УДК 37.013
ФАКТОРЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Белгородский государственный институт культуры и искусств
e-mail:
Н. Н. Шептун
В статье рассматриваются совокупность факторов, влияющие на подготовку специалиста сферы культуры и искусств к использованию технических средств в профессиональной деятельности. Выявление ведущих факторов подготовки осуществлялось путем использования метода экспертных оценок, применения метода факторного анализа. В статье представлены пять факторов, которые влияют на подготовку специалиста: мотивационные, средовые, организационно-стимулирующие, гносеологические и рефлексивные. Совокупность внешних или внутренних педагогических явлений, процессов и объектов педагогической действительности, которые способствуют возникновению таких факторов, являются педагогическими условиями подготовки.
Ключевые слова: факторы подготовки специалиста, технические средства, мотивация, рефлексия, тезаурус, рейтинговая оценка, творческий потенциал, компетентность, творческое мышление, педагогический процесс.
Современный период развития мирового сообщества характеризуется усилением роли технических и аудиовизуальных средств в сфере культуры и искусств, необходимостью повышения качества профессиональной подготовки будущих специалистов, которым предстоит осуществлять свою профессиональную деятельность в сегодняшнем очень динамичном и технологическом мире. Очевидно, что в этих условиях становится необходимость анализа ведущих факторов подготовки будущих специалистов сферы культуры и искусств применять разнообразные технические средства для реализации художественно-творческих задач в профессиональной деятельности.
В современной науке под факторами понимают совокупность основных, базовых причин, являющихся источником возникновения, становления и развития некоторых процессов и явлений (В. П. Бранский, Ф. Б. Константинов, В. Г. Марахов и др.). Катькало В. С. под факторами понимает «направленную силу предмета или процесса, воздействующую на другие предметы или процессы».
Другие ученые под факторами понимают особо важные элементы или объекты, которые оказывают решающее влияние на возможность возникновения некоторых событий или результативность деятельности (П. Е. Решетников, В. И. Коваленко).
Совокупность внутренних и внешних по отношению к образовательной системе явлений, процессов и объектов, определяющих успешность подготовки специалиста сферы и культуры и искусств к использованию технических средств в профессиональной деятельности, можно назвать факторами подготовки.
В научных работах по проблеме подготовки специалиста в качестве ведущих факторов этого процесса выделяются: компоненты мотивационной сферы - структура движущих мотивов, целеполагание, эмоциональное отношение к процессу обучения (С. М. Вишнякова, В. В. Давыдов, И. И. Ильясов, А. К. Маркова, А. В. Петровский, И. П. Подласый, Д. Б. Эльконин и др.); средовые факторы, а именно, создание креативной среды (П. Е. Решетников); научно-технический прогресс и совершенствование материально-технической базы (В. Г. Афанасьев, А. В. Бачурин, М. Виленский, Б. М. Смитиенко, А. К. Шуркалина); организационно-стимулирующие факторы, в том числе контроль в учебном процессе (К. Д. Ушинский, А. Дистервег, П. Ф. Каптерев), организация рейтинговой системы (Б. Г. Ананьев, М. П. Батура, Л. В. Ломако); профессиональная компетентность педагога (В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко,
Е. Н. Шиянов); гносеологические факторы, в том числе креативность мышления (Дж. Гилфорд, Б. Гизелин, С. Медник, В. Смит, П. Торренс); саморазвитие и самореализация (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм, А. В. Брушлинский, В. П. Зинченко, К. А. Абульханова-Славская и др.).
