ющийся в образовательном пространстве, становится необходимым условием и одновременно формой существования высшей школы сегодня.
литература
1. Актуальные вопросы развития образования в странах ОЭСР / отв. ред. М.В. Ларионова. М. : Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005.
2. Альтбах Ф.Г., Найт Дж. Интернационализация высшего образования: движущие силы и реальность // Экономика образования. 2008. №4. С. 100 -106.
3. Барнетт Р. Осмысление университета (по материалам инаугурационной профессорской лекции, прочитанной в Институте образования Лондонского университета 25 октября 1997 г.) // Шестидесятая параллель. 2008. №2(29), июнь. С. 34 - 41.
4. Вербицкая Л.А. Глобализация и интернационализация в образовании и важность изучения иностранных языков // Мир русского слова. 2001. №2. С. 15 - 18.
5. Диброва М.И., Кабанова Н.М. Изменения в структуре вуза как следствие интернационализации образования // Стратегическое управление университетом. 2004. №2. С. 58 - 60.
6. Дударева Н.А. Интернационализация российской системы высшего образования: экспорт образовательных услуг (по материалам Всероссийского совещания проректоров по международной деятельности, Москва 2009 г.) // Вестн. ИГЭУ. 2010. Вып. 5. С. 1 - 5.
7. княгинин В. Университет - уход от классики // Шестидесятая параллель. 2008. №2 (29), июнь. С. 42 - 47.
8. Найт Дж. Интернационализация образования приносит не только пользу // Экономика образования. 2007. №5. С. 79 - 81.
9. Певзнер М.Н. Интернационализация как ведущая тенденция развития современного вуза // Вестн. Новгор. гос. ун-та. 2005. №1. С. 55 - 59.
10. Сагинова О.В. Интернационализация высшего образования как фактор конкурентноспособности (на примере Российской академии им. Г.В. Плеханова) // Вестн. РЭА. 2004. №1. С. 15 - 25.
11. Сагинова О.В. Международная стратегия вуза на рынке образовательных услуг : монография. М. : Изд-во РЭА, 2005.
12. Сагинова О.В. Трансформационные процессы в высшем образовании : монография. М., 2005.
13. Телегина Г.В., Штыкова Н.В. Университет в глобальном мире: новая миссия? // Университетское управление. 2005. №5(38). С. 63 - 67.
14. Alderman G. The Globalization of Higher Education: Some Observations Regarding the Free Mar-
kett and the National Interest/ Higher Education in Europe. 2001. Vol. 26, №1 P. 47 - 52.
15. Scott R. Massification, Internationalization and Globalization // The Globalization of Higher Education. Buckingham, 1998.
Modern university: way to a dialogue
There are shown the changes in the structure and interpretation of higher school mission in the conditions of internationalization of higher education that defines a dialogue as the leading tendency and necessary condition of higher school existence nowadays. The author emphasizes that it is necessary to rebuild the system of university activities in which the international component becomes a system forming and central one.
Key words: globalization, internationalization of higher education, international project, university project space.
о.П. бороева
(чита)
реализация положений медицинской этики в процессе духовнонравственного воспитания Будущих медицинских специалистов
Рассматривается духовно-нравственное воспитание будущих медицинских специалистов в русле гуманистической педагогики. Акцентируется внимание на воспитании в процессе обучения таких важных нравственных качеств, как милосердие, сострадание, эмпатия, необходимых в профессиональной деятельности медика, реализующих положения медицинской этики и составляющих основу подготовки будущих специалистов.
Ключевые слова: медицинская этика, духовнонравственное воспитание, будущие медицинские специалисты, субъект-субъектные отношения, эмпатия.
