Научная статья на тему 'Формирование социально-культурной компетентности студентов - будущих работников системы социальной защиты населения в условиях перехода на уровневую систему высшего профессионального образования (на примере Орловского государственного института искусств и культуры)'

Формирование социально-культурной компетентности студентов - будущих работников системы социальной защиты населения в условиях перехода на уровневую систему высшего профессионального образования (на примере Орловского государственного института искусств и культуры) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
499
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / THE COMPETENCE / COMPETENCIES / THE COMPETENCE-BASED APPROACH / SOCIAL PROTECTION SYSTEM / SOCIALCULTURAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартынова М. В.

В статье анализируются изменения, происходящие в сфере подготовки работников системы социальной защиты населения в связи с переходом на уровневую систему высшего профессионального образования. Рассматриваются вопросы формирования социально-культурной компетентности студентов направления подготовки «Социальная работа» (на примере Орловского государственного института искусств и культуры).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF SOCIAL-CULTURAL COMPETENCE OF STUDENTS, FUTURE WORKERS OF SOCIAL PROTECTION SYSTEM, IN THE CONDITIONS OF TRANSITION TO THE LEVEL SYSTEM OF HIGHER VOCATIONAL EDUCATION (AS EXEMPLIFIED BY THE OREL STATE INSTITUTE OF ARTS AND CULTURES)

In the article the changes are analysed which take place by preparation of workers of social protection system in the conditions of transition to the level system of higher vocational education. The questions are taken up which touch on the formation of social-cultural competence of students, future social workers (as exemplifi ed by the Orel state institute of arts and cultures).

Текст научной работы на тему «Формирование социально-культурной компетентности студентов - будущих работников системы социальной защиты населения в условиях перехода на уровневую систему высшего профессионального образования (на примере Орловского государственного института искусств и культуры)»

--------=====^~>^ПЕДАГОГИКАИПСИХ2ЛОГИЯрі^^17========-----------------------------

М.В. МАРТЫНОВА

преподаватель кафедры социальной работы и психолого-педагогических наук Орловского государственного института искусств и культуры Е-mail: [email protected] Тел. 8 920 287 50 87

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ РАБОТНИКОВ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА УРОВНЕВУЮ СИСТЕМУ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОРЛОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСТИТУТА ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ)

В статье анализируются изменения, происходящие в сфере подготовки работников системы социальной защиты населения в связи с переходом на уровневую систему высшего профессионального образования. Рассматриваются вопросы формирования социально-культурной компетентности студентов направления подготовки «Социальная работа» (на примере Орловского государственного института искусств и культуры).

Ключевые слова: компетентность, компетенции, компетентностный подход, система социальной защиты населения, социально-культурная деятельность.

В контексте идущей интеграции российских вузов в европейскую систему высшего профессионального образования актуален и востребован компетентностный поход к подготовке работников различных профессий.

Основолагающие идеи данного подхода широко представлены в научной литературе и основываются преимущественно на использовании в системе образования понятий компетентности и компетенций, а также их соотношении.

Сущность компетентностного подхода отражена не только в научно-исследовательской и научно-попоулярной литературе. Переход России на уровневую систему профессионального образования потребовал пересмотра некоторых нормативноправовых документов и утверждения новых, которые обозначили ведущую роль требований не к конкретным знаниям, а к компетенциям работников и востребованности их личностных качеств.

В соответствии с подписанным Россией Болонским соглашением, с 2010 года в деятельность вузов внедрены стандарты профессионального образования нового поколения.

Этот процесс коснулся и Орловского государственного института искусств и культуры, в том числе направления подготовки «Социальная работа».

ФГБОУ «Орловский государственный институт искусств и культуры» с сентября 2011 г. осуществляет обучение студентов по направлению «Социальная работа» (профиль подготовки «Социальная работа с молодежью») с присвоением

© М. В. Мартынова

квалификации (степени) выпускнику - «Бакалавр». Подготовка ведется на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 040400 «Социальная работа» и Учебного плана соответствующего направления.

Одновременно продолжено обучение студентов на основе образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 040101 «Социальная работа» с присвоением квалификации «Специалист».

