РАЗДЕЛ IX ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
УДК 378
С. И. Курганский
ПРИНЦИПЫ ИНТЕНСИФИКАЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВУЗА
Одной из важнейших задач внутривузовского управления является создание условий для модернизации образовательного процесса и перевода образовательной системы на более высокий уровень функционирования и развития.
Изменение внешних условий деятельности вуза, повышение требований к выпускникам, усиление конкуренции на рынке образовательных услуг, появление новых технологий, средств образовательной деятельности, изменение режима взаимодействия системы с внешней средой и ее ресурсного обеспечения вызывают необходимость изменения характера функционирования образовательной системы, структуры ее управления с целью адаптации их к изменившимся условиям деятельности. Условием выживания образовательной системы, работающей в условиях динамично изменяющейся внешней среды, является перевод ее в режим развития.
Процесс развития образовательной системы вуза может протекать в двух формах: в форме экстенсивных изменений, преимущественно количественных преобразований в образовательной деятельности (путем добавления новых специальностей, приобретения новых площадей, оборудования, роста контингента и др.) без существенных изменений основополагающих свойств системы, качества образовательных услуг и в форме интенсивного развития, направленного на более эффективное использование собственных ресурсов и ресурсов окружающей среды, инновационные преобразования в системе, ее перевод на новый, более высокий уровень функционирования и развития, и в конечном итоге, обеспечение более высокого качества образования.
Под интенсификацией процесса развития образовательной системы вуза мы понимаем целенаправленное создание условий для перевода ее в режим интенсивного развития, существенного повышения качества образования и темпов преобразований на основе инноваций и экспериментальной работы коллектива, стимулирования творческой активности субъектов образовательной деятельности, максимального использования возможностей образовательного учреждения и внешнего окружения.
Необходимость интенсификации процесса развития образовательной системы вуза в нынешних условиях обусловлена возрастанием конкуренции на рынке образовательных услуг в связи с ухудшением демографической обстановки в стране и значительным расширением образовательных услуг; активностью конкурентов; повышением требований со стороны го-
суцарства и населения к качеству образования; ограниченностью ресурсов, выделяемых на образование, и необходимостью поиска в связи с этим способов более эффективного использования возможностей самого образовательного учреждения и ресурсов окружающей среды. Для Белгородского государственного института культуры, преобразованного в 2000 г. из колледжа культуры и искусств, интенсификация процесса развития образовательной системы крайне важна для его становления, существенного повышения уровня классификации профессорско-преподавательского состава, обеспечения соответствия основных параметров его деятельности аттестационным требованиям.
Стратегия деятельности педагогического коллектива по интенсификации развития образовательной системы отражается в системе принципов этой деятельности. К таким принципам мы относим следующие.
1. Принцип субъектно-смысловой направленности интенсифицирующих воздействий. Этот принцип регулирует смысловые и целевые установки деятельности субъектов образовательного процесса, направленной на интенсификацию развития образовательной системы.
Интенсивное развитие образовательной системы будет невозможным, если индивидуальные и групповые субъекты не осознают смысл, социальную, групповую и личностную значимость этой деятельности и ее целевые установки.
Основной целевой установкой интенсификации развития вуза является перевод функционирования ее образовательной системы на новый, более высокий уровень; приведение в соответствие темпов реформирования вуза с темпами социальных преобразований; повышение качества образования, обеспечение соответствия его современным требованиям к специалистам.
Корпоративный смысл интенсификации развития образовательной системы вуза заключается в повышении его имиджа, привлекательности для потребителей образовательных услуг, а также уровня его самоорганизации для обеспечения гибкого реагирования на запросы потребителей.
Основным смыслом деятельности индивидуальных субъектов, направленной на интенсификацию развития образовательной системы, является творческая самореализация.
Реализация принципа субъектно-смысловой направленности интенсифицирующих воздействий предполагает:
- включение всех субъектов образовательной деятельности в разработку стратегической программы развития вуза;
- осмысление субъектами своего отношения к преобразованиям, определение своей роли и места в инновационной и экспериментальной деятельности коллектива;
- проведение идеологической работы лидерами-реформаторами и руководством вуза среди преподавателей и студентов по разъяснению инновационной политики;
- предоставление субъектам образовательной деятельности свободы выбора направлений творческой активности, содержания деятельности, партнеров по совместной работе, сроков реализации проектов и др.;
- всемерную поддержку администрацией вуза инициативных проектов, предложений, направленных на интенсификацию развития образовательной системы вуза.
2. Принцип интенсификации саморазвития образовательной систе~ мы и субъектов образовательной деятельности в процессе инновационно-творческой активности. Этот принцип отражает механизм развития образовательной системы в целом и ее субъектов.
Развитие любой социальной системы осуществляется в результате взаимодействия ее с другими системами. По отношению к отдельному субъекту образовательной деятельности этот механизм отражается в закономерности развития, открытой К. Марксом: «Человек, меняя мир, меняется сам», а также в тезисе: «обстоятельства в той же мере творят людей, в какой люди творят обстоятельства»1.
