Научная статья на тему 'Методы обучения в техническом вузе как средство актуализации ценностного отношения студентов к учебной деятельности'

Методы обучения в техническом вузе как средство актуализации ценностного отношения студентов к учебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
401
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТУАЛИЗАЦИЯ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕХНИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНЖЕНЕРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ACTUALIZATION / EDUCATIONAL PROCESS / PROBLEM TEACHING / VALUE-ORIENTED ATTITUDE / ENGINEERING ACTIVITY / STUDYING ACTIVITY / ENGINEERING PERSONNEL TRAINING / TECHNICAL THINKING / METHODS OF TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозова М. А.

В статье автор обосновывает использование проблемного обучения как средства актуализации ценностного отношения студентов к учебной деятельности, оптимизирующего процесс подготовки специалистов технического профиля. Автор описывает структуру технического мышления, приводит его схему, выявляет взаимосвязь методов обучения и развития специфического технического мышления. Выделяет основные условия успешного проблемного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING METHODS IN THE TECHNICAL COLLEGE AS MEANS OF ACTUALIZATION OF THE STUDENTS' VALUE-ORIENTED ATTITUDE TO EDUCATIONAL ACTIVITY

The author of the paper gives reasons for the usage of the problem teaching as a means of actualization of the students' value-oriented attitude to studying activity. The methods optimize the process of the engineering personnel training. The structure of technical thinking and its scheme is given in the paper. The author reveals the interconnection between the methods of teaching and development of specific technical thinking. The basic conditions of efficient problem teaching are given in the paper.

Текст научной работы на тему «Методы обучения в техническом вузе как средство актуализации ценностного отношения студентов к учебной деятельности»

УДК 37

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ КАК СРЕДСТВО АКТУАЛИЗАЦИИ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© 2011 М.А.Морозова

Институт авиационных технологий и управления Ульяновского государственного университета.

Статья поступила в редакцию 17.08.2010

В статье автор обосновывает использование проблемного обучения как средства актуализации ценностного отношения студентов к учебной деятельности, оптимизирующего процесс подготовки специалистов технического профиля. Автор описывает структуру технического мышления, приводит его схему, выявляет взаимосвязь методов обучения и развития специфического технического мышления. Выделяет основные условия успешного проблемного обучения.

Ключевые слова: актуализация, ценностное отношение, учебная деятельность, техническое мышление, методы обучения, проблемное обучение, инженерная деятельность, образовательный процесс.

В современную эпоху быстрых социальных изменений, заставляющих личность постоянно преобразовывать себя, перестраивать свои сложившиеся жизненные отношения, проблема формирования, развития и использования личностного профессионально-творческого потенциала встает качественно новым образом. Особенно актуальным становится вопрос о необходимости создания условий для развития творческого потенциала, мотивации к личностному росту, самореализации специалистов такой наукоёмкой отрасли народного хозяйства как самолетостроение, в сферу профессиональной деятельности которых входит способность, умение и готовность ориентироваться в динамически меняющихся условиях деятельности, адаптироваться к постоянно возрастающим требованиям, когда жизненно важны такие личностные качества как активность, креативность и целенаправленность в решении поставленных задач модернизации отрасли.

Необходимость соответствия усложняющимся требованиям современного производства, мобильного и эффективного решения связанных с состоянием техники проблем ставит перед техническими вузами задачу подготовки высококвалифицированных специалистов, обладающих в полном объёме профессионально значимыми компетенциями, способных к рефлексии, саморазвитию, самодостраиванию, готовых самореализоваться в условиях постоянно развивающихся, усложняющихся производственных отношениях. Специалисты такого уровня могут быть подготовлены в благоприятном образовательном пространстве, воспринимаемом студентами как жизненное пространство, в котором осуществляется основная -значимая, деятельность. В связи с этим одна их

сМорозова Марина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент. E-mail: mmrozova@yandex. ru

главных целей инженерного образования сегодня заключается в том, чтобы создать такое пространство, для чего, необходимо учитывать специфику вуза и особенности технического специальностей, выполняющих образовательный заказ современного производства, основывающегося на последних достижениях науки, нанотехнологий.