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 040400 «Социальная работа» (квалификация (степень) «бакалавр») определяет не только область, объекты и виды профессиональной деятельности выпускника, профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности, но и содержит требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата. Данные требования предусматривают владение выпускником общекультурными (ОК) и профессиональными (ПК) компетенциями, причем в системе профессиональных компетенций выделены следующие их группы: социально-технологические, исследовательские, организационно-управленческие и социально-проектные.

Основная образовательная программа бакалавриата предусматривает изучение учебных циклов. Поскольку каждый учебный цикл образовательного стандарта имеет базовую (обязательную) часть и ва-

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

риативную (профильную), устанавливаемую вузом, которая дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей) и позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре, в систему компетенций, определяющих профессиональную компетентность будущего работника социальной сферы, правомерно включить и специальные компетенции, необходимые для выполнения определенной профессиональной деятельности. Их содержание (содержание их инструментальной основы) определяется государственными квалификационными характеристиками и разрабатывается для сотрудников каждого из отделов, отделений. Это знания и навыки, определяющие профессиональные обязанности, уровень владения ими, способность применения их на практике отдельными категориями сотрудников.

Таким образом, система общекультурных, профессиональных и специальных компетенций определяет сущность профессиональной компетентности выпускника высшего профессионального заведения.

Студенту-выпускнику направления подго-

товки «Социальная работа» в профессиональной деятельности зачастую требуются не только знания в области теории, методики социальной работы, нормативно-правовой базы, психологопедагогических и возрастных особенностей различных категорий населения, но и знание форм, методов, средств социально-культурной деятельности, специфики их педагогического влияния на личность клиента и определенный практический опыт в планировании программ, разработке сценариев социокультурных мероприятий, умений активизировать клиента на совместную, а также самостоятельную творческую деятельность (например, в рамках работы клубов по интересам, музыкальных и литературных гостиных и др.), т.е. необходима социально-культурная компетентность, что обусловлено спецификой социальной работы как многообразной и многовариативной практикоориентированной деятельности, направленной не только на оказание необходимой психологопедагогической, социально-экономической,

социально-бытовой и другой помощи, но и на организацию досуга людей, удовлетворение их социально-культурных потребностей.

Социально-культурная компетентность вы-пукников высших профессиональных учебных заведений направления подготовки «Социальная

работа» формируется на протяжении всего периода обучения. Особую специфику этот процесс приобретает в вузах искусств и культуры, в частности, в Орловском государственном институте искусств и культуры.

Специальные социально-культурные компетенции формируются в процессе изучения студентами дисциплин, относящихся ко всем циклам образовательного стандарта.

Организация учебно-воспитательного процесса в вузе культуры характеризуется определенной спецификой, что создает возможности для применения нетрадиционных методов обучения, использования творческого подхода к различным их формам. К таким методам можно отнести тренинги личностного роста, рефлексивные игры, групповые дискуссии, конкурсы профессионального мастерства, обеспечивающие диалогический, интерактивный характер обучающего воздействия /6, С.36-37/.

Особое место в формировании социальнокультурной компетентности выпускников направления подготовки «Социальная работа» принадлежит дисциплинам творческого характера, в том числе дисциплинам вузовского компонента.

В учебном плане по направлению подготовки «Социальная работа» Орловского государственного института искусств и культуры присутствуют дисциплины, ранее представленные в Учебном плане специальности «Социальная работа»: «Кулыурно-воспитательная работа с детьми и молодежью», «Игровая деятельность как социальная технология работы с детьми и молодежью», которые относятся к обязательным дисциплинам профессионального цикла вариативной части; «Сценарно-режиссерские основы работы с молодежью» - к дисциплинам по выбору вариативной части.

Наряду с вышеперечисленными, учебный план по направлению «Социальная работа» включает ряд новых дисциплин, отражающих сущность социально-культурной подготовки выпускников: «Организация досуговой деятельности молодежи», «Методика организации зрелищноигрового досуга детей и молодежи», «Организация социально-культурной анимации и рекреации детей и молодежи», относящихся к блоку дисциплин по выбору вариативной части.

В связи с преобладанием компетентностного подхода в современном образовании, конечным результатом освоения данных дисциплин является уровень сформированности не только общекультурных (ОК) и профессинальных компетенций (ПК), представленных в образовательном стандарте направления подготовки «Социальная работа», но и специальных компетенций.

^£2^ЕДАГОГЖАИПСИХОЛОГ1Я^£2^^

Так, например, освоение дисциплины «Игровая деятельность как социальная технология работы с детьми и молодежью» (4 зач.ед.), относящейся к третьему блоку профессионального цикла вариативной (профильной) части стандарта, предполагает владение следующими специальными социально-культурными компетенциями:

- готовностью использовать игровую деятельность как социальную технологию в работе с детскими и молодёжными коллективами;

- способностью использовать игровые формы в интеллектуальном, эстетическом, нравственном и патриотическом развитии личности детей и молодёжи;

- способностью грамотно провести игру или другой вид развлечения, применяя способы вовлечения в игру;

- готовностью к использованию умений и навыков по организации игр и конкурсов с детьми и молодёжью на закрытых и открытых площадках;

- способностью к импровизации, принятию решения и использованию технологии игровой деятельности с детьми и молодёжью в неординарных условиях современной социокультурной ситуации.

Дисциплина «Методика организации зрелищноигрового досуга детей и молодежи» (3 зач.ед.). относящаяся к дисциплинам по выбору третьего блока профессионального цикла, ориентирована на овладение студентами направления подготовки «Социальная работа» следующими специальными социально-культурными компетенциями:

- использование в профессиональной деятельности знания в области теории, организации и методического обеспечения зрелищно-игрового досуга детей и молодежи;

- готовность к разработке и реализации зрелищно-игровых досуговых технологий, учитывающих специфику социокультурного развития общества (сценарное мастерство, специфика постановки, выразительные средства);

- готовность к предоставлению зрелищноигровых досуговых услуг отдельным лицам и социальным группам;

- готовность решать проблемы клиента путем привлечения специалистов в сфере досуга, мобилизации собственных сил, физических, психических и социальных ресурсов клиента.

Курс «Сценарно-режиссерские основы работы с молодежью» (4 зач.ед.), относящийся к дисциплинам по выбору третьего блока профессионального цикла, способствует формированию следующих специальных социально-культурных компетенций:

- владение навыками написания сценария и постановки культурно-досуговых и шоу-программ

для молодёжи;

- способность находить организационноуправленческие решения и нести за них ответственность;

- способность находить новаторские решения в организации и подготовке различных программ для молодёжи;

- умение использовать различные технические средства в декорационном и музыкальном оформлении;

- способность к руководству отделом досуговой деятельности для молодёжи в любом социально-культурном учреждении.

Формирование и развитие социально-культурной компетентности студентов направления подготовки «Социальная работа» осуществляется не только в условиях учебного процесса в вузе. Профессиональное становление студентов в области социально-культурной деятельности происходит также в ходе прохождения ими различных видов практик. Организация практической деятельности студентов предполагает не только «закрепление и углубление теоретических знаний, моделирование практической деятельности и формирование практической компетентности в сфере будущей профессиональной деятельности», но и целенаправленное включение в социально-культурную работу.

Атмосфера творчества, присутствующая в вузе искусств и культуры, содействует формированию креативной личности и побуждает студентов к активному участию в социально-культурной деятельности не только в рамках освоения учебных дисциплин, но и в процессе прохождения различных видов практик. Студенты выпускных курсов во время прохождения производственной и преддипломной видов практик часто принимают участие в праздновании учреждениями социальной защиты населения различных дат: Нового года, Дня защитника Отечества, Международного женского дня и др. Они организуют для пожилых людей, детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, детей, оставшихся без попечения родителей, многодетных семей и других категорий конкурсноигровые программы, концертные номера с привлечением самих клиентов учреждений к активной творческой деятельности. Эта работа находит поддержку со стороны руководства, специалистов учреждений и всегда остается востребованной.

Уровень профессионального становления студента, в том числе, в области социально-культурной деятельности, можно оценить не только по результатам учебной и практической деятельности, но и на конкурсе профессионального мастерства, ежегодно проводимом (с 2004 г.) среди выпускников

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

- специалистов по социальной работе в Орловском государственном институте искусств и культуры. В ходе этого конкурса студентам предоставляется возможность презентовать свои творческие способности, а также умения и навыки в области социально-культурной деятельности, сформированные в течение всего периода обучения в вузе. Особого внимания заслуживает конкурс «Твори добро», в котором команды инсценируют полученную проблемную ситуацию, решают ее в творческой форме. Здесь оценивается не только грамотность и профессиональное решение ситуации, но и артистизм исполнения ролей, степень художественного самовыражения.

Профессиональному становлению студентов направления «Социальная работа» в области социально-культурной деятельности способствует также участие в межвузовских предметных олимпиадах по социальной работе: в конкурсах «Визитка»

- презентация команды в творческой форме, где основными критериями оценки для жюри является проявление творческого начала, связь с будущей профессиональной деятельностью, эстетика и коммуникативность выступления; «Социальная акция»

- конкурс, который проводится в форме интерактивной игры и предполагает разработку авторского проекта акции, направленной на получение обратной связи с целью привлечения аудитории к актуальным социальным проблемам своего региона.

В условиях интеграции России в Болонский процесс возрастает возможность мобильности студенчества в сфере высшего профессионального образования, увеличивается количество стажировок и обучающихся по программам обмена с зарубежными университетами и программам включенного обучения. Эта деятельность активно развивается в Орловском государственном институте искусств и культуры. Студенты направления подготовки «Социальная работа», проявлявшие интерес к учебной и творческой деятельности, знающие иностранный язык (французский), проходили стажировку в социальных центрах Франции (г. Реймс). Там они не только изучали тенденции и принципы социальной работы, систему подготовки работников данной сферы, особенности социальной работы с молодежью, но и участвовали в деятельности одного из наиболее распространенных типов социальных учреждений - Ма180п de Оиагйег Сешеу-Бигоре, занимающегося анимационной деятельностью, организацией досуга детей и молодежи, а также взрослого населения, в том числе семей /6, С.78-79/.

Студенты и преподаватели направления подготовки «Социальная работа» принимают активное участие в мероприятиях, проводимых органами

социальной защиты города (благотворительных марафонах, социальных акциях, КВН социальных работников, конференциях по социальной проблематике и т. д.).

Кафедра координирует научные исследования студентов, проводит ежегодные научнопрактические конференции, в которых участвуют и студенты других вузов города. Студенты направления подготовки «Социальная работа» участвуют в общероссийских конкурсах дипломных работ, социальных проектов, получая призовые места. Студенты кафедры неоднократно являлись призерами олимпиад по социальной работе, проходящих на базе Орловского государственного университета, молодежных фестивалей социальной интернет-рекламы.

Таким образом, по окончании вуза выпускник направления подготовки «Социальная работа», участвующий на протяжении всего периода обучения в различных формах и видах учебной, научной и творческой деятельности, должен обладать развитыми организаторскими способностями (включающими такие качества, как целеустремленность, решительность, творческий подход и т.д.), развитыми коммуникативными способностями (умением входить в контакт, налаживать взаимоотношения, развитостью каналов вербального и невербального общения, профессиональной компетентностью и т.д.); хорошо развитыми аналитическими способностями, умением получать и обрабатывать нужную информацию, оценивать, сравнивать и усваивать ее; высоким уровнем понятийного мышления (умением правильно и понятно изъясняться), ораторскими способностями (грамотным выражением мысли); умением вести переговоры, способностью убеждать; умением слушать; хорошо развитой образной и словесно-логической памятью; высоким уровнем развития переключения и распределения внимания (способностью быстро переводить внимание с одного предмета на другой, а также удерживать в центре внимания одновременно несколько объектов или совершать несколько действий); способностью влиять на окружающих, на развитие ситуаций; управлять собой.

