Научная статья на тему 'Профессионально-творческая самореализация будущих специалистов в области хореографии в условиях организации студенческого самоуправления'

Профессионально-творческая самореализация будущих специалистов в области хореографии в условиях организации студенческого самоуправления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
255
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ И СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / PROFESSIONAL SELF-REALIZATION / PROFESSIONAL READINESS / STUDENT SELF-GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кирова Т. И.

В статье рассматривается проблема профессионально-творческой самореализации будущих специалистов в области хореографии в условиях организации студенческого самоуправления, как способ повышения эффективности профессиональной готовности будущих педагогов-хореографов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL SELF-REALISATION FUTURE SPECIALIST IN THE CHOREOGRAPHY OF EDUCATION ORGANIZATION FOR STUDENT SELF-GOVERNMENT

The article is devoted to the problem of the professional my self realization future specialist in the choreography of education organization for student self-government as a means to increase the learning readiness to their professional future teacherchoreograph.

Текст научной работы на тему «Профессионально-творческая самореализация будущих специалистов в области хореографии в условиях организации студенческого самоуправления»

УДК 378

Т. И. Кирова, аспирантка ЧГАКИ, г. Челябинск, E-mail: kuznetvmf@mail.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

В статье рассматривается проблема профессионально-творческой самореализации будущих специалистов в области хореографии в условиях организации студенческого самоуправления, как способ повышения эффективности профессиональной готовности будущих педагогов-хорео-графов.

Ключевые слова: профессионально-творческая самореализация, профессиональная готовность и студенческое самоуправление.

Остановимся подробнее на понятиях «профессиональнотворческая самореализация», «профессиональная готовность» и «студенческое самоуправление», которые являются необходимыми условиями для эффективного обучения в вузе культуры и искусств.

В педагогическом аспекте проблема самореализации личности изучалась А. Маслоу. В центре всей деятельности педагога ставилась личность ученика с его интересами и мотивами, потребностями и индивидуальными особенностями, установками и ценностными ориентациями -то есть все то, что способствовало бы самореализации личности [1, с. 234].

На наш взгляд самореализация -это сознательный, целенаправленный процесс раскрытия творческих способностей в социальной деятельности. Практическим результатом самореализации является творчество, которое лежит в основе диалектического взаимодействия социума и личности, а продукты творчества становятся социокультурными ценностями.

Внедрением в педагогическую практику научных разработок по различным аспектам профессионально-творческой самореализации занимались следующие авторы А. Маслоу, К. Роджерс, М.С. Каган, В.Ф. Асмус, Б.М. Кедров, М.Т. Ярошев-ский и т. д.

Творческая самореализация будущего специалиста в данном случае в области хореографии, является интегральным процессом, включающим профессиональную и личностную составляющие, что позволило выделить как самостоятельные процессы развитие профессиональной и личностной самореализации студента.

На наш взгляд, профессиональная самореализация, являющаяся показателем соответствия будущего педагога-хо-реографа профессиональным требованиям, делает необходимым комплексом знаний, умений и навыков, личностных качеств и свойств, нужных для выполнения основных видов профессиональной деятельности: хореографической, педагогической и исследовательской.

При рассмотрении профессионально-творческой самореализации будущего специалиста в области хореографии в процессе вузовского обучения необходимо учитывать, с одной стороны, педагогические условия профессионально-творческой самореализации, а с другой стороны, незавершенность профессионального и личностного развития студента, так как в процессе вузовского обучения продолжается формирование комплекса необходимых знаний, умений и навыков [2, с. 244].

Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что личность выступает субъектом своего развития, если проявляется развитие ее потенциала и постоянное самосовершенствование.

Личный интерес человека, возможность проявить свои способности, интересы, желание развития выбранной сферы деятельности, получение психологических выгод, решение собственных проблем, желание быть нужным людям, желание заниматься этой деятельностью все это студент может найти в самоуправлении. Это делает студенческое самоуправление ценностью для студента, так как способствует развитию тех качеств личности, которые обуславливают наиболее успешное устройство в жизни.

