достижения максимальной эффективности профессиональной подготовки в условиях бакалавриата.

Ключевые слова: профессионально-личностное становление, будущие режиссеры-педагоги, сценарная культура, организация театрализованных представлений и праздников, профессиональная подготовка в вузе

Актуальность темы, выбранной для рассмотрения в рамках настоящей статьи, обосновывается тенденцией повышения качества высшего образования в педагогических вузах и вузах искусств и культуры, при этом доминирующее значение сегодня придается профессионально-личностному развитию студентов, которое обеспечит им конкурентоспособность в профессии и позволит занять достойное место в обществе.

Исследования, рассматривающие возможности повышения качества профессиональной подготовки, например, режиссеров театрализованных представлений и праздников, посвящены в основном профессиональной составляющей (Д.М. Генкин, О.И. Марков и др.). Мы предполагаем придать этому процессу более важное педагогическое значение и интегрировать профессиональный и личностный факторы.

Интеграция общей личностной «культурности» (Е.В. Бондаревская) и «педагогического профессионализма» (Н.К. Сергеев) будет наиболее эффективно способствовать целостному профессионально-личностному становлению будущих режиссеров-педагогов, поскольку обращение к студенту как к личности наиболее эффективно активизирует мотивацию к совершенствованию его интересов, потребностей, ценностных ориентации, всей внутренней системы ценностей; у студентов появляется возможность проявлять свои личностные и профессиональные ценности как на учебных занятиях, так и в реальной профессионально-педагогической деятельности на учебных и производственных практиках. Но, как показали наблюдения за студентами Волгоградского государственного социально-педагогического университета (ВГСПУ) и Волгоградского государственного института искусств и культуры (ВГИИК), они не всегда готовы в достаточной степени проявить личностное отношение и стремление к профессионально-личностному развитию, даже на этапе замысла сценария. В связи с этим нас интересует проблема профессионально-личностного формирования будущих режиссеров-педагогов в вузе, важного для становления их дальнейшей профессиональной деятельности.

В этой связи целью данной статьи стало выявление особенностей профессионально-личностного становления будущих режиссеров-педагогов в вузах на ступени бакалавриата, включая наряду с занятиями учебные и производственные практик студентов с точки зрения оптимального достижения максимальной эффективности исследуемого процесса.

Поставленной цели соответствуют следующие задачи:

- определить роль сценарной культуры как результата профессионально-личностного становления будущих режиссеров-педагогов на ступени бакалавриата;

- рассмотреть культурологический и целостный подходы как наиболее целесообразные в качестве методологических ориентиров для профессионально-личностного становления будущих режиссеров-педагогов;

- обосновать средства профессионально-личностного становления будущих режиссеров-педагогов различной степени сложности (этюдно-фрагментар-ного, учебного сценария и праздника, авторского сценария и театрализованного

представления и праздника), реализованные на учебных занятиях в вузе, в ходе учебных и производственных практик.

При подготовке статьи авторами были использованы такие методы исследования, как изучение трудов педагогов-исследователей и практиков, рассматривающих различные аспекты соответствующей темы, и рефлексия собственного педагогического опыта.

Научная новизна исследования заключается в выявлении особенностей профессионально-личностного становления будущих режиссеров-педагогов на основе культурологического и целостного подходов, дополнивших научное понимание сценарной культуры как результата профессионально-личностного становления, личностно и профессионально значимой ценности в структуре процесса подготовки на ступени бакалавриата.

Теоретическая значимость исследования состоит в дополнении содержания профессионально-личностного становления будущих режиссеров-педагогов в вузе в общепрофессиональные и специальные дисциплины, учебную и производственную практики как целостный образовательный процесс.

Практическая ценность результатов исследования заключается в определении и обосновании средств педагогической и режиссерско-постановочной деятельности преподавателей вузов, эффективных для профессионально-личностного становления студентов направления подготовки «Режиссура театрализованных представлений и праздников» в ходе профессиональной подготовки на ступени бакалавриата.

Для выявления первой особенности профессионально-личностного становления будущих режиссеров-педагогов в вузах и оптимального достижения максимальной эффективности исследуемого процесса сценарная культура как результат профессионально-личностного становления должна занять ключевую роль в структуре образовательного процесса вуза на ступени бакалавриата и стать органичной частью всей системы профессиональной подготовки в режиссерском образовании.

