Научная статья на тему 'Модель подготовки специалиста сферы культуры к профессиональной деятельности в современных условиях'

Модель подготовки специалиста сферы культуры к профессиональной деятельности в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2489
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛИСТ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ / КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / СУБЪЕКТНОСТЬ / ДУХОВНОСТЬ / ПРИНЦИПЫ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефремова Н. В., Мешков В. А.

Одной из важнейших задач современного профессионального образования является создание таких условий в образовательном учреждении, которые в максимальной мере будут способствовать становлению квалифицированного специалиста с высоким личностным потенциалом. Сегодня специалист сферы культуры призван обеспечивать полноценную реализацию функций одноименной отрасли, должен обладать готовностью изучать, восстанавливать, сохранять и использовать культурное наследие в процессе возвышения духовных потребностей и интересов разных групп населения; создавать и обогащать культурные ценности, осуществлять рекреационно-воспитательную, рекреационно-просветительскую деятельность; обладать способностью создавать культурную среду, стимулировать инновационные движения в сфере культуры, активно участвовать в развитии народного художественного творчества, разрабатывать и осуществлять федеральные, региональные, муниципальные социально-культурные программы, проявляя такие качества, как организационно-управленческие, предпринимательские, культуротворческие, в которых доминирующим началом является духовно-нравственная направленность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ефремова Н. В., Мешков В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель подготовки специалиста сферы культуры к профессиональной деятельности в современных условиях»

УДК 37:008:005

МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТАСФЕРЫ КУЛЬТУРЫ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХУСЛОВИЯХ

Одной из важнейших задач современного профессионального образования является создание таких условий в образовательном учреждении, которые в максимальной мере будут способствовать становлению квалифицированного специалиста с высоким личностным потенциалом. Сегодня специалист сферы культуры призван обеспечивать полноценную реализацию функций одноименной отрасли, должен обладать готовностью изучать, восстанавливать, сохранять и использовать культурное наследие в процессе возвышения духовных потребностей и интересов разных групп населения; создавать и обогащать культурные ценности, осуществлять рекреационновоспитательную, рекреационно-просветительскую деятельность; обладать способностью создавать культурную среду, стимулировать инновационные движения в сфере культуры, активно участвовать в развитии народного художественного творчества, разрабатывать и осуществлять федеральные, региональные, муниципальные социальнокультурные программы, проявляя такие качества, как организационно-управленческие, предпринимательские, культуротворческие, в которых доминирующим началом является духовно-нравственная направленность.

Ключевые слова: специалист сферы культуры, культурные ценности, социально-культурная ситуация, профессиональная готовность, субъектность, духовность, принципы, деятельностный подход.

Господствующие в современной России рыночные отношения оказывают существенное влияние на все сферы жизнедеятельности общества, включая сферу культуры. Появились новые организации и учреждения, которые определили востребованность специалистов, обладающих как художественно-творческими способностями, так и предприимчивостью, инициативностью, инновационным и креативным мышлением, способных ориентироваться в сложившихся социально-экономических условиях, разбирающихся в продюсерской, промоутерской, маркетинговой деятельности, виртуозно владеющих различными видами культурной, организаторской, управленческой деятельности, с высоким духовно-нравственным и личностным потенциалом, что обуславливает постановку адекватных задач перед высшими учебными заведениями. Будущим специалистам культуры необходимо прививать новые компетенции, формировать у них готовность к решению нестандартных ситуаций, способности реализоваться в профессиональной деятельности, адекватной времени.

Опыт работы авторов в вузе культуры позволил прийти к пониманию того, что реализация вышеуказанных тенденций будет наиболее эффективной, если внедрить в образовательную деятельность предлагаемую ниже модель (рис. 1). При разработке модели подготовки специалиста сферы культуры была сформулирована основная цель - готовность специалиста к эффективному осуществлению профессиональных функций в сфере культуры в современных условиях. Формирование содержания этой подготовки необходимо базировать на таких подходах, как субъектно-деятельностный и проектный.

