УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
Н.А. КОХАНИК
кандидат педагогических наук, доцент кафедры дизайна, скульптуры и теории искусства, докторант кафедры декоративно-прикладного искусства и технической графики, Орловского государственного университета E-mail: kohanik-natalya@mail.ru Тел.: (0862) 74 09 58 (раб.), 8 906 569 73 05
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДИЗАЙНЕРА
В статье рассматривается процесс профессиональной подготовки дизайнера, формирование такого важного профессионального качества, как коммуникативная компетентность. Приведена характеристика системного подхода формирования коммуникативной компетенции дизайнера. Также рассмотрены некоторые аспекты методологии и технологии конструирования в дизайнерской практике с точки зрения неопрагматистской исследовательской традиции, показаны некоторые социокультурные аспекты дизайн-образования.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность, дизайн, профессиональная подготовка, концепт, социокультурный базис дизайна, методология дизайна.
Дизайн в настоящее является одним из самых распространенных видов художественной деятельности. Сегодня сам термин «дизайн» прочно укоренился в массовом сознании, охватив многие виды деятельности современного человека: дизайн среды, дизайн одежды, графический дизайн и др.
Дизайн (англ. design) - проектировать, конструировать, чертить - в широком смысле любое проектирование, процесс создания новых предметов, инструментов, формирования предметной среды. «Дизайн - как институт проектирования, стал настоящим «культурным феноменом» нашего времени» [1, с.168]. Доктор философских наук Г.Н. Лола в своей монографии «Дизайн-код - культура креатива», рассматривая определение дизайна, считает, что «до сих пор бытующее понимание дизайна как способа создания функциональных и эстетичных вещей отсылает к его исторической связи с промышленным серийным производством предметов потребления. Это положение на границе искусства и техники нашло отражение в первых определениях дизайна как «художественного производства», «промышленной эстетики», «художественного проектирования» и т.п... Но даже краткий экскурс в историю проблематизации дизайна позволяет преодолеть этот стереотип и увидеть дизайн как самобытную культурную практику» [6, с.13]. Г.Н. Лола дает определение дизайну как коммуникативной практики: «Дизайн есть коммуникативная практика конструирования знакового продукта, способного создавать ситуацию впечатления» [6, с.28]. Таким
образом, согласно этому определению, происходит перенос акцента с понятия «художественного производства» на коммуникативные качества дизайнерской практики и самого дизайн-продукта, будь то одежда, обувь, интерьер, аксессуары. Важным становятся коммуникативные качества дизайнера, т. е. насколько верно дизайнер понимает задачи, поставленные заказчиком, и как он выражает их в виде концепции и затем в конечном результате творческой деятельности дизайнера. Впечатление характеризуется пониманием-переживанием смысла. Автор рассматривает дизайн-продукт как знаковый продукт, который «не является предметом потребления в буквальном смысле, поскольку мотивация его потребителя состоит не в том, чтобы купить и использовать, а в стремлении быть вовлеченным в определенное состояние, среду» [6, с.48].
Проблему коммуникации исследовали представители разных научных областей: психологи, философы, социологи и др. К анализу самого понятия «коммуникация», «коммуника-тивные умения» в своих трудах обращались: Б.Г. Ананьев; Ю.М. Жуков; Ю.С. Крижанская; В.В. Охотникова; Л.А. Петровская; Б.М. Теплов; А.Л. Леонтьев; Б.Ф. Ломов; В.Я. Якунин и др.
Среди теоретиков дизайна наибольший интерес представляют работы: Ю.Б. Борева; Л.Н. Без-моздина; А.В. Иконникова; К.М. Кантор; Г.Н. Лолы; В.Ф. Рунге; С.О. Хан-Магомедова и др.
В процессе профессиональной подготовки дизайнера основное внимание уделяется форми-
© Н.А. Коханик
рованию общекультурных и профессиональных компетенций, которые тесно связаны с коммуникативной компетентностью дизайнера: умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь; готовность к кооперации с коллегами по работе, в коллективе; способность находить организационно - управленческие решения в нестандартных ситуациях; анализировать и определять требования к дизайн-проекту; составлять подробную спецификацию требований к дизайн-проекту; способность синтезировать набор возможных решений задач или подходов к выполнению дизайн-проекта; разработка проектной идеи, основанной на концептуальном, творческом подходе к решению дизайнерской задачи.