Благодаря многогранности исследуемого явления формирование сценарной культуры как ожидаемого результата профессионально-личностного становления будущих режиссеров-педагогов целесообразно осуществлять, на наш взгляд, не в рамках отдельного предмета, а в комплексе таких дисциплин, как «Сценарное мастерство», «История и теория праздничной культуры», «Инновационные технологии в режиссуре театрализованных представлений и праздников» и др. Целью каждой из перечисленных дисциплин в их комплексе в рамках нашего исследования должно стать формирование сценарной культуры как результата профессионально-личностного становления будущих режиссеров-педагогов на ступени бакалавриата по направлению подготовки 51.03.05 Режиссура театрализованных представлений и праздников.

В федеральных государственных образовательных стандартах ВО вузов искусств и культуры - бакалавриата по направлению подготовки 51.03.05 Режиссура театрализованных представлений и праздников (Минобрнауки РФ от 06.12 2017, № 1181) выделены задачи профессиональной деятельности, к которым выпускникам бакалавриата необходимо готовиться. Остановимся на двух

типах профессиональной деятельности, выделенных в ФГОС ВО, как наиболее важных для нашего исследования: педагогической и режиссерско-постановоч-ной. Сценарная культура в структуре процесса подготовки будущих режиссеров-педагогов на ступени бакалавриата для этих двух типов профессиональной деятельности (педагогической и режиссерско-постановочной) является одной из ведущих. Для профессиональной подготовки к режиссерско-постановочной деятельности студентам следует научиться самостоятельно писать сценарии театрализованных представлений и праздников, организовывать их и проводить.

В процессе профессиональной подготовки к педагогической (по сути, воспитательной) деятельности студентов происходит их ориентация на сознательную воспитательную деятельность, внутреннюю работу над собой для совершенствования общей культуры и профессионально-педагогической образованности в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете (ВГ-СПУ) и Волгоградском государственном институте искусств и культуры (ВГИИК), результатом которой становится осмысление студентами своей педагогической (воспитательной) миссии, реализуемой в ряде целенаправленных педагогических действий, в рамках которой «...профессиональнаяподготовка ... к созданию воспитывающей среды ... является непрерывным образовательным процессом (в вузе и в периоды педагогических практик)» [3, с. 21].

Для эффективного профессионально-личностного становления будущих режиссеров-педагогов в ходе режиссерско-постановочной деятельности целенаправленно осуществляется обращение к студенту, прежде всего, как к личности в контексте его индивидуальных интересов, потребностей, ценностных ориента-ций, чтобы происходило осознание будущим режиссером-педагогом, что за свой авторский сценарий, концептуальную идею сценария праздника он несет личную ответственность как профессионал и гражданин. Понимание будущими режиссерами-педагогами важности овладения профессионально-педагогической (воспитательной) и режиссерско-постановочной деятельностью, сценарной культурой как личностными ценностями становится регулятором их жизнедеятельности и поведения, позволяет осознанно учиться активизировать как организаторов представлений и праздников, так и зрителей для осмысления актуальных социальных проблем и вселять надежду и оптимизм для их решения. Это связано с тем, что праздники являются частью жизни любого общества, затрагивают лично каждого человека как в дни торжеств, так и в дни памяти близких людей или какого-либо выдающегося события (общегосударственного и семейного, воинского и трудового, молодежного и детского) как необходимый элемент культуры общества, социальной и личной жизни людей (Д.М. Генкин, А.Д. Жарков и др.). Определение ключевой роли сценарной культуры и как результата профессионально-личностного становления будущих режиссеров-педагогов на ступени бакалавриата требует от преподавателей акцентирования внимания студентов в ходе организации обучения общепрофессиональным и специальным дисциплинам на осознании личностной ценности, принятии ее как жизненно важной. Успешности образовательного процесса способствует учет индивидуальных особенностей студентов. Преподаватель в образовательном процессе вуза и с выходом на различные учебные практики целенаправленно и последовательно организует межличностное взаимодействие студентов с ведущими режиссерами города, постановщиками театрализованных представлений и праздников, признанными мастерами режиссуры, которое становится органичной частью всей системы профессиональной подготовки.

