Научная статья на тему 'Реализация идей гуманистической этики в условиях личностно ориентированного образования у будущих медицинских специалистов'

Реализация идей гуманистической этики в условиях личностно ориентированного образования у будущих медицинских специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
303
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ЭТИКА / БУДУЩИЕ МЕДИЦИНСКИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ / FUTURE MEDICAL SPECIALISTS / HUMANISTIC ETHICS / PERSONAL QUALITIES / PRACTICAL SKILLS AND ABILI-TIES / PERSONAL ORIENTATED EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бороева Ольга Пурбоевна

Представленная статья акцентирует внимание на особенностях реализации идей гуманистической этики в условиях личностно ориентированной подготовки будущих медиков. Гуманность, милосердие, ответственность являются основополагающими личностными качествами медиков. Интеграция духовно-нравственного, мотивационного, эмоционально-ценностного аспектов, профессиональных знаний, умений и навыков составляет ядро медицинской профессии. Результаты анкетирования студентов Читинского медицинского колледжа позволили выявить приоритеты личностнопрофессионального становления будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using Humanistic Ethics in Personal Orientated Education of the Future Medical Specialists

Presented article focuses on humanistic ethics in the future medical specialists education. Human-ity, responsibility, mercy are main medical qualities. Integration of spiritual-moral qualities, moti-vation, professional knowledge and skills become the basis in a medical work. The results of questionnaires suggested to the future medical specialists in Chita medical college have allowed to point out some priorities in personalprofessional preparation.

Текст научной работы на тему «Реализация идей гуманистической этики в условиях личностно ориентированного образования у будущих медицинских специалистов»

НАУЧНЫЕ СТАТЬИ

УДК 378 ББК 74.261.1

О. П. Бороева

г. Чита

Реализация идей гуманистической этики в условиях личностно ориентированного образования у будущих медицинских специалистов

Представленная статья акцентирует внимание на особенностях реализации идей гуманистической этики в условиях личностно ориентированной подготовки будущих медиков. Гуманность, милосердие, ответственность являются основополагающими личностными качествами медиков. Интеграция духовно-нравственного, мотивационного, эмоционально-ценностного аспектов, профессиональных знаний, умений и навыков составляет ядро медицинской профессии. Результаты анкетирования студентов Читинского медицинского колледжа позволили выявить приоритеты личностнопрофессионального становления будущих специалистов.

Ключевые слова: гуманистическая этика, будущие медицинские специалисты, личностно ориентированное образование, личностные качества, профессиональные умения и навыки.

O. P. Boroeva

Chita

Using Humanistic Ethics in Personal Orientated Education of the Future Medical

Specialists

Presented article focuses on humanistic ethics in the future medical specialists' education. Human-ity, responsibility, mercy are main medical qualities. Integration of spiritual-moral qualities, moti-vation, professional knowledge and skills become the basis in a medical work. The results of questionnaires suggested to the future medical specialists in Chita medical college have allowed to point out some priorities in personal- professional preparation.

Keywords: future medical specialists, humanistic ethics, personal qualities, practical skills and abili-ties, personal orientated education.

Основным положением гуманистической этики выступает идея о том, что человеческая жизнь - это самое достойное и высшее явление в демократичном и гуманном обществе. В гуманистической этике человек рассматривается в единстве целостного духовного и физического развития. Эта аксиома должна быть базовой для профессионального образования.

Основой профессиональной деятельности среднего медицинского персонала является гуманность и милосердие. В этой связи был разработан Этический кодекс медицинской сестры России, учитывающий большое значение этического начала ее

поведения. Так, статья третья данного кодекса гласит о том, что медицинская сестра должна превыше всего ставить сострадание и уважение к жизни пациента. Поэтому педагоги, ведущие преподавание в медицинских колледжах, являясь примером для студентов, должны ознакомить и внедрить положения Этического кодекса в будущую профессиональную деятельность [6, с. 182184, 190]. Задача преподавателей как клинических, так и социально-гуманитарных дисциплин, состоит в том, чтобы уже у студента сформировать гуманистическое сознание, которое базируется на этических нормах медицинской профессии. На основе этих

норм в дальнейшем будет выстраиваться линия поведения будущих специалистов. Гуманистическое сознание ориентировано на такие ценности, как сострадание, терпимость, милосердие, взаимное понимание и взаимное уважение, субъект-субъектный характер взаимоотношений.

