2. Годник С.М. Процесс преемственности высшей и средней школы. Воронеж, 1981.
3. В помощь куратору: метод. пособие / сост. М.Е. Иванова, Р.А. Балдюк, Ф.Н. Егорова. Якутск, 2000.
4. Филиппов Д.Е. Социально-педагогические условия функционирования системы довузовского образования: дис. ... канд. пед. наук. М., 2003.
5. Матушкин С.Е. О концепциях непрерывного образования // Оптимизация учебно-воспитательного процесса как условие формирования целостной личности молодежи: тез. докл. и сообщений республиканской науч.-метод. конф. Челябинск, 1990. С. 49-51.
Поступила в редакцию 15.09.2008 г.
Mikhailova E.P. Significance of college preparation programs for rural school children and for their social adaptation to learning conditions in high education institutes. The article reveals difficulties of high school students, and offers adaptation criteria i.e. motivation, valuable, practical, active, cognitive, communicative, emotional and will for evaluation of rural school children readiness to study at non-state high education institutes (Cheboksary Cooperative Institute).
Key words: college preparation programs for rural school children, adaptation criteria.
УДК 370.1+371.3
МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СПОУ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
© Н.А. Верховод
Статья посвящена обоснованию модели организации методической деятельности педагогов СПОУ в условиях модернизации образования. Данная модель прошла апробацию в территориальноотраслевом образовательном учреждении колледж - вуз «Белгородский государственный институт культуры и искусств».
Ключевые слова: модель, модернизация профессионального образования, научно-исследовательская лаборатория, научно-методический совет, научно-творческое сообщество, творческая деятельность, учебно-методический отдел.
Современный педагог - основная фигура модернизации системы профессионального образования. Его профессиональная компетентность, профессиональная образованность, конкурентоспособность, динамизм и мобильность зависят, в первую очередь, от методической среды в среднем профессиональном образовательном учреждении (СПОУ), где педагоги осваивают все новое в педагогической науке и практике, совершенствуя свое профессиональное мастерство, исследуя, проектируя, внедряя новое в системе профессионального образования, добиваясь при этом повышения рейтинга своего труда и качества обучения студентов.
Во всех программах модернизации профессионального образования на федеральном, региональном, местном уровне предусматривается формирование оптимальной модели управления процессами развития образовательных систем, основанной на прогнозировании потребностей социальных за-
казчиков образовательных услуг, потенциала образовательных учреждений, введении систем мониторинга эффективности и качества образования.
При этом особое внимание уделяется усилению интеграции системы профессионального образования на основе прогнозирования рынка труда, удовлетворению возросших потребностей социального партнерства рыночной инфраструктуры в подготовке высококвалифицированных специалистов в соответствии с образовательными запросами общества, динамикой и перспективами развития экономики и социальной сферы региона [1].
Интегрированная образовательная система, в свою очередь, формирует профессионально-ориентированную образовательную среду, специализирует материально-техническую базу образовательных учреждений, синтезирует образовательные педагогические технологии, формирует способы воспитания и развития личности обучаемых.
Основным ядром модернизации системы многоуровневой подготовки специалистов непрерывного профессионального образования в территориально-отраслевых образовательных учреждениях колледж - вуз должна стать модернизация управления всей методической деятельностью преподавателей СПОУ.
В процессе проведенного системного мониторинга мы пришли к выводу, что в условиях модернизации профессионального образования необходимо разработать и спроектировать принципиально новую структурно-функциональную модель системы управления методической деятельностью преподавателей СПОУ.
Модель (лат. modulus - «мера», «образец») - это система объектов или знаков, воспроизводящая наиболее существенные свойства системы оригинала [2]. Модель имеет следующие значения:
- в процессе научного познания модель заменяет оригинал; изучение модели дает знания об оригинале;
- другой объект, который сопоставляется с исходным объектом и определенные свойства которого заданным образом отражают выбранные свойства исходного объекта;
- средство познания, основанное на аналогии; модель воспроизводит структуру оригинала, упрощает ее, отвлекается от несущественного; она служит обобщенным отражением явления, никак не тождественна ему, является результатом абстрактного обобщения практического опыта, а не непосредственным результатом эксперимента [3].
