УДК 378
ФАКТОРЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© Наталья Николаевна ШЕПТУН
Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород, Российская Федерация, старший преподаватель кафедры актерского искусства,
e-mail: [email protected]
В статье рассматривается совокупность ведущих факторов, влияющих на подготовку специалиста сферы культуры и искусств к использованию технических средств в профессиональной деятельности: мотивационные, средовые, организационно-стимулирующие, гносеологические и рефлексивные, которые могут быть использованы в процессе организации образовательной деятельности в условиях вуза, при создании системы эффективного педагогического механизма овладения студентами различными техническими средствами.
Ключевые слова: факторы подготовки; технические средства; мотивация; рефлексия; творческий потенциал; компетентность.
XXI в. называют веком техники и интеграции. В этой связи актуализируется проблема соотношения искусства и техники. Благодаря технике расширяются «языковые» выразительные возможности искусства. Современный период развития мирового сообщества характеризуется необходимостью повышения качества профессиональной подготовки будущих специалистов в области культуры и искусств к использованию технических средств в профессиональной деятельности, которым предстоит осуществлять свою деятельность в сегодняшнем очень динамичном и технологическом мире. Очевидно, что в этих условиях актуализируется необходимость анализа ведущих факторов подготовки будущих специалистов сферы культуры и искусств к применению разнообразных технических средств для реализации ху-
дожественно-творческих задач в профессиональной деятельности.
В современной науке факторами характеризуют совокупность основных, базовых причин, являющихся источником возникновения, становления и развития некоторых процессов и явлений (В.П. Бранский, Ф.Б. Константинов, В.Г. Марахов и др.). В.С. Катька-ло под факторами понимает «направленную силу предмета или процесса, воздействующую на другие предметы или процессы» [1].
Другие ученые понимают факторы как особо важные элементы или объекты, которые оказывают решающее влияние на возможность возникновения некоторых событий или результативность деятельности (П.Е. Решетников, В.И. Коваленко).
Таким образом, факторами подготовки специалиста сферы и культуры и искусств к
использованию технических средств в профессиональной деятельности можно назвать совокупность внутренних и внешних по отношению к образовательной системе явлений, процессов и объектов, определяющих успешность подготовки будущего специалиста.
В научных работах по проблеме подготовки специалиста в качестве ведущих факторов этого процесса выделяются: компоненты мотивационной сферы - структура движущих мотивов, целеполагание, эмоциональное отношение к процессу обучения (С.М. Вишнякова, В.В. Давыдов, И.И. Ильясов и др.); средовые факторы, а именно, создание креативной среды (П.Е. Решетников); научно-технический прогресс и совершенствование материально-технической базы
(В.Г. Афанасьев, А.В. Бачурин и др.); орга-низационно-стимулирующие факторы, в т. ч. контроль в учебном процессе (К.Д. Ушин-ский, А. Дистервег, П.Ф. Каптерев), организация рейтинговой системы (Б.Г. Ананьев, М.П. Батура, Л.В. Ломако); профессиональная компетентность педагога (В.А. Сласте-нин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шия-нов); гносеологические факторы, в т. ч. креативность мышления (Дж. Гилфорд, Б. Гизе-лин и др.); саморазвитие и самореализация (А. Маслоу, К. А. Абульханова-Славская и др.) [2].
Аспектный анализ данных работ и практической деятельности в вузах культуры и искусств позволяет конкретизировать основные факторы, оказывающие существенное влияние на подготовку специалиста социокультурной сферы к использованию технических средств в профессиональной деятельности. Выявление основных факторов подготовки осуществлялось путем использования метода экспертных оценок. В эксперименте участвовали ведущие специалисты-эксперты в области подготовки специалистов сферы культуры и искусств к использованию технических средств в профессиональной деятельности. Сущность метода экспертных оценок заключалась в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов. Получаемое в результате обработки обобщенное мнение экспертов принималось как решение проблемы. Комплексное использование интуиции (неосознанного мышления), логиче-
ского мышления и количественных оценок с их формальной обработкой позволили получить эффективное решение проблемы.
Всю выделенную совокупность факторов подготовки специалиста сферы культуры и искусств к использованию технических средств в профессиональной деятельности в результате эксперимента можно условно разделить на пять групп: мотивационные факторы (21,4 %), средовые факторы (20,7 %), организационно-стимулирующие факторы
(20 %), гносеологические факторы (19,3 %) и рефлексивные факторы(18,6 %).
К первой группе относятся мотивационные факторы. Они связаны с развитием мотивов, побуждающих личность к успешному овладению и использованию технических средств обучения в профессиональной деятельности. К таким факторам относятся:
а) желание учиться и развиваться в профессии;
б) интерес к техническим средствам обучения;
в) стремление добиваться высоких результатов;
г) стремление к позитивной оценке своей личности;
д) осознание необходимости использования технических средств для эффективности профессиональной деятельности;
е) социальные мотивы (ответственность, стремление принести пользу обществу и т. д.).