Аспектный анализ данных работ и практической деятельности в вузах культуры и искусств позволяет конкретизировать основные факторы, оказывающие существенное влияние на подготовку специалиста социокультурной сферы к использованию технических средств в профессиональной деятельности. Выявление основных факторов подготовки осуществлялось путем использования метода экспертных оценок. В эксперименте участвовали ведущие специалисты-эксперты в области подготовки специалистов сферы культуры и искусств к использованию технических средств в профессиональной деятельности: Кравченко А. Н., доцент кафедры эстрадного оркестра и ансамбля БГИКИ, ЗРК РФ, звукорежиссер; Кулабухо-ва В. А., доцент кафедры актёрского искусства БГИКИ, ЗРК РФ, заведующая кино-, фотолабораторией; Рыбальченко И.И., ассистент кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников БГИКИ, художник по свету; Черныш Н. К., профессор кафедры актерского искусства, НА России; Ряднова С. А., доцент кафедры социально-культурной деятельности БГИКИ, кандидат педагогических наук; Галиченко А.Ю., доцент кафедры философии и социальных наук, кандидат педагогических наук. Сущность метода экспертных оценок заключался в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов. Получаемое в результате обработки обобщенное мнение экспертов принималось как решение проблемы. Комплексное использование интуиции (неосознанного мышления), логического мышления и количественных оценок с их формальной обработкой позволили получить эффективное решение проблемы.
Всю выделенную совокупность факторов подготовки специалиста сферы культуры и искусств к использованию технических средств в профессиональной деятельности в результате эксперимента можно условно разделить на пять групп: мотиваци-онные факторы (21,4 %), средовые факторы (20,7 %), организационно-стимулирующие факторы (20 %), гносеологические факторы (19,3 %) и рефлексивные факторы(18,6%).
К первой группе относятся мотивационные факторы. Они связаны с развитием мотивов, побуждающих личность к успешному овладению и использованию технических средств обучения в профессиональной деятельности. К таким факторам относятся:
а) желание учиться и развиваться в профессии;
б) интерес к техническим средствам обучения;
в) стремление добиваться к высоким результатам;
г) стремление к позитивной оценке своей личности;
д) осознание необходимости технических средств для эффективности профессиональной деятельности;
е) социальные мотивы (ответственность, стремление принести пользу обществу и т.д.).
Мотивационные факторы влияют на подготовку специалиста сферы культуры и искусств к использованию технических средств в профессиональной деятельности при условии постоянного стимулирования педагогом внутренних мотивов личности: интересов, потребностей, стремление к познанию, увлеченности процессом и результатом учения, сделать процесс обучения максимально интересным для студента, приносящим ему удовлетворение и даже удовольствие; помочь студенту сформировать такие мотивы и установки, которые позволят ему испытывать удовлетворение от преодоления внутренних и внешних препятствий в учебной деятельности.
Техническое образование основывается на личностно-ориентированном обучении при сохранении общего целостного направления учебного процесса, предусмотренного программой. Первоначальная мотивация прихода студента в учебное заведение может быть чисто случайной, что послужит причиной отказа от учебы. Встает задача педагога, особенно на первом этапе, заинтересовать, увлечь студента, сделать его учебную мотивацию осознанной и устойчивой.
К средовым факторам относятся такие объекты, явления и процессы внешней и внутренней среды, которые влияют на процесс подготовки специалиста сферы культуры и искусств к использованию технических средств в профессиональной деятельности. А именно:
а) наличие современных технических средств в образовательной среде;
б) наличие нескольких образцов в образовательном учреждении;
в) наличие продуманной системы обучения, умения обращаться с техническими средствами;
г) активность в использовании технических средств;
д) создание в образовательном учреждении и микроколлективах творческой атмосферы;
е) установление фасилитационных отношений между участниками образования (педагогом и студентом).
Средовые факторы оказывают влияние на подготовку специалиста сферы культуры и искусств к использованию технических средств в профессиональной деятельности так, как одной из главных задач в развитии специалиста является формирование его творческого потенциала. Для эффективного развития творческого потенциала будущих специалистов в учебном заведении должна быть создана креативная среда, способствующая подготовке студентов к изобретательской деятельности и техническому творчеству.
Создание креативной среды в образовательном учреждении начинается с включения каждого студента в разные формы практической творческой деятельности. Работа педагогического коллектива по приобщению будущих специалистов к творческой деятельности в институте осуществляется в различных формах, таких как:
• занятий в студенческих научных кружках (занятия проводятся по дисциплинам специального цикла, завершаются обычно занятия студенческой научно-практической конференцией, где каждый участник демонстрирует свои творческие достижения);
• проведения открытых мероприятий по развитию творческого потенциала студентов (семинары, открытые классные часы, тематические игры, викторины и т.д.);
• выполнения творческих заданий, технического моделирования (по каждой учебной дисциплине разрабатывается комплекс творческих заданий для выполнения на творческом уровне; некоторые задания представляются в форме проектов);
• проведения творческих мероприятий (фестивалей, олимпиад, конкурсов, презентаций, защиты творческих проектов и др.);
• выполнения учебно-исследовательских работ (познавательных творческих работ, направленных на выявление закономерностей, условий и др.)
