Научная статья на тему 'Типы интеграционных процессов в социально-культурном образовании'

Типы интеграционных процессов в социально-культурном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
442
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ / ИНТЕГРИРУЮЩИЙ ФАКТОР / INTEGRATION / INTEGRAL PROCESSES / THE DIRECTION OF INTEGRAL PROCESSES / INTEGRAL FACTOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шварев Евгений Викторович

В статье представлена оригинальная типология интеграционных процессов, характерных для современных вузов культуры и искусств. На основе анализа интегрирующих факторов автор описывает особенности содержательно-обобщающих, функционально-агрегатирующих, организационно-преобразующих и личностно-развивающих интеграционных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шварев Евгений Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Types of the integral processes in the social-cultural education

The article is about presents the original typology of integral processes, which are characterized for the modern institutes of culture and art. On the basis of analysis of the integral factors the author describes the peculiarities of content-summarizing, functional-unitial, organized-reforming and personal-developing integral processes.

Текст научной работы на тему «Типы интеграционных процессов в социально-культурном образовании»

school. In the article the integrative-resource approach is proved and necessity of its use for vocational training of student-choreographer in high school is proved. The hierarchical structure of individual resources of person is revealed, the characteristic of principles of the given approach opening a way of transformation of process of personal-professional formation of student-choreographer and

a course of its research in the educational space of high school is given.

Key words: the integrative-resource approach; individual resource of person; personal-professional formation; student-choreographer; principles; educational process of high school.

УДК 316.4.063.3

ТИПЫ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ

© Е.В. Шварев

В статье представлена оригинальная типология интеграционных процессов, характерных для современных вузов культуры и искусств. На основе анализа интегрирующих факторов автор описывает особенности содержательно-обобщающих, функционально-агрегатирующих, организационно-пре-образующих и личностно-развивающих интеграционных процессов.

Ключевые слова: интеграция; интеграционные процессы; управление интеграционными процессами; интегрирующий фактор.

В современных социально-экономических условиях приобретает особую актуальность проблема управления интеграционными процессами в образовательных системах вузов. Для того чтобы можно было эффективно управлять данными процессами, необходимо знать специфические особенности разных их типов.

В зависимости от содержания и механизмов реализации мы в своем исследовании выделяем четыре типа интеграционных процессов: содержательно-обобщающие, функ-ционально-агрегатирующие, организационно-преобразующие и личностно-развивающие.

Особенностью содержательно-обобщаю-щих интеграционных процессов является их направленность на установление разнообразных связей в содержании образования, повышение плотности информации и ее содержательное обобщение, поиск способов унификации знания в определенно сложившихся и постоянно совершенствующихся формах познания и выражения познанного. В качестве интегрирующего фактора в этих типах интеграционных процессов выступает определенная методологическая идея.

К примеру, в Белгородском государственном институте культуры и искусств ежегодно на всех курсах факультетов художественного и музыкального творчества прово-

дятся экзамены, направленные на интеграцию знаний по тем дисциплинам учебного плана, которые изучались на том или ином курсе. На первых курсах в качестве интегративного фактора, обеспечивающего содержательное взаимодействие этих дисциплин, выступает идея реализации в профессиональной деятельности специалистов сферы культуры и искусств духовного содержания; на втором курсе - форм реализации регионального компонента культуры.

Преподавание практически всех учебных дисциплин общеобразовательного и специального цикла интегрируется на основе использования принципов и закономерностей развития самоорганизующихся систем.

Функционально-агрегатирующие интеграционные процессы направлены на кооперирование усилий, согласование и объединение действий людей, достижение единства в их действиях. В качестве интегрирующих факторов в этих процессах используются разные виды совместной деятельности и их структурные компоненты [1-4].

Наиболее существенным интегрирующим фактором в образовательной системе, определяющим качество образования, выступает ведущая деятельность [2]. В традиционных образовательных системах в качестве ведущей деятельности обычно исполь-

зуется познавательная деятельность. В системе подготовки специалиста, основанной на контекстном обучении, в качестве ведущей используется учебная деятельность, а в образовательных системах, ориентированных на субъектное развитие будущих специалистов -учебно-профессиональная деятельность.