Не вызывает сомнения тот факт, что наиболее эффективным процесс обучения становится при условии ценностного отношения обучающихся к нему, то есть отношения к учебной деятельности как личностно значимой ценности. Концептуальной основой формирования ценностного отношения студента к образовательной деятельности являются признание его уникальности; опора на самостоятельность, инициативу; актуализация творческого потенциала; развитие «Я-концеп-ции»; актуализация механизмов саморазвития, саморегуляции, социальной самозащиты, его интеграции в общество. Методами, способствующими развитию ценностного отношения к учебной деятельности, являются такие воспитательные методы как: формирование сознания личности, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности, методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности. Содержательная часть этого процесса решается за счёт включения в содержание обучения универсальных общечеловеческих, общенациональных и региональных ценностей культуры; его наполнения жизненными проблемами студентов; усиления практической, профессиональной направленности изучаемых дисциплин1.

1Морозова М.А. Формирование готовности студентов к

самореализации в образовательном процессе вуза. Дисс.

канд. пед. наук. - Ульяновск: 2009. - С.83.

Профессиональная деятельность определяется как «род трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных теоретических и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки»2. В связи со сложностью инженерной деятельности в государственном образовательном стандарте выделяют пять ее видов: проектно-конструкторскую, организационно-управленческую, научно-исследовательскую, производственно-технологическую, сервисно-эксплуатационную, которые являются ориентиром при определении компетенций выпускников. Так как нет социального заказа на инженеров определенной специализации, отмечается необходимость расширения компетенций выпускников инженерных специальностей. Расширение профиля, приведшее к фундаментализации профессионального образования, призвано обеспечить готовность инженеров к профессиональной деятельности в часто меняющихся условиях, обуславливает необходимость развития своеобразного синтеза логического и образного мышления, развивает антропоцентричную систему ценностей, умения и навыки ориентироваться в насыщенной информационной среде. Периодом наиболее интенсивного формирования профессиональных компетенций является, безусловно, период обучения в вузе.

На каждом возрастном этапе структура личности приобретает новые компоненты в соответствии с развёртыванием личностного потенциала, характерного для этого периода. Период ранней взрослости характеризуется для большинства молодых людей корректировкой Я-концепции, изменением мотивационно-ценностного компонента, формированием устойчивой профессиональной направленности, развитием рефлексивных навыков в связи с изменением качественного уровня учебной деятельности. Этот период можно назвать началом фактической самореализации, так как именно в этот период молодому человеку предоставляется целостный образ будущей профессиональной деятельности и его места в ней, приобретаются первичные профессиональные умения и навыки, профессиональные компетенции. Согласно общепринятой периодизации, по Б.Г.Ананьеву, студенческий возраст выделяется в качестве отдельного периода, включающего позднюю юность (17 - 18 лет) и раннюю зрелость (22 - 23 года)3. Однако отмечается, что чаще всего студенческий возраст рассматривается как одна из самостоятельных и первых стадий возрастной периодизации ранней взрослости (20 - 40 лет).

2 Габдреев Р.В. Методология, теория, психологические резервы инженерной подготовки. - М.: 2001.

3 Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. - М.; Воронеж: 1996.

Заслуга самой постановки проблемы студенчества как особой социально-психологической и возрастной категории принадлежит школе Б.Г.Ананьева (Н.В.Кузьмина, Ю.Н.Кулюткин, А.А.Реан). Современные студенты - это, прежде всего, молодые люди в возрасте 18-25 лет. Этот возраст определяется как поздняя юность или ранняя зрелость. Отсутствие единого термина уже говорит о сложности, неоднозначности психологических характеристик этого периода жизни. Студенческий возраст представляет особый период в жизни человека, прежде всего в силу того, что «по общему смыслу и по основным закономерностям возраст от 18 до 25 лет составляет, скорее, начальное звено в цепи зрелых возрастов, чем заключительное в цепи периодов детского развития».

