Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИКА КОГНИТИВНОГО КОМПОНЕНТА ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНТЕНТА'

ДИАГНОСТИКА КОГНИТИВНОГО КОМПОНЕНТА ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНТЕНТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
338
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИАГНОСТИКА / КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / ГОТОВНОСТЬ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНТЕНТА / БУДУЩИЕ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / КРИТЕРИИ / DIAGNOSTICS / COGNITIVE COMPONENT / READINESS / DESIGN OF EDUCATIONAL CONTENT / FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богуш Татьяна Витовна

В статье актуализируется вопрос подготовки учителей начальных классов к проектированию образовательного контента. Описывается когнитивный компонент сформированности данной готовности и его критерии. Представлена критериально-уровневая характеристика данного компонента, состоящая из трех уровней: высокого, среднего и начального. Показана диагностика когнитивного компонента готовности учителей начальных классов к проектированию образовательного контента. Продемонстрированы методы диагностики когнитивного компонента готовности учителей начальных классов к проектированию образовательного контента и продемонстрированы её результаты. Представлена процедура применения методов анкетирования, тестирования, анализа продуктов деятельности для диагностики когнитивного компонента. Делается вывод о необходимости организации целенаправленной работы по формированию данного компонента в процессе подготовки учителей начальных классов в условиях педагогического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богуш Татьяна Витовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COGNITIVE COMPONENT DIAGNOSTICS OF THE FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS READINESS TO DESIGN EDUCATIONAL CONTENT

The article focuses on the issue of training primary school teachers to design educational content. The cognitive component of the readiness formation and its criteria are described. The criterion-level characteristic of this component is presented, consisting of three levels: high, medium and primary. Diagnostics of the readiness cognitive component primary school teachers to design educational content is shown. Primary school teachers cognitive component diagnostics methods of the readiness to design educational content are demonstrated and its results are demonstrated. The procedure for applying the methods of questioning, testing, and activity products analysis for the diagnosis of the cognitive component is presented. It is concluded that it is necessary to organize purposeful work on the formation of this component in the training primary school teachers process in a pedagogical University.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИКА КОГНИТИВНОГО КОМПОНЕНТА ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНТЕНТА»

Keywords: diagnostics; cognitive component; readiness; design of educational content; future primary school teacher.

DO! 10.24923/2222-243X.2020-37.74

ДИАГНОСТИКА КОГНИТИВНОГО КОМПОНЕНТА ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НА ЧАЛЬНЫХ КЛА ССОВ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ОБР АЗОВ А ТЕЛЬНОГО

КОНТЕНТА

В статье актуализируетея вопрос подготовки учителей начальных классов к проектированию образовательного контента. Описывается когнитивный ком понент сформированное™ данной готовности и его критерии. Представлена критериально-уровневая характеристика данною компонента, состоящая из грех уровней: высокого, среднего и начального. Показана диагностика когнитивного компонента готовности учителей начальных классов к проектированию образовательного контента. Продемонстрированы методы диагности ки когнитивного компонента готовности учителей начальных классов к проектированию образовательного контента и продемонстрированы её ре зулыаты. Представлена процедура применения методов анкетирования, тестирования, анализа продуктов деятельности для диагностики когнитивного компонента. Делается вывод о необходимости организации целенаправлен ной работы по формированию данного компонента в процессе подготовки учителей начальных классов в условиях педагогического вуза. Ключевые слова: диагностика; когнитивный компонент; готовность; проектирование образовательного контента; будущие учителя начальных классов; критерии.

Актуальность темы исследования обусловлена требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС ИОО) к деятельности педагогов в информационно-образовательной среде, которые подчеркивают наличие готовности работников образовательных организаций к такой деятельности [10]. Профессиональный стандарт "Педагог ... (воспитатель, учитель)" [8] определяет, что учителя должны быть способны разрабатывать отдельные компоненты основных программ, в том числе с использованием информационно-комму-никационных технологий. Постоянный рост объемов профессиональной информации ставит задачи проектирования и апробации педагогами начальных классов содержания информационной среды. При этом можно отметить, что подготовка будущих педагогов начальной школы в условиях вуза не предусматривает проектировочную направленность профессиональной деятельности, а именно ориентацию на проектирование образовательного контента. 8 связи с этим мы отмечаем необходимость диагностики готовности к данной деятельности с целью выявления недостатка знаний (когнитивный компонент} у будущих учителей в указанном направлении.