Особенности подготовки специалистов в области культуры предполагают учет специфики их профессиональной подготовки, которая заключается как в содержании образования, так и в формах организации образовательного процесса.

В системе высшего образования выделяют два аспекта: структурный и содержательный. С точки зрения структуры блок подготовки специалистов в области хореографии имеет следующие компоненты: общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины, общепрофессиональные дисциплины, специальные дисциплины, дисциплины специализации и факультативы.

Одним из непременных условий эффективности профессиональной деятельности является профессиональная готовность специалиста, под которой понимают ту или иную степень соответствия содержания и состояния его психики и физического здоровья, качеств требованиям выполняемой деятельности.

Советский психолог К. К. Платонов отмечал, что профессиональная готовность специалиста - это субъективное состояние личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению соответствующей профессиональной деятельности и стремящейся ее выполнять.

Профессиональная готовность специалиста является сложным многоуровневым, разноплановым системным психическим образованием, прежде всего личностным образованием человека.

Вместе с тем профессиональная готовность предполагает наличие у специалиста соответствующего уровня физического здоровья, сформированности и развитости необходимых для учебной профессиональной деятельности физических, психических, интеллектуальных качеств, наличие соответствующего уровня культуры личности.

В профессиональной готовности специалиста целесообразно выделять две взаимосвязанные стороны, грани, разновидности [3, с. 141]:

- Предварительную, заблаговременную, потенциальную готовность.

Эта готовность специалиста включает в себя: систему достаточно устойчивых, статических компонентов, психических образований - знаний, умений, навыков профессиональной деятельности, профессионально важных качеств, смыслов и ценностей личности, ее отношений, предпочтений и т.п., в целом определенный уровень профессионально необходимого потенциала личности;

- Непосредственную, сиюминутную, ситуативную готовность как состояние соответствующей мобилизованности, функциональной настроенности психики специалиста на решение конкретных задач в соответствующих обстоятельствах и условиях. Эта сторона профессиональной готовности специалиста характеризуется высокой динамичностью, подвижностью и зависимостью от ситуативных обстоятельств, состояния психического и физического здоровья специалиста, морально-психологической атмосферы в коллективе, социальной среде и т.п.

Предварительная, потенциальная, заблаговременная психологическая готовность является основой непосредственной, ситуативной. И поэтому подготовка специалиста в вузе выступает как процесс формирования у него достаточного для профессиональной деятельности уровня предварительной готовности его психики, устойчивых, статических компонентов его профессиональной подготовленности.

В связи с этим профессиональная готовность специалиста предполагает наличие у него соответствующего уровня

18З

профессиональной компетентности, профессионального мастерства, а также способности саморегуляции, самонастроя на соответствующую деятельность, умения мобилизовать свой профессиональный (духовный, личностный и физический) потенциал на решение поставленных задач в соответствующих условиях.

Профессиональная готовность студентов определяется целым рядом специальных факторов.

Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется профессиональная подготовка студентов;

Во-вторых, - организацией образовательного процесса;

В-третьих, - субъективными особенностями обучающихся, к которым относятся пол, возраст, интеллектуальное развитие, способности и т. д.

В нашем случае, мы рассматриваем профессиональную готовность студентов на примере хореографического факультета вуза культуры и искусств. Особенность профессиональной готовности в хореографической деятельности заключается в том, что для ее полноценного осуществления важно не просто развитие отдельных физических умений, а также важен комплекс зрительного и мыслительного контроля над исполнением. Сформированность профессиональной готовности у студентов на хореографическом факультете, можно определить по следующим компонентам:

- ориентировочный, интеллектуально-познавательный. Этот компонент включает в себя определенный уровень профессионального развития познавательной сферы личности специалиста: профессионального восприятия, мышления, воображения, памяти и внимания. В совокупности это составляет интеллектуально-познавательную готовность личности специалиста;