Так, В.Т.Лисовский пишет: «Молодежь представляет специфическую социально-демографическую группу, которой присущи свои социально-психологические особенности»4. Согласно определению Ф.Р.Филиппова, «студенчество есть общественная группа, в состав которой входит часть учащейся молодежи, получающей образование в высшей школе, и для которой учеба в вузе есть основной вид деятельности»5. Ведущей деятельностью для студенческой молодежи становится профессионально-познавательная. Основные новообразования этой стадии становления личности: социальная зрелость, самостоятельность, взрослость, определение смысла и стиля жизни, профессиональное самоопределение. Образование, которое продолжается и на этом этапе развития, становится не общим, а специальным, профессиональным, причем сама учеба в вузе может в известном смысле рассматриваться как вид трудовой деятельности. В социально-психологическом аспекте студенчество по сравнению с другими группами населения отличается наиболее высоким образовательным уровнем, наиболее активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации. Во время обучения в вузе формируется прочная основа трудовой, профессиональной деятельности. Труд студента во многом специфичен. Он связан с нелегким процессом познания сложных закономерностей в различных видах наук, овладения навыками и умениями необходимыми для будущей работы. «Усвоенные в обучении знания, умения, навыки выступают уже не в качестве предмета учебной деятельности, а в качестве средства дея-

4 Лисовский В. Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодёжи) // Социологические исследования. - 1998. - №5. - С.98 - 104.

5 Филиппов Ф.Р. Социальная ориентация и социальные перемещения // Вопросы социальной и профессиональной ориентации молодежи. - Свердловск: 1982.

тельности профессиональной»6. Студенчество включает людей целенаправленно, систематически овладевающих знаниями и профессиональными умениями, занятых, как предполагается, усердным учебным трудом. Как социальная группа оно характеризуется сформированностью устойчивого отношения к будущей профессии, которое является следствием правильности профессионального выбора, адекватности и полноты представления студента о выбранной профессии. Последнее включает знание тех требований, которые предъявляет профессия и условия профессиональной деятельности.

В то же время, французский психолог Б.Заз-зо, проанализировав термины, в которых люди описывали свой переход от юности к взрослости, обнаружил здесь два полюса. Для одних взрослость означала расширение своего «Я», обогащение сферы деятельности, повышение уровня самоконтроля и ответственности, самореализацию. Другие, наоборот, подчеркивали вынужденное приспособление к обстоятельствам, утрату былой раскованности, свободы в выражении чувств и так далее. Взрослость для них - не приобретение, а потеря, не самоосуществление, а овеществле-ние7. В первом случае налицо активная «Я -концепция», творческое «Я», воплощенное в своих деяниях и отношениях с другими людьми, во втором - негативная «Я - концепция», пассивное, овеществленное «Я», сознающее себя игрушкой внешних сил и обстоятельств. Подобное самовосприятие - результат фактора не столько возрастного, сколько личностного. В студенческий период завершаются главные фазы как биологического, так и личностного развития.

Студенчество - центральный период становления человека, личности в целом, проявление самых разнообразных интересов. Б.Г.Ананьев делает вывод о том, что данный период жизни максимально благоприятен для обучения и профессиональной подготовки. В этот период происходит активное формирование индивидуального стиля деятельности8. Преобладающее значение в познавательной деятельности начинает приобретать абстрактное мышление, формируется обобщенная картина мира, устанавливаются глубинные взаимосвязи между различными областями изучаемой реальности. В студенческом возрасте начинают проявляться субъективные особенности мышления: критичность, гибкость ума, конкретность, быстрота мыслей, любознательность и пытливость ума, его глубина, логичность и доказатель-

6 Филиппов Ф.Р. Социальная ориентация .... - С. 79.

7 Козырев В.А. Теоретические основы развития гуманитарной образовательной среды педагогического университета: Автореф. дисс. докт. пед. наук. - Санкт Петербург: 1999. - С. 132.

8 Филиппов Ф.Р. Социальная ориентация ...

ность мышления. Самая главная особенность юношеского возраста (включая и позднюю юность) состоит в осознании человеком своей индивидуальности, неповторимости, в становлении самосознания и корректировки образа «Я». Как уже упоминалось выше, основным видом деятельности молодых людей в образовательном процессе вуза является учебная деятельность. Непрерывность образования в настоящее время, характеризуя его процессуальную сторону, выступает в качестве основной черты. Развитие человека в процессе образования в значительной мере обусловлено тем, какими средствами, на каком содержании оно осуществляется.