В Белгородском государственном институте культуры и искусств под руководством проректора по инновационному развитию вуза, доктора педагогических наук, заслуженного учителя РФ П.Е. Решетникова и декана факультета кандидата педагогических наук, доцента Н.В. Ефремовой успешно осуществляется экспериментальная апробация субъектно-ориентированной непрерывной

практики будущих специалистов социальнокультурной сферы. При такой организации практики она проводится рассредоточено, т. е. еженедельно в течение всего периода подготовки специалистов. Каждый выход на практику связывается с решением студентами так называемых доминирующих учебнопрофессиональных задач. Эти задачи формируются по принципу усложнения. Усвоение студентами профессионального опыта осуществляется по кумулятивному принципу. Каждый выход на практическое занятие связан с предварительной теоретической и методической подготовкой студентов к решению предстоящих учебно-профессиональных задач и завершается педагогическим и коллективным анализом процесса подготовки и выполнения практических дел в социуме. Профессиональная практика, а точнее -учебно-профессиональная деятельность студентов, выступает в качестве главного звена в образовательном процессе, вокруг которого строятся все остальные занятия. При проведении конкретных занятий в качестве интегрирующего фактора используется доминирующая учебно-профессиональная задача.

При проведении интегрированных экзаменов на старших курсах в этом же вузе в качестве интегрирующего фактора используется профессионально-творческая деятельность студентов. На третьем курсе, когда студенты уже овладели в определенной мере умениями и навыками игры на инструментах, вокальными и хореографическими умениями и навыками, они включаются в выполнение коллективного творческого проекта в рамках своей специальности с целевой установкой

обеспечения интеграции их деятельности в деятельность творческого художественного народного коллектива. На четвертом курсе процесс интеграции деятельности специалиста углубляется. Студенты включаются в выполнение совместного творческого проекта силами разнопрофильных творческих коллективов с целевой установкой интеграции их учебно-профессиональной деятельности в деятельность факультета в целом. На пятом курсе будущие специалисты выполняют дипломные работы. В связи с этим они включаются в проектирование и практическую реализацию социально-культурных проектов по заказу конкретных организаций и творческих коллективов. Эта творческая деятельность студентов направлена на интеграцию всего личностного потенциала будущего специалиста и обеспечение интеграции их учебно-профессиональной деятельности в деятельность профессиональной общности.

Основным смыслом и содержанием ор-ганизационно-преобразующих интеграционных процессов является создание новых организационно-образовательных структур

(образовательных комплексов, проблемных лабораторий интеграционного типа, временных научно-исследовательских коллективов и др.). В качестве интегрирующего фактора в таких преобразованиях выступает совместно выработанная субъектами программа деятельности, в основу которой положена авторская концепция.

Белгородчина является родиной многих инновационных организационно-структурных преобразований, положивших начало современным интеграционным процессам в образовании в масштабах всей страны.

В 1975 г. по инициативе М.П. Щетинина на Белгородчине были созданы первые школы-комплексы, интегрирующие общеобразовательную школу и учреждения дополнительного образования (музыкальные, хореографические, спортивные, художественные и другие школы, студии, кружки). А также объединившие усилия школы, учреждений дополнительного образования, общественности, трудовых коллективов и семьи в воспитании подрастающего поколения на основе координации их работы советами образовательных комплексов.

В 1989 г. по инициативе П.Е. Решетникова на базе Белгородского педагогического

училища № 2 и Белгородского педагогического института им. М.С. Ольминского был создан первый в СССР научно-образовательный комплекс «среднее профессиональное образовательное учреждение - вуз», работающий по единому учебному плану и обеспечивающий подготовку специалистов высшей квалификации по ускоренной программе. В основу организации такого комплекса была положена идея учета и взаимодополнения достоинств вуза и учреждения СПО. Первый научно-образовательный комплекс в сфере культуры и искусств, включающий в себя детский музыкально-эстетический центр, колледж культуры, институт культуры и базовые учреждения культуры и искусств был организован в 2000 г. в Белгородской области М.Я. Жировым.

Смысл интеграции усилий работников образования заключается в достижении синергетического эффекта в их деятельности, чего невозможно достичь без обеспечения концептуального, целевого, организационного, технологического и критериального единства в действиях субъектов, без обучения профессорско-преподавательского состава вуза умению работать не рядом друг с другом, а совместно. Интегрирующим фактором в образовательной деятельности, обеспечивающим единство их действий, выступает программа стратегического развития вуза. Такую программу мы разработали и реализуем в течение 2004-2009 гг. В основу этой программы положена идея интенсификации развития образовательной системы и субъектов образования на основе целенаправленного управления интеграционными процессами.