- побудительный, потребностно-мотивационный, определяющий профессиональную направленность личности и силу прилагаемой ею усилий, степень усердия в деятельности (мотивационная готовность). Базовыми основаниями мотивационной готовности специалиста являются понимание смысла своей профессии, специальности, позитивное отношение к ней, необходимый уровень самооценки и притязаний в деятельности. В условиях вуза культуры и искусств при подготовке специалиста мотивационная готовность профессиональной деятельности проявляется в реальной мотивационной ориентированности студентов на профессиональное, личностное развитие и саморазвитие в творческом образовательном процессе;

- исполнительный, включающий в себя профессиональное мастерство (совокупность профессионально важных

качеств, знаний умений, навыков, привычек профессионального поведения), необходимый уровень развития профессионально важных способностей и волевой подготовленности специалиста.

Данный компонент профессиональной готовности специалиста в области хореографии является ведущим, так как включает в себя необходимое условие в хореографической деятельности - направленность личности на профессиональное мастерство.

Особую роль в профессиональной готовности педа-гога-хореографа играет его коммуникативная готовность. Такая готовность предполагает наличие у профессионала достаточного уровня развития умений и навыков конструктивного и контактного взаимодействия с людьми, с профессиональной средой, профессионального общения с педагогами и сокурсниками, и способности устанавливать, поддерживать и развивать такое взаимодействие [4, с. 95].

Итак, факторы и условия, способствующие творческому самовыражению, повышению эффективности творческой самореализации и профессиональной подготовки личности студента наиболее присущи органам студенческого самоуправления.

Необходимость уточнения понятия «студенческое самоуправление» потребовала от нас обращения к работам А. В.

Волохова, М.И. Рожкова, Г.Н. Серикова, Е.Ф. Федоровой, А. С. Чернышова и др.

А.В. Волохов, М.И. Рожков рассматривают понятие «студенческое самоуправление» как форму организации жизнедеятельности студенческих коллективов, обеспечивающую развитие самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей [5, с. 101]. Наиболее научно обоснованным нам представляется исследование Г.Н. Серикова, где он дает определение данному понятию в соответствии с целостным подходом к управлению. Студенческое самоуправление предстает в виде субъектной деятельности студентов некоего объекта и условий, в которых находится и реализуется субъектная деятельность [6, с. 146]. Он разделяет студенческое самоуправление на индивидуальное и коллективное.

В определении понятия «студенческое самоуправление» нам помогло обращение к таким нормативным документам, как Конституция РФ, Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ об образовании», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», «Положение о молодежи и реализации государственной молодежной политики в РФ» [7; 8; 9; 10].

Исходя из рассмотренных документов, данное понятие трактуется следующим образом:

1) студенческое самоуправление -это реальная форма студенческой демократии с соответствующими правами, возможностями и ответственностью;

2) студенческое самоуправление -это средство (ресурс) социально-правовой самозащиты;

3) студенческое самоуправление -это условие реализации творческой активности и самодеятельности студентов в учебно-познавательном, научно-профессиональном и культурном отношениях.

4) студенческое самоуправление - это механизм, направленный на саморазвитие, самореализацию и самовоспитание студентов в вузе.

В принятой сегодня формулировке студенческое самоуправление можно рассматривать как особую форму инициативной, самостоятельной общественной деятельности студентов. В контексте нашего исследования, которое непосредственно связано с самоуправлением в вузе культуры и искусств, нас интересует трактовка студенческого самоуправления с позиции третьего и четвертого определений.

Анализ различных подходов студенческого самоуправления в вузе культуры и искусств, позволяет нам рассмотреть понятие «студенческое самоуправление» как механизм, являющийся реальной формой студенческой демократии и средством социально-правовой самозащиты студентов, выполняющий условия реализации творческой активности, направленной на саморазвитие, самореализацию и самовоспитание студентов в вузе, то есть нацеленный на системную организацию студенческой жизни.

