Научная статья на тему 'Особенности диверсификации взаимодействия вуза с предприятиями и организациями региона'

Особенности диверсификации взаимодействия вуза с предприятиями и организациями региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
412
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ДИВЕР СИФИКАЦИЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬ НОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / КЛАСТЕР / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / СОТРУДНИЧЕСТВО / INTERACTION / DIVERSIFICATION / ADDITIONAL VOCATIONAL TRAINING / HUMAN RESOURCES / CLUSTER / TRAINING / CO-OPERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панина Татьяна Семеновна, Дочкин Сергей Александрович

В статье рассматриваются вопросы отра ботки наиболее эффективных и оптимальных способов сотрудничества вузов и представи телей работодателей. Основным механизмом расширения взаимодействия вуза с внешней средой называется диверсификация взаимо действия в различных ее формах, а также ва рианты кластеризации рынка образовательных услуг. Представлен опыт Кузбасского государ ственного технического университета по раз вертыванию комплексного сотрудничества с представителями объектов экономики в под готовке кадров для экономики региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панина Татьяна Семеновна, Дочкин Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of diversification of the university interaction with companies and organizations of the region

The article examines the questions of simulating the most efficient and optimal ways of collaboration between universities and employers' representatives. The main mechanism for increased interaction with the external environment of the university is called diversification of cooperation in its various forms, as well as options for clustering of the education market. The authors describe the experience of the University on the deployment of comprehensive cooperation with representatives of the objects of the economy in training for the region's economy.

Текст научной работы на тему «Особенности диверсификации взаимодействия вуза с предприятиями и организациями региона»

УДК/UDC 378.046.4 Т. С. Панина, С. А. Дочкин

T. Panina, S. Dochkin

ОСОБЕННОСТИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗА С ПРЕДПРИЯТИЯМИ И ОРГАНИЗАЦИЯМИ РЕГИОНА

FEATURES OF DIVERSIFICATION OF THE UNIVERSITY INTERACTION WITH COMPANIES AND ORGANIZATIONS OF THE REGION

В статье рассматриваются вопросы отработки наиболее эффективных и оптимальных способов сотрудничества вузов и представителей работодателей. Основным механизмом расширения взаимодействия вуза с внешней средой называется диверсификация взаимодействия в различных ее формах, а также варианты кластеризации рынка образовательных услуг. Представлен опыт Кузбасского государственного технического университета по развертыванию комплексного сотрудничества с представителями объектов экономики в подготовке кадров для экономики региона.

The article examines the questions of simulating the most efficient and optimal ways of collaboration between universities and employers' representatives. The main mechanism for increased interaction with the external environment of the university is called diversification of cooperation in its various forms, as well as options for clustering of the education market. The authors describe the experience of the University on the deployment of comprehensive cooperation with representatives of the objects of the economy in training for the region's economy.

Ключевые слова: взаимодействие, диверсификация, дополнительное профессиональное образование, кадровый потенциал, кластер, повышение квалификации, сотрудничество.

Keywords: interaction, diversification, additional vocational training, human resources, cluster, training, co-operation.

Модернизация российской экономики в настоящее время является одним из приоритетов развития нашей страны. С процессом модернизации связано решение таких проблем, как замедление темпов роста производительности труда, наличие большой доли устаревшего оборудования в структуре производственных фондов, низкий процент использования передовых производственных технологий, что неоднократно подчеркивалось на всех уров-

нях государственной власти и подтверждается текущим состоянием многих отраслей производства, в том числе и в нашем регионе. При этом результатом модернизации экономики, как и всех сфер общественной жизни, является инновационное развитие России в целом и ее регионов в частности. В то же время исследования выявляют наличие большой группы факторов, препятствующих процессу модернизации: безразличие населения к инновациям, низкая гражданская активность, деградация человеческого капитала, отсутствие необходимых социальных и политических институтов, а также существенное отставание по уровню образования и непрерывному повышению квалификации рабочей силы.

Последний фактор особенно вызывает озабоченность, так как система отечественного профессионального образования, реформа которой продолжается уже второе десятилетие, до сих пор не приобрела такой формы, чтобы она смогла обеспечить подготовку и повышение квалификации кадров для экономики в достаточном количестве и с необходимым качеством.

В этой связи крайне актуальным продолжает оставаться всестороннее изучение кадрового потенциала экономики региона, проблем его развития, оценка текущего состояния и разработка образовательными организациями (ОО) профессионального образования (ПО), в первую очередь вузами, программ и предложений по совершенствованию кадрового обеспечения региональной экономики и проведению мероприятий, направленных на подготовку (повышение квалификации) кадров требуемой квалификации и специализации.