Второй особенностью профессионально-личностного становления будущих режиссеров-педагогов в вузах является определение базовых методологических ориентиров. Культурологический и целостный подходы в нашем исследовании рассматриваются как наиболее целесообразные в решении исследуемой проблемы.

Культурологический подход в данном исследовании позволяет определиться со смыслом понятия «культура», несмотря на разнообразие ее понимания как действительности, личностного отношения к ней. Для нас наиболее близка интерпретация культуры как процесс, отражающий целесообразное изменение, преобразование действительности, близкий к значению «образование»; как уровень развития личности, характеризующийся системой ее потребностей (В.А. Барабанщиков, Е.В. Бондаревская, Б.Г Брушлинский, В.П. Зинченко, Э.С. Маркарян и др.); созидательная деятельность, творчество (Н.С. Злобин).

При обращении к культурологическому подходу (Е.В. Бондаревская, И.Ф. Исаев, Н.Б. Крылова и др.) при рассмотрении феномена «сценарная культура» мы подчеркиваем значимость в саморазвитии личности студента его ценностного отношения к своей жизнедеятельности и непосредственно к профессиональной деятельности.

Определение понятия «сценарная культура» режиссера как «профессионально значимого качества, интегрирующего многообразный комплекс профессиональных характеристик» [2, с. 60], в котором внимание исследователя сосредоточено на «профессионализме» режиссера, качественных характеристиках выполняемой режиссерской деятельности, против которой мы не возражаем, предлагаем, базируясь на целостном подходе (В.С. Ильин, В.В. Краевский, Н.К. Сергеев), дополнить, наряду с профессиональным, научным знанием о личностном становлении будущих режиссеров-педагогов. Важно усиление значения личностной составляющей, поскольку опыт действительно объективизируется в результатах труда, но носителем профессиональной культуры является живой человек; и профессионализмом овладевает личность, формирующаяся в дея-

тельности. Психологи справедливо отмечают, что становление профессионала - это лишь один и аспектов развития личности, поскольку личностное шире профессионального. «Процесс развития социально-личностных компетенций приобретает оптимальный характер, если обучающийся выступает субъектом обучения. В свою очередь, достижению этого будет способствовать интеграция в образовательную среду организаций ВО и СПО личностного подхода. Реализация последнего предполагает отношение участников образовательного процесса к каждому человеку как к самостоятельной ценности. Отсюда, в свою очередь, вытекает необходимость персонализации педагогического взаимодействия» [1, с. 218].

Сценарная культура на основе целостного подхода представляет собой целостное профессионально-личностное специфическое качество студентов, раскрывающееся через индивидуальные, личностные особенности будущих режиссеров-педагогов и их профессионализм (режиссерско-постановочной и педагогической (воспитательной) деятельности); как интегративное, целостное, динамическое образование личности будущего режиссера-педагога, включающее как культуру личности, так и профессиональную культуру. Следовательно, сценарная культура предполагает профессионально-личностное развитие будущих режиссеров-педагогов и высокий уровень их профессионального мастерства.

Третьей особенностью профессионально-личностного становления будущих режиссеров-педагогов в вузах является необходимость разработки и обоснования режиссерско-постановочных и педагогических средств с точки зрения оптимального достижения максимальной эффективности исследуемого процесса, к которым мы отнесли творческие задания различного уровня сложности -первого (этюдно-фрагментарного); второго (учебного сценария театрализованного представления) и третьего (авторского сценария массового праздника), реализующихся на учебных занятиях в вузе, в ходе учебных и производственных практик.

Творческие задания первого уровня сложности (этюдно-фрагментарно-го) - работа над литературными этюдами и инсценированием художественных произведений. Работа над этюдами организуется преподавателем для того, чтобы у студентов возникал эмоциональный и творческий отклик на волнующие события, развивалось образное видение фактов, фантазия и воображение для художественного решения каждого жизненного факта, строящегося по законам драматургии, и нести в себе авторскую позицию. В процессе созидания у будущего режиссера-педагога должно происходить осмысление этюда, рождаться понимание проблемы, затронутой в драматургическом произведении, и авторская идея. При инсценировании художественного произведения авторская идея должна сохраниться и получить развитие. Решение педагогических задач обеспечивается повышением мотивации студентов к профессионально-личностному становлению с ориентацией на самоформирование сценарной культуры, осознанным отношением к ней как к личностно и профессионально значимой ценности.