Участие студентов в свободное от учебы время в самоуправлении, мы можем охарактеризовать как участие во вне-учебной деятельности. Студенческое самоуправление на рассматриваемом уровне можно представить, как процесс превращения студента из объекта управленческой деятельности в ее субъект.

Для обеспечения эффективности работ по подготовке специалистов в области хореографии требуется взаимодействие учебной деятельности с организацией студенческого самоуправления. Так как одной из задач студенческого самоуправления является повышение качества подготовки специалистов через воспитание и управление досугом студентов.

Итогом совместной деятельности должно стать формирование у выпускников хореографического факультета таких качеств, как профессионализм, высокая культура, коммуникабельность, толерантность мышления, интеллект, патриотизм.

При этом основной задачей остается -повышение качества профессиональной подготовки студентов.

Практика показывает, что традиционно в вузах культуры искусств студентов привлекают к:

- участию в межвузовских, российских и международных акциях молодежи и студентов;

- участию и помощи в организации творческих научнопрактических студенческих конференций;

- сотрудничеству с выпускниками вуза и осуществлению совместной работы;

- участию в средствах массовой информации: сотрудничество с редакцией вузовской газеты; информирование о новостях культурной жизни вуза, города, страны; помощь в создании общефакультетского СМИ и т.д.;

- организации культурно-досуговых мероприятий в вузе: встречи с известными людьми и представителями профессионально-творческих коллективов; помощь и участие в корпоративных праздниках вуза; содействие и совместное посещение спортивных соревнований и т.д.

Для этого мы предлагаем создание Центра профессионально-творческой самореализации студентов (на примере хореографического факультета), как форму студенческого самоуправления. Целью является - обеспечение взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности студентов-хореографов, направленной на профессионально-творческую самореализацию и самовыражение студентов, а также повышение качества профессиональной подготовки посредствам инновационной деятельности.

Для реализации цели Центра профессионально-творческой самореализации студентов-хореографов (далее Центра), необходимо определение задач, которые будут ориентиром в организации инновационной деятельности:

1) создание социальной, психологической, интеллектуальной комфортности учения студентов-хореографов как в учебной деятельности, так и во внеучебной;

2) укрепление старых и формирование новых традиций в вузе (факультете, группе) через совместное воздействие учебной и внеучебной деятельности;

3) создание условий для сохранения и укрепления психического и физического здоровья в учебной и внеучебной деятельности студентов.

Центр функционирует на следующих принципах:

- приоритетности образовательных задач в деятельности студенческого коллектива;

- сочетания традиций, существующих на факультете в рамках учебной, научно-исследовательской, концертно-творческой и воспитательной работы, и инноваций, обусловленных особенностями модернизации образования в области культуры и искусств;

- сотрудничества и сотворчества в целях профессионально-творческой самореализации студентов как внутри студенческого коллектива факультета, так и с преподавательским составом факультета, его выпускниками, родителями студентов.

Центр по согласованию и при экспертно-консультативном участии преподавательского состава факультета выполняет следующие функции:

- диагностическую, связанную с определением уровня профессионально-творческой самореализации будущих педа-гогов-хореографов на определенном этапе осуществления инновационного проекта;

- программно-организационную, реализуемую в ходе планирования, организации и проведения мероприятий в рамках работы Центра;

- информационно-коммуникативную, проявляющуюся в осуществлении различных профессионально-творческих контактов с заинтересованными лицами, активном обмене информацией;

- инновационную, проявляющуюся во внедрении, освоении и распространении инноваций;

- аналитико-корректировочную, связанную с обобщением и анализом результатов выполнения различных функций и корректировкой дальнейшей деятельности.

Помимо вышеперечисленных цели, задач, принципов и функций Центра, нам необходимо было обозначить основные направления его деятельности:

1. Учебно-профессиональное направление:

- помощь в обеспечении студентов-хореографов учебнометодической литературой и видеотекой;

- содействие в повышении профессионального уровня студентов-хореографов через организацию мастер-классов;

- создание условий для сотрудничества с хореографическими факультетами других вузов.

