Научная статья на тему 'Специфика педагогической технологии подготовки специалиста культуры и искусств'

Специфика педагогической технологии подготовки специалиста культуры и искусств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
372
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ЭТАПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КУМУЛЯТИВНЫЙ ПРИНЦИП / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / STAGES OF PROFESSIONAL PREPARATION OF SPECIALIST / PEDAGOGICAL ACTIVITY / CUMULATIVE PRINCIPLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефремова Нина Владимировна, Гененко Оксана Николаевна

В статье предлагается педагогическая технология, обусловливающая эффективную профессиональную подготовку специалиста сферы культуры и искусств. Основными детерминантами инновационного содержания профессиональной подготовки специалиста сферы культуры и искусств являются: новые требования, предъявляемые развивающимся обществом к системе профессиональной подготовки; информатизация общества; возрастание роли субъективного (личностного) фактора в обучении; внутренние потребности развития самой системы профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF PREPARATION PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF SPECIALIST IN CULTURE AND ARTS SPHERE

The article offers pedagogical technology providing effective professional preparation of the specialist of culture and arts sphere. The main determinants of the innovative content of vocational training of the expert of culture and arts sphere are the new requirements shown by developing society to system of vocational training; society informatization; increase of a role of a subjective (personal) factor in training; internal requirements of development of the system of vocational training.

Текст научной работы на тему «Специфика педагогической технологии подготовки специалиста культуры и искусств»

УДК 378.1

СПЕЦИФИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

© Нина Владимировна ЕФРЕМОВА

Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности, e-mail: [email protected] © Оксана Николаевна ГЕНЕНКО Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород, Российская Федерация, кандидат педагогических наук; доцент кафедры социально-культурной деятельности, e-mail: [email protected]

В статье предлагается педагогическая технология, обусловливающая эффективную профессиональную подготовку специалиста сферы культуры и искусств. Основными детерминантами инновационного содержания профессиональной подготовки специалиста сферы культуры и искусств являются: новые требования, предъявляемые развивающимся обществом к системе профессиональной подготовки; информатизация общества; возрастание роли субъективного (личностного) фактора в обучении; внутренние потребности развития самой системы профессиональной подготовки.

Ключевые слова: педагогическая технология; этапы профессиональной подготовки специалиста; педагогическая деятельность; кумулятивный принцип.

В педагогической науке в настоящее время нет однозначного определения сущности «технология». Традиционно ее трактуют как:

- обусловленный состоянием знаний и общественной эффективностью способ достижения цели;

- организационно-методический инструментарий трудового процесса;

- производственно-технический процесс с гарантированными результатами, основными чертами которого являются воспроизводимость процедур, четкая постановка задач и описание путей их достижения;

- проект определенной системы, реализуемый на практике;

- научное описание средств и методов деятельности, ведущих к запланированному результату;

- последовательную, взаимосвязанную систему действий, направленную на решение профессиональных задач;

- описание, модель дидактического процесса, воспроизведение которого гарантирует успех педагогических действий;

- научную дисциплину, обосновывающую пути достижения целей и сам трудовой процесс, направленный на их достижение.

В современном словаре по педагогике технология обучения трактуется как совокупность форм, методов, приемов, средств

передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса [1, с. 87].

Технология обучения - педагогическая технология в настоящее время понимается как направление в дидактике, область научных исследований по выявлению принципов и разработке оптимальных обучающих систем, по конструированию воспроизводимых дидактических процессов с заданными характеристиками. Доктор педагогических наук, профессор П.Е. Решетников педагогической технологией называет научное описание способов решения педагогических задач, достижения образовательных целей в конкретных условиях деятельности. Доктор педагогических наук, профессор С.И. Курганский определяет технологию организации образовательного процесса как научное описание функционального ансамбля образовательных средств, способов, приемов, форм психолого-педагогического регулирования деятельности [2, с. 213].

В профессиональном образовании наиболее актуальными, по мнению Е.П. Белозерцева, и мы присоединяемся к этому мнению - являются две основные тенденции, определяющие понятие технологии [3]. Первая из них ориентируется в основном на применении в образовательном процессе всех совершенствующихся технологических средств обучения (применение технических

средств, информационных технологий, компьютеров в обучении). Вторая - на проектирование образовательного процесса (целей, содержания, методов и т. д.) в целом. Первое является составной частью второго. Мы понимаем технологию как способ решения проблем, связанных с преобразованием теоретического замысла в конкретный проект его реализации в педагогическом процессе.