Цель статьи - описать диагностику когнитивного компонента готовности к проектированию образовательного контента у учителей начальных классов.

Стремительное развитие научно-технической и социально-экономической сфер общества обуславливает информатизацию образования, которая направлена на внедрение в учреждения системы образования информационных средств, технологий, электронных образовательных ресурсов и сетевых сервисов. Это заключается во внедрении информационно-образовательной среды как места для размещения учебных материалов, большое количество исследований в сфере дидактики и методики использования информационно-коммуникационных технологий в обучении рассматривают воп-

УДК 378.14 ВАК РФ 13.00.08

? Богуш Т.В., 2020

О ш о

OJ

-0

0-

ш <

ас ct г^ zr

ел

з:

KAm

S

367

БОГУШ Татьяна Вштовна, преподава тель кафедры Дошкольного, начального и специального обра зова ния, Севастопольский государственный университет, Севастополь, Республика Крым

ЪС >

<

LH

s о

LU

<

CI UJ

с

368

росы информатизация образования и внедрения компьютерных технологий в учебный процесс [4; 5; 6; 7]. При этом акцент делается на возможный дидактический потенциал инфор-мационно-коммуникацианных средств, а не на потребности развития всего учебного процесса в целом. Опираясь на работы А.П. Ершова, A.B. Кузнецова, И.В, Роберта, под информатизацией образовательного процесса в начальной школе мы понимаем внедрение в учреждения системы образования информационных средств и продукции, а также педагогических технологий, базирующихся на этих средствах. Это обуславливает активное внедрение в область начального общего образования информационно-образовательной среды (далее -ИОС) как системы ресурсов и инструментов, предназначенных для передачи учебной и организационной информации. Подходы O.A. Ильченко [5], О.С. Соколовой [9], Л.М. Рождественской, Б.Г. Ярмахова [1] показывают, что данная среда имеет в своем составе содержательный (информационное наполнение} компонент, под которым принято понимать образовательный контент, определяемый как структурируемое содержание обучения, размещенное в информационно-образовательной среде. Данное понятие предложено в нашем исследовании на основании требований ФГОС НОО [10] и Национального стандарта Российской Федерации [3]. Использование ИОС в полной мере предполагает наличие у педагогов определённой готовности к деятельности, которая заключается в решении профессиональных задач по проектированию образовательного контента.

Прежде чем определить условия для обеспечения процесса подготовки будущих учителей начальных классов к проектированию образовательного контента, возникла необходимость провести диагностику готовности студентов к данной деятельности, обучающихся по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль - Начальное образование. 8 нашем исследовании готовность будущего учителя начальной школы к проектированию образовательного контента мы рассматриваем как сложное интег-ративное новообразование, включающее взаимодействие мотивационно-ориентаци-онного, когнитивного, операционально-дея-тельностного и оценочно-рефлексивного компонентов, проявляющееся в способности к данной деятельности и в подготовленности к ее осуществлению [2]. Следовательно, по степени сформированности составляющих мож-

но судить о степени сформированности их целостного единствз - готовности к проектированию образовательного контента. В данной статье делается акцент на когнитивный компонент, так как любое умение основывается на знаниях, прочно усвоенных студентом. Это позволит им осуществлять деятельности по проектированию образовательного контента, используя имеющиеся данные, знания или понятия, оперировать ими для выявления существенных свойств вещей и успешного решения определенных теоретических и практических задач.

Когнитивный компонент выражается в наличии знаний и представлений об электронных образовательных ресурсах (далее - ЭОР) как средствах обучения младших школьников, осознание значимости образовательного контента как о содержательной составляющей электронного образовательного ресурса, а также в наличии знаний о принципах построения и общей структуре образовательного контента. Функция данного компонента заключается в направлении деятельности студентов на получение и усовершенствование знаний об электронных образовательных ресурсах, об образовательном контенте как о его содержательной составляющей (основные термины, виды, назначение, структура и т.д.). Критериями когнитивного компонента были избраны: наличие представлений об электронных образовательных ресурсах как средствах обучения младших школьников; наличие знаний о принципах и структуре образовательного контента как о содержательной составляющей электронных образовательных ресурсах.

