Научная статья на тему 'Актуальные проблемы профессиональной подготовки будущих режиссеров театрализованных представлений'

Актуальные проблемы профессиональной подготовки будущих режиссеров театрализованных представлений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
256
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА РЕЖИССЕРОВ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ / ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ ТРАДИЦИОННЫХ И ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ / PROFESSIONAL TRAINING OF DIRECTORS / COMPETENCE APPROACH / PROBLEMS OF PROFESSIONAL TRAINING AT HIGHER SCHOOL / INNOVATIVE MODEL OF TRAINING / INTEGRATION OF TRADITIONAL AND INNOVATIVE TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зацаринская Ирина Игоревна

Отмечается, что развитие личности обучающегося в вузе культуры и искусств происходит посредством получения и усвоения теоретических основ режиссуры теа-трализованных представлений, совмещающих в себе труды исследователей данной об-ласти и практический опыт специалистов (метров режиссуры). В качестве проблем профессиональной подготовки будущих режиссеров театрализованных представлений указываются формальная подача «ремесла», противоречия между высоким теорети-ческим и низким практическим (технологическим и функциональным) уровнями про-фессиональной компетентности педагогов, ориентация вузов культуры и искусств на узконаправленную подготовку специалистов в конкретной области социокультурной и художественно-постановочной деятельности, отсутствие учета в образовательном процессе социально-экономических изменений, происходящих в стране. Делается вывод о решении указанных проблем посредством внедрения инновационной модели обучения, интегрирующей традиционные и инновационные технологии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зацаринская Ирина Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN PROBLEMS OF PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE DIRECTORS OF THEATRICAL PERFORMANCES

It is noted that the student personality at a higher school of culture and arts develops via acquisition of theoretical bases of theatrical performance direction that combine the works of researchers in the area and practical experiences of direction masters. Formal presentation of “craft”, contradictions between high theoretical and low practical (technological and functional) levels of teachers’ professional competence, focus of the higher schools of culture and arts on the niche training of specialists in a particular area of social, cultural, artistic and performance activities, neglect of social and economic changes in the country in the educational process are mentioned as problems in training future directors of theatrical performances. It is concluded that the above problems can be solved by introducing an innovative training model that integrates both traditional and innovative technologies

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы профессиональной подготовки будущих режиссеров театрализованных представлений»

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

DOI 10.7442/2071-9620-2018-10-2-117-123

УДК 378.14 ББК 74.484.4

И.И. Зацаринская

(Московский государственный институт культуры, г. Москва, Россия)

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ РЕЖИССЕРОВ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Отмечается, что развитие личности обучающегося в вузе культуры и искусств происходит посредством получения и усвоения теоретических основ режиссуры театрализованных представлений, совмещающих в себе труды исследователей данной области и практический опыт специалистов (метров режиссуры). В качестве проблем профессиональной подготовки будущих режиссеров театрализованных представлений указываются формальная подача «ремесла», противоречия между высоким теоретическим и низким практическим (технологическим и функциональным) уровнями профессиональной компетентности педагогов, ориентация вузов культуры и искусств на узконаправленную подготовку специалистов в конкретной области социокультурной и художественно-постановочной деятельности, отсутствие учета в образовательном процессе социально-экономических изменений, происходящих в стране. Делается вывод о решении указанных проблем посредством внедрения инновационной модели обучения, интегрирующей традиционные и инновационные технологии.

Ключевые слова: профессиональная подготовка режиссеров, компетентностный подход, проблемы профессиональной подготовки в вузе, инновационная модель обучения, интеграция традиционных и инновационных технологий обучения.

I.I. Zatsarinskaia

(Moscow State Institute of Culture, Moscow, Russia)

THE MAIN PROBLEMS OF PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE DIRECTORS OF THEATRICAL PERFORMANCES

* i

m <u

о ^

н ш

о го

£ fc

^ CP

I X

I -

го

ф ц

го

о £ й

It is noted that the student personality at a higher school of culture and arts develops via acquisition of theoretical bases of theatrical performance direction that combine the § g works of researchers in the area and practical experiences of direction masters. Formal | | presentation of "craft", contradictions between high theoretical and low practical (technological and functional) levels of teachers' professional competence, focus of the higher schools of culture and arts on the niche training of specialists in a particular area of social, cultural, artistic and performance activities, neglect of social and economic changes in the | ° country in the educational process are mentioned as problems in training future directors o § of theatrical performances. It is concluded that the above problems can be solved by introduc- <= | ing an innovative training model that integrates both traditional and innovative technologies.