Главная задача, подлежащая решению с помощью технологии, - организация процесса обучения и воспитания, при котором ведущие педагогические принципы, критерии, условия, средства деятельности и сам педагогический процесс направлены на эффективную подготовку специалиста сферы культуры и искусств к профессиональной деятельности в современных условиях.

Исследование сущностных характеристик процесса подготовки специалиста сферы культуры и искусств к профессиональной деятельности в современных условиях предопределило разработку технологии как этапности педагогической деятельности в соответствии с уровнем развития студентов, совокупностью конкретных взаимодействий совместной творческой деятельности субъектов образовательного процесса.

По мнению В.П. Беспалько, любая педагогическая деятельность складывается из двух взаимосвязанных блоков компонентов: образовательных задач (дидактических), решаемых данной системой, и технологии образовательной деятельности. В качестве инвариантных элементов системы образовательных задач ученый рассматривает обучающихся, цели образовательного процесса и его содержание, а в качестве структурных компонентов образовательной технологии -процесс обучения, воспитания и организационные формы образовательной деятельности. В рамках образовательной структуры осуществляются все взаимодействия обучающихся и педагогов, которыми определяется ход образовательного процесса и его результаты.

Всякая технология основывается на определенном концептуальном подходе и целевых установках, а также на конкретном содержании образовательного процесса, обеспечивающем наиболее эффективное развитие специалиста в соответствии с поставленными целями и задачами [4, с. 127]. Технология подготовки специалиста сферы культуры и

искусств представлена как упорядоченная система процедур, выполнение которых ведет к достижению определенного планируемого результата образовательной деятельности. Особенностями данной технологии является ее субъектно-ориентирован-ный характер, целевой установкой которого является не только передача социального опыта студентам, обучающимся профессии в области культуры и искусств, как это осуществляется традиционно, а формирование и преобразование их субъектной социокультурной позиции, а также становление на этой основе современного стиля профессиональной деятельности, что выводит на первый план такие виды образовательной деятельности, как субъектно-развивающая, рефлексивная, субъектно-управленческая, задачно-проектная и проблемная, соответствующие кумулятивному принципу. Субъект-субъектный подход в подготовке специалиста позволит обеспечить наиболее эффективное развитие будущего работника сферы культуры и искусств на основе сформированных в процессе обучения профессиональных ролей и функций. Это в значительной степени зависит от того, что делают студенты (т. е. от содержания образования), и от того, как они выполняют предложенную деятельность (т. е. от технологии). Технология подготовки специалиста сферы культуры и искусств к профессиональной деятельности в современных условиях ориентирована на обеспечение максимальной полноты субъектных функций, которые может осуществлять студент в процессе непрерывной производственной практики во внешней среде.

Результативность этой технологии обеспечивается максимальной активизацией субъектных функций будущего специалиста сферы культуры и искусств: смыслотворческой, смыслопоисковой, принятия решений, рефлексии, формирования личностных позиций, проявления инициативы и ответственности, «личностной примерки» (П.Е. Решетников) социокультурных средств и способов деятельности на себя. Выстраивание технологической цепочки в подготовке специалиста сферы культуры и искусств к профессиональной деятельности в современных условиях основывается на нижеследующих методологических идеях [5].

1. Технология образовательного процесса по подготовке специалиста сферы культуры и искусств к профессиональной деятельности в современных условиях имеет целевую направленность, оптимальность и креативность. Целевая направленность технологии означает ее релевантность по отношению к стратегическим образовательным задачам. На наш взгляд, оптимальность по отношению к результатам - использование педагогической технологии, которая гарантирует наилучшие результаты в подготовке специалиста сферы культуры и искусств к профессиональной деятельности в современных условиях.

Креативность технологии - ее способность учитывать специфические особенности профессии специалиста сферы культуры и искусств и, соответственно, внутренние условия и условия внешней среды, в которых происходит процесс их подготовки; особенности взаимодействия субъектов, реализующих эту технологию; своевременная коррекция и гибкая перестройка содержания деятельности; формы взаимодействия; создание условий креативного поведения субъектов.

2. Технология подготовки специалистов сферы культуры и искусств к профессиональной деятельности в современных условиях представляет не хаотический набор технологий, а их целостную, стройную систему.