Например, одним из основных направлений развития Кузбасского государственного технического университета им. Т. Ф. Горбачева является диверсификация программ дополнительного профессионального образования по целям, заказчикам и направлениям экономического развития региона, а также форм со-

трудничества с потребителями образовательных услуг: промышленными предприятиями и организациями региона, органами государственной власти и местного самоуправления, частными лицами. По нашему мнению, именно кадровое обеспечение предприятий в настоящее время имеет все шансы стать конкурентоспособным преимуществом регионов России на рынках труда и услуг [4].

По данным на начало учебного года, 18% направлений подготовки специалистов от общего их числа, реализуемых в Институте, уже работают с дополнительными профессиональными программами. Но, как показывают отзывы и запросы работодателей, этого недостаточно. На кафедрах институтов идет работа по коррекции существующих программ, в первую очередь с учетом деятельностного, модульно-компе-тентностного подходов к обучению слушателей, их адаптации к реализуемым основным образовательным программам подготовки выпускников. Основные задачи — модернизация всей системы организации дополнительного профессионального образования в вузе, наиболее полный и всесторонний учет требований работодателей и потребителей образовательных услуг, мониторинг и на его основе подготовка прогноза развития региональных рынков труда и образовательных услуг

Включение в модель прикладного бакалавриата ресурсов дополнительного профессионального образования (ДПО) позволит обеспечить освоение смежных технологий, сочетание инженерного образования, технических и управленческих компетенций, возможность получения расширенных знаний в сфере технологий и технологического менеджмента в рамках образовательных программ по экономическим и управленческим направлениям высшего образования. Однако разработка и корректировка дополнительных профессиональных программ, внедрение современных педагогических технологий и инновационных методов обучения — это преимущественно «внутренняя» работа вуза, проводимая в рамках программы стратегического развития. В настоящее время особое значение приобретает поиск и внедрение новых механизмов форм и способов взаимодействия с внешней средой, в которой функционирует технический вуз, и диверсификация такого взаимодействия — одно из актуальных решений [4].

Однако диверсификация — сложная управленческая проблема, поскольку оценить последствия принятых решений можно лишь

в долгосрочной перспективе. В краткосрочном плане она требует необходимости решения широкого круга задач, связанных с распределением ресурсов (информационных, кадровых, материальных, административных) вуза, реструктуризацией системы управления образовательным процессом, развитием «систем маркетинга» по образцам предприятий.

Проблемы диверсификации как формы повышения конкурентоспособности в различных сегментах экономики, в том числе и образовании, представляют достаточно широкий интерес и для исследователей, и для практиков, особенно вопросы стратегического анализа, включающего фазы прогнозирования и планирования и, главное, выбора времени проведения диверсификации деловой активности или отказа от нее как формы повышения конкурентного противостояния на рынке. Понятие «диверсификация» получило чрезвычайно широкое распространение и приобрело огромное количество различных трактовок. Например, в Толковом словаре рыночной экономики так раскрывается это понятие: «Диверсификация — расширение диапазона экономической деятельности, связанное с проникновением предприятия в другие новые отрасли производства, часто технологически не связанные с основной специализацией этого производства» [5].

Мы, в свою очередь, под диверсификацией взаимодействия вуза с партнерами понимаем процесс перераспределения ресурсов ПОО в различные формы и виды партнерства, существенно отличающиеся от уже освоенных университетом.

В настоящее время диверсификация является относительно новой формой организации деятельности современных образовательных организаций профессионального образования, и вузов в первую очередь, и совмещает в себе такие процессы, как интеграция, кооперация, специализация и концентрация. При осуществлении диверсификации обычно преследуются следующие цели: снижение управленческих рисков; повышение инновационно-сти деятельности вуза; усиление конкурентных позиций на рынке образовательных услуг; снижение издержек и получение дополнительных доходов от синергетического эффекта; повышение инвестиционной привлекательности университета [2].

Общим результатом применительно к системе профессионального образования может стать создание диверсифицированного кор-

поративного объединения — интегрированной образовательно-предпринимательской среды, в которой в рамках общей стратегии и с использованием единого финансового и информационного потока действует горизонтально интегрированная совокупность вертикально интегрированного бизнеса (предприятий, организаций и учреждений) и образовательных организаций (вузов, техникумов, колледжей, осуществляющих подготовку кадров требуемой квалификации).