Keywords: professional training of directors, competence approach, problems of professional training at higher school, innovative model of training, integration of traditional and innovative technologies. < »o

^ <u

-0 CP

I t

ro 3

H г

к го

го

го со

Главной целью профессиональной подготовки является воспитание конкурентоспособного специалиста. Этот процесс включает в себя многогранное развитие личности обучающегося, в основу которого входит развитие качеств, умений и навыков, связанных с его будущей профессией.

Данное развитие происходит посредством получения и усвоения теоретических основ режиссуры театрализованных представлений, совмещающих в себе труды исследователей данной области и практический опыт специалистов (метров режиссуры), накопленный за все годы существования этой профессии, а также приобретенный в процессе формирования научно-теоретических знаний и практических умений, необходимых для качественного выполнения обязанностей своей будущей профессии. Это происходит в контексте формирования особенных профессиональных компетенций, когда вузы культуры и искусств ориентируются на компетентностную парадигму, что, в свою очередь, является основой обучения конкурентоспособного специалиста. При этом опираясь на исследования Г.А. Рогозина, И.В. Коня-хиной, О.В. Налиткиной, Н.А. Горелова, О.Н. Мельникова, Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневича [3; 5; 9; 11].

Согласно позиции данных исследователей, в новой парадигме в деятельности преподавателя ведущая роль отводится развитию самоорганизации и самоконтроля, межличностного общения, партнерства, сотрудничества, гибкости и модульности содержания и форм учебного процесса, отходу от унификации, включению ресурсов автономности, достижению академических свобод в области проектирования содержания образования и др.

Соответственно, в русле компе-тентностного подхода у режиссеров театрализованных представлений и праздников, наряду с формированием профессиональных компетенций, происходит формирование идеалов, ценност-

ных ориентаций, а также интегральных способностей самостоятельно решать возникающие проблемы в ходе профессиональной деятельности и постоянного совершенствования режиссерского мастерства, учитывая модернизирующиеся идеологические тенденции культуры и искусства, государственный заказ и ры-ночно-экономические требования [2].

Вместе с тем, отмечаем, что традиционная система подготовки будущих режиссеров театрализованных представлений в вузе, нацеленная, в основном, на формирование профессиональных компетенций, не позволяет в полной мере обеспечить должное качество профессиональной подготовки. Рассмотрим основные причины данной проблемы.

В первую очередь, стоит отметить тот факт, что действующая на сегодняшний день система обучения творческим профессиям не должна ограничиваться формальной передачей «ремесла». Вузы культуры и искусств должны выпускать высококвалифицированных специалистов, готовых к профессиональной деятельности сразу после получения диплома, способных составить конкуренцию коллегам с опытом работы. Для выполнения этих целей, учитывая результаты проведенного анкетирования среди студентов данной специальности, приходим к выводу, что основная причина недостаточно качественной подготовки режиссеров театрализованных представлений и праздников - это отсутствие необходимого количества практических занятий в непосредственно профессиональной режиссерской деятельности, а также отсутствие необходимых условий для этих занятий.

Также следует отметить, что в современных вузах культуры и искусств не все педагоги отличаются достаточным профессионализмом и осознанностью смысла своих действий. Так как многие из них являются либо только теоретиками, либо уже закончившими свою профессиональную режиссерскую деятельность. Но режиссер, в первую очередь, дейст-

вующая профессия, которая развивается очень динамично как в технологическом, так и в функциональном плане. Режиссер должен быть в курсе всех новых приемов и разработок в его профессиональной области, следить за рынком новейших технологий, быть в курсе ситуаций во всех основных сферах жизни, потребностей и предпочтений населения.

Несмотря на все вышесказанное, изучение практической деятельности российских высших учебных заведений культуры и искусств позволяет утверждать, что в настоящее время они ориентированы на узконаправленную подготовку специалистов в конкретной области социокультурной или художественно-постановочной деятельности, базирующейся в основном на классических образовательных моделях, имеющих своей преимущественной целью передачу теоретических основ, а также профессиональных умений и навыков, что становится малоэффективным на современном этапе развития российского общества.

