них может быть различной, равно как и структура, например, to send to Coventry - объявить бойкот; to kiss the Blarney stone - научиться красноречию; hobson's choice - отсутствие выбора. Эти единицы непосредственно связаны с историей Британии и США, в них заключается большой лингвострановедческий потенциал. За каждым из таких фразеологизмов стоит конкретное историческое событие или легенда. Для них велика степень ат-трактивности, они повышают мотивацию студентов к изучению иностранного языка. Мы назовем их условно «собственно исторические» фразеологизмы.
3) В эту группу входят «личностные» фразеологизмы и фразеологизмы-топонимы. Они представляют собой фразеологические прозвища британских и американских исторических персоналий и исторических мест соответственно. По классификации А.В. Кунина, их следует отнести к единицам вторичной косвенной номинации [7].Они структурно моделированны и семантически уникальны. Среди них встречаются соотносимые с разными частями речи, но большинство из них - субстантивные фразеологизмы с различной степенью переосмысления и различными типами переноса значения. Эти единицы одновременно называют и характеризуют объект, во многих случаях еще оценивая его. Авторство многих неизвестно, но некоторые возникли в речи других исторических личностей. Одно такое фразеологическое прозвище способно повлечь за собой целую цепь ассоциаций, вызвать воспоминания о многочисленных фактах прошлого, спровоцировать оживленную дискуссию. Студенты с большим интересом знакомятся с такими единицами, стремятся запомнить их и употреблять в собственной речи. В качестве при-
Библиографический список
меров личностных фразеологизмов можно привести такие единицы как: Black Dog («Черный Пес») прозвище графа Уорвика (the Earl of Warwick), данное ему фаворитом короля Эдуарда II Пьером Гэвестоном (Piers Gaveston); the Weary Knight («Усталый Рыцарь») - прозвище графа Эссекса (the Earl of Essex (15661601)), фаворита Елизаветы I, поднявшего восстание в 1601 г; Cromwell's Creature («Ставленник Кромвеля») - Сэр Томас Одли (Sir Thomas Audley(1488 -1544)), Лорд-Канцлер Англии в 1533-1544 гг., инициатором назначения которого на этот пост был Томас Кромвель (Thomas Cromwell (1485-1540)), первый министр Генриха VIII; the Lady in the Tower («Леди в Тауре») - Анна Болейн (Ann Boleyn (1501 -1536)), вторая жена Генриха VIII. Анну Болейн стали так называть во время суда, это прозвище сохранилось за ней и после казни (1536); the Flower of Oxford («Цветок Оксфорда») - Джон Уиклиф (John Wycliffe (1320 -1384)), английский богослов, еще в XIV в. заложивший основы будущей реформации церкви. Фразеологизмы-топонимы представляют собой неформальные названия мест, связанных с важными историческими и политическими события. Ярким примером таких единиц являются фразеологические прозвища штатов в США. Среди них можно упомянуть следующие: the Suffrage State - («Штат Избирательных Прав») - Вайоминг; the Battleground of Freedom («Поле Битвы за Свободу) - Канзас; Battle-Born State - (Штат, Рожденный в Боях) - Невада.
Данная статья не претендует на полноту охвата проблемы. В ней лишь намечаются пути дальнейшей работы по формированию иноязычной профессиональной компетенции, включающей в себя различные аспекты владения иностранным языком.
1. Каменская Л.С. Профессиональная направленность обучения иностранному языку в неязыковом вузе как система. Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2013; 12 (672): 9 - 20.
2. Яроцкая Л.В. Дисциплина «Иностранный язык» и профессиональное развитие личности. Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2014; 14 (700): 48 - 55.
3. Харламова Н.С. Динамика роли преподавателя в профессионально ориентированном обучении иностранным языкам. Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2014; .8 (694): 143 - 153.
4. Фокина М.М. Комплексный подход к преподаванию иностранного языка студентам нелингвистических специальностей на начальном этапе. Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2014; 8 (694): 163 - 168.
