УДК 316.61- 057.87
ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НПО
В. В. Игнатова, М. Г. Шишкова
TOE ORGANIZATION OF CREATIVE SELF-PRESENTATION IN THE CONTEXT OF REALIZATION
OF PRINCIPAL TYPES OF ACTIVITY OF PRIMARY VOCATIONAL EDUCATION STUDENTS
V. V. Ignatova, M. G. Shishkova
Представлено описание дополнительного условия реализации творческой образовательной программы в творческом пространстве профессионального училища, необходимого для успешного ориентирования учащихся на творческую самореализацию, в виде деловой самопрезентации. Данное условие соответствует развитию и развёртыванию качеств успешной творческой самореализации в учебно-профессиональной деятельности.
The description of an additional condition of realization of a creative educational program in creative space of the professional school necessary for successful orientation of pupils on creative self-realization, in the form of business self-presentation is presented. The given condition corresponds to development and expansion of qualities of successful creative self-realization in uchebno-professional work. The purpose of realization of the given condition is formation professional компетенций and enrichment of experience of the future professional work of pupils of initial vocational training.
Ключевые слова: творческая самореализация, творческая самопрезентация, профессиональное образование.
Keywords: Creative self-realization, creative self-presentation, vocational training.
Изменения на рынке труда требуют не только постоянных преобразований в системе профессионального образования, но и обеспечения опережающей подготовки специалистов, которая реализуется в формировании дополнительного объема знаний и умений учащихся в области будущей профессии.
Учащиеся, осваивающие основную профессиональную образовательную программу, согласно ФГОС НПО, должны обладать общими и профессиональными компетенциями. Профессиональные компетенции будущих специалистов отражают комплекс знаний и умений, соответствующих видов профессиональной деятельности, готовность учащихся выполнять профессионально-практическую деятельность в условиях реальных производственных и общественных отношений и требования работодателей к качеству подготовки этих специалистов
[6]. В рамках нашего исследования реализации творческой образовательной программы, ориентированной на творческую самореализацию учащихся и на формирование профессиональных компетенций на основе заказов работодателей, обусловливает актуальность компетентностного подхода. Целью реализации данного условия является формирование профессиональных компетенций и обогащение опыта будущей профессиональной деятельности учащихся начального профессионального образования.
Большое значение в ориентировании на творческую самореализацию учащихся начального профессионального образования, в нашем исследовании, имеет самопрезентация как проявление творческой активности, творческой самостоятельности, творческой самоэффективности. В условиях разработанной нами стратегии, на творческо-деятельностном этапе учащиеся вступают в такие отношения и взаимодействия, которые в реальной
жизни в данный период для них неосуществимы. Кроме этого, учащиеся в учебной и внеучебной деятельности не всегда имеют возможности для проявления разнообразных творческих способностей, так как они не часто находятся в условиях творческого поиска решения проблемы, незапланированного результата; своевременного проведение анализа результативности процесса творчества, использования разнообразных приемов, средств, форм и методов творческой активности, творческой самостоятельности, творческой самоэффективности, самопрезента-ции и так далее.
Для нашего исследования мы сочли необходимым акцентировать внимание на деловой самопре-зентации, предполагающей реализацию элементов основных видов деятельности учащихся начального профессионального образования. На наш взгляд, данная форма организации учебно-профессиональной деятельности в большей степени способствует творческой самореализации учащихся, поскольку творческая самореализация всегда сопряжена с решением различных жизненных и профессиональных проблем. Учитывая это, педагог должен, по возможности, создавать условия для эффективной творческой самореализации учащегося посредством «проживания» жизненных ситуаций. Предлагаемая деловая самопрезентация как педагогическое средство предполагает познания радости творческой активности, творческой самостоятельности и творческой самоэффективности.
Самопрезентация - это умение «подать себя», произвести нужное впечатление на окружающих, грамотно представить себя. В состав эффективной самопрезентации входит не только формирование нужного впечатления о себе, но и (обязательным моментом) «считывание» необходимой информации
со своих партнеров по деловому общению, например в условиях переговоров, принятия коллективных решений и в общем руководстве организацией
[7].
