Научная статья на тему 'Отраслевой ресурсный центр как перспективное направление развития профессионального образования'

Отраслевой ресурсный центр как перспективное направление развития профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
351
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРО ФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / МОНИТОРИНГ ТРЕ БОВАНИЙ РАБОТОДАТЕЛЕЙ / КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ГОРНОЙ ОТРАСЛИ / РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СЕТЕ ВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ / MONITORING OF THE EMPLOYERS’ REQUIREMENTS / THE QUALITY OF THE SPECIALISTS’ TRAINING FOR THE MINING BRANCH / MODERNIZATION OF PROFESSIONAL EDUCATION / THE RESOURCE CENTRE OF PROFESSIONAL EDUCATION / NETWORK INTERACTION OF THE ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пукалов Николай Васильевич, Лапицкий Олег Иванович

В статье рассматриваются новые форма ты взаимодействия образовательных органи заций и работодателей горной отрасли на базе межрегионального ресурсного центра. Пред ставлены результаты исследования состояния и перспективы развития рынка труда для гор ной отрасли; требования работодателей к ка честву подготовки специалистов для данной отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пукалов Николай Васильевич, Лапицкий Олег Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The branch resource centre on the basis of college as the perspective direction of development of professional education in the region

The new formats of interaction of the educational organizations and employers of the mining branch on the basis of the interregional resource centre are considered in this article. The results of research of the state and the prospects of development of the labour market for the mining branch and the employers’ requirements to the quality of the specialists’ training for this branch are introduced in this article.

Текст научной работы на тему «Отраслевой ресурсный центр как перспективное направление развития профессионального образования»

Доказано, что в результате проведенной экспериментальной работы увеличилось количество студентов с продуктивным уровнем инклюзивной компетентности в экспериментальной группе на 30,3 %, тогда как в контрольной — на 3,3 %, почти не изменилось количество с достаточным уровнем, а также уменьшилось количество студентов с элементарным уровнем в экспериментальной группе — на 31,6 %, в то время как в контрольной—лишь на 3,3 % (изменения статистически значимы при р < 0,05).

Таким образом, подготовка будущего учителя основ здоровья к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного обучения дает возможность решать совокупность задач по воспитанию всесторонне и гармонично раз-

витой личности будущего учителя основ здоровья с высоким уровнем сформированности инклюзивной компетентности.

1. Бойчук Ю. Д. Инклюзивное образование в Украине: современное состояние и тенденции развития // Особый ребенок: образование, лечение, коррекция. — 2012. — № 2. — С. 113-118.

2. Робоча програма навчальної дисципліни «Основи інклюзивної освіти» для студентів вищих педагогічних навчальних закладів / Ю. Д. Бойчук, О. С. Бородіна, К. І. Васильєва, Н. П. Хребтова.—Х., 2013. — 15 с.

3. Кучерук О. С., Бойчук Ю. Д. Инклюзивная компетентность будущих учителей как основной фактор успешности включения детей с ограниченными образовательными возможностями в общеобразовательное пространство // Особый ребенок: образование, лечение, коррекция. — 2012. — № 2. — С. 119-127.

УДК / UDC 377.6(571.61-25) Н. В. Пукалов, О. И. Лапицкий

N. Pukalov, O. Lapitsky

отраслевой ресурсный центр

КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

THE BRANCH RESOURCE CENTRE ON THE BASIS OF COLLEGE AS THE PERSPECTIVE DIRECTION OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL EDUCATION IN THE REGION

В статье рассматриваются новые форматы взаимодействия образовательных организаций и работодателей горной отрасли на базе межрегионального ресурсного центра. Представлены результаты исследования состояния и перспективы развития рынка труда для горной отрасли; требования работодателей к качеству подготовки специалистов для данной отрасли.

The new formats of interaction of the educational organizations and employers of the mining branch on the basis of the interregional resource centre are considered in this article. The results of research of the state and the prospects of development of the labour market for the mining branch and the employers' requirements to the quality of the specialists’ training for this branch are introduced in this article.

Ключевые слова: модернизация профессионального образования, мониторинг тре-

бований работодателей, качество подготовки специалистов для горной отрасли, ресурсный центр профессионального образования, сетевое взаимодействие организаций.

Keywords: modernization of professional education, monitoring of the employers' requirements, the quality of the specialists’ training for the mining branch, the resource centre of professional education, network interaction of the organizations.