2. Научно-исследовательское направление:

- предоставление информации по возможностям научных публикаций и участия в научных проектах;

- организация студенческих научно-творческих конференций, включающих научные и концертные мероприятия;

- проведение агитационной работы для активного участия студентов-хореогафов в научной деятельности.

3. Концертно-творческое направление:

- предоставление информации о концертной деятельности в вузе, вне вуза и профессиональных ансамблей;

- организация активной концертной деятельности сту-дентов-хореографов в вузе, вне вуза, за рубежом;

- проведение творческих мероприятий на хореографическом факультете и др.

4. Здоровьесберегающее направление:

- содействие в создании здоровьесберегающих условий для полноценной деятельности студентов-хореографов;

- содействие в организации здоровьесберегающей деятельности студентов-хореографов и др.

Формы, средства, методы инновационной деятельности Центра предопределяются организационно-педагогическими условиями профессионально-творческой самореализации будущих педагогов-хореографов, включающих:

1) содействие внедрению инноваций в рамках учебной, научно-исследовательской, концертно-творческой и воспитательной работы с учетом традиций факультета;

2) развитие студенческого самоуправления на максимально возможном уровне через помощь студентов-хореогра-фов в создании и организации инновационной деятельности Центра профессионально-творческой самореализации;

3) содействие в расширении информационно-коммуникативного пространства факультета как внутри вуза, так и вне вуза.

Возможными формами инновационной деятельности могут быть:

- помощь в использовании компьютерных технологий в ходе учебных занятий и внеучебных мероприятий;

- содержательно-функциональное расширение методической видеотеки;

- создание «портфолио» на каждую учебную группу;

- сотрудничество с хореографическими факультетами других вузов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- выпуск информационного буклета «Хроника жизни хореографического факультета»;

- организация научно-творческих конференций, включающих и научные, и конкретные мероприятия;

- создание «Клуба творческих встреч» и т.д.

К методам инновационной деятельности, мы относим реализацию следующих проектов:

Во-первых, проект «Моя инициатива в образовании» направлен на развитие активности студентов и стимулирование их инициативы в решении проблем образовательного процесса. Одна из главных задач проекта -повышение качества образования и уровня профессиональной подготовки в вузе.

Во-вторых, создание «Студенческого кураторского отряда», где в роли кураторов -студенты 4-5 курсов. В задачи данного отряда входит организация деятельности, направленной на адаптацию студентов 1-х курсов в вузе и в городе, знакомство первокурсников с вузом и его традициями, помощь в сплочении и самоорганизации групп. Цель студенческих кураторских отрядов -формирование инициативных, активных,

самостоятельных студенческих групп, как в учебной, так и внеучебной деятельности.

В-третьих, проект «Территория творчества» - это экспериментальная площадка для создания творческих работ студентов, к которым относятся: спектакли, танцевальные и музыкальные композиции, художественные произведения и т.д. Цель данного проекта - профессионально-творческая самореализация студентов.

Итак, при эффективной деятельности «Центра профессионально-творческой самореализации» на хореографическом факультете, могут быть достигнуты следующие результаты:

- повышение уровня профессиональной готовности будущих педагогов-хореографов как содержательно-деятельностной основы их профессионально-творческой самореализации;

- повышение уровня мотивированности студентов к овладению профессией;

- усиление активности будущих педагогов-хореографов в учебной и внеучебной деятельности факультета.

Практика показывает, что учебная и внеучебная деятельности должны дополнять друг друга, взаимодействовать, быть едины в своих целях и составлять целостную систему, направленную на изменение студента, придания ему новых качеств, на воспитание потребности в постоянном обучении и самореализации себя.

Подводя итог вышеизложенному материалу, мы пришли к следующему выводу, что:

1). Учебная деятельность и организация студенческого самоуправления, должны быть едины в своих целях и составлять целостную систему, направленную на изменение студента и его совершенствование.

