"Культурная жизнь Юга России"
№ 3 (28), 2008
Культура и образование
П. Е. РЕШЕТНИКОВ, Е. В. ШВАРЕВ
ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ ВУЗА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
Авторы раскрывают сущность интеграционного подхода в управлении образовательными системами вузов культуры и искусств.
Ключевые слова: интеграционный подход,управление, региональная система образования.
В современных социально-экономических условиях приобретает особую актуальность проблема управления интеграционными процессами образовательных систем вузов. В качестве ориента-ционной основы исследования и образовательной стратегии целесообразно использовать интеграционный подход, научные предпосылки которого были заложены в трудах Б. Г. Ананьева, А. Г. Асмолова, Л. С. Выготского, В. С. Мерлина, В. П. Кузьмина, Н. В. Кузьминой, П. Е. Решетникова и др. В современной педагогической науке подход понимается как совокупность целевых установок, концептуальных методологических идей, принципов, технологий образовательной деятельности, определяющих стратегию исследования, организации и управления образовательными системами.
Системообразующим фактором является цель деятельности, которая, по К. Марксу, определяет ее содержание, используемые методы и средства. В соответствии с этим любой подход характеризуется, прежде всего, целевыми установками в образовании. Каковы же они при подготовке современного специалиста высшей квалификации?
Прежде всего, вузы культуры и искусств должны ориентироваться на духовное развитие личности специалиста, которое представляет собой органическое единство мотивационно-смыслово-го (аксиологического), интеллектуального, эмоционального и действенно-волевого аспектов.
Мотивационно-смысловой аспект духовности проявляется: в гуманистической направленности деятельности; в приоритете духовных ценностей над материальными; в устремленности к прогрессивному опыту; в необходимости творчества и созидания; в присутствии нравственных качеств и идеалов, соответствующих общечеловеческим ценностям и социально-ценной мечты; в проявлении культов и следовании традициям; в присутствии установок на постоянное духовное самосовершенствование (что актуализируется в трудах Н. Бердяева, Г. Н. Волкова, Д. И. Дубровского, В. А. Сухомлинского, Г. Е. Пазековой, И. Я. Яковлева и др.).
Интеллектуальный аспект духовности состоит: в гуманистическом мировоззрении, стремлении человека к истине, добру и красоте; в умении отличать их от злого, ложного и безобразного; в устойчивости своих воззрений; в умении видеть духовную сущность окружающего; в потребности
познания и действия (последнее восходит к трудам И. А. Ильина, А. М. Новикова, М. С. Кагана, В. А. Сухомлинского, Н. Е. Щуркова и др.).
Эмоциональный аспект духовности включает в себя: чувства гордости за свою страну, свой народ и ответственности за их судьбу; присутствие высших духовных чувств (чести, достоинства, такта, совести, любви, справедливости и др.); стремление совершать добрые поступки и одержимость в достижении социально значимых целей, идейно-эмоциональную отзывчивость (о чем писали Ю. П. Вяземский, П. М. Ершов, Д. С. Лихачев, П. И. Симонов и др.).
Действенно-волевой компонент духовности обусловлен: умением владеть собой; способностью идти на жертвы; присутствием мужества, кротости, воздержания, подвижничества; стремлением к покаянию, терпимости и др.; реализацией высших потребностей в созидательном преобразовании мира, самосовершенствованием; овладением приемами духовного общения с людьми; включенностью человека в разные формы духовно-творческой деятельности (что, в свою очередь, восходит к трудам Н. А. Бердяева, И. А. Ильина, А. М. Новикова, Л. К. Уледова и др.).
Вузы культуры и искусств готовят специалистов, главная профессиональная задача которых -духовное развитие разных категорий населения на основе приобщения к традиционной культуре, искусству, их изучению и сохранению. Поэтому формирование у студентов этих свойств выступает в качестве доминирующей образовательной задачи.
Кроме того, актуальным следует признать направление на расширение международных контактов, связанное с усиливающейся миграцией населения и интеграцией информационных ресурсов развитых стран. Этот процесс обеспечивает возможность признания российских дипломов о высшем и послевузовском образовании в странах европейского сообщества, создает благоприятные условия для продолжения обучения за границей и взаимовыгодного сотрудничества в сфере образования и обмена студентами. Международная интеграция способствует развитию региональных и национальных культур, достижению взаимопонимания их представителей.
С 2006/2007 учебного года для реализации этих задач в БГИКИ в соответствии с Болонским соглашением введена двухуровневая система подго-
№ 3 (28), 2008 "Культурная жизнь Юга России"
— 51
товки специалистов в сфере культуры и искусств. В частности, на факультете дизайна подготовка студентов ведется по системе «бакалавриат - магистратура». На всех факультетах активно внедряется метод рейтингового оценивания деятельности студентов, который позволяет повысить качество освоения образовательных программ.
