и.б. Игнатова, профессор, Особенности подготовки
ректор художественной
В.Н. ВВЕДЕНСКИИ, профессор инте ппигрнпмм
р ^ ^ ^ ^ интеллигенции
Белгородский государственный ^
институт культуры и искусств В современных условиях
Определены проблемы подготовки художественной интеллигенции в современных условиях, рассмотрены особенности модернизации структуры, технологий подготовки кадров в сфере социально-культурного образования. Предложен способ синтеза учебных дисциплин в единое профессионально-культурное пространство на примере изучения методологии дизайнерской деятельности, рассмотрена трехуровневая модель профессиональной компетентности преподавателя высшей школы, определены ключевые и операциональные компетентности.
Ключевые слова: социально-культурное образование, БГИКИ, бизнес-инкубатор, научно-образовательный центр, методология социально-культурной деятельности,
методология дизайнерской деятельности, чевые компетентности.
В настоящее время в системе отечественного образования на первый план выходят ценностные основания, составляющие формулу экономического и социального прогресса России: Институты, Инвестиции, Инфраструктура, Инновации, Интеллект. Данная стратегия нацеливает систему образования на существенные изменения, прежде всего - в создании условий для развития творческого потенциала каждого обучающегося. Вместе с тем современная социокультурная ситуация характеризуется повсеместной экспансией массовой культуры, когда одним из главных жизненных приоритетов студентов становится культ успеха, который выражается в материальном благополучии. При этом, как отмечается в Концепции развития образования в сфере культуры и искусства на 2008-2015 гг., у значительной части молодежи усиливается культурный нигилизм, подвергающий сомнению или отрицанию ценности высокого искусства и их эталонную роль в культуре. Эти нормативные подходы и общая социальная ситуация выдвигают требование модернизации подго-
профессиональная компетентность, клю-
товки представителей художественной интеллигенции.
В настоящее время в России действует 77 государственных вузов в сфере культуры и искусства. Можно согласиться с О.В. Стукаловой в том, что общими проблемами вузов культуры и искусства являются: дегуманитаризация образования; наступление массовой культуры; снижение уровня теоретической подготовки студентов, прагматизация их познавательных интересов; вымывание высокопрофессиональных кадров, старение преподавательского состава, формализм мониторинга качества преподавания [1].
Кроме того, поскольку представитель художественной интеллигенции должен профессионально и самостоятельно выражать свое отношение к миру в тех или иных формах (танец, музыка, живопись, др.), он должен не только владеть своей базовой дисциплиной (например, танец для хореографа), но и разбираться в общеэстетических вопросах. Компетентный представитель художественной интеллигенции должен иметь широкий кругозор и быть способным к эмоциональ-
но-образному мышлению, воображению, соучастию. Ведь именно предметы деятельности специалиста в области культуры и искусства являются опосредующим звеном между объективной реальностью и субъективным миром человека.
Необходимость этих требований к выпускникам вузов культуры и искусств нормативно определена в ФГОС высшего образования, но пока еще должным образом не осмыслена многими преподавателями. Следует также напомнить о старой, но вечнозеленой проблеме материально-технического оснащения учреждений культуры, которая приобретает новый смысл в условиях качественной реализации нового образовательного стандарта.
Также необходимо отметить и то обстоятельство, что зачастую вузы культуры и искусств и учреждения системы культуры не имеют устойчивых взаимосвязей, что свидетельствует об отрыве теории от реальных потребностей практики, от региональных запросов на подготовку художественной интеллигенции.
Как показывает отечественный и зарубежный опыт, решить вышеперечисленные проблемы можно только на основе системного подхода, обеспечивающего не только подготовку представителей художественной интеллигенции и их дальнейшую успешную самореализацию в социально-культурной деятельности, но и их готовность к постоянному самосовершенствованию в процессе профессиональной деятельности.
Структура вуза как показатель эффективности его работы
Белгородский государственный институт культуры и искусств (БГИКИ) является центром регионального социально-культурного образования и
включает этапы довузовского, среднего профессионального, высшего профессионального, а также послевузовского образования. Так, на уровне довузовского образования при вузе работает детский музыкально-эстетический центр, в котором осуществляется дополнительное образование школьников по различным видам художественной деятельности. Кроме функции эстетического воспитания, центр выполняет и профориентационные задачи, ориентируя школьников на поступление в институт.
На уровне среднего профессионального образования в структуру БГИКИ входит музыкальный колледж им. С.А. Дегтярева, который готовит специалистов по 11 наиболее востребованным для Белгородской области специальностям. Подготовкой бакалавров и магистров занимаются четыре факультета (социально-культурной и информационно-библиотечной деятельности; режиссуры, актерского мастерства и хореографии; дизайна; музыкального творчества). Выбор именно этих направлений подготовки специалистов, а также количество набора студентов обоснованы результатами мониторинга реальной потребности в кадрах.
Важной особенностью структуры БГИКИ является наличие таких подразделений, как региональный центр дополнительного профессионального образования (РЦДПО) и региональный учебно-методический центр по художественному образованию (РУМЦ). Послевузовским профессиональным образованием занимается также аспирантура, которая действует по двум специальностям: 13.00.08 «Педагогика и методика профессионального образования» и 05.25.03 «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение».
РЦДПО осуществляет повышение квалификации руководителей и специалистов сферы культуры, искусства и художественно-эстетического образования Белгородской области, которые в свое время закончили наш вуз. Такая преемственность дает возможность системно формировать и совершенствовать профессиональные качества представителей художественной интеллигенции на основе единых подходов. Институт также занимается координацией и научно-методическим обеспечением деятельности учреждений дополнительного образования детей (детских музыкальных, художественных школ и школ искусств) Белгородской области. Благодаря этим функциям БГИКИ обеспечивает проведение качественной практики студентов и их трудоустройство в учреждения культуры и искусства региона.
Многоуровневая структура дает вузу возможность реализовывать систему непрерывного социально-культурного образования, корректировать свою деятельность на основе анализа реальной ситуации и запросов регионального культурного пространства.
Практика модернизации социально-культурного образования
Любой вуз должен развиваться как самоорганизующаяся система, которая предполагает открытость и эффективность управленческой, образовательной и научной деятельности. Важными звеньями здесь, на наш взгляд, являются программно-целевой и компетентностный подходы.
При проектировании концепции развития БГИКИ на 2011-2016 гг. мы исходили из необходимости освоения студентами следующих предметов эстетической деятельности:
■ мир человека, который отражает общественно-исторический про-
цесс, а также взаимоотношения человека с самим собой, с другими людьми и обществом в целом;
■ художественные произведения (живопись, музыка, театр, художественная литература);
■ продукты деятельности человека, которым присуща эстетическая ценность;
■ природные явления, выделенные человеком и вошедшие в контекст эстетической культуры.
Эти компоненты определили как содержание вариативной (вузовской) части ФГОС, так и внеучебные способы освоения студентами культуры, то есть применение полученных знаний на практике - инновационную, коммерческую и коммуникативную деятельность. Одним из наиболее эффективных способов такой деятельности явилось создание институтского бизнес-инкубатора, в рамках которого действуют пять малых инновационных студенческих предприятий:
■ ООО «Акцент», специализирующееся на разработке эксклюзивных коллекций одежды для различных групп населения, на создании театральных и сценических костюмов;
■ ООО «Апогей», которое занимается оказанием дизайнерско-проектных услуг физическим и юридическим лицам по графическому и средовому дизайну;
■ ООО «АртДекор», которое самостоятельно разрабатывает и изготавливает сувенирную продукцию малыми партиями, а также конструирует и производит предметы интерьера и малых архитектурных форм;
■ ООО «Серпантин», специализирующееся на организации совместного игрового досуга родителей и детей и проведении праздников в этностиле;
■ ООО «ТСП Высота», занимающееся представлением хореографи-
ческого искусства в концертной деятельности.