Педагогическое мастерство заключается в создании наиболее благоприятных условий для выявления творческих задатков и включения в разные формы творческой деятельности студентов с разным уровнем знаний и умений. Для развития у будущих специалистов творческого отношения к труду необходимо сформировать у них желание и потребность творчески трудиться.
К организационно-стимулирующим факторам относятся такие педагогические процессы и явления, которые связаны с организацией учебной деятельности, стимулированием работы субъекта, которые приводят к существенному повышению качества подготовки специалиста к использованию технических средств в профессиональной деятельности. Среди них:
а) организация успеха в овладении техническими средствами;
б) создание системы ознакомления с разными видами технических средств;
в) техническая компетентность преподавателя;
г) создание системы стимулирования учебной деятельности;
д) создание рейтинговой оценки деятельности субъекта;
е) информационная открытость системы, что дает возможность студентам сопоставлять результаты своей учебы с результатами сокурсников.
Использование организационно-стимулирующих факторов будет способствовать эффективной подготовке специалиста сферы культуры и искусств к использованию технических средств в профессиональной деятельности. Одним из действенных приёмов стимулирования интереса к учению является создание в учебном процессе ситуаций успеха у студентов, испытывающих определённые затруднения в учёбе. Известно, что без переживаний радости успеха невозможно по-настоящему рассчитывать на дальнейшие успехи в преодолении учебных затруднений. Ситуации успеха педагог организует, поощряя промежуточные действия студентов.
В зависимости от уровня готовности студентов к использованию технических средств в профессиональной деятельности, преподавателем подбираются для студентов задания, чтобы те из них, которые нуждаются в стимулировании, получили бы на соответствующем этапе доступное для них задания, а затем уже переходили бы к выполнению более сложных заданий. Для ситуации успеха необходима благоприятная морально-психологическая атмосфера.
Рейтинговая система - совокупность правил, методических указаний и соответствующего математического аппарата, реализованного в программном комплексе, обеспечивающем обработку информации, как по количественным, так и по качественным показателям индивидуальной учебной деятельности студентов, позволяющем присвоить персональный рейтинг (интегральную оценку, число) каждому студенту в разрезе любой учебной дисциплины, любого вида занятий, а также обобщенно по ряду дисциплин.
Рейтинговая система не только снимает многие противоречия в контроле знаний учащихся, но и оптимально способствует решению проблем усиления мотивации к учебной деятельности; показывает динамику успехов и неудач в процессе обучения. Внесение духа соревнования и соперничества, изначально заложенных в человеческой природе, находит оптимальный выход в добровольной форме, которая не вызывает негативной отталкивающей и, самое главное, болезненной стрессовой реакции. Развитие элементов творчества, самоанализа, включение интеллектуальных резервов личности, обусловленных повышенной мотивацией учащихся, подготавливает почву для постепенного стирания жёстких дистанционных границ между преподавателем и учащимся [8].
Таким образом, применяя в педагогической практике систему рейтинг-контроля вместе с технологией рейтинговой оценки учебной успешности учащихся, в образовательном процессе будут исполняться потребности общества в подготовке высококвалифицированных специалистов, способных к творческой и активной деятельности.
Проблема ритма в учебном процессе представляет интерес не только для создания оптимальных условий восприятия информации. Ритм - один из важнейших факторов, формирующих упорядоченность учебного процесса и всей учебной деятельности. Отсутствие ритма в учебном процессе характеризует неорганизованность и вызывает растерянность в действиях. Учебный процесс требует ритмической организации всех компонентов системы, включая психолого-физиологическую и эмоциональную стороны процесса обучения.
Учебная деятельность, правильно организованная, побуждает студентов к познавательной активности, качественному выполнению заданий, что способствует формированию у них ведущего субъекта качества - активности.