Существенной представляется интеграция образования в региональный культурный процесс. Вуз в регионе представляет собой научный и культурный центр, основная задача которого - координация деятельности учреждений культуры, самодеятельных коллективов и творческих союзов по изучению, сохранению и развитию региональной народной культуры.
Реализация этих целей предполагает: обеспечение максимальной регионализации содержания образования, широкое использование в подготовке студентов исследовательских заданий, курсовых и дипломных работ соответствующей тематики, этнокультурных экспедиций, занятий в творческих мастерских лучших художников, дизайнеров области, изучение опыта работы предприятий народных промыслов и т. д. Для этого в вузе введена система целевой контрактной подготовки студентов, внедрение которой направлено на создание условий для наиболее эффективного использования средств, выделяемых на подготовку специалистов из бюджета области; ведется работа по усовершенствованию кадровой политики и процесса реализации социокультурных программ в регионе, особенно в сельской местности.
Часто в теоретических исследованиях и практике образовательной деятельности говорится о необходимости «повышения качества образования», которое определяется совокупностью потребительских свойств. Речь должна идти, на наш взгляд, не о повышении, а о приведении его в соответствие с современными требованиями.
Предметом особой заботы вуза является удовлетворение потребностей населения региона в различных культурно-образовательных и досуго-вых услугах. Внутривузовское управление в связи с этим ориентируется на их диверсификацию. При БГИКИ работает детский музыкально-эстетический центр, где более 500 детей занимаются в ансамблях, творческих коллективах, художественных мастерских и студиях. По программам среднего профессионального образования в настоящее время обучаются более 300 студентов. В творческих коллективах института, пять из которых имеют звание «народный», занято свыше 300 человек. В университете, созданном на ассоциативных волонтерских началах при участии БГИКИ на базе Белгородского юридического института МВД РФ, занимается около 400 студентов из других вузов и сузов города. Более 50 молодых специалистов повышают свой профессиональный и научный уровень в системе послевузовского образования. Ежегодно профессиональную переподготовку на курсах при вузе проходит не менее 200 человек.
Наконец, немаловажным представляется обеспечение интеграции деятельности выпускников
вузов в социум. Главная задача образовательного учреждения состоит в том, чтобы подготовить специалиста, способного быстро и эффективно адаптироваться к работе, жизни в трудовых и учебных коллективах, умеющего быстро найти психологический контакт и взаимопонимание с различными категориями населения. Это возможно лишь на основе сопряжения личных и социальных интересов и потребностей, умения работать в команде, творческом художественном коллективе и успешно осуществлять совместно-взаимосвязанную деятельность. Главной целевой установкой педагогического коллектива вуза в связи с этим является не просто подготовка творческой личности специалиста, а развитие интегральной индивидуальности (В. С. Мерлин), т. е. специалиста-творца, способного к интеграции в социуме.
Для реализации этой целевой установки большое значение имеет организация непрерывной практики студентов с учетом субъектно-деятель-ностного подхода (П. Е. Решетников). Такая практика в нашем вузе организована на факультете, который готовит менеджеров и технологов социально-культурной деятельности, режиссеров театрализованных представлений и праздников. Она проводится с первого курса на протяжении всех лет подготовки студента. Содержание практики строится по принципу усложняющихся учебно-профессиональных задач, которые он должен постоянно решать. Методы обучения ориентированы не столько на усвоение современных научных знаний, сколько на формирование умения их использовать. Будущие специалисты последовательно осваивают практические умения и специфику работы с населением разных категорий: младшими школьниками, подростками, старшими школьниками, студентами колледжей и вузов, рабочими и служащими, пенсионерами и др.
Большую роль в этом процессе играет творческая деятельность субъектов во внешней среде. Каждый факультет, кафедра и преподаватель отчитываются в той работе, которую они провели в течение учебного года в социуме. Она необычайно важна для субъектного развития специалиста, для формирования умения сотрудничать с разными категориями населения, а также для практической подготовки профессорско-преподавательского состава вуза.
Важнейший момент - ориентация обучения на развитие индивидуальных и групповых субъектов социокультурной и образовательной деятельности. Некоторые ученые-психологи указывают на тот факт, что сущностью развития личности является постоянно возрастающая и усложняющаяся интеграция личностных структур (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, В. С. Мерлин, Е. А. Климов и др.). В исследованиях В. А. Сластенина, Н. В. Кузьминой, П. Е. Решетникова высказывается мысль о том, что сущностью профессионального развития будущего специалиста является формирование субъекта профессиональной и собственной жизнедеятельности. При этом интегрирующей инстанцией выступает субъект про-
"Культурная жизнь Юга России"
52 ^^^^^^^^^^^^^^^^
№ 3 (28), 2008
фессиональной деятельности и собственной жизни (К. А. Абульханова, А. В. Брушлинский, С. Л. Рубинштейн).