Система профессионального обучения режиссеров театрализованных представлений должна принимать во внимание социальные и экономические изменения, которые в настоящее время происходят в стране. В современной России, в связи с внедрением технических инноваций в сфере искусства, в последнее время можно наблюдать снижение духовно-нравственного уровня театрализованных представлений. Это явление связано со стремлением современных руководителей творческих проектов, каковыми являются продюсеры и PR-менеджеры привлечь на свои представления как можно большее количество зрителей, в связи с чем и возникает тенденция упрощения искусства. Основным же предназначением театрализованного досуга является коммуникация между людьми.

Первоочередная задача, стоящая перед современным режиссером театрализованных представлений, заключается

в противостоянии идеям нравственного упадка культуры и сохранении духовных традиций, которые являются значимыми как для людей, так и для государства в целом. Осмысление этих противоречий должно происходить в процессе обучения специалиста в вузах культуры.

Режиссер в современном производстве постановочного процесса является также менеджером всего театрализованного представления. Организация театрализованного представления - это очень трудоемкий процесс, требующий больше психологических затрат, чем физических. Подать творческую идею, которая заинтересует рабочий постановочный коллектив, публику, провести рекламную кампанию мероприятия, осуществить оптимальную логистику, оценить техническое оснащение театральной площадки, все это задачи режиссера театрализованных представлений и праздников, которые сможет решить многосторонняя и гармонично развитая личность.

В связи с этим встаёт острый вопрос о специфике обучения профессиональных режиссёров театрализованных представлений в вузах культуры. Компетентность режиссёра современных театрализованных представлений представляет собой совокупность творческих навыков и профессиональных умений. Он должен быть одновременно композитором, аранжировщиком, актёром, балетмейстером, педагогом, менеджером и режиссёром.

На сегодняшний момент в связи с коммерциализацией искусства, режиссёр театрализованных представлений, выступая в качестве менеджера не только творческого, но и всего постановочного процесса должен понимать нормативно-правовые и финансово-экономические аспекты деятельности, знать специфику делопроизводства, проектной деятельности, рекламно-информационной деятельности современной арт-индустрии. В условиях современного рынка режиссёр театрализованных представлений ещё вынужден взять на себя управление

^ х

со Ф

о с;

н ш

о го

о с

0

ч

ф

С

X _0

1

5 го

О Ш

^ о

8 " ф

го

н

го ф

н ш

о

13 Ф ё

ю ф

-О а.

го 3

< ю

творческим проектом. Это обусловлено тем, что понятие «управление» может проецироваться на сферу культуры и искусства и включать в себя деятельность, которая направлена на принятие решений, организационную деятельность, осуществление контроля в соответствии с целью, а также анализ проведенного мероприятия и подведение итогов [12].

Наряду с режиссёром управленцем, менеджером и организатором, существует еще одна сторона - это лидер. Режиссер театрализованных представлений в первую очередь должен быть лидером, ведущий свой творческий коллектив к реализации своих творческих целей.

Все вышеперечисленные необходимые для режиссера качества должны формироваться в период его обучения в вузе. Но в современных условиях, существует острая проблема недостаточной подготовки специалистов подобного профиля, поэтому необходим постоянный поиск новейших методик обучения для профессиональной подготовки режиссёров театрализованных представлений.

Вместе с общепринятыми методами обучения, которые постоянно используются и активно практикуются в высшем учебном заведении (лекциями, семинары, дискуссиями и т.д.), в процессе подготовки режиссёров театрализованных представлений и праздников, применяются также специализированные методы формирования профессиональной компетенции будущих режиссеров: наблюдения за людьми и повседневной жизнью, этюды, репетиции, показательные выступления, тренинги.

Становится очевидным, что появляется необходимость в изменении самого характера системы профессиональной подготовки, а точнее ее методов, направленности, целей, содержания и ориента-к ции на свободное развитие личности, на о самостоятельность обучающихся и их 1. творческую инициативу. Для разреше-

и ния данного вопроса становятся перспек-

со

^ тивными активные современные методы

^ и средства обучения.

Обратим внимание на то, что в настоящих социокультурных условиях жизнедеятельности российского социума для эффективной системы профессиональной подготовки будущих режиссеров театрализованных представлений необходима не просто модель воспроизведения знаний, полученных в вузе, а создание и внедрение инновационной модели, которая интегрировала бы традиционные и интерактивные технологии профессионального образования будущих специалистов.