5. Красавский Н.А. Критерии селекции фразеологических единиц при обучении студентов немецкому языку. Иностранные языки в школе. 2014; 1: 43 - 46.
6. Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология. Москва: Высшая школа, 1990.
7. Кунин А.В. Курс фразеологии современного английского языка. Москва: 1996.
References
1. Kamenskaya L.S. Professional'naya napravlennost' obucheniya inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze kak sistema. Vestnik Moskovsk-ogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. 2013; 12 (672): 9 - 20.
2. Yarockaya L.V. Disciplina «Inostrannyj yazyk» i professional'noe razvitie lichnosti. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. 2014; 14 (700): 48 - 55.
3. Harlamova N.S. Dinamika roli prepodavatelya v professional'no orientirovannom obuchenii inostrannym yazykam. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. 2014; .8 (694): 143 - 153.
4. Fokina M.M. Kompleksnyj podhod k prepodavaniyu inostrannogo yazyka studentam nelingvisticheskih special'nostej na nachal'nom 'etape. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. 2014; 8 (694): 163 - 168.
5. Krasavskij N.A. Kriterii selekcii frazeologicheskih edinic pri obuchenii studentov nemeckomu yazyku. Inostrannye yazyki v shkole. 2014; 1: 43 - 46.
6. Fomina M.I. Sovremennyjrusskijyazyk. Leksikologiya. Moskva: Vysshaya shkola, 1990.
7. Kunin A.V. Kurs frazeologii sovremennogo anglijskogo yazyka. Moskva: 1996.
Статья поступила в редакцию 24.03.16
УДК 378
Korgozha N.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russia),
E-mail: nskorgozha@yandex.ru
THE FEATURES OF BACHELORS EDUCATIONAL PROGRAM "SOCIO-CULTURAL ACTIVITY". The article considers problems of training bachelor students within a program of "Socio-cultural activity". The paper characterizes structure and contents of the curricula in accordance with the Federal Educational Standard of the Third Generation. The author analyzes regulatory documents in the sphere of professional education, which review features of vocational training of graduates of higher educational institutions and defines the concept of "specialized education". Special attention is paid to a distinguishing criteria of the training for BA students majoring in socio-cultural activities: objects, types, objectives, and technologies of professional activity in the socio-cultural sphere. The author of the article analyzes the information placed on official websites of universities of culture and arts of the Russian Federation about the admission of applicants in 2016 to different training divisions within the sphere of "Socio-cultural activity". The article presents information about training bachelors of socio-cultural activities in the universities of culture and arts to major in "Management of Socio-Cultural Activities", "Management of Children and Youth Leisure", "Staging and Producing the Cultural Entertainment Programs", "Socio-Cultural Animation and Recreation", "Socio-Cultural Technologies in the Leisure Industry". The paper discusses features of a vocational training cycle of professional disciplines of the curriculum, analyzes the distinctive features of the profile training of bachelors at program of "Social-cultural activity".
Key words: competence approach, training direction "Socio-cultural activity", professional competences, training profile, Federal State Educational Standard of Higher Professional Education.
