Сапугольцева М.А., Сапугольцев В.Ю.
Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected], [email protected]
ДИЗАЙН-ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА УНИВЕРСИТЕТА
В статье рассматриваются вопросы образовательного развития личности в условиях проектной деятельности, дизайн-проектирования как варианта перспективной образовательной технологии, особенности образовательного применения проектной дизайн-деятельности, социализирующие возможности дизайн-проектирования. Дизайн-проектная деятельность выступает эффективным средством переноса профессиональных проектных умений в сферу социализации, активизации профессионально-трудовой социализации будущего специалиста и профессиональной социализации личности.
Ключевые слова: проектная дизайн-деятельность, проектирование, дизайн-проект, социализация, профессиональная социализация.
В настоящее время образование является важным фактором социальной устойчивости, преемственности традиций культуры, сохранения психического, нравственного и физического здоровья студентов вуза, воспитания свободной, активной и творческой личности. Повышение требований к профессиональному мастерству и адаптации выпускников в обществе, социальный заказ, говорят о необходимости изменений в формах организации и методах учебно-воспитательного процесса. Эра кардинальных перемен в социуме требует от высшей тттко-лы социально активных, профессионально подготовленных, оригинально и творчески мыслящих специалистов.
В решении обозначенных задач определяющее место принадлежит феномену педагогически управляемой социализации личности, позволяющей предельно оптимизировать процесс включения будущего профессионала в динамичную целостность социально-трудовых взаимодействий современного социума [5].
В настоящий момент перед современным образованием стоят сложные задачи комплексного характера, среди них и традиционная «обу-чение-воспитание-развитие», и актуальная «компетентностное развитие», и инновационные «образование через всю жизнь», «опережающее образование», становление человека глобального информационного общества. Важнейшей составляющей в решении разнообразных образовательных задач является социализация личности, обеспечивающая в условиях усложнения социальной жизни включение человека в социальную целостность, в социальную струк-
туру общества, позволяющая человеку стать активным и успешным членом общества.
Вопросы образовательного развития личности в условиях проектной деятельности привлекают внимание представителей самых различных отраслей гуманитарного знания. В настоящее время в высшей школе всеобъемлющее признание получают идеи, направленные на построение образовательного процесса, при котором удается максимально полно решать задачи включения студентов в активную самостоятельную учебно -и научно-познавательную деятельность, во многом моделирующую процесс дальнейшего самообразовательного развития личности [1], [6].
Проектирование широко используется в современном образовательном процессе и в психо-лого-педагогической литературе есть несколько определений понятия проектирование. Ряд ведущих ученых понимают проектирование как деятельность, в которой осуществляется промысли-вание того, что должно быть. Другие ведущие специалисты в области проектирования понимают его как особую интеллектуальную деятельность, которая связанна с аксиологическим переосмыслением, переживанием и информационной подготовкой выполняемых действий человека, как составная часть жизнедеятельности людей.
Процесс проектирования, предполагает создание научного, технического, социального проекта, замысла или идеи, с воплощением которых тесно связана жизнь обучающегося, и это является важным элементом образования, что делает возможным применения нового вида обучения, такого, как дизайн-проектирование, которое, в отличие от традиционного образования, пре-
следует цель опережающего или профессионального саморазвития личности студента.
Материальным продуктом проектной деятельности является учебный дизайн - проект, который можно рассматривать как самостоятельное развернутое решение, принимаемое будущими специалистами по какой-либо проблеме материального, исторического, нравственного, социального, научного, исследовательского и т.п. направления. Проект понимается как творческая и прежде всего самостоятельная работа студентов, которая включает в себя разработку объективного плана действий, уточняемого на протяжении всего времени выполнения проекта. При этом студент осваивает профессиональные знания и умения, и учиться находить объекты для применения их на практике.
Проектная деятельность как средство познания оказывает студентам помощь в понимании практической роли знаний не только в процессе обучения, но и в жизни, когда знания перестают быть целью, и становятся средством, а в реальном образовании, помогают овладеть культурой мышления. Образование служит созданию новых идей, понятий, знаний, определений, и становится продуктивным видом социальной деятельности и непосредственно личностно-значимой ценностью.