К гносеологическим факторам относятся процессы и результаты позна-
ния, возможности и средства познавательной деятельности. А именно:
а) включение личности в общение с профессионалами, изучение их опыта;
б) целенаправленное использование средств массовой информации для пополнения знаний;
в) включённость личности в самообразование (в сфере технических средств);
г) креативность (способность самому вырабатывать новые знания);
д) диалог, обсуждение, включение в процесс рассуждения;
е) учебники, учебные пособия, специальная литература, практикумы.
Использование гносеологических факторов будет способствовать эффективной подготовке специалиста сферы культуры и искусств к использованию технических средств в профессиональной деятельности. Для подготовки специалиста к творческой профессиональной деятельности необходимо, прежде всего, развивать их познавательную активность, прививать им самостоятельность, потребность в непрерывном пополнении своих знаний, как ориентировочной основы творческих действий. Это возможно реализовать лишь при условии творческого отношения преподавателя к обучению и воспитанию и при условии творческой обстановки в учебном заведении.
Творческий потенциал отображает способность личности успешно решать нетиповые профессиональные задачи. Главной составной частью творческого потенциала является креативное и дивергентное мышление. Креативность означает способность личности генерировать необычные оригинальные идеи. Дивергентность мышления - это способность мыслить «в разных направлениях», выдвигать различные версии, намечать разные пути решения проблемы [4].
Главное качество современного специалиста - его творческий потенциал, способность самостоятельно ставить и решать вопросы совершенствования технологий и оборудования. Оно формируется в процессе научно-исследовательской работы и технического творчества студентов. Задача преподавателей состоит в том, чтобы у каждого молодого специалиста развить интерес к изобретательской деятельности, вызывать потребность поиска новых технологических решений, научить творчески применять полученные знания.
Важнейшим и необходимым условием перехода учебной информации в знания является психологическая сторона, связывающая прежние знания в новые сообщения. Есть такое выражение, что мышление начинается там, где не хватает знаний. Это верно и неверно. Верно потому, что мышление - творческий процесс поиска. Неверно потому, что не может быть поиска на пустом месте. Поиск проводится в определенной среде, в которой есть, что искать. В учебном процессе важнейшая роль принадлежит содержательной (семантической) стороне информации. Она определяет ценность и учебный смысл информации. Качественная величина учебной информации определяется в системе исходя из запаса сведений в области данного предмета изучения - тезауруса. Приёмное устройство системы, используя семантику информации, всегда обращается к имеющемуся запасу сведений, обеспечивающих приём информации. Этот запас сведений требует не только накопления определенных понятий и формулировок, но и наличия содержательных форм, устанавливающих связи и отношения тезауруса с поступающей информацией. Учебная информация требует оптимальности её понимания, оптимально объёма, достаточного для усвоения, применения рациональных форм экономного выражения содержания, с достаточным основанием.
Любое появление нового, неизвестного, неожиданного в учебном процессе адаптируется, прежде всего, при условии подготовки восприятия. Подготовка ожида-емости информации в учебном процессе требует соблюдения некоторых условий, основными из которых являются: единство условности и кодирования; пропорциональное ритмическое распределение информации во времени; пространственная локализация представлений; определение оптимального объёма информации, доступного для восприятия и переработки в знания; недопустимость как перегрузки, так и недогрузки рецепторов сигналами информации; определение форм сочетания ожидаемого
и неожидаемого в сообщении учебного материала; организация необходимой выразительности средств информации.
Оптимальное условие восприятия зрительной и слуховой информации как главных форм учебной информации достигаются при строгом соответствии темпов поступления информации и темпов её усвоения. Выполнение этого условия обусловливается наличием в учебном процессе функции непрерывной интенсивности восприятия.
При обучении всегда приходится иметь дело с тремя информационными факторами: источником информации, получателем информации, самой информацией. В качестве источника информации прямо или косвенно выступает педагог, а получателем её являются студенты. Эти стороны и связывает информация. Для учебного процесса в этой связи многое носит специфический характер. Так, сообщение информации без надлежащей мотивировки, возбуждения интереса к ней, даже при высоком её качественном содержании, не обеспечивает нужной эффективности обучения. Передача информации снижается при необоснованном выборе средств обучения.