В нашем исследовании, вслед за А.8. Кузнецовым, под электронными образовательными ресурсами мы понимаем "учебные, научные, информационные, справочные материалы или средства, разработанные в электронной форме, которые создаются с помощью электронных цифровых технических средств и необходимы для эффективной организации учебно-воспи-тательного процесса в части" [6, с. 45]. Как и любое средство обучения, электронные образовательные ресурсы имеет ряд дидактических возможностей в обучении младших школьников. Прежде всего, они способны влиять на развитие мотивационной сферы школьника и являются средством обеспечения вариативности учебных ситуаций. Понимание данного функционала ЭОР позволяет педагогу правильно подбирать учебный материал, используемый в образовательном контенте, а также

правильном грамотно использовать его на том или ином этапе урока исходя из поставленных педагогических задач.

Чтобы спроектировать образовательный контент, необходимо понимать основные принципы его построения: системности, муль-тимедийности, визуализации, модульности, адаптивности и вариативности, интерактивности, доступности. Они являются определенными ориентирами, при последовательной опоре на которые будущий учитель сможет учесть все концептуальные подходы к проектированию образовательного контента. Так как данная деятельность невозможна без определённой последовательности, поэтапности, будущий педагог должен иметь представления об уровнях проектирования образовательного контента, как о его структуре. Будущему специалисту также необходимо уметь обосновать структуру образовательного контента и разработать его блочно-модульную модель. Наличие представлений о техническом наполнении, а также о процессе внедрения и использования образовательного контента в обучении младших школьников, дао-возможность оценить практическую составляющую ресурса.

Нами была разработана критериально-уровневая характеристика готовности к проектированию образовательного контента, состоящая из трёх уровней: высокий, средний, начальный. Данная разработка послужила инструментом диагностики когнитивного компонента готовности будущих учителей начальных классов к проектированию образовательного контента. Методический аппарат диагностики представлял собой сочетание методов: анкетного, тестового, анализа продуктов деятельности (табл. 1}.

Таблица 1 - Методический аппарат диагностики когнитивного компонента готовности будущих учителей начальных классов к проектированию образовательного контента

В соответствии со структурой генеральной совокупности определялся состав контрольной и экспериментальной групп на основе вероятностного способа формирования

выборочной совокупности при использовании метода гнездовой выборки, когда в качестве единиц исследования отбирались учебные группы студентов одного вуза. Так, на констатирующем этапе экспериментальной работы принимали участие обучающиеся Гуманитарно-педагогического института ФГАОУ ВО "Севастопольский государственный университет": обучающиеся 1-4 курсов направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль "Начальное образование" и составил 110 человек (56 студентов -экспериментальная группа и 54 студента - контрольная группа). Проблема проектирования образовательного контента рассматривается в соответствии с учебным планом в рамках изучения дисциплины "Педагогическое проектирование с практикумом", которая является пролонгированной на весь период обучения студентов. При осуществлении метода анкетирования использовали авторские разработки, достоверность результатов которого обеспечивалась специальными косвенными вопросами, включенными в анкету, и сопоставлением этих результатов сданными наблюдения, обобщения независимых характеристик и т.д. Материалом для анализа продуктов деятельности служили практические задания, позволяющие отследитьуровень готовности к проектированию образовательного контента. Тестовый метод использовался с целью выявления знаний, связанных непосредственно с основными понятиями электронного, дистанционного и смешанного обучения, так как образовательный контент является одним из способов передачи учебной информации в рамках данных видов обучения. В основном этот метод использовался для определения уровня сформированности когнитивного компонента, так как именно он является показателем того потенциала студента, который он может использовать для проектирования образовательного контента.

Результаты анкет и тестов позволили выявить недостаточность представлений у будущих учителей начальных классов о принципах и структуре образовательного контента. Особенно затруднения вызвало заполнение модели, так как у студентов отсутствуют знания о целях, структуре и принципах проектирования образовательного контента. Суммирование всех полученных за четыре за-

Компонент Критерии Методы диагностики

Когнитивный 1. Наличие представлений об электронных образовательных ресурсах как о средствах обучения младших школьников. 2. Наличие знаний о принципах и структуре образовательного контента как о содержательной составляющей электронного образовательного ресурса. 1) тест «Основные понятия электронного, дистанционного и смешанного обучения»; 2) анкета «Использование электронных образовательных ресурсов в деятельности педагога»; 3) практическое задание «Структура образовательного контента»; 4) тест «Принципы образовательного контента».

