УДК 378
СРЕДСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ ВУЗОВ
1 2 3
В.А. Курина , Э.А. Куруленко , С.А. Голубков
1,2Самарский государственный институт культуры
443010, Россия, г. Самара, ул. Фрунзе, д. 167 1,2E-mail: kurina@smrgaki.ru 3Самарский университет
443011, Россия, г. Самара, ул. Потапова, 64/163 E-mail: golubkovsa@ssau.ru
АННОТАЦИЯ
В статье представлены теоретические основы и практические аспекты использования современных средств для организации процесса подготовки студентов гуманитарных вузов к профессиональной деятельности с учётом формирования творческой, неординарной личности выпускника. Учтена многоас-пектность понятия «средство» и представлена специфика использования средств обучения в работе гуманитарных вузов на примере образовательной деятельности вуза культуры. Внимание уделено классификационным характеристикам и типологии современных средств обучения. В статье проведен обзор публикаций о применении современных средств в профессиональной подготовке студентов с учётом требований стандартов и работодателей. Отмечается важность выбора наиболее рационального пути в качественной профессиональной подготовке студентов, подчеркивается роль преподавателя в этом процессе как основного проектировщика и организатора учебно-воспитательного процесса в вузе, в руках которого сосредоточены современные методические механизмы в виде разнообразных средств обучения студентов. Представлены результаты исследования, проведённого на занятиях дисциплины ««Педагога досуга» со студентами направления подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность». Система занятий основывалась на системном, субъектном, средовом, проективном, мультимодальном подходах. Выявлены структурные компоненты профессиональной подготовленности будущего специалиста социально-культурной деятельности в виде когнитивного, коммуникативного, мотивационного, эмпирического компонентов. В зависимо-
1 Курина Вера Алексеевна, доктор педагогических наук, профессор, директор факультета культурологии и социально-культурных технологий
2 Куруленко Эллеонора Александровна, доктор культурологии, профессор, ректор Самарского государственного института культуры
3 Голубков Сергей Алексеевич, доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы и связей с общественностью
сти от представленных компонентов показаны результаты исследовательской работы и приведены итоги самоанализа студентов о значимости полученного опыта самореализации в творческой деятельности на занятиях по дисциплине «Педагога досуга» с использованием современных средств подготовки (технологий, форм и методов). Основным средством подготовки студентов к профессиональной деятельности выступили социально-культурные технологии.
Ключевые слова: образовательное пространство, технологии, формы, методы, средства, условия подготовки, квалификационные требования, социально-гуманитарное образование, социально-культурное обучение.
Введение
Модернизация охватывает все сферы жизнедеятельности человека, среди которых особое место занимает образование. Гуманитарное образование, осуществляющее подготовку специалистов социально-культурной сферы, психологов, педагогов, социологов, предполагает развитие творческого потенциала студентов и как результат формирование креативной личности, способной в своей профессиональной деятельности быстро принимать неординарные решения в проблемных ситуациях. Для получения такого результата важным становится процесс организации учебной деятельности с учётом современных средств обучения. Одним из таких средств для гуманитарного образования являются социально-культурные технологии, разнообразие которых позволяет придать процессу подготовки студентов исследовательский, проблемный и практический характер.
Исследуемой нами проблеме посвящены работы Е.В. Великановой, Р.Я. Гладилиной, Л.Ф. Голубевой, Е.И. Григорьевой, В.С. Григорьевой, М.И. Долженковой, Н.Н. Ивановой. А.В. Каримова, Л. А. Каримовой, Д. Кирша, Т.Л. Кремневой, Т.В. Курчашовой, В.И. Лаврущина, В.А. Монастырского, А.В. Павленко, К.А. Строкова, И.В. Чувиновой, Л.А. Шевченко.
Современное образовательное пространство включает различные виды деятельности, направленные на формирование профессионала в конкретной сфере. Учебный процесс предполагает не только познавательную деятельность, но и осуществление научной и творческой работы, связанной с внедрением различных технологий, форм и методов обучения как средств формирования профессиональных характеристик у студентов гуманитарных вузов. Особое значение приобретают в этом процессе квалификационные требования, потребности работодателей и характеристики выпускника в рамках ком-петентностного подхода, реализуемого ФГОС ВО. Подготовка выпускника, соответствующего требованиям работодателей, может быть реализована на основе создания профессиональных ситуаций и погружения в них обучающихся во время занятий или при прохождении ими практики.