Это пока еще только первые шаги по созданию полноценного бизнес-инкубатора, который в дальнейшем позволит на основе культуроцентрического подхода и самоокупаемости реализовывать самые смелые идеи студентов, развивать у них бизнес-мышление и трудоустраивать определенную часть выпускников БГИКИ.
Кроме того, современный этап модернизации профессионального образования предполагает внедрение электронного документооборота и информационных технологий во все сферы деятельности вуза, введение блочномодульной системы обучения и зачетных единиц.
Эффективная подготовка художественной интеллигенции невозможна без осуществления научно-исследовательской деятельности всеми субъектами образовательного процесса. Вот почему вузы должны не только уделять должное внимание НИР профессорско-преподавательского состава, но и широко развивать научные общества студентов, а также заниматься менеджментом в системе высшего профессионального образования. Именно взаимосвязь всех этих трех компонентов позволяет выйти на качественно новый уровень воспитания будущего специалиста [2].
Одним из прогрессивных способов интеграции научной и образовательной деятельности является создание научно-образовательных центров (НОЦ), которые призваны решать реальные практические задачи по основным направлениям профессиональной подготовки студентов на базе научно-исследовательских разработок. В настоящее время в БГИКИ идет становление четырех НОЦ: дизайна, музеологии, охраны объектов культурного и природного
наследия Белгородчины, искусств, этнографии и фольклора. Т ематика исследований НОЦ помогает студентам и преподавателям лучше понять проблемы современной культуры.
Для решения задач синтеза ключевых (базовых) и операциональных компетенций студента целесообразно изучение методологии социальнокультурной деятельности (методологии художественной деятельности) по конкретной специальности профессиональной подготовки. Мы исходим из определения понятия «методология» как учения об организации деятельности [3]. Предложенная А.М. Новиковым общая схема методологии легла в основу новых интегративных курсов, таких как методология режиссерской деятельности, методология дизайнерской деятельности, методология хореографической деятельности и т.д.
Так, на основе рассмотрения философских, эстетических, этических, научных, психологических оснований методологии студенты выпускных курсов выстраивают методологию деятельности исходя из своей специальности. Например, методология дизайнерской деятельности будет состоять из следующих блоков.
1. Характеристики дизайнерской деятельности:
• особенности этой профессии;
• принципы работы;
• условия осуществления деятельности (нормативно-правовые, информационные, научно-методические, финансовые, мотивационные, материально-технические);
• нормы профессиональной этики.
2. Логическая структура дизайнерской деятельности:
• личностные и профессиональные качества дизайнера;
• объект и предмет деятельности;
• формы работы дизайнера;
• средства и методы работы дизайнера;
• результаты деятельности (виды, особенности, требования).
3. Структура деятельности дизайнера во времени:
• фазы работы (проектная, технологическая, рефлексивная);
• этапы работы дизайнера.
Детальная отработка этой структуры позволяет студентам последних курсов синтезировать все основные компетенции будущей профессиональной деятельности, самостоятельно определять пробелы в своей профессиональной подготовке и при необходимости осуществлять коррекцию по тем или иным дисциплинам. Кроме того, методология дизайнерской деятельности позволяет системно подходить к определению тем дипломных проектов студентов, а также к профессиональной подготовке и повышению квалификации этих специалистов.
Профессиональная компетентность преподавателя высшей школы
Любая структура, содержание, технологии обучения будут малопродуктивны без профессионального, компетентного преподавателя. Установлено, что набор компетенций преподавателя и набор компетенций, формируемый у студента, имеют общую основу, но существенно отличаются [4]. На наш взгляд, целесообразно рассматривать профессиональную компетентность преподавателя высшей школы на трех уровнях:
■ общий уровень - ключевые и операциональные компетенции, необходимые каждому преподавателю высшей школы;
■ частный уровень - компетенции,
определяемые типом вуза, профессиональной группой (кафедрой);
■ конкретный уровень - компетенции конкретного преподавателя в соответствии с его специализацией и спецификой работы.
