Научная статья на тему 'Межвузовская интеграция: социально-образовательный смысл и направления совместной деятельности'

Межвузовская интеграция: социально-образовательный смысл и направления совместной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ / СМЫСЛ МЕЖВУЗОВСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ / ОБЪЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Туравец Наталья Романовна, Шварев Евгений Викторович, Морозов Сергей Александрович, Решетников Петр Евдокимович

В статье раскрываются сущность межвузовской интеграции, ее социально-образовательный смысл, а также наиболее целесообразные формы совместной деятельности педагогических коллективов вузов, направленной на реализацию федеральной программы развития образования в сфере культуры и искусств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Туравец Наталья Романовна, Шварев Евгений Викторович, Морозов Сергей Александрович, Решетников Петр Евдокимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Межвузовская интеграция: социально-образовательный смысл и направления совместной деятельности»

Культура и образование

Н. Р. ТУРАВЕЦ, Е. В. ШВАРЕВ,

С. А. МОРОЗОВ, 1П. Е. РЕШЕТНИК0В1

МЕЖВУЗОВСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ: СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СМЫСЛ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

в статье раскрываются сущность межвузовской интеграции, ее социально-образовательный смысл, а также наиболее целесообразные формы совместной деятельности педагогических коллективов вузов, направленной на реализацию федеральной программы развития образования в сфере культуры и искусств.

Ключевые слова: сущностные характеристики интеграционных процессов, смысл межвузовской интеграции, объекты педагогической интеграции.

Одной из важнейших тенденций в развитии высшего профессионального образования в XXI столетии является интенсификация интеграционных процессов, которые реализуются на разных уровнях - от личностного до межгосударственного.

Как одна из разновидностей социальных процессов интеграционные процессы направлены на обеспечение целостности в функционировании и развитии общества, достижение синергетическо-го эффекта, благодаря которому в динамических характеристиках социального объекта механизмы интеграции, сотрудничества, кооперации преобладают над дифференциацией функций, обособлением, разложением системы.

«Интеграция» - слово латинского происхождения, обозначающее «восстановление, восполнение - объединение в целое каких-либо частей» [1]. В «Философском энциклопедическом словаре» дефиниция дополнена таким добавочным признаком, как «сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов» [2]. В. С. Безрукова определяет педагогическую интеграцию как высшую форму взаимосвязи, которой присущи нерасторжимость компонентов, новая объективность (монообъект), новая структура, новые функции вступающих в связь компонентов [3].

Составляющими интеграционных процессов являются объекты интеграции, смысл интеграции отдельных компонентов в целостность, интегрирующие факторы, содержание интеграционного процесса, его формы, масштаб, механизмы интеграции, а также результаты интеграционной деятельности вузов.

Под объектами педагогической интеграции понимаются компоненты, которые объединяются в целостность. На первоначальном этапе развития педагогической интеграции в качестве ее объекта выделяли содержание образования. В настоящее время многие специалисты (В. С. Безрукова, П. Е. Решетников, Ю. Н. Семин, Н. К. Чапаев и др.) склонны признавать, что объектами педагогической интеграции также выступают:

- отдельные образовательные учреждения (структурная интеграция);

- образовательная деятельность субъектов (функциональная, межфакультетская, межкафедральная интеграция);

- компоненты образовательного процесса, образовательные средства, его формы и методы (организационная, междисциплинарная интеграция);

- разные ступени образования (уровневая интеграция);

- усилия субъектов (межличностная интеграция);

- личностные структуры (внутриличностная интеграция);

- компоненты образовательной среды (средо-вая интеграция) и др. [4].

В задачи данной статьи входит раскрыть сущность межвузовской педагогической интеграции, объектами которой выступают научная, образовательная, методическая деятельность вузов Российской Федерации, а более конкретно - вузов культуры и искусств.

Смысл интеграционных процессов определяется той ролью, которую они играют в эволюции социальной системы; иначе говоря, отражает то, ради чего отдельные компоненты интегрируются в целостность. Применительно к межвузовской интеграции ее смысл заключается в повышении качества образования в сфере культуры и искусств, в результативной научной, методической и образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава. За счет возникающего синергизма (благодаря объединению ресурсов и усилий) становится возможным эффективное решение таких образовательных, научных, методических и управленческих задач, которые не под силу отдельным вузам. С этих позиций межвузовскую интеграцию правомерно назвать важнейшим механизмом совершенствования образования в сфере культуры и искусств, а стимулом к межвузовской интеграции - цели совместной деятельности педагогических коллективов вузов при реализации Концепции развития обра-

№ 1 (35), 2010

"Культурная жизнь Юга России"

зования в сфере культуры и искусств на период до 2015 года. Она определяет содержание интеграционных процессов и направления совместной деятельности вузов.