Одним из основных компонентов структурно-функциональной модели профессиональной подготовки специалиста сферы культуры являются педагогические принципы, раскрывающие основные положения, определяющие организацию и содержание этой подготовки.

Н. В. ЕФРЕМОВА В. А. МЕШКОВ

Белгородский государственный институт культуры и искусств

e-mail:

[email protected]

e-mail:

[email protected]

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЦЕЛЬ ПОДГОТОВКИ:

готовность специалиста к эффективному осуществлению профессиональных задач в сфере культуры

ВЕДУЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ Духовное развитие как субъекта Развитие как субъекта Развитие как

социокультурного процесса образовательной субъекта культурной

деятельности деятельности

ПРИНЦИПЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ

Духовная доминанта в образовательном процессе

Субъектная ориентация

Ваимодействие фундаментальных наук и практической деятельности

Мотивационно-

смысловое

самоопределение

Взаимодействие педагогического и социокультурного опыта

СУБЪЕКТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА КУЛЬТУРЫ Нормативный Организационно- Содержательный Социально-творчес-

компонент

целевой компонент

компонент

кий компонент

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ГОТОВНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА КУЛЬТУРЫ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ

Духовно-нравственная направленность: -приоритет духовно-нравственных начал при принятии профессиональных решений; -уровень ориентации СКД на лучшие достижения отечественного и зарубежного опыта; -иерархия ценностей специалиста как мера его духовного развития

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Организаторские способности: -умение вести за собой и увлечь инновационной идеей; -умение координировать деятельность коллектива; -умение формировать структурно-функциональные ансамбли

Профессиональная компетентность: -уровень развития профессиональных качеств; -уровень управленческой культуры;

-уровень развития субъектных функций

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ

Формирование специалиста на основе приоритета духовнонравственных начал

Структурирование содержания образовательного процесса в соответствии с субъектноразвивающей моделью

Включение студентов с первого курса обучения в производственную практику во внешней социокультурной среде

Обеспечение субъектных позиций студентов в процессе практики и аудиторных занятий

Организация и ведение образовательного процесса в соответствии с педагогическими принципами

Создание условий формирования профессионального сознания на основе развития способности к рефлексивным действиям

Рис.1. Модель подготовки специалиста сферы культуры к профессиональной деятельности

в современных условиях

Методологической основой принципов подготовки специалистов сферы культуры явилась идея, выдвинутая П.Е. Решетниковым о том, что их совокупность должна представлять системно-целостное единство, а каждый из принципов должен обеспечивать регуляцию определенных отношений и функций образовательного процесса, соответствовать критерию необходимости, а их количество - критерию достаточности [6].

По своему содержанию принципы отражают специфику авторской концепции.

1. Принцип духовно-нравственной доминанты в образовательном процессе по подготовке специалиста. Он подразумевает ориентирование содержания профессиональной подготовки специалиста на личностное развитие духовно-нравственных ценностей: ответственности, долга, справедливости. Это обусловило необходимость акцентирования внимания обучающихся на следующих положениях:

- направить учебную деятельность студентов на выработку общественнополезного поведения;

- популяризировать духовно-нравственные ценности и этические рекомендации, реализовать на деле в процессе профессиональной подготовки духовнонравственное просвещение;

- использовать духовно-нравственные критерии при оценке творческих студенческих работ.

Эмпирический опыт подтверждает, что в рамках профессиональной подготовки специалиста сферы культуры эффективно решается проблема духовно-нравственного развития, где наиболее продуктивным является интерактивный поход, когда происходит взаимодействие на субъектно-личностном уровне, рефлексирование «собственного» и осмысление опыта других. Исследователь Г.И. Бабушкин отмечает, что духовная доминанта в процессе подготовки специалиста сферы культуры возможна, если она будет реализована посредством следующих методов: ситуации-упражнения, ситуации-

иллюстрации, ситуации-идеализации, ситуации-проблемы, ситуации-самореализации.