В учебном процессе, как правило, находит применение незавершенная информация. Чем больше неопределенность (энтропия) учебной информации, тем больше её многозначность. Содержательной основой самостоятельной переработки информации в знания, основой поиска знаний является отношения известного к неизвестному. Это одно из непременных условий процесса обучения - условия постоянной незавершенности в приобретении знаний. Незавершенность знаний направляет студентов на инициативный, самостоятельный их поиск.
Новый материал лучше воспринимается, если он ложится на уже подготовленную основу. Преподаватель должен знать возрастную психологию студентов, понимать мир его интересов, удовлетворять его любопытство и использовать свой жизненный опыт и педагогическое мастерство для того, увлечь своим предметом и обеспечить на этой основе развитие творческого потенциал [2].
Для подготовки специалиста к творческой профессиональной деятельности необходимо, прежде всего, развивать их познавательную активность, прививать им самостоятельность, потребность в непрерывном пополнении своих знаний, как ориентировочной основы творческих действий. Это возможно реализовать лишь при условии творческого отношения преподавателя к обучению и воспитанию и при условии творческой обстановки в учебном заведении.
Ещё одну группу факторов образуют рефлексивные факторы, выраженные как обращение субъекта к своему внутреннему миру, своему опыту жизнедеятельности. Среди них:
а) включённость личности в индивидуальную и групповую рефлексию опыта использования технических средств обучения;
б) наличие систем контроля освоения технических средств;
в) сочетание педагогической оценки деятельности и экспертной оценки;
г) наличие мониторинга освоения технических средств;
д) самомониторинг;
е) стремление к самопознанию.
Рефлексивные факторы оказывают существенное влияние на подготовку специалиста сферы культуры и искусств к использованию технических средств в профессиональной деятельности в силу того, что рефлексия помогает студентам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Она также позволяет студенту осознать свою индивидуальность, уникальность и предназначение, которые «высвечиваются» из анализа его предметной деятельности и ее продуктов, поскольку учение проявляет себя в тех приоритетных для него областях бытия и способах деятельности, которые присущи его индивидуальности. Важен психологический подход к организации рефлексии студента. Задача педагога создать для студента такие условия, чтобы он захотел говорить о проведенном занятии или о своей деятельности.
Будущий специалист должен уметь находить пути решения профессиональных проблем, самостоятельно отыскивать, добывать необходимую информацию и использовать её в решении творческих задач. Работая над определенной проблемой, будущий специалист учится формулировать её, находить нетрадиционные пути по её решению, предвидеть возможные трудности на пути реализации поставленных задач и последствия, находить способы преодоления и предупреждения возможных затруднений, анализировать и осмысливать процесс и результаты своей деятельности, корректировать свои действия.
Педагогический факт выступает как результат взаимодействия многочисленных изменчивых условий жизни индивида и коллектива. В педагогических явлениях, наблюдаемых в повседневной жизни, почти каждый факт представляет собой сочетание различных побуждений, условий, причин, которые его вызывали. Конечно, и специально собранные факторы не могут вскрыть сложность педагогических явлений. Однако целенаправленный отбор в ходе эксперимента делает их более однородными, «прозрачными» для выделения изучаемых существенных признаков и закономерных связей. В ходе эксперимента было выявлено, что одними из ключевых факторов стали: мотивационные факторы, среди них - желание учиться и развиваться в профессии; социальные мотивы (ответственность, стремление принести пользу обществу и т. д.); осознание необходимости технических средств обучения для эффективности и профессиональной деятельности; средовые факторы, а именно - наличие современных технических средств в образовательной среде, наличие продуманной системы обучения, умения обращаться с техническими средствами; создание в образовательном учреждении и микроколлективах творческой атмосферы; организационно-стимулирующие факторы, среди них - создание системы ознакомления с разными видами технических средств; техническая компетентность преподавателя; создание системы стимулирования учебной деятельности; информационная открытость системы, что дает возможность студентам сопоставлять результаты своей учебы с результатами сокурсников; гносеологические факторы, а именно - включение личности в общение с профессионалами, изучение их опыта; включённость личности в самообразование (в сфере технических средств); диалог, обсуждение, включение в процесс рассуждения; учебники, учебные пособия, специальная литература, практикумы; рефлексивные факторы, среди них - включённость личности в индивидуальную и групповую рефлексию опыта использования технических средств обучения; наличие систем контроля освоения технических средств; стремление к самопознанию.