Помимо этого, для работы в сфере социальной защиты населения необходимы такие личностные качества, интересы и склонности, как: креативность, целеустремленность, действенность; требовательность; оригинальность, находчивость, разносторонность; инициативность; стремление к постоянному личностному росту; энергичность, эрудированность, способность к планированию, развитая интуиция; критичность; уверенность в себе и в принимаемых решениях.

^£^^ЕДАГОГПКАП^СП\ОЛОГПЯ^£4^^

В настоящее время сложно говорить о профессионализме специалиста по социальной работе без наличия творческого компонента в его деятельности. Здесь подразумевается, прежде всего, использование им ресурсов творческой деятельности как особого приоритетного инструмента в работе с людьми (Милютина Н. Р.), нуждающихся в том или ином виде социальной помощи.

Творчество является высшей формой активности и самостоятельной деятельности человека и общества. Оно содержит элемент нового, предполагает оригинальную и продуктивную деятельность, способность к разрешению проблемных ситуаций, продуктивное воображение в сочетании с критическим отношением к достигнутому результату. Творческая деятельность направлена на изменение действительности и самореализацию личности в процессе создания материальных и духовных ценностей, новых, более прогрессивных форм управления, воспитания. Творчество непрерывно расширяет возможности человека, создавая условия для его профессионального и личностного развития /5, С.30/. Данная деятельность основывается, прежде всего, на использовании различных форм, средств и методов социально-культурной работы с населением и определяется уровнем сформиро-ванности социально-культурной компетентности выпускника направления подготовки «Социальная работа».

На основе теоретического анализа научной литературы, а также результатов практических исследований нами были выделены следующие критерии сформированности социально-культурной компетентности выпускников Орловского государственного института искусств и культуры направления подготовки «Социальная работа».

1. Знание теоретических основ социальнокультурной деятельности, где основными показателями выступают:

- знание теории и методологии социальнокультурной деятельности;

- знание истоков формирования и развития теории социально-культурной деятельности.

- знание технологий социально-культурной деятельности.

2. Владение практическими основами социально-культурной деятельности, где основными показателями являются:

- владение навыками написания сценариев, адресованных различным категориям клиентов учреждений системы социальной защиты населения;

- сформированность умений реального воплощения их в жизнь;

- владение навыками организации различных форм культурно-досуговых программ;

- уверенность при отборе и планировании социально-культурных мероприятий;

- собственный подход в организации и осуществлении системы социально-культурной

деятельности;

- умение оценивать эффективность социальнокультурных мероприятий на основе выделенных критериев.

3. Единство теоретических знаний и практических действий в области социально-культурной деятельности, где основным показателем является согласованность действий специалиста, отсутствие в его действиях противоречия между теоретическими основами социально-культурной деятельности и реальной практической работой.

4. Способность предвидеть логику событий, где показателями являются:

- знание множества вариантов действий при осуществлении планирования, разработки, организации и реализации системы социально-культурных мероприятий;

- умение находить новые решения в области социально-культурной работы при невысокой эффективности ранее существующей системы мероприятий в области социальнокультурной деятельности.

Оценка выделенных критериев будет осуществляться по трем уровням: высокий, средний и низкий.

Основным показателем компетентности, на наш взгляд, является владение современными социально-культурными технологиями, представленными как совокупность педагогических профессиональных умений и навыков, навыков педагогического воздействия в работе с группой.

Выпускники направления подготовки «Социальная работа» Орловского государственного института искусств и культуры по окончании вуза могут работать в учреждениях различного типа:

• в международных, федеральных и региональных фондах социальной помощи;

• в учреждениях социальной защиты населения;

• в службах по работе с персоналом;

• в консультационных центрах;

• в больницах и клиниках;

• в образовательных и культурно-досуговых учреждениях.

В любом из вышеперечисленных типов учреждений деятельность работника направлена на социально-педагогическое, психолого-педагогическое, информационное, организационно-методическое содействие развитию личности в процессе производства,

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

интерпретации, сохранения и распространения культурных ценностей.