Основными компонентами предлагаемой нами модели управления методической деятельностью преподавателей СПО Белгородского государственного института культуры и искусств (БГИКИ) по функциональному принципу выступают научно-методический совет (НМС) и научно-творческое сообщество педагогов и студенческой молодежи (НТС ПСМ), которые находятся в постоянном взаимодействии как между собой, так и со всеми административно-управленческими и структурными подразделениями БГИКИ (рис. 1).
Научно-методический совет курирует деятельность научно-педагогической библиотеки, редакционно-издательского отдела и школы педагога-исследователя, основной
целью которых является научно-технологическое сопровождение профессиональнотворческого развития и саморазвития педагогов. Реализация данной цели основана на синергетическом и акмеологическом концептуальных подходах. Данные подходы базируются на следующих принципах:
- интенсификации саморазвития педагога в процессе инновационно-творческой деятельности;
- проектной самоорганизации;
- активизации субъектно-функциональных преимуществ;
- аттракционной интеграции активности;
- сознательности и активности;
- мотивированности.
Приведенная система принципов саморазвития педагогов является достаточной по количеству. Она затрагивает все компоненты методической деятельности преподавателей, определяет целевые и смысловые установки данной деятельности, а также направления профессионального самообразования педагогов.
В условиях модернизации профессионального образования актуальным представляется создание службы диагностики и качества подготовки специалистов.
Деятельность данной службы осуществляется через: научно-методическое обеспечение функционирования стандартов профессионального образования; рекомендации по обеспечению преемственности содержания подготовки специалистов в системе непрерывного образования; требования к содержанию профессионального образования и уровню подготовки выпускников. На этой основе разрабатывается дифференцированная система критериальных (точно измеряемых) показателей качества, взаимосвязанных систем тестов как способов измерения качества профессионального образования, в т. ч. для итоговой аттестации выпускников.
Координацию усилий различных структурных подразделений СПОУ, направленных на развитие научно-методического обеспечения образовательного процесса, инновационную и методическую деятельность преподавателей призван осуществлять учебнометодический отдел (УМО) СПОУ. К основным функциям УМО относятся: информационное обеспечение преподавателей и распространение передового опыта; учебно-методи-
РЕКТОР
УЧЕНЫИ СОВЕТ КОМПЛЕКСА КОЛЛЕДЖ - ВУЗ
Аспирантура
Проректор по инновационному развитию
Проректор по научной деятельности
Проректор по творческой деятельности
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ СОВЕТ
НАУЧНО- ШКОЛА ПЕДАГОГА- РЕДАКЦИОННО-
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ ИЗДАТЕЛЬСКИМ
БИБЛИОТЕКА ОТДЕЛ
Цель:
Научно-методическое сопровождение профессиональнотворческого саморазвития педагога
Формы
профессионального
самообразования
педагогов
Самовоспитание.
Самоопределение.
Самоутверждение.
Саморегуляция.
Самоактуализация.
Самореализация.
Самовыражение
СЛУЖБА
КАЧЕСТВА
ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ
- Повышение качества подготовки специалистов через рейтинговую систему оценки образовательной деятельности.
- Повышение качества менеджмента образовательным процессом путем активизации работы преподавательского состава и студентов по обновлению и совершенствованию содержания и методов обучения.
- Разработка системы контроля и оценки качества образования
Концептуальные подходы к реализации цели
- Синергетический подход.
- Акмеологический подход
- Интенсификации саморазвития педагога в процессе инновационно-творческой деятельности.
- Проектной самоорганизации.
- Активизации субъектно-функциональных преимуществ.
- Аттракционной интеграции активности субъектов методической деятельности.
- Сознательности и активности.
- Мотивированности
Содержание деятельности педагогов по саморазвитию
- Разработка и реализация программы профессиональнотворческого самообразования.
- Изучение документов и материалов, представляющих профессиональный интерес.
- Накопление профессиональной информации
- Планирование, организация и контроль учебного процесса.