В настоящее время наиболее целесообразными представляются следующие направления совместной деятельности педагогических коллективов вузов культуры и искусств:

1. Организация послевузовского образования в сфере культуры и искусств на основе создания объединенного диссертационного совета по защите кандидатских и докторских диссертаций.

В июле 2008 года при КГУКИ был создан объединенный диссертационный совет на базе следующих вузов: Краснодарского государственного университета культуры и искусств, Белгородского государственного института культуры и искусств, Славянского-на-Кубани государственного педагогического института. Благодаря интеграции научного потенциала этих вузов удалось сформировать высокопрофессиональный состав совета, повысить тем самым уровень экспертизы и подготовки диссертационных работ.

В ближайшей перспективе необходимо провести углубление интеграции в данном направлении за счет согласования содержания учебных планов послевузовского образования и обмена преподавателями для чтения курсов лекций, проведения семинаров для аспирантов и соискателей; совместного создания методических пособий для послевузовского образования; разработки общей информационной и нормативной базы, единых требований к аттестации аспирантов и ведению документации.

2. Организация системы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вузов культуры и искусств на основе сетевого принципа.

Реализация непрерывного обучения профессорско-преподавательского состава вузов в нынешних социально-экономических условиях является весьма сложной задачей. В вузах культуры и искусств ее решение традиционно осуществляется двумя путями. Преподаватели проходят курсы повышения квалификации либо в ведущих специализированных образовательных учреждениях страны (РАТИ, Российской академии музыки им. Гнесиных, Московском государственном художественно-промышленном университете им. С. Г. Строганова и др.), либо в столичных вузах культуры и искусств, имеющих лицензию на дополнительное профессионально-педагогическое образование вузовских специалистов (МГУКИ, СПбГУКИ). Оба названных пути повышения квалификации имеют существенные недостатки. Во-первых, в непрофильных вузах образовательный процесс строится без учета специфики вузов культуры и искусств. Во-вторых, повышение квалификации в головных вузах в силу объективных обстоятельств не достигает эффективности из-за того, что творческие школы складываются на основе доминирования конкретной творческой личности и обычно включены в социокультурный контекст конкретного региона. В результате это-

го во многих периферийных вузах культуры и искусств по целому ряду направлений работы сложились творческие коллективы и школы, которые по результативности превосходят столичные.

Устранение недостатков возможно лишь путем повышения квалификации преподавателей вузов культуры и искусств в тех учебных заведениях, где имеются наиболее квалифицированные специалисты и школы, достигшие высоких результатов по тем или иным направлениям работы. А это предполагает переход к сетевому принципу организации дополнительного академического образования, требующему известной объективности, признания приоритетности того или иного направления деятельности в конкретном вузе.

Наиболее востребованными в вузах культуры и искусств направлениями повышения квалификации являются:

- обучение начинающих работать в вузе специалистов;

- курсы для заведующих кафедрами и деканов факультетов / кураторов студенческих групп / специалистов, занимающихся управлением качеством образования;

- курсы по менеджменту и маркетингу культурологических услуг / по организации исследовательской деятельности студентов и др.

3. Интеграция научной и методической деятельности путем создания межвузовских консорциумов, институтов, научно-методических и исследовательских центров, лабораторий, творческих мастерских, расположенных в разных вузах, входящих в интеграционные межвузовские структуры.

Смыслом и одной из основных целей межвузовской интеграции является дифференциация деятельности педагогических коллективов вузов, обеспечивающая укрепление авторитета вуза в глазах общественности, повышение его статуса в профессиональном сообществе за счет специализации, нахождения своей «ниши» в социокультурном пространстве.

Организационно реализовать эту идею можно путем создания межвузовских институтов, центров, лабораторий, творческих мастерских, объединяющих единомышленников из разных вузов - участников интеграционного процесса (для разработки наиболее перспективных технологий и направлений развития культуры и искусства). Специалисты данных объединений должны стать наиболее квалифицированными экспертами и консультантами по разным направлениям деятельности вузов культуры и искусств, заниматься разработкой учебных пособий и рекомендаций по соответствующим направлениям работы. Одной из наиболее перспективных форм деятельности этих центров является совместное участие преподавателей разных вузов в конкурсе грантов.