Дизайн-проекты в университете перестали быть частью специальной подготовки архитекторов, модельеров и художников. Этот вид проектирования пронизывает многочисленные направления вузовской подготовки. Дизайн-проектирование нашло широкое как специфическое, так и универсальное применение в профессиональной деятельности педагогов, инженеров, менеджеров, маркетологов, ученых, социологов, психологов, врачей и других специалистов [5].
В современном понимании дизайн-проект -это комплект проектной документации, обеспечивающий воспроизведение в реальность творческой идеи создания гармоничной социальной, культурной, информационной, коммуникационной, предметно-пространственной среды и продуктов, которые удовлетворяют не только материальные и духовные потребности человека, но и эстетические. Конкретика проекта варьируется для различных предметных приложений, но характерная особенность каждого вида дизайна—проектирование объектов (полиграфии, одежды, интерьера, сайтов, среды, исследований, экспериментов и
т.д.), отражающих и предопределяющих тот или иной образ жизни [4].
В проектной деятельности используется индивидуальная, самостоятельная, и групповая работа обучаемых, что способствует приобретению коммуникативных навыков и умений. Постановка задач, совместное решение проблем повышает мотивацию к проектной деятельности и предполагает развивающее влияние на такие социально-значимые личностные качества, как умение ставить цель, конкретность, инициативность, неординарность подходов, неповторимость в разрешении познавательных вопросов, исследовательский опыт, интенсивность умственного труда, организацию семиотического пространства.
Особенности образовательного применения дизайн-проектной деятельности заключаются в формировании у студентов мотивационного и ценностного отношения к профессиональной деятельности, ориентированной на развитие личности студента, творческой активности воображения, ориентации на творческое решение тех или иных вопросов, включения в поисковую и исследовательскую деятельность в рамках работы над дизайн-проектами, направленности на саморазвитие, повышение самооценки и самовыражение; развитие рефлексивных и оценочных способностей; осуществлении работы в группе, в формировании творческого стиля общения, коммуникативных умений и гибкости [3].
В ходе совместной дизайн-проектной деятельности происходит проектирование среды, творческой социализации личности, формируется новый тип взаимодействия студентов вуза (конвергенция, сдруживание, уменьшение агрессивности вследствие проникающей толерантности и т.п.), повышается ответственность и компетентность, происходит слияние обучения и воспитания, как результат социализирующих воздействий и взаимодействий.
Обратимся к социализирующим возможностям дизайн-проектирования, как активно используемой вузовской образовательной технологии, востребованного университетской практикой вида проектной деятельности и универсального инструментария профессионального труда.
Дизайн, как проектная деятельность, основан на интеграции в проектном образе научных систем с художественными, создающий эффективный результат, неповторимый при обычном проектировании. В этой связи проектное мышление
специалиста должно быть направлено на сосредоточение внимания к определенно - жизненным ситуациям, к пониманию характерных особенностей того типа образа и стиля жизни, к которым применяется решение дизайнерская задача.
В рассматриваемом проектном контексте социализация понимается как процесс креативно-средового вхождения индивида в социальную действительность, его способность при интеграции со средой усваивать ее требования, привносить изменения в эту среду, а также влиять на нее.
Процесс социализации можно разделить на три этапа. На уровне первого этапа происходит средовое адаптирование человека, т.е. принимая различные социальные нормы и ценности, он учиться «быть как все», уподобляться всем, при этом он на время «теряет» свою личность. Второй этап определяется, как стремлением человека к предельной (средовой) персонализации, влиянию на людей, актуализации его собственного личностного потенциала [1], [2].
На третьем этапе происходит, опять таки, средовая (точнее, социально-средовая) по сущностным характеристикам адаптация, происходит вхождение человека в группу, посредством своих характерных особенностей, когда у окружающих его людей возникает необходимость принять и одобрить такие его индивидуальные свойства, которые вызывают положительные импульсы, которые соответствуют их представлениям о норме и ценностях и могут способствовать общему успеху.
Особый интерес представляет профессиональная социализация личности в процессе создания дизайн-проекта, как один из этапов вторичной социализации личности. Через трудовую деятельность и профессиональное образование происходит передача накопленного опыта, знакомство будущего специалиста с профессиональной деятельностью, осуществляется воспроизводство трудовых отношений, выявляются новые аспекты обновления социальнопрофессиональной структуры общества.