В данном аспекте диверсификация форм и способов взаимодействия производства (предприятий, организаций и учреждений, объектов экономики и частных лиц) и образовательной деятельности ПОО, являясь инструментом устранения диспропорций развития рынков труда и образовательных услуг, может преследовать различные цели и определять направления реструктуризации экономики региона в целом.

Отметим, что значимость диверсификации как элемента стратегии развития в эпоху массового потребления связана, с одной стороны, с заметным снижением темпов роста по сравнению с предшествующими этапами, а с другой — стремлением коммерческих организаций устоять в условиях неравномерного экономического и политического развития стран. В связи с этим и образовательные учреждения начали использовать данный инструмент в своей деятельности.

Действительно, в настоящее время между университетом и работодателями существуют лишь опосредованные отношения, проявляющиеся в следующем:

— спрос на рабочую силу со стороны работодателей носит текущий характер (потребности нынешнего дня), в то время как вуз строит свой учебный процесс, готовя специалистов в порядке, опережающем спрос на рабочую силу;

— разрозненные работодатели (даже в виде крупных компаний и холдинговых объединений) не могут определить суммарную перспективную потребность в специалистах нужного профиля и специальности, поскольку не располагают перспективами демографических изменений и прогнозными оценками социально-экономического развития региона и страны в целом;

— со своей стороны вузу не всегда удается довести до работодателей данные обо всех направлениях и специальностях подготовки, а также о возможностях использования его

научно-технической, материальной и производственной базы для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;

— не всегда удается обеспечить должный контакт между вузом и предприятиями по содержанию учебных программ для подготовки специалистов определенного профиля. Отсутствие профессиональных стандартов по большинству направлений подготовки уже второе десятилетие ведет к несоответствию образовательных стандартов требованиям производства, при этом существующие кадровые системы подготовки персонала на предприятиях, как правило, не способны работать с учебной до-кументаций вузов, не имеют для этого ни времени, ни возможностей, ни желания [4].

Принятая и реализуемая с 2013 г. университетом Программа развития дополнительного профессионального образования ввела в действие стратегию диверсификации взаимодействия вуза с региональными работодателями, преследующую в первую очередь цель по укреплению структурной позиции университета на рынке образовательных услуг.

Нами были выделены три основные формы диверсификации:

— вертикальная диверсификация — предполагающая интеграцию усилий вуза по подготовке (переподготовке) и повышению квалификации кадров на рынке образовательных услуг с усилиями образовательных организаций среднего профессионального образования (нижний уровень), учебными центрами предприятий промышленности, кадровыми службами объектов экономики, государственной службой занятости населения, органами государственной власти и местного самоуправления (высший уровень);

— горизонтальная — предполагающая расширение сферы деятельности университета в разных областях: реализация программ подготовки бакалавров, магистров, специалистов по федеральным государственным образовательным стандартам; реализация программ профессиональной переподготовки по президентским программам подготовки управленческих кадров («Менеджмент»); реализация программ повышения квалификации для рабочих и специалистов предприятий горной отрасли; реализация программ повышения квалификации для служащих органов государственного и местного самоуправления; подготовка незанятого населения в рамках неформального и информального образования; подготовка

студентов выпускных курсов по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации с присвоением дополнительных квалификаций;

— географическая — предполагающая выход университета со своими образовательными услугами за пределы региона из-за ограниченных возможностей роста на местном региональном рынке, используя механизмы внешнего партнерства и возможности средств дистанционного и электронного обучения.

По итогам реализации стратегии диверсификации за последние два года были получены весомые результаты.

Благодаря слаженной работе Института ДПО и Института энергетики, по результатам конкурсного отбора весной 2013 г университет вошел в число победителей Президентской программы повышения квалификации инженерных кадров, а представленная программа «Энергосбережение и энергоэффективность на предприятиях, в организациях и учреждениях» включена в состав федерального банка программ повышения квалификации инженерных кадров (приказ Минобрнауки РФ от 30.04.2013 № 328). По заключенным договорам с ОАО «СКЭК» и «КузбассЭлектро» по данной программе повышения квалификации прошли обучение 31 человек. Для выполнения программы были задействованы как учебно-материальная база Института энергетики ФГБОУ КузГТУ, так учебных полигонов ОАО «СКЭК», что позволило в полной мере овладеть заявленными компетенциями. В ходе решения организационных и методических вопросов по проведению мероприятий программы повышения квалификации отработаны механизмы сетевого взаимодействия с работодателями, позволившие заключить договоры о партнерстве с ОАО «СЭУК», ОАО «Кузбасс-Электро»; долговременное соглашение с ОАО «СУЭК» о трудовой занятости студентов в период производственных практик и летних каникул; дополнительные договоры на организацию и проведение производственной практики для студентов вуза на тепло- и энергостанциях Кузбасса [3].