Н.С. Коргожа, канд. пед. наук, доц. Кемеровского государственного института культуры, г. Кемерово,
E-mail: nskorgozha@yandex.ru
ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
В статье рассматриваются проблемы подготовки бакалавров по направлению «Социально-культурная деятельность», характеризуются структура и содержание профильной подготовки в соответствии с ФГОС ВПО третьего поколения. Представлен анализ нормативно-правовых документов в сфере профессионального образования, в которых рассматриваются особенности специализированной подготовки выпускников высших учебных заведений, определено содержание понятия «профильное образование». Особое внимание в статье уделено характеристике отличительных критериев профильной подготовки бакалавров социально-культурной деятельности, таких как: объекты, виды, цели, задачи, технологии профессиональной деятельности в социально-культурной сфере. Автором статьи проанализирована информация, размещенная на официальных сайтах вузов культуры и искусств Российской Федерации о приеме абитуриентов в 2016 году на различные профили подготовки по направлению «Социально-культурная деятельность». В статье представлены сведения о подготовке бакалавров социально-культурной деятельности в вузах культуры и искусств по таким профилям подготовки, как: «Менеджмент социально-культурной деятельности», «Менеджмент детско-юношеского досуга», «Постановка и продюсирова-ние культурно-досуговых программ», «Социально-культурная анимация и рекреация», «Социально-культурные технологии в индустрии досуга». Рассматриваются особенности профессиональной подготовки по циклу профессиональных учебных дисциплин учебного плана, анализируются отличительные черты профильной подготовки бакалавров по направлению «Социально-культурная деятельность».
Ключевые слова: компетентностный подход, направление подготовки «Социально-культурная деятельность», профессиональные компетенции, профиль подготовки, Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.
В 2015 году в вузах культуры и искусств состоялся первый выпуск бакалавров по направлению подготовки 51.03.03. «Социально-культурная деятельность» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования третьего поколения, установившего новые требования к структуре, содержанию, оценке качества освоения основных образовательных программ на основе компе-тентностного подхода. Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) привело к качественным изменениям в системе профессиональной подготовки бакалавров по направлению «Социально-культурная деятельность» и способствовало формированию новой образовательной концепции профессиональной подготовки специалистов высшей квалификации этого направления.
Основываясь на компетентностном подходе к образовательной деятельности, ФГОС ВПО установил новые требования к условиям освоения основных образовательных программ, к учебно-методическому и информационному обеспечению учебного процесса, к образовательным технологиям, к оценке уровня сформированности общекультурных и профессиональных компетенций бакалавров.
Одним из основных требований ФГОС ВПО третьего поколения по направлению «Социально-культурная деятельность» является необходимость развития профильной (специализированной) подготовки. По мнению Е.Л. Кудриной и В.И. Бедина, «использование личностно-ориентированных технологий обучения становится приоритетным при организации обучения на основе компетентностного подхода. Изменения на международном, общероссийском и региональном рынках труда предусматривают формирование целостного образовательного пространства, обеспечивающего студенту возможность построения собственной траектории получения профессионального образования, вариативного выбора его уровня и направления или специальности подготовки» [1, с. 209].
Понятие «профильное образование» отражено в нормативно-правовых документах в сфере образования: Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012), Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года. В этих нормативных документах рассматриваются особенности специализированной подготовки выпускника конкретного направления профессиональной деятельности, которое тесно связано с реальными потребностями современного рынка труда.
В письме Министерства образования и науки «О профилях и специализациях ООП высшего профессионального образования» от 31.03.2011. № 12-532 обосновывается необходимость профильной подготовки в высших учебных заведениях, которая определяет личностно-ориентированную образовательную деятельность, при которой студент выстраивает индивидуальную образовательную траекторию. Необходимо отметить, что профили подготовки бакалавров по направлению «Социально-культур-
ная деятельность» определены в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования, они направлены на более глубокое освоение выпускником знаний, умений и навыков в различных видах профессиональной деятельности.
Рассматривая традиции и инновации в подготовке бакалавров социально-культурной деятельности, Е.И. Григорьева утверждает, что «исходя из задач реализации компетентностно-го подхода в социокультурном профессиональном образовании, требуется обеспечить широту и фундаментальность образования наряду со свободным выбором студентами учебных курсов; стимулировать дальнейшее развитие творческой инициативы посредством участия студентов в конкурсах социальных проектов; совершенствовать содержание воспитательной работы со студентами с целью формирования их активной гражданской позиции и лидерских качеств личности» [2, с. 141-142].