Деловая самопрезентация имеет деятельностный характер и направлена на проявление творческой активности, творческой самостоятельности, творческой самоэффективности. Одновременно деловая самопрезентация включает в себя демонстрацию своих деловых и профессиональных качеств: компетентности, грамотности, профессиональной успешности. С этой целью в презентации используются деловые аргументы (дипломы, наградные листы, благодарности, рекомендательные письма, отзывы о работе), демонстрируются психологические навыки специалиста (умение убеждать, привлекать и удерживать внимание, завоевывать доверие партнеров или аудитории, производить нужное впечатление), а также демонстрация профессиональных компетенций (качественное выполнение своих профессиональных функций).
В нашей работе введено ограничение: исследование выполнено на базе образовательных учреждений системы НПО Красноярского края г. Лесоси-бирска, реализующих образовательные программы строительного профиля. Деловая самопрезентация проводилась нами во внеурочное время, в различных формах, отражающих профессиональные компетенции основных видов деятельности учащихся начального профессионального образования. Используемая во внеурочное время деловая самопре-зентация, на наш взгляд, более эффективна для творческой самореализации, так как создаваемая некая игровая ситуация вне урока обеспечивает большую свободу для творческой активности личности, удовлетворения её творческого потенциала. Игровая ситуация на занятиях, в отличие от внеурочной, ограничена тематическим, содержательным аспектом и не всегда отражает возможное разнообразие проявления творчества в реальной жизни.
Деловая самопрезентация была разработана и подобрана с учётом качеств творческой самореализации, выявленных ранее: творческой активности, творческой самоэффективности, творческой самостоятельности. С другой стороны, они были ориентированы на приобретение знаний, умений и навыков эффективной самопрезентации. Основной стратегией деловой самопрезентации является са-мопродвижение, то есть открытое предъявление свидетельств своей компетентности и квалификации. Реально демонстрируя свои возможности, учащиеся учатся объявлять свои личные цели, а также формулировать свои запросы и условия.
В соответствии с этим разработаем стратегию деловой самопрезентации:
1. Обучение умениям и навыкам самопрезента-ции (информационные моменты):
— изучение механизмов поведения людей;
— анализ собственных поведенческих ресурсов;
— знакомство со средствами, эффектами и каналами самопрезентации;
— опробирование в тренировочных ситуациях отдельных моментов самопрезентации;
— анализ особенностей самопрезентации других людей.
2. Деловая самопрезентация (игровые ситуации):
— умение производить нужное впечатление,
— акцентирование достоинств;
— контроль ситуативных и неожиданных эмоций.
3. Отработка умений и навыков деловой са-
мопрезентации (психодиагностика)
— навыки построения и ведения деловой беседы;
— преодоление потерь информации в ходе деловой беседы;
— преодоление психологических барьеров;
— методы и техники аргументированного убеждения;
— навыки ведения деловой беседы в условиях конфликтного взаимодействия.
На первом этапе осуществлялась работа с понятиями, предусматривалось формирование у учащихся начального профессионального образования представления о деловой самопрезентации и последующее обсуждение возможных путей их профессионального становления с учетом интересов, склонностей и потенциалов личности.
Обсуждение поставленных вопросов строилось по принципу эвристической беседы. Была затронута проблема потенциального и актуального в человеке, в подростке и обращено внимание на процесс профессионального становления учащихся как будущего специалиста в своей профессии. Было замечено, что многие учащиеся впервые посмотрели на процесс обучения в начальном профессиональном образовании как на один из этапов их профессионального становления, задумались о том, что именно училище помогает им определить «свое» потенциальное и реализовать его на начальном этапе обучения, приобщиться к творческой деятельности профессионального характера.