В соответствии со ст. 15. «Сетевая форма реализации образовательных программ» закона «Об образовании в РФ» Институтом ДПО КузГТУ на базе Энергетического института — структурного подразделения ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет» (ФГБОУ ВПО НИ ТПУ) (г. Томск) — была организована и про-

ведена стажировка 16 человек по теме «Современные способы энергосбережения и повышения энергоэффективности предприятий и учреждений» в формате программы. Сетевое взаимодействие, используя ресурсы двух вузов, позволило реализовать образовательную программу на высоком уровне.

В рамках реализованной программы повышения квалификации инженерных кадров была организована и проведена стажировка 9 слушателей за рубежом, в Германии. Стажировка по теме «Зарубежные подходы к энергосбережению и повышению энергоэффективности объектов» в соответствии с программой была организована Институтом ДПО КузГТУ при взаимодействии с Центром делового сотрудничества со странами Центральной и Восточной Европы федеральной земли Рейнланд-Пфальц (МОЕЦ) и Высшим институтом бизнеса и менеджмента (INSAM) (Graduate Institute of Business and Management, Geneva, Switzerland), Женева, на базе научных организаций и предприятий земли Рейнланд-Пфальц, входящих в индустриальный район Карлсруэ (Германия), с целью обмена опытом и установления деловых контактов. Тем самым в рамках только одной программы нами были реализованы все формы диверсификации.

Как показал полученный опыт, актуализация содержания дополнительных профессиональных программ с учетом современного мирового уровня научных и технологических знаний, в первую очередь по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий, в том числе в сфере подготовки управленческих кадров, должна опираться на развитие системы сетевого взаимодействия университета с образовательными организациями и предприятиями, развивающими высокотехнологичные производства. Для этого необходимо обеспечение взаимовыгодного сотрудничества университета с образовательными организациями и работодателями путем разработки гибких учебных планов, изменяющихся с учетом требований работодателей, создания мест для проведения стажировок слушателей.

В течение 2013/14 уч. г в рамках данного направления организована работа по разработке и реализации совместных программ повышения квалификации: для механиков по вопросам безопасности эксплуатации электромеханического оборудования горных предприятий (во взаимодействии с ОАО «СУЭК), маркшейдеров (во взаимодействии с ОАО

«Навгеоком-Сибирь»), механиков по вопросам анкерного крепления подземных сооружений (ООО «Ранк-2»), специалистов строительных организаций региона («Саморегулируемая организация ССК Урала и Сибири»), создан центр тестирования КузГТУ системы аттестации руководителей и специалистов строительного комплекса НОСТРОЙ [4].

В течение 2014 г. вуз принял участие в конкурсе на организацию и проведение повышения квалификации специалистов в области энергосбережения и повышения энергоэффективности в рамках государственной программы РФ «Энергосбережение и развитие энергетики» (подпрограмма «Энергосбережение и повышение энергоэффективности») и получил контакт на реализацию соответствующей дополнительной профессиональной программы (ДПП). Всего по дополнительной профессиональной программе «Практические вопросы реализации государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» прошли обучение в четыре потока с апреля по сентябрь 2014 г. 334 человека.

Ярким примером географической диверсификации является участие КузГТУ в Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ «Сибирское соглашение», объединившей органы власти, предприятия, организации и учреждения 19 субъектов РФ. Одним из результатов такого взаимодействия стало подключение университета к программно-технологическому комплексу по дистанционной подготовке и переподготовке специалистов государственного и муниципального управления, работающих в сфере государственной контрактной системы (сублицензионный договор № 4 от 2.12.2013). Только за последние шесть месяцев 97 человек прошли обучение и повысили свою квалификацию по вопросам контрактной системы в дистанционном режиме.

Следующие задачи развития и укрепления взаимосвязей с представителями рынка труда мы ориентируем:

— на привлечение работодателей к участию в финансировании подготовки нужных именно им специалистов, совместной разработке учебных планов, формировании перечня необходимых для экономики региона специальностей, разработке показателей деятельности вуза с учетом данных индикаторов. По нашему мнению, это и для студентов было бы ориентиром в объеме получаемых знаний, умений,

навыков, компетенций выпускников, необходимых для их профессиональной деятельности;

— интеграцию системы трудоустройства выпускников университета в институциональную структуру регионального рынка труда путем изучения потребностей всех сфер экономики территории в специалистах с высшим образованием;

— ориентацию вузовских учебных программ на требования действительности, увязывая их с существующими потребностями по специальности, при этом выстраивая непрерывную траекторию информационно-методической поддержки выпускника после окончания вуза.