Духовно-нравственное воспитание молодёжи особо актуально в современной России, когда бескорыстие, милосердие, добро-
© Бороева О.П., 2010
та, толерантность стали дефицитом. Названные качества выступают важнейшей предпосылкой для профессионального становления будущих специалистов, особенно в сфере профессий «человек - человек», к числу которых относятся и медицинские работники. В 1997 г. Ассоциацией медсестер России на основе Устава Всемирной организации здравоохранения (1946), Этического кодекса Международного совета медицинских сестер (1973) был разработан и принят Этический кодекс медицинской сестры, в котором раскрыты основные положения медицинской этики. Ее методологическим основанием выступают фундаментальные положения об общечеловеческих моральных ценностях, которые выработаны социумом и обретают свою специфику в сфере медицины. Медицинская этика отражает специфику общечеловеческих моральных принципов в медицине, разрешающих нравственные коллизии в конкретных ситуациях, возникающих в процессе биомедицинских исследований и лечения пациентов [1].
В современной медицине получили осуществление принципы четырех моделей медицинской этики, разработанные врачами предшествующих времен. Знаменитые ученые-медики Гиппократ, Парацельс, а позднее советский хирург Н.Н. Петров стали основоположниками нравственных моделей поведения в медицине. Одной из первых стала модель Гиппократа (460 - 377 гг. до н.э.), изложенная им в «Клятве», а также в книгах «О законе», «О врачах». Гиппократ сформулировал принцип «не навреди». Этическая модель, предложенная Парацельсом (1493 - 1341 гг.), нашла отражение в принципе «делай добро». Деон-тологическая модель Н.Н. Петрова отражена в принципе соблюдения долга и представлена двумя формами - либеральной и консервативной. В биоэтике (четвертая модель) главный принцип - уважение прав и достоинства человека. Анализ этических норм, заложенных во взаимоотношениях медика и пациента, свидетельствует о том, что ядро этих взаимоотношений - сохранение здоровья, профессионализм и духовно-нравственные качества специалиста.
На сложность соблюдения норм медицинской этики обращал внимание знаменитый доктор А.Швейцер. Вся его жизнь была гуманистическим подвигом, он смотрел на избавление от страданий больных как на задачу всей жизни врача. Чужое страдание, по его мнению, придает доктору силу, а вера в человека наполняет его мужеством. Он видел в
каждом из своих пациентов прежде всего человека и относился к нему с уважением, но был одновременно с этим требователен и настойчив там, где это необходимо [2].
Этические нормы взаимоотношений медика и пациента концентрированно выражаются в такой духовно-нравственной ценности, как милосердие. Оно выступает одним из значимых качеств медика, основой его общения с пациентами. Не стоит забывать, что изначально медицинская сестра называлась сестрой милосердия. Сегодня, к сожалению, это название дается в словарях как устаревшее, утрачивая в действительности первоначальное значение. Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля определяет милосердие как сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, жалостливость, мягкосердность [3]. Большой энциклопедический словарь трактует милосердие как сострадательную любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.); деятельное проявление милосердия - различного рода помощь, благотворительность и т.п. [4]. Таким образом, сущность милосердия заключается в сердечном соучастии и помощи, сострадании, эмпатии к другим людям.
Педагогический аспект решения проблемы предполагает такое построение процесса обучения будущих специалистов, которое позволяло бы укреплять и развивать духовнонравственные ценности личности. Воспитывающий характер обучения был сформулирован еще в трудах И.Ф. Гербарта. Он полагал, что обучение является нераздельным с воспитанием, нет отдельного, самостоятельного процесса обучения и отдельного, столь же самостоятельного воспитания, а есть один сложный процесс - воспитывающее обучение [5]. В отечественной педагогике одним из первых обратил внимание на воспитывающий характер обучения великий доктор и педагог Н.И. Пирогов. Будучи врачом, он отводил огромную роль не только содержанию профессионального образования, но и воспитанию личностных качеств, таких как сострадание, любовь, гуманность и т.д. По его мнению, важно, чтобы взаимоотношения преподавателей и учащихся были проникнуты гуманизмом в соответствии с общей целью - быть человеком [6].