Обсудив процесс профессионального становления как переход потенциального в актуальное, мы перешли к знакомству с понятиями «творческая активность», «творческая самостоятельность» и
«творческая самоэффективность». В ходе обсуждения поставленной задачи учащиеся посредством эвристических приемов (свободная ассоциация, прямая коллективная мозговая атака, эвристические вопросы) определяли, что такое творческая активность, самостоятельность и самоэффективность, обсуждали вопросы о врожденных и приобретенных способностях и компетенциях, ресурсах личности и показали на примерах, что зависит от потребностей, ценностей и какие творческие качества проявляются
в их профессиональной деятельности и при каких Для второго этапа разработали два вида деловой обстоятельствах. самопрезентации: имитационная и организационно-
деятельностная (таблица 1).
Таблица 1
Виды творческой самопрезентации учащихся НПО
Критерии творческой самореализации Виды самопрезентации
имитационная организационно-деятельностная
Творческая активность Угадай профессию Проектирование профессиональной деятельности
Творческая самостоятельность Портфолио Творчество в профессиональной карьере
Творческая самоэффективность Ассоциация профессий Мое творческое будущее
В данной связи, при выборе игровой «оболочки» каждого вида нами обеспечивался баланс двух целей: общей целью являлось ориентирование на творческую самореализацию, а частная определялась направленностью профессиональной компетенции строительных профессий (на приобретение знаний о профессии, на постановку проблемы, на выбор творческого решения проблемы). Каждый вид деловой самопрезентации мы условно подразделили на группы: развитие творческой активности; развитие творческой самостоятельности; проявление творческой самоэффективности.
Мы посчитали целесообразным провести данные самопрезентации после теоретического изучения механизма деловой самопрезентации, так как предположили, что в этом случае их эффективность, с точки зрения творческой самореализации, будет выше, поскольку первый этап тренинга способствовал «накоплению» учащимися собственного творческого потенциала и формированию представлений о собственных профессиональных компетенциях.
При проведении деловой самопрезентации на формирующем этапе экспериментально-опытной работы учитывались выработанные нами следующие общие правила их организации, основанные на принципах творческой самореализации:
— формирование творческих качеств на основе методов развития творческого воображения;
— последовательное изучение и применение эвристических методов учащимися;
— обеспечение творческой свободы для каждого участника самопрезентации в соответствии с его потребностями и способностями;
— предоставления учащимся свободы выбора игровых действий;
— поощрение творческих игровых стратегий. Охарактеризуем каждый вид самопрезентации.
1. Имитационные самопрезентации Имитационные самопрезентации используются
для подготовки специалистов в соответствующих
областях, а также для решения задач исследования, прогноза намечаемых нововведений. Использование термина «имитационная самопрезентация» связано с некоторыми существенными характеристиками этого метода. С одной стороны, имитация понимается как замена непосредственного экспериментирования созданием и манипулированием с моделями, реального объекта изучения. С другой стороны, существуют собственно игровые методы, в которых участники принимают на себя определенные роли, вступают в непосредственное взаимодействие друг с другом, стремясь достигнуть своих целей. Имитационная самопрезентация объединяет эти два подхода. Она основывается на конкретных ситуациях, взятых из реальной жизни, и представляет собой упрощенную, динамическую модель действительности.
Отличительным признаком имитационной са-мопрезентация является наличие имитационной модели, в отличие от организационно-деятельностных, где имитационные модели не строятся. Имитационные самопрезентации предоставляют возможность наблюдать актуальные проявления личности, ее сиюминутную жизнь, а не ограничиваться результатами ретроспективного характера. Для педагога это очень важно, так как у него появляется возможность, наблюдая за этими проявлениями, менять в нужный момент стратегию работы с учащимся, чтобы усилить образовательный эффект. Кроме того, игровые ситуации воспринимаются участниками не как особые экспериментальные ситуации, а как реальные жизненные ситуации.
