Научная статья на тему 'Подготовка специалиста сферы культуры в современных условиях'

Подготовка специалиста сферы культуры в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1221
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СФЕРА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ / ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / REGIONAL EDUCATIONAL INSTITUTION / VOCATIONAL EDUCATION / PERSONNEL TRAINING / SPHERE OF CULTURE AND THE ARTS / DUAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефремова Нина Владимировна, Штанько Елена Сергеевна, Ефремова Полина Ивановна

В современной России активно осуществляются преобразования в различных сферах жизнедеятельности общества, в том числе и в сфере культуры. Появились новые объекты культуры, которые определили востребованность специалистов с высоким духовно-нравственным и личностным потенциалом, обладающих художественно-творческими способностями, предприимчивостью, инициативностью, инновационным и креативным мышлением, способных ориентироваться в сложившейся социально-экономической ситуации, владеющих продюсерскими, промоутерскими, маркетинговыми видами деятельности, как и различными способами организаторской, управленческой деятельности. Задачи, возникающие перед вузами, требуют формирования у будущих специалистов новых компетенций, готовности к решению нестандартных ситуаций, способности реализовать профессиональную деятельность, адекватную времени. Традиционная система высшего образования в области культуры не в полной мере соответствует этим требованиям и, акцентируя внимание на культуроохранных, культуротворческих, социопедагогических функциях будущего специалиста, не уделяет должного внимания его субъектной организационно-управленческой функции. В связи с этим потребность в переосмыслении целей, подходов, содержания, технологии образовательного процесса является актуальной проблемой, что предопределяет необходимость внедрения инноваций в структуру профессиональной парадигмы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ефремова Нина Владимировна, Штанько Елена Сергеевна, Ефремова Полина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIALIST OF CULTURAL FIELD TRAINING IN MODERN CONDITIONS

In modern Russia, the transformations actively carry out in various spheres of society, including the sphere of culture. There are new objects of culture which defined the demand of professionals with artistic and creative abilities, enterprising, initiative, innovative and creative thinking, who can navigate in the current socioeconomic situation, possessing the producing, promotion, marketing activities, different ways of cultural, organizational, management activities, with high moral and personal potential. The tasks, which appear in front of the higher education organizations, require the formation of future professionals with new competencies, readiness of solution of non-standard situations that can implement professional activities adequate to present time. The traditional system of higher education in the field of culture does not fully meet these requirements, and there is an emphasis of culture protective, cultural socio-pedagogical functions of the future specialist, does not pay sufficient attention to its subjective managerial function. In this regard, the need for redefining the goals, approaches, content, technologies of the educational process are important issues which determine the implementation of innovation in the structure of the professional paradigm.

Текст научной работы на тему «Подготовка специалиста сферы культуры в современных условиях»

единые стандарты образования, с одной стороны, и знания, максимально приближенные к запросам рынка труда, — с другой стороны. При развитии такого партнерства государство получает развитый конкурентный рынок образовательных услуг, бизнес может влиять на качество подготовки выпускников, а учебные заведения реализуют инновационные образовательные программы.

Представленный в статье опыт проектирования кластера образовательных компетенций, отраженных в стандартах высшего образования в качестве параметров образовательной и профессиональной подготовки, конкретизирует требования к компетентностной сфере выпускников, в том числе к содержательному наполнению компонентов профессиональной

компетентности будущих бакалавров и магистров направления «Экономика». Это, в свою очередь, определяет возможность разработки образовательных программ в части детализации базовых и вариативных дисциплин с учетом требований современного рынка труда.

1. Гафурова Н. В., Осипова С. И. Металлургическое образование на основе идеологии CDIO // Высшее образование в России. - 2013. - № 12. - С. 137-139.

2. Чучалин А. И. Образовательные стандарты ведущих российских вузов // Высшее образование в России. — 2015. — № 4. — С. 14-25.

3. Образовательный стандарт высшего образования ФГО-БУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» по направлению подготовки «Экономика» [Электронный ресурс]. — URL: http://www. fa.ru/dep/metod/doc/Pages/default.aspx.

