РАЗДЕЛ X ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
УДК 37.072
Жуков Вадим Геннадьевич
Директор Кемеровского профессионально-технического колледжа, 650 0 70, г. Кемерово, пр. Химиков, 2А, тел. (3842) 31-19-74, gukov.v.g@kptc.org
Чичерина Наталья Викторовна
Директор Томского колледжа дизайна и сервиса, 634062, Томск, ул. Черных, д. 101, тел. (3822) 671-796, tkds@ngs.ru
Демченко Анна Ростиславовна
Кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Института развития образовательных систем Российской академии образования, 6334041, Томск, пр. Комсомольский, д. 75, тел. (3822) 52-29-43, sibinedu@tspu.edu.ru
КОЛЛЕДЖ КАК РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Zhukov Vadim Gennadyevich
Principal of the Kemerovo Vocational-Technical College, 650070, Kemerovo, Prospect Khimikov 2A, phone (3842) 31-19-74, gukov.v.g@kptc.org
Chicherina Natalya Viktorovna
Principal of the Tomsk College of Design and Service, Ulitsa Chernykh 101, phone (3822) 671-796, tkds@ngs.ru
Demchenko Anna Rostislavovna
Candidate of Pedagogy, chief research scholar, Institute of Educational Systems Development, Russian Academy of Education, 6334041, Tomsk, Prospect Komsomolskiy 75, phone (3822) 52-29-43, sibinedu@tspu.edu.ru
COLLEGE AS A RESOURCE CENTER FOR FORMING OF PROFESSIONAL-CREATIVE COMPETENCE OF FUTURE
SPECIALISTS
В отечественной педагогике процесс формирования профессиональнотворческой компетенции имеет научную школу и свои традиции. Ранее данная проблема рассматривалась в педагогических и психологических исследованиях П. Н. Андрианова, П. Р. Атутова, С. Я. Батышева, М. Н. Жиделева,
К. Н. Катханова, И. Д. Клочкова, В. А. Полякова, С. А. Шапоринского и др., в основном, в аспекте производственной деятельности.
На основе проведенного исследования определено, что, во-первых, понятие профессионально-творческой компетенции расширилось, ученые перешли от рассмотрения совокупности процессов материального производства к пониманию профессионально-творческой компетенции как преобразовательной деятельности в системе «природа-практика-человек-наука». Во-вторых, профессионально-творческая компетенция понимается как профессиональная деятельность, результаты которой обладают новизной. И, в-третьих, эти результаты направлены на удовлетворение потребностей людей. Иными словами, человек и его потребности находятся в центре преобразовательной деятельности. Из этого следует, что более широкая трактовка технологии выходит за рамки производственной сферы, существенно раздвигает границы профессионального образования [6].
Отечественными учеными (В. И. Андреев, П. Р. Атутов, П. Н. Андрианов,
В. М. Казакевич, И. А. Сасова, В. Д. Симоненко, Н. Н. Шамрай и др.) определены следующие характеристики процесса формирования профессионально-творческой компетентности: его интегративная основа, включающая совокупность элементов политехнического образования и профессионального обучения; направленность на расширение общекультурного кругозора студентов, на формирование у них творческого мышления; на осознание технико-технологической и информационной картины мира; на овладение культурой саморазвития и самообразования.
Непрерывное развитие профессионально-творческой компетенции представляет собой прогрессивную линию движения человека, процесс развития талантов и способностей личности, стремление к совершенствованию интеллекта через реализацию собственных умений и навыков, способность приобретать и систематизировать знания, осуществлять самообразование и саморазвитие, и как результат- адаптацию специалиста к условиям изменяющейся, преобразующейся профессиональной деятельности.
Современному рынку труда присущи следующие характеристики: нестабильность наличия рабочих мест и позиций, частая смена работы, распространение неполной или частичной занятости, необходимость непрерывного повышения квалификации, и, следовательно, необходимость непрерывного образования, быстрое развитие технологий, и соответственно, усиливающееся значение формирования профессионально-творческой компетенции и т. д.