1. Обзор литературы
В новой социальной ситуации гуманитарное образование опирается на интеллектуальные возможности преподавателей вуза, которые и определяют процесс организации учебной деятельности. Значимым ставится освоение и применение преподавателем современных образовательных технологий, форм и методов в учебном процессе, что может рассматриваться как критерий его профессионализма. Разнообразие имеющихся технологий, форм и методов обучения, рассматриваемых как средства профессиональной подготовки студентов гуманитарных вузов, позволяет создать необходимые для этого условия.
Гуманитарное образование, связанное с формированием личностных характеристик общекультурной зрелости наших выпускников, в современной системе высшей школы играет важную роль. Ведь именно в гуманитарных вузах особое значение имеет творческая и культурная составляющая в профессиональной подготовке студентов, именно здесь реализуются в полной мере субъект-субъектные отношения, позволяющие раскрыть возможности и преподавателя, и студента. ^ есть отношение является главным структурно-образующим элементом гуманитарного знания, именно оно определяет природу cамой гуманитарности. Гуманитарное образование создает образовательное пространство, в котором студент учится понимать и выражать себя, понимать других людей и коммуницировать с ними, понимать значение развития социума и на основе этого выстраивать свою индивидуальную профессиональную творческую деятельность. Ю.В. Cенько пишет: «чтобы знания о другом, будь то человек или безглазая вещь, стало гуманитарным, оно должно обрести личностный cмысл» [14].
Наши выпускники влияют на умственное, морально-нравственное и идейно-политическое воспитание всех людей в социуме. В вузах культуры, занимающихся подготовкой специалистов для социально-культурной сферы, делают акцент на культурно-просветительскую, рекреационную, информационно-познавательную, коммуникативную и другие виды деятельности людей. В.И. ^ободчиков и Е.И. №аев подчеркивают, что в области гуманитарного знания объект познания оценивается c позиций нравственных, культурных, религиозных, эстетических и т.п. [15; 16].
B гуманитарных вузах чрезвычайно важен баланс ориентации образования на социум (систему социальных функций и отношений), культуру Систему образцов, воотроизводящихся при cмене поколений людей) и индивида (совокупность и разнообразие личностных запрошв к образованию).
А.Б. Орлов выявляет огобенность гуманитарного образования, которая, c его точки зрения, cвязана с ориентацией этого образования на «внутреннего» человека, на cубъективную реальность конкретной «эмпирической» личности [11].
Важно подчеркнуть, что реализация гуманитарного образования связана с определением его содержания, которое как говорит В.П. Зинченко, как «живое знание», рождается «здесь и теперь» [6].
В настоящее время гуманитарные науки еще только находятся в процессе разработки технологий и методов своего практического воздействия на культуру, поэтому вузам принадлежит главная роль в определении пути реализации гуманитарного образования и создания содержания гуманитарного знания. Решение этих задач связано с методическими аспектами организации учебно-воспитательного процесса в вузе. Основой его являются применяемые средства обучения в профессиональной подготовке студентов. Здесь средство как приём, способ действия для достижения чего-либо. Необходимо сказать, что единого понимания средств обучения в педагогике в настоящее время - нет.
Некоторые авторы используют это понятие как инструмент по достижению целей обучения, другие рассматривают материальные средства как путь развития интеллектуального потенциала обучающегося, позволяющего ему осуществлять обобщения и выводы, третьи разделяют учебную деятельность на процесс учения и процесс обучения и в зависимости от этого классифицируют средства обучения.
Средства обучения - это предметы, созданные человеком, а также объекты природы, которые применяются в учебно-воспитательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей.
Средства обучения являются важным компонентом учебно-воспитательного процесса и оказывают значительное влияние на другие его компоненты - цели, содержание, формы, методы.
Исходные положения, которые служили основаниями при классификации средств обучения, были предложены В.В. Краевским.
Необходимо сказать, что существует несколько походов к классификации средств обучения. Наиболее традиционная типология средств обучения включает следующие типы: печатные, электронные образовательные ресурсы, аудиовизуальные, наглядные плоскостные, демонстрационные, учебные приборы, тренажёры и спортивное оборудование, учебная техника.
Другой подход к классификации средств обучения у П.И. Пидкасистого, который разделяет средства обучения на материальные и идеальные [12].