Профессиональная социализация рассматривается как двусторонний процесс: первое, это процесс внедрения будущего специалиста в профессиональное сообщество, усвоение им профессионального опыта, овладение стандартами и ценностями профессиональной среды, а второе -это процесс интенсивной реализации профессионального поведения, а также постоянного профес-
сионального самосовершенствования и саморазвития личности [1].
В современной России в последние годы появились новые каналы профессиональной социализации, оказывающие существенное воздействие на системы формирования творческой молодежи и ее адаптацию к реалиям меняющегося общества. Одним из значимых каналов являются рынок труда и институт предпринимательства. Они превращаются в один из весомых социальных аспектов, что обусловлено существующим предложением и спросом, а также количеством рабочих мест, которые в перспективе могут быть предоставлены молодежи.
Создание студенческого дизайн-проекта как такового - производственно-творческий процесс, соблюдение сроков работы, ее результаты и стоимость, как и потребительская ценность, находятся под вопросом и крайне волнуют работодателей.
Кроме того, мы понимали, что присутствие у молодых людей социальных качеств, которые будут актуальны на протяжении всей их активной экономической жизни, определят их возможные контакты с окружающим миром, с партнерами, и в результате сформируют способность работать в постоянно меняющемся обществе и нестабильных условиях жизни.
Дизайн-проектирование и процессы профессиональной социализации личности сходны в целевом отношении к преобразованию действительности как к общественной ценности, к решению задач созидательного характера и определению четких ориентиров на сохранение и преумножение лучшего, на оптимальное сочетание собственного успеха и общественного блага.
Этот исходный посыл определяет новые функции дизайн-проектной деятельности как педагогического средства в профессиональной социализации студентов университета, к которым мы относим:
1) Перенос профессиональных проектных умений в сферу социализации;
2) Активизацию профессионально-трудовой социализации будущего специалиста;
3) Реализацию дизайн-прогностической деятельности как фактора опережающей социализации личности студента.
Представленные функции не реализуются автоматически, они потенциальны и актуали-
зируются при определенных педагогических условиях (выделенных нами).
Педагогическими условиями для успешной профессиональной социализации личности студента в творческой проектной деятельности являются:
- моделирование личностно-ориентированной образовательной среды креативного (само)развития будущих специалистов;
- актуализация социализирующего потенциала художественно-эстетических ценностей творческого мироотношения и созидания;
- обогащение опыта профессионального поведения будущих специалистов как субъектов проектной культуры.
Моделирование личностно-ориентированной образовательной среды креативного (само-)развития будущих специалистов предполагало направленное (педагогически управляемое) усиление развивающего влияния природных и создаваемых выразительных форм пространственно-предметного окружения, что вносило гармонизирующее начало в индивидуальные жизненные проявления студента как субъекта социального творчества, способствовало постижению, а также процессам созидания и утверждения идеалов любви, красоты, и добра в области межличностных отношений и проектной дизайн-деятельности.
Современная действительность общественного развития вносит существенные изменения в образовательный процесс социальных институтов, ставит перед собой конкретные цели, преобразуя формы и методы педагогического воздействия на личность студента, побуждая преподавателей к таким формам проектирования и моделирования, где на основе уже существующего предвидения желательных результатов разрабатывается и создается инновационный облик системной целостности и, одновременно с этим происходит процесс «промыс-ливания» по внедрению задуманного в жизнь и осуществляется информационное, аксиологическое и интеллектуальное прогнозирование условий развития образовательных субъектов.
Моделирование часто используется в ди-зайн-проектной деятельности для понимания, представления и преобразования объектов, явлений или процессов, которых нет в реальности. При многообразии подходов к модельному структурированию образовательного простран-
ства социализирующей направленности, мы придерживаемся точки зрения В.А. Ясвина, согласно которой обобщенная модель образовательной среды содержит три взаимосвязанных базовых компонента - социальный, пространственно-предметный и психодидактический.
С организацией взаимодействия субъектов образовательной процесса, с социальной и пространственно - предметной составляющими образовательной среды связан психодидактический компонент, поддерживает ее функциональную сложность и единство пространственно - предметный компонент, в рамках социального компонента формируются приоритеты позитивного настроения, расширяется степень личностного участия в управлении образовательным процессом, повышается уровень сплоченности, взаимопонимания, сознательности и плодотворность образовательного воздействия друг на друга.