3. Образовательная технология регулирует основные процессы и создает возможность успешного решения проблемы субъектно-деятельностного и задачно-проектного подходов в образовательной деятельности на основе специфических принципов подготовки специалиста сферы культуры и искусств и критериев их готовности к профессиональной деятельности в современных условиях.

4. Технология профессиональной подготовки представлена в единстве и взаимосвязи с процессуальными и результативными компонентами.

Процессуальные компоненты в образовательном процессе представляют собой последовательность процедур, форм и методов совместной субъектной деятельности, конкретных приемов, этапов работы, составляющих определенные функциональные ансамбли, обеспечивающие возможность успешного решения задач по подготовке со-

временного специалиста сферы культуры и искусств.

Результативная сторона технологии представляет собой проект (содержательное описание процесса подготовки специалиста), включающий в себя инновационные преобразования, а также формы, методы организации совместного творческого взаимодействия субъектов, направленные на совершенствование подготовки специалистов сферы культуры и искусств, способных реализовать свою профессиональную деятельность в современных социально-экономических условиях.

5. Инновационность технологии профессиональной подготовки заключается в генерировании нетрадиционных идей, последовательной их разработке в соответствии с поставленными задачами и их практическом воплощении, выявление условий эффективности. Основной смысл внедрения в практику инноваций - изменение качества подготовки специалиста сферы культуры и искусств.

6. Совокупность педагогических элементов технологии подготовки современного специалиста сферы культуры и искусств достаточна, по нашему мнению, для успешного результата и решения задач.

Основные компоненты технологии подготовки специалиста сферы культуры и искусств к профессиональной деятельности в современных условиях:

- нормативный компонент, обеспечивающий реализацию и построение образовательного процесса в соответствии с федеральными, региональными, законодательными актами и в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования с учетом допустимых норм усовершенствования образовательных программ, нацеленных на реализацию инновационных идей;

- организационно-целевой компонент, предполагающий осмысление различных путей формирования процесса подготовки менеджеров сферы культуры и искусств, создание условий повышения его эффективности; определяющий возможности включения всех субъектов образовательного процесса в поиск качественных изменений его компонентов; определяющий направления образовательной деятельности, задачи, способы их

решения; координирующий и мобилизи-рующий усилия для решения образовательных задач;

- содержательный компонент, нацеленный на использование в процессе обучения специалиста сферы культуры и искусств универсальных элементов культуры прошлого как способа освоения социального опыта, формирования базовых знаний, умений и навыков, способствующих субъектному развитию, развитию духовно-нравственных качеств, креативного мышления, высокого уровня творчества, способностей, позволяющих ориентироваться в современной социально-экономической ситуации;

- социально-творческий компонент, обусловливающий совершенствование образовательного процесса как необходимое условие обеспечения и удовлетворения потребности отрасли культуры и искусств в специалистах, способных работать в условиях современных экономических отношений; нацелен на недопущение узкопрофильной направленности при профессиональной подготовке в условиях постоянного включения студентов в творческую социокультурную деятельность во внешней среде; формирует их конкурентоспособность;

- рефлексивный компонент - неотъемлемое условие эффективной образовательной и социокультурной деятельности; его целевое назначение заключается в обучении рефлексивным действиям, построении содержания подготовки к профессиональной деятельности в тесном взаимодействии индивидуальной и групповой рефлексии, в процессе которой происходит согласование, коррекция критериев и показателей готовности специалиста, знающего себе цену, умеющего объективно взвешивать свои возможности.

Технология построения профессионально-образовательного процесса строится в следующей последовательности:

- нормативный компонент, который обеспечивает реализацию и построение образовательного процесса в соответствии с федеральными, региональными, локальными законодательными актами, с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, с учетом допустимых норм его усовершенствования и реализации инновационных идей -увеличение объема часов на осуществление

непрерывной производственной практики, введение новых дисциплин специализации, обеспечение будущим специалистам субъектного, организационно-управленческого

опыта для решения функциональных проблем (культуротворческих, культуроохранных, социоорганизационных, социопедаго-гических) сферы культуры и искусств;

- организационно-целевой компонент, предполагающий осмысление различных путей формирования процесса подготовки специалистов сферы культуры и искусств, создание условий повышения его эффективности, определяющий возможности включения всех субъектов образовательного процесса в поиск качественных изменений его компонентов; определяющий направления образовательной деятельности, задачи, способы их решения; координирующий и мобилизи-рующий усилия для решения образовательных задач;