Данные деловые самопрезентации рассматриваются нами как активный способ обучения. Они характеризуют такие отношения между субъектами образовательного процесса, которые сопряжены с достижением дидактических целей, обусловленных учебной дисциплиной. Следовательно, рассматривая имитационные самопрезентации в контексте учебно-профессиональной деятельности, мы учитывали её специфику при их организации. Таким образом, на формирующем этапе экспериментально-опытной
работы при проведении этих самопрезентаций нами учитывалась направленность учебной деятельности:
1) на обогащение опыта познания (посредством повышения творческой познавательной активности);
2) на формирование знаний (умения выбирать информацию, анализировать, систематизировать, осуществлять перенос знания в новую, нестандартную ситуацию);
3) на развитие творческой самостоятельности;
4) на включение опыта знания в культурный опыт субъекта учения;
5) на проявление творческой самоэффективности.
2. Организационно-деятельностные самопрезентации
Цель организационно-деятельностных самопре-зентаций - создать для учащихся образовательное пространство, понимая под образованием выход за пределы своих представлений и своих умений. Эти самопрезентации создают богатые разнообразные возможности для развития. Они построены так, что одним из основных процессов на протяжении всей самопрезентации является процесс творческой самореализации.
Организационно-деятельностные самопрезента-ции ориентированы не на репродукцию, а на творчество. Для организации подобных самопрезентаций характерно не имитировать известные решения проблем, а решать реальные проблемы, возникающие в профессиональном становлении. Самопрезентация строится на широком проблемном поле, контуры которого приблизительно обозначены темой. Таким образом, организационно-деятельностная самопре-зентация осуществляется в условиях очень высокой неопределенности, которая органически присуща этому типу самопрезентации.
Пониманию сущности организационно-деятельностной самопрезентации, как нам представляется, способствует рассмотрение некоторых ее аспектов с позиций рефлексивной психологии (И. Н. Семенов,
С. Ю. Степанов). Творческое мышление осуществляется в пределах проблемно-конфликтной ситуации, существо которой в противоречии как объективно-содержательного, так и субъективно-
смыслового характера. Активизация участников са-мопрезентации достигается путем их постановки перед необходимостью решения проблемы в ситуации, когда готовых решений нет. В этом случае преодоление интеллектуально-познавательных затруднений переживается учащимися как личностная проблема. Это актуализирует потребность в самосовершенствовании, пересмотре и переоценке имеющегося опыта, активизирует процесс самомобилиза-ции.
Возможность эффективного решения многоаспектных проблем появляется за счет погружения участников самопрезентации в особую атмосферу и одновременно их втягивания в решение не учебной, а совершенно реальной (особо значимой) для них проблемы во всей ее сложности. Опыт показывает, что самопрезентация очень быстро перестает быть
для ее участников просто игрой. Реальные жизненные столкновения становятся, благодаря специальной работе организаторов, столь интенсивными, что участники ведут себя так, будто самопрезентация является самой реальностью.
Таким образом, организационно-деятельностная самопрезентация обеспечивает интенсивное развитие каждого участника игрового действия, его обогащение новыми знаниями, умениями, навыками, технологиями по своей профессии. Самопрезента-ция предполагает также совершенствование процессов взаимодействия участников, расширение их профессиональной компетентности.
Организационно-деятельностные самопрезента-ции применяются в том случае, когда обучаемые могут самостоятельно по заданию педагога выполнить определенные виды действий, которые подводят его к усвоению новых знаний. Организационно -деятельностные самопрезентации могут применяться не только при подходе к усвоению новой темы, но и во время закрепления ее на новой основе, то есть при выполнении упражнений, углубляющих знания.
Исходя из вышеизложенного, нами учитывались следующие аспекты организации данного вида деловой самопрезентации:
1) создание проблемной ситуации (педагог ставит вопросы, предлагает задачу, экспериментальное задание);
2) организация коллективного обсуждения возможных подходов к решению проблемной ситуации;
3) подтверждение правильности выводов, выдвижение готового проблемного задания.
