Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ РЕЖИССЕРОВ К РЕШЕНИЮ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ В ХОДЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ РЕЖИССЕРОВ К РЕШЕНИЮ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ В ХОДЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИТУАЦИЯ / НЕСТАНДАРТНЫЕ СИТУАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ГОТОВНОСТЬ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ЗАДАЧА / СТУДЕНТ-БАКАЛАВР / SITUATION / NON-STANDARD SITUATIONS / PROFESSIONAL COMPETENCE / READINESS / MANAGERIAL TASK / BACHELOR STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волегов Павел Геннадьевич, Гитман Елена Константиновна

В статье рассматриваются вопросы начальной сформированности профессиональных компетенций в области принятия управленческих решений в нестандартных ситуациях в ходе профессиональной деятельности, поднимается проблема формирования умений и навыков нестандартного мышления у бакалавров, определяются условия и причины сущностных изменений у режиссеров-бакалавров в ходе опытно-экспериментальной работы. В качестве основного метода диагностики и тестирования для определения начального уровня принятия управленческого решения использовалась тестовая методика авторских ситуационных задач М. В. Чумакова "ВКЛ - диагностика волевых качеств личности", а также "Ориентационный тест" Бернарда М. Басса. По результатам опроса автором выявлен недостаточный уровень сформированности навыков принятия управленческого решения в нестандартной ситуации у будущих режиссеров театрализованных представлений. Наличие данной проблемы подтвердило необходимость реализации специально разработанного модуля педагогического сопровождения процесса его формирования, а также педагогических условий, способствующих ее эффективному функционированию. Полученные результаты исследования могут оказаться полезными при разработке рекомендаций педагогам творческих вузов по развитию профессиональных компетенций в области принятия решений в нестандартных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волегов Павел Геннадьевич, Гитман Елена Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTICS OF FUTURE DIRECTORS READINESS TO SOLVE NON-STANDARD TASKS IN THE COURSE OF THEIR PROFESSIONAL ACTIVITY

The article deals with the initial formation of professional competencies in the field of managerial decision-making in non-standard situations in the course of professional activity, raises the problem of forming skills and abilities of non-standard thinking in bachelors, determines the conditions and causes of essential changes in bachelor Directors during experimental work. As the main method of diagnostics and testing to determine the initial level of management decision-making, the test method of author's situational tasks was used M.V. Chumakov "On-diagnostics of volitional qualities of the individual", as well as "Orientation test" by Bernard M. Bass. According to the results of the survey, the author revealed an insufficient level of formation of managerial decision-making skills in a non-standard situation for future Directors of theatrical performances. The presence of this problem confirmed the need to implement a specially developed module of pedagogical support for the process of its formation, as well as pedagogical conditions that contribute to its effective functioning. The results of the study may be useful in developing recommendations for teachers of creative universities on the development of professional competencies in the field of decision-making in non-standard situations.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ РЕЖИССЕРОВ К РЕШЕНИЮ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ В ХОДЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Gitman Elena Konstantinovna, DSc ofPedagogic sciences, Professor of Department of Pedagogy, Perm State University of Humanities and Education, Perm

The article deals with the initial formation of professional competencies in the field of managerial decision-making in non-standard situations in the course of professional activity, raises the problem of forming skills and abilities of non-standard thinking in bachelors, determines the conditions and causes of essential changes in bachelor Directors O during experimental work As the main methodofdiagnostics and testing to determine the initiallevel ofmanagement decision-making, the test method of author's situational tasks was used M. V. Chumakov "On-diagnostics of volitional ^y qualities of the individual" as well as "Orientation test" by Bernard M. Bass, According to the results of the survey, the author revealed an insufficient level of formation of managerial decision making skills in a non-standard situation ^ for future Directors of theatrical performances. The presence of this problem confirmed the need to implement a , p specially developed module of pedagogical support for the process of its formation, as well as pedagogical conditions <£ that contribute to its effective functioning. The results of the study may be useful in developing recommendations X for teachers of creative universities on the development of professional competencies in the field of decision making in non-standard situations.