УДК/UDC 378 Н. В. Ефремова, Е. С. Штанько, П. И. Ефремова

N. Efremova, E. Shtanko, P. Efremova

ПОДГОТОВКА СПЕцИАЛИСТА СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

SPECIALIST OF CULTURAL FIELD TRAINING IN MODERN CONDITIONS

В современной России активно осуществляются преобразования в различных сферах жизнедеятельности общества, в том числе и в сфере культуры. Появились новые объекты культуры, которые определили востребованность специалистов с высоким духовно-нравственным и личностным потенциалом, обладающих художественно-творческими способностями, предприимчивостью, инициативностью, инновационным и креативным мышлением, способных ориентироваться в сложившейся социально-экономической ситуации, владеющих продю-серскими, промоутерскими, маркетинговыми видами деятельности, как и различными способами организаторской, управленческой деятельности.

Задачи, возникающие перед вузами, требуют формирования у будущих специалистов новых компетенций, готовности к решению нестандартных ситуаций, способности реализовать профессиональную деятельность, адекватную времени.

Традиционная система высшего образования в области культуры не в полной мере со-

ответствует этим требованиям и, акцентируя внимание на культуроохранных, культуротвор-ческих, социопедагогических функциях будущего специалиста, не уделяет должного внимания его субъектной организационно-управленческой функции. В связи с этим потребность в переосмыслении целей, подходов, содержания, технологии образовательного процесса является актуальной проблемой, что предопределяет необходимость внедрения инноваций в структуру профессиональной парадигмы.

In modern Russia, the transformations actively carry out in various spheres of society, including the sphere of culture. There are new objects of culture which defined the demand of professionals with artistic and creative abilities, enterprising, initiative, innovative and creative thinking, who can navigate in the current socioeconomic situation, possessing the producing, promotion, marketing activities, different ways of cultural, organizational, management activities, with high moral and personal potential.

The tasks, which appear in front of the higher education organizations, require the formation

of future professionals with new competencies, readiness of solution of non-standard situations that can implement professional activities adequate to present time. The traditional system of higher education in the field of culture does not fully meet these requirements, and there is an emphasis of culture protective, cultural socio-pedagogical functions of the future specialist, does not pay sufficient attention to its subjective managerial function. In this regard, the need for redefining the goals, approaches, content, technologies of the educational process are important issues which determine the implementation of innovation in the structure of the professional paradigm.

Ключевые слова: профессиональное образование, сфера культуры и искусств, дуальное обучение.

Keywords: regional educational institution, vocational education, personnel training, sphere of culture and the arts, dual education.

Стремительно меняющаяся социально-экономическая ситуация определяет облик современного общества и привносит изменения во все сферы жизнедеятельности. Такие преобразования наблюдаются и в сфере образования, которое находится в активном процессе глобальной технологизации и информатизации, требующих новых концептуальных и пара-дигмальных подходов.

Такое состояние системы образования было предначертано еще в августе 1998 г на XX Всемирном философском конгрессе, где XXI в. был объявлен веком образования. Прогнозы именно этого периода, как мы уже сейчас наблюдаем, привели к необходимости масштабных изменений.

Современное информационное общество, общество высоких технологий, отличается динамичным развитием социально-производственной структуры. Его (общества) существование невозможно без человека творческого, инициативного, владеющего профессиональными компетенциями, способствующими самостоятельно определять цели и находить эффективные пути их достижения. Подготовку такого профессионала диктуют новые условия рынка труда.

Процесс глубинной перестройки жизнедеятельности в российской действительности сопровождается трудностями и сложностями, обусловливающими коренную трансформацию идеалов и духовных ценностей. Все это идет в параллели с экономическими, политиче-

скими, идеологическими и нравственными изменениями как в нашей стране, так и в странах ближнего и дальнего зарубежья.

Такое положение современной действительности позволяет говорить о необходимости воспитания подрастающего поколения, ориентируемого на созидательную профессиональную деятельность — будущего нашей страны, что требует перестройки организации образовательного процесса во всех его структурных звеньях. Частью этого процесса является профессиональное образование в сфере культуры.