Творческие задания второго уровня сложности (учебный сценарий театрализованного представления) предполагают освоение полного цикла разработки учебного сценария театрализованного представления в учебном процессе вуза и его реализацию в период учебной практики как важной составляющей образовательного процесса в вузе. Студенты, осуществляя режиссерско-постановочную и педагогическую (воспитательную) деятельность, осознают, что драматургия документальности, дополненная яркостью, эмоциональной насыщенностью, личностным отношением к событиям, обладает богатейшими возможностями воспитательного воздействия на аудиторию. Выполнение творческих заданий второго уровня сложности способствует профессионально-личностному становлению будущих режиссеров-педагогов в вузах, что происходит при работе над учебным сценарием театрализованного представления, например, литературно-музыкальной композицией, являющейся одним из видов театрализованного представления, и осуществляется благодаря сочетанию документальных, литературно-художественных и музыкальных элементов, воздействующих вначале на ум и чувства студентов, затем - на организаторов праздников и впоследствии -на зрителей. Для этого студентами подбираются актуальные факты, одно или несколько литературных произведений, а к ним - соответствующий музыкальный материал; осуществляется также поиск актеров, исполнителей и несколько художественных коллективов для реализации сценария в ходе учебной практики. При создании учебного сценария и его реализации актуализируется и фиксируется проявление личностных и профессиональных качеств будущих режиссеров-педагогов.

Творческие задания третьего уровня сложности (авторский сценарий массового праздника) ориентированы на самостоятельный поиск студентами проблематики массовых праздников, их разработку и самостоятельную реализацию с организаторами и зрителями в периоды производственных педагогических практик как части образовательного процесса вуза.

Результатом профессионально-личностного становления является сфор-мированность сценарной культуры на основе творческих заданий третьего уровня сложности, характеризующегося личностной позицией будущего режиссера-педагога, которому удалось сформулировать тему на основе реально существующей проблемы, осуществить соответствующую драматургизацию документального, местного материала и профессионально литературно разработать сценарий, определив сверхзадачу и авторскую концепцию динамичного сценария массового действа; умение выразить личностную позицию и авторскую концеп-

цию в яркой зрительной форме как документальных фактов, так и исторических событий, органически вводя художественный материал в ткань сценария, используя средства выразительности разножанровых номеров в единый замысел.

Таким образом, нами выявлены особенности профессионально-личностного становления будущих режиссеров-педагогов в ходе их профессиональной подготовки в образовательном процессе вуза, включая периоды учебных и производственных практик студентов, с точки зрения оптимального достижения максимальной эффективности исследуемого процесса.

Первая особенность состояла в определении ключевой роли сценарной культуры как результата профессионально-личностного становления будущих режиссеров-педагогов в вузе на ступени бакалавриата: в ходе организации обучения общепрофессиональным и специальным дисциплинам и учета индивидуальных особенностей студентов, межличностного взаимодействия студентов с признанными мастерами, имеющими большой практический опыт режиссерской и педагогической работы.

Вторая особенность заключалась в рассмотрении культурологического и целостного подходов как наиболее целесообразных в качестве методологических ориентиров в данном исследовании. Сценарная культура как результат профессионально-личностного становления, целостное профессионально-личностное качество студентов раскрываются через индивидуальные, личностные особенности будущих режиссеров-педагогов и их профессионализм в режиссер-ско-постановочной и педагогической (воспитательной) деятельности), которые

могут использовать преподаватели педагогических вузов и вузов искусств и культуры в процессе профессионально-личностного становления будущих режиссеров-педагогов.

Третья особенность характеризуется разработкой и обоснованием средств профессионально-личностного становления будущих режиссеров-педагогов различной степени сложности (этюдно-фрагментарного; учебного сценария театрализованного представления; авторского сценария массового праздника), реализованных на учебных занятиях в вузе, в ходе учебных и производственных практик.

Представленный материал будет полезен не только в смысле эффективного средства для профессионально-личностного становления будущих режиссеров-педагогов. Внедрение в образовательную практику рассмотренных подходов и средств будет способствовать оптимизации процесса режиссерского образования в вузе в целом.

