УДК 378.661.034
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF MORAL CULTURE DEVELOPMENT
IN MEDICAL STUDENTS
Т. С. Игнатьева T. S. Ignatyeva
ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары
Аннотация. Статья посвящена проблеме нравственного воспитания студентов медицинских вузов. В ней рассмотрены педагогические условия, способствующие эффективному развитию нравственной культуры у будущих врачей.
Abstract. The given article deals with the problem of moral education of medical students. The article considers the pedagogical conditions that contribute to effective development of moral culture in future doctors.
Ключевые слова: нравственное воспитание, нравственная культура, студент медицинского вуза, педагогическое условие.
Keywords: moral upbringing, moral culture, student of medical institute, pedagogical condition.
Актуальность исследуемой проблемы. Кризисные явления российской действительности последних лет изменили приоритеты наших граждан, затронув среду их духовной жизни, изменив общественное сознание, сместив нравственность с приоритетных позиций на второстепенные. Данная ситуация негативно отразилась на системе здравоохранения. Поэтому очевидно, что сегодня профессиональная деятельность врачей требует кардинальных изменений в их духовно-нравственном облике.
В этой связи меняется подход к качеству подготовки будущего врача в вузе. Особое значение приобретает не только профессиональный уровень подготовки студента как специалиста, но и уровень его духовно-нравственной культуры. Обращение к проблеме развития нравственной культуры у будущих врачей является, на наш взгляд, одной из важнейших стратегий развития современной педагогической науки.
Целью нашего исследования явилось выявить и обосновать комплекс педагогических условий, способствующий эффективному развитию нравственной культуры у студентов медицинских вузов, на основе анализа теории и практики их подготовки в этих учебных заведениях.
Материал и методика исследований. Для решения поставленных задач были использованы метод теоретического анализа, диагностические методы научного исследования, комплекс эмпирических методов.
Экспериментальная работа осуществлялась на базе медицинского факультета ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова». В исследовании принимали участие студенты, обучающиеся по специальности «Лечебное дело».
Результаты исследований и их обсуждение. Под педагогическими условиями мы понимаем совокупность необходимых, обязательных обстоятельств, обеспечивающих эффективность развития нравственной культуры у студентов медицинских вузов.
В ходе теоретического исследования и экспериментальной работы нами был выявлен комплекс педагогических условий, способствующий совершенствованию процесса развития нравственной культуры у будущих врачей, а именно:
- создание в медицинском вузе сбалансированной воспитательной системы;
- повышение уровня нравственной и профессиональной культуры преподавателей медицинского вуза;
- усиление воспитательного потенциала внеаудиторной деятельности по развитию нравственной культуры у студентов медицинского вуза;
- разработка и внедрение в воспитательный процесс авторской модели развития нравственной культуры у студентов медицинского вуза;
- систематическое осуществление диагностики и на ее основе коррекции уровня развития нравственной культуры у студентов медицинского вуза.
Наше исследование показало, что развитие нравственной культуры у будущих врачей проходит более успешно при реализации такого педагогического условия, как создание в медицинском вузе сбалансированной воспитательной системы.
Воспитательная система медицинского вуза в нашем исследовании рассматривается как совокупность взаимосвязанных компонентов, характеризующих на теоретическом уровне в наиболее обобщенном виде составляющие воспитательной деятельности, направленной на развитие личности будущего врача (прежде всего его нравственной культуры). «Воспитательная система является единством не только общего и особенного, но и единичного - того специфического, что свойственно конкретному учреждению с данным составом педагогов и студентов, окружающей его средой» [2].
Необходимость проектирования воспитательной системы применительно к настоящему исследованию, на наш взгляд, определяется:
- целостностью субъекта воспитательной деятельности - личности студента медицинского вуза, который «не воспитывается по частям», а развивается гармонично только в целостном процессе;
- возможностью объединения усилий всех субъектов воспитания в единый коллектив, что предопределяет более эффективную организацию процесса воспитания;
- расширением воспитательных воздействий на личность через различные сферы воспитания;
- оптимальным использованием в воспитательной деятельности всех ресурсов медицинского вуза.
При этом компонентами воспитательной системы являются:
- цели, выраженные в концепции воспитания (то есть совокупность идей, принципов);
- задачи и основные направления воспитательной деятельности;
- субъект деятельности, ее реализующий и в ней участвующий;
- отношения, рождающиеся в деятельности и общении;
- среда, освоенная коллективом учебного заведения;
- управление системой, обеспечивающее интеграцию, взаимодействие компонентов и развитие системы в целом [1].
Успешность нравственного воспитания неотделима от личности преподавателя, его морально-нравственных качеств, норм поведения, стиля педагогического общения и такта, поэтому высокий уровень нравственной и профессиональной культуры преподавателей медицинского вуза является следующим необходимым педагогическим условием эффективности развития нравственной культуры у будущих врачей.