Интерактивность как принцип субъект-субъектного взаимодействия может быть рассмотрена как модус развития современной культуры [8]. Отметим, что внедрение интерактивных форм и методов обучения обусловлено и требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки «Режиссура театрализованных представлений и праздников» [10].

Кандидат исторических наук, доцент кафедры теории культуры, этики и эстетики МГУКИ Л.М.Гаврилина говорит об интерактивности как о фундаментальном принципе современной образовательной парадигмы [1].

В данном контексте различаются пассивная, активная и интерактивная модели, задействованные в образовательном процессе. Интерактивная модель основана на актуализации принципа взаимодействия между субъектами образовательного пространства, в качестве которых выступают и преподаватель и студенты. Немало важный факт, что это взаимодействие происходит не только по схеме преподаватель-студент-преподаватель, но и студент-студент. Тем самым интерактивная модель обучения способствует наиболее формированию эффективного образовательного пространства. Особенно это касается творческих специальностей, где главными качествами студентов являются творческая индивидуальность, самобытность, харизматич-ность, образность, что подводит вектор образовательной программы к индивидуальной направленности и активизации

мотивационных механизмов на развитие навыков самостоятельного поиска, накопления и осмысления информации, а в дальнейшем преобразования ее, с помощью художественного решения, в произведение искусства [4].

Чтобы достичь цели профессиональной подготовки режиссера-менеджера высокого уровня, как это отмечается рядом современных исследователей, что необходимо использование метода моделирования реальной ситуации в формате деловой игры, например, участия в тендере [6; 7]. Для того, чтобы принять участие в деловой игре - моделировании реальной ситуации, студенты должны заблаговременно подготовить выступления, а также предоставить полное информационное сопровождение (видео или мультимедиа) своего проекта.

Если построить образовательный процесс подобным образом, то это обеспечит значительный позитивный профессиональный опыт студентам, приблизит их к современной действительности профессионального рынка, позволит уже в процессе занятий в вузе приобрести навыки стрессоустойчивости, что, в свою очередь, обеспечит им конкурентоспособность.

Библиографический список:

1. Андрейчук Н.В., Гаврилина Л.М. Проблема самоидентификации в условиях интенсивного межкультурного взаимодействия // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки. - 2005. - № 3. С. 20-27.

2. Белая Н.С. Формирование профессиональных компетенций у будущих режиссеров театрализованных представлений в вузах культуры и искусств средствами преобразующей модели: автореф. дис. ... кандидата педагогических наук. - М.: Моск. гос. ун-т культуры и искусств, 2016. - 24 с.

3. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Парадигмальный подход // Педагогика. - 2004. - №10. С. 23-31.

4. Гаврилина Л.М. Интерактивность как фундаментальный принцип современной образовательной парадигмы// Оптимизация образовательного процесса в современном университете: Сборник статей международной учебно-методической конференции / Под общей научн. ред. проф. А.Г.Казаковой. - М.: МГУКИ, 2014. - 329 с.,89 - 95 с.

5. Горелов Н.А., Мельников О.Н. Смена образовательных парадигм как условие креативного развития личности обучающегося и формирования профессиональных компетенций // Креативная экономика. - 2013. - №3 (75). С. 15-23.

6. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства. Специальность: Режиссура театрализованных представлений и праздников. - М.: 2003.

7. Евсин С.О. Традиционные и инновационные методы обучения будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2017. - Т. 9. - № 1. С. 145-151.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Земш М. Б. Учебная деловая игра в гуманитарном вузе: теория и практика: учебно-методическое пособие. - М.: Академия естествознания, 2012. - 69 с.

9. Кузнецова Е.И. К проблеме диалога в современной медиакультуре // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2009. № 6-1. С. 270-275.

10. Налиткина О.В. Компетентностный подход как основа новой парадигмы образования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. -2009. - № 94, 2009. С. 170-174.

11. Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 марта 2015 г. № 205 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по на-

* х

со Ф

о ^

н ш

о го

о с

0

ч

ф

с X _0

1

5 го

О Ш

s о

8 " ф

го

н

го ф

н ш

о

iS ф

° 8 ё

ю ф

-О Ü.