В широком смысле под средствами понимаются объекты, компоненты деятельности и условий, обладающие дидактическими свойствами. Это слова, предметы, действия, факторы, воздействующие на органы чувств (зрение, слух, осязание) обучающихся и обеспечивающие усвоение ими учебного материала. В руках преподавателя это «инструменты», с помощью которых он решает стоящие перед ним задачи [20].
Часто профессионализм и мастерство преподавателя позволяют ему проектировать учебную деятельность с использованием разнообразных имеющихся у него средств обучения. Современные средства, такие как интерактивные доски, электронные учебники, образовательные веб-квесты и вебсайты, повышают эффективность познавательной деятельности, акцентируют внимание обучающихся на важных моментах, создают наиболее благоприятные условия для запоминания переданных преподавателем знаний.
Средства преподавания имеют существенное значение для реализации информационной и управленческой функции. В этом случае значение термина «средство обучения» приобретает более широкое значение, и тогда под средством можно понимать педагогическую технологию, которая позволяет продемонстрировать студенту специфику его будущей профессиональной деятельности.
Основным звеном в системе образования В.В. Краевский считает содержание. Содержание образования определяет способ усвоения знаний, который требует определенного взаимодействия элементов системы и определяет состав и взаимосвязь средств обучения. Содержание образования формируется на трех уровнях. Первый и ближайший к педагогу уровень - урок. Второй уровень - учебный предмет. Третий уровень - весь процесс обучения. На каждом уровне содержание образования имеет свои особенности, присущие только данному уровню. По мере модификации содержания образования на каждом уровне изменяются и средства обучения. Каждый уровень формирования содержания образования неизбежно должен предполагать свои специфические средства обучения [9; 10].
В гуманитарных вузах особое место занимают социально-культурные технологии, которые выступают важным культурно-образовательным ресурсом, обеспечивающим качество подготовки в формировании профессионала социально-культурной сферы.
Необходимо подчеркнуть, что реализация социально-культурных технологий как средства подготовки студентов предполагает повышение креативности учебного процесса, социальной мобильности студентов, формирование у обучающихся коммуникативной культуры, готовности к проектированию социально-педагогических ситуаций, мотивации к самореализации в профессиональной деятельности и социальном творчестве. Формированию активной жизненной позиции способствуют социально-культурные технологии.
Социально-культурные технологии можно классифицировать на следующие группы [18; 19]:
- информационно-познавательные и просветительные;
- самодеятельного творчества;
- рекреативные;
- коммуникационные;
- социально-культурного менеджмента;
- театральные;
- этнокультурные.
Система подготовки студентов с использованием социально-культурных технологий предусматривает развитие профессиональных качеств выпускников в процессе профессионального образования с опорой на системный, субъектный, средовой, проективный, мультимодальный подходы, совокупность которых предполагает:
- системную интеграцию технологий в образовательный процесс на всех этапах подготовки студентов к социально-культурной деятельности (в виде спецкурсов, практикумов, мастер-классов, проектов) и в различные формы обучения (от комплексных занятий до семинаров и производственной практики);
- обеспечение реализации студентами субъектной позиции в процессе профессионального образования, динамики их самореализации в профессионально ориентированном художественном творчестве от созерцания объектов искусства до инициативно-созидательной художественно-творческой деятельности за счет повышения вариативности образовательного процесса, его дифференциации, формирования мобильных пространств социального творчества с учетом индивидуальных возможностей и интересов будущих специалистов;
- реализацию профессионального образования как открытой динамичной социально-культурной сферы, расширяющей у студентов опыт сотрудничества с различными социальными институтами, опыт позитивной коммуникации, спектр осваиваемых социальных ролей, ориентирующей их на социальное партнерство, диалоговые методы, межведомственное взаимодействие в профессиональной деятельности;
- мультимодальность содержания занятий на основе интеграции разных типов социально-культурных технологий, классифицируемых как по разным признакам, средствам художественного творчества, так и по целе-результирующему компоненту профессиональной подготовки специалистов социально-культурной сферы (мотивирующие, информационно-проективные, коммуникативные, самоактуализирующие);
- проектирование индивидуальной траектории профессиональной самореализации будущих специалистов, обучение их моделированию социально-культурных ситуаций в соответствии с современными функциями специалиста социально-культурной сферы, потребностями социума, актуальными проблемами и спецификой социокультурного развития макро- и микро- социально-культурного пространства.