2). Итогом совместной деятельности должно стать формирование у выпускников хореографического факультета таких качеств, как профессионализм, высокая культура, коммуникабельность, толерантность мышления, интеллект, патриотизм.

3). Факторы и условия, способствующие углублению самопознания, творческому самовыражению, повышению эф-

Библиографический список

фективности самоорганизации, самосовершенствованию и творческой самореализации личности студента присущи органам студенческого самоуправления.

4). Особенности подготовки специалистов в области культуры предполагают учет специфики их профессиональной подготовки, которая заключается как в содержании образования, так и в формах организации образовательного процесса.

5). Сформированность профессиональной готовности у студентов на хореографическом факультете, можно определить по следующим компонентам: интеллектуально-познавательный, потребностно-мотивационный, исполнительский, направленный на профессиональное мастерство и коммуникативный.

6). Создание Центра профессионально-творческой самореализации студентов (на примере хореографического факультета), как форму студенческого самоуправления.

7). Целью Центра является - обеспечение взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности студентов-хореографов, направленной на профессионально-творческую самореализацию и самовыражение студентов, а также повышение качества профессиональной подготовки посредствам инновационной деятельности.

8). Профессионально-творческая самореализация будущего специалиста в области хореографии является необходимым условием в процессе вузовского обучения.

9). Необходима поддержка существующих и создаваемых органов студенческого самоуправления со стороны администрации вуза.

10). Студенческое самоуправление является реальной формой студенческой демократии и средством социальноправовой самозащиты студентов, выполняющий условия реализации творческой активности, направленной на саморазвитие, самореализацию и самовоспитание студентов в вузе, то есть нацеленный на системную организацию студенческой жизни.

1. Маслоу, А. Самоактуализация: пер. с англ. - Психология личности: Тексты. - М., 1982.

2. Исаев, И.Ф. Творческая самореализация учителя: культурологический подход: учеб. пособие / И.Ф. Исаев, М.И. Ситникова. - Белгород: Изд-во БГУ, 1999.

3. Агеева, И.В. Проблема становления профессионально-познавательного статуса специалиста в вузе / И. В. Агеева. - Челябинск: ЧГАКИ, -2005.

4. Калугин, Ю.Е. Самообразование, формирование готовности к профессиональному самообразованию: [микроформа]: учеб. пособие. - М.: Юж. - Урал. гос. ун-т. РГБ, 2003.

5. Рожков, М.И. Детские организации / М.И. Рожков, А.В. Волхов: Возможности выбора. - М.: Народное образование, 1996.

6. Сериков, Г.Н. Целостный взгляд на студенческое самоуправление. - Челябинск: ЧПИ, 1987.

7. Конституция Российской федерации. - М.: ИКФ Омега. - Л, 2002.

8. Концепция государственной молодежной политики Российской Федерации (проект). - М.: Логос, 2001.

9. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: распоряжение правительства РФ // Образовательное право. -

2002. - 7 марта.

10. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании» // Рос. газ. - 1996. - 23 янв.

Статья отправлена в редакцию 10.07.08

УДК 159.923+159.97

Т. С. Козырева, ст. преп. НГУ, г. Новосибирск, E-mail: tasko3@rambler.ru

ТРАНСФОРМАЦИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ ПОД ВЛИЯНИЕМ ОСОБЫХ УСЛОВИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье представлены экспериментальные модели конфликтной, травмированной и кризисной идентичности, разработанные на основе психодиагностического исследования сотрудников учреждений пенитенциарной системы. Описаны диагностические критерии для определения каждого вида идентичности, а также особенности их структурных компонентов. Доказано, что особые условия профессиональной деятельности определяют изменения в содержании ядерных и околоядерных компонентов идентичности личности сотрудников. Особая роль в процессе развития кризисной идентичности принадлежит экстремальным факторам внешней среды.

Ключевые слова: особые условия деятельности, конфликтная идентичность, травмированная идентичность, кризисная идентичность, диагностические критерии, структурно-содержательные компоненты идентичности, динамика идентичности.

18б

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.