Для практического воплощения этих методов необходимо использовать профессиональный и жизненный опыт, самопрезентации (визитная карточка специалиста), практикумы, деловые игры, игровое проектирование, методы ситуационного анализа, проектирование творческой деятельности, применение ситуаций творческого поиска, проблемный анализ, аналогии, адаптации, прогнозирования.

2. Принцип субъектной ориентации содержания и технологий подготовки специалиста. Реализация данного принципа предполагает создание в образовательном учреждении условий для освоения студентами основных субъектных функций, базовыми среди которых являются: организация своей жизнедеятельности; выработка определенной позиции по отношению к существующей социокультурной ситуации; рефлексия; смыслотворческая функция; ответственность; автономность. Задача состоит в том, чтобы создать необходимые условия для подготовки специалиста, способного осуществлять свою профессиональную деятельность в новых социальноэкономических условиях.

Реализация данного принципа нацелена на формирование у студентов установки самостоятельного овладения профессией, психологической готовности к работе в сфере культуры с различными категориями населения и внутри творческого коллектива специалистов; формирование ценностного отношения к социокультурной профессии, профессиональным знаниям, многообразию форм социально-культурной деятельности; обеспечение тесной связи теоретического обучения с профессиональной деятельностью, задачами, решаемыми в ней; вариативного подхода в преподавании дисциплин, направленных на освоение профессии; проектирование социокультурных ситуаций; построение воспитательной работы со студентами по принципу студенческого самоуправления таким образом, чтобы внеаудиторная деятельность в максимальной мере способствовала формированию профессионально значимых качеств и умений.

3. Принцип взаимосвязи фундаментальных наук и практической деятельности в развитии субъектного опыта специалиста. Реализация принципа предполагает:

- организацию образовательного процесса в инновационном режиме (режиме развития), что важно для специалиста сферы культуры, потому что функциональные задачи предполагают инновационный ракурс его профессиональной деятельности, а для этого необходимо, чтобы он сам развивался в адекватной среде;

- нацеливание всех участников образовательного процесса не на готовые решения, разработки, а на перспективу поиска собственных вариантов решения профессиональных проблем; такая деятельность побуждает интерес к науке, к творчеству;

- создание в самом образовательном учреждении научно-исследовательских лабораторий по проблемам социально-культурной динамики;

- усвоение студентами новых профессиональных функций, вызванных реформированием в стране всех сфер жизнедеятельности, включая сферу культуры;

- организацию обучения, ориентированного на перспективное развитие студентов через непрерывную практику во внешней социокультурной среде.

Вопрос, связанный с инновациями в социально-культурной сфере, имеет принципиальное значение. Социокультурная сфера представляет собой не простую сумму отношений между людьми, а сложное интегративное образование, постоянно развивающееся и находящееся в прямой зависимости от других сфер жизнедеятельности общества. Настоящий принцип определяет мотивационную сущность учебнообразовательного процесса.

4. Принцип рефлексии профессионально-социального и индивидуальноличностного развития специалиста-менеджера. Реализация данного принципа предполагает:

- построение процесса обучения студентов профессиональной социокультурной деятельности в соответствии с логикой формирования компонентов сознания;

- обеспечение осмысления студентами своих действий путем включения их в проектирование образовательной деятельности;

- использование знаний в личном опыте студента для построения ориентационной основы действий, оценки их целесообразности и оптимальности;

- создание условий для сопоставления смысла научных идей и профессиональных действий и их значений, отражаемых в опыте социокультурной работы.

5. Принцип мотивационно-смыслового и культурного самоопределения процесса подготовки специалиста.

Мотивационно-смысловое и культурное самоопределение будущих специалистов относится к разряду фундаментальных проблем профессионального образования. Значимость решения этой проблемы неоценима при определении готовности студентов к профессиональной деятельности, которая связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения.