«Социальная напряженность, безысходность, рост цен и обнищание широких народных масс, коррупция, о которых говорил в свое время П. Е. Решетников, — вызывают глубокие изменения в сознании и мировоззрении молодежи, способствуют отчуждению ее от взрослых, уходу в псевдореальный мир через приобщение к наркотикам, спиртному, разврату, порнографическим извращениям. Наблюдается спад интереса молодежи к искусству, музыке, спорту, литературе, и усиливается тяга к мистике, религии. Начинают превалировать приземленные ценности: вещизм, жажда наживы, культ силы, снобизм. Появилась реальная угроза потери у русских людей таких важнейших качеств, как патриотизм, ответственность за судьбу Отечества, стремление служить Истине, Добру, Родине». Нельзя не согласиться с И. С. Коном, утверждающим следующее: «Чтобы жить и успешно функционировать в чрезвычайно мобильном и динамичном обществе, нужно обладать устойчивым, твердым ядром личности, мировоззрением, социальными и нравственными убеждениями. Иначе на крутом вираже истории — а их в его жизни будет предостаточно — он будет, образно говоря, распадаться на части или реагировать на вызов истории невростенически» [5]. Сложившиеся обстоятельства обусловливают необходимость изменения целей, содержания, технологий образовательной деятельности сферы культуры.

Высшее образование как важнейший социально-государственный, социально-культурный институт, выполняющий функцию подготовки молодого поколения к решению в будущем профессиональных задач в определенной области деятельности, нацелено на достижение высокого уровня сформиро-ванности соответствующих компетенций, умений, навыков и непрерывное их совершенствование. Постоянно развивающиеся функции профессионального образования парал-

лельно формируют у выпускников вузов целый ряд непрофессиональных умений, навыков, способностей, таких как:

— целостное восприятие окружающего мира и ощущения единства с ним;

— всестороннее осознание процесса и результата деятельности;

— владение технологиями принятия оптимальных решений;

— умение адаптироваться к различным изменениям;

— прогнозирование хода развития той или иной, возникшей в условиях деятельности, ситуации;

— предупреждение негативных последствий чрезвычайных событий;

— владение культурой системного подхода к деятельности и важнейшими общеметодологическими ее принципами.

Вышесказанное нашло отражение в многочисленных научных публикациях, получило практическое осуществление и дальнейшее творческое развитие в исследовании профессиональной подготовки специалиста сферы культуры, что дало основание выявить и выделить специфические детали и результаты.

Выявленные в ходе исследования противоречия и оценки эффективности образовательной деятельности вузов культуры, определяющие способность выпускников реа-лизовывать профессиональную деятельность в современных условиях, работать в режиме инновационных преобразований, обусловливают организацию образовательного процесса в соответствии с требованиями социально-экономической деятельности. В связи с этим уместен вывод о необходимости разработки адекватных теоретико-методологических основ и образовательной модели, включающей ведущие подходы, принципы, критерии и показатели, педагогические условия, позволяющие обеспечить высокий уровень подготовки современных кадров вузами культуры. Элементы этой модели опробованы в реальной образовательной деятельности. Педагогическая технология реализации ее (модели), базирующаяся на субъектно-деятельностном и задачно-проектном подходах, которые стали основой структурирования содержания и организации образовательного процесса, обусловили совершенствование и повышение уровня и качества подготовки специалистов. Ведущим и определяющим фактором явилось внедрение в образовательный процесс непрерывной производственной практики.

Реализация субъектно-деятельностного и задачно-проектного подходов в нашем случае основывается на раннем (с первого курса обучения) включении студентов в практическую деятельность во внешней социокультурной среде на принципах:

— субъектной ориентации содержания и технологии практики;

— взаимодействия фундаментальных наук и практической деятельности;

— баланса в результате рефлексии профессионально-социального и индивидуального потенциала практикантов;

— приоритета духовно-нравственной доминанты в практической деятельности;

— мотивационно-смыслового и культурологического самоопределения практической деятельности;

— взаимодействия субъектно-педагогиче-ского и социокультурного опыта;

— кумулятивном принципе развития профессионального опыта специалиста сферы культуры.