Выделяют следующие тенденции в образовании, которые проявляются, и будут проявляться в разной степени в ближайшем будущем: 1) Первая тенденция — осознание каждого уровня образования как органической составной части системы непрерывного образования. 2) Вторая тенденция — индустриализация обучения, т.е. его компьютеризация и сопровождающая ее тех-нологизация, что позволяет действенно усилить интеллектуальную деятельность современного общества. 3) Третья тенденция — переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения - проблемного, научного поиска, широким использованием резервов самостоятельной работы обучающихся.

Говоря об учебной деятельности в техническом вузе необходимо помнить об особенностях инженерной деятельности, которая является основной профессиональной деятельностью выпускников технического вуза на производстве. Установлена корреляция вида деятельности и особенностей мышления, исходя их которых, необходимо организовывать эту деятельность, если иметь в виду достижение результата, оптимальными способами. Таким образом, возникает необходимость рассмотрения особенностей технического мышления для оптимизации процесса обучения студентов технических специальностей. Для будущих инженеров важно осознавать свой труд, понимать сущность инженерного отношения к действительности. Понимание основ и смысла техники и технического творчества является формой развития инженерного самосознания, одним из путей самоопределения, саморазвития и, в конечном счете, профессиональной самореализации.

Поскольку мышление есть элемент взаимодействия человека с миром, а основной формой взаимодействия является деятельность, то логика инженерного мышления соответствует этапам познавательного и преобразующего воздействия на мир: теоретическое мышление отвечает за познание мира и фундаментальные исследования; практическое мышление отвечает за преобразова-

ние действительности, участвует в проведении прикладных исследований и разработке опытных образцов новых видов техники. Следует говорить о техническом мышлении как о своеобразном синтезе логического и образного мышления, их равноправии, в деятельности инженера сочетаются эти полярные стили мышления. Но образное мышление, интуиция мало развиваются при традиционном обучении. Развитию образного мышления способствует искусство, гуманитарная, культурологическая направленность образования, поэтому необходимо включать в содержание обучения в техническом вузе универсальные общечеловеческие, общенациональные и региональные

ценности культуры, наполнять его жизненными проблемами студентов; усиливать практическую, профессиональную направленность изучаемых дисциплин. Техническое мышление выступает как специфическое следствие: 1) научного мышления (с одной стороны) и 2) особого практического мышления (с другой). Всякое техническое мышление основывается на некоторых естественнонаучных предметах (научное мышление). С другой стороны для формирования про-фессиональных навыков инженерам необходима некоторая ласть практической деятельности, где знания гут стать прикладными (рис. 1).

Рис. 1. Структура технического мышления

Мышление инженера представляет собой сложное образование, включающее в себя: системное мышление (экологическое, эргономическое, экономическое, эстетическое, управленческое и коммуникативное), логическое, научное, практическое, творческое мышление и образно-интуитивное. Чтобы сформировать такого гармоничного специалиста, обладающего системным мышлением, преподаватель технического вуза должен преодолевать узкоспециальный взгляд на задачи обучения и роль своей учебной дисциплины. Преподаватель вуза должен обладать ком-

плексным, специальным и гуманитарно-психоло-гическо-педагогическим базисом научных представлений, что позволит предоставлять студентам комплексно-систематизированную информацию и выбирать наиболее результативные методы и средства обучения, способствующие формированию специалистов, отвечающих требованиям современного производства.

Учебную деятельность обучающихся и её результативность определяют методы обучения, которые выбирает педагог. В настоящее время, к сожалению, преимущественно на теоретическому

уровне, существует тенденция отказа от традиционного обучения, которое имеет ряд недостатков:

1) усреднённый общий темп изучения материала;

2) усреднённый объём знаний; 3) большой объём знаний, получаемый в готовом виде от преподавателя, без опоры на самостоятельную работу; 4) преобладание словесных методов изложения материала, способствующих рассеиванию внимания; 5) преобладание репродуктивного вида деятельности обучающегося. Но в будущей профессиональной деятельности, в особенности в деятельности инженера, не требуется заучивания и точного воспроизведения информации. От инженера требуется умение находить нужную информацию для решения производственных задач, умение находить самостоятельно, творчески выход из сложных ситуаций.