Выбрав профессию специалиста сферы культуры и поступив в вуз, студент не может начать обучение без соответствующей мотивации:

- получение глубоких профессиональных знаний и освоение профессиональной деятельности, желание обрести выбранную специальность, которая будет востребована в условиях социально-экономической ситуации в стране;

- изменение бытия, которое студент ожидает после окончания вуза - необходимость получения профессии ради выхода на новый, самостоятельный уровень социального статуса, материальную самодостаточность.

Человек, выбирая профессию, проецирует свою мотивационную структуру на структуру факторов, связанных с профессиональной деятельностью, через которые возможно удовлетворение потребностей. Чем богаче потребности человека, тем более высокие требования он предъявляет к своей профессиональной деятельности и получает большее удовлетворение от труда. Только человек с широкими жизненными интересами и с богатыми потребностями способен на вдохновенный творческий труд и высокую общественную активность. Имеются два вида мотивации: производственная и потребительская. Производственная мотивация (ценности) отражает творческое развитие личности будущего менеджера и способствует включению его в социум. Этот вид ценностей ориентирует студента на будущее, указывая на предпосылки предметного, содержательного развития. Производственная мотивация, исходя из ее сути, является созидательной, так как способствует порождению общественно значимых материальных и духовных ценностей. Потребительская мотивация направлена на поддержание жизнедеятельности субъекта и обусловлена ее адекватными потребностями.

Данный принцип направлен на определение мотивационной структуры личности студента, способствует выявлению некоторых устойчивых тенденций (творческая и общая активность, стремление к культурному общению, развитие культурного уровня, обеспечение социального статуса и комфорта). Чтобы увидеть и осознать мотивы, влияющие на профессионализм специалиста, необходимо, на наш взгляд, определить уровень удовлетворенности в профессии, динамику удовлетворенности от курса к курсу, факторы, влияющие на формирование удовлетворенности: социально-

психологические, психолого-педагогические, дифференциально-психологические,

половозрастные. Диагностика отношений к профессии представляет собой психологическую задачу, а формирование отношения к профессии является преимущественно педагогической проблемой.

6. Принцип взаимодействия субъектно-педагогического и социокультурного опыта.

Существует ситуация, когда в вузах культуры имеется определенное несоответствие между тем, что преподается, и той средой, что существует за его стенами. Выпускник, прекрасно учившийся в вузе, часто не может найти себе достойного применения. Это еще одна проблема, которую необходимо решать, чтобы подготовить специалиста, способного ориентироваться, адаптироваться в сложившихся социальноэкономических условиях. Принцип взаимодействия в учебно-образовательном процессе субъектно-педагогического и социокультурного опыта по подготовке современного специалиста к профессиональной деятельности дает возможность сориентировать выпускников не столько на том, чтобы распространять полученные знания, сколько на том, чтобы уметь их приспособить к требованиям времени и запросам социальной среды. Реализация этого принципа направлена на активизацию опыта студентов для решения профессиональных задач в ходе непрерывной производственной практики. Она предполагает:

- поэтапное изменение содержания и характера взаимодействия педагогов и студентов в процессе освоения последними опыта профессиональной деятельности в социокультурной среде;

- постепенное усложнение учебно-профессиональной деятельности студентов;

- деятельностный подход во взаимодействии педагогов и студентов, творческий диалог между мастером курса и обучающимися, взаимный обмен идеями, взаи-мообучение, сотрудничество и взаимопомощь;

- обеспечение информированности студентов о сути творческой и научноисследовательской деятельности, об особенностях их индивидуального стиля профессиональной деятельности, педагогического и студенческого коллективов вуза по совершенствованию теоретического и практического мастерства.

7. Развитие опыта обучения профессиональной деятельности по кумулятивному принципу. Использование данного принципа в подготовке специалистов сферы культуры к профессиональной деятельности в современных условиях предполагает контроль и оценку деятельности студентов. Предметом оценки и контроля должны стать действия и результаты, связанные с решением доминирующих учебнопрофессиональных задач, связанных с социокультурной динамикой, проблемами социокультурного комплекса, а также тех задач, которые решались по данной проблеме на предыдущих занятиях. К практической деятельности студентов нельзя предъявлять сразу те же требования, которые предъявляются к профессиональной деятельности «готовых» специалистов объектов культуры и искусств. Эти требования должны нарастать постепенно, по мере овладения профессиональным опытом.