Практическое обучение будущих специалистов сферы культуры в соответствии с перечисленными принципами позволит обеспечить:

— возможность выявления и использования резервов образовательного процесса по подготовке специалиста сферы культуры в современных условиях;

— субъектную позицию студентов в процессе обучения;

— овладение студентами субъектными функциями;

— профессиональными ролями и вариативными технологиями профессиональной деятельности в сфере культуры в современных социально-экономических условиях;

— постижение смысла и значения фундаментальных, прикладных знаний и творческих, созидательных, профессиональных действий;

— формирование у студентов креативного, отвечающего требованиям времени, стиля деятельности.

Результаты аспектного анализа образовательной деятельности в рамках образовательной организации по культуре определили особенности, сущностные характеристики субъектного развития будущих специалистов одноименной сферы. Также эти результаты стали основой формирования критериев и показателей, характеризующих уровень готовности к профессиональной деятельности. Более того, они (критерии и показатели) являются взаимозависимым единством воспитания

и профессиональной подготовки, в котором профессиональное становление является частью личностного развития.

Вышеизложенное обусловило возможность скорректировать содержание подготовки специалиста сферы культуры. Взаимосвязанные, взаимопроникающие, взаимодополняющие факторы определили целостную структуру основных показателей, позволяющих оценить готовность выпускника образовательной организации по культуре к осуществлению своих профессиональных функций.

В эту структуру показателей входят:

— духовно-нравственная составляющая:

а) приоритет духовно-нравственных начал при принятии профессиональных решений;

б) ориентация деятельности на лучшие достижения отечественного и зарубежного опыта;

в) иерархия ценностей специалиста как уровней духовного развития;

— организаторские способности:

а) умение вести за собой;

б) умение увлечь инновационной идеей;

в) умение формировать структурно-функциональные модели средств достижения цели для обеспечения успеха;

г) умение координировать деятельность;

— управленческая компетентность:

а) управленческая культура;

б) уровень развития субъектных функций;

— предприимчивость:

а) творческая инициативность;

б) решительность;

в) способность доводить начатое дело до успешного завершения.

Тесные связи между критериями и показателями, обладающие интегральным характером, являются регулятором профессиональных компетенций специалиста сферы культуры и определяют готовность к деятельности в условиях господствующей социально-экономической ситуации.

Что касается раскрытых сущностных характеристик подготовки специалиста сферы культуры, направленных на формирование регулирующих факторов овладения субъектными функциями в процессе образовательного процесса, то возможно выстроить следующую последовательность: поэлементное, поэтапное освоение стратегического, тактического, операционного и профессионального опыта в условиях аудиторных занятий и непрерывной производственной практики. Такая технологическая цепочка образовательной деятельности очень важна потому, что будущему

работнику культуры обеспечивает тесное взаимодействие с различными категориями населения и помогает эффективно выполнять функциональные обязанности.

На уровень эффективности деятельности будущего специалиста сферы культуры в значительной степени влияют:

— умение моделировать результаты, развитые способности;

— умение намечать перспективу реализации развитых способностей;

— умение сопоставлять проектируемое и реально достигнутое;

— умение при необходимости корректировать свою деятельность.

Таким образом, обеспечение успешного осуществления организационно-управленческой, экономико-маркетинговой, духовно-творческой, рекреационно-воспитательной и рекреационно-просветительной деятельности углубляет процесс развития специалиста как личности, формирует его определенные личностные качества. А это в свою очередь положительно сказывается на его профессиональном становлении, приводит к совершенствованию теоретической и практической подготовки.

Также мы пришли к выводу о том, что совокупность фундаментальных и функциональных знаний, умений, навыков, определяющих субъектную позицию специалиста, в большей степени достигается в условиях практической деятельности, в процессе которой повышаются уровень профессиональной подготовки и степень овладения субъектными функциями, профессиональными ролями и целостными социокультурными технологиями. Эти критерии и показатели можно рассматривать как результат, как готовность специалиста к работе в современных условиях.

Многочисленные исследования проблем подготовки специалиста, в том числе и сферы культуры, дают возможность определить пути проектирования образовательной модели, обеспечивающей эффективность этой подготовки, внести существенные изменения в логику организации и структуру содержания образовательного процесса, обусловить педагогическую технологию и выявить педагогические условия успешности в формировании будущих компетентных конкурентоспособных специалистов.