Выпускник направления подготовки «Социальная работа» обеспечивает полноценную реализацию не только социозащитных, но и функции социально-культурной деятельности, важнейшими из которых являются:

• культуроохранная функция - изучение, сохранение, восстановление и использование культурного наследия в процессе возвышения духовных потребностей и интересов разных групп населения;

• культуротворческая функция - создание и обогащение культурных ценностей, творческого развития детей, подростков и взрослых; деятельное участие в организации свободного времени населения;

• социоорганизационная функция - создание благоприятной культурной среды, стимулирование инновационных движений в социокультурной сфере; разработка и реализация федеральных, региональных, муниципальных и иных целевых социально-культурных программ и технологий; организация деятельности центров, способствующих культурному развитию населения; содействие расширению и углублению работы структур дополнительного образования, развитию народного творчества; руководство учреждениями, организациями и объединениями социально-культурной сферы;

• социопедагогическая функция - проведение массовой информационно-просветительной и воспитательной работы по месту жительства; популяризация здорового образа жизни; вовлечение людей в процесс непрерывного образования, социально-культурного творчества и рекреативноразвлекательного досуга; социально-культурная поддержка людей с особенностями физического развития, участие в деятельности по социальной и социокультурной реабилитации и адаптации лиц с отклоняющимся поведением; помощь в семейном воспитании детей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, можно говорить о том, что выпускники Орловского государственного института искусств и культуры направления подготовки «Социальная работа» осваивают не только необходимые общекультурные и профессиональные компетенции, предполагающие владение различными теоретическими и практическими знаниями и умениями работы с населением, предусмотренные Государственным образовательным стандартом (как и выпускники данного направления других вузов), но и навыки организации и осуществления социально-культурной деятельности с различными категориями клиентов. Это расширяет возможности профессиональной сферы их деятельности и способствует более успешной реализации себя как профессионала данной области.

Библиографический список

1. Алехина Л.Л. Современные особенности рестандартизации высшего профессионального образования. Вестник ОрелГИЭТ. 2010 г. №4 (14). С.131-134

2. Игнатьева Е.А. Общекультурные компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в высшей школе [Электронный ресурс] / Е.А. Игнатьева // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов / Ресурс доступа:http://www.juгnal.oгg/aгticles/2011/

3. Лабейкин А.А. Теоретико-методологические основы деятельности учреждений культуры в социальной защите личности. Монография. Ч.1. М.: МГУКИ, 2000. 178 с.

4. Лабейкин А. А. Теоретико-методологические основы деятельности учреждений культуры в социальной защите личности. Монография. Ч.11. М.: МГУКИ, 2000. 128 с.

5. Милютина Н.Р. Перспективы развития специализации «Художественно-творческие технологии в социальной работе» в ВГПУ Художественно-творческие методы и технологии в социальной работе: сб. науч. статей по итогам Междунар. науч.-практ. конф. г. Волгоград, 17-18 окт. 2005 г. под ред. Т.Ю. Андрущенко, Н.Р. Милютиной. Волгоград: Перемена, 2006. С.29-34

6. Подготовка специалистов социальной работы в творческом вузе: сборник научных статей / науч. ред. и сост. Э. А. Финогеева. - Орел: Орловский государственный институт искусств и культуры; ООО ПФ «Оперативная полиграфия», 2009. 115 с., ил.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 040400 «Социальная работа» (квалификация (степень) «бакалавр»)

^£2^EAATQriKAHnCHXaiQrM^£j^^

M.V.MARTYNOVA

THE FORMATION OF SOCIAL-CULTURAL COMPETENCE OF STUDENTS, FUTURE WORKERS OF SOCIAL PROTECTION SYSTEM, IN THE CONDITIONS OF TRANSITION TO THE LEVEL SYSTEM OF HIGHER VOCATIONAL EDUCATION (AS EXEMPLIFIED BY THE OREL STATE INSTITUTE OF ARTS AND CULTURES)

In the article the changes are analysed which take place by preparation of workers of social protection system in the conditions of transition to the level system of higher vocational education. The questions are taken up which touch on the formation of social-cultural competence of students, future social workers (as exemplified by the Orel state institute of arts and cultures).

Key words: the competence, competencies, the competence-based approach, social protection system, social-cultural activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.