В рамках предложенной трехуровневой модели профессиональной компетентности преподавателя высшей школы можно говорить о разработке общей модели профессиональной компетентности преподавателя, модели профессиональной компетентности преподавателя конкретного вуза и конкретной кафедры, а также о моделировании собственной профессиональной компетентности самим преподавателем. Очевидно, что каждый последующий уровень включает в себя компоненты предыдущего уровня.
Ключевые компетенции, в отличие от операциональных, имеют широкий диапазон переноса с одной деятельности на другую. Поэтому они проявляются не только в решении узкопрофессиональных задач, но и в том, как человек воспринимает, оценивает и понимает культуру в целом, за пределами своей профессии. На наш взгляд, можно говорить об интеллектуальной, коммуникативной и регулятивной компетенциях преподавателя высшей школы.
Что же касается операциональных компетенций, определяемых набором действий, необходимых преподавателю для осуществления своей профессиональной деятельности, то в их минимальный перечень мы включаем: проектно-технологическую, предметно-методическую, прогностическую, организаторскую, импровизационную, экспертную компетенции. Если же говорить о профессиональном совершенствовании преподавателя, то оптимальным вариантом является умение моделировать собственную профессиональную компетентность и на
ее основе выстраивать индивидуальную траекторию саморазвития.
Следует отметить, что процесс подготовки представителей художественной интеллигенции на основе компе-тентностного подхода является весьма сложным и зависит от множества факторов. Предложенные способы деятельности являются лишь одним из возможных вариантов работы, которая требует дополнительной рефлексии и научно-образовательной дискуссии. В этой связи нужны дальнейшие исследования по проблемам методологии социально-культурной и художественной деятельности, направленные на уточнение структурных компонен-
IGNATOVA I.B., VVEDENSKIY V.N. PECULIARITIES OF ARTISTIC INTELLIGENTSIA TRAINING IN MODERN CONDITIONS
The authors focus on the problems of artistic intelligentsia training in modern conditions. The features of modernization of the structure and the technologies of the educational process in this sphere are considered. The possibility of realization of the continuous vocational training is shown on an example of the structure BSICA. The way of synthesis of the subject matters into one professionally-cultural space on an example of studying the methodology of the design activity is offered, the three-level model of the professional competence of the higher school teacher is presented.
Key words: socio-cultural education, BSICA, business incubator, research and education center, methodology socio-cultural activities, methodology of design activity, professional competence, three-level model of professional competence.
тов профессиональной компетентности представителей художественной интеллигенции.
Литература
1. Стукалова О.В. Культурно-творческое развитие и профессиональное становление будущих специалистов в сфере культуры и искусства. М.: ИХО РАО, 2011.
2. Игнатова И.Б. Внеучебная воспитатель-
ная деятельность в вузе (на примере вузов Белгородской области). Белгород: БелГИК, 2005. 252 с.
3. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методоло-
гия. М.: СИНТЕГ, 2007. 668 с.
4. Введенский В.Н. Педагогическая профес-
сия как социальный институт: сущность, модель развитие. Берлин, 2011.
А.Б. ПРОКОФЬЕВ, профессор, проректор
А.Г. ПРОХОРОВ, доцент И.С. ТКАЧЕНКО, инженер Самарский государственный аэрокосмический университет им. академика С.П. Королёва
Механизмы эффективного взаимодействия структурных подразделений в исследовательском университете
В статье рассматриваются механизмы взаимодействия структурных подразделений ведущих университетов в условиях их проектной деятельности. Проведен анализ существующих форм и механизмов управления университетом при реализации Программы развития. Описанные механизмы представляют значительный интерес с точки зрения их возможного распространения и внедрения в ведущих университетах Российской Федерации.