Модульный профиль подготовки бакалавра является составной частью общей подготовки по направлению «Социально-культурная деятельность» и направлен на изучение выпускником конкретных объектов, видов, целей и задач профессиональной деятельности, на эффективное использование дифференцированных профессиональных технологий в социально-культурной сфере.
Как верно отмечает Е.В. Мирошниченко, «для современного специалиста социально-культурной сферы наряду с необходимостью фундаментальных и широких знаний, предполагающих активный поиск, отбор, систематизацию, освоение и целенаправленное использование самостоятельно полученной информации, актуальными остаются прикладные, узкоспециальные знания, ориентированные на выполнение конкретных профессиональных задач в условиях производства. Основная задача, которая ставится в процессе подготовки специалиста - соединить фундаментальность образования, с качественным практическим обучением, которое реализуется в условиях, максимально приближенных к конкретному производству» [3, с. 157].
В рамках направления подготовки 51.03.03. «Социально-культурная деятельность» в вузах культуры и искусств осуществляется подготовка бакалавров по 5 модульным профилям: «Менеджмент социально-культурной деятельности», «Социально-культурные технологии в индустрии досуга», «Постановка и продюсирование культурно-досуговых программ», «Менеджмент детско-юношеского досуга», «Социально-культурная анимация и рекреация».
Определяя виды профилей подготовки в вузах культуры и искусств, мы проанализировали информацию, размещенную на официальных сайтах этих вузов в рубрике «Абитуриенту».
Сведения, представленные в таблице № 1, свидетельствуют о том, что в 2016-2017 учебном году в 14 из 15 вузов культуры искусств Российской Федерации будет проводиться прием абитуриентов по профилю «Менеджмент социально-культурной деятельности». Эта информация подтверждает, что профиль
Таблица 1
Профили подготовки по направлению 51.03.03. «Социально-культурная деятельность», на которые будет проводиться приём абитуриентов в вузах культуры и искусств в 2016 -2017 учебном году
№ п/п Наименование высшего учебного заведения Менеджмент социально-культурной деятельности Социально-культурные технологии в индустрии досуга Постановка и продюсирование культур-но-досуговых программ Менеджмент детско-юношеского досуга Социально-культурная анимация и рекреация Контрольные цифры приема (бюджетные места)
1. Алтайский государственный институт культуры СКТвИД СКАиР 26
2. Белгородский государственный институт культуры и искусств МСКД ПП КДП 35
3. Восточно-Сибирский государственный институт культуры МСКД 24
4. Казанский государственный институт культуры МСКД МДЮД 32
5. Кемеровский государственный институт культуры МСКД ПП КДП МДЮД 65
6. Краснодарский государственный институт культуры МСКД ПП КДП 36
7. Московский государственный институт культуры МСКД СКТвИД ПП КДП 66
8. Орловский государственный институт культуры МСКД СКАиР 45
9. Пермский государственный институт культуры МСКД 28
10. Санкт-Петербургский государственный институт культуры МСКД МДЮД 68
11. Самарский государственный институт культуры МСКД МДЮД СКАиР 32
12. Тюменский государственный институт культуры МСКД 18
13. Челябинский государственный институт культуры МСКД ПП КДП 36
14. Чувашский государственный институт культуры и искусств МСКД 22
15. Хабаровский государственный институт культуры МСКД 19
«Менеджмент социально-культурной деятельности» является одним из самых приоритетных и востребованных в профессиональной подготовке по направлению «Социально-культурная деятельность».
Как мы видим, в четырёх вузах культуры и искусств (Белгородском государственном институте культуры и искусств, Кемеровском государственном институте культуры, Краснодарском государственном институте культуры, Московском государственном институте культуры) будет проводиться прием абитуриентов по профилю «Постановка и продюсирование культурно-досуго-вых программ». В четырех вузах (Казанском государственном институте культуры, Кемеровском государственном институте культуры, Санкт-Петербургском государственном институте культуры, Самарском государственном институте культуры) объявлен прием по профилю «Менеджмент детско-юношеского досуга». В двух вузах культуры и искусств (Алтайском государственном институте культуры, Орловском государственном институте культуры) студенты будут обучаться по профилю «Социально-культурная анимация и рекреация» и в двух вузах (Алтайском государственном институте культуры, Московском государственном институте культуры) - по профилю «Социально-культурные технологии в индустрии досуга».