ЪС >

<

LH

s

о

LU

Дания баллов и показало уровень сформированное™ когнитивного компонента готовности к проектированию образовательного контента у педагогов начальных классов, которые представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Результаты диагностики уровня сформированное™ когнитивного компонента

готовности учителей начальных классов к проектированию образовательного контента (ЭГ- экспериментальная группа» КГ - контрольная группа)

Группа Начальный уровень Средний уровень Высокий уровень

ЭГ 21 ч. (37%) 30 ч. (54%) 5 ч. (9%)

КГ 21 ч. (39%) 28 ч. (52%) 5 ч. (9%)

< а

UJ

с

370

Таким образом, готовность будущего учителя начальной школы к проектированию образовательного контента понимается как сложное интегративное новообразование, включающее взаимодействие мотивационно-ориентационного, когнитивного, операцио-нально-деятельностного и оценочно-рефлек-сивного компонентов, проявляющееся в способности к данной деятельности и в подготовленности к ее осуществлению. Когнитивный компонент данной готовности выражается в наличии знаний и представлений об электронных образовательных ресурсах как средствах обучения младших школьников, осознание значимости образовательного контента как о содержательной составляющей электронного образовательного ресурса, а также в наличии знаний о принципах построения и общей структуре. В нашем исследовании была предложена критериально-уровневая характеристика когнитивного компонента, предложена методика его диагностики. Проведение диагностики позволило выявить доминирующим начальный уровень сформированности когнитивного компонента готовности студентов Гуманитарно-педагогического института к проектированию образовательного контента. Соотношение показателей как внутри группы, так у каждого респондента позволяют прогнозировать эффективный рост критериев в результате целенаправленной работы, которая будет заключаться в применении модели подготовки будущих учителей к проектированию образовательного контента. Данная модель позволит получить студентам необходимые знания о принципах, уровнях,

структуре, элементах образовательного контента и способах его использования в учебно-воспитательном процессе начальной школы.

Литература:

1. Андреева H.S., Рождественская Л.6.,Ярмахов &.Б. Шаг Школы в смешанное обучение. - М.: Открыта школа,2016.-282 с.

2. Ьогуш Т. F¡. Критерии и показатели готовности будущих учителей начальных классов к проектированию образовательного контента // Реализация компетентности о го подхода а системе профессионального образования педагога: сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции (г. Евпато

рия, 23 апреля 2020 г.). - Симферополь : АРИАЯ, 2020. -291 с.

3. ГОСТ Р 52653-2006 "Информациоино-коммуии-кационные технологии в образовании. Термины и определения" утвержден Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2006 г. N° 419-ст. -М. : Стандартен форм, 2018. - 11 с. А. Ершов А.П. Информатизация. От компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества // Коммунист. - 1988, - № 2. -С. 82-92.

5. Ильченко O.A. О рганизаци он но-педагоги чес кие условия разработки и применения сетевых ресурсов вучебном процессе: аетореф. дис.... к.пед.н. -М., 2002.-20 с.

6. Кузнецов A.B. Электронные образовательные ресурсы: перспективы и направления развития // Уровневая подготовка специалистов: электрон ное обучение и открытые образовательные ре сурсы. - Томск: ТПУ, 2014. - С, 330-332.

7. Полат ЕС. Новые педагогические и информа ционные технологии в системе образования : учебное пособие для студ. пед, вузов и системы повыш, квалиф. пед. кадров, - М.: Академия, 1999. -224 с.

8. Приказ Министерства труда и социальной За щиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544 н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" [Электронный ресурс]. URL: http:// www.garant.ru/prodncts/ipo/prtme/--doc/70435556/ (дата обращения 27.07.2020).

9. Соколова О.И. Педагогические основы разе и тия информационной среды вуза : монография. - Ростов-н/Д,: РГУ, 2002. - 111 с.

10. Феде ¡»льны й государственный образовательный стандарт начального общего образованияг приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 18.12.2012)// Бюллетень нормативных ак тов федеральных органов исполнительной влас ти.№ 12. 2011, №5408.