Создать современную и востребованную систему профессионального образования и организовать качественную подготовку в ней специалистов разного уровня возможно только при условии тесного взаимодействия предприятий реального сектора экономики с организациями профессионального образования. Эта задача вполне достижима, если спроектировать и запустить новые механизмы взаимодействия между отраслевыми и регио-

нальными рынками труда и профессиональными образовательными организациями. Такие механизмы удалось найти и реализовать в рамках Федерального проекта модернизации системы начального профессионального и среднего профессионального образования для подготовки специалистов в различных отраслях. Так, в Амурской области в течение двух лет (2012-2013 гг.) реализовывался проект «Модернизация системы начального профессионального и среднего профессионального образования для подготовки специалистов в горнодобывающей отрасли на базе отраслевого межрегионального ресурсного центра (ОМРЦ) Благовещенского политехнического колледжа» при участии специалистов Благовещенского государственного педагогического университета и Амурского областного института развития образования.

В Благовещенском политехническом колледже с 2008 г. действовал отраслевой ресурсный центр, который был создан на базе существовавших с 1989 г. курсов, реализующих дополнительные образовательные услуги по профилю колледжа: подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов горной отрасли.

Данный центр тесно сотрудничал с предприятиями горной отрасли: оказывал образовательные услуги дополнительного профессионального образования по соглашению с предприятиями, которые оплачивали обучение своих кадров; заключал договоры с представителями предприятий для проведения учебных занятий на базе центра.

Такая схема деятельности центра работала на протяжении многих лет. Развитие производственных технологий делает эту схему в рамках горной отрасли недостаточной, требует дополнения ее новыми формами сотрудничества — активного участия работодателей в мониторинге качества подготовки специалистов; в разработке и корректировке профессиональных образовательных программ, квалификационных требований к специалистам; в оснащении образовательного процесса современным учебно-производственным оборудованием, программным обеспечением, необходимыми в производстве; в организации научно-исследовательской деятельности образовательных организаций.

Участие в федеральном проекте позволило организовать иного уровня ресурсный центр для подготовки специалистов в горнодобывающей отрасли. Этот центр стал отрасле-

вым и межрегиональным, в его деятельности заложены:

гибкие механизмы участия работодателей в деятельности системы профессионального образования;

механизмы сетевого взаимодействия социальных партнеров и образовательных организаций отрасли;

способы согласования перспективного спроса на специалистов различных уровней квалификации;

механизмы оперативного учета быстро меняющихся требований работодателей к профессиональной квалификации работников и т. д.

ОМРЦ установил систему связей с предприятиями и организациями горной отрасли в 5 субъектах РФ; систему горизонтальных связей с профессионально-педагогическом сообществом 5 субъектов РФ; общественными объединениями и некоммерческими организациями, выражающими интересы работодателей, профессиональных сообществ и особых групп обучающихся на базе ОМРЦ.

В рамках ОМРЦ организовано сетевое взаимодействие с 15 образовательными организациями, готовящими специалистов для горной отрасли. Стратегическими партнерами взаимодействия в рамках ОМРЦ стало 21 предприятие горной отрасли Дальневосточного федерального округа.

В формате сетевого взаимодействия с ключевыми работодателями образовательные организации ранее не работали. Принимались традиционные соглашения об организации производственных практик студентов, об участии работодателей в итоговой аттестации выпускников, их трудоустройстве и целевой подготовке.

Новый формат взаимодействия потребовал несколько иных механизмов взаимодействия на принципах социального партнерства, которые предусматривают долговременную перспективу сотрудничества и взаимную ответственность за результаты. Создаваемый в ОМРЦ механизм постоянного мониторинга требований работодателей к востребованным специальностям и профессиям отрасли побуждал участников сетевого взаимодействия к поиску наиболее рациональных подходов к реализации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП), включая содержание и теоретической части, и организацию всех видов практики, и сертификацию квалификаций, и формирование независимой экспертизы качества подготовки специалистов.

За два года проекта удалось апробировать новые форматы сетевого взаимодействия с ключевыми работодателями: разработка корпоративного стандарта сетевых профессиональных программ, модулей и условий их реализации; участие в разработке исследовательских проектов студентов и преподавателей;контроллинг о результатах, компетенциях и квалификациях, приобретенных в ходе прохождения основных программ, включая и сетевые; экспертиза инновационных программ и профессиональных модулей; стажировки инженерно-педагогического состава образовательных организаций на базовых предприятиях отрасли; проведение элективных курсов и гостевых лекций; совершенствование учебно-материальной базы кабинетов, лабораторий.