S

cn

Keywords: situation; non standard situations; professional competence; readiness; managerial task; bachelor student. DO! 10.24923/2222-243X.2020-37.75 T

ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ РЕЖИССЕРОВ удк 378

К РЕШЕНИЮ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДА Ч В ХОДЕ ВАК РФ 13.00.08

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

•z.

кк;

s

В статье рассматриваются вопросы начальной сформированности професси ф ВолеговП.Г., 2020 'ЕЕВЩг опальных компетенций в области принятия управленческих решений в не- ф Гитман Е.К, 2020 '

стандартных ситуациях в ходе профессиональной деятельности, поднимается проблема формирования умений и навыков нестандартного мышления у бакалавров, определяю тся условия и причины сущностных изменений у режиссеров-бакалавров в ходе опытно-экспериментальной работы. В качестве основного метода диагностики и тестирования для определения начального уровня принятия управленческого решения использовалась тестовая методи- 371

ка авторских ситуационных задач М. В. Чумакова "ВКЛ - диагностика волевых качеств личности", а также "Ориентационный тест" Бернарда М. Басса. По результатам опроса ав тором выявлен недоста точный уровень сформированности навыков приня тия управленческого решения в нестандартной ситуации у будущих режиссеров театрализованных представлений. Наличие данной проблемы подтвердило необходимость реализации специально разработанного модуля педагогического сопровождения процесса его формирования, а также педагогических условий, способствующих ее эффективному функционированию. Полученные результаты исследования могут оказаться полезными при разработке рекомендаций педагогам творческих вузов по развитию профессиональных компетенций в области принятия решений в нестандартных ситуациях.

Ключевые слова: ситуация; нестандартные ситуации; профессиональные компетенции; готовность;управленческая задача; студент-бакалавр.

Теоретическое обоснование проблемы исследования. Современная система высшего образования специалистов в области культуры направлена на подготовку всесторонне развитой личности, ориентированной на существующую систему ценностей российского общества: имеющей активную социальную позицию, способной к индивидуально-осознанному жизненному выбору, готовой к моменту первых шагов в трудовой деятельности к самопознанию и самосовершенствованию, способной предвидеть результаты своей деятельности и нести ответственность за результат. При этом бакалавры, обучающиеся по специальности 51.03,05 "Режиссура театрализованных представлений и праздников", в рамках стандартизации дисциплин, предусмотренных учебным планом, испытывают значительные интеллектуальные, творческие, лсихоло-го-педагогические трудности в условиях, когда любая профессионально-ориентированная задача выходит из-под контроля. В связи с этим у индивида появляются стрессовые реакции, влияющие на

ВОЛЕГОВ Павел Геннадьевтдоцент, заведующий кафедрой Режиссуры театрализованных преде тавлений, Пермский государственный институт культуры, Пермь

ГИТМАН Елена Константиновна, доктор педагогических наук, профессор кафедры Педагогики, Пермский государственный гуманитарно ■ педагогический университет, Пермь

ЪС >

<

ш

s

о ш

<

С1 ш

с

372

эмоционально-поведенческие модели студента, блокирующие творческий импульс к принятию управленческого решения в нестандартной ситуации.

Актуальность данной проблемы очевидна. Она вызвана не только практическим запросом со стороны режиссера-педагога и студента, но и теоретической неразработанностью вопроса корреляции психологических особенностей будущего специалиста праздничной культуры, который по ходу выполнения профессионального функционала сталкивается с нестандартными ситуациями, и возможностью определения им верного алгоритма решения вопроса. Таким образом, перед педагогами вузов культуры и искусств встает задача подготовки студентов к действиям в условиях профессиональных нестандартных ситуаций.

В современных толковых словарях понятие "ситуация" {от лат. - положение, расположение) объясняется как положение, совокупность обстоятельств, условий, создавших те или иные отношения, обстановку или положение, там же дается разъяснение разновидностям ситуаций: благоприятная, выгодная, неожиданная, драматическая [1, с. 717].