DIAGNOSTICS OF FUTURE DIRECTORS READINESS TO SOLVE NONSTANDARD TASKS IN THE COURSE OF THEIR PROFESSIONAL ACTIVITY

Volegov Pavel Gennadievich, A ssociate Professor, Head of the Department of theatrical performance directing, Perm State Institute of Culture, Perm

Gitman Elena Konstantinovna, DSc ofPedagogic sciences, Professor of Department of Pedagogy, Perm State University of Humanities and Education, Perm

The article deals with the initial formation of professional competencies in the field of managerial decision-making in non-standard situations in the course of professional activity, raises the problem of forming skills and abilities of non-standard thinking in bachelors, determines the conditions and causes of essential changes in bachelor Directors O during experimental work As the main methodofdiagnostics and testing to determine the initiallevel ofmanagement decision-making, the test method of author's situational tasks was used M. V. Chumakov "On-diagnostics of volitional ^y qualities of the individual" as well as "Orientation test" by Bernard M. Bass, According to the results of the survey, the author revealed an insufficient level of formation of managerial decision making skills in a non-standard situation ^ for future Directors of theatrical performances. The presence of this problem confirmed the need to implement a , p specially developed module of pedagogical support for the process of its formation, as well as pedagogical conditions <£ that contribute to its effective functioning. The results of the study may be useful in developing recommendations X for teachers of creative universities on the development of professional competencies in the field of decision making in non-standard situations.

S

cn

Keywords: situation; non standard situations; professional competence; readiness; managerial task; bachelor student. DO! 10.24923/2222-243X.2020-37.75 T

ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ РЕЖИССЕРОВ удк 378

К РЕШЕНИЮ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДА Ч В ХОДЕ ВАК РФ 13.00.08

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

•z.

кк;

s

В статье рассматриваются вопросы начальной сформированности професси ф ВолеговП.Г., 2020 'ЕЕВЩг опальных компетенций в области принятия управленческих решений в не- ф Гитман Е.К, 2020 '

стандартных ситуациях в ходе профессиональной деятельности, поднимается проблема формирования умений и навыков нестандартного мышления у бакалавров, определяю тся условия и причины сущностных изменений у режиссеров-бакалавров в ходе опытно-экспериментальной работы. В качестве основного метода диагностики и тестирования для определения начального уровня принятия управленческого решения использовалась тестовая методи- 371

ка авторских ситуационных задач М. В. Чумакова "ВКЛ - диагностика волевых качеств личности", а также "Ориентационный тест" Бернарда М. Басса. По результатам опроса ав тором выявлен недоста точный уровень сформированности навыков приня тия управленческого решения в нестандартной ситуации у будущих режиссеров театрализованных представлений. Наличие данной проблемы подтвердило необходимость реализации специально разработанного модуля педагогического сопровождения процесса его формирования, а также педагогических условий, способствующих ее эффективному функционированию. Полученные результаты исследования могут оказаться полезными при разработке рекомендаций педагогам творческих вузов по развитию профессиональных компетенций в области принятия решений в нестандартных ситуациях.

Ключевые слова: ситуация; нестандартные ситуации; профессиональные компетенции; готовность;управленческая задача; студент-бакалавр.

Теоретическое обоснование проблемы исследования. Современная система высшего образования специалистов в области культуры направлена на подготовку всесторонне развитой личности, ориентированной на существующую систему ценностей российского общества: имеющей активную социальную позицию, способной к индивидуально-осознанному жизненному выбору, готовой к моменту первых шагов в трудовой деятельности к самопознанию и самосовершенствованию, способной предвидеть результаты своей деятельности и нести ответственность за результат. При этом бакалавры, обучающиеся по специальности 51.03,05 "Режиссура театрализованных представлений и праздников", в рамках стандартизации дисциплин, предусмотренных учебным планом, испытывают значительные интеллектуальные, творческие, психоло-го-педагогические трудности в условиях, когда любая профессионально-ориентированная задача выходит из-под контроля. В связи с этим у индивида появляются стрессовые реакции, влияющие на

ВОЛЕГОВ Павел Геннадьевтдоцент, заведующий кафедрой Режиссуры театрализованных преде тавлений, Пермский государственный институт культуры, Пермь

ГИТМАН Елена Константиновна, доктор педагогических наук, профессор кафедры Педагогики, Пермский государственный гуманитарно ■ педагогический университет, Пермь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.