Рассмотрим смысловые характеристики и проанализируем проведенные деловые самопрезента-ции на примере имитационных («Угадай профессию», «Портфолио», «Ассоциация профессий») и организационно-деятельностных («Проектирование профессиональной деятельности»; «Творчество в профессиональной карьере»; «Мое будущее») само-презентаций.
3. Имитационные самопрезентации
1. «Угадай профессию» (приоритетная группа качеств творческой самореализации - творческая активность).
В ходе самопрезентации в равной степени решались профориентационные задачи и задачи творческой самореализации. В организации этой самопре-зентации исходили из конкретных знаний учащихся о конкретной профессии, а также определяли уровень овладения схемой анализа профессий. Само-презентация включала такие моменты, которые позволяли учащимся начального профессионального образования проявить творческую активность, обеспечивали на неосознанном уровне фундамент логического анализа и понимания. Учащиеся соотносили свои знания и умения с другими, критически относились к аргументам других, не перенося отношение к суждениям на отношение к личности, старались помочь другому в построении анализа профессии,
чтобы понять и по возможности принять его ценности, по необходимости пересмотреть собственную позицию и выработать общую.
При многократном проигрывании анализа профессий, отгадывающие не всегда находили ответ, поэтому интерес снижался, в связи с этим лучше не делать больше двух проигрываний. Незначительная часть участников проявили пассивность, либо пограничные свойства.
2. «Портфолио» (приоритетная группа качеств творческой самореализации - творческая самостоятельность).
Деловая самопрезентация «Портфолио» актуализировала способности к творческой самостоятельности и правильно ориентировала на творческую самореализацию. Она включала в себя два игровых момента: «построение личных профессиональных планов», «профориентационная помощь товарищам».
Цель самопрезентации: познакомить учащихся с процедурой правильного построения личных профессиональных планов и составления портфолио, а также обеспечить творческую самореализацию через имитацию в проигрывании жизненных ситуаций. Различные игровые приёмы были направлены на установление контроля над ориентированием правильно выбранной профессии учащихся начального профессионального образования. Другие приёмы способствовали преодолению у учащихся нежелания узнать о построении своей профессии.
Наблюдения за участниками самопрезентации позволили констатировать следующее: во время построения личных портфолио и профессиональных планов 11 из 25 человек проявили творческую самостоятельность, чувствовали себя свободно. Среди них были и нерешительные, не самостоятельные, которые в условиях самопрезентации раскрывались неожиданными сторонами. Таким образом, самопре-зентация мобилизовала их творческую самостоятельность. Вместе с тем 3 человека так и не смогли себя самопрезентовать. На наш взгляд, это объясняется недостаточным уровнем развития способностей творческой самореализации. Педагог в ходе само-презентации выступил в роли зрителя (учащиеся самостоятельно вели самопрезентацию) и поэтому способствовал созданию атмосферы доброжелательности, принятия и безопасности.
Данная самопрезентация имеет высокую содержательную насыщенность, и нередко бывает трудно сохранить логику, не давать ей возможности развиваться стихийно, но вмешательство педагога снижает активизирующий эффект. В самопрезентации могут возникать вопросы, с которыми не знаком и сам педагог, поэтому желательно иметь под рукой различную справочную литературу.
3. «Ассоциация профессий» (приоритетная группа качеств творческой самореализации - творческая самоэффективность).
Цель самопрезентации - выявить истинное отношение учащихся начального профессионального образования к различным профессиям в соответствии с профилем училища и создание возможности
для проявления творческой самоэффективности в процессе творческой самореализации. Данная деловая самопрезентация является эмоциональной формой и регулятором творческой самореализации, своим общим положительным фоном заражала каждого участника, способствовала его успешной творческой самоэффективности. Суть данной самопре-зентации состояла в том, чтобы, по возможности, подкорректировать соотношение возможностей и желаний учащихся начального профессионального образования на творческую самоэффективность в той или иной профессии. Самопрезентация начинается без явно выраженного подготовительного этапа. Каждая профессия отгадывается с помощью ассоциативных вопросов. Опыт показывает, что не все учащиеся сразу понимают эти вопросы, поэтому целесообразно потренироваться на одном примере. Отдельное обсуждение правильности каждого ответа на ассоциативный вопрос позволяет выявить эмоциональное отношение к разным профессиям и, поскольку характер этого отношения сильно влияет на выбор профессии, педагог получает довольно важную информацию для правильного ориентирования на творческую самореализацию учащихся начального профессионального образования.