Выделенные факторы подготовки специалиста сферы культуры и искусств к использованию технических средств в профессиональной деятельности функционально связаны с психолого-педагогическими условиями.
Таким образом, психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективность подготовки специалиста к использованию технических средств в профессиональной деятельности, включают:
- учет изменения особенностей профессиональной деятельности в условиях развития науки и техники, технических и аудиовизуальных средств в сфере культуры и искусств;
- обеспечение студентов открытым и удобным доступом к образцам технических и аудиовизуальных средств;
- создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей студентов;
- соответствие содержания учебных дисциплин современному уровню развития науки и техники в их предметной области, обеспечение прогностического характера содержания обучения.
- интеграционные подходы в обучении, которые позволят увязать личностные и профессиональные устремления студентов; помочь им в формировании самооценки и обеспечить повышение качества подготовки специалистов.
Цифровые технологии в XXI в., бесспорно, станут основой технической индустрии. Однако, какой бы ни была аппаратура, главными в искусстве должны быть эстетическая и смысловая доминанты художественного пространства как образного целого. В этом аспекте и необходимо осуществлять подготовку специалистов нового тысячелетия, что является дальнейшим предметом нашего исследования, при условии сочетания практического освоения компьютерных технологий, разнообразных технических средств и понимания эстетической природы, законов восприятия художественного пространства. Так, синтез технического и собственно творческого начал, «вырастающий» из сближения оригинального и традиционного, традиционного и оригинального, должен стать основой индустрии мультимедиа, предоставить широкий спектр возможностей для создателей мультимедиа (художников, видеомонтажеров, композиторов, звукорежиссеров и др.), расширяя масштабы их творческой деятельности за счёт креативного потенциала мультимедийных средств, позволяющих находить самые разнообразные и действенные формы и методы самореализации.
Процесс синтеза современных средств мультимедиа, информационных технологий и художественного творчества обуславливает интеграционный подход в обучении специалиста сферы культуры и искусств в сегодняшнем динамически развивающемся технологическом мире; требует комплексного погружения носителя культуры в потоки медиапространств с учётом духовно-нравственных и профессионально-творческих интересов.
Список литературы
1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М.: Прогресс, 1974.
2. Архангельский С. И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.: Высшая школа, 1974.
3. Воген Т. Мультимедиа: Практ. руководство / Пер. с англ.; предис. Б. Колигена. - М.: Попурри, 1997.
4. Гилфорд Дж.Три стороны интеллекта // Психология мышления - М.: Прогресс, 1965.
5. Дворко Н. И. Профессия - режиссер мультимедиа. -Сб.: СПбГУП, 2004.
6. О показателях качества образования.// Высшее образование в России. - 2004. -№ 11. - С 92 - 96.
7. Пискунов А. И., Теория и практика педагогического эксперимента/ Под. ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. - М.: Педагогика, 1979- - 208 с.
8. Рейтинговая система // Высшее образование в России. - 2001. - №4. - С 131 - 137.
9. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика. - М., 2002. - С 45 - 47.
FACTORS OF PREPARATION OF THE SPECIALISTS OF SPHERE OF CULTURE AND ARTS TO USE OF THE TECHNICAL EQUIPMENT IN PROFESSIONAL WORK
The paper considers the set of factors of preparation of the cultura ena arts specialists to the applying of technical equipment in their everyday work. The results are collected with the means of expert evaluation methods and factor analysis. The article discusses five factors - motivational, environmental, organizational, gnoseological, reflective. The system of uoter and inner phenomena, processes and objects od pedagogics are claimed to be pedagogical conditions of the factor emergence.
Keywords: factors of preparation, technical equipment, motivation, reflection, thesaurus, raiting, creative potential, competence, creative thinking, pedagogical process.
N. N. Sheptun
Belgorod State institute of culture and arts
e-mail: