Научная статья на тему 'Антикризисные мероприятия — инструмент повышения качества дополнительного образования в вузе'

Антикризисные мероприятия — инструмент повышения качества дополнительного образования в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
326
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЛЕКС МЕР ПО АНТИКРИЗИСНОМУ УПРАВЛЕНИЮ / ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / КОРПОРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панина Татьяна Семеновна, Жигалова Ирина Александровна, Павельева Наталья Васильевна

В статье рассматриваются вопросы повышения качества дополнительного профессионального образования, реализации эффективных мероприятий в вузе в условиях антикризисного управления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панина Татьяна Семеновна, Жигалова Ирина Александровна, Павельева Наталья Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Антикризисные мероприятия — инструмент повышения качества дополнительного образования в вузе»

Антикризисные мероприятия — инструмент повышения качества дополнительного образования в вузе

ПАНИНА

Татьяна Семеновна,

доктор педагогических наук, профессор, директор Института дополнительного профессионального образования Кузбасского государственного технического университета имени Т.Ф. Горбачева, Кемерово

ЖИГАЛОВА

Ирина Александровна,

доктор педагогических наук, профессор, начальник управления по работе с персоналом и кадровой политике Кузбасского государственного технического университета имени Т.Ф. Горбачева, Кемерово

ПАВЕЛЬЕВА Наталья Васильевна,

кандидат педагогических наук, начальник управления информационной политики Кузбасского государственного технического университета имени Т.Ф. Горбачева, Кемерово

Для реализации трансфера инноваций в научно-образовательный и производственный процессы руководителям вуза всех уровней необходимо оперативно реагировать на кризисные ситуации, владеть навыками антикризисного управления, уметь внедрять их в повседневную деятельность.

Современной системе дополнительного профессионального образования (ДПО) Кузбасского государственного технического университета (КузГТУ) присущи следующие характеристики: создание системы дополнительного профессионального (непрерывного) образования; формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг в сфере ДПО с участием потребителей; использование сетевой формы реализации дополнительных профессиональных программ.

Главной целью Института дополнительного образования (ИДПО) является удовлетворение образовательных потребностей региона в квалифицированных руководителях и специалистах горной отрасли и других перспективных отраслей экономики региона, а университета — в педагогических кадрах, обеспечивающих качественную реализацию программ профессионального образования [1].

Для содействия модернизации и устойчивому инновационному развитию вуза, совершенствования системы непрерывного профессионального образования в университете

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы повышения качества дополнительного профессионального образования, реализации эффективных мероприятий в вузе в условиях антикризисного управления

Ключевые слова:

дополнительное профессиональное образование, комплекс мер по антикризисному управлению, программы дополнительного образования, повышение квалификации, корпоративное обучение

реализуется Программа развития дополнительного профессионального образования КузГТУ на 2014-2020 гг. [3]. Ежегодное обновление дополнительных профессиональных программ составляет 20-22%.

Поиск путей устойчивого развития

В настоящее время руководителям вуза всех уровней необходимы умения оперативно реагировать на кризисные ситуации, владеть навыками антикризисного управления [2]. Для решения задач повышения качества высшего образования и эффективности повышения квалификации и профессиональной переподготовки в условиях антикризисного управления в КузГТУ состоялись выездные курсы повышения квалификации «Оценка и развитие профессионально-важных качеств управленцев вуза», где обучались директора институтов, их заместители, кадровый резерв.

Центральная идея курсов — поиск путей устойчивого развития вуза и разработка антикризисных мероприятий.

Одной из проблем была обозначена нехватка денежных средств: при сокращении бюджетного финансирования необходимо сохранить кадры, обеспечить зарплату выше средней по региону, заниматься наукой, обновлять оборудование. Таким образом, особо важной становится задача увеличения доли внебюджетного финансирования. Средства планируется привлекать за счет участия в грантовых программах, реализации хоздоговорных работ, предоставления услуг дополнительного образования, переподготовки кадров.

Немало усилий необходимо прикладывать для выполнения аккредитационных показателей — достижения установленного балла ЕГЭ, высокой публикационной активности, реализации проектов международного уровня. В связи с этим руководство института предпринимает шаги к развитию академической мобильности, получению международных аккредитаций образовательных программ.

Институт экономики и управления (ИЭУ) не имеет бюджетных мест, но и в этом находит достаточно плюсов. Во-первых, институт полагается только на самостоятельно заработанные средства. Во-вторых, популярность направлений, предлагаемых институтом, остается высокой из года в год. А широкая дифференциация образовательных программ обеспечивает специалистами потребности промышленного, муниципального, финансовых секторов и сферы обслуживания.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВУЗЕ

МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ

Руководство института и крупные предприятия региона нашли взаимный интерес. Проблемные вопросы промышленных организаций анализируются с научной точки зрения, на основании которой выдаются рекомендации. Институт стал не просто образовательной, а научно-образовательной структурой. 66% преподавателей имеют научную степень, многие из них являются бывшими и настоящими сотрудниками крупных хозяйственных предприятий.