В ходе самопрезентации учащиеся были поставлены в вынужденную ситуацию анализа своего выбора профессии. В ходе самопрезентации учащиеся, которые отгадывали профессию, заходили в аудиторию с неподготовленными вопросами или не успевали придумать вариант ответов, поэтому педагогу необходимо разработать специальный перечень ассоциативных вопросов, но не помогать играющим,
а, наоборот, обострять, что повысит интерес учащихся.
4. Организационно - деятельностные самопрезентации
1. «Проектирование профессиональной деятельности» (приоритетная группа качеств творческой самореализации - творческая активность).
Деловая самопрезентация на проектирование проходит в начале учебного года и главной своей целью ставит включение учащихся в учебный процесс после школы. Это мероприятие направлено на формирование каждым учащимся своей образовательной траектории на весь учебный период. Учащиеся анализируют приоритеты своих способностей и интересов, свои возможности и свои проблемы и подготавливают программу своего профессионального образования, подытоживаются и сорганизуются их цели, задачи, зоны актуального для них профессионального обучения и учебные возможности.
Данный вид самопрезентации обеспечивал развитие качества творческой самореализации - творческой активности. Данный проект построен на выделении учащимся приоритетов в учебно-
профессиональной деятельности и закрепления их с помощью найденных в ходе самопрезентации способов обучения.
Первый этап посвящен анализу учебнопрофессиональной ситуации учащихся и нахожде-
нию ими способа своего учебного самоопределения. На втором этапе идет работа над выделением проблем в выбранном учащимися приоритетном направлении профессионального образования. На третьем этапе ставятся учебно-профессиональные задачи на ближайшее будущее, которые должны решить поставленные проблемы.
В результате самопрезентации учащиеся более осмысленно и целенаправленно выбирают для себя предметы профессиональной направленности, режим и способы работы на этих предметах. Они становятся способны видеть в педагогах коллег и помощников своего образования и более адекватно относятся к требованиям, которые предъявляет основная профессиональная образовательная программа начального профессионального образования.
2. «Творчество в профессиональной карьере» (приоритетная группа качеств творческой самореализации - творческая самостоятельность).
Основная цель деловой самопрезентации по данной теме - создать условия для размышления учащихся I курса о творчестве в своей будущей профессии и, соответственно, о специализации в той или иной группе предметов. Во время самопрезен-тации учащиеся осваивают понятие «творчество в профессии» и «профессионализм» и, благодаря этому, получают достаточно четкие ориентиры о требованиях к грамотности и компетентности специа-листа-профессионала. Эти представления закладывают основы для более глубокого освоения предметов, с которым связана будущая профессия, выбранная учащимися.
Проект предусматривает запуск процессов профессионального самоопределения учащихся с целью построения рамок, в которых может осмысляться учебная деятельность. Ориентиры для этого самоопределения строятся в ходе деловой самопрезента-ции разными способами: одни учащиеся опираются в выборе профессии на свои творческие способности, другие - на интерес к определенным предметам, третьи - на потребности общества и так далее. В самопрезентации исследуются значение и возможности их способов самоопределения. Параллельно идет работа на построение понятий «творчество в профессии» и «профессионализм».
3. «Мое будущее» (приоритетная группа качеств творческой самореализации - творческая самоэффективность).
Данная деловая самопрезентация усиливает связку замысел - реализация за счет предоставления участникам будущей самопрезентации пространства проектирования самой самопрезентации и построив конкуренцию проектов. Цели на деловой самопре-зентации: выделить существующие цели и ценности, стоящие за отношением к учебе и построить действительно профессионально-образовательные цели.
Учащимися выдвигаются следующие проекты деловой самопрезентации:
1. «Поиск творческих подходов к смыслу жизни учащихся начального профессионального образования». Выдвигаемая проблема: апатия по отношению
к учебному процессу и к происходящему в профессиональном училище. Непонимание: «зачем все это надо и что это дает в жизни».
2. «Личностное становление в подростковом возрасте». Проблема: отсутствие «идеала».
3. «Постановка целей на период обучения в начальном профессиональном образовании». Проблема: отсутствие цели, «переутомление от того, что требуют другие, в то время как самому это не нужно».
4. «Творчество учащихся начального профессионального образования». Проблема: отсутствие творческого потенциала.
5. «Моя профессия». Проблема: нет понимания, какие профессии нужны.
Результатом деловой самопрезентации является создание возможности для проявления способности творческой самоэффективности в процессе творчества, для преодоления барьеров творческой самореализации, связанных с негативными эмоциональными состояниями; обеспечение ситуации успешности, положительного эмоционального настроя. Деловая самопрезентация, своим общим положительным фоном заражала каждого участника, способствовала его успешной творческой самореализации.
В связи с тем, что многие учащиеся задавали нам вопрос «А можно ли развить свои творческие и деловые качества?», «Давайте проверим наши способности делового человека» мы провели тест «Есть ли у Вас деловая хватка?» на третьем этапе самопре-зентации. Оказалось, что склонность к развитию деловых качеств сильно выражена у 25 % учащихся, средняя степень выраженности отмечена у 50 % учащихся. Эти результаты оказались несколько лучшими по сравнению с результатами диагностики, проводимой нами в начале опытноэкспериментальной работы. Большинство студентов понимали важность таких качеств, как творческая активность, творческая самостоятельность и творческая самоэффективность, и связывали их с учебнопрофессиональной деятельностью, ее успешностью и высказывали надежду на то, что смогут развить их в себе в процессе обучения в профессиональном училище.
В целом, оценивая творческую деятельность учащихся начального профессионального образования на данном творческо-деятельностном этапе работы, отметили, что выделение деловой самопрезен-тации было целесообразным, поскольку она ориентировала на развитие творческой активности, творческой самостоятельности, творческой самоэффективности и позволяла работать в режиме развития творческого потенциала будущего специалиста в контексте компетентностного подхода. Кроме того, деловая самопрезентация позволила удовлетворить потребность учащихся в самопознании, способствовала осознанию ими значимости их познавательной, гражданско-общественной, социально-трудовой, культурно-досуговой, профессиональной деятельностей.
В заключение следует отметить, что деловые опроса, проведённого по окончании самопрезента-самопрезентации способствуют успешной творче- ций (таблица 2). ской самореализации учащихся начального профессионального образования, о чём свидетельствуют наши наблюдения, представленные выше, и данные
Таблица 2
Сводные данные творческой самореализации учащихся профессионального училища в ходе проведения деловых самопрезентаций
Типы игр Название игр Группа № 14 Группа № 17
© © © Всего участ- ников © © © Всего участ- ников
Имита- ционные «Угадай профессию» 10 15 5 30 6 21 3 30
«Портфолио» 16 12 1 29 10 13 7 30
«Ассоциация профессий» 13 17 2 32 13 9 6 28
Органи- зацион- но- деятель- ностные «Проектирование профессиональной деятельности» 13 14 3 30 12 7 6 25
«Творчество в профессиональной карьере» 14 17 1 32 10 16 3 29
«Мое будущее» 12 15 5 32 11 10 9 30
Условные обозначения:
© - высокая успешность творческой самореализации, © - средняя успешность творческой самореализации, © - низкая успешность творческой самореализации.