Профессиональная подготовка студентов вуза культуры на основе социально-культурных технологий предполагает включение студентов в профессионально-ориентированную, художественно-творческую деятельность, спо-
собствующую развитию у них духовно-нравственного опыта сопричастности с различными видами искусства во взаимосвязи когнитивного, коммуникативного, мотивационного, эмпирического компонентов личности, потребности в реализации личного опыта в социально-культурной деятельности.
2. Материалы и методы
Исследование основывалось на обобщении многолетнего опыта работы в Самарском государственном институте культуры. В учебном процессе использовались аудитории, оборудованные разнообразными техническими и информационными средствами обучения, которые позволили внедрять социально-культурные технологии и погружать студентов в профессиональные ситуации.
Исследование было организовано в процессе преподавания дисциплины «Педагогика досуга» со студентами очной формы обучения 3 и 4 курсов направления подготовки Социально-культурная деятельность. Занятия проводились в последовательности от собственно учебной деятельности (в форме лекций) через учебно-профессиональную (научно-исследовательскую работу студентов, производственную практику и др.) к непосредственно профессиональной деятельности.
В работе использовался комплекс научных методов исследования, среди которых особое место занимает теоретический анализ научных публикаций по теме исследования; наблюдение за студентами в аудитории на практических занятиях и во время прохождения ими практики; метод проектной деятельности при разработке системы лекционных и практических занятий.
3. Результаты исследования
В результате теоретического анализа проблемы использования современных средств обучения в процессе подготовки студентов в гуманитарных вузах была подчеркнута специфика учебно-воспитательного процесса в вузе культуры, где особое место занимает творческая, созидательная часть профессиональной подготовки. Выявленные типы и классификации средств обучения показали, что имеющиеся разновидности средств обучения обеспечивают эффективность реализации учебной деятельности.
Для практической апробации разработано и апробировано вариативное содержание процесса подготовки студентов на основе социально-культурных технологий как средства профессионального становления обучающихся по направлению подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность».
Разработаны теоретический и практический курсы по дисциплине «Педагогика досуга», в которых особое место отводится использованию социально-культурных технологий.
Теоретическая часть курса направлена на ознакомление студентов с основными видами социально-культурных технологий и их значением в решении задач организации досуговой деятельности для разных слоев населения. Особое внимание уделено подходам к выбору технологий с учетом возрастных особенностей населения и применению их в процессе разработки и реализации мероприятий, праздников, программ и проектов с учётом коррекци-онных, воспитательных, эстетических задач.
Практический курс содействует выявлению и развитию индивидуальных творческих возможностей студентов, их творческой самореализации в дальнейшей социально-культурной сфере. Студентам выдаются задания на разработку мероприятий, праздников, программ и проектов, в которых они должны использовать различные современные формы, методы и средства. Выполнение таких практических заданий на разных этапах обучения обеспечивает позитивную динамику становления соответствующих компонентов профессиональной подготовленности будущего специалиста: когнитивного компонента профессиональной компетентности будущих специалистов социально-культурной сферы, что выражается в возрастании у студентов интереса к профессии, готовности к проектированию ситуаций профессиональной деятельности; усилении креативного компонента профессиональной культуры; расширении знаний о предметной стороне профессиональной деятельности и междисциплинарных связях; формировании навыков самоанализа и самообразования; коммуникативного компонента профессиональной компетентности будущих специалистов социально-культурной сферы, что выражается в повышении коммуникативной культуры, формировании представлений о нормах и правилах позитивного общения, навыков преодоления конфликтных ситуаций; формировании потребности в гармонизации взаимоотношений с людьми разных возрастных групп; готовности к диалогу; развитии навыков межкультурной коммуникации; мотивационного компонента профессиональной компетентности будущих специалистов социально-культурной сферы, что выражается в повышении стремления студентов к профессиональной деятельности, саморазвитию, готовности к социальному самоопределению, потребности в самореализации в профессиональной социально значимой деятельности, изменении рейтинга ценностей и интересов в пользу социального и профессионального роста, образования, реализации духовно-нравственных идеалов, гражданской позиции в социальной практике; эмпирического компонента профессиональной компетентности будущих специалистов социально-культурной сферы, что выражается в расширении опыта самореализации в профессиональной деятельности и опыта ролевого взаимодействия, практического решения и эмоционального переживания социально-культурных си-
туаций, проектирования профессиональной деятельности и прогнозирования ее результатов; а также в расширении опыта применения социально-культурных технологий в социально-культурной сфере для различных слоев населения.