Как следует из анализа приведенных выше высказываний, развитие субъекта, а значит, и социальной системы в целом, представляет собой процесс саморазвития. Этот процесс осуществляется на основе творческих актов, в результате того, что субъекты «меняют мир». Степень развития социальной системы определяется мерой ее творческой активности. А потому интенсификация развития образовательной системы возможна лишь на основе инновационно-творческой активности ее субъектов.
Реализация принципа интенсификации саморазвития субъектов образования в процессе инновационно-творческой активности предполагает:
- организацию работы образовательной системы вуза в режиме инновационного развития;
- включение всех субъектов образовательной деятельности в инновационную и экспериментальную деятельность, в разработку и реализацию творческих проектов;
- обучение преподавателей и студентов умениям и навыкам исследовательской деятельности;
- широкое использование в образовательном процессе активных форм и технологий, развивающих творческие способности преподавателей и студентов (проблемного обучения, коллективной мыслетворческой деятельности, технологий развития критического мышления, проектного обучения, имитационно-ролевых игр; рефлексо-практических методов и др.);
- организацию обучения студентов по индивидуальной траектории.
3. Принцип проектной самоорганизации раскрывает организационный механизм инновационной деятельности субъектов образовательного процесса, направленной на интенсификацию развития образовательной системы вуза.
В соответствии с данным принципом вся инновационная и экспериментальная деятельность в вузе, а также управление строятся на основе проектного подхода.
Проектом мы называем одну из форм преобразовательной деятельности человека, включающую в себя какую-либо инновационную идею, направленную на повышение качества деятельности или жизни социального сообщества; оценку последствий реализации этой идеи и постижение на этой основе смысла ее разработки и реализации; конструктивно-технологичес-
1 Маркс, К. Соч. / К. Маркс, Ф. Энгельс. - Т. 3. - С. 24.
кую проработку этой идеи, включающую мысленное построение системы действий по реализации задумок и расчет необходимых ресурсов; создание материально-технических, организационных, информационных, кадровых, финансовых и других условий для их реализации; реализацию инновационных идей и апробацию новшества на эффективность; доводку программы с учетом коррекции отдельных действий и локальных результатов в соответствии с запланированными требованиями к качеству; публичную защиту новшества и ознакомление с ним других субъектов.
Разработка и реализация проектов в соответствии с данным принципом строится на основе самоорганизации. Стимулирование включения преподавателей и студентов в процесс разработки и реализации проектов осуществляется путем соответствующей образовательной политики.
Реализация данного принципа предполагает:
- использование в инновационной деятельности общевузовских, факультетских, кафедральных проектов, направленных на интенсификацию процесса развития образовательной системы вуза и совершенствование образовательной, воспитательной и социокультурной деятельности;
- обязательную разработку и реализацию каждым преподавателем в течение учебного года четырех проектов: воспитательного, образовательного, научного и методического;
- ежегодный отчет руководителей структурных подразделений вуза, а также преподавателей о разработке и реализации проектов, направленных на совершенствование образования;
- проведение многоуровневого мониторинга проектов (на уровне вуза, факультета, кафедры, отдельного преподавателя);
- включение всех студентов в проектную деятельность;
- моральное и материальное поощрение преподавателей и студентов, разработавших и реализовавших наиболее значимые проекты;
- использование дивизионно-матричной структуры управления проектами и программами, позволяющей гибко сочетать интересы отдельных индивидуальных субъектов и вуза в целом как субъекта образовательной деятельности, групповых субъектов, а также предоставить им максимум свободы в творческой деятельности.
4. Принцип полисубъектной гармонизации регулирует отношения между субъектами образования в процессе их совместной творческой деятельности.
Результаты совместной деятельности субъектов образовательного процесса, направленной на интенсификацию развития образовательной системы, могут оказаться незначительными, если между ними нет взаимопонимания и их действия не согласованы.
Каждый из субъектов образовательной деятельности реализует в ней свои цели, интересы, потребности. Наиболее интенсивное развитие образовательной системы будет наблюдаться лишь в том случае, когда эти цели, интересы и потребности, а также реализующие их действия будут гармонизированы между собой, а также с общими (групповыми и общевузовскими) целями, интересами и потребностями. Гармонизация их возможна на основе использования механизмов поли субъектного управленческого взаимодействия (П. Е. Решетников, В. И. Коваленко): диверсификации, дополнения,
агрегации, иерархизации с делегированием полномочий принятия решений лидеру, рефлексивного отбора.