В реализуемой сетевой модели важное место отводится взаимодействию с государственными органами службы занятости населения (ГСЗН) и региональными органами власти. Ежеквартально службы занятости населения информируют ОМРЦ о востребованности на рынке труда рабочих и специалистов горной отрасли. По итогам аналитической работы маркетинговых служб Благовещенского политехнического колледжа и ГСЗН заключаются соглашения на подготовку и переподготовку специалистов на базе ОМРЦ при частичном финансировании ГСЗН. На базе ресурсного центра Благовещенского политехнического колледжа готовятся также рабочие кадры по 55 профессиям. Большую часть составляют профессии горнодобывающей отрасли, обеспечивающие работу зо-лотоизвлекательных фабрик, предприятий по добыче общераспространенных полезных ископаемых, угледобывающих предприятий, старательских артелей.

Логика деятельности всех сотрудников ОМРЦ и маркетинговой службы колледжа учитывала запросы работодателей к уровню квалификации соответствующих специалистов, результаты исследований потребностей регионального рынка труда, последующее формирование объективного регионального заказа на подготовку специалистов, который согласуется с региональными отраслевыми министерствами Амурской области: министерством экономического развития области, министерством природных ресурсов области, министерством образования и науки Амурской области. Завершает цепочку действующей модели ОМРЦ — гарантия трудоустройства подготовленных специалистов.

В рамках реализации механизма постоянного мониторинга значимых для отрасли требований работодателей к содержанию программ обучения проведено исследование состояния и перспектив развития рынка труда для работников и специалистов горной отрасли. На основе анализа данных государственной статистики, изучения содержания государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» на период до 2025 г. выявлено, что в современных условиях этот рынок подвержен глубокой сегментации. В сложной экономической ситуации находится большинство предприятий горнодобывающего комплекса.

Подпрограммой «Развитие минерально-сырьевого комплекса Дальнего Востока и Байкальского региона» государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» предусмотрен ряд мероприятий для создания условий, обеспечивающих переход от сырьевой ориентации к более глубокой переработке минерального сырья; для повышения эффективности имеющегося регионального и макрорегионального природно-ресурсного потенциала; стимулирования социально-экономического развития субъектов макрорегиона путем поддержки приоритетных инвестиционных проектов в сфере развития минерально-сырьевого комплекса с использованием механизмов государственно-частного партнерства.

На базе потенциала недр Еврейской автономной и Амурской областей будет сформирован межрегиональный минерально-сырьевой кластер. Основой станут разработка и освоение Кимканского и Сутарского железорудных месторождений, а также Костеньгинского железорудного месторождения, строительство на их базе горно-обогатительного комбината (мощность 6 млн т в год) и металлургического завода. Се-лемджинский минерально-сырьевой кластер будет формироваться в привязке к проектируемой радиальной железной дороге Шимановск — Чагоян — Гарь — Февральск — Огоджа. Основой развития этой подзоны служат месторождения железа, золота, цветных и редких металлов, угля, нерудных полезных ископаемых. Развитие минерально-сырьевого комплекса в регионах повлечет за собой создание новых высокооплачиваемых рабочих мест. Согласно ожидаемым результатам программы к 2025 г. прогнозируется обеспечить не менее 40 тыс. рабочих мест.

В рамках проекта был проведен экспертный опрос работодателей, представляющих организации и предприятия всех сегментов отрасли, с целью выявить востребованность кадров различного уровня и направления квалификации в горной отрасли. В опросе принял участие 51 работодатель из трех регионов Дальневосточного федерального округа. В экспертное сообщество работодателей вошли руководители и специалисты предприятий и организаций, представляющих отрасль, а также ведущие специалисты региональных органов управления.

Почти все опрошенные эксперты (90 %) считают, что на предприятиях горной отрасли ощущается нехватка кадров. Причем, по мнению 25 % экспертов, высокая потребность в рабочих, мастерах и техниках существует в настоящее время.

52 % экспертов считают, что потребность в кадрах более высокой квалификации (техники и инженеры) будет преобладать по мере модернизации предприятий, остальные (23 %) эксперты связывают появление потребности в квалифицированных кадрах с улучшением состояния отрасли в целом.

Эксперты также оценили степень необходимости и содержательную адекватность профессиональных модулей потребностям предприятий, которые специалисты ОМРЦ предлагают ввести в основные образовательные программы и реализовать их в сетевом формате.

В рамках мониторинга требований работодателей к содержанию программ обучения по наиболее востребованным специальностям в отрасли, условиям и технологиям их совместной реализации и образовательным результатам (профессиональным компетенциям специалистов) опрошены 12 экспертов — руководители и ведущие специалисты Министерства природных ресурсов Амурской области, ООО НПГФ «РЕгИс» и ряда других организаций. Большинство опрошенных (10 человек) имеют опыт работы на предприятиях и в органах управления горнодобывающей отрасли свыше 10 лет, что обеспечивает высокий уровень компетентности экспертов. Половина опрошенных экспертов высказали мнение, что их предприятия сталкиваются с проблемой нехватки кадров. С учетом уровня подготовки, по мнению экспертов, наибольшую потребность предприятия испытывают в инженерах и специалистах, а также в мастерах и техниках. Потребность в рабочих кадрах также оценивается как значительная. Эксперты считают,

что потребность в специалистах, способных проектировать и обслуживать горнодобывающие комплексы, будет увеличиваться по мере модернизации и развития отрасли.

Прогноз экспертных оценок развития горной отрасли и ее кадрового обеспечения позволил сделать выводы:

— в связи с перспективным развитием горнодобывающего кластера в Амурской области и на Дальнем Востоке потребность в специалистах горного дела различного уровня возрастает;

— существует острая нехватка как специалистов со средним специальным образованием, так и рабочих профессий;

— ОМРЦ на базе Благовещенского политехнического колледжа способен и дальше решать задачу профессиональной подготовки и переподготовки кадров для горной отрасли.

Считаем важным результатом реализации данного проекта и тот факт, что деятельность ОМРЦ в новом формате позволила выработать совместно с работодателями и участниками сетевого взаимодействия: образовательными организациями ВПО, СПО, органами региональной власти, — систему заказов на подготовку горных специалистов соответствующей квалификации и осуществлять их профессиональное обучение с гарантией полного цикла производственных практик.

Для того чтобы дать качественную оценку уровню профессиональной подготовки выпускников образовательных учреждений, ориентированных на горную отрасль, было проведено мониторинговое исследование среди представителей предприятий горной отрасли, являющихся потенциальными работодателями. Данное исследование включило в себя вопросы, позволяющие определить требования, выдвигаемые работодателями к специалистам, приходящим на работу после завершения обучения.

На первом этапе проекта в 2012 г. в ходе анкетирования были опрошены 53 специалиста — представители предприятий горнодобывающей отрасли Амурской области, Республики Саха (Якутия), Хабаровского и Приморского краев, на втором этапе (2013 г.) — 43 специалиста.

Среди респондентов представлены специалисты разных должностей и квалификаций: горные электромеханики, старшие механики, электромеханики разреза, заместитель главного механика, горные мастера разреза, электромеханики горного участка, электромеханики комплекса, начальник буровых ра-

бот, заместитель начальника горного участка, участковый геолог, маркшейдер, ведущий инженер по ОТ и ТБ, главный энергетик.

Эти специалисты непосредственно сталкиваются на производстве со студентами образовательных учреждений соответствующего профиля, проходящими производственную практику, или с выпускниками, которые пришли на предприятие сразу после окончания учебного заведения. Они могут дать объективную оценку качеству подготовки специалистов горного профиля в профессиональных образовательных учреждениях.

На первом этапе проекта в 2012 г. в ходе проводимого анализа требований работодателя в центре внимания были проблемы, затрагивающие принципиальные моменты подготовки специалистов для горной отрасли:

— востребованность специалистов горной отрасли и перспективы развития рынка труда;

— качество и количество профессиональных компетенций, необходимых для специалистов горного профиля;

— формы сотрудничества работодателей с образовательными профессиональными учреждениями.

В ходе мониторинга был уточнен и дополнен перечень рабочих и специалистов, востребованных в горнодобывающем производстве. Респонденты отмечали острую нехватку на производстве ремонтников горного оборудования, машинистов экскаваторов, машинистов на буровых установках, электромонтеров по ремонту и обслуживанию электрооборудования, бурильщиков эксплуатационных и разведочных скважин.

Наиболее востребованными специальностями, требующими среднего профессионального образования, остаются «маркшейдерское дело», «открытые горные работы», «геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых», «технология и техника разведки месторождений полезных ископаемых», «техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования в горной отрасли, «прикладная геодезия».

Востребованными специальностями, требующими высшего профессионального образования, являются: «маркшейдерское дело», «технологическая безопасность и горноспасательное дело», «геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых», «открытые горные работы», «горные машины и оборудование», «технология и техника

разведки месторождений полезных ископаемых», «взрывное дело».

Подбор кадров для производства необходимого профиля и квалификации, как отметило большинство респондентов, осуществляется посредством заказов соответствующим профессиональным образовательным учреждениям, что является одной из форм сотрудничества с учебными заведениями.

Опрос работодателей по проблеме сотрудничества с учебными заведениями показал следующие результаты: 100 % респондентов отметили готовность работодателей участвовать в разработке профессиональных образовательных программ, формировании перечня необходимых компетенций, разработке критериев оценки качества образования. Подкрепляя эту готовность, 67 % респондентов отмечают, что современные профессиональные образовательные программы отвечают потребностям работодателей в некоторых аспектах и доработка их с учетом мнения основных заказчиков данных образовательных услуг необходима.

Все респонденты отметили необходимость участия в экспертной оценке и утверждении со стороны работодателей профессиональных образовательных программ и учебных планов подготовки специалистов.

95 % представителей работодателей, отвечающих на вопросы анкет, готовы сотрудничать в организации и проведении всех видов производственных практик. Другие формы сотрудничества с учебными заведениями особого интереса у представителей работодателей не вызывают в силу различных объективных производственных и экономических обстоятельств.

На втором этапе проекта в 2013 г. мониторинг требований работодателей к результатам образования (профессиональным компетенциям рабочих и специалистов горной отрасли) и оценке уровня их сформированности у выпускников образовательных учреждений выстраивался по нескольким показателям:

— качество сформированности знаний о современных производственных технологиях и навыках работы с современным оборудованием;

— качество теоретической подготовки;

— качество сформированности навыков использования информационных технологий в современном производстве;

— уровень производственно-организационной компетенции молодых специалистов.

Большинство респондентов (63 %) считают, что студенты и выпускники имеют пред-

ставление о современных производственных технологиях и навыки работы с современным оборудованием, но на недостаточном уровне. Анализ данного аспекта подготовки проводился на примере наиболее востребованных специальностей горной отрасли.

Все респонденты признают недостаточность имеющихся знаний современных технологий студентов, проходящих подготовку по специальности «технология и техника разведки месторождений полезных ископаемых», такую же оценку подготовки специалистов геологов дают 25 % респондентов, 40 % — в отношении специалистов горняков, 50 % -специалистов маркшейдеров, 100 % — горных электромехаников.

Насколько качественна теоретическая подготовка студентов по оценке работодателей?

59 % респондентов оценивают качество теоретической подготовки специалистов горной отрасли в учебном заведении как недостаточно высокое для работы на производстве. В частности, по специальности «технология и техника разведки месторождений полезных ископаемых» 100 % респондентов отмечают, что теоретические знания есть, но не в достаточной степени. По специальности «геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых» 75 % респондентов отмечают, что подготовка качественная, студенты демонстрируют хорошие теоретические знания, 25 % — теоретическая подготовка некачественна, знания отсутствуют или являются устаревшими по отношению к современному производству. Качественной признали подготовку студентов по специальности «открытые горные работы» 100 % респондентов. В подготовке студентов по специальности «маркшейдерское дело» 50 % респондентов признали недостаточность теоретических знаний. Специальность «техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования в горной отрасли» — 60 % респондентов отмечают недостатки в знаниях.

Уровень сформированности навыков использования информационных технологий в современном производстве у студентов и выпускников 67 % респодентов отметили как средний. Наиболее низкий уровень отмечался у студентов по специальности «маркшейдерское дело».

По данным мониторинга уровень производственно-организационной компетенции молодых специалистов оказался также средним, 80 % респондентов указали на это.

Мониторинговое исследование проекта показало, что работодатели отмечают необходимость доработки и корректировки профессиональных образовательных программ с учетом их требований, прежде всего это касается технологических и технических профессиональных компетенций, где отмечается невысокий уровень знаний современных технологических процессов и современного оборудования, которые используются на предприятиях горной отрасли. Необходимо качественно изменять подготовку по формированию профессиональных компетенций в области использования информационных технологий в профессиональной деятельности.

Проблемным вопросом остается активизация форм сотрудничества профессиональных учебных заведений с работодателями горной отрасли. Участники проекта отметили, что повышается заинтересованность работодателей в корректировании профессиональных образовательных программ по подготовке специалистов с указанием четких требований в части формирования профессиональных компетенций будущих специалистов.

Опираясь на данные мониторинга требований работодателей к востребованным специальностям и профессиям горной отрасли, в рамках ОМРЦ были разработаны профессиональные образовательные программы с привлечением к этому процессу представителей работодателей, которые акцентировали свое внимание на компетенциях, прежде всего востребованных в реальном современном производстве. Были разработаны и апробированы модульные структуры двух новых основных образовательных программ по специальностям «маркшейдерское дело» (из 6 модулей), «техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (в горной отрасли)» (из 4 модулей) и 6 программ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации и профессиональной переподготовки) в сетевом формате: «Нормативно-правовые основы маркшейдерского обеспечения недропользования», «Современное информационное обеспечение маркшейдерских работ», «Право руководства горными работами», «Энергосбережение и автоматизация объектов горной промышленности», «Драгер драги», «Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования».

К разработке программ были привлечены представители ведущих компаний работодате-

лей (главный маркшейдер ЗАО «Хэргу», главный государственный инспектор Дальневосточного управления Ростехнадзора, главный маркшейдер УК «Петропавловск», главный маркшейдер ЗАО «Амурский уголь», главный энергетик угольного разреза «Ерковецкий», главный энергетик и заместитель генерального директора ОАО «Прииск Соловьевский»] и образовательных учреждений, вошедших в состав ОМРЦ, прошедших обучение на семинарах.

Проведена экспертиза разработанных сетевых образовательных программ со стороны работодателей отрасли, региональных органов управления образованием, а также государственными учреждениями в соответствии с порядком, установленным Минобрнауки России для экспертизы учебных материалов профессионального образования.

Апробация сетевых образовательных программ проводилась в 11 образовательных учреждениях, вошедших в состав ОМРЦ и расположенных в 4 субъектах Российской Федерации Дальневосточного федерального округа.

Ход апробации осуществлялся под контролем независимых экспертов, которые представили заключения по всем программам. Апробация разработанных образовательных программ позволила использовать сетевые материально-технические ресурсы ОМРЦ для обеспечения доступа обучающихся к образовательным ресурсам и повышения качества профессионального образования.

Для более успешного функционирования ресурсного центра, в состав которого входят 11 образовательных учреждений в режиме коллективного пользования, была создана и систематизирована нормативно-правовая база.

Результаты мониторинга удовлетворенности учащихся, преподавателей в ходе апробации новых программ и обучающихся по сетевым программам повышения квалификации

и профессиональной переподготовки свидетельствуют о целесообразности и эффективности внесенных изменений в образовательные программы, об улучшении качества подготовки специалистов.

Итак, проведенный мониторинг и апробация усовершенствованных образовательных программ позволили определить векторы дальнейшего развития институциональных механизмов сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих профессиональные программы подготовки специалистов для горной отрасли и ключевых работодателей:

— создание, отладка системы мониторинга и внедрения современных образовательных программ, технологий и эффективного механизма участия работодателей и общественности в определении содержания подготовки кадров для горной отрасли;

— совершенствование организационных условий для реализации новых образовательных программ, определение форматов контроллинга результатов, компетенций и квалификаций;

— организация функционирования центра коллективного пользования и реализации сетевых и модульных образовательных программ по подготовке, повышению квалификации и переподготовке кадров для горной отрасли с использованием современных ИКТ;

— предоставление возможности любому образовательному учреждению сети создавать свои учебные модули, регистрировать их в банке данных ОМРЦ и присоединиться к соглашению о сотрудничестве в совместном использовании учебных продуктов;

— совершенствование учебно-материальной базы образовательных учреждений на основе исследования российского и зарубежного рынков учебно-лабораторного оборудования, в том числе уникального, с учетом требований ключевых работодателей к качеству подготовки кадров и при их непосредственном участии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.