Обратимся к сущности понятия "нестандартный". В новом толково-словообразователь-ном словаре русского языка Т.Ф. Ефремовой [2] это слово рассматривается как "не соответствующий стандарту", отсюда "нестандартная ситуация" - это нетиповая, сложившаяся в силу определенных обстоятельств ситуация, в которой управленческое творческое решение в условиях новой интерпретации, при комбинировании, разработке и оценке неизвестных альтернатив будет являться нестандартным решением.

В работе С.И. Николаевой [3] выделено несколько предпосылок возникновения нестандартной ситуации в профессиональной деятельности: спонтанность природных процессов и явлений {землетрясения, наводнения, ураганы, мороз, засуха гололед); случайность, которая всегда заметна, но не всегда предсказуема {аварии, поломки оборудования, несчастный случай); наличие противоборствующих тенденций, столкновение противоречащих интересов (от войн и межнациональных конфликтов до конкуренции и просто несовпадения интересов); неполнота, недостаточность информации (процесс принятия решения предполагает полный объём правильной информации об объекте или явлении). Автором подчеркивается, что "<...> при наступлении нестандартной ситуации возникает потребность в опре-

деленном механизме, позволяющем наилучшим из возможных способов, с точки зрения поставленных руководителем целей, принимать и реализовывать решения" [3]. Найти определенный механизм для решения проблемной задачи в нашем случае это воспитать у студента готовность к поиску нестандартного механизма решения проблемы.

Готовность, по мнению М.И. Дьяченко, - это "активное действенное состояние личности, отражающее содержание стоящей задачи и условия предстоящего выполнения. Названное состояние представляет собой психологическую предпосылку эффективности деятельности" [4, с. 31 ]. Отправная точка для будущей готовности к принятию решения - это всегда поставленная в настоящем чёткая и аргументированная цель, сформированная на основе сложившейся ситуации, потребности в дальнейшей реализации и мотивации студента. Отсюда следует, что мотивационная готовность студента к принятию решения в нестандартной ситуации это некая динамическая структура определённых компонентов, которые внутри функционально связаны между собой. М,И. Дьяченко определяет следующие наиболее важные компоненты: мотивацион-ный - ответственность за выполнение задач, чувство долга; ориентационный - знания и представления об особенностях и условиях деятельности, её требования к личности; операционный - владение способами и приёмами деятельности, необходимыми знаниями, навыками и умениями; волевой - самоконтроль, самомобилизация; оценочный - самооценка подготовленности и соответствия процесса решения профессиональных задач оптимальным образцам [5, с. 37].

С целью определения у студентов начального уровня вышеуказанных компонентов, которые влияют на формирование у будущих специалистов праздничной индустрии готовности к принятию управленческого решения е нестандартной профессиональной ситуации, был проведен констатирующий эксперимент.

Методика и процедура исследования. Диагностический модуль включал в себя два исследования: первый - подструктуры направленности: ориентационную анкету £Б,М, Басс); второй - подструктуры индивидуальных особенностей психических процессов: комплекс для диагностики волевых качеств личности (далее - ВКЛ) (М,В. Чумакова},

Дополнительно автором были исследованы коммуникативные и организаторские способности будущих режиссеров, а также обучающим было предложено с помощью авторских

качественных методик решить кейс ситуационных задач.

Выборка исследования. Эмпирическую базу исследования составили студенты факультета искусств кафедры "режиссура театрализованных представлений и праздников" Пермского государственного института культуры, (очной формы обучения} в возрасте 17-23 лет, обучающихся на первом и втором курсах. Общая выборка исследуемых составила 50 человек.

Ход и результаты исследования. Проанализировав результаты первого ориентационно-го теста (Б.М. Басса) [6], отражающие существенные характеристики деятельность« факторов направленности у обучающихся, были выявлены высокие показатели по направленности решения задач на начальном этапе у большинства респондентов (45%), что свидетельствует о положительном мотивационном факторе, о наличии у них знаний об осваиваемой будущей профессии. Направленность на себя составила 35%, что обусловлено изначально профессиональной направленностью по типу личности (по Дж, Голланду) [5]. И относительно невысокие показатели по направленности на взаимодействия (20%), что означает существенный пробел в навыке работы в команде, делегировании ответственности партнеру {см. рис.).