Руководство института понимает, что кризис отразится и на трудоустройстве выпускников ИЭУ и повлияет на платежеспособность абитуриентов. Определив свое понимание кризиса как недостаток финансовых ресурсов для обеспечения эффективной деятельности, ИЭУ выбрал два основных пути действия: сохранение и увеличение контингента студентов-контрактников и экономия расходов.

В итого предложено семь программ подготовки магистров, проведена адекватная замена некоторых специальностей, вводятся инновационные образовательные программы: «Организация и управление отраслевыми предприятиями», «Проектирование бизнес-процессов». «Логистика и управление цепями поставок».

Команда строительного института (СИ) выявила 12 основных угроз достижению показателей по учебной и научной работе. Наиболее серьезная угроза в области реализации учебной работы, по оценке руководства, — снижение количества бюджетных мест на направление «Строительство». В такой ситуации становится затруднительным открытие новых запланированных профилей: «Жилищно-коммунальное хозяйство» и «Проектирование зданий».

Чтобы справиться с последствиями этой угрозы, решено открыть профиль ЖКХ не по очной форме, как планировалось, а по заочной. И в первую очередь, на базе средне-специального и профессионального непрофильного образований. Сейчас в стране ведется работа по лицензированию компаний, управляющих многоквартирными домами. И одно из требований при лицензировании УК — профильное образование их работников. В настоящее время все УК Кузбасса оповещены о возможности получения заочного образования по ЖКХ в строительном институте КузГТУ

Кроме этого, осуществлен переход с очной на очно-заочную форму подготовки магистров по направлению «Промышленное и гражданское строительство». Такой вариант продолжения образования для выпускников-бакалавров стал значительно доступнее по цене. Эти меры помогут институту сохранить контингент студентов и, как следствие, избежать сокращения профессорско-преподавательского состава.

Преодоление угроз в области НИР

Среди угроз, влияющих на достижение показателей по научной работе, наиболее серьезными считаются следующие. Во-первых, не-

возможность получения федеральных грантов по НИР вследствие снижения грантовой поддержки НИР по направлению «Строительство» (оно не отнесено к приоритетным направлениям развития науки и техники). Во-вторых, появление новых требований к получателям грантов по составу научного коллектива и наличию у руководителя НИР большого количества публикаций в базах Scopus или Web оf Science. Третьей угрозой является резкое снижение договорной стоимости хоздоговорных НИР на экспертно-проектную инжиниринговую работу, что обусловлено кризисом в строительной отрасли.

У института два главных источника дополнительного финансирования: гранты и интеграция с производством. Новые требования к получателям грантов уже проанализированы и составлен подробный план будущих публикаций в базах Scopus. В документе также зафиксированы и другие показатели научно-исследовательской работы: планируемые монографии, заявки, патенты и пр.

Другое многообещающее направление развития НИР — предоставление научно-инжиниринговых услуг для строительных предприятий. Следствием такого взаимодействия станет интеграция строительного института со строительным комплексом Кузбасса и повышение объема денежных средств, зарабатываемых по хоздоговорным НИР. Для расширения номенклатуры таких услуг в настоящее время на спонсорские средства приобретается лабораторное оборудование, ведется подготовка к выполнению работ по испытаниям строительных материалов и грунтовых оснований, расширяется список услуг по экспертно-проектным работам.

Самое большое преимущество СИ — востребованность строительных специальностей. В настоящее время руководство наращивает научно-инжиниринговый потенциал, тем самым создавая условия для перехода потенциальной энергии института в кинетическую. Главная задача на ближайшее будущее — закрепить за институтом репутацию надежного партнера строительного комплекса Кузбасса.

Рабочая группа института информационных технологий, машиностроения и автотранспорта (ИИТМА) на первое место в списке антикризисных мероприятий поставила открытие новых направлений и профилей подготовки, предварительно изучив и проанализировав тенденции и ситуацию на рынке труда.

Еще одно мероприятие из списка антикризисных, которое уже реализует институт, — замена вступительного экзамена по физике на экзамен по информатике для некоторых направлений подготовки.

Кроме того, ИИТМА начинает привлекать одаренных школьников уже с 6-7 классов, организуя для них в стенах вуза соревнования мобильных роботов, соревнования по авиамодельному спорту, мастер-классы по информационным технологиям, обучение программным продуктам.