Данные изучения творческой самореализации учащихся начального профессионального образования в ходе проведения деловых самопрезентаций говорят о том, что большинство смогли успешно творчески самореализоваться. Процентный показатель успешности творческой самореализации учащихся в группе № 14 распределился следующим образом: 34 % - высокая, 50 % - средняя, 16 % -низкая. В группе № 17 показатель высокой успешности ниже на 14 %, средней - выше на 20 %, низкой - ниже на 6 %. Очевидно, это объясняется тем, что в группе № 14 изначально работали педагоги с высоким (оптимальным) уровнем творческой культуры, и учащиеся группы № 14 имели более высокий уровень проявления качеств творческой самореализации (творческая активность, творческая самостоятельность, творческая самоэффективность), чем в группе № 17.
Сравнительные данные представлены в диаграмме. Наиболее успешно данный процесс происходил в «организационно-деятельностных» само-презентациях. Это говорит о том, что для учащихся проблема организации деловых самопрезентаций, направленных не на имитирование известных решений проблем, а именно на самостоятельное решение реальных проблем, возникающих в профессиональном становлении.
□ 16%
□ 34%
□ 50%
□ высокая успешность
□ средняя успешность
Рис. 1. Диаграмма сравнительных данных творческой самореализации старшеклассников в ходе самопрезентации (группы № 14)
□ 70%
□ 10%
!
□ 20%
□ высокая успешность
Рис. 2. Диаграмма сравнительных данных творческой самореализации старшеклассников в ходе самопрезентации (группы № 17)
Результаты изучения творческой самореализации отражают положительную динамику изменений ориентированности учащихся экспериментальной группы по всем показателям. На окончание опытноэкспериментальной работы, по сравнению с ее началом, в среднем возросло количество учащихся, для которых «характерна высокая успешность творческой самореализации».
В контрольной группе наблюдается незначительная динамика ориентированности на творческую самореализацию, что объясняется отсутствием педагогических условий, способствующих данному процессу.
Полученные результаты подтвердили наши предположения, выдвинутые в начале исследования, что основу творческой самореализации составляют такие качества, как творческая активность, творческая самостоятельность и творческая самоэффективность.
Причины проявления данных критериев учащихся начального профессионального образования, по мнению педагогов, состоят в том, что ценностные ориентации подростка соответствуют потребностям и интересам группы, и она побуждает его занять определенную позицию. Учащийся, со своей стороны, хочет быть в центре внимания, пытается завоевать признание и проявить свой творческий потенциал, независимо от потребностей и интересов группы, и в силу этого готов измениться сам. Однако среди учащихся были такие, которые не верили в свои силы, проявляли пассивность, неорганизованность, у них не складывались взаимоотношения с
другими учащимися в процессе парной работы и группой в целом. Причины, по которым учащийся не проявлял свои творческие качества, могли быть внешними (социально-педагогическими) или внутренними (психологическими).
Литература
1. Вербицкий, А. А. Деловая игра как метод активного обучения [Текст] / А. А. Вербицкий // Современная высш. шк. - 1982. - № 3 (39).
2. Вьедер, Р. Тесты креативности [Текст] / Р. Вьедер // Психология обучения: дайджест российской и зарубежной прессы. - 2005. - № 10.
3. Гизаттулина, Д. Х. Личностный рост и самодиагностика в профессиональной подготовке будущих учителей [Текст] / Д. Х. Гизаттулина // Прикладная психология. - 2000. - № 3.
4. Готтсданкер, Р. Основы психологического эксперимента [Текст]: учеб. пособие для вузов: [пер. с англ.] / Р. Готтсданкер. - М.: Академия, 2005. -368 с.
5. Грабарь, М. И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы [Текст] / М. И. Грабарь, К. А. Краснянская. - М.: Педагогика, 1977.
6. Федеральный институт развития образова-
ния: депозитарий примерных программ НПО / Министерство образования и науки РФ [Электронный ресурс]. - иКЬ: Режим доступа: http://www.firo.ru/ programmy-profobrazovaniya/ (дата обращения
11.06.2011).
7. Президентская бизнес-школа: курсы и тренинги [Электронный ресурс]. - иКЬ: Режим доступа: http://www.president-business-school.ru (дата обращения 12.03.2011).