Направленность на задачу 45%

Направленность

на взаимодействие 20%

Рисунок - Результаты ориентационного теста (Б.М. Басса)

Анализ результатов тестирования на нали-чиеу опрашиваемыхволевых качеств, самоконтроля и самомобилизации по методике диагностики 8КЛ М.В. Чумакова выявил, что данный компонент у респондентов сформирован в пределах низких баллов. Так, к примеру, студенты первого года обучения по таким категориям теста, как ответственность, инициативность, решительность, самобытность, выдержка, настойчивость, энергичность, внимательность, целеустремленность, пришли к результату 153-165 баллов, а студенты второго года обучения показали 170-1185 баллов. Существенные различия в группах говорят о том, что в своих ответах респонденты опирались на личный опыт, сформированный до поступления в вуз, а ус-

ловия для их формирования у каждого были индивидуальные. Но оба средних показателя в нормативной таблице итоговых баллов опросника 8КЛ отнесены к категории "высокий", что характеризует у респондентов склонность к лидерству, высокой активности, к умению принимать независимые решения, к наличию жизненных целей, стремлению настойчиво их достигать.

С целью окончательного подтверждения в опроснике респондентов автором был использован кейс ситуационных моделей (объективного и субъективного и межличностного значений) из фактов реальной профессиональной деятельности, адаптированный из системы качественных методик. Студентам для разбора был предложен пакет ситуаций представленный ниже

Ситуация модель 1. "Объективная" Праздник под открытым небом. День Города. Пло-; щадка стадион. На поле большая массовка детей. Идет финальный номер пролога. Далее по сценарной разработке должны быть показательные выступления аэроклуба с высадкой парашютного десанта. Но что-то пошло не так. Авиация появилась раньше на 2 минуты в поле полностью занятым детьми. Парашютисты в небе. Ваши действия?

Ситуация модель 2. "Объективная" Праздник под открытым небом. Масленица. Площадка, где установлено чучело Масленицы. Рядом сценическая площадка, где разворачивается театрализованное представление. Звучат финальные слова и песня "Гори, гори, чучело". Вопреки сценарному плану именно в этот момент чучело не загорается. Ваши действия?

Ситуация модель 3, "Межличностная" Церемония награждения. Ведущий называет номи-нантов. Статисты выносят вручаемому атрибуты (наградной лист, ленту, ценный подарок и т.д.}. Однако на сцену для награждения поднимается не тот человек. Ваши действия??

В ходе анализа ситуаций студентам было предложено ответить на ряд вопросов:

1) Проанализируйте, в чем, по-вашему, причина сложившейся ситуации?

2} Какие последствия могут быть при разрешении сложившейся ситуации?

3} Назовите ваши первые действия по устранению сложившейся ситуации.

4} Устранение негативных последствий ситуации.

5} Составьте и дополните вариативный список действий.

Направленность на себя. .

О Ш О OJ

-0

Q-

Ш <

ас ct г^ zr

ел

з:

<AV

f

373

6) Продумайте, что еще можно сделать по устранению первопричины ситуации?

7) Сделайте прогноз, что в итоге ваших действий как режиссера-постановщика должно получиться?

Полученные данные обрабатывались с опорой на разработанную авторскую таблицу уровней и критериев готовности респондентов к решению управленческих задач в нестандартной ситуации (табл. 1},

Таблица 1 - Авторская таблица уровней и критериев готовности респондентов к решению управленческих задач в нестандартной ситуации

Готовности

Уровни Выявление анализ, диагностика проблемы Формирование целей и задач, решение проблемы с учетом ограничений Анализ способов решения проблемы и адекватны* им управленческих решений №)делирование вариантов сценариев, оценка результатов и последствий реализации разных вариантов Выбор предпснтнгель-ного варианта, обоснование выбора