Мотивационные факторы влияют на подготовку специалиста сферы культуры и искусств к использованию технических средств в профессиональной деятельности при условии постоянного стимулирования педагогом внутренних мотивов студента: интересов, потребностей, стремления к познанию, увлеченности процессом и результатом учения, сделать процесс обучения максимально интересным для студента, приносящим ему удовлетворение и даже удовольствие; помочь студенту сформировать такие мотивы и установки, которые позволят ему испытывать удовлетворение от преодоления внутренних и внешних препятствий в учебной деятельности.
Первоначальная мотивация прихода студента в учебное заведение может быть чисто случайной, что послужит причиной отказа от учебы. Встает задача педагога, особенно на первом этапе, заинтересовать, увлечь студен-
та, сделать его учебную мотивацию осознанной и устойчивой. Для решения этой задачи в учебном заведении проводятся различного уровня театральные фестивали, где сцена учебного театра «Новая сцена» предоставляется лучшим любительским театральным коллективам многих городов для демонстрации своих творческих достижений, использованием современных технических средств в различных постановках, а также творческие недели - это творческие отчеты, театральные гостиные, открытые уроки, мастер-классы, семинары-практикумы, где более остро обсуждаются современные тенденции использования новейших технических средств и приемов - активных, действенных, динамичных, способных по-настоящему захватить эмоциональный мир современного человека
К средовым факторам относятся такие объекты, явления и процессы внешней и внутренней среды, которые влияют на процесс подготовки специалиста сферы культуры и искусств к использованию технических средств в профессиональной деятельности, а именно:
а) наличие современных технических средств в образовательной среде;
б) наличие нескольких образцов технических средств в образовательном учреждении;
в) наличие продуманной системы обучения, умения обращаться с техническими средствами;
г) активность в использовании технических средств в профессиональной деятельности;
д) создание в образовательном учреждении и микроколлективах творческой атмосферы;
е) установление фасилитационных отношений между участниками образования (педагогом и студентом).
Средовые факторы оказывают влияние на подготовку специалиста сферы культуры и искусств к использованию технических средств в профессиональной деятельности, т. к. одной из главных задач в развитии специалиста является формирование его творческого потенциала. Для эффективного развития творческого потенциала будущих специалистов в учебном заведении должна быть создана креативная среда, способствующая
подготовке студентов к изобретательской деятельности и техническому творчеству.
Создание креативной среды в образовательном учреждении начинается с включения каждого студента в разные формы практической творческой деятельности. Работа педагогического коллектива по приобщению будущих специалистов к творческой деятельности в институте осуществляется в различных формах, таких как:
- занятия в студенческих научных кружках (занятия проводятся по дисциплинам специального цикла, завершаются обычно занятия студенческой научно-практической конференцией, где каждый участник демонстрирует свои творческие достижения);
- проведение открытых мероприятий по развитию творческого потенциала студентов (семинары, открытые классные часы, тематические игры, викторины и т. д.);
- выполнение творческих заданий, технического моделирования (по каждой учебной дисциплине разрабатывается комплекс творческих заданий для выполнения на творческом уровне; некоторые задания представляются в форме проектов);
- проведение творческих мероприятий (фестивалей, олимпиад, конкурсов, презентаций, защиты творческих проектов и др.);
- выполнение учебно-исследовательских работ (познавательных творческих работ, направленных на выявление закономерностей, условий и др.)
Педагогическое мастерство заключается в создании наиболее благоприятных условий для выявления творческих задатков и включения в разные формы творческой деятельности студентов с разным уровнем знаний и умений.
К организационно-стимулирующим факторам относятся такие педагогические процессы и явления, которые связаны с организацией учебной деятельности, стимулированием работы субъекта, которые приводят к существенному повышению качества подготовки специалиста к использованию технических средств в профессиональной деятельности. Среди них:
а) организация успеха в овладении техническими средствами;
б) создание системы ознакомления с разными видами технических средств;
в) техническая компетентность преподавателя;
г) создание системы стимулирования учебной деятельности;
д) создание рейтинговой оценки деятельности субъекта;
е) информационная открытость системы, что дает возможность студентам сопоставлять результаты своей учебы с результатами сокурсников.
Использование организационно-стиму-лирующих факторов будет способствовать эффективной подготовке специалиста сферы культуры и искусств к использованию технических средств в профессиональной деятельности. Одним из действенных приемов стимулирования интереса к учению является создание в учебном процессе ситуаций успеха у студентов, испытывающих определенные затруднения в учебе. Известно, что без переживаний радости успеха невозможно по-настоящему рассчитывать на дальнейшие успехи в преодолении учебных затруднений. Ситуации успеха педагог организует, поощряя промежуточные действия студентов.
