Научная статья на тему 'Модель процесса подготовки будущих специалистов сферы культуры к профессионально творческой самореализа'

Модель процесса подготовки будущих специалистов сферы культуры к профессионально творческой самореализа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
273
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (СКД) / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ / PROFESSIONAL TRAINING / SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITY / PROFESSIONAL AND CREATIVE SELF-REALIZATION / READINESS FOR PROFESSIONAL AND CREATIVE SELFREALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбунова Евгения Евгеньевна

Раскрываются основные положения исследования по проблеме профессионально-творческой самореализации в условиях вуза; уточнены сущность и специфика профессиональной подготовки, обоснована разработанная автором модель подготовки будущих специалистов сферы к профессиональнотворческой самореализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горбунова Евгения Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель процесса подготовки будущих специалистов сферы культуры к профессионально творческой самореализа»

8.Селевко Г.К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация. М. : НИИ школьных технологий, 2005. С. 90, 92, 100.

9. Сенько Ю.В., Фроловская М. Н. Педагогика понимания. М. : Дрофа, 2007. С. 7, 17, 171.

Realization of medical ethics regulations in the process of spiritual and moral education of future specialists in medicine

There is considered the spiritual and moral education of future specialists in medicine in the aspect of humanistic pedagogy. There is paid the attention to such important moral qualities as mercy, compassion, empathy that are necessary for professional activity of a specialist in medicine realizing the statements of medical ethics and forming a basis of future specialists training.

Key words: medical ethics, spiritual and moral education, future specialists in medicine, subject-subject relations, empathy.

е.е. горбунова

(волгоград)

модель процесса подготовки Будущих специалистов сферы культуры к профессиональнотворческой самореализации

Раскрываются основные положения исследования по проблеме профессионально-творческой самореализации в условиях вуза; уточнены сущность и специфика профессиональной подготовки, обоснована разработанная автором модель подготовки будущих специалистов сферы к профессиональнотворческой самореализации.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, социально-культурная деятельность (СКД), профессионально-творческая самореализация, готовность к профессионально-творческой самореализации.

В настоящее время российская высшая школа переживает качественно новый этап развития, связанный с кардинальным изменением приоритетов высшего образования и выдвижением в Концепции модернизации рос-

сийского образования (до 2020 г.) идей профессиональной подготовки компетентного, конкурентоспособного специалиста, готового к постоянному профессиональному росту, профессионально-творческой самореализации. Федеральный государственный стандарт третьего поколения (2010) ориентирует на повышение качества профессиональной подготовки будущих специалистов сферы культуры, и, прежде всего, на профессиональное творчество и самореализацию.

Динамика социально-экономических и культурных преобразований в обществе XXI в. связана с активным внедрением новых информационных технологий, актуализацией самореализации «человеческого потенциала», что требует переосмысления содержания и моделей профессиональной подготовки. В отличие от традиционного образовательного процесса, нацеленного на усвоение необходимых и достаточных знаний в сфере культуры, в рамках гуманитарной парадигмы образования предполагается развитие творческой личности специалиста, способного разрабатывать авторские культурно-досуговые программы, осуществлять презентации культурных продуктов и услуг, успешно позиционировать себя на рынке труда, самостоятельно и нетрадиционно мыслить, качественно преобразовывать собственную личность как будущего специалиста сферы культуры, т.е. готового к профессионально-творческой самореализации.

В исследованиях Е.П. Белозерцева, Н.М. Борытко, Н.К. Сергеева, Т.И. Шамо-вой определены общие закономерности процесса подготовки будущих специалистов к профессионально-творческой самореализации. Педагогические категории «самореализация» (процесс наиболее полного раскрытия внутреннего потенциала, развития способностей личности) и «профессиональнотворческая самореализация» (одна из важнейших задач профессионального образования, процесс и результат наиболее полного раскрытия творческого потенциала будущего специалиста) являлись предметом исследования в работах В.И. Андреева, Е.В. Бондаревской, Н.М. Борытко, И.Ф. Исаева, Н.К. Сергеева, В.В. Серикова, В.А. Сластенина, Шадрикова и др. Однако в совокупности эти работы выявляют методологические основы, отдельные приемы, предметные, творческие задачи и педагогические ситуации самореализации учите-

© Горбунова Е.Е., 2010

ля. Вопросы профессионально-творческой самореализации будущих специалистов сферы культуры пока остаются за рамками научных исследований, что противоречит специфике их профессионального, творческого становления, препятствует осуществлению данного процесса в вузах искусств и культуры.

Специфика подготовки будущих специалистов сферы культуры к профессиональнотворческой самореализации заключается в их профессиональном становлении, самореализации посредством вовлечения в общий культурный мир, пространство культурных ценностей, в котором специалист сферы культуры реализует себя как профессионал. особую значимость приобретают способы освоения культурных образцов, интерпретация культурного опыта решения художественнотворческих и образовательно-воспитательных задач (Н.В. Егорова, М.И. Ситникова), реализация профессиональных функций культуро-преемственности и культуротворчества, обеспечивающие профессиональную подготовку будущих специалистов сферы культуры к профессионально-творческой самореализации.