- содержательный компонент, нацеленный на использование в процессе обучения специалистов сферы культуры и искусств универсальных элементов культуры прошлого как способа освоения социального опыта, формирования базовых знаний, умений и навыков, способствующих субъектному развитию, развитию духовно-нравственных качеств, предприимчивости, креативного мышления, высокого уровня творчества, способностей, позволяющих ориентироваться в современной социально-экономической ситуации, компетентность;

- социально-творческий компонент, обусловливающий совершенствование образовательного процесса как необходимого условия обеспечения и удовлетворения потребности отрасли культуры и искусств в специалистах, способных работать в условиях современных рыночных отношений, нацеленный на недопущение узкопрофильной направленности при профессиональной подготовке в условиях постоянного включения студентов в творческую социокультурную деятельность во внешней среде, формирующую их конкурентоспособность;

- рефлексивный компонент как неотъемлемое условие эффективной образовательной и социокультурной деятельности; его целевое назначение заключалось в обучении рефлексивным действиям, построении содержания подготовки к профессиональной

деятельности в процессе взаимодействия индивидуальной и групповой рефлексии, в процессе которой происходит согласование, коррекция критериев и показателей готовности специалиста, «знающего себе цену», умеющего объективно взвешивать свои возможности.

Педагогическая технология подготовки специалиста сферы культуры и искусств ориентирована на следующую логическую последовательность:

- выдвижение проблем и самоопределение субъектов в них;

- обоснование и выдвижение идей, способов деятельности структур;

- на основе принципов подготовки специалиста определение путей наиболее эффективного функционирования образовательного процесса;

- создание условий для совместновзаимосвязанной деятельности субъектов по реализации новых идей, целей и задач подготовки специалиста;

- групповая и индивидуальная рефлексия действий и образовательной деятельности;

- обновление и улучшение процесса подготовки специалистов сферы культуры и искусств в соответствии с приобретенным опытом, осознание новых проблем, разработка путей их реализации.

Содержание каждого этапа следующее.

Этап 1. Целеосмысление проблем подготовки специалиста:

1) выявление проблемного поля процесса подготовки специалиста сферы культуры и искусств;

2) определение готовности субъектов образовательного процесса к осуществлению подготовки специалиста сферы культуры и искусств к профессиональной деятельности в современных условиях;

3) создание условий для определения студентами целевых установок и субъектной позиции в образовательном процессе.

Этап 2. Обоснование путей эффективного функционирования учебно-воспитательного процесса по подготовке специалистов.

Выдвинуты следующие основные направления:

1) реализация ведущих инновационных идей, которые позволят перевести образовательный процесс подготовки специалистов

сферы культуры и искусств на более высокий уровень;

2) выбор оптимальных путей, связанных

со спецификой работы специалиста сферы культуры и искусств и условий совершенствования содержания профессиональной подготовки, образовательных технологий, научно-методического обеспечения учебно-

образовательной деятельности, форм взаимодействия субъектов, ориентированных на качественную подготовку специалистов;

3) стимулирование у субъектов образовательной деятельности по подготовке специалистов сферы культуры и искусств потребности в непрерывном поиске инновационных идей для совершенствования учебновоспитательного процесса, создание благоприятного морально-психологического климата процесса деятельности.

Этап 3. Создание условий совместно взаимодействующей деятельности субъектов по реализации идей подготовки специалиста.

Результат, на который ориентируется процесс подготовки специалиста, - максимальное использование духовно-нравственной доминанты, мотивационно-смыслового, творческого потенциалов и усилий в этих направлениях всех субъектов учебнообразовательной работы, а также внутренних и внешних (социокультурная среда) ресурсов для реализации идей и проектов.