Обсуждение и заключение
В статье освещены теоретические аспекты, определяющие методологическую основу поставленной проблемы; уточнены основные понятия и представлены их типологии и классификации; выявлена специфичность гуманитарных вузов в подготовке будущих профессионалов и особенность организации учебно-воспитательного процесса в вузах культуры; подчеркнуто значение использования разнообразных современных средств обучения и отмечена значимость социально-культурных технологий для студентов - будущих специалистов социально-культурной сферы.
Разработана система занятий (теоретический и практический курс) по дисциплине «Педагогика досуга», способствующих профессиональной подготовке студентов направления 51.03.03 «Социально-культурная деятельность».
Представлено мнение автора по поводу процесса организации учебной деятельности в гуманитарных вузах на основе социально-культурных технологий, выступающих средством создания профессиональной среды, средством вовлечения студентов в творческое созидательное пространство, способствующее формированию профессиональных качеств выпускников.
Установлено, что в результате реализации социально-культурных технологий существенно расширяется профессиональный опыт студентов, имеющий принципиально важное значение для социально-культурной деятельности.
По итогам самоанализа студенты-участники занятий отметили высокую значимость полученного опыта самореализации в творческой деятельности: 87 % - для развития творческого отношения к профессиональной деятельности; 82 % - для формирования навыков профессиональной работы с людьми разного возраста; 58 % - для обеспечения позитивного общения как в профессиональной сфере, так и с друзьями; 55 % - для развития навыков саморегуляции, самоанализа, самооценки, саморазвития; 45 % - для расширения представлений о содержании профессиональной социально-культурной деятельности и ее проектирования. Подавляющее большинство респондентов (96 %) отметили значимость практических занятий для их личностного развития, самореализации как в профессиональной деятельности, так и в освоении различных социальных ролей, в целом для социальной успешности.
Положительные результаты реализации разработанного содержания курса «Педагогика досуга» подтверждены результатами прохождения производ-
ственной практики студентами в социально-культурных учреждениях. Важными являются следующие показатели: руководители практикой от баз практик отметили применение студентами социально-культурных технологий как одного из видов технологий, которые наилучшим образом содействуют успешному освоению профессиональных навыков работы с населением.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Агафонов А. В. Компьютерные средства обучения (КСО) в познавательной деятельности студентов [Электронный ресурс] // Научный вестник МГТУ ГА. Серия: История, философия, социология. 2017. № 101. Режим доступа: https://cyber1eninka.m/artic1e/n/kompyuternye-sredstva-obucheniya-kso-v-рогпауа!е1поу-<1еуа1е1по81>81^еп1;оу.
2. Ариарский М.А. Педагогическая культурология : в 2 т. Т. 1: Методология и методика постижения культуры. Санкт-Петербург: Концерт, 2012. 399 с.; Т. 2 : Социально-культурная деятельность и технологии её организации. Санкт-Петербург: Концерт, 2012. 447 с.
3. Арсенькина Л.С, Буренина В.И. Использование технических средств обучения как фактор эффективности освоения образовательного процесса // Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 8. С. 5-10.
4. Борисова С.П. Подготовка студентов-будущих экономистов к профессиональной деятельности средствами электронного обучения: дисс... канд. пед. наук : 13.00.08 / Борисова Светлана Павловна; [Место защиты: Сам. гос. ун-т]. Самара, 2012. 192 с.
5. Грибан О.Н. Компьютерные технологии как условие качественной профессиональной подготовки студентов вузов [Электронный ресурс] // Педагогическое образование в России. Екатеринбург. 2012. № 2. С. 113-116. Режим доступа: http://www.griban.ru/b1og/44-kompjuternye-tehno1ogii-kak-us1ovie-kachestvennoj-professiona1noj-podgotovki-studentov-vuzov.html.
6. Зинченко В.П. Психологическая педагогика. Часть 1. Живое знание. Самара, 1998. 216 с.
7. Иконникова С.Н. История культурологии: учебник для академического бакалавриата. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2018. 416 с.
8. Каравайкина П.Е. Средства обучения, используемые в преподавании экономических дисциплин // Студент и наука (Гуманитарный цикл) - 2018; Магнитогорск, 21-23 марта 2018 г. Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2018. С. 517-519.
9. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения: Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2007. 352 с.
10. Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: новый этап. М., 2006. 394 с.
11. Орлов А.Б. Трансличностное начало индивидуальности // Психология индивидуальности: новые модели и концепции: коллективная монография под ред. Е.Б.
Старовойтенко, В.Д. Шадрикова. М.: МПСИ; НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2009. C. 332-355.
12. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. М: Педагогическое общество России, 1998. 640 с.
13. Сагатовский В.Н. Ценностные основания гуманитарной экспертизы // Гуманитарная экспертиза: возможности и перспективы. Новосибирск, 1992. С. 12.
14. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: учеб. пособие. Рос. акад. образования, МПСУ. М.: МПСУ, 2015. 252 с.
15. Слободчиков В.И. Антропологическая перспектива отечественного образования. Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2009. 264 с.
16. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъектности: учеб. пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с.
17. Симонов В.М. Дидактические основы естественнонаучного образования: гуманитарная парадигма: монография. Волгоград; Перемена, 2000. 295 с.
18. Современные технологии социально-культурной деятельности: учеб. пособие / Под науч. ред. проф. Е.И. Григорьевой. Тамбов: Першина, 2004. 512 с.
19. Григорьева Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности [Электронный ресурс]. Тамбов: Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, 2010. - Режим доступа: view/grigoreva-ei-sovremennye-tehnologii-socialno-kulturnoy-deyatelnosti_bf09db6b36e.html.
20. Средства обучения [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.e-reading.club/chapter.php/97816/55/Voiitina_-_Shpargalka _po_ obshchim_ osno-vam_pedagogiki .html.
21. Старикова С. В. Арт-технологии как средство подготовки студентов к социально-педагогической деятельности в системе профессионального образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Users/%D0%AF/Downloads/art-tehnologii-kak-sredstvo-podgotovki-studentov-k-sotsialno-pedagogicheskoy-deyatelnosti-v-sisteme-professionalnogo -obrazovaniya.pdf.
22. Степанчук О.А. Гуманитарные знания в системе современного образования // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I. Челябинск: Два комсомольца, 2011. С. 24-27.
23. Чупрова Л. В. Разработка и использование современных дидактических средств обучения для активизации самостоятельной работы студентов [Электронный ресурс] / Л.В. Чупрова, О.А. Мишурина, Э.Р. Муллина, О.В. Ершова // Современные проблемы науки и образования. Раздел: Педагогические науки. 2014. № 6. Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=16695 (дата обращения: 22.09.2018).
24. Щербакова И.А. Субъект-субъектное взаимодействие как средство повышения эффективности профессиональной подготовки студентов колледжа // Современные наукоемкие технологии. № 8. Ч. I. 2016. С. 168-173.
Поступила в редакцию 24.07.2018 В окончательном варианте 20.09.2018
UDC 378
MEANS OF PREPARATION OF STUDENTS OF HUMANITARIAN UNIVERSITIES
V.A. Kurina1, E.A. Kurulenko2, S.A. Golubkov3
1,2Samara State Institute of Culture 167, Frunze Str, Samara, Russia, 443010 1,2E-mail: kurina@smrgaki.ru 3Samara University
64/163, Potapova Str., Samara, Russia, 443011 3E-mail: golubkovsa@ssau.ru
ABSTRACT
The article presents the theoretical foundations and practical aspects of the use of modern means for the organization of the process of training students of humanitarian universities for professional activities, taking into account the formation of creative, extraordinary personality of the graduate. Taken into account the multidimensional concept of "means" and presents the specifics of the use of teaching AIDS in the work of humanitarian universities on the example of educational activities of the University of culture. Attention is paid to the classification characteristics and typology of modern teaching AIDS. The article provides a review ofpublications on the use of modern tools in the training of students, taking into account the requirements of standards and employers. The importance of choosing the most rational way in high-quality professional training of students is noted, the role of the teacher in this process as the main designer and organizer of the educational process in the University, in the hands of which modern methodological mechanisms in the form of various means of teaching students are concentrated. The article presents the results of a study conducted in the classroom discipline "Leisure Teacher" with students of the direction of training 51.03.03 "Socio-cultural activities". The system of lessons was based on systemic, subjective, environmental, projective, multimodal approaches. Structural components of professional training of the future specialist of social and cultural activity in the form of cognitive, communicative, motivational, empirical components are revealed. Depending on the presented components, the results of research work are shown and the results of students' self-analysis of the importance of the experience of self-realization in creative activities in the classroom on the discipline of "Leisure Teacher" using modern means of training (technologies, forms and
1 Vera A. Kurina, Dr. Ped. Sci., Professor, Director of Cultural Studies and Social Techniques Faculty
2 Elleonora A. Kurulenko, Dr. Cult. Sci., Professor, Rector of Samara State Institute of Culture
3 Sergej A. Golubkov, Dr. Philol. Sci., Professor of Russian and Foreign Literature and Public Relations Department
methods) are given. The main means of preparing students for professional activities were socio-cultural technologies.