В работах ученых-педагогов С. И. Курганского, В. И. Коваленко, П. Е. Решетникова утверждается, что главным условием эффективного субъектного развития выпускников вузов является формирование организационного субъекта, т. е. становление вуза как единого целостного субъекта образовательной деятельности. Эта мысль впервые была отражена в работах А. С. Макаренко, который считал, что воспитание личности и коллектива должны проходить параллельно, одновременно, в одном педагогическом приеме.
Реализация целевых установок образовательной стратегии осуществляется посредством принципов управления интеграционными процессами. Теоретический анализ сущности и обобщение практики управления позволили нам спроектировать и экспериментально проверить на эффективность следующие принципы управления.
Принцип аттракционно-духовной направленности деятельности субъектов регулирует целевые установки образовательного процесса. Идеальное состояние образовательной системы, к которому она стремится в процессе своего развития, называют аттрактором. Управление инновационными преобразованиями осуществляется в соответствии с парадигмой современного менеджмента: от будущего желаемого состояния образовательной системы - к настоящему и от него - к будущему, которое создается путем моделирования. Для того чтобы все субъекты в своих действиях стремились его достичь, оно должно отвечать их индивидуальным интересам и потребностям, быть для них желанным. Наиболее благоприятные для развития социальной системы условия создаются тогда, когда аттрактор соответствует общечеловеческим ценностям, идеалам, т. е. представлен в форме суператтрактора (В. П. Бранский, С. Д. Пожарский). В роли аттракторов выступают программа стратегического развития вуза, концепция деятельности специалиста и концепция внутривузовского управления.
Принцип субъектно-развивающего образования регулирует содержание деятельности субъектов, интегрирующей их в целостность. Его суть заключается в том, что при отборе содержания образования и деятельности студентов и педагогов, форм и методов обучения и воспитания приоритет отдается тем компонентам, которые обеспечивают субъектное развитие будущих специалистов, развивают умение работать сообща, в команде, в творческом коллективе и др.
Принцип интеграции опыта будущих специалистов на основе решения ими типовых профессиональных задач, технологий, ролей отражает ведущие способы образовательной работы. Мы уже отмечали выше, что сущность профессионально-личностного развития будущих специалистов состоит в последовательно возрастающей интеграции их личностных структур. Такая интеграция опыта, всех качеств и свойств личности происхо-
дит на основе ее включения в процесс решения профессиональных задач, освоение профессиональных технологий и ролей (П. Е. Решетников). Образовательные технологии, которые в максимальной мере способствуют развитию связей и субъектного опыта будущего специалиста, мы называем интегративными образовательными технологиями; ориентация на них является приоритетным направлением.
Сущность кумулятивного принципа развития опыта заключается в том, что сложный опыт профессиональной деятельности не может быть усвоен сразу целиком. Он изучается с постепенной интеграцией его элементов по накопительному принципу. В соответствии с данным принципом в каждый конкретный момент времени будущий специалист при решении конкретной практической задачи использует компоненты профессионального опыта, освоенные на предыдущих занятиях, к которым добавляет новый.
Принцип полисубъектного взаимодействия при решении учебно-профессиональных и управленческих задач регулирует взаимосвязи субъектов образовательной системы. Для того чтобы они интегрировались в целостный организационный субъект и на этой основе возникал си-нергетический эффект, полисубъектные формы необходимо использовать преимущественно во внутривузовском управленческом взаимодействии. Это означает возникновение целевого, концептуального, технологического, содержательного и критериального единства, гармонизацию личных, групповых и общевузовских интересов и потребностей. Данный принцип предполагает использование таких методов и приемов согласования целей и действий субъектов, как агрегация, иерархизация, взаимодополнение, рефлексивный отбор (В. И. Коваленко).
Систематизацию взаимодействия микросистем (кафедр, факультетов, творческих коллективов, временных исследовательских коллективов, студенческих групп и др.) и образовательной системы вуза в целом с другими системами осуществляет принцип интегративной регуляции образовательной деятельности. Он отражает важнейшую закономерность - закон интеграции управления (открытый В. Н. Ивановым, В. И. Патрушевым и А. Г. Гладышевым) и означает, что различные специализированные действия на разных уровнях управления объединяются в единый процесс в рамках одного социального организма - системы.