- Изучение и распространение передового опыта организации учебного процесса и преподавания.
- Совершенствование норма-
тивно-методической документации, регламентирующей
педагогический процесс.
- Координация деятельности
кафедр и ПЦК по организации учебно-воспитательного про-
цесса.
- Организация апробации и
внедрения новых моделей,
методик и современных технологий обучения
НАУЧНОТВОРЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО ПЕДАГОГОВ И СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ (НТС ПСМ)
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ «СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА РЕГИОНА»
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ «БЕЛОГРА ДЬЕ»
УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКИЕ
ЛАБОРАТОРИИ:
- Народный ансамбль песни и танца «Везелица»
- Оркестр народных инструментов «Велес»
- Эстрадно- джазовый оркестр «Биляр-бэнд»
- Студенческий театр эстрадных миниатюр «Семь Я»
- Театр моды «Акцент»
- Театр-студия «Новая сцена»
К А Ф Е Д Р Ы (П Р Е Д М Е Т Н О-Ц И К Л О В Ы Е К О М И С С И И)
Рис. 1. Модель организации управления методической деятельностью педагогов СПОУ в условиях модернизации образования
ческое обеспечение образовательного процесса; координация деятельности кафедр и ПЦК по организации учебно-воспитательного процесса; аттестационно-диагностическое обеспечение мониторинга эффективности педагогического процесса; нормативно-правовое обеспечение инновационной и методической деятельности педагогов.
Следующим основным компонентом предлагаемой нами модели управления методической деятельностью преподавателей СПО БГИКИ по функциональному принципу является Научно-творческое сообщество педагогов и студенческой молодежи (НТС ПСМ).
За 2003-2008 гг. в БГИКИ определились 13 приоритетных научно-творческих направлений гуманитарного и исполнительского профиля, в основе которых народное творчество и национальная культура. Научно -творческая деятельность функционирует в рамках развивающейся многоуровневой системы «детский художественно-эстетический центр - колледж - вуз», способствующей творческому, нравственному становлению и развитию детей, подростков, молодежи. Заложена основа для формирования научных и творческих школ, а также фундаментализа-ции научных исследований.
В рамках БГИКИ действует научноисследовательская лаборатория «Социокультурная динамика региона» и учебно-исследовательская лаборатория «Белоградье». Основная деятельность лабораторий направлена на проведение экспериментальной работы в области разработки новых технологий обучения и новых экспериментальных образовательных программ. Результатами работы лабораторий являются такие виды продукции, как: сборники научных статей преподавателей и студентов; методические сборники педагогических разработок (программ, методических пособий, конспектов лекций); планы и программы семинаров-практикумов и др.
Научно-исследовательская лаборатория проводит исследования в области моделирования профессиональной деятельности преподавателей в образовательном процессе и разработку инновационных технологий обучения.
Основная сфера творческой деятельности студентов и преподавателей СПО БГИКИ связана с исполнительской практикой, участием в театрализованных представлениях и праздниках, театральных постановках, художественных выставках. Базой для творческой деятельности являются учебно-творческие лаборатории, формирующие профессиональное мастерство преподавателей и студентов.
Таким образом, реализация модели управления методической деятельностью педагогов СПО БГИКИ в условиях модернизации образования позволяет добиваться высокого качества профессиональной подготовки выпускников.
1. Лисов В.И. Совершенствование системы экономико-правового обеспечения деятельности образовательных учреждений столицы. М., 2004.
2. Общая и профессиональная педагогика / под ред. В.Д. Симоненко. М., 2006. С. 101.
3. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей. М., 2001. С. 146.
Поступила в редакцию 25.07.2008 г.
Verkhovod N.A. Organization of methodological work of teachers of postsecondary vocational education colleges in conditions of education modernization. The article focuses on validation of the methodological model of organization of postsecondary teachers’ work to keep up with new developments and conditions of education modernization. This model got approval in the territorial-sectoral educational institution Belgorod State Institute of Culture and Arts.
Key words: model, modernization of vocational education, research laboratory, scientific-methodological board, creative work, academic methodological department.