I t

го 3

< ю

правлению подготовки 51.03.05 Режиссура театрализованных представлений и праздников (уровень бакалавриата)» [Электронный ресурс] // СПС Гарант. Информационно-правовое обеспечение.

12. Рагозина Г.А., Коняхина И.В. Значение компетентностной парадигмы в образовании // Приволжский на-

учный вестник. - 2014. - № 2 (30). С. 159-166.

13. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -М.: Академия, 2002. - 576 с.

Поступила 22.04.2018

к га

ср го J го со

Об авторе:

Зацаринская Ирина Игоревна, аспирант кафедры педагогики и психологии факультета социально-культурной деятельности, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный институт культуры» (ФГБОУ ВО «МГИК») (Россия, г. Химки), art9104657177@yandex.ru

Для цитирования: Зацаринская И.И. Актуальные проблемы профессиональной подготовки будущих режиссеров театрализованных представлений // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2018. - Т. 10. - № 2. С. 117-123. DOI: 10.7442/ 2071-9620-2018-10-2-117-123

References:

1. Andreichuk N.V., Gavrilina L.M. Problem of self-identification in intensive cross-cultural interaction // Vestnik Baltiiskogo fderalnogo universiteta im. I. Kanta. Seria: Gumanitarnyie i obshchestvennyie nauki. - 2005. - № 3. P. 20-27. [in Russian]

2. Belaia N.S. Forming professional competences of future directors of theatrical performances at higher schools of culture and arts by means of transformation model. Author's transcript. Diss.... Cand. Sci. (Education). - Moscow, 2016. - 24 p. [in Russian]

3. Bondarevskaia E.V., Kulnevich S.V. Paradigm approach // Pedagogika. - №10. Р. 23-31. [in Russian]

4. Gavrilina L.M. Interactivity as a fundamental principle of the contemporary education paradigm. Optimization of educational process at a modern university / Edit. A.G. Kazako-va. - M.: MGUKI, 2014. P. 89-95. [in Russian]

5. Gorelov N.A., Melnikov O.N. Change of educational paradigms as a condition of student personality creative development and professional competences forming // Kreativnaia ekonomika. - 2013. - № 3 (75). P. 15-23. [in Russian]

6. State educational standard of higher professional education in the sphere of culture and arts. Speciality: Direction of theatrical performances and festivals. - M.: 2003. [in Russian]

7. Evsin S.O. Traditional and innovative methods of teaching the future directors of theatrical performances and festivals // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2017. - Vol. 9. - № 1. P. 145-151.[in Russian]

8. Zemsh M.B. Business training game at a humanitarian higher school: theory and practice. - M.: Akademia estestvoznania, 2012. - 69 p. [in Russian]

9. Kuznetsova E.I. On the problem od dialogue in a modern media culture // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. - 2009. - № 6-1. P. 270-275. [in Russian]

10. Nalitkina O.V. Competence approach as a basis for a new educational paradigm // Izvestia Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gert-sena. - 2009. - № 94. P. 170-174. [in Russian]

11. Order of the Ministry of Education and science of the Russian Federation of 12 March 2015 № 205 «On approving the federal state educational standard of higher education in training program 51.03.05 Direction of theatrical performances and frstivals (Bachelor level)». [Electronic resource] Available at // SPS Garant. Informatsionno-pravovoie obespechenie. [in Russian]

12. Ragozina G.A., Koniakhina I.V. Significance of competence paradigm in education // Privolzhskii nauchnyi vestnik. - 2014. - № 2 (30). P. 159-166. [in Russian]

13. Slastenin V.A., Isaev I.F., Shianov E.N. Pedagogy. - M.: Akademia, 2002. - 576 p. [in Russian]

About the author:

Zatsarinskaia Irina Igorevna, post graduate student, Department of Pedagogy and Psychology, Faculty of Social and Cultural Activities, Moscow State Institute of Culture (Khimki, Russia), art9104657177@yandex.ru

For citation: Zatsarinskaia I.I. The main problems of professional training of future directors of theatrical performances // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2018. - Vol. 10. - No. 2. P. 117-123. DOI: 10.7442/2071-9620-2018-10-2-117-123

CD <D

о с;

н m

о го

ii fc

_o

ro x о

ro m

8 I

Ф r-

o

ф О

с;

i3 <u

° 8

^ <D

-D a.

ro 3

< Ю

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.