Анализ практики профессиональной подготовки будущих специалистов сферы культуры и многолетняя практическая деятельность автора статьи в качестве преподавателя ГОУ ВПО «Волгоградский государственный институт искусств и культуры» (ВГИИК) показывают, что ситуация, сложившаяся в современном обществе, учреждениях культуры, требует от выпускников не репродуктивных способностей, на которые в основном традиционно ориентирован учебный процесс, а творчества, умений создавать авторские проекты, соответствующие современной социокультурной и экономической ситуации в обществе. Данные умения не вырабатываются в достаточной степени в процессе учебы, учебной и производственной практик будущих специалистов сферы культуры. Выпускникам приходится решать социокультурные и воспитательные задачи не в организованном пространстве образовательного учреждения, а в открытой социальной среде, открытом социокультурном и образовательном пространстве, требующем понимания запросов аудитории, создания социально значимых проектов, готовности к профессиональнотворческой самореализации. Однако опрос студентов Волгоградского государствен-

ного института искусств и культуры специальности «Социально-культурная деятельность» (специализации «Менеджмент социально-культурной деятельности», «Технология социально-культурной деятельности», «Менеджмент туризма», «Постановщик культурно-досуговых программ»), в котором приняли участие 237 человек, на начальном этапе эксперимента в 2006 г. показал, что 42% из них не могут описать образ профессионала сферы культуры, готового к профессионально-творческой самореализации, на который они могли бы ориентироваться; 35% студентов не уверены, что знают творческую специфику социальнокультурной деятельности, отражающую сущность готовности к профессиональнотворческой самореализации; 57% не обладают достаточным опытом профессиональнотворческой самореализации и готовностью к ней, что явилось основанием для построения модели подготовки будущих специалистов сферы культуры к профессиональнотворческой самореализации

Основная идея модели заключается в сдвиге ценностно-целевого вектора формирования личности специалиста в сторону актуализации его творческого потенциала и самореализации в профессии посредством создания развивающей среды творческого типа, важной для становления профессиональных и специальных способностей, которые в процессе освоения видов учебно-профессиональной деятельности (художественно-творческой, проективной, научно-исследовательской, организаторской) преобразуются в ключевые готовности к профессионально-творческой самореализации. Готовность к профессиональнотворческой самореализации на основе анализа научной литературы по исследуемой проблеме была определена нами как сложное динамическое образование личности будущего специалиста сферы культуры, включающее совокупность общекультурных. специальных и индивидуально-творческих способностей, теоретических знаний, технологических умений и навыков, осознанный процесс и осмысленный результат актуализации способностей и возможностей в стремлении осуществить себя в социальнокультурной деятельности (СКД). Г отовность выступает как результат и высший уровень подготовки специалистов сферы культуры и является одним из основных критериев под-

готовки, характеризуется такими показателями, как способность к творчеству и самореализации, творческое мышление, творческая активность.

В отличие от традиционной модели профессионального образования в вузах искусств и культуры, характеризующегося оторванностью процесса обучения от приоритетных направлений практики, в ходе исследования нами была разработана модель, ориентированная на воспитание творческой личности специалиста социально-культурной деятельности. Принципы функционирования модели: самоуправление, самообразование, самодеятельность, самореализация личности в творческих мастерских, обеспечивающая овладение мастерством в ходе применения приобретаемых знаний, умений, навыков в практической деятельности.

Модель процесса подготовки будущих специалистов сферы культуры к профессионально-творческой самореализации построена в соответствии с логикой педагогической деятельности, включающей следующие этапы: организационно-деятельностный, профессионально-технологический, конструктивно-проективный, определяющие последовательность деятельности преподавателей по повышению уровня готовности (от адаптивного через репродуктивный к творческому) будущих специалистов сферы культуры к профессионально-творческой самореализации.

Первый этап - организационнодеятельностный, ориентирован на самоопределение в профессии, нахождение личностных смыслов в профессиональной социокультурной деятельности, осмысление образа Я, формирование системы профессионально-личностных качеств, выраженной профессиональной направленности, общекультурной компетентности; предполагает достижение адаптивного уровня готовности к профессионально-творческой самореализации через освоение содержания блока общих гуманитарных и социальноэкономических дисциплин (философия, культурология, социология, психология и педагогика, правоведение и др.); профессиональной компетентности - посредством изучения блока общепрофессиональных дисциплин (СКД, основы культурной политики, основы менеджмента, основы маркетинга, основы коммуникативной культуры, народная художественная культура,

история искусств, экономика социокультурной сферы и др.). Целью данного этапа является формирование готовности к личностной самореализации, критерием которой является самоопределение будущего специалиста сферы культуры в процессе профессиональной подготовки.