Сегодня многие практики и теоретики, осуществляющие исследования в области культуры, ставят задачу поиска и определения путей

коррекции процесса подготовки специалиста сферы культуры. Такая позиция ученых и практиков подтверждена необходимостью изменения традиционного опыта и обоснована необходимостью перехода от простого формирования профессионального опыта деятельности к его осознанию, осмыслению, теоретическому и практическому обобщению и преобразованию, к пониманию его значимости.

В настоящей статье мы пытались достаточно убедительно показать, что подготовка современного специалиста сферы культуры будет эффективной лишь тогда, когда качественные изменения образовательного процесса и реализованные в нем инновационные идеи будут внедрены в достаточном объеме на всех уровнях.

Наши предложения не претендуют на полное исследование всех аспектов, связанных с эффективной подготовкой специалистов сферы культуры, а открывают широкие перспективы для дальнейшего, более детального изучения проблем в этой области. Выявление новых аспектов организации образовательного процесса позволит в определенной степени повлиять на подготовку современного, конкурентоспособного, ориентирующегося в современных условиях работника культуры.

Следует отметить, что в дальнейшем углубленном исследовании нуждаются проблемы организации профессиональной практики студентов, теории и практики духовно-нравственного воспитания, уровень профессиональной подготовленности преподавателя вуза, обладающего глубокими теоретическими и прак-

тическими знаниями, высоким духовно-нравственным потенциалом, хорошо владеющего коммуникативными технологиями и умеющего «шагать» в ногу с общественным прогрессом. Это дает основание говорить о том, что далеко не все аспекты проблемы организации и осуществления вузовского образовательного процесса исследованы в достаточной полноте.

1. Ефремова Н. В. Подготовка менеджера сферы культуры и искусств к профессиональной деятельности в условиях рыночных отношений : дис. ... канд. пед. наук 13.00.08. — Курск, 2008.

2. Горбунова Е. Е. Модель подготовки будущих специалистов сферы культуры к профессионально-творческой самореализации // Роль науки и образования в современном информационном обществе: материалы меж-вуз. науч.-практ. конф. (Волгоград, 29 апр. 2010 г.): в 3 ч. — Волгоград : ВГЭТК, 2010. — Ч. 3. — С. 7-13.

3. Лопатина Н. В. Новые профессии в информационной сфере: опыт аналитико-прогностического исследования [Электронный ресурс]. — URL: http://www.fact.ru.

4. Профессионально-личностное развитие студентов средних специальных учебных заведений на основе акмеоло-гического подхода : пособие для руководителей и преподавателей сред. спец. учеб. заведений / П. Е. Решетников, Т. В. Ваничкина, И. Ю. Есипова и др. ; науч. ред. П. Е. Решетников. — Белгород : Политерра, 2007. — 267 с.

5. Решетников О. П. Профессионально-личностное развитие студентов средних специальных заведений на основе акмеологического подхода // Духовное развитие как основа достижения «акме» в личностном становлении профессионала в работе: пособие. — Белгород, 2007. — С. 160, 166, 169, 170.

6. Садовничий В. А. Высшее образование в России: доступность. Качество. Конкурентоспособность // Высшее образование сегодня. — 2006. — № 6. — С. 5-9.

7. Коваленко В. И. Полисубъектное управление развитием образовательной системы вуза. — Белгород : Изд-во БелГУ, 2004. — 299 с.

УДК/UDC 378.17

С. И. Жданов S. Zhdanov

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТА ВУЗА СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИцИИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

TECHNOLOGY OF FORMATION OF A SUBJECT POSITION OF HEALTH-IMPROVING ORIENTATION AMONG UNIVERSITY STUDENTS

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты формирования в профессиональном образовании субъектной позиции оздоровительной направленности у студента вуза. Описана специфика формирования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

внутренней картины здоровья в студенческом возрасте. Представлены основные направления организации образовательного процесса, способствующие формированию субъектной позиции оздоровительной направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.