1 1 £ I - имеет фрагментарные знания об анализе И диагностике проблем профессиональной деятельности режиссера театрализованных представлений лри нестандартной ситуации. - имеет фрагментарные знания о понятиях: »цель», «задача», «проблема», - умеет фрагментарно трактовать понят га «цепь», «задача», «проблема» с позиции решения проблемы о учетом ограничений. -фрагментарно владеет понятийным ал Гератом, - имеет фрагментарные представления об особенностях при аьзапизе способов решения и принятии управленческих решений во время проведения мероприятий праздничной формы. -фрагментарно владеет технологией создания сценария: - имеет фрагментарные умения моделировать вариантность сценариев: -владеет фрагментарным навыками оценок ного результата последствий реализации вариантов -фр^ментарно владеет навыком выбора предпочтительного режиссерского варианта, -фрагментарно владеет понятийным аппаратом, с трудом может обосновать свой выбор.

.о I" д X (О т. <м - умеет частично выявлять алгоритм решения при анализе и диагностике проблемы -имеет начальные знания условий для формирования целей и задач при решении нестандартной ситуации во время творческого выступления коллектива: отсутствует навык формирования цепей и умения решать проблемные задачи с учетом ограничений. - имеет начальный навык формирования целей и умения решать проблемные задачи с учетом ограничений. -владеет с частичными пробелами понятийным аппаратом: - имеет с частичными пробелами представления об особенностях при анализе способов решения и принятии управленческих решений во время проведения мероприятий праздничной формы. - имеет начальный уровень знаний технологии создания сценария решений нестандартных ситуаций во время проведения мероприятий праздничной формы, - умеет частично моделировать вариативность режиссерской сценарной группы. -имеет начальные знания о понятиях: «альтернатива». «предпочтительный вариант».. - имеет частичный с пробелами навык выбора предпочтительного режиссерского варианта.

1 О со - умеет с частичными пробелами обосновать и проанализировать выбор варианта для устранения нестандартной ситуации в л рофессиональной деятельности творческого коллектива - имеет средний уровень знаний для формирования цепей и задач при решении нестандартной ситуации во время выступления творческого коллектива: - фрагментарно с проблемами знает методику логического мышления - имеет средний уровень владения понятийным аппаратом: - владеет моделью анализа способов решения проблемы и адекватных им управленческих решений при нестандартной ситуации в профессиональной режиссерской деятельности - владеет технологией создания сценария решений нестандартных ситуаций. - готов частично реализовать один из вариантов режиссерского сценария на практике. - может обосновать свой выбор решения нестандартной ситуации, - знает факторы, влияющие на процесс принятия решения.

§ 8 ш СО - имеет сформированные систематические знания о сущности и специфике выявления и диагностики нестандартных ситуаций в л рофессиональной деятельности режиссера театрализованных представлений и творческого коллектива" - видит, выявляет анализирует и диагностирует проблему и принимает решение - умеет точно сформировать цели и задачи при решении нестандартной ситуации во время выступления творческого коллектива, проведения мероприятия; -умеет расставить приоритет в списке сложившихся цепей и задач при решении проблемы с учетом ограничений во время выступления творческого коллектива, проведения мероприятия. - владеет навыком точного и моментального анализа и способа решения проблемы и адекватного им управленческого решения при проведении мероприятия праздничной формы -точно мсделирует правильный вариант сценария устранения нестандартной ситуации в профессиональной деятельности' - дает правильный прогноз развития событий при реализации выбранного сценарного режиссерского варианта. -делает правильный выбор из нескольких вариантов для решения проблемы при нестандартной ситуации во время проведения мероприятия праздничной формы.

Представленная авторская таблица уровней и критериев готовности респондентов к решению управленческих задач в нестандартной ситуации позволила получить результаты, отображенные в таблице 2.

Выводы. Использование приема анализа нестандартных ситуаций в профессиональной деятельности, на наш взгляд, позволяет выявить следующие проблемы: 1) готовность низкая; 2) отсутствие навыка определения суще-

ственных связей в контексте разбора ситуации; 3} отсутствие логического построения гипотезы решения проблемы; 4) неумение прогнозировать результаты принятого решения; 5) неумение определять алгоритмический рисунок последовательных действий в нетиповой ситуации; 6) умение принимать управленческие решения недостаточно развито.