Поскольку традиционное обучение во многом не отвечает требованиям современного общества, существует объективная необходимость применять новые, прогрессивные методы, которые способствуют формированию творческих, знающих профессионалов, способных самостоятельно решать профессионально-производственные и научные задачи. Молодые специалисты должны обладать инициативой, быть открытыми для всего нового, быть готовы к саморазвитию и самосовершенствованию, должны уметь выстраивать гармоничные производственные и внутригруппо-вые отношения. Только активное развивающее программированное, позволяющее использовать индивидуальный, дифференцированный подход и проблемно-контекстное обучение в техническом вузе формирует профессионально-творческое мышление студента.

Проблемное обучение - не абсолютно новое явление в педагогике, с ним связаны такие известные имена исторических личностей как Сократ, Ж.Ж.Руссо, А.Дистервег, К.Д.Ушинский и другие. «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить» (А.Дистервег). Психологический механизм проблемного обучения заключается в следующем: сталкиваясь с противоречивой, новой, непонятной проблемой, человек испытывает недоумение, удивление, и возникает вопрос: в чем суть? В проблемной ситуации возникает необходимость в рефлексии, осмыслении неудач и затруднений, в ходе чего осознаётся несоответствие используемых средств поставленной задаче, затем применяется более широкий круг средств, происходит интуитивное решение данной проблемы, и уже далее логическое обоснование и реализация решения. Развитие рефлексивных навыков значительно повышает общий интеллектуальный и личностный уровень человека. Обучение и развитие осуществляется по схеме: практическая деятельность - затруднения, фиксируемые через проблемные ситуации - по-

следующая рефлексия, критика действий - проектирование новых действий и реализация их. Студент осуществляет мыслительный поиск, открытие нового, неизвестного под руководством педагога, либо самостоятельно. В результате при успешном решении задачи у студента возникает чувство удовлетворения, он испытывает душевный подъём, студент переживает момент самоутверждения, что в свою очередь вызывает стремление повторить эту ситуацию психологического комфорта снова и снова. Только таким образом организованное обучение, стимулирует саморазвитие студентов и способствует развитию интеллектуального потенциала обучающегося и его творческих способностей.

Выделяют основные условия успешного проблемного обучения:1) необходимо вызвать интерес у обучающихся к содержанию проблемы; 2) обеспечить посильность задачи; 3) информация, которую получает обучающийся при решении проблемы должна быть значимой, важной в учебно-профессиональном плане; 4) проблемное обучение реализуется успешно лишь при определённом стиле общения, когда возможна свобода выражения мыслей и взглядов студентами при пристальном, доброжелательном внимании преподавателя. Такое общение в виде диалога направлено на поддержание познавательной, творческой активности студентов.

В соответствии с общепринятой классификацией можно говорить о трёх основным методах проблемного обучения: проблемное изложение, частично-поисковая деятельность и самостоятельная исследовательская деятельность. Проблемное изложение обеспечивает продуктивную деятельность третьего уровня - применение (студенты сами делают выводы), даёт знания третьего уровня «знания - умения», развивает логическое мышление. Частично поисковый метод постепенно приобщает студентов к самостоятельному решению проблем; в ходе проблемных семинаров, практических занятий, эвристических бесед студенты под руководством преподавателя решают проблемы. Преподаватель даёт студентам всевозможные подсказки, наводящие вопросы, он сам подытоживает главное, опираясь на ответы студентов. Частично-поисковый метод обеспечивает продуктивную деятельность третьего и четвёртого уровней (применение и творчество) и третий, четвёртый уровень знаний (знания-трансформации). Использование данного метода на практических занятиях по специальным техническим предметам позволяет развивать практическое мышление. Исследовательский метод предполагает, что студенты сами формулируют проблему и решают её с последующим контролем преподавателя, что обеспечивает продуктивную деятельность четвёртого уровня (творчество) и четвёртый