К организационно-преобразующим интеграционным процессам следует отнести также работу педагогического коллектива вуза, ориентированную на подготовку специалиста, интегрированного в систему Европейского международного образования. Сегодня это не дань моде, а необходимость, связанная с расширением международных контактов, усиливающейся миграцией населения и интеграцией информационных ресурсов развитых стран. Интеграция образования в международном плане обеспечивает возможность признания дипломов о высшем и послевузовском образовании в странах европейского сообщества, создает благоприятные условия

для продолжения обучения за границей и взаимовыгодного сотрудничества в сфере образования, международного обмена студентами. Международная интеграция в сфере культурологического образования способствует достижению взаимопонимания людей с разной культурой и взаимообагащению, развитию региональных и национальных культур.

В Белгородском государственном институте культуры и искусств для реализации этой целевой установки с 2006-2007 учебного года введена многоуровневая система подготовки специалистов для сферы культуры и искусств. В соответствии с Болонским соглашением на факультете дизайна реализуется двухступенчатая подготовка специалистов по системе «бакалавриат - магистратура». На всех факультетах активно внедряется рейтинговая система оценки деятельности студентов, что позволило существенно повысить качество освоения образовательных программ.

В качестве организационно-преобразую-щего интеграционного процесса можно рассматривать систему организационно-педагогических мероприятий, направленных на регионализацию социально-культурного образования. По своей миссии вуз культуры и искусств в регионе - это региональный научный и культурный центр, основной задачей которого является координация деятельности культурных учреждений, самодеятельных коллективов и творческих союзов по изучению, сохранению и развитию региональной народной культуры, народных ремесел; удовлетворение культурных и образовательных потребностей населения региона; кадровое и научное сопровождение процесса реализации региональных социокультурных проектов.

Решение этой проблемы предполагает обеспечение максимальной регионализации содержания этнокультурного образования, широкое использование в подготовке студентов исследовательских заданий, курсовых и дипломных работ региональной тематики, этнокультурных экспедиций, занятий в творческих мастерских лучших художников, дизайнеров области, руководителей самодеятельных творческих коллективов, а также изучение опыта работы предприятий народных промыслов.

С целью реализации данной целевой установки в вузе введена контрактная система подготовки специалистов. Ее введение направлено на создание условий для наиболее эффективного использования средств, выделяемых на подготовку специалистов из бюджета области; обеспечение выпускникам вуза гарантий на получение работы по специальности; на улучшение кадрового обеспечения процесса реализации социокультурных программ в регионе, особенно в сельской местности.

Интеграция образования в региональный культурный процесс и региональную систему образования ориентирует внутривузов-ское управление на приведение качества образования, предоставляемого выпускникам вуза, в соответствии с запросами региона в конкретных специалистах и современными требованиями к работникам сферы культуры и искусств.

Личностно-развивающие интеграцион-

ные процессы связаны с формированием и развитием интеграционных личностных образований (интеллигентности, профессиональной компетентности, творческого потенциала, формирования интегральной индивидуальности (по В. С. Мерлину)). В качестве интегрирующего фактора в этих видах интеграционных процессов используются интегрированные формы образовательной деятельности, позволяющие обеспечить переход внешних интеграционных процессов во внутриличностный план (Л.С. Выготский). Примером этих видов интеграционных процессов могут служить такие виды образовательной деятельности со студентами, как подготовка и поведение интегративных экзаменов; междисциплинарных дипломных работ; организация совместной деятельности студентов с использованием механизмов агрегации и взаимодополнения их идей, дейст-

вий; изучение интегративных курсов; проведение профессиональных конкурсов на основе интеграции личностного потенциала будущих специалистов и др.

Результаты нашего исследования показывают, что важнейшим педагогическим условием формирования вуза как организационного субъекта образовательной деятельности (В.И. Коваленко, О.П. Решетников), а также развития личности будущего специалиста как интегральной индивидуальности (В.С. Мерлин) является использование в образовательном процессе всех видов интеграционных процессов.

1. Безрукова В. С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Екатеринбург, 2001.

2. Решетников П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей: рождение мастера: кн. для препод. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М., 2000.

3. Семин Ю.Н. Теория и технология интеграции содержания профессиональной подготовки в техническом вузе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Екатеринбург, 2001.

4. Чапаев Н.К. Теоретико-методологические основы педагогической интеграции: автореф. дис. . д-ра пед. наук. Екатеринбург, 1998.

Поступила в редакцию 1.04.2009 г.

Shvarev E.V. Types of the integral processes in the social-cultural education. The article is about presents the original typology of integral processes, which are characterized for the modern institutes of culture and art. On the basis of analysis of the integral factors the author describes the peculiarities of content-summarizing, functional-unitial, organized-reforming and personal-developing integral processes.

Key words: integration; integral processes; the direction of integral processes; integral factor.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.