Таким образом, начальная диагностика продемонстрировала недостаточный уровень

Таблица 2 - Результаты опроса готовности респондентов к решению управленческих задач в нестандартной ситуации студентов 1 -1 курса специальности "Режиссура театрализованных представлений и праздников"

Уровни Функции

Выявление, анализ, диагностика проблем ьс Формирование целей и задач решений Проблемы Анализ способов решении проблем ьс и адекватных им управленчески* peius ний Моделирование вариантов сценариев , оценка результатов и последствий реализации разных вариантов Выбор предпочтительного варианта, обоснование выбора

1 2 3 4 5 6

1 - недостаточный 55% 59% 60% 03% 58%

2 - начальный 21% 23% 23% 25% 25%

3 - средний 14% 15% 15% 7% 10%

4 - высокий 10% 3% 2% 5% 7%

сформированное™ навыка принятия управленческого решения в нестандартной ситуации у будущих режиссеров театрализованных представлений и обозначила необходимость реализации специально разработанного модуля педагогического сопровождения процесса его формирования, а также педагогических условий, способствующих ее эффективному функционированию.

Примечания:

1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слое и 7500 фразеологических выражений.

2. Ефремова Г.Ф. Новый то л ков о-слов ооб разов а -тельный словарь русского языка Электронный ресурс. -Режим доступа: https://noncKC-лов.рфЛ^/нестандартный

3. Николаева С.И. Нестандарт ные ситуации их особенносги и классификации. Электрон ныЙ ресурс. Режим доступа г h tlps://cyberieninka. m/article/ n/nes tanda rtnye-si tua tsii-ih-osobennosti-i-kiassifikatsiya/ viewer

4. Дьяченко M.И., Дьяченко M.И., Пономаренко 6.А. Готовность к деятельное ти в напряженных ситуациях: Психологический аспект. - Электронный ресурс. Режим доступа: https://search.rsbu/ru/record/01001237006

5. Басс Б,M Определение направленности лично- ; сти. Тест. - Электронный ресурс. Режим доступа: ' testóte ka. narod .ru/lichn/1/02. htm [

6. Направленность личности в психологии. -Электронный ресурс. Режим доступа: https:// psylogik.ru/152-napravlennost Иcbnosti.html

О CU О OJ

-О* 0-

ш <

ас et

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г^

СП

кдчг Г

i

375

FEATURES OF THE METHODOLOGY OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE USING SONG MATERIAL IN THE CONTEXT OF THE MODERN EDUCATIONAL PARADIGM

Voronin Valerly Aleksandrovlch, Teacher of English, author of the educational project "Favorite Russian songs for children" Rostov-on-Don

Modem education includes various components. Knowledge is the basis, but it is very important to form self-awareness through communication, which provides not only socialization, but also development of moral and aesthetic basis and value system of the pupils. In this article the features of the methodology of using song material at the English language lessons on the basis of the interconnection of various forms of communication are considered.

Keywords; methods; communication; self-awareness; musical visibility; receptive and expressive speech. DO! 10.24923/2222-243X.2020-37.76

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЕСЕННОГО МА ТЕРИАЛА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВА ТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ

Современное образование включает в себя различные составляющие. Знание является основой, но не менее важным можно назвать формирование самосознания через общение, которое обеспечивает не только социализацию, но и воспитание нравственно-эстетических основ и ценностной ориентации обучающихся. В статье рассматриваются особенносги методики использования песенного материала на уроках английского языка на основе возможно стей взаимосвязи различных форм общения в процессе обучения. Ключевые слова; ме тодика; общение; самосознание; музыкальная наглядность-рецептивная и экспрессивная речь.