Реализация принципа поли субъектной гармонизации предполагает:
- использование в образовательной системе полисубъектных форм управленческого взаимодействия;
- взаимодействие и взаимодополнение при разработке и реализации управленческих решений полисубъектных и моносубъектных форм активности;
- предварительное согласование позиций субъектов при принятии коллективных решений;
- широкое использование индивидуальной и групповой рефлексии деятельности, направленной на интенсификацию развития образовательной системы и совершенствование образования;
- формирование у преподавателей и студентов культуры полисубъект-ного взаимодействия, обучение их умениям и навыкам коллективной мыслетворческой деятельности, организации совместной деятельности;
- всемерное расширение групповых и коллективных форм работы, сотрудничества и сотворчества субъектов.
5. Принцип открытости образования регулирует отношения образовательной системы и ее субъектов с внешней средой.
Любая социальная система, а также любой субъект образовательного процесса представляют собой открытые диссипативные структуры. А это означает, что их развитие возможно лишь на основе постоянного обмена с окружающей средой ресурсами: энергией, информацией (опытом), веществом. Интенсивность развития образовательной системы определяется тем, в какой мере она способна использовать ресурсы и возможности окружающей среды для решения своих задач.
В педагогической науке под открытым образованием понимают такое образование, которое реализуется в свободном режиме (по срокам обучения, формам и методам освоения образовательных программ, циклов или отдельных предметов); гибко адаптируется к изменяющимся потребностям обучающихся и рынка труда; имеет широкий спектр образовательных услуг, который реализуется по запросам потребителей в том объеме, который соответствует их потребностям; обеспечивает максимальную академическую мобильность потребителей; является доступным для всех слоев населения независимо от их возраста, пола, места проживания, достатка; обеспечивает максимальный доступ потребителей к интересующей их информации (А. А. Андреев, В. Галкин, В. Мануйлов, В. К. Кондратьев, В. П. Тихомиров, И. Федоров, Е. И. Филинов и др.).
Мы в своем исследовании исходим из более расширенного толкования сущности понятия «открытое образование», данного доктором педагогических наук, заслуженным учителем РФ П. Е. Решетниковым. В соответствии с ним считаем целесообразным выделение принципа открытости образования, который предполагает:
- максимальное использование возможностей окружающей среды, ее ресурсов (кадровых, финансовых, пространственных, материально-технических, социокультурных и др.) для интенсификации развития образовательной системы вуза;
- активное включение преподавателей и студентов в социокультурную и образовательную деятельность, направленную на творческое преобразование среды обитания;
- готовность руководителей вуза к диалогу с подчиненными, преподавателей вуза со студентами, администрации с обучающимися, их «открытость» для совместного обсуждения возникающих проблем;
- использование «открытых» носителей информации, обладающих возможностью постоянного пополнения, обновления, уточнения и освобождения от устаревшего;
- психологическую и организационно-технологическую возможность обеспечения развития личности обучающегося по индивидуальной траектории развития, в индивидуальном темпе, в удобные для нее сроки, с использованием индивидуального стиля учебной деятельности;
- воспитание у буцугцих специалистов постоянной готовности к пополнению и обновлению своего опыта, восприимчивости к новому, прогрессивному и в то же самое время невосприимчивости к деструктивным влияниям окружающей среды;
- открытость культуре, освоение ее ценностей в процессе диалога культур, ценностей;
- открытость во взаимоотношениях между субъектами образовательной деятельности, наличие доверия между ними;
- обеспечение доступа всех субъектов к касающейся их информации, отсутствие секретов относительно процесса и результатов их обучения, развития, будущего;
- предоставление возможности для осуществления общественного контроля за качеством образования, прозрачность в деятельности администрации вуза.
6. Принцип аттракционной интеграции активности субъектов раскрывает механизм интеграции отдельных компонентов образовательной деятельности в целостную систему.
Методологической основой построения системы принципов интенсификации развития образовательной системы вуза является субъектно-деятельностный подход (К. А. Абульханова, С. Л. Рубинштейн, А. В. Брушлинский, В. А. Сластенин, Г. И. Аксенова, С. Е. Годник, П. Е, Решетников и др.) В соответствии с этим подходом каждый субъект образовательной деятельности реализует в ней свои субъективные цели, интересы, потребности в социально приемлемых формах. Обеспечение единства в их действиях осуществляется при этом не путем подавления собственных устремлений субъектов, а путем добровольного осознанного подчинения их активности совместно выработанной программе действий, направленной на реализацию общих целей, интересов и потребностей. А это возможно лишь в том случае, если общая цель выступает в форме аттрактора - идеального состояния социальной системы или идеального действия, которые являются желанными для индивидов, субъектно значимыми (термин «аттракция» буквально означает притяжение, расположение, симпатию).
Реализация принципа атгракционной интеграции активности субъектов предполагает:
- совместную разработку субъектами образовательного процесса общесистемных аттракторов, в качестве которых могут выступать: стратегичес-
кая программа развития образовательной системы; концепция управления (моносубъектная или полисубъектная); модель профессиональной деятельности специалиста;
- коллективный поиск наиболее совершенной модели (идеальной) деятельности в конкретной ситуации на основе агрегации идей и предложений отдельных субъектов;
- включение всех субъектов в