Кумулятивный принцип обучения основывается на разработке такой системы взаимосвязанных учебно-профессиональных задач, которая позволила бы проводить усложнение их деятельности и интеграцию опыта, обеспечивала бы усвоение профессиональных функций, ролей, позиций, овладение наиболее распространенными формами и методами работы менеджера социально-культурной деятельности в новых социально-экономических условиях.

Все вышеизложенное позволяет нам сделать вывод о том, что разработанные нами принципы подготовки специалиста сферы культуры наиболее актуальны в условиях современной социально-экономической, политической и духовно-нравственной обстановки в России. Они обновляют, конкретизируют и корректируют принципы обучения с учетом требований времени. Сочетание в профессиональном образовательном процессе традиционных принципов и принципов, предлагаемых в данной статье, позволит выйти на новый уровень подготовки специалистов сферы культуры в аспекте их востребованности.

Литература

1. Анциферова, Л. И. Развитие личности специалиста, как ,субъекта своей профессиональной жизни / Л. И. Анциферова // Психологическое исследование проблемы формирования личности профессионала : сб. науч. трудов / Ин-т психологии АН СССР ; под ред. В. А. Бодрова и др. - М., 1991. - С. 27-43

2. Бакланова, Н. К. Профессиональное мастерство специалиста культуры : учеб. пособие для аспирантов, слушателей курсов повышения квалификации, преподавателей, студентов / Н.

К. Бакланова ; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. - М. : Моск. гос. ун-т культуры и искусств, 2001. - 222 с.

3. Березин, В. Высшая школа: стратегия модернизации / В. Березин // Профсоюзы. -2003. - № 2. - С. 28-29.

4. Исаев, И. Ф. Теоретические основы формирования профессиональнопедагогической культуры преподавателя высшей школы : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / И. Ф. Исаев. - М., 1993. - 468 с.

5. Решетников, О. П. Профессионально-личностное развитие студентов средних специальных заведений на основе акмеологического подхода // Духовное развитие как основа достижения «акме» в личностном становлении профессионала в работе: пособие / О.П. Решетников; под общ. ред. П.Е. Решетникова. - Белгород, 2007. - С. 160, 166,169,17.

6. Решетников, П. Е. Профессионально-личностное развитие студентов средних специальных учебных заведений на основе акмеологического подхода : пособие для руководителей и преподавателей сред. спец. учеб. заведений / П. Е. Решетников, Т. В. Ваничкина, И. Ю. Есипова и др. ; науч. ред. П. Е. Решетников. - Белгород : Политерра, 2007. - 267 с

THE MODEL OF THE TRAINING OF THE SPECIALIST OF THE SPHERE OF CULTUREFOR PROFESSIONALACTIVITYIN MODERN CONDITIONS

N.V. EFREMOVA V.A. MESHKOV

Belgorod State Cultural and Arts Institut email:

[email protected]

e-mail:

[email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

One of the important aims of modem professional education is to make such conditions in educational institute which will promote the becoming of qualified specialist with high personal potential at maximum measure. Today the specialist of the sphere of culture is called to provide full realization of functions of the branch of the same name and must possess of readiness to study, restore, save and use cultural legacy in the process of eminence of spiritual needs and interests of different groups of population; to create and enrich cultural values, to realize recreation - educated, recreation-instructive activity; to possess of ability to create cultural sphere of culture, take part actively in the development of na- tional art creation, work out and carry out federal, regional, municipal social - cultural programms, showing such qualities as organization - ruling, enterprising, cultural in which the dominating basis is the spiri- tual direction.

Key words: specialist of the sphere of culture, cultural values, social - cultural situation, professional readiness, subjectivity, spirituality, prin- cipals, activity approach.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.