Социальный компонент личностно-ориентированной образовательной среды творческого развития будущих специалистов является базовым и ведущим, поскольку актуализирует мировоззренческие, гуманитарные основы социальноориентированной (другодоминантно-центриро-ванной) проектной дизайн-деятельности.
В организации и осуществлении социализирующего процесса велика значимость эстетической (художественно-эстетической) составляющей личностно-ориентированной среды творческого саморазвития будущих специалистов, поскольку, по нашему мнению, воспитательная деятельность не может быть полноценной и не достигает нужного положительного эффекта, если в нее не включены аспекты эстетического воспитания.
Развитые умения, навыки и способности привносить красоту и эстетику в жизнь и быт, приумножать и создавать прекрасное в окружающей мире, стремление преобразовывать его в интересах и во имя человека - важнейшие креативные характеристики успешно социализированной личности.
В качестве механизма реализации социализирующего потенциала личностно-ориентированной образовательной среды выступает совместное проектирование образовательными субъектами (студентами и преподавателями) так называемых зон развивающих возможностей. В этой связи важнейшим показателем педагогической эффективности социализирующе-
го воздействия образовательно-средовой про-странственности выступил феномен субъектно-сти - интегративного качества личности, которое характеризуется как понимание человеком собственной социальной значимости, становлением его волеизъявления в творческой активности, самостоятельности, инициативности и формообразующей деятельности.
Тем самым, моделируемая личностно-ориентированная образовательная среда творческого саморазвития будущих специалистов сущностной стороной включает в себя постоянную тенденцию к обогащению своего социализирующего потенциала, в том числе, за счет художественноэстетической, творческой, социально направленной дизайн-проектной деятельности студентов и преподавателей, расширяющей спектр социальных взаимодействий и отношений личности.
Актуализация социализирующего потенциала художественно-эстетических ценностей творческого мироотношения и созидания заключалась в переживаемом осознании (понимании) социальной (онтологической, глубинной, ментальной) значимости в жизнедеятельности человека мировоззренческих категорий «Красоты», «Гармонии», «Блага», «Счастья», «Достоинства», созидательно утверждаемых в аксиологической плоскости межличностных (профессионально-трудовых) отношений.
Данное направление нашей работы преимущественно осуществлялось в творческой проектной деятельности студентов на занятиях и в условиях внеаудиторной самостоятельной работы.
Приоритетной являлась организация образовательного взаимодействия «преподаватель-студент», в аксиологическом пространстве которого только и мог быть осознан и переживаемо присвоен социализирующий потенциал высоких мировоззренческих категорий человеческого бытия.
Поэтому в своей работе (и в поддерживающей работе коллег-преподавателей) направленно использовали приемы, методы и методики активного, развивающего, проблемного и проектного обучения, что способствовало созданию и утверждению в проектной деятельности, осуществляемой на занятиях, атмосферы предметного, художественно-эстетического творчества и доверительной обстановки социальной креативности.
Образовательная деятельность была направлена на ценностное развитие следующих социальных качеств личности студента-буду-щего специалиста.
1.Самостоятельность творческой активности, позволяющей осуществлять перенос приобретаемых креативных умений и навыков в плоскость поведенческой активности личности, неотъемлемо связанной с развитием чувства ответственности. С этой целью мы стремились оптимизировать взаимосвязь самостоятельно принятых студентами действий по выявлению характерных связей и закономерностей проек-тно-изучаемого материала с культурно-историческими аналогами, которые имеются в истории человеческой мысли, что позволило убедить студентов в правильности предпринятых ими действий и вооружить их определенными навыками самостоятельной деятельности;
2. Способность высказывать собственное мнение. В этом отношении мы побуждали студентов самостоятельно ставить проблему, интерпретировать полученную информацию, высказывать собственную точку зрения, стремиться модифицировать, изменять и интегрировать полученные знания в собственную систему мировоззренческих ценностей и концептуальных социально-профессиональных доминант. Один из образовательно-эффективных приемов - эвристический диалог-дискуссия: на занятиях со студентами мы старались не сообщать студентам знания в готовом виде, а старались воссоздать ситуации для совместного (группового) открытия этих знаний, это ситуации встречи - столкновения или встречи - согласования личностных смыслов, эмоционального чувствования, сопереживания и значимых ценностей субъектов образовательного взаимодействия.