Второй этап - профессионально-технологический, предполагает достижение будущими специалистами репродуктивного уровня готовности к профессионально-творческой самореализации, характеризующегося освоением «знаниевого» компонента профессиональной подготовки и навыков его применения. На данном этапе происходит накопление теоретических и технологических знаний в области профессиональной социальнокультурной деятельности и опыта учебнопрофессиональной деятельности, в ходе которой происходит перестройка системы мотивов, изменяются и обогащаются представления о профессии, меняются критерии ее оценки и способы самореализации в ней, профессиональные способности переходят в ранг ключевых готовностей, составляющих основу профессиональной самореализации. Решение задач овладения технологиями профессиональной социально-культурной деятельности осуществляется через освоение содержания блока специальных дисциплин (технологические основы социально-культурной деятельности, образовательные технологии СКД, рекреативные технологии СКД, возрастные технологии СКД, технологии социально-культурной реабилитации, методология и методика социологических исследований). Целью данного этапа является формирование готовности к профессиональной самореализации, предполагающей осуществление основных функций СКД. Критерий готовности - саморазвитие средствами СКД в процессе профессиональной подготовки. Показателями выступают владение технологиями СКД, умение творчески применять их на практике; наличие профессиональных способностей (творческие, педагогические, организаторские) и профессиональных компетенций (конструктивно-проективные, научно-исследовательские, художественнотворческие, коммуникативные), потребность в саморазвитии средствами профессии, направленность на профессиональную самореализацию.

Третий этап - конструктивно-проек-

тивный, предполагает достижение будущими специалистами творческого уровня, харак-

теризуется опытом учебно-профессиональной деятельности, где мера выраженности способностей к творчеству и самореализации становится достаточно высокой. Решение задач подготовки к профессиональнотворческой самореализации осуществляется с помощью освоения специальных дисциплин (социально-культурное проектирование, сценарно-режиссерские технологии культурно-досуговых программ, культуроохранные и культуротворческие технологии, технологические практикумы). Однако, как показали результаты экспериментальной работы и анализ практики работы вуза искусств и культуры, для формирования готовности к профессионально-творческой самореализации и этого недостаточно, поэтому нами был разработан авторский спецкурс «Методика подготовки специалистов к профессиональнотворческой самореализации», включенный в учебный план ВГИИКа, который ориентирован на подготовку специалистов креативного типа, развитие профессиональных и специальных способностей, формирование готовности к личностной, профессиональной и профессионально-творческой самореализации. Целью данного этапа является формирование готовности к профессиональнотворческой самореализации, характеризующейся наличием необходимых и достаточных теоретических знаний, технологических умений и навыков, обретенных в процессе профессиональной подготовки в вузе, актуализацией способностей (общекультурных, специальных и индивидуально-творческих), обеспечивающих высокий уровень готовности к профессионально-творческой самореализации.

Инструментарием модели подготовки будущих специалистов сферы культуры к профессионально-творческой самореализации являются современные формы обучения: лекция-полилог, где процесс познания имеет исследовательский характер, отличительной особенностью является диалогичность; семинары исследовательского типа, нацеленные на приобретение опыта научноисследовательской деятельности, углубленное изучение отдельных проблем научнотеоретического характера и методических вопросов; семинары-дискуссии с использованием элементов мозгового штурма и деловой игры, позволяющих моделировать профессиональные ситуации; мастер-классы, позволяющие приобрести опыт професси-

ональной социально-культурной деятельности; творческие лаборатории, где осуществляются проектирование и реализация культурно-досуговых программ и творческих проектов.

Диагностика на контрольном этапе эксперимента в 2010 г. показала, что 73% студентов имеют сложившийся образ профессионала сферы культуры, обладающего готовностью к профессионально-творческой самореализации, на который они могли бы ориентироваться; 75% знают творческую специфику социально-культурной деятельности, отражающую сущность готовности к профессионально-творческой самореализации; 69% студентов обладают опытом профессионально-творческой самореализации. Таким образом, применение креативной модели подготовки будущих специалистов сферы культуры к профессиональнотворческой самореализации обеспечивает положительные результаты (динамика изучаемых параметров составила 42, 35, 12%) и целесообразно в вузах искусств и культуры.

литература

1. Бондаревская Е. В. Теория и практика лич-ностно ориентированного образования. Ростов н/Д. : РПУ, 2000. 352 с.

2. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. М. : Изд. центр «Академия», 2006. 228 с.

3. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., стер. М. : Изд. центр «Академия», 2008. 368 с.

4. Ситникова М.И. Творческая самореализация субъектов образовательного пространства : монография. Белгород : Изд-во БелГУ, 2006. 320 с.

Model of future specialists training in the sphere of culture to professional and creative self-realization

There are revealed the basic statements of research within the problem of professional and creative selfrealization in higher school; specified the essence and peculiarities of professional training, substantiated the author’s model of training future specialists in the sphere of professional and creative self-realization.

Key words: professional training, social and cultural activity, professional and creative self-realization, readiness for professional and creative selfrealization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.