Этап 4. Рефлексия действий и учебнообразовательной деятельности по подготовке специалиста в целом:

1) критическое переосмысление субъектно-деятельностного опыта, уровня духовно-нравственного развития, осознание необходимости перестройки, коррекции и совершенствования;

2) осознание субъектами своей деятельности с позиции того, что уже сделано и что еще предстоит делать; что сделано удачно, в соответствии с запланированным замыслом и требованиями к результату, а что требует коррекции; осознание того, какие аспекты деятельности ясны для субъекта, а какие носят проблемный характер, требуют другого творческого подхода;

3) обеспечение взаимопонимания и эффективного взаимодействия между субъектами образовательного процесса на основе рефлексии своего внутреннего «Я», характеристик внутреннего мира коллег и ситуации

межличностного взаимодействия в процессе аудиторных и практических занятий;

4) коррекция взаимодействий субъектов учебно-образовательной процесса с целью обеспечения последующей, активной деятельности в соответствии с кумулятивным принципом;

5) оценка эффективности процесса подготовки специалиста по критериям готовности их к профессиональной деятельности; изучение мнения представителей внутренней и внешней среды сферы культуры и искусства.

Этап 5. Обновление процесса подготовки специалистов сферы культуры и искусств в соответствии с приобретенным опытом, осознание новых проблем:

1) исправление тех действий, которые были неэффективными;

2) коррекция программ подготовки специалиста, которые не дали должного эффекта;

3) закрепление инновационных нововведений в форме рекомендаций другим вузам культуры и искусства по внедрению позитивного опыта;

4) осознание новых проблем, обусловленных постоянно развивающейся сферой культуры и искусств, и мобилизация усилий субъектов на их решение;

5) постоянный мониторинг и коррекция действий субъектов образовательной деятельности по подготовке специалиста к профессиональной деятельности в условиях современной социально-экономической ситуации.

Каждый этап технологии предполагает комплексное использование специфических принципов подготовки специалиста сферы культуры и искусств. В частности, этап целе-осмысления проблем подготовки специалиста сферы культуры и искусств реализуется на основе принципа субъектной ориентации содержания обучения, где доминирующей является духовно-нравственная направленность. Этап поиска и достижения эффективности образовательного процесса основан на принципе взаимодействия фундаментальных наук и практической социокультурной дея-

тельности. Следующий этап - создание условий совместной, взаимосвязанной деятельности субъектов по реализации идей подготовки специалиста - стал реализацией, в первую очередь, принципа мотивационно-смыслового и культурного самоопределения, а четвертый этап - рефлексия действий образовательной деятельности по подготовке специалиста - базируется на принципе рефлексии профессионально-социального и индивидуального развития специалиста. Все этапы технологии подготовки специалиста подчинены кумулятивному принципу.

Технологическая цепочка взаимодействующих компонентов - содержание, принципы, критерии, показатели, педагогические условия предопределяют эффективное функционирование образовательного процесса.

1. Виленский М.Я., Образцов П.И., Уман А.И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе / под ред. В.А. Сластенина. М., 2004.

2. Курганский С.И. Интенсификация учебновоспитательной работы в российских вузах культуры и искусств на современном этапе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Краснодар, 2006.

3. Белозерцев Е.П. Высшее профессиональное образование: идеология, содержание, технологии // Педагогика профессионального образования / Белозерцев Е.П., Гопаев А. Д., Пашков А.Г. [и др.]; под ред. В.А. Сластенина. М., 2004. С. 239-284.

4. Коваленко В. И. Полисубъектное управление развитием образовательной системы вуза: на материале вузов МВД России: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Белгород, 2005.

5. Решетников П.Е. Профессионально-личностное развитие студентов средних специальных учебных заведений на основе акмеологиче-ского подхода / Решетников П.Е., Ванички-на Т.В., Есипова И.Ю. [и др.]; науч. ред. П.Е. Решетников. Белгород, 2007.

Поступила в редакцию 2.03.2012 г.

UDC 378.1

SPECIFICS OF PREPARATION PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF SPECIALIST IN CULTURE AND ARTS SPHERE

Nina Vladimirovna EFREMOVA, Belgorod State Institute of Arts and Culture, Belgorod, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor of Socio-cultural Activity Department, e-mail: [email protected]

Oksana Nikolayevna GENENKO, Belgorod State Institute of Arts and Culture, Belgorod, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor of Socio-cultural Activity Department, e-mail: [email protected]

The article offers pedagogical technology providing effective professional preparation of the specialist of culture and arts sphere. The main determinants of the innovative content of vocational training of the expert of culture and arts sphere are the new requirements shown by developing society to system of vocational training; society informatization; increase of a role of a subjective (personal) factor in training; internal requirements of development of the system of vocational training.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: pedagogical technology; stages of professional preparation of specialist; pedagogical activity; cumulative principle.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.