Как показал опыт работы Института дополнительного профессионального образования КузГТУ, особого внимания требует организация целенаправленной деятельности по укреплению контактов университета не только с работодателями, но и с государственными и частными посредниками на рынке труда в плане координации вуза по линии трудоустройства выпускников, анализа и распространения опыта научных школ ОО ПО на рынке труда и непосредственно у партнеров на основе положительного опыта трудоустройства выпускников (горизонтальная диверсификация). Так как именно студенты КузГТУ — будущие специалисты предприятий региона и работники учреждений области, нами они рассматриваются как важная группа слушателей программ повышения квалификации. Дополнительное профессиональное образование, полученное в ходе освоения основной образовательной программы, не только повышает конкурентоспособность выпускников на рынке труда, но и формирует культуру непрерывного профессионального образования, создает основу для продолжения сотрудничества со своей альма-матер. Умение планировать свое профессиональное развитие позволяет комплексно подходить к вопросу повышения квалификации, быть на шаг впереди своих коллег на своем рабочем месте.

В результате принятых мер нам удалось добиться основной тенденции в процессе дополнительного профессионального образования, характеризующейся постепенным ростом количественных и качественных показателей. К примеру, если за 2010/11 уч. г. по дополнительным профессиональным программам обучились 1251 человек, то в 2012/13-м — уже 1330, а в 2013/14-м — 1838 человек.

Основная категория обучающихся — категория «инженер». Наиболее востребованы по-

требителями курсы повышения квалификации по следующим направлениям: 080504 «Государственное и муниципальное управление» (27,4 % слушателей от общего числа), 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» (14,7 %); 270100 «Строительство» (16,4 %) — Строительный институт; 280102 «Безопасность технологических процессов и производств» (16,3 %), 130400 «Горное дело» (11,6 %), 130402 «Маркшейдерское дело» (3,6 %).

В рамках развития региональной системы дополнительного профессионального образования университет ведет работу по реализации проекта «Корпоративный университет» (на базе системы дополнительного профессионального образования КузГТУ), который обеспечит поддержку образовательных программ обучения взрослых, в первую очередь в области повышения квалификации специалистов и их подготовки по смежным специальностям, а также по экономике, праву, иностранным языкам, ИКТ, инжинирингу, психологии и другим современным областям знания в рамках совершенствования системы переподготовки граждан в связи с реструктуризацией производственных систем и угрозой безработицы, а также образовательных программ для пожилых людей. Задача создания к 2015 г. на федеральном уровне системы ежегодного повышения квалификации до 37 % работающих граждан делает данное направление развития ДПО вуза исключительно актуальным.

В то же время в ходе проделанной работы нами были отмечены и недостатки активной диверсификации взаимодействия с партнерами. В первую очередь это связано с высокими рисками проведения диверсификации, особенно если она связана с инвестициями, выносом образовательного процесса или его части за пределы вуза с оборудованием соответствующих помещений, использованием разделения, кооперирования и специализации процесса обучения и расширения круга его участников.

Следующим шагом мы рассматриваем переход к кластеризации рынка образовательных услуг и рынка труда. В настоящее время кластеры часто рассматриваются как инновационная форма диверсификации различных хозяйственных систем (например, системы профессионального образования региона или системы ДПО; объединений работодателей и органов власти) и фактор повышения конкурентоспособности экономики. В данной статье мы предлагаем понимать под кластером инно-

вационные конкурентоспособные объединения образовательных учреждений профессионального образования и хозяйствующих субъектов реального сектора экономики в рамках отдельных отраслей промышленности (горнодобывающей, химической промышленности, машиностроительной, строительной отрасли), которые имеют целью занять и сохранить лидирующие позиции на рынке с целью максимизации ком-муникативно-синергетической эффективности [1].