уровень наиболее эффективных и прочных знаний (знания-трансформации). Данный метод позволяет развивать творческое мышление - необходимый элемент структуру технического мышления. Принцип проблемности содержания обучения может быть решён в форме деловых учебных игр. Деловая игра является формой воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности. Деловая игра предполагает моделирование тех систем отношений, которые характерны для деятельности инженера, моделирование профессиональных проблем, реальных противоречий и затруднений, испытываемых в типичных профессиональных проблемных ситуациях на производстве. Деловая игра решает задачи развития личности специалиста, студенты усваивают знания, умения и навыки в контексте профессии, приобретают социальную и профессиональную компетенцию (навыки взаимодействия в коллективе производственников, навыки профессионального общения и управления людьми). Эта учебная деятельность реализуется в игровой форме, что позволяет студентам эмоционально и интеллектуально «раскрепоститься», проявить творческую инициативу. Деловая игра по уровню сложности бывает следующих видов: 1) анализ конкретных производственно-профессиональных ситуаций; 2) разыгрывание ролей; 3) полномасштабная деловая игра, имитирующая профессиональную деятельность и последствия принимаемых профессиональных решений.

Активное развивающее обучение, которое стимулирует познавательный интерес и удовлетворяет интеллектуальные потребности, формирует ценностное отношение к учебной деятельности. Можно проводить соревнования между отдельными группами обучающихся на скорость и правильность решения поставленной перед ними проблемной задачи, победители которого поощряются высокими дополнительными оценками.

Развитие, как процесс, в образовательном пространстве вуза - это создание каждому студенту условий для овладения результативными способами учебной деятельности, приобретения новых знаний. При разрешении познавательных проблем происходит овладение способами результативных (критериальных) действий путём развития собственных способностей рефлексировать (осознавать), самоопределяться (принимать решения), результативно (критериально) действовать (достигать цель). В научной литературе выделяют пять этапов решения познавательных проблем (осознание ситуации, анализ ситуации, теоретическое исследование, практическая проверка, подведение итогов).

Наиболее эффективными методами проблемного обучения являются частично-поисковый ме-

тод и исследовательский метод. Так, например, отдельные дидактические единицы могут быть представлены в виде логико-смысловых моделей. Организация изучаемого материала в виде логико-смысловых моделей и задач, содержащих явный и латентный вид связей между личностными смыслами студента и содержанием учебного предмета, предъявляемого преподавателем, является действенным средством стимулирующих процесс саморазвития студентов в учебной деятельности. Содержание предмета актуализирует поиск личностных смыслов в предъявляемом материале. Преподаватель организует изучение материала и всю учебную деятельность таким образом, что центром внимания становится проблемная ситуация, тема, задача и т.п.; определяются основные и дополнительные части темы; в каждой части темы выделяется существенная группа сведений; каждая существенная группа сведений сопровождается комментариями. Воспитательные задачи в рамках использования данного дидактического метода решаются за счет содержания учебного материала.

Обучение студентов в техническом вузе с использованием личностно-ориентированных технологий позволяет актуализировать ценностное отношение к учебной деятельности если: 1) процесс обучения различным дисциплинам наполняется личностно значимым содержанием, способным порождать личностные образовательные, профессиональные и жизненные смыслы; 2) актуализируются механизмы профессионально-личностного развития студентов (самопознание, самооценка, самоутверждение и др.); 3) обеспечивается реализация принципов культуросообразности, профессиональной компетентности, индивидуализации обучения; 4) реализуются приоритеты гуманитарно-личностного подхода при построении учебных занятий, когда в роли субъекта выступает студент, а цель связывается с перспективами его профессионально-личностного развития как будущего специалиста.