Преподаватель подбирает для студентов задания в зависимости от уровня готовности студентов к использованию технических средств в профессиональной деятельности, чтобы студенты получили бы на соответствующем этапе доступные для них задания, а затем уже переходили бы к выполнению более сложных заданий. Для ситуации успеха необходима благоприятная морально-психологическая атмосфера.
В процессе подготовки специалиста сферы культуры и искусств к использованию технических средств в профессиональной деятельности важную роль играет рейтинговая технология, которая предполагает внедрение новых организационных форм обучения, в т. ч. специальные занятия по коррекции знаний и умений обучающихся. По результатам деятельности обучающегося преподаватель корректирует сроки, виды и этапы различных форм контроля уровня работы обучающегося, тем самым обеспечивает возможность самоуправления образовательной деятельностью.
Рейтинговая система - совокупность правил, методических указаний и соответствующего математического аппарата, реализованного в программном комплексе, обес-
печивающем обработку информации, как по количественным, так и по качественным показателям индивидуальной учебной деятельности студентов, позволяющем присвоить персональный рейтинг (интегральную оценку, число) каждому студенту в разрезе любой учебной дисциплины, любого вида занятий, а также обобщенно по ряду дисциплин.
Рейтинговая система не только снимает многие противоречия в контроле знаний учащихся, но и оптимально способствует решению проблем усиления мотивации к учебной деятельности; показывает динамику успехов и неудач в процессе обучения. Внесение духа соревнования и соперничества, изначально заложенных в человеческой природе, находит оптимальный выход в добровольной форме, которая не вызывает негативной отталкивающей и, самое главное, болезненной стрессовой реакции. Развитие элементов творчества, самоанализа, включение интеллектуальных резервов личности, обусловленных повышенной мотивацией учащихся, подготавливает почву для постепенного стирания жестких дистанционных границ между преподавателем и учащимся [3].
Таким образом, опыт работы по рейтинговой системе контроля знаний в группах с разным уровнем знаний позволяет сделать вывод - рейтинговая система дает возможность активизировать студентов на занятиях и во время их самостоятельной работы. Написание докладов, придумывание кроссвордов, тестов (обязательно по изучаемому модулю) углубляют знания, расширяют кругозор. Студенты, консультирующие своих сокурсников, играют роль не обучаемого и даже не учащегося, а обучающего, что поднимает их на ступень выше и, самое главное, прививает навыки активного владения изученным материалом и использование этого материала на практике.
К гносеологическим факторам относятся процессы и результаты познания, возможности и средства познавательной деятельности. А именно:
а) включение личности в общение с профессионалами, изучение их опыта;
б) целенаправленное использование средств массовой информации для пополнения знаний;
в) включенность личности в самообразование (в сфере технических средств);
г) креативность (способность самому вырабатывать новые знания);
д) диалог, обсуждение, включение в процесс рассуждения;
е) учебники, учебные пособия, специальная литература, практикумы.
Использование гносеологических факторов будет способствовать эффективной подготовке специалиста сферы культуры и искусств к использованию технических средств в профессиональной деятельности. Для подготовки специалиста к творческой профессиональной деятельности необходимо, прежде всего, развивать их познавательную активность, прививать им самостоятельность, потребность в непрерывном пополнении своих знаний, как ориентировочной основы творческих действий. Это возможно реализовать лишь при условии творческого отношения преподавателя к обучению и воспитанию и при условии творческой обстановки в учебном заведении.
Творческий потенциал отображает способность личности успешно решать нетиповые профессиональные задачи. Главной составной частью творческого потенциала является креативное и дивергентное мышление. Креативность означает способность личности генерировать необычные оригинальные идеи. Дивергентность мышления -это способность мыслить «в разных направлениях», выдвигать различные версии, намечать разные пути решения проблемы [4].
Главное качество современного специалиста - его творческий потенциал, способность самостоятельно ставить и решать вопросы совершенствования технологий и оборудования. Оно формируется в процессе научно-исследовательской работы и технического творчества студентов. Задача преподавателей состоит в том, чтобы у каждого молодого специалиста развить интерес к изобретательской деятельности, вызывать потребность поиска новых технологических решений, научить творчески применять полученные знания.
Еще одну группу факторов образуют рефлексивные факторы, выраженные как обращение субъекта к своему внутреннему миру, своему опыту жизнедеятельности, среди них:
а) включенность личности в индивидуальную и групповую рефлексию опыта использования технических средств обучения;
б) наличие систем контроля освоения технических средств;
в) сочетание педагогической оценки деятельности и экспертной оценки;
г) наличие мониторинга освоения технических средств;
д) самомониторинг;
е) стремление к самопознанию.