Кластер как устойчивое партнерство взаимосвязанных хозяйствующих субъектов способен обеспечить потенциал, который превышает простую сумму потенциалов отдельных его составляющих. И это приращение возникает в результате сотрудничества и эффективного использования возможностей партнеров, сочетания кооперации и конкуренции. По опыту мы выделяем следующие формы инновационного взаимодействия в рамках образовательно-промышленного кластера:

— распределительно-обеспечивающее, позволяющее рационально использовать производственный, учебно-материальный и финансовый потенциал всех участников кластера;

— кредитное, позволяющее использовать механизмы взаимного софинансирования деятельности участников кластера (в части подготовки кадров), а также взаимные гарантии и поручительства;

— инновационное — использование механизмов трансфера передовых технологий для участников кластера, научно-техническая кооперация как в процессе НИР и ОКР, так и в процессе подготовки кадров для наукоемких производств;

— информационное — возможность использовать преимущества и ресурсы участников интеграционного объединения, в том числе имеющиеся брэнды. Данный механизм предполагает формирование общего информационного пространства для обеспечения эффективных коммуникаций [1].

В связи с этим особый интерес вызывает так называемый кластерный капитал, который представляет собой объединенные экономические отношения хозяйствующих субъектов, взаимодействие которых обусловлено долговременным соединением промышленного, учебно-методического, финансово-кредитного, человеческого и коммуникативного капиталов. Подобная диверсификация в виде кластерной формы организации инновационной деятельности приведет к созданию особых

форм инноваций — «совокупного диверсифицированного инновационного продукта», в нашем случае — специалистов требуемой квалификации, востребованных на предприятиях региона.

Рассмотренный опыт и представленные направления развития призваны обеспечить повышение эффективности принимаемых решений в рамках модернизации системы профессионального образования региона, выведения на новый уровень взаимодействия образования и экономики в регионе.

1. Вагизова В. И. Кластеризация как инновационная форма диверсификации хозяйственных систем и фактор повышения конкурентоспособности экономики Татар-

стана // Проблемы современной экономики. — 2009. — № 4. — С. 336-340.

2. Некрестьянова С. Я., Арефьева О. В. Анализ практики взаимодействия субъектов рынка труда по линии подготовки, обучения и трудоустройства выпускников профессиональных образовательных учреждений // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России : сб. докл. Х Всероссийской науч.-практ. интернет-конф. (30-31 окт. 2013 г.). — Петрозаводск : Изд-во ПетрГУ, 2013. — Кн. 1. — С. 142-153.

3. Формирование государственного заказа региональной системе профессионального образования [Текст] : монография / Т. С. Панина, Е. Л. Руднева, Ю. В. Клецов, А. В. Фаломкин. — Кемерово : ГОУ «КРИРПО, 2009. — 200 с.

4. Программа развития дополнительного профессионального образования КузГТУ на период 2014-2020 гг. / ИДПО КузГТУ. — Кемерово, 2013. — 42 с.

5. Толковый словарь по рыночной экономике / под общ. ред. С. А. Круткова. — М.: Глория, 1999. — 301 с.

УДК/UDC 378.046.4 И. Г. Грентикова, И. П. Поварич

I. Grentikova, I. Povarich

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ

CHALLENGES IN MANAGEMENT TRAINING FOR NATIONAL ECONOMIC ENTERPRISES OF RUSSIA

В статье на примере Кемеровского государственного университета раскрываются проблемные прикладные и методические аспекты подготовки управленческих кадров по Президентской программе. При этом сделана попытка выделения факторов, оказывающих негативное воздействие на качество подготовки специалистов, на внешние (федерального уровня) и внутренние (регионального уровня).

Based on the example of Kemerovo State University the article reveals practical and methodological challenges in the Presidential program management training. The authors made an attempt to distinguish the factors, generating a negative impact on the quality of specialists training both on the external (federal) and internal (regional) levels.

Ключевые слова: методические рекомендации, компетенции, входной контроль, кейсы, оценка освоения компетенций, мониторинг образовательных программ.

Keywords: guidelines, competencies, acceptance control, cases, evaluation of

mastering competencies, educational programs monitoring.

Президентская программа подготовки управленческих кадров в Кемеровском государственном университете функционирует с 1998 г, то есть с начала ее реализации в соответствии с указом Президента РФ от 23 июля 1977 г № 774 «О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации». Уникальность программы, реализуемой в Кемеровском госуниверситете, заключается в том, что подготовка управленческих кадров осуществляется не в целом по менеджменту, как в других центрах подготовки кадров в регионе, работающих по данной программе, а по функциональным направлениям — по специализации «Финансовый менеджмент» и специальности «Маркетинг». Значимость указанных функциональных руководителей для эффективной деятельности предприятий, работающих в рыночных условиях хозяйствования, очень высока. Дело

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.