На наш взгляд, такое сознание может быть сформировано в условиях личностно ориентированного образования. Разработке модели личностно ориентированного образования как стратегического направления мировой педагогической мысли посвящены труды большой группы отечественных и зарубежных ученых: Н. А. Алексеева, Е. В. Бондаревской, В. И. Гинецинского, В. В. Давыдова, В. С. Ильина, В. М. Кларина, С. В. Кульневича, Л. И. Новиковой, А. А. Плигина, В. В. Серикова, В. И. Сло-бодчикова, А. П. Тряпициной, Г. А. Цу-кермана, И. С. Якиманской, Л. Андерсона, В. Белля, П. Брендвайна, Р. Дрейве-ра, А. Маслоу, Дж. Найсбита, М. Полани, К. Роджерса, Дж. Шваба и других.

Согласно концепции личностно ориентированного образования, его целью является развитие личности ученика - «субъекта познания» (И. С. Якиманская). В соответствии с этой установкой предполагается специальная организация его учебной деятельности. Как отмечали многие ученые, в частности И. А. Зимняя, именно «подход к ученику как к «объекту» обучения и воспитания привел, в конечном счете, к его отчуждению от учения, превратил учащегося из цели в средство. В результате обучение потеряло смысл для ученика, знания оказались внешними по отношению к его реальной жизни. Желание воспитанника быть субъектом жизни, а не объектом воспитания, считают Е. В. Бондаревская и С. В. Кульне-вич, приобретает значение жизнетворче-ства. По мнению ученых, образцы и нормы культурной, достойной жизни воплощены в ценностях воспитания, а базовыми ценностями являются человек, культура, социум. В. В. Краевский, О. С. Газман, Б. М. Бим-Бад признают то, что образование имеет подсистемы единого процесса развития, называемыми обучение и воспитание и направленными как на интеллектуально-

практический, так и на эмоциональноценностный аспекты личности [2].

Итак, личностно ориентированное образование позволяет обеспечивать процессы самопознания, самореализации, развития уникальных духовно-нравственных качеств каждой личности студента, а также использование приемов и методов с доминированием субъект-субъектных отношений.

Основой данного подхода послужили труды великих педагогов-гуманистов, в частности педагогов-медиков прошлых веков. Так, одной из главных тем педагогических работ Н. И. Пирогова была идея воспитания внутреннего человека. Он считал, что для реализации этой идеи важны гуманные взаимоотношения преподавателей и студентов. Будучи врачом, он отводил огромную роль не только содержанию профессионального образования, но и воспитанию уникальных личностных качеств, таких как сострадание, любовь, гуманность [7].

О роли воспитания нравственных качеств в становлении личности писала М. Монтессори. Особо отмечалась ею любовь, ведущая к совершенству и чувствительности, которые проявляются в страдании при виде зла и в радости при виде чужого блага. Педагог утверждала, что сутью морального воспитания является активная поддержка внутренней восприимчивости, ее совершенствования с помощью сенсорных упражнений для умственного развития, позволяющих разграничивать добро и зло. По Монтессори, моральное чувство, как и ум, способно совершенствоваться и развиваться. Как медик М. Монтессори рассуждала о том, что врач, владея достаточными медицинскими знаниями, может ошибиться в правильности диагноза, если он не сумеет вслушаться в сердце пациента или почувствовать незаметное биение пульса [5].

Другой педагог - врач Я. Корчак - был сторонником «разумного воспитания», в основе которого лежал важнейший принцип уважения личности, прав ребенка и доверия к нему. Корчак подходил к воспитанию учащегося с позиции врачебной и педагогической этики: «не вредить». По его мнению, деятельность педагога, придерживающегося принципа природосообразно-

сти воспитания человека, должна отличаться конкретным видением ребенка, постоянным и глубоким его изучением [4].

Таким образом, педагогические идеи прошлого послужили основой в разработке теории воспитания личности, к которой ученые подходили с позиций гуманистической педагогики. Педагоги - медики отмечали важность развития нравственных качеств для их духовного становления. Поэтому, используя идеи великих ученых, современная наука в реализации гуманистической этики правомерно может ссылаться на концепцию личностно ориентированного образования к процессу подготовки будущих медицинских специалистов.