Тем не менее, формированию коммуникативной компетентности в процессе обучения будущего дизайнера уделяется недостаточно внимания. А в настоящее время в условиях жесткой рыночной конкуренции выпускнику вуза как никогда важно умение применить полученные знания на практике, в своей профессиональной деятельности, быть востребованным на рынке труда.
Рассматривая коммуникативную компетентность в процессе профессиональной подготовки дизайнера, необходимо обратиться к коммуникативной функции искусства и культуры в целом. Дизайн занимает пограничное положение между искусством и производством. Именно через разнообразные виды искусства и художественной культуры устанавливается связь «художник-зритель», «писатель-читатель», «музыкант-слушатель» и др. Дизайн, безусловно, тесно связан с производством, но с момента своего возникновения он всегда был включен в общий культурный процесс. Как уже приводилось нами выше, первые определения дизайна содержали формулировку: «художественное производство»; «художественное проектирование». Искусствовед В.Б. Мириманов пишет: «В широком смысле каждое художественное произведение имеет коммуникативное значение, закрепляет связь между человеком и обществом. В более узком смысле искусство может оперативно выполнять ту функцию, которая позднее переходит к письменности. Различные виды изображений, имеющие специальное коммуникативно-мемориальное значение, в свое время существовали у всех народов» [7, с.67]. Дизайн, как часть материальной культуры, несет в себе коммуникативные функции.
С точки зрения социальной психологии, коммуникативная компетентность, как отмечает Ю.М. Жуков, «рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в опре-
деленном круге ситуаций межличностного воздействия. Коммуникативный акт включает в себя анализ и оценку ситуации, формирование цели и операционального состава действия, реализацию плана» [4].
Неопрагматистская исследовательская традиция рассматривает коммуникацию «как активность индивидов, позволяющую создавать общую реальность в процессе взаимодействия с другими и управлять ею посредством определенных практик. В отличие от психологического подхода, объясняющего социальное действие индивидуальными устремлениями субъектов, неопрагматистская методология сфокусирована на той области, в которой люди действуют не столько исходя из внутренних побуждений, сколько сообразуясь с возникающими обстоятельствами» [6, с.16]. Что особенно важно для дизайнера в процессе работы над дизайн-проектом, поскольку ему, как и всякому практику, приходится действовать в постоянно меняющейся ситуации.
В диссертационном исследовании В.В. Охотниковой «Развитие коммуникативной компетентности субъектов образовательного процесса в высших учебных заведениях» [7] отмечается, что коммуникативная компетентность не формируется сама по себе. Необходимо специально организовывать образовательную деятельность с учетом многообразия и многогранности квалифицированного труда в современном сообществе. В процессе профессиональной подготовки будущих дизайнеров важно развивать навыки комплексного мышления, профессиональной рефлексии, преодолевать ориентацию образовательного процесса на «предметность», акцентировать внимание студентов на включенность дизайна в общие социокультурные процессы.
Т.В. Гончарова, рассматривая специфику программ по художественному проектированию, основам художественного производства в профессиональной подготовке дизайнеров, считает, что: «использовать только образный подход в художественном проектировании сегодня недостаточно. Правомерно отступление от стандартного осмысления действительности через создание абстрактной формы и формирования ассоциативно-образного мышления как главного метода художественно-познавательной деятельности. Уникальная возможность использования ассоциативного механизма позволяет превратить неясные ощущения, мимолетные впечатления, знакомые образы и воспоминания в неповторимую художественную целостность, окрашенную индивидуальными представлениями автора» [2, с.471].
В этой связи целесообразно применение системного подхода к обучению, который включает различные формы организации занятий: индиви-
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
дуальные и групповые, активные и интерактивные формы, проектирование индивидуальных образовательных траекторий студентов, внеаудиторных занятий. Самостоятельная работа студентов является обязательной составляющей системного подхода. Саморазвитие, самосовершенствование личности студента очень важно для развития коммуникативных умений. Помимо выполнения творческих заданий, будущему дизайнеру необходимо развивать особую чувствительность, восприимчивость к различным видам искусства, много читать, постоянно расширять свой кругозор.
Для формирования коммуникативной компетентности должна активно использоваться производственная практика, которая проходит в студиях дизайна и рекламы, на различных предприятиях. Аудиторные практические задания необходимо максимально приближать к конкретной профессиональной задаче. В ходе таких заданий студенты включаются в деятельность временных творческих групп, индивидуально разрабатывают дизайн-проекты, используя определенную методологию: определение основной идеи, концепта дизайн-проекта; целесообразно применять так называемое «семиотическое моделирование» с использованием наиболее типичных образов - «протомоделей, оснащенных смысловыми маркерами» [6, с.67].
Так называемые «протомодели», или фундаментальные «образы», упрощают понимание задач, которые ставятся перед будущим дизайнером. Если рассматривать в качестве примера дизайн среды, то наиболее популярны в настоящее время следующие образы:
- «natura» - эстетизация природы;
- «tech» - эстетизация технической конструкции;
- «art» - эстетизация окружающего мира и
сам акт эстетизации.
Если обратиться к ведущим тенденциям мирового и отечественного дизайна, то отчетливо прослеживается, что «в культурной ситуации последних двух десятилетий лидирующие позиции у образа «art»... Для образа «art» характерны подчеркнутая искусственность, постановочность, детальная продуманность. Эстетизация не просто обнаруживается, а демонстрируется, и в зависимости от того, что эстетизируется, можно выделить его основные версии: «концепт-«эд1;», «богемный «art», «глэм-«art», «треш^оТ», «ретро^ші» [б, с.68].
Те или иные требования к дизайн-продукту можно соотнести с определенным образом, к которому он близок и уже далее применять «семиотическое моделирование», соответствующее этому типу. «Семиотическая модель» берется за основу дальнейшего приложения творческого воображения дизайнера, в результате должна получиться своя собственная новая модель на основе типичных образов, поскольку дизайнеру необходимо учитывать веяния моды, материалы и технологии, как, например, при оформлении интерьера.
В современных условиях информационного постиндустриального общества подготовка высококвалифицированных специалистов в области дизайна, их конкурентоспособность на рынке труда невозможна без высокого уровня коммуникативной компетентности, занимающей важно место в профессиональной компетентности выпускника. И здесь вполне применим системный подход формирования коммуникативной компетентности будущего специалиста в области дизайна.
Формирование коммуникативной компетентности, безусловно, есть следствие постоянного саморазвития личности дизайнера, способности к самосовершенствованию.
Библиографический список
1. Арайс С. О. Система факторов, влияющая на оценку работ студентов кафедры дизайна по специальным дисциплинам. Проблемы современного художественно-графического образования: материалы II Международной научно-практической конференции, посвященной 50-летию Смоленского гос.ун-та. Смол.гос.ун-т. Смоленск: Изд-во Смол. ГУ, 2011. 316 с.
2. Гончарова Т.В. Специфика программ в профессиональной подготовке дизайнеров. Материалы 14-й международной научной конференции «Мода и дизайн: исторический опыт - новые технологии» под ред. Н.М. Калашниковой. СПб.: СПГУТД, 2011. 544 с.
3. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Соловьева О.В. Введение в практическую социальную психологию. М.: «Смысл», 1999. 384 с.
4. Жуков Ю.М. Позиции психологопрактика. Интернет-ресурс http://www.i-u.ru/biblio/archive/hrest_ socpsih/05.aspx
5. Лола Г.Н. Дизайн как социокультурный феномен: философский анализ. дис. ...д-ра филос. наук. СПб.: 1998. 305 с.
6. Лола Г.Н. Дизайн-код: культура креатива. СПб.: «ЭЛМОР», 2011. 140 с.
7. МиримановВ.Б. Малая история искусств. Первобытное и традиционное искусство.М.: Искусство, 1973. 320 с.
8. Охотникова В.В. Развитие коммуникативной компетентности субъектов образовательного процесса в высших учебных заведениях. Дис. .канд. пед. наук.Омск, 2000. 169 с.
9. Рунге В.Ф., Сеньковский В.В. Основы теории и методологии дизайна. М.: «МЗ-Пресс», 2003. 252 с.
N.A. KOHANIK
THEORETICAL ASPECTS OF COMMUNICATIVE COMPETENCE IN TRAINING DESIGNER
This article discusses the training of the designer, the formation of an important professional quality -communicative competence. The characteristic of a systematic approach offorming communicative competence of the designer is given in the article. Also, it shows some aspects of design methodology and technology in design practice from the sight of neopragmatic research tradition and shows some of the socio-cultural aspects of design education.
Key words: communicative competence, design, training, concept, social and cultural basis of design, methodology of design.