Вопросы воспитывающего содержания образования всегда интересовали Л.Н. Толстого, к решению которых он подходит с позиций своего религиозно-нравственного учения. Все содержание обучения, по его мнению,
должно быть подчинено ведущей идее - гуманизации научного знания, где одним из воспитательных элементов в преподавании является любовь учителя к науке и ученикам. Любовь Толстой приравнивал к жалости и призывал жалеть не добрых, а злых, т.к. они страдают больше. Л.Н.Толстой писал: «...нельзя стараться быть милосердным, собирая и удерживая ненужные для жизни богатства... [7]. В.А. Сухомлинский большое значение уделял развитию нравственной чуткости воспитанника в ходе обучения и считал, что ученик должен перестрадать страданиями человеческими и только при этом условии он будет правильно видеть другого человека. Перед педагогом в процессе обучения стоит важная воспитательная задача - «чувствование сердцем другого человека» (цит. по: [8]). На воспитывающий характер современных технологий обучения обращал внимание Г.К.Селевко. Педагогу, указывал он, необходимо видеть в каждом ученике уникальную личность, понимать ее, принимать и верить в неё. Воспитателями должны руководить чуткость, отзывчивость, доброта души, любовь, чувство сопереживания [8]. Воспитывающая направленность обучения обусловлена насыщенностью ситуациями общения, поэтому, как считал Ш.А. Амонашви-ли, именно сердечность связывает в общении педагога с воспитанниками. Он подчеркивал приоритет гуманизма над информационнотехнологическим содержанием обучения (цит. по: [8]).
Итак, рассмотрев различные точки зрения педагогов-ученых, мы приходим к выводу о том, что авторы уделяют первостепенное значение воспитанию в процессе обучения духовно-нравственных качеств: милосердия, сострадания, любви, чуткости, сердечности, жалости, отзывчивости и т.д., на основе которых выстраиваются гуманистические отношения между субъектами общения и деятельности. Воспитание навыков межличностных отношений в контексте духовно-нравственных ценностей является одной из ведущих задач подготовки будущих медицинских специалистов. Профессионально востребованные качества этих специалистов формируются в целостном образовательном процессе медицинского колледжа, в том числе в системе отношений «преподаватель - студент», носящих субъект-субъектный характер. Подобный уровень отношений становится фундаментом для личностного роста будущего специалиста и его духовно-нравственного воспитания.
Условием воспитания духовно-нравственной личности, с позиций современных ученых, является развитое понимание. Феномен понимания исследуется в гуманитарных науках в различных аспектах (когнитивном, познавательном, экзистенциальном, бытийном). Понятие «понимание» пришло в педагогику из герменевтики (М. Хайдеггер, П. Рикер, В. Дильтей) и отчасти - из социологии и психологии. Понимание выступает как способ, процесс, результат, итог, как образ и деятельность. Выделяют понимание обыденное, научное, эстетическое, учебное. Но все больше в современном анализе понимания прослеживается особенность рассмотрения его как универсальной характеристики, присущей любой форме человеческой деятельности. Понимание в современной педагогике трактуется как духовная сторона любой человеческой деятельности, в которой прослеживается и осмысливается его уникальность. С точки зрения Ю.В.Сенько, педагогическое понимание - один из принципов нового педагогического мышления, следование которому предполагает перевод образовательной ситуации на язык внутренней речи, обнаружение смысла во взаимодействии с Другим [9].
Проникать во внутренний мир другого и выбирать необходимую стратегию поведения позволяют эмпатические способности личности. Эмпатия (от греч. сопереживание) - способность поставить себя на место другого человека, определить его эмоциональное состояние посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир. В медицинском колледже была осуществлена диагностика развития эмпатии у будущих медсестер с помощью опросника, предложенного А. Ме-грабяном и Н. Эпштейном и включающего 25 утверждений, по каждому из которых испытуемый должен оценить степень своего согласия или несогласия с ним.