Выездные курсы повышения квалификации нацелены на поиск путей устойчивого развития вуза и разработку антикризисных мероприятий

Многообещающим направлением развития НИР является предоставление научно-инжиниринговых услуг строительным предприятиям

Мероприятия, направленные на совершенствование организационно-управленческой деятельности вуза, являются самыми важными

В списке антикризисных мероприятий в области НИР на первом месте — переориентация научных школ

Команда горного института (ГИ) на первое место поставила угрозу сокращения бюджетного финансирования при требовании увеличения средней заработной платы научно-педагогических работников (НПР). Однако руководство уверено, что ситуация не критическая: внебюджетные средства поступают в достаточном количестве. Институту предстоит эффективно перераспределить обязанности сначала внутри кафедр, затем внутри всего института. Первоочередным определен мониторинг уровня квалификации каждого научно-педагогического работника и высвобождение способных к научной деятельности ППР для проведения большего количества научно-исследовательских работ. Другая часть будет заниматься разработкой методических указаний, пособий, рабочих программ, написанием монографий, электронных учебно-методических комплексов по дисциплинам.

Слабая мотивация к получению инженерного образования среди выпускников школ и СПО — еще один вызов институту. В связи с этим акцент при общении с абитуриентами смещен на приобретение квалификации. Возможности развиваться в студенческие годы есть. Во-первых, можно параллельно получить степень бакалавра, например, по экономике, во-вторых, получить вторую специализацию по направлению подготовки. Доступна и академическая мобильность: обучение за рубежом, стажировки. Школьников — будущих абитуриентов настраивают на серьезное изучение иностранного языка. Высокий уровень подготовки плюс знание языка в короткое время обеспечат получение высокооплачиваемого места в горной отрасли.

Совершенствование системы управления

Десять шагов по совершенствованию системы управления КузГТУ в условиях кризиса — такая задача была поставлена на курсах повышения квалификации перед группой, состоящей из представителей от каждого структурного подразделения университета.

Система управления вузом рассматривалась с различных сторон, но все члены группы приняли единое решение, что раздел, содержащий мероприятия, направленные на совершенствование организационно-управленческой деятельности, является самым важным. Поэтому первоочередной задачей была определена оптимизация организационно-управленческой деятельности: оптимизация состава и структуры отделов и служб на основе анализа и исключения дублирующих функций; разработка ежегодного графика предоставления информации подразделениями и выдача заданий структурным подразделениям через единый протокол поручений; введение в практику предоставления публичных отчетов отделов и служб о выполняемой работе не менее двух раз в год; внедрение системы электронного документооборота.

Внедрение электронного документооборота в КузГТУ требует предварительной подготовки, которая включает в себя разработку нормативных документов, обучение сотрудников и пилотный проект.

Введение публичных отчетов отделов и служб позволит организовать их работу таким образом, чтобы она способствовала достижению показателей эффективности, а также уменьшению непрофильной работы, которую выполняет преподаватель. Поэтому можно сделать вывод, что реализация шагов, предложенных на курсах повышения квалификации, значительно улучшит систему управления КузГТУ

Цель, которую определила рабочая группа, — добиться уровня развития, соответствующего статусу национально-исследовательского университета, в рамках своего подразделения. Задача — достичь критериев, соответствующих уровню лидирующих вузов страны.

В списке антикризисных мероприятий на первом месте — переориентация научных школ. Во всем мире уже мало интересуются теоретическими исследованиями, отдавая предпочтение практическому применению этих исследований. Нужно сделать всего полшага вперед, поднять все наработки, посмотреть, где необходимо повернуть научный вектор и на сколько градусов, чтобы успешно развиваться дальше.

В качестве приоритетных антикризисных мероприятий были рассмотрены и вопросы мотивации кураторов, наставников студентов, а также проект создания Центра развития карьеры. Последний может решить задачу прогнозирования кадровой потребности предприятий через три-четыре года, а это возможно только благодаря серьезной совместной работе с работодателем.

Таким образом, курсы повышения квалификации руководителей и кадрового резерва вуза определили пути реализации антикризисных мероприятий в Кузбасском государственном техническом университете имени Т. Ф. Горбачева.

Литература

1. Институт дополнительного профессионального образования КузГТУ [Электронный ресурс] // URL: http://idpo.kuzstu.ru/.

2. Организация обучения взрослого населения в учреждении профессионального образования [Текст]: Метод. пособие: в 2 ч. Ч. 1 Научные и нормативно-правовые основы организации обучения взрослых. Ч. 2 Методические рекомендации профессионального обучения взрослых / Т. С. Панина, Л.Н. Вавилова, А.В. Фаломкин и др. — Кемерово: ГОУ «КРИР-ПО», 2010. — 136 с.; 273 с.

3. Программа развития дополнительного профессионального образования КузГТУ на период 2014-2020 годы [Текст] / Т.С. Панина, С.А. Дочкин, О.Г. Ачкасова и др. — Кемерово: Изд-во КузГТУ, 2013. — 44 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.