В Кемеровском государственном институте культуры в 2015 году состоялся первый выпуск бакалавров по направлению 51.03.03. «Социально-культурная деятельность» по 5 модульным профилям подготовки. Важно отметить, что профессиональная подготовка бакалавров осуществлялась на двух выпускающих кафедрах вуза, на кафедре социально-культурной деятельности проводилась подготовка по трем профилям: «Постановка и продюсирование культурно-досуговых программ», «Менеджмент детско-юношеского досуга», «Социально-культурная анимация и рекреация» (по заочной форме обучения) и на кафедре управле-
ния социальной сферы подготовка бакалавров осуществлялась по двум профилям: «Менеджмент социально-культурной деятельности» и «Социально-культурные технологии в индустрии досуга».
Рассмотрим особенности профильной подготовки бакалавров по направлению 51.03.03. «Социально-культурная деятельность», которая имеет существенные отличия по объекту, видам, задачам, технологиям профессиональной деятельности и основным требованиям, предъявляемым к качеству подготовки бакалавров в высшем учебном заведении.
Как известно, Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению «Социально-культурная деятельность» устанавливает структуру и содержание профильной подготовки в базовой части учебного плана. Вместе с тем, высшему учебному заведению предоставлено академическое право самостоятельно определять структуру и содержание вариативной части учебного плана в соответствии с примерной основной образовательной программой. Более того, содержание подготовки по модульному профилю, утвержденное в высшем учебном заведении, должно быть направлено на дальнейшее развитие соответствующего направления профессиональной подготовки, в рамках которого реализуется утвержденный профиль подготовки.
Область профессиональной деятельности бакалавров по направлению 51.03.03. «Социально-культурная деятельность» разнообразна, она достаточно полно представлена в научной работе Н.Н. Ярошенко и Е.И. Григорьевой, которые отмечают, что «область профессиональной деятельности бакалавров социально-культурной деятельности в ФГОС ВПО третьего поколения включает: государственные и негосударственные организации (учреждения), общественные объединения, обеспечивающие реализацию конституционных прав граждан на доступ к культур-
ным ценностям и свободу творчества в сфере досуга, рекреации и туризма» [4, с. 235].
В рамках профиля «Менеджмент социально-культурной деятельности» бакалавры изучают такие объекты профессиональной деятельности как процессы менеджмента и маркетинга социально-культурной деятельности; процессы художественного руководства деятельностью учреждений культуры. Готовясь к организационно-управленческой деятельности в учреждениях культуры, бакалавры осваивают такие профильные учебные дисциплины, как: «Технологии менеджмента социально-культурной сферы», «Ресурсная база социально-культурной деятельности», «Маркетинговые коммуникации в социально-культурной сфере», «Информационные технологии управления социально-культурной деятельности».
Компететностный подход в образовательной деятельности бакалавров по профилю «Менеджмент социально-культурной деятельности» основывается на изучении принципов организации управленческой деятельности, планировании деятельности социокультурной сферы, основных технологий менеджмента и маркетинга в учреждениях культуры, механизмов финансирования и ценообразования, технологий предпринимательства и экономического обеспечения в социально-культурной сфере.
Объектами профессиональной деятельности бакалавров по профилю подготовки «Социально-культурные технологии в индустрии досуга» являются процессы творческо-производ-ственной деятельности учреждений культуры; рекреационные технологии социально-культурного творчества и культурно-досу-говой деятельности; процессы организации культурного досуга различных категорий населения. Студенты должны освоить такие профильные учебные дисциплины, как: «Социально-культурные технологии в индустрии досуга», «Менеджмент рекреационных объектов», «Экономика в индустрии досуга», «Правовые основы индустрии досуга».