Key words: educational space, technologies, forms, methods, means, conditions of training, qualification requirements, social and humanitarian education, social and cultural training
REFERENCES
1. Agafonov A.V. Komp'yuternye sredstva obucheniya (KSO) v poznavatel'noj deyatel'nosti studentov [Computer-aided learning tools (CSR) in the cognitive activity of students] [Electronic resource] // Scientific Bulletin of MGTU GA. Series: History, Philosophy, Sociology. 2017. No. 101. Mode of access: https://cyberleninka.ru/article/n/kompyuternye-sredstva-obucheniya-kso-v-poznavatelnoy-deyatelnosti-studentov.
2. Ariarskii M.A. Pedagogicheskaya kul'turologiya [Teaching cultural studies]: in 2 volumes. Vol. 1: Methodology and methods of comprehension of culture. St. Petersburg : Concert, 2012. 399 p.; Vol. 2: Socio-cultural activities and technologies of its organization. St. Petersburg : Concert, 2012. 447 p.
3. Arsenkina L.S., Burenina V.I. Ispol'zovanie tekhnicheskih sredstv obucheniya kak faktor ehffektivnosti osvoeniya obrazovatel'nogo processa [Use of technical means of training as a factor of efficiency of development of educational process] // International Journal Of Experimental Education. 2017. No. 8. Pp. 5-10.
4. Borisova, S.P. Podgotovka studentov-budushchih ehkonomistov k professional'noj deyatel'nosti sredstvami ehlektronnogo obucheniya [Preparation of students-future economists to professional activity by means of e-learning]: Diss... kand. PED. Sciences : 13.00.08 / Borisova Svetlana Pavlovna; [a protection Place: Itself. state UN-t]. Samara, 2012. 192 p.
5. Griban O.N. Komp'yuternye tekhnologii kak uslovie kachestvennoj professional'noj podgotovki studentov vuzov [Computer technologies as a condition of high-quality professional training of University students] [Electronic resource] // Pedagogical Education in Russia. Yekaterinburg. 2012. No. 2. Pp. 113-116. Mode of access: http: //www .griban.ru/blog/44-kompj uternye -tehnologii-kak-uslovie -kache stvennoj -professionalnoj-podgotovki-studentov-vuzov.html.
6. Zinchenko V.P. Psihologicheskaya pedagogika [Psychological pedagogics]. Part 1. Living knowledge. Samara, 1998. 216 p.
7. Ikonnikova S.N. Istoriya kul'turologii [History of cultural studies]: textbook for academic undergraduate. 3-e Izd., pererab. I DOP. Moscow: Yurayt Publishing House, 2018. 416 p.
8. Caravania P.E. Sredstva obucheniya, ispol'zuemye v prepodavanii ehkonomicheskih disciplin [Teaching resources used in teaching economic subjects] // Student and Science (Humanities series) 2018; Magnitogorsk, 21-23 March 2018. Magnitogorsk: Magnitogorsk state technical University. G.I. Nosova, 2018. Pp. 517-519.
9. Kraevskij V.V., Khutorskoy A.V. Osnovy obucheniya: Didaktika i metodika [Foundations of teaching: Didactics and methodology]: textbook. allowance for students. higher. studies'. institutions. Moscow: Publishing Center "Academy", 2007. 352 p.
10. Kraevsky, V.V., Berezhnova E.V. Metodologiya pedagogiki: novyj ehtap [Methodology of pedagogy: a new stage]. Moscow, 2006. 394 p.
11. Orlov A.B. Translichnostnoe nachalo individual'nosti [Translinoleic the beginning of the personality] // Psychology of Personality: New Models and Concepts: Collective Monograph Under the Editorship of E.B. Starovoytenko, V.D. Shadrikova. Moscow: MPSI; NOU VPO Moscow psychological and social Institute, 2009. Pp. 332-355.