Современная образовательная парадигма делает акцент на эмоциональном и социальном развитии ребенка при важности воспи-

УДК 372.881.111.1 ВАК РФ 13.00.02

1 Воронин В.А., 2020

ВОРОНИН Валерий Александрович, учитель английского языка, автор учебного проекта "Любимые русские песни для детей" Ростов-на-Дону

тания человека духовного, личности. Это требует разработки особых подходов к преподаванию различных предметов и дисциплин. И здесь нужно учитывать, что с появлением первого опыта изучения иностранного языка можно было бы выделить в качестве базовой следующую цель: формирование практического опыта общения. Важно подчеркнуть, что это процесссоциальный. В нем происходит обмен опытом, способами деятельности, умениями и навыками, результатами деятельности, даже взглядами на мир и свое место в нем.

Е. И. Пассов, например, указывает на то, что общение - это всегда рациональное и эмоциональное взаимодействие людей, в процессе которого выявляется общность мыслей, формируется образ жизни. Это важнейшее условие формирования сознания и самосознания личности [7, с, 47].

Есть ли основания полагать, что музыка и песни могут быть особенно эффективны для поддержки изучения иностранного или второго языка? Для обеспечения положительных результатов обучения педагогические методы должны эффективно вводить и закреплять новый материал, одновременно привлекая внимание учащихся и повышая их мотивацию к обучению, С практической точки зрения также важно, что новые методы обучения могут быть использованы без большой дополнительной подготовки или подготовки со стороны учителей. Часто бывает трудно определить, будет ли новая методика или технология работать, не испытав ее на практике в классе. Относительно обучения на основе песенного материала имеются данные из различных источников, свидетельствующие о том, что использование песен в качестве педагогического материала может быть очень эффективным. Например, педагоги, исследователи и теоретики утверждают, что музыка и песни при обучении иностранному языку могут обеспечить положительные эмоциональные и учебные улучшения для учащихся в разных возрастах и на разных этапах обучения [12], В результате уже были разработаны несколько педагогических методик и рекомендаций, которые поощряют включение музыки и песни в учебную программу по иностранному языку [13]. Также практический опыт работы показывает, что песни могут быстро задать позитивный настрой обучающихся, улучшить восприятие иностранного языка в процессе обучения и привлечь внимание учащихся к лингвистическому материалу, содержащемуся в песне. Как педагогический инструмент, песни могут быть

действительно идеальны для достижения целей современных учителей языка. Песни могут представлять сложный, аутентичный и переведенный материал иностранного языка, а приятное повторение языковых звуков и структур с помощью песен может побудить обучающихся практиковать материал вне класса [10,11]. Исследования в области психологии и лингводидактики также показали, что методы музыкальной презентации могут способствовать изучению языка. Например, было показано, что музыка поддерживает вербальное обучение на родном языке [9]. Другой наш эксперимент проверял имплицитное обучение, попросив взрослых участников обучения слушать и воспроизводить представленный им для изучения иностранного языка песенный материал. Результаты показали, что у обучающихся улучшился эмоциональный фон обучения, повысилась мотивация и заинтересованность в изучении иностранного языка, а в отношении иноязычных навыков было отмечено значительное улучшение деления потока речи на синтагмы и речевые сегменты, чему обучающихся по традиционным методикам, которые слышали разговорную версию изучаемого иноязычного текста [8].

Современная психология определяет сознание как внутреннюю модель внешнего мира, благодаря этой модели и становится возможным осознанное поведение человека. Оно проявляется в анализе прошлого, отражении сегодняшнего и планировании будущего. "Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а его представления о самом себе складываются в определенный "образ "Я"" [4, с.27]. Таким образом, хотелось бы начать с того, что преподавание иностранного языка -это не просто передача знаний; ведь если внимательно относиться к данным психологическим аспектам в преподавательской деятельности, - а мы полагаем, что именно это и ценно в педагогике, мы просто обязаны учитывать содержание текстового материала, с которым знакомится ученик.

Это обусловило выбор, ставший основой методики, разработанной в рамках учебного проекта "Любимые русские песни для детей" на английском языке, действующего с 2007 года. Возможность дать ребенку увидеть мир светлым, наполненным радостью, искренностью, а себя в нем - добрым, умеющим дружить сопереживать, веселиться, преодолевать трудности, эффективно реализуется при использо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.