Анализ потребностей рынка труда показал, что на современном этапе возрастает использование специалистов среднего звена в сервисном обслуживании населения (технический, технологический, информационный, транспортно-коммуникационный, социально-культурный сервис), где они являются наиболее массовой и мобильной частью рабочей силы. Расширяется потребность в кадрах со средним профессиональным образованием в социальной сфере (пенсионное обеспечение, здравоохранение, культура и
искусство, различные формы социально-психологической поддержки населения, реабилитационная деятельность, образовательные услуги, в том числе для лиц с особыми потребностями и др.).
Рыночные условия функционирования образовательных учреждений предполагают постоянный и активный поиск путей их взаимодействия с различными субъектами рынка, заинтересованными в конечном продукте деятельности учреждений СПО, расширении её сферы.
Деятельность ресурсного центра на базе колледжа целесообразно, на наш взгляд, проектировать относительно четырех областей, имеющих важнейшее значение для формирования профессионально-творческой компетенции у выпускников учреждения СПО, для их успешного трудоустройства и дальнейшей социальной адаптации на рынке труда.
Так, сфера производственно-профессиональной деятельности студентов создает условия для включения обучающихся в процесс непрерывной производственной практики, участия в работе малых предприятий и на рабочих местах, способствует активизации работы совета попечителей и др.
Сфера образовательной деятельности предусматривает дальнейшее развитие комплекса непрерывного образования, в рамках которого реализуется цепочка «профильные классы общеобразовательной школы - училище
- колледж - вуз».
В рамках развития сферы социальноактивной деятельности студентов технологического колледжа предусмотрено активное участие образовательного учреждения в конкурсах социального проектирования, организованных различными предприятиями, дальнейшее вовлечение студентов в формы студенческого самоуправления, активизация общественно -полезной, добровольной деятельности (работа с ветеранами и др.) [3].
Четвертая область - сфера формирования конкурентоспособности выпускника У СПО - предусматривает разработку как организационно-педагогических форм, так и новых дидактических подходов. В процессе адаптации важное место занимает обретение молодыми людьми навыков и умений, позволяющих ставить перед собой реалистичные цели, находить альтернативные способы их достижения, рассчитывать ресурсы, преодолевать внутренние конфликты, демонстрировать гибкость и креативность в новых условиях. Приоритетное значение имеют такие формы работы, как групповые консультации, позволяющие использовать ролевое моделирование целеположенной деятельности. В рамках реализации данного направления разработаны и внедрены в практику организационные формы взаимодействия технологического колледжа с образовательными учреждениями, направленные на предоставление профильного обучения для учащихся общеобразовательных учреждений в соответствии с профессиональными направлениями колледжа [5].
Профессиональные ресурсные центры должны быть, прежде всего, центрами по профессиональной подготовке, обслуживающими региональных заказчиков (как молодежь, так и взрослых) в приобретении и совершенствовании умений и навыков в соответствии с изменениями на рынке труда. Ре-
сурсные центры не должны превращаться в производственные единицы, конкурирующие с реальными производственными секторами. Они должны стать центрами приобретения профессионального мастерства, обеспечивающими подготовку специалистов высокого качества и создающими спрос на услуги, связанные с профессиональной подготовкой и повышением квалификации. Особое значение в них должно уделяться непрерывному формированию профессионально-творческой компетентности будущих специалистов.
Анализ структурных сдвигов на рынке труда городов Сибирского региона позволил сделать вывод о приоритете физического труда и связанных с ним рабочих специальностей по сравнению с умственным трудом, ориентированным на информационное обеспечение рынка товаров, услуг и поддержание функционирования субъектов экономических отношений. Данное несоответствие рынка труда и рынка образовательных услуг вызывает дополнительное давление на профессионально-квалификационную структуру занятости, когда происходит полная или частичная переподготовка специалистов в соответствии с реальным характером выполняемой работы и вне зависимости от предыдущего образования и квалификации.
На рынок труда специалист выходит со своим, очень специфическим «товаром» - профессией, квалификацией, мастерством, предполагающими достаточно высокий уровень сформированности профессиональнотворческой компетенции. Он не может оставаться невостребованным длительное время, потому что речь идет о профессиональной квалификации и знаниях, которые быстро устаревают. Поэтому, на наш взгляд, сегодня важным становится не только овладение профессией, которая пользуется спросом на рынке труда, а достижение определенного образовательного и культурного уровня, овладение ключевыми элементами профессионально-творческой компетенции, чтобы быть конкурентоспособным, а значит, соответствовать требованиям «потребителя» - рынка труда и работодателя.
Ресурсный центр является инновационной структурой, связывающей рынок труда и рынок образовательных услуг в условиях развития отношений государственно-частного партнерства образовательных учреждений с субъектами внешней среды, что создает благоприятные возможности для инновационного развития всей системы образования. Ресурсный центр является автономной общественно-государственной формой взаимодействия различных субъектов профессионального образования, создающей условия для проявления личной инициативы со стороны педагогов и обучающихся, корпоративной инициативы со стороны государственных предприятий, предпринимателей и других заказчиков кадров с целью установления соответствия качества профессиональной подготовки (приобретаемых компетенций) требованиям рынка труда и общества, а также организации внешнего контроля, как со стороны государства, так и со стороны потребителей и социальных партнеров.
Основной задачей сетевого ресурсного центра является формирование территориальной инфраструктуры единого образовательного и профессионального пространства в сети образовательных учреждений различно-
го уровня, а также работодателей и других социальных партнеров одной индустрии. Сетевой ресурсный центр профессионального образования
- комплекс ресурсов профессионального образования, работодателей и других социальных партнеров, предназначенный для развития интеграционных процессов сферы профессионального образования и социально-экономической сферы региона.
Основными достоинствами взаимодействия образовательных учреждений являются: передача полномочий от управляющих команд - консорциуму, которые часто поддерживаются местными органами народного образования; расширенный учебный план предоставляет студентам широкий выбор курсов, которые они могут изучить за один год по профессиональному профилю, и увеличенное число дисциплин повышенного уровня; чередование преподавания курсов позволяет собрать необходимое число студентов, что в противном случае могло оказаться неэкономичным; те студенты, которые не хотели бы учиться в вузе на дневном отделении, с желанием посещают занятия в вузе, учась в колледже; студенты ценят тот факт, что в вузе с ними обращаются как с взрослыми; совершенствование социального развития (самоопределения) и самообразования студентов; более совершенные возможности для профессионального роста педагогического персонала; систематический мониторинг посещаемости и успеваемости; предоставление бесплатного транспорта для студентов местными органами народного образования, что облегчает работу консорциума [1].
В результате проведенного исследования опыта Великобритании была выявлена совокупность условий эффективности сетевого взаимодействия образовательных учреждений, реализующих профильное обучение: совместная заинтересованность образовательных учреждений, входящих в сеть, в достижении конечных результатов сотрудничества; равноправный и долговременный характер отношений между образовательными учреждениями-партнерами; совместное использование ресурсов партнерами; возможность перемещений студентов и (или) педагогов образовательных учреждений, входящих в сеть; наличие в сети различных учреждений и организаций, предоставляющих студентам действительную возможность выбора и обеспечивающих максимальное удовлетворение образовательных потребностей; экономическая эффективность сетевого взаимодействия; возможность организации зачета результатов по учебным курсам и образовательным программам, освоенных студентами в образовательных учреждениях, входящих в сеть.
По архитектуре такая сеть может выстраиваться следующим образом: кустовые сети (с разными видами ресурсных центров) - самостоятельные объединения: колледж - вуз. По составу участников могут быть выделены: объединения колледжей, обладающих сходным ресурсом, но недостаточным для самостоятельной реализации индивидуальных образовательных программ в рамках профильного обучения; связь колледжей, имеющих ресурс и колледжей, не имеющих его, при этом учреждение, не имеющая кадрового, техноло-
гического и материально-технического ресурса в этом случае выполняет роль донора, предоставляющего контингент студентов; объединение колледжей с учреждениями дальнейшего образования; сетевые проекты, объединяющие колледжи, как реализаторов проекта, учреждения дополнительного и дальнейшего образования, ресурсы системы повышения квалификации, которые могут быть обеспечены особой организационной структурой.
Для использования имеющихся кадровых, материальных, научных и образовательных ресурсов сети целесообразно интегрировать или разграничить функции участников сети по их наличию и возможности использования. Интеграция участников сети всех уровней является необходимым условием формирования целостной информационной производственнообразовательной среды и должна осуществляться по следующим направлениям: планирование развития и размещения участников сети; координация деятельности сетевого ресурсного центра; развитие сетевой инфраструктуры участников сети (каналов связи; телекоммуникационных узлов; средств доступа участников в научно-образовательные сети и Интернет; систем связи с ассоциациями работодателей и производителями оборудования и технологий); создание системы мониторинга использования ресурсов и эффективности деятельности сетевого ресурсного центра [7].
Конкурентоспособность специалиста обусловлена соответствием его личностных характеристик, требований работодателей к профессиональной деятельности и социально-экономических условий в целом. Следовательно, конкурентоспособность зависит от качества образования и подготовки специалиста, наличия у него личностных характеристик, обеспечивающих развитие профессионально важных качеств, позволяющих рабочему или специалисту занять определенное место в социальной структуре общества. Конкурентоспособность является социально-профессиональным личностным качеством, интегрирующим социальные и профессиональные характеристики, включающим социальное и профессиональное содержание.
Формирование профессионально-творческой компетенции у студентов учреждений профессионального образования представляется как система непрерывного педагогического взаимодействия педагогов и студентов учреждений профессионального образования в образовательном процессе при поэтапном развитии составляющих данной компетенции предполагает определенные критерии сформированности данной компетенции. К ним относятся: мотивационный, определяющий у студентов учреждений профессионального образования уровень познавательного интереса, осознание значимости самообразования и саморазвития, наличие желания осуществлять профессионально-творческую деятельность на достаточно высоком уровне; когнитивный, фиксирующий уровень знаний о самообразовании и саморазвитии, их формах, методах и средствах; операционный, отражающий овладение студентами учреждений среднего профессионального образования основными профессиональными операциями соответствующей деятельности, умением принимать нестандартные решения [1; 2; 3].
На основе выделенных критериев формирования профессиональнотворческой компетентности у студентов учреждений среднего профессионального образования были определены уровни сформированности данной компетентности: низкий, средний, высокий. При этом учитывалось, что формирование профессионально-творческой компетентности может осуществляться при различных уровнях мо-тивации самообразования, сформированности знаний о самообразовании, развития познавательных умений и самостоятельности.
I уровень (низкий) - студент имеет поверхностное представление о методах и приемах познания, формах, методах, способах развития профессионально-творческой компетентности; слабо владеет основными операциями преобразующих действий; плохо представляет значение самообразования для формирования профессиональных знаний, умений, качеств личности; наличествует низкая мотивация к самообразовательной деятельности; преобладание внешних мотивов;
II уровень (средний) - студент знает методы и приемы познания, формы, методы, способы осуществления самообразовательной деятельности, но их система не сформирована в полном объеме; студент владеет основными операциями преобразующих действий и основными операциями управляющих действий, представляет значение самообразования для развития личности; сформирована внутренняя мотивация самообразовательной и профессиональной деятельности.
III уровень (высокий) - студент владеет системой различных методов и приемов познания и преобразования действительности; знаниями основных путей поиска решений, направленных на решение задач путем самообразования; знание функциональных возможностей различных источников информации и способов самообразования; полностью усвоил структуру и сущность самообразовательной деятельности; студент осознает значение самообразования для развития личности; проявляет внутреннюю устойчивую мотивацию самообразовательной деятельности, обладает высоко развитой профессионально-творческой компетенцией.
Освоение основ организации и содержания процесса формирования профессионально-творческой компетенции у студентов учреждений среднего профессионального образования может быть реализовано при выполнении определенных организационно-педагогических условий: формирование положительной мотивации к овладению профессионально-творческими компетенциями, осознание самообразования как вида профессиональной деятельности; включение студентов в практико-ориентированную ситуацию, содержащую решение определенных исследовательских задач и проектов на основе самообразовательной исследовательской деятельности, методы и формы предметно-коммуникативной деятельности и педагогического взаимодействия; деятельность преподавателей по оказанию педагогической поддержки студентам в развитии профессионально-творческой компетенции.
Большинство студентов испытывают затруднения, связанные с отсутствием навыков владения методами и приемами познания, а также в самостоятельном планировании и осуществлении формирования профессионально-творческой компетенции; значительная часть студентов испытывает затруднения в овладении операциями и действиями самообразовательной исследовательской деятельности.
Развитие положительной мотивации студентов учреждений среднего профессионального образования к развитию профессионально-творческой компетентнции реализуется на основе формирования устойчивого положительного отношения к учебным занятиям; заинтересованного отношения к самообразовательной исследовательской деятельности как составляющей основы профессионально-творческой компетентности; проведения учебных занятий с элементами самообразовательной исследовательской деятельности (практико-ориентированные задания и проекты), обсуждения со студентами необходимости и перспектив повышения образовательного уровня.
Создание личностно-развивающих ситуаций, моделирующих процесс развития студентов, осуществляется с помощью следующих педагогических методов и форм: участие студентов в решении практико-ориентированных заданий и проектов, деловых профессионально построенных игр и тестов, поэтапного выполнения операций и действий самообразовательной исследовательской деятельности [4].
Непрерывная педагогическая поддержка студентов учреждений среднего профессионального образования преподавателями по выполнению самообразовательной исследовательской деятельности осуществляется в процессе повышения квалификации преподавателей по проблеме самообразовательной исследовательской деятельности как основы профессионального роста.
Педагогическая поддержка формирования профессионально-творческой компетентции у студентов включает следующие основные этапы: диагностический, направленный на изучение уровня сформированности у студентов профессионально-творческой компетентности, а также потребности в непрерывном профессиональном саморазвитии; мотивационный, формирующий готовность студентов к развитию и саморазвитию в образовательной и профессиональной деятельности; организационный, направленный на создание индивидуальной траектории развития студентов, оказание практической помощи в анализе, планировании, оценивании и коррекции самообразовательной исследовательской деятельности; управленческий, заключающийся в разработке программ саморазвития, создании авторских проектов, в реализации индивидуальных и групповых инновационных практикоориентированных задач и проектов; оценочный, включающий оценку и самооценку студентами уровня сформированности профессиональнотворческой компетенции, уровня готовности к саморазвитию, степени участия в повышении профессионального роста.
Общим результатом реализации модели формирования профессиональнотворческой компетенции у студентов учреждений среднего профессио-
нального образования стало овладение содержанием самообразовательной исследовательской деятельности и алгоритмом решения познавательных практико-ориентированных задач, развитие личностной значимости самообразовательной деятельности по развитию профессионально-творческой компетенции как основы профессионального роста.
Исследование показало эффективность ресурсного центра в формировании и развитии профессионально-творческой компетенции студентов учреждений среднего профессионального образования, которая лежит в основе конкурентоспособности специалистов в изменяющихся условиях рынка труда. Данное направление работы удовлетворяет тенденциям модернизации среднего профессионального образования и необходимости разрешения противоречия между потребностью общества в компетентных специалистах, имеющих среднее профессиональное образование, и недостаточной разработанностью структуры, содержания и организации подготовки специалистов в соответствующих образовательных учреждениях.
Библиографический список
1. Малашихина, И. А. Взаимодействие администрации и педагогического коллектива как фактор инновационного развития образовательного учреждения (региональный компонент) [Текст] / И. А. Малашихина, В. М. Ковязина // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 4. - С. 388-394.
2. Сайгушева, JI. И. Профессиональное становление студента как субъекта образовательной деятельности [Текст] / Л. И. Сайгушева, С. Н. Томчикова,
С. В. Бунин // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 9. - С. 194-202.
3. Беловолов, В. А. Личностно-ориентированное обучение в процессе профессиональной подготовки специалиста [Текст] / В. А. Беловолов, В. А. Сластенин, Е. В. Ильенко // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 11. - С. 117-130.
4. Гузеев, В. В. Современные технологии профессионального образования: интегрированное проектное обучение. Ч. 1. / В. В. Гузеев, М. Б. Романовская. - М.: ИСОМ, 2006.-48 с.
5. Панина, Т. С., Вашлаева, Л. П., Дочкин, С. А. и др. Формирование интегрированных образовательных программ довузовского профессионального образования : учебное пособие / под общ. ред. Т. С. Паниной. - М.: Кемерово ; Томск, 2008.-268 с.
6. Иванова, И. К. Формирование модели специалиста на основе надпрофес-сиональной компетенции (НИРС) [Текст] / И. К. Иванова // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 12. - С. 350-359.
7. Dale, Roger & Robertson, Susan, L. The Varying Effects of Regional Organizations as Subjects of Globalization of Education / Comparative Education Review. -2002. - Vol.46. -№> 1. - PP. 10-36.