Большое воспитательное значение имеют качества личности преподавателя (прежде всего его нравственные качества), которые непосредственно проявляются по отношению к студентам в процессе их контактов. Поэтому повышение нравственной культуры преподавателей, на наш взгляд, является необходимым условием модернизации системы медицинского образования в нашей стране. Преподаватель медицинского вуза должен быть не только источником профессиональной информации, но и носителем духовнонравственной культуры. При этом главным воспитывающим фактором должно стать гуманистическое взаимодействие, которое не только создает атмосферу сотрудничества, доверия, взаимопомощи, но и задает контекст будущей профессиональной деятельности врача. Развитые субъект-субъектные отношения способствуют росту личности студента и коллектива, полному доверию друг другу, помогают осознанию человеком своей неповторимости, принятию другого человека, желанию помочь ему, что имеет важное значение в свете специфики будущей профессиональной деятельности врача.
Согласно мнению студентов, они предпочитают иметь дело с педагогом, у которого достаточно четко сформировались духовные ценности и моральные нормы, а также ярко выражена нравственная позиция. Они хотят видеть в нем духовно-нравственный ориентир, к которому можно стремиться. Студенты считают, что педагог, имеющий высокий уровень нравственной культуры, способен эффективно управлять учебновоспитательным процессом, регулировать межличностные отношения студентов, направлять их на взаимопонимание, толерантность и доброжелательность, быть образцом нравственного поведения в будущей профессиональной деятельности.
Эффективность воспитательной работы по развитию нравственной культуры у студентов медицинских вузов, по нашему мнению, также во многом обеспечивается усилением воспитательного потенциала внеаудиторной деятельности.
Изучив ряд научных работ, посвященных проблеме внеаудиторной деятельности, мы выделили следующие ее признаки:
- тесная связь с аудиторной и научно-исследовательской деятельностью студентов;
- свобода выбора форм и степени своего участия в той или иной деятельности на основе добровольности;
- осознание личностных и профессиональных ценностей через собственное восприятие;
- сочетание самостоятельной деятельности, личной инициативы и сотрудничества студентов и преподавателей;
- широкое использование методов стимулирования активности участников;
- занимательность, новизна содержания, форм и методов работы;
- гибкость организационных форм.
Воспитание творческой, духовно-нравственной личности, добросовестного отношения к учебе, повышение качества подготовки студентов - основные направления воспитательной работы на медицинском факультете ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова».
Важным звеном в структуре воспитательного процесса на медицинском факультете является совместная деятельность студенческой администрации (старост групп, старост курсов, профкома студентов), кураторов групп, деканов.
Первичным звеном этой системы является студенческая группа. С целью создания сплоченного коллектива студенческих групп, поддержания творческой инициативы студентов на факультете ежегодно проходит конкурс на лучшую студенческую группу. Два раза в семестр проводятся собрания групп с заместителем декана по учебновоспитательной работе по итогам контрольных недель, которые играют важную роль в повышении успеваемости студентов.
Студенты СНО активно участвуют в научных конференциях регионального и всероссийского уровней, таких как студенческие научные конференции, открытый фестиваль науки «Человек. Гражданин. Ученый», «Юность Большой Волги», «Гордоновские чтения» и др.
На факультете разработаны различные формы морального и материального поощрения отличников.
Для расширения возможности развития личности студента - будущего врача, его духовных интересов, для повышения общей культуры на медицинском факультете организованы творческие коллективы: КВН, танцевальная студия. Студенческий клуб проводит фестивали, конкурсы, КВН. Стали традицией студенческие вечера «Посвящение в студенты», «День медицинского факультета», «Стань звездой», а также вечера, посвященные различным праздникам.
При этом важная и ответственная роль в воспитании и конкретно в развитии нравственной культуры у студентов медицинского факультета отводится кураторам групп, задачей которых является формирование студенческого коллектива, обеспечение эффективной адаптации студентов в вузе, условий реализации моральной и материальной защищенности студентов, соблюдения их прав и выполнения ими своих обязанностей. Содержание работы и обязанности куратора формируются на основе профессиональной, духовно-нравственной и культурно-творческой направленности обучения и воспитания, индивидуального подхода, демократического и гуманистического стилей общения.
Далее в нашем исследовании мы пришли к выводу, что развитие нравственной культуры у будущих врачей будет проходить более эффективно при разработке и внедрении в воспитательный процесс авторской модели развития нравственной культуры у студентов медицинского вуза.
Наш концептуальный подход к проектированию механизма развития нравственной культуры у студентов медицинского вуза исходит из комплексного использования возможностей воспитательной системы медицинского вуза, субъектов данной системы с ориентацией на требования государственной политики в области нравственного воспитания и специфику профессиональной деятельности врачей.