Обучающиеся по этому профилю подготовки должны знать инфраструктуру современной индустрии досуга и основные социально-культурные технологии, реализуемые в индустрии досуга; владеть технологиями организации и проведения рекреационных программ; технологиями организации культурного отдыха и досуга населения.
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО третьего поколения объектами профессиональной деятельности бакалавров по профилю подготовки «Постановка и продюсирование куль-турно-досуговых программ» являются: технологии социально-культурного творчества и культурно-досуговой деятельности; процессы продюсирования и постановки культурно-досуговых программ; технологии разработки и создания социально-культурных проектов.
В процессе обучения бакалавры овладевают знаниями по таким учебным дисциплинам, как «Сценарно-режиссерские основы постановки культурно-досуговых программ», «Технологии деятельности учреждений культурно-досугового типа», «Основы
Библиографический список
продюсерского мастерства», «Основы социально-культурного проектирования.
Основными практическими навыками и умениями бакалавров этого профиля являются умения осуществлять постановку и продюсирование культурно-досуговых программ в соответствии с культурными потребностями различных групп населения; организовывать репетиционную работу по подготовке и проведению культурно-досуговых программ; осуществлять продюсерскую и промоутерскую деятельность в учреждениях культуры.
По профилю подготовки «Менеджмент детско-юношеского досуга» изучаются следующие объекты профессиональной деятельности: процессы педагогического обеспечения организации детско-юношеского досуга, процессы культурно-воспитательной работы с детьми, подростками и юношеством; процессы организации социально-культурной деятельности с молодёжью; учебно-воспитательный процесс в учреждениях среднего профессионального образования, учреждениях дополнительного образования детей.
В ходе профессионального обучения бакалавры этого профиля подготовки осваивают такие учебные дисциплины, как: «Менеджмент и технологии детско-юношеского досуга», «Правовые основы социально-культурной деятельности детей и юношества», «Социально-культурное проектирование форм детско-юношеского досуга», «Социально-культурная деятельность с детьми за рубежом».
Бакалавры этого профиля подготовки должны знать возрастные (дифференцированные) технологии социально-культурной деятельности, основные формы, методы и средства культур-но-досуговой деятельности с детьми, подростками и юношеством; технологии организации детско-юношеских объединений, игровые технологии в организации детско-юношеского досуга.
Важнейшей отличительной чертой профессиональной подготовки бакалавров по профилю «Социально-культурная анимация и рекреация» является знание сущности, принципов, технологий социально-культурной анимации; психолого-педагогических основ рекреации, возрастных и социально-демографических особенностей организации анимационных программ в социально-культурной сфере; основ проектирования и внедрения анимационных и рекреационных культурно-досуговых программ. В ходе профессиональной подготовки бакалавры овладевают современными технологиями организации активного отдыха, рекреации всех возрастных групп населения; технологиями творческой реабилитации, технологиями подготовки и проведения анимационных программ и проектов.
Таким образом, обобщая сказанное, можно отметить, что бакалавры по направлению «Социально-культурная деятельность», осваивая в вузах культуры и искусств основную образовательную программу по единому циклу общих гуманитарных, социально-экономических и профессиональных учебных дисциплин, получают углубленную профильную профессиональную подготовку, которая позволяет им эффективно работать в современных учреждениях социально-культурной сферы.
1. Кудрина Е.Л., Бедин В.И. Состояние, проблемы и перспективы подготовки кадров в области библиотечно-информационной и социально-культурной деятельности с учетом компетентностного подхода в многоуровневом образовании. Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. 2013; 22 (1): 209.
2. Григорьева Е.И. Традиции и инновации в подготовке современных бакалавров и магистров социально-культурной деятельности. Вестник Тамбовского государственного университета. 2011; 11 (103): 141 - 142.