12. Pedagogika [Pedagogy]: studies. allowance for students. PED. universities and PED. colleges / Edited by P.I. Pidkasisty. Moscow: Pedagogical society of Russia, 1998. 640 p.
13. Sagatovsky, V.N. Cennostnye osnovaniya gumanitarnoj ehkspertizy [Value bases of humanitarian expertise] // Humanitarian expertise: opportunities and prospects. Novosibirsk, 1992.12 p.
14. Senko Yu.V. Gumanitarnye osnovy pedagogicheskogo obrazovaniya [Humanitarian basis of teacher education]: proc. benefit; Grew. Akad. education, MSU. Moscow: MSU, 2015. 252 p.
15. Slobodchikov V.I. Antropologicheskaya perspektiva otechestvennogo obrazovaniya [Anthropological perspective of domestic education]. Ekaterinburg: publishing Department of the Ekaterinburg diocese 2009. 264 p.
16. Slobodchikov V.I., Isaev E.I. Osnovy psihologicheskoj antropologii. Psihologiya che-loveka: Vvedenie v psihologiyu sub'ektnosti [Fundamentals of psychological anthropology. Human psychology: Introduction to the psychology of subjectivity]: studies. manual for schools. Moscow: SHKOLA-Press, 1995. 384 p.
17. Simonov V.M. Didakticheskie osnovy estestvennonauchnogo obrazovaniya: gumani-tarnaya paradigma [Didactic bases of natural science education: humanitarian paradigm]: monograph. Volgograd; Change, 2000. 295 p. (P. 133).
18. Sovremennye tekhnologii social'no-kul'turnoj deyatel'nosti [Modern technologies of social and cultural activities: studies]. Manual/ Under scientific. editorship of Professor E. I. Grigorieva. Tambov: Pershina, 2004. 512 p.
19. Grigorieva E.I. Sovremennye tekhnologii social'no-kul'turnoj deyatel'nosti [Modern technologies of social and cultural activity] [Electronic resource]. Tambov: Tambov state University. G.R. Derzhavina, 2010. Access mode: view/grigoreva-ei-sovremennye-tehnologii-socialno-kulturnoy-deyatelnosti_bf09db6b36e.html.
20. Sredstva obucheniya [Learning tools] [Electronic resource]. Access mode: https://www.e-reading.club/chapter.php/97816/55/Voiitina_-_Shpargalka _po_ ob-shchim_ osnovam_pedagogiki.html.
21. Starikova S.V. Art-tekhnologii kak sredstvo podgotovki studentov k social'no-pedagogicheskoj deyatel'nosti v sisteme professional'nogo obrazovaniya [Art technologies as a means of preparing students for social and pedagogical activity in the system of profes-
sional education] [Electronic resource]. Access mode: Users/%D0%AF/Downloads/art-tehnologii-kak-sredstvo-podgotovki-studentov-k-sotsialno-pedagogicheskoy-deyatelnosti-v-sisteme-professionalnogo-obrazovaniya.pdf.
22. Stepanchuk O.A. Gumanitarnye znaniya v sisteme sovremennogo obrazovaniya [Humanitarian knowledge in the system of modern education] // Pedagogy: traditions and innovations: materials of Intern. scientific. Conf. (Chelyabinsk, October 2011). T. I. Chelyabinsk: Two Komsomolets, 2011. Pp. 24-27.
23. Chuprov L.V. Razrabotka i ispol'zovanie sovremennyh didakticheskih sredstv obucheniya dlya aktivizacii samostoyatel'noj raboty studentov [Development and use of modern pedagogical teaching AIDS for enhancing students ' independent work] [Electronic resource] / L.V. Chuprova, O.A. Misharina, E.R. Mullina, O.V. Ershova // Modern problems of science and education. Section: Pedagogical Sciences. 2014. No. 6. Mode of access: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=16695 (date accessed: 22.09.2018).
24. Shcherbakov I.A. Sub'ekt-sub'ektnoe vzaimodejstvie kak sredstvo povysheniya ehffektivnosti professional'noj podgotovki studentov kolledzha [Subject-to-Subject interaction as a means of improving the effectiveness of training for College students] // Modern high technologies. No. 8. Part I. 2016. Pp. 168-173.
Original article submitted 24.07.2018 Revision submitted 20.09.2018