Данная работа, с нашей точки зрения, перспективна для дальнейшего исследования:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- профессионально-личностного становления студентов в контексте межпредметных связей и формирования универсальных учебных действий обучающихся;

- теоретической переподготовки преподавателей общепрофессиональных дисциплин и дисциплин по профилю подготовки к профессионально-личностному становлению будущих режиссеров-педагогов.

Библиографический список

1. Алексеева Е.Н., Лапшин В.А., Сорокопуд Ю.В. Современные подходы к формированию личности будущих молодых специалистов в условиях высшего и среднего профессионального образования. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 1 (92): 217-219.

2. Марков О.И. Сценарная культура режиссеров театрализованных представлений и праздников. Сценарная технология. Краснодар. 2021.

3. Столярчук Л.И. Профессиональная подготовка вожатых к созданию воспитывающей среды. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020; № 1 (144): 16-22.

4. Театрализованные представления и праздники в контексте современных тенденций развития культуры: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 45-летию кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников ХГИК. Хабаровск. 2021.

References

1. Alekseeva E.N., Lapshin V.A., Sorokopud Yu.V. Sovremennye podhody k formirovaniyu lichnosti buduschih molodyh specialistov v usloviyah vysshego i srednego professional'nogo obrazovaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 1 (92): 217-219.

2. Markov O.I. Scenarnaya kultura rezhisserov teatralizovannyh predstavlenijiprazdnikov. Scenarnaya tehnologiya. Krasnodar. 2021.

3. Stolyarchuk L.I. Professional'naya podgotovka vozhatyh k sozdaniyu vospityvayuschej sredy. Izvestiya Volgogradskogogosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta. 2020; № 1 (144): 16-22.

4. Teatralizovannye predstavleniya i prazdniki v kontekste sovremennyh tendencij razvitiya kul'tury: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyaschennoj 45-letiyu kafedry rezhissury teatralizovannyh predstavlenij i prazdnikov HGIK. Habarovsk. 2021.

Статья поступила в редакцию 24.03.23

УДК 378.147

Kosacheva V.O., teacher, Department of English and Professional Communication, Financial University under the Government of the Russian Federation

(Moscow, Russia), E-mail: VOKosacheva@fa.ru

FORMATION OF FOREIGN LANGUAGE COMPETENCE OF STUDENTS OF NON-LINGUISTIC UNIVERSITIES. The article reveals a problem of developing intercultural foreign language competence among students of a non-language university. The article examines the main scientific approaches to the essence of foreign language competence, considers the most effective forms and methods of development of intercultural foreign language competence of students. The didactic potential of modern innovative technologies in terms of development of intercultural foreign language competence of students is studied. The article describes the main features of the application of modern innovative distance learning technologies in the process of the formation of intercultural foreign language competence of the students.

Key words: students, education, cross-cultural communication, foreign language, pedagogy

В.О. Косачееа, преп., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве РФ,

г. Москва, Е-mail: VOKosacheva@fa.ru

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА

В статье раскрывается проблема разработки формирования межкультурной иноязычной компетенции у студентов неязыкового вуза. Исследуются основные научные подходы к сущности иноязычной компетенции, рассматриваются наиболее эффективные формы и методы развития межкультурной иноязычной компетенции обучающихся. Исследуется дидактический потенциал современных инновационных технологий в плане развития межкультурной иноязычной компетенции студентов языкового вуза. Описываются основные особенности применения современных инновационных технологий дистанционного обучения в процессе формирования межкультурной иноязычной компетенции обучающихся.

Ключевые слова: студенты, образование, межкультурная коммуникация, иностранный язык, педагогика

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что развитие современного общества подразумевает наличие у человека развитой межкультурной иноязычной компетенции. В связи с этим в неязыковом вузе необходимо уделять внимание формированию межкультурной иноязычной компетенции у обучающихся как в классной, так и в домашней работе обучающихся. Важную роль в этом процессе играет знание языковой картины мира, характерной для носителей изучаемого языка. В связи с этим внедрение инно-

вационных технологий в учебный процесс в неязыковом вузе при изучении иностранного языка становятся как никогда актуальным. Их применение способствует формированию межкультурной иноязычной компетенции студентов.

Цель исследования: обосновать эффективность использования современных инновационных технологий в процессе формирования межкультурной иноязычной компетенции у студентов неязыкового вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.