Рефлексивные факторы оказывают существенное влияние на подготовку специалиста сферы культуры и искусств к использованию технических средств в профессиональной деятельности в силу того, что рефлексия помогает студентам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Она также позволяет студенту осознать свою индивидуальность, уникальность и предназначение, которые «высвечиваются» из анализа его предметной деятельности и ее продуктов, поскольку учение проявляет себя в тех приоритетных для него областях бытия и способах деятельности, которые присущи его индивидуальности. Важен психологический подход к организации рефлексии студента. Задача педагога создать для студента такие условия, чтобы он захотел говорить о проведенном занятии или о своей деятельности.
Будущий специалист должен уметь находить пути решения профессиональных проблем, самостоятельно отыскивать, добывать необходимую информацию и использовать ее в решении творческих задач. Работая над определенной проблемой, будущий специалист учится формулировать ее, находить нетрадиционные пути по ее решению, предвидеть возможные трудности на пути реализации поставленных задач и последствия, находить способы преодоления и предупреждения возможных затруднений, анализировать и осмысливать процесс и результаты своей деятельности, корректировать свои действия.
Педагогический факт выступает как результат взаимодействия многочисленных изменчивых условий жизни индивида и коллектива. В педагогических явлениях, наблюдаемых в повседневной жизни, почти каждый факт представляет собой сочетание раз-
личных побуждений, условий, причин, которые его вызывали. Конечно, и специально собранные факторы не могут вскрыть сложность педагогических явлений. Однако целенаправленный отбор в ходе эксперимента делает их более однородными, «прозрачными» для выделения изучаемых существенных признаков и закономерных связей. В ходе эксперимента было выявлено, что одними из ключевых факторов подготовки специалиста сферы культуры и искусств к использованию технических средств в профессиональной деятельности стали: мотивационные факторы, среди них - желание учиться и развиваться в профессии с использованием современных технических средств, социальные мотивы (ответственность, стремление принести пользу обществу и т. д.); средовые факторы, а именно - наличие современных технических средств в образовательной среде, наличие продуманной системы обучения, умения обращаться с техническими средствами; создание в образовательном учреждении и микроколлективах творческой атмосферы; организационно-стимулирующие факторы, среди них - создание системы ознакомления с разными видами технических средств; техническая компетентность преподавателя; создание системы стимулирования учебной деятельности; информационная открытость системы, что дает возможность студентам сопоставлять результаты своей учебы с результатами сокурсников; гносеологические факторы, а именно - включение личности в общение с профессионалами, изучение их опыта; включенность личности в самообразование (в сфере технических средств); диалог, обсуждение, включение в процесс рассуждения; учебники, учебные пособия, специальная литература, практикумы; рефлексивные факторы, среди них - включенность личности в индивидуальную и групповую
рефлексию опыта использования технических средств обучения; наличие систем контроля освоения технических средств; стремление к самопознанию [5].
Таким образом, выделенные нами выше факторы подготовки специалиста сферы культуры и искусств к использованию технических средств в профессиональной деятельности будут способствовать развитию высокопрофессиональной личности, в основе мастерства которой лежит единство яркой художественной выразительности и высокой технической грамотности.
Цифровые технологии в XXI в., бесспорно, станут основой технической индустрии. Однако, какой бы ни была аппаратура, главными в искусстве должны быть эстетическая и смысловая доминанты художественного пространства как образного целого. В этом аспекте и необходимо осуществлять подготовку специалистов нового тысячелетия, что является дальнейшим предметом нашего исследования, при условии сочетания практического освоения компьютерных технологий, разнообразных технических средств и понимания эстетической природы, законов восприятия художественного пространства.
1. Катькало В.С. Эволюция теории стратегического менеджмента. СПб., 2008.
2. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 2002. С. 45-47.
3. Рейтинговая система // Высшее образование в России. М., 2001. Вып. 4. С. 131-137.
4. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. М., 1965.
5. Дворко Н.И. Режиссура мультимедиа: генезис, специфика, эстетические принципы: ав-тореф. дис. ... д-ра искусствоведения. М., 2004.
Поступила в редакцию 22.03.2012 г.
UDC 378
FACTORS OF SPECIALIST’S PREPARATION OF CULTURE AND ARTS SPHERE TO USE OF TECHNICAL EQUIPMENT IN PROFESSIONAL WORK
Natalia Nikolayevna SHEPTUN, Belgorod State Institute of Arts and Culture, Belgorod, Russian Federation, Senior Lecturer of Actor’s Art Department, e-mail: [email protected]
The article represents a set of the leading factors influencing preparation of the expert of culture and arts sphere to use of means in professional activity: motivational, environmental, organizational stimulating, informative and reflective which can be used in the course of the organization of educational activity in the conditions of higher education institution, at creation of system of the effective pedagogical mechanism of mastering by students by various means.
Key words: preparation factors; means; motivation; reflection; creative potential; competence.