3. Мирошниченко Е.В. Профессиональная подготовка менеджеров социально-культурной деятельности с применением технологий дуального обучения. Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014; 28: 157.
4. Григорьева Е.И., Ярошенко Н.Н. Специфика подготовки кадров для социально-культурной сферы на основе новых образовательных стандартов третьего поколения. Современные проблемы образования. 2010; 6 (022): 235.
References
1. Kudrina E.L., Bedin V.I. Sostoyanie, problemy i perspektivy podgotovki kadrov v oblasti bibliotechno-informacionnoj i social'no-kul'turnoj deyatel'nosti s uchetom kompetentnostnogo podhoda v mnogourovnevom obrazovanii. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv: zhurnal teoreticheskih i prikladnyh issledovanij. 2013; 22 (1): 209.
2. Grigor'eva E.I. Tradicii i innovacii v podgotovke sovremennyh bakalavrov i magistrov social'no-kul'turnoj deyatel'nosti. Vestnik Tambovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011; 11 (103): 141 - 142.
3. Miroshnichenko E.V. Professional'naya podgotovka menedzherov social'no-kul'turnoj deyatel'nosti s primeneniem tehnologij dual'nogo obu-cheniya. SbornikikonferencijNIC Sociosfera. 2014; 28: 157.
4. Grigor'eva E.I., Yaroshenko N.N. Specifika podgotovki kadrov dlya social'no-kul'turnoj sfery na osnove novyh obrazovatel'nyh standartov tret'ego pokoleniya. Sovremennye problemy obrazovaniya. 2010; 6 (022): 235.
Статья поступила в редакцию 10.03.16
УДК 37.01
Kuzhekov A.Yu., senior teacher, Vladimir Legal Institute FSIN of Russia (Vladimir, Russia), E-mail: akuzhekov33@mail.ru
CONCEPTUAL BASICS OF DEVELOPMENT OF A CIVIC POSITION OF STUDENTS OF FSIN EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN RUSSIA IN THE SYSTEM OF MORAL AND LEGAL EDUCATION. The article discusses a concept of citizenship of cadets of educational institutions of FSIN of Russia in the system of moral and legal education. The paper presents some analysis of pedagogical literature on this problem. The author studies features, levels and stages of formation of civil position of students of educational institutions of FSIN. The model and the stages of the process of definition of readiness of students to realization of citizenship is offered. It describes distinctive features of civil and patriotic values as a basic element of civilization of future officers in the system of moral and legal education. The author marks and proves conceptual conditions necessary to form a civil position in cadets of educational institutions in the Russian Federal Penitentiary system of moral and legal education.
Key words: citizenship, civic, students of educational institutions of FSIN (Russia), educational activities, moral and legal education, stages of formation of civic education.
А.Ю. Кужеков, ст. преп. Владимирского юридического института ФСИН России, г. Владимир,
Е-mail: akuzhekov33@mail.ru
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ В СИСТЕМЕ НРАВСТВЕННО-ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ
В статье рассматривается понятие и сущность гражданской позиции курсантов образовательных организаций ФСИН России в системе нравственно-правового воспитания. На основе анализа педагогической литературы исследуются особенности, уровни и этапы формирования гражданской позиции обучающихся образовательных организаций ФСИН. Рассматривается модель и этапы процесса определения готовности обучающихся к реализации гражданской позиции. Описываются отличительные черты гражданско-патриотических ценностей как основного элемента гражданственности будущего офицера в системе нравственно-правового воспитания. Обозначаются и аргументируются концептуальные основы формирования гражданской позиции курсантов образовательных организаций ФСИН России в системе нравственно-правового воспитания.
Ключевые слова: гражданская позиция, гражданственность, курсанты образовательных организаций ФСИН России, образовательная деятельность, нравственно-правовое воспитание, этапы формирования гражданского воспитания.