Диагностика проводилась среди 108 студентов сестринского отделения (из них 18 юношей и 90 девушек в возрасте 16 - 26 лет, средний возраст - 18 лет). За каждый ответ присваивалось от 1 до 4 баллов, затем подсчитывалась общая сумма баллов по свойству эмпатии. Результаты изучения уровня эмпатии у студентов представлены в таблице.
Испытуемые Уровень развития эмпатии, %
Низкий Средний Высокий
Юноши 21 73 6
Девушки 15 74 11
Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что преобладает средний уровень эмпатии, при этом у юношей и девушек он практически одинаковый (73 и 74%) и его можно расценить как удовлетворительный. Большой процент низкого уровня эмпатии и низкие показатели высокого как у юношей, так и у девушек настораживают и предполагают дальнейшую воспитательную работу. Таким образом, проведенный опрос позволил определить уровень эмпатии респондентов, непосредственно влияющий на развитие понимания как важнейшего качества будущих медсестер.
С целью выявления и развития понимания и эмпатии у студентов третьего курса сестринского отделения был проведен опрос-упражнение «Синквейн» (от франц. пять). В пяти строках студенты должны выразить свое мнение по заданным темам, следуя строгим правилам:
1) тема стихотворения, выражается одним словом, обычно именем существительным;
2) описание темы в двух словах, как правило, это имена прилагательные;
3) описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;
4) фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной проблеме;
5) одно слово-синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы
[9].
заданы были следующие темы: «Преподаватель», «Студент», «Пациент». Приведем примеры ответов.
Преподаватель
Понимающий, суровый
Воспитает, преподаст, поддержит
Век учи - век учись
Загадка
Пациент
Беспомощный, больной
Помочь, укрепить, восстановить
Творить добро, оказывая помощь
Милосердие
Студент
Бедный, нервный
Бежать, страдать, учиться
От сессии до сессии живёт студент невесело
Великомученик
Студент
Предприимчивый, умный
Рассуждает, волнуется, смеётся
Идти вперёд, достигнув цели Ученик
Преподаватель Требовательный, опытный Учит, требует, заставляет Преподаватель всегда прав
Мучитель
Пациент
Наглый, беспомощный
Визжит, ругается, обманывает
Здоровье превыше всего на свете
Нервотрепатель
Студент
Ленивый, неответственный
Учиться, знать, запоминать
Без труда не вынешь и рыбку из пруда
Доброта
Преподаватель Образованный, этичный Даёт, спрашивает, оценивает Без наставника мы никто
Знание
Пациент
Боязливый, заразный Страдает, убегает, плачет Никогда не лги врачу Клиент
как показывает анализ результатов опроса, наряду с оценками, соответствующими современной педагогической и медицинской этике, присущими преподавателю, студенту, пациенту, настораживает несоответствие характерных гуманистической этике ответов некоторых студентов: преподаватель-мучитель, студент-великомученик, пациент-нервотрепатель, клиент. Проанализировав работы выпускников-медиков, можно прийти к выводу о том, что понимание того или иного этического положения носит обязательный духовно-нравственный оттенок и придает значимость таким качествам, как доброта, милосердие, справедливость, этичность, терпение и другие.
Таким образом, подводя итоги, следует отметить, что положения медицинской этики соотносятся с духовно-нравственными ценностями и должны в единстве усваиваться в образовательном процессе. При этом субъект-субъектный характер взаимоотношений педагогов и студентов, их отношения, построенные на взаимном понимании, эмпатийном взаимодействии, выступают базой для развития необходимых качеств будущего специалиста-медика в образовательном процессе медицинского колледжа.
литература
1. Этика : учеб. пособие / Т.В. Мишаткина, З.В. Бражникова, Н.И. Мушинский [и др.]. Минск : Новое знание, 2006. С. 294 - 297.
2. Швейцер А. Письма из Ламбарене. Л. : Нау-ка,1978. С. 356.
3. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М. : Рус. язык, 1979. Т. 2. 779 с.
4. Большой энциклопедический словарь. М. : Рус. яз., 1989. 1632 с.
5. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М. : Педагогика, 1982. С. 305.
6. Пирогов Н.И. Педагогические сочинения. М. : Наука, 2001. Т. 3. С. 452.
7. Толстой Л.Н. Божеское и человеческое. М. : Изд-во Эксмо-Пресс, 2001. С. 416.
8.Селевко Г.К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация. М. : НИИ школьных технологий, 2005. С. 90, 92, 100.
9. Сенько Ю.В., Фроловская М. Н. Педагогика понимания. М. : Дрофа, 2007. С. 7, 17, 171.
Realization of medical ethics regulations in the process of spiritual and moral education of future specialists in medicine
There is considered the spiritual and moral education of future specialists in medicine in the aspect of humanistic pedagogy. There is paid the attention to such important moral qualities as mercy, compassion, empathy that are necessary for professional activity of a specialist in medicine realizing the statements of medical ethics and forming a basis of future specialists training.
Key words: medical ethics, spiritual and moral education, future specialists in medicine, subject-subject relations, empathy.
е.е. горбунова
(волгоград)
модель процесса подготовки Будущих специалистов сферы культуры к профессиональнотворческой самореализации
Раскрываются основные положения исследования по проблеме профессионально-творческой самореализации в условиях вуза; уточнены сущность и специфика профессиональной подготовки, обоснована разработанная автором модель подготовки будущих специалистов сферы к профессиональнотворческой самореализации.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, социально-культурная деятельность (СКД), профессионально-творческая самореализация, готовность к профессионально-творческой самореализации.
В настоящее время российская высшая школа переживает качественно новый этап развития, связанный с кардинальным изменением приоритетов высшего образования и выдвижением в Концепции модернизации рос-
сийского образования (до 2020 г.) идей профессиональной подготовки компетентного, конкурентоспособного специалиста, готового к постоянному профессиональному росту, профессионально-творческой самореализации. Федеральный государственный стандарт третьего поколения (2010) ориентирует на повышение качества профессиональной подготовки будущих специалистов сферы культуры, и, прежде всего, на профессиональное творчество и самореализацию.
Динамика социально-экономических и культурных преобразований в обществе XXI в. связана с активным внедрением новых информационных технологий, актуализацией самореализации «человеческого потенциала», что требует переосмысления содержания и моделей профессиональной подготовки. В отличие от традиционного образовательного процесса, нацеленного на усвоение необходимых и достаточных знаний в сфере культуры, в рамках гуманитарной парадигмы образования предполагается развитие творческой личности специалиста, способного разрабатывать авторские культурно-досуговые программы, осуществлять презентации культурных продуктов и услуг, успешно позиционировать себя на рынке труда, самостоятельно и нетрадиционно мыслить, качественно преобразовывать собственную личность как будущего специалиста сферы культуры, т.е. готового к профессионально-творческой самореализации.
В исследованиях Е.П. Белозерцева, Н.М. Борытко, Н.К. Сергеева, Т.И. Шамо-вой определены общие закономерности процесса подготовки будущих специалистов к профессионально-творческой самореализации. Педагогические категории «самореализация» (процесс наиболее полного раскрытия внутреннего потенциала, развития способностей личности) и «профессиональнотворческая самореализация» (одна из важнейших задач профессионального образования, процесс и результат наиболее полного раскрытия творческого потенциала будущего специалиста) являлись предметом исследования в работах В.И. Андреева, Е.В. Бондаревской, Н.М. Борытко, И.Ф. Исаева, Н.К. Сергеева, В.В. Серикова, В.А. Сластенина, Шадрикова и др. Однако в совокупности эти работы выявляют методологические основы, отдельные приемы, предметные, творческие задачи и педагогические ситуации самореализации учите-
© Горбунова Е.Е., 2010