Деятельность студентов в пространстве вуза многопланова и разнообразна. Её содержание для каждого конкретного студента будет значимым и ценным, а образовательное пространство будет восприниматься как пространство жизни, если в процессе своей деятельности студент получит возможность решить свои индивидуальные задачи и проблемы: занять благоприятную, удовлетворяющую его позицию в коллективе, реализовать свои интересы и увлечения, получить возможность для творческого самовыражения и т.д. Актуализация ценностного отношения студентов к их деятельности в образовательном процессе вуза во многом зависит от ближайшего социума, от коллектива, в котором происходит формирование будущего специалиста. В данном случае речь идёт

о коллективе студентов, который возникает не как данность, а как необходимость общности для каждого студента в ходе совместной, профессионально значимой деятельности. А поскольку общность, по мнению психологов, является объединением людей на основе общих ценностей и смыслов, то мы вправе полагать, что в учебной общности происходит актуализация ценностного отношения молодых людей к их деятельности.

Существует тесная связь между уровнями учебной деятельности и этапами саморазвития студентов. Выявление этой связи позволило сделать вывод о том, что чем продуктивнее учебная деятельность, тем результативнее саморазвитие, которое неотделимо от ценностной составляющей структуры личности человека. Деятельность, осознанная как стимулирующая саморазвитие, является личностно значимой, а, следовательно, ценностной деятельностью. Очевидно, что повышение уровня учебной деятельности обучающегося усиливает роль внутренних ресурсов личности, запуская механизм сознательного управления своей деятельностью и поведением.

Учебно-познавательную деятельность студентов в образовательном процессе, формирующая ценностное отношение к ней можно представить, как совокупность ее разных уровней: 1) Уровень стихийного осуществления учебной деятельности, на котором студенты осознают необходимость обращения к механизмам самопознания и самоопределения. 2) Аналитико-регуляционный уровень, где обучающиеся приобретают опыт самоорганизации и саморегуляции своей учебной деятельностью. 3) Уровень активного освоения эффективной учебной деятельности. Студентов, достигших данного уровня, отличает деятельностная, продуктивная самоактуализация, стремление к личностному самовыражению.

Возможность творчества в учебной деятельности, свобода в выборе форм творчества, а также востребованность творческой деятельности студентов, его способностей формирует ценностное отношение студентов к деятельности, осуществляемой в образовательном процессе вуза. Обучение различным дисциплинам в техническом вузе строится на основе системы ценностей профессиональной и личностной направленности: профессиональных компетенций и потребности в самореализации и самовыражении, культуры и творчества, взаимопонимания и толерантности, духовности и нравственности.

Одной из наиболее эффективных форм обучения являются дебаты. При проведении дебатов обращается внимание на развитие логического и критического мышления; способности работать в команде; эмпатии и терпимости к различным взглядам; уверенности в себе и умения оценивать убеждения и последствия действий. Так как деба-

ты являются популярным видом жизнетворчест-ва, то каждый раз в процессе подготовки к дебатам преподаватель актуализирует стремление студентов брать на себя ответственность за обогащение своих знаний и расширение способностей, достичь более высоких показателей по основным образовательным предметам, вырабатывать критическое мышление, развивать чувство уверенности в себе. В процессе обучения различным дисциплинам перед студентами ставятся задачи самостоятельно спроектировать индивидуальную программу личностного развития через самопознание, самооценку, самоанализа и прогнозирование.

Нам представляется эффективным, наряду с традиционными методами, использование приёмов, разработанных кинетикой (наукой, изучающей внешние проявления человеческих чувств: мимику, жесты, телодвижения), такестикой (наукой, изучающей прикосновения в ситуации общения: рукопожатия, прикосновения и так далее) и проксемикой (наукой, изучающей расположение людей в пространстве при общении). Владея своей интонацией, мимикой, жестами и грамотно используя законы дистанцирования, можно создать у студентов ощущение психологического комфорта, защищённости. Преподаватель, имеющий навык наблюдения и считывания невербальной информации, может увидеть первые признаки рассеивания внимания студентов, может перестроиться и изменить манеру ведения занятия, избежав, таким образом, «психологического тумана», который подобно туману природному, поглощающего образы и звуки, «проглатывает» информацию уровня содержания. Так называемый «психологический туман» возникает, когда собеседник испытывает страх, чувствует себя задетым или оскорбленным, приходит в ярость, его способность рассуждать уменьшается настолько, насколько его чувства взяли верх над разумом. При этом некоторые центры в мозгу человека активизируются так сильно, что вызывают частичную мыслительную блокаду. И чем сильнее «затрагиваются» эти биологические центры, тем больше страдает качество учебной деятельности и общения.