3. Развитие чувства настойчивости, способности преодолевать неудачи, формирование оптимистического, здравого, разумного отношения к трудностям. Предлагая студентам задания нестандартных проблемных ситуаций, мы стремились доказательно раскрывать важность проявления настойчивости при неудачах. К тому же, подчеркивали и тот факт, что настоящее профессиональное соперничество требует от современного специалиста ответственности, выдержки, терпения, воли и быстроты реакции.
4. Умение предвидеть результаты своей де-ятельности-действия-поступка. С этой целью
мы направленно учили студентов определять качество идеи не только исходя из ее оригинальности, но относительно предполагаемым последствиям практической реализации, что существенно важно во всех областях человеческой деятельности и поведения.
5. Умение «видеть» (увидеть) проблему с разных сторон. В этой связи мы предлагали студентам составлять план поиска решения и постоянно напоминали, что успех решения может зависеть не только от знаний которыми они обладают, но и от того, насколько верно они предопределят круг вопросов, на которые необходимо найти решение при этом используя способность посмотреть на проблему с разных точек зрения.
6. Развитие наблюдательности как социально значимой черты творческого специалиста. При организации творческой проектной деятельности мы обращали внимание студентов на то обстоятельство, что повышенная чувствительность и восприимчивость к окружающему миру - эмоциям и чувствам окружающих людей, произведениям литературы и искусства, явлениям природы - является профессионально значимым социальным качество личности современного специалиста, важнейшим признаком успешного овладения им социальными компетенциями и продуктивного развития профессионально важных личностных качеств.
Создание обстановки профессиональной социализации личности в аксиологической плоскости выделенных мировоззренческих ценностей предполагала реализацию следующих педагогических методов и приемов:
1. Помощь в обретении студентами чувства уверенности в себе. С этой целью мы стремились устранять внутренние препятствия творческим проявлениям и создавать обстановку социально-креативной свободы.
2. Образовательные приоритеты создания ситуации успеха. В этом отношении педагогическая максима нашей образовательной работы формулировалась следующими словами, обращенными к педагогам: «Не скупясь хвалите студента за оригинальные, смелые, удачные, полезные и практичные решения и идеи, но при этом следите за тем, чтобы все получили одинаково положительные эмоции от творческого процесса. Нельзя допустить ситуации, чтобы кто-то из студентов зачислил себя в группу неудачников».
3. Реализация социализирующего потенциала группового (проектного) взаимодействия. С этой целью мы широко практиковали создание ситуации «умственной разминки» и «мозгового штурма». Коллективно решая проблемные задания, студенты приобретали навыки профессионально-личностного общения и корпоративной этики, столь необходимые в творческой профессиональной дизайн-деятельности.
4. Установление демократического стиля общения. Начиная с первых занятий, мы старались актуализировать основные идеи и принципы демократического стиля общения в образовательных диадах «студент - преподаватель» и «студент - студент».
Большое внимание мы также уделяли фактору оптимизации эмоционального фона социальных взаимоотношений студентов в проектной деятельности и в творческой проектной группе.
Обогащение опыта профессионального поведения будущих специалистов как субъектов проектной культуры связано с формирующим развитием социально значимых личностных качеств студента в практико-ориентированной деятельности дизайна одежды, проектно утверждающей аксиологические доминанты креативного стиля общения, взаимодействия и профессионального достоинства (становящийся имидж «мастера») в гуманитарном контексте современной моды.
В нашей работе творческая проектная деятельность студентов приоритетно осуществляется в плоскости различных видов дизайн-проектирования (Графический дизайн, Дизайн среды), но, прежде всего, в области дизайна одежды и аксессуаров (Дизайн костюма).
В рамках подготовки студентов по специальности «Дизайн костюма» была реализована ступенчатая схема дизайн-проектирования, которая позволила существенно повысить степень профессиональной социализации студентов.
К моменту прохождения конструкторско-технологической практики (после 3 курса) студенты уже выполняли мини дизайн-проекты на 1-2 курсах (дисциплина «Конструирование костюма»), а также получали опережающие задания (система опережающих заданий) по дизайн-проектированию к дисциплине «Макетирование» и «Моделирование».