Литература
1. Бранский В. П., Пожарский С. Д. Социальная синергетика и акмеология. СПб., 2004.
2. Коваленко В. И. Полисубъектное управление образовательной системой вуза (на примере вузов МВД России): дис. ... д-ра пед. наук. Белгород, 2005.
3. Решетников П. Е. Профессионально-личностное развитие учителя на первой ступени педагогического образования: дис. ... д-ра пед. наук. Белгород, 2000.
№ 3 (28), 2008
"Культурная жизнь Юга России" ^
P. E. RESHETNIKOV, E.V. SHVAREV. INTEGRATION APPROACH IN THE MANAGEMENT OF THE EDUCATIONAL SYSTEM IN THE HIGHER INSTITUTIONS OF CULTURE AND ARTS
The authors of this article investigates the integration approach in the management of the educational system in the higher institutions of culture and arts.
Key words: integration approach, management, regional system of education.
О. Р. БУЛАТОВА
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ МУЗЫКАНТА-ИСПОЛНИТЕЛЯ: ПРОБЛЕМА САМОКОНТРОЛЯ
В статье рассматриваются проблемы исполнительства, возникающие перед музыкантами, акцентируется необходимость наличия при выступлении самоконтроля и приводятся некоторые приемы для его развития.
Ключевые слова: музыкант, выступление, волнение, самоконтроль, педагог.
Одна из основных задач музыканта-исполнителя - донести произведение до слушателя с максимальной выразительностью и эмоциональной отдачей. Но что же порой мешает музыканту, обладающему целым рядом достоинств, проявить их в ответственный момент? Отчего он может потерять самообладание, находясь на сцене?
Раскрытию таланта способствует целый ряд факторов, однако основу успеха обеспечивают прочные, глубокие знания и навыки. Представители самых разных профессий сталкиваются с тем, что не всегда могут осуществлять все задуманное, не в любой ситуации остаются на высоте и могут продемонстрировать свои лучшие качества из-за волнения, сковавшего их в ответственный момент.
Наряду с профессиями артистов, музыкантов, спортсменов существует еще целый ряд специальностей, для которых излишнее волнение, невладение своим телом или рассеянность внимания в принципе невозможны. Это спасатели, каскадеры, хирурги, разведчики, водители транспорта и т. д. Как правило, их самообладание является образцом для окружающих.
О людях, которые умеют справляться со своими эмоциями, сконцентрироваться на каком-либо деле, говорят, что они обладают «железными нервами», «стальной выдержкой». Что позволяет им иметь эти «нервы-канаты»?
По нашему мнению, они обладают развитым самоконтролем, необходимым для выполнения нужных действий и умеют соизмерять степень их интенсивности с сиюминутными условиями, обстоятельствами и сопутствующими факторами. Научиться адекватно видеть себя со стороны - одно из важных условий развитого самоконтроля. Как не возникают сами собой какие-либо знания или навыки, так и умение контролировать себя не может прийти произвольно. Его необходимо развивать.
Ф. И. Шаляпин, мастерство которого является эталоном как для музыкантов-исполнителей, так и для актеров, вспоминал, что, работая над ролью Бориса Годунова, «помимо желания каждый раз до конца увлечься своей ролью» постоянно проверял себя. «Если я сажусь на трон, - рассказывал он, - то мне важно, как лежит моя рука на локотнике кресла, как располагается не только кисть руки, но даже мизинец» (1).
Проанализируем, что именно должен контролировать в себе исполнитель во время выступления.
В процессе игры на музыкальном инструменте задействованы почти все физические системы восприятия человека: двигательная, осязательная, слуховая, зрительная. В исполнительском акте участвуют почти все мышцы - не только рук, губ (на духовых инструментах), но и ног, спины, брюшного пресса, шеи, головы. Происходит активизация психических процессов. Во время выступления перед слушательской аудиторией все перечисленные системы должны быть «включены» с максимальной интенсивностью. Они могут согласованно взаимодействовать только при налаженном самоконтроле музыканта.
Неопытного исполнителя способна вывести из равновесия любая случайность - шум, непривычное освещение, выход на сцену в незапланированное время, психоэмоциональное состояние окружающих и др. Задача педагога - научить будущего специалиста концентрировать собственное внимание и контролировать свое состояние. Одним из важных приемов развития самоконтроля мы считаем моделирование сценических ситуаций.
Смоделированные ситуации могут быть следующими:
- во время репетиций кто-нибудь из студентов внезапно входит в аудиторию;
- раздаются какие-либо отвлекающие звуки;
- без предварительной договоренности студенту предлагается в присутствии слушателей ис-