Стратегия развития нравственной культуры у студентов медицинских вузов, применяемая в разработке авторской модели, базировалась на основных положениях лично-стно ориентированной парадигмы образования. Мы поддерживаем точку зрения, что основными теоретическими положениями личностного ориентированного образования являются следующие:
- развитие личности обучающегося рассматривается как главная цель;
- ориентация на индивидуальную траекторию развития личности студента приводит к изменению соотношения нормативных требований к результатам образования, выраженных в социальном заказе и требовании к самообразованию;
- залогом полноценной организации воспитательного процесса является творческая индивидуальность педагога; принципиально важным является положение о том, что лич-ностно ориентированное образование создает условия для полноценного развития всех субъектов образовательного процесса [3].
Для создания модели развития нравственной культуры у студентов медицинских вузов нами использовались такие параметры, как цель, задачи, принципы, формы организации воспитательного процесса, методы и средства воспитания. Главная цель модели заключалась в совершенствовании процесса развития нравственной культуры у студентов в условиях медицинского вуза.
Для достижения поставленной цели мы определили основные задачи:
- вооружение студентов системой нравственных представлений, понятий, убеждений;
- формирование позитивного отношения к жизненным и профессиональным ценностям, способности к эмпатии, нравственных качеств, осознания необходимости развития нравственной культуры;
- формирование стремления к профессионально-нравственной самореализации в процессе исполнения различных социально-профессиональных ролей.
Основными направлениями содержания деятельности вуза по развитию нравственной культуры личности студента-медика являлись: теоретическая подготовка, включающая в себя нравственное просвещение; практическая подготовка, в рамках которой у студентов формируются умения и навыки нравственного поведения, и социальноличностная подготовка, предполагающая активизацию самостоятельной работы студентов по нравственному самосовершенствованию.
К методам реализации модели развития нравственной культуры у студентов медицинских вузов, по нашему мнению, относятся: методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования опыта поведения, методы стимулирования поведения и деятельности.
К средствам реализации модели развития нравственной культуры у студентов медицинских вузов мы отнесли: средства, выполняющие развивающую и воспитательную функции; средства, выполняющие мировоззренческую функцию, обеспечивающие формирование действенных психолого-педагогических механизмов нравственной активности; средства, оказывающие комплексное воздействие на сознание, прежде всего на его нравственный компонент, мотивационную и эмоционально-ценностную сферы, формирование адекватных нравственным ценностям форм поведения.
Результат авторской модели развития нравственной культуры у студентов медицинских вузов - это высокий уровень развития нравственной культуры у студентов медицинских вузов.
Для эффективности воспитательной работы по развитию нравственной культуры у студентов медицинских вузов и успешной реализации на практике авторской модели, по нашему мнению, необходимо систематическое осуществление диагностики и на ее основе коррекции уровня развития нравственной культуры у студентов медицинского вуза.
Для этой цели в ходе нашего исследования мы разработали критерии и уровни развития нравственной культуры у студентов-медиков, осуществили научно-методическое обеспечение диагностики уровня развития нравственной культуры, проводили начальные, промежуточные и конечные диагностические исследования уровня развития нравственной культуры, проследили ее динамику в экспериментальных и контрольных группах. По итогам диагностики были составлены диагностические карты студентов и студенческих групп. Со студентами, имеющими низкий уровень развития нравственной культуры и испытывающими трудности в нравственном саморазвитии, была проведена коррекционная работа и оказана комплексная педагогическая помощь.
Систематическое осуществление диагностики уровня развития нравственной культуры у студентов медицинского вуза проводилось нами исходя из принципа системности, предполагающего взаимосвязь диагностики результатов воспитания, управления характером формирующих воздействий педагога и развития разработанной нами модели. С целью обеспечения единства и взаимосвязи диагностики и управления мы добивались, чтобы результаты нашего исследования были доступны всем заинтересованным лицам: студентам, преподавателям, кураторам групп, заместителям декана по воспитательной и учебной работе, декану медицинского факультета.
Резюме. Проведенное исследование позволило нам определить и обосновать комплекс педагогических условий, который необходимо создать в медицинском вузе для совершенствования процесса развития нравственной культуры у студентов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Куракин, А. Т. Об актуальных проблемах теории и практики воспитания : материалы к совещанию 28.06.68 / А. Т. Куракин, Л. И. Новикова. - М. : Ред. журн. «Сов. педагогика», 1968. - 30 с.
2. Управление образовательными системами : учеб.-метод. пособие / авт.-сост. И. В. Кошкина, Н. А. Рябинина. - Саратов : Научная книга, 2006. - 100 с.
3. Энциклопедия профессионального образования : в 3 т. / под ред. С. Я. Батышева. - М. : АПО, 1998.