Подготовка к выполнению совместных дизайн-проектов в ходе будущей практики проходила как в процессе обсуждения тематики
Значимые проявления профессиональной социализации отмечались после прохождения преддипломной практики, которую мы ориентировали на профессиональное сообщество -костюмерные цеха Оренбургского областного государственного драматического театра им. М. Горького, Оренбургского государственного театра музыкальной комедии, Театра кукол «Пьеро», экспериментальный цех ООО «Ореана», творческие мастерские и престижные ателье города и области. В ходе практики студентам важно было установить взаимодействие с коллегами по цеху, получить их одобрение и поддержку, получить позитивные характеристики и письменные отзывы, договориться о будущих дипломных проектах, о возможных направлениях сотрудничества и трудоустройства.
Дизайн-проектирование с полным основанием может рассматриваться как фактор опережающей социализации, которая представляет собой освоение правил и взглядов, а также способа и стиля жизни тех групп, к которым человек, еще не являющийся членом этой группы, очень хотел бы принадлежать.
Это свидетельствует, прежде всего, о том, что дизайн-проектная деятельность выступает не только как основа (базис) социализации личности студента, но и как эффективное средство переноса профессиональных проектных умений в сферу социализации, активизация профессионально-трудовой социализации будущего специалиста и профессиональной социализации личности студента.
4.03.2014
Список литературы:
1. Каргапольцева, Н.А. Социализация и воспитание студентов ВУЗа / Н.А. Каргапольцева// Вестник Оренбургского государственного университета. - 2002. - № 2. - С. 80-84.
2. Санжаревский И.И. История, методология и техника исследования проблем общества и личности в социологии. - Изд. 3-е, испр. и доп. Тамбов: 2010. - 231с.
3. Сапугольцев, В.Ю. Образовательная среда вуза как условие развития креативности будущего дизайнера / В.Ю. Сапугольцев // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2010. - № 125. -С. 226-232.
4. Сапугольцева, М.А. Дизайн-проект как средство социализации личности студента университета / М.А. Сапугольцева // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2012. - № 2(138). - С. 252-258. (реестр ВАК)
5. Сапугольцева, М.А. Социализация личности студента в творческой проектной деятельности: автореф. дис... канд. пед. наук / М.А. Сапугольцева. - Оренбург, 2012. - 22 с.
6.Ткаченко, Е.В. Организация, структура и содержание подготовки педагогов профессионального образования в области дизайна / Е.В. Ткаченко, С.М. Кожуховская // Образование и наука. Известия УрО РАО. - 2001. - № 4(10). - С. 136-148.
Сведения об авторах:
Сапугольцева Марина Александровна, доцент кафедры дизайна Оренбургского государственного университета, кандидат педагогических наук Сапугольцев Вячеслав Юрьевич, доцент кафедры дизайна Оренбургского государственного университета, кандидат педагогических наук 460006, г. Оренбург пр. Победы 13. ул. Шевченко 28, ауд. 8108, тел.: (3532) 912212, е-mail: [email protected]; [email protected]
проекта, так и в ходе эскизного моделирования. Это работы, которые связаны с оформлением и устроением тематических выставок студенческих работ в вузе, на городских площадках, на базах будущей практики, а также с демонстрацией показов дипломных работ на кафедре, где студенты младших курсов оказывали помощь старшекурсникам, тем самым, проявляя себя в качестве активного субъекта при организации и проживании творческой университетской среды.
Следующим этапом становилась конструкторско-технологическая практика с реализацией учебных дизайн-проектов совместно с преподавателями. Интегративным проявлением социализации личности студента в ходе выполнения дизайн-проекта на данном этапе является социально-ориентированный выбор темы проекта. Так, например, при проектной разработке дизайн-проекта в эко- или этнос-тиле происходило осмысление и переживаемое понимание, расширение сферы культурноопосредованных знаний студентов о характерных чертах того или иного этноса, прежде всего, регионального (местного), т.е. образовательно осуществлялся аспект поликультурной социализации личности через возможности искусства-моды. Также осуществлялось усвоение-принятие ценностей другой культуры (родственной, регионально-близкой) и выход на уровень понимания мировоззренческо-культурных особенностей (национальной ментальности) другого народа.