Личностно ориентированное образование, по мнению В. В. Серикова, базируется на том, что личность человека выступает как специальная, конкретная, проектируемая и измеряемая цель образования, а также составляет ее специфическое содержание. Исследователь акцентирует особое внимание на личностном опыте как одном из педагогических условий, актуализирующих «механизм» личностной самоорганизации воспитанника (посредством вхождения в пространство значимых для него проблем) [8, с. 14].

О. С. Газман выделяет три педагогических условия: 1) обеспечение внутренних условий (установок, потребностей, способностей) через механизмы самопознания, рефлексии, целеполагания, физической и психологической защиты, деятельностей самоосуществления; 2) создание благоприятных внешних условий (среды обитания) для психического и биологического существования и развития ребенка; 3) организация очеловеченной микросоциальной среды (гуманистические отношения, общение, творческая деятельность, психологический климат) [3, с. 13].

Говоря о профессиональной деятельности, В. Д. Шадриков подводит к очень важному моменту: деятельность может быть направлена на восприятие, понимание и

изменение поведения других людей. Он предлагает взглянуть на мир через духовные ценности, которые обусловливают духовную картину мира и поведения человека в нем. Единство ума и нравственных качеств порождает добродетельное поведение (Аристотель). В итоге происходит интегративное новообразование ума и морали, где действие ума контролирует мораль, а личностные качества начинают обеспечивать деятельностный аспект поведения. Таким образом, ум тесно связывается с мотивацией, духовно-нравственными качествами, с переживаниями и личностным опытом, на значение которого в становлении субъекта обращали внимание В. В. Сериков и О. С. Газман. Приобретение опыта обеспечивает успех в деятельности, позднее он закрепляется в устойчивые формы поведения, которые в результате превращаются в черты характера [9].

Итак, личностно ориентированное образование, включающее такие содержательные характеристики, как внутренние и внешние условия развития личности, микросоциальная среда, личностный опыт, духовно-нравственные качества, позволяет реализовать основные положения гуманистической этики. Таким образом, процесс подготовки будущих специалистов должен быть направлен на создание субъект-субъектных взаимоотношений участников образовательного процесса, развитие способности студента к процессам самопознания и самореализации, воспитание в себе гуманистических качеств милосердия, сострадания, жизнетворчества, ответственности за жизнь пациента. Он предполагает совокупность личностного и профессионального становления учащихся.

Нами был задан вопрос об образе идеального (хорошего) медика студентам Читинского медицинского колледжа сестринского и акушерского отделений 1 курса (43 чел.), 2 курса (43 чел.), 3 курса (40 чел.). Основные полученные характеристики приведены в таблице.

Таблица

Характеристика идеального медика, способы личностно-профессионального развития

1 курс 2 курс 3 курс

Хороший медик вежливый, милосердный, понимающий своего пациента, умеющий посоветовать, чувствующий и переживающий за него, эрудированный, общительный, гуманный, психически уравновешенный и т. д. умеющий поговорить на любые темы и понять проблемы пациента, никогда не отказывающий, ему не страшно доверить свою жизнь и здоровье, культурный, воспитанный, уважающий своего пациента, с доброй душой и т. д. прекрасный человек, он не просто получил диплом специалиста, по тому как умеет настраивать пациента на благополучный исход лечения, относится к пациенту как к близкому, умеет общаться с разными людьми, умеющий отставить свои личные проблемы, здоровый физически, т. е. без вредных привычек, не «робот», не выставляющий свое «я»

Способы личностно -профессионального развития чтение, посещение музеев, театров, библиотек, кино, походов, развитие своих творческих способностей, познание всего нового, общение с опытными и умными людьми стремление самосовершенствоваться (чтение, музыка, кружки и секции), использование опыта старшего поколения и желание общаться и помогать людям умение саморефлексии, способность грамотно выражать свои мысли и мнение, получение дополнительного образования, общение с людьми, социальногуманитарный цикл дисциплин

Данные опроса свидетельствуют о том, что студенты видят медицинского специалиста, наделенного личностными качествами в русле гуманистической этики.