В настоящее время особое внимание представителей педагогической общественности и исследователей гражданского и нравственно-правового воспитания уделено процессу формирования гражданской позиции молодёжи. Актуальность данного вопроса неразрывно связана с происходящими в современной России изменениями социально-экономического, политического, духовного и нравственного характера. Результаты исследования историко-генетического компонента общественной и профессиональной деятельности будущих офицеров, позволили С.П. Долинину охарактеризовать гражданскую позицию курсантов специализированных образовательных учреждений как интегральное качество, состоящее из социально-политической, профессиональной, военной готовности, обладающей собственным личностным достоинством, способностью к практической реализации индивидуальных и социально значимых целей в зависимости от принятых в армии и обществе ценностей, принципов и норм [1].
Важной опорой в воспитательной деятельности является формирование устойчивых витальных тенденций индивида, связанных с выбором и освоением будущей профессии [2]. Полноценный офицер с точки зрения гражданственности - это человек с высокоразвитыми интеллектуальными и личностными качествами, профессионал своего дела, способный осознавать свою ответственность за собственную судьбу и судьбу Родины; это личность, руководствующаяся своими правами в процессе своей жизнедеятельности на пользу Родине. Понятие «гражданственность» - основа подготовки будущего офицера. Так, Г.Н. Филонов в своих трудах подчёркивает, что «гражданственность - это совокупность субъективных качеств личности, которые проявляются во взаимоотношениях и деятельности человека в процессе выполнения им основных социально-ролевых функций, таких как осознанная законопослушность, патриотическая преданность Родине и защита интересов Отечества» [3, с. 52]. Воспитание, формирование и реализация гражданственности подразумевает развитие активной гражданской позиции личности, гражданского самоопределения, ответственности за собственный выбор. В связи с этим особое внимание уделяется специфическим морально-психологическим качествам. Вместе с тем, в условиях демократизации российского общества все большее значение приобретают такие свойства личности как толерантность и уважение к другому мнению, умение убеждать либо принимать чужую точку зрения.
Вышеизложенное позволяет заключить, что готовность курсантов образовательных организаций ФСИН России к реализации гражданской позиции подразумевает интегративную личностную характеристику, определяющую её способность выполнять социальную роль гражданина. Первостепенную роль в реализации гражданской позиции играют внутриличностные, ценностные ориентиры. Ценностные ориентации - ступени перевода ценностей в деятельность. Они - опосредующее звено между объективной для человека социальной средой и его индивидуальным сознанием [4]. Результаты исследований в области зарубежной педагогики позволили определить процесс гражданского воспитания как педагогическое воздействие с целью формирования у обучающихся определённого набора комплекса знаний, умений и навыков, умения активного, демократического участия в жизни общества, осознание своих прав и стремление реализовывать свои обязанности перед обществом и государством.
По нашему мнению, процесс формирования гражданского воспитания и гражданской позиции обучающихся образовательных организаций ФСИН России происходит на следующих взаимообусловленных уровнях.
1. На уровне организации управления образовательной организацией формирование гражданского воспитания осуществляется за счет правил, регламентирующих жизнь ВУЗа, распределения полномочий и обязанностей; взаимодействия между учебным заведением и окружающим миром.
2. На уровне организации взаимодействия в пределах образовательной организации формирование гражданственности обучающихся происходит в связи с групповым взаимодействием, неформальным общением, стимулированием развития лидерских качеств курсантов, межнациональным взаимодействием, сотрудничеством с органами управления.
3. На уровне организации образовательного процесса формирование гражданственности осуществляется в связи с применением форм и методов организации образовательного процесса, использования основного и дополнительного учебного материала.
4. На уровне содержания специализированных учебных дисциплин формирование гражданского воспитания осуществляется за счёт использования программ, которые направлены на усвоение обучающимися знаний о гражданственности, формирование нравственно-правовых навыков и гражданской позиции курсантов.