Р.Бернс рассматривает проблему профессионального долга педагога, направленность его работы, а также проблему профессионального саморазвития педагога9. Он анализирует такое негативное явление в сфере образования как «убийственные реакции» педагога, губительно действующие на обучающихся. Диапазон таких реакций разнообразен: от едва заметной гримасы недовольства до презрительных высказываний и демонстративного игнорирования. Автор прихо-

9

Бернс Р. Развитие Я-коицепции и воспитание. - М.: 1986. - С.30 - 66.

дит к выводу, что психологический фон деятельности педагога выступает одним из решающих факторов её эффективности. Современные социальные условия, когда меняется характер и содержание самой профессиональной деятельности индивида, побуждают его к самоопределению и саморазвитию в новой социальной и профессиональной ситуации. Н.Н.Никитина пишет, что «эти изменения особенно ощутимы в деятельности педагога в условиях смены образовательных парадигм, кардинальных изменений в содержании многих учебных дисциплин, появления новых учебных предметов, образовательных технологий и т.д. Все это подтверждает необходимость постоянного и непрерывного процесса профессионального и личностного самоопределения и саморазвития педагога»10.

Таким образом, становится очевидной необходимость овладения преподавателем специальными психолого-педагогическими знаниями, навыками и умениями в процессе его профессионального самоопределения и саморазвития, в стремлении к профессиональному росту за счет использования последних достижений педагогической науки, психологии и современных педагогических технологий, поиска индивидуального способа осуществления себя в профессии преподавателями всех уровней системы образования. Особенно актуальна эта задача для преподавателей непедагогического вуза, так как профессорско-преподавательский состав таких вузов представлен в основном преподавателями, ведущими специальные предметы. Цикл специальных дисциплин ведут преподаватели, владеющие специальными зна-

ниями и (или) знаниями организации управления производственными процессами и не владеющие психолого-педагогическими и методическими знаниями. Преподаватели, ведущие цикл общеобразовательных дисциплин тоже, довольно часто, не имеют специального педагогического образования. «Новая компетенция, актуально востребованная на сегодняшний день, включающая в себя помимо собственно отточенной методики преподавания своей дисциплины, предполагает также владение знаниями педагогики и психологии, которые могут решить многие проблемы образова-ния11. Сегодня преподавателя-педагога должен отличать высокий педагогический профессионализм, который и помогает ему решать важнейшие педагогические задачи, основными из которых, на наш взгляд, являются: развитие человеческого в человеке; развитие потребности в патриотических чувствах; формирование понимания смысла истинной образованности; развитие стремления к самореализации личности, тяготеющей к общечеловеческим ценностям. Педагогическая деятельность преподавателя является ведущей в определении компетентности преподавателя непедагогического вуза. Хотя необходимо отметить, что без подкрепления научной деятельностью уровень компетентности значительно снижается.

10 Никитина Н.Н. Становление культуры профессионально-личностного самоопределения учителя: Дисс. докт. пед. наук. - Ульяновск: 2003.

11 Морозова М.А. Формирование готовности студентов к самореализации .... - С.83.

TRAINING METHODS IN THE TECHNICAL COLLEGE AS MEANS OF ACTUALIZATION OF THE STUDENTS' VALUE-ORIENTED ATTITUDE

TO EDUCATIONAL ACTIVITY

© 2011 M.A.Morozova°

Institute of Aviation Technologies and Managements Ulyanovsk State University

The author of the paper gives reasons for the usage of the problem teaching as a means of actualization of the students' value-oriented attitude to studying activity. The methods optimize the process of the engineering personnel training. The structure of technical thinking and its scheme is given in the paper. The author reveals the interconnection between the methods of teaching and development of specific technical thinking. The basic conditions of efficient problem teaching are given in the paper.

Keywords: actualization, educational process, problem teaching, value-oriented attitude, engineering activity, studying activity, engineering personnel training, technical thinking, methods of teaching.

cMarina Aleksandrovna Morozova, Cand. Sc. in Pedagogics, Associate professor. E-mail: mmrozova@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.