С целью выявления осознания студентами важности личностно - профессиональной подготовки была предложена анкета

А. И. Артюхиной, позволяющая выявить включенность студента в ситуации лич-%

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

профессиональные навыки и умения

ностного и профессионального развития [1, с. 207]. Результаты анкетирования, представленные на рисунке, отражают приоритет узко профессиональных медицинских умений и навыков, необходимость формирования которых предполагается вне контекста духовно-нравственных ценностей. В итоге такой подход фактически ведет к замедлению личностного развития.

личностные качества

Рис. Личностно-профессиональная подготовка студентов

Следующие цифры отражают данную тенденцию: на 1 курсе обучения 58 % респондентов отдают предпочтение профессиональным навыкам и умениям, а 42 % -развитию личностных качеств; на 2 курсе 83 % опрошенных наиболее заинтересованы в узко профессиональном становлении,

лишь 17 % студентов предпочитают направленность на личностное развитие; на 3 курсе подготовки 67 % респондентов готовы работать над совершенствованием медицинских умений и навыков, а 33 % соответственно над личностными качествами. Анализ результатов анкеты показывает недостаточ-

ное осознание студентами важности ценностной составляющей для будущего профессионального становления. Достаточно высокий процент значимости ценностной ориентации на первом курсе по сравнению со вторым обусловлен, с нашей точки зрения, тем, что преподается большой объем общих и социально-гуманитарных дисциплин, обусловливающих высокую мотивацию будущей деятельности. Необходимо особо подчеркнуть результаты анкетирования второго курса: профессиональные умения и навыки выходят на первый план, а направленность на личностное развитие в процессе профессионального становления остается без должного внимания. Для второкурсников характерна усиленная подготовка в клинических дисциплинах. На третьем курсе наблюдается незначительная положительная динамика в сторону личностного становления. Мы думаем, что это обосновано преподаванием на этом курсе предмета «Введение в биомедицинскую этику», включающего совокупность деонто-логических знаний, а также значительной нагрузкой непосредственными практическими занятиями в медицинских учреждениях. Субъектный опыт, приобретенный в процессе профессиональной практики, превращается в поиск знания и наделяется личностным смыслом, утверждают

В. М. Кларин и В. В. Сериков. Исследователи считают, что при поиске личностных смыслов происходит выработка, переживание ценностных аспектов различных действий, отношений и присвоение сущностных характеристик определенной деятельности [8].

Итак, без целенаправленной инструментовки учебно-практической деятельности будущих специалистов возникает противоречие между пониманием специфики будущей профессии и включенностью студентов в социально значимый контекст профессиональной деятельности. Хотя они могут указывать на тесную взаимосвязь личностного и профессионального развития, важна специальная работа в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов, предполагающая единство формирования профессиональных знаний, умений, навыков и сознания, основанного на гуманистических ценностях.

Таким образом, реализация идей гуманистической этики у будущих медицинских специалистов в условиях личностно ориентированного образования имеет безусловное значение. Следует обратить внимание на то, что личность, выступая целью и содержанием образования, опираясь на субъектный опыт, который актуализирует его жизненный потенциал, позволяет сформировать у него гуманистическое сознание. Интеграция духовно-нравственных качеств, эмоционально-ценностного отношения личности к действительности и профессиональных умений, навыков, включенности межпредметных связей в практику, а также субъект-субъектных взаимоотношений студентов и преподавателей имеют важное значение в личностно - профессиональном становлении медика. Именно такое единство должно стать ведущим условием успешности подготовки к будущей профессии.

Список литературы

1. Артюхина А. И. Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен. Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2006. 237 с.

2. Бондаревская Е. В. Общая стратегия воспитания в образовательной системе России: коллект. моногр. в 2 кн. М., 2001. Кн. 1. 336 с.

3. Газман О. С. Неклассное воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы. М.: Мирос, 2002. 294 с.

4. Корчак Я. Педагогическое наследие / сост. К. П. Чулкова. М.: Педагогика, 1990. 272 с.

5. Монтессори М. Мой метод. Начальное обучение. М.: АСТ, 2006. 351 с.

6. Островская И. В. Медицинская этика: сб. документов. М.: АННИ, 2001. 287 с.

7. Пирогов Н. И. Педагогические сочинения. М.: Наука, 2001. Т. 3. 452 с.

8. Сериков В. В. Личностно ориентированное образование: феномен, концепция, технологии. Волгоград: Перемена, 2000. 147 с.

9. Шадриков В. Д. Ментальное развитие человека. М.: АспектПресс, 2007. 284 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.