Примерами таких межвузовских центров могут служить создаваемый при Краснодарском государственном университете культуры и искусств Межвузовский центр профессионального образования в сфере культуры и искусств и созданный при Белгородском государственном институте

культуры и искусств Центр прикладных синер-гетических исследований в сфере образования, культуры и искусств.

4. Совместное проведение научно-практических конференций, симпозиумов, обучающих семинаров, встреч по обмену опытом работы, мастер-классов, выставок и др.

В настоящее время в Российской Федерации никто не координирует тематику конференций, проводимых отдельными вузами. Скажем, по проблемам развития инноваций в образовании в 2008 году в вузах и средних профессиональных образовательных учреждениях проведено около 40 конференций; по реализации компетентностно-го подхода - 28. Дублирование мельчит и сужает возможности обсуждения вопросов развития образования и культуры, апробации идей и результатов научных исследований, затрудняет консультативную работу компетентных специалистов.

В ходе межвузовской интеграции можно скоординировать тематику и повысить качество проведения научно-практических конференций в вузах культуры и искусств, активизировать участие в них профессорско-преподавательского состава разных вузов, наладить плодотворные творческие контакты между специалистами.

Межвузовская интеграция дает широкие возможности обмена опытом управления и квалификационного роста ректоров вузов, проректоров, деканов, заведующих кафедрами, открывает пути решения стержневых проблем в культурологическом образовании.

5. Совместная разработка идеи межвузовской интеграции на методологическом, теоретическом и организационно-технологическом уровнях.

Инициаторами межвузовской интеграции выступили Краснодарский государственный университет культуры и искусств в лице ректора Н. Р. Туравец, проректора по научной работе С. А. Морозова и Белгородский государственный институт культуры и искусств в лице его ректора Е. В. Шварева и проректора по инновационному развитию П. Е. Решетникова.

В декабре 2009 года проведена встреча проректоров трех вузов, в рамках которой разработаны концептуальные подходы к реализации данной идеи, намечен план организационных мероприятий, заключены договоры о создании межвузовских интегративных структур.

Для того чтобы интенсифицировать теоретическую разработку проблемы, необходимо проведение «круглых столов» с обсуждением новых наработок и трудностей, возникающих в процессе совместной деятельности. С целью обобще-

ния опыта интегративной деятельности намечено выделить в реферируемом журнале «Культурная жизнь Юга России» рубрики для публикации лучших статей, посвященных данной проблеме.

Эффективность межвузовской интеграции зависит от ряда организационно-педагогических условий, важнейшими из которых являются:

- психологическая готовность ректората, прежде всего ректоров вузов культуры и искусств, к совместной образовательной, научной и методической деятельности, объединению в интеграционные структуры, а также создание соответствующего настроя у профессорско-преподавательского состава вузов;

- возможность нахождения каждым вузом, входящим в межвузовскую интеграционную структуру, собственной «ниши» в реализации совместной образовательной, научной и методической деятельности, повышения своего имиджа в глазах представителей органов государственной власти, профессионального сообщества, потребителей образовательных и социокультурных услуг;

- последовательное расширение и углубление межвузовской интеграции, постоянный поиск и апробация на эффективность новых форм совместной деятельности;

- рефлексия совместного опыта образовательной, научной, методической и инновационной деятельности путем регулярного проведения встреч, обмена опытом, совместного обсуждения проблем и перспектив развития интеграции, осмысления опыта интеграции, фиксации этого опыта в научных разработках;

- открытость интеграционной структуры для других вузов, профессорско-преподавательского состава, внешней среды, студентов и аспирантов.

Литература

1. Семин Ю. Н. Теория и технология интеграции содержания профессиональной подготовки в техническом вузе: дис. ... д-ра пед. наук. Екатеринбург, 2001. С. 196.

2. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 210.

3. Безрукова В. С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Екатеринбург, 2001. С. 12.

4. См.: Решетников П. Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей: Рождение мастера. М., 2000; ЧапаевН. К. Теоретико-методологические основы педагогической интеграции: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Екатеринбург, 1998 и др.

N. R. TURAVETS, E. V. SHVAREV, S. A. M0R0Z0V, IP. E. RESHETNIKOV.

INTERUNIVERSITY INTEGRATION: SOCIALLY-EDUCATIONAL SENSE AND DIRECTIONS OF JOINT ACTIVITY

The article reveals the essence of interuniversity integration, its socially-educational sense, and also the most expedient forms of joint activity of pedagogical collectives of higher educational institutions. Interuniversity integration is directed on realization of the federal program of development of education in sphere of culture and arts.

Key words: intrinsic characteristics of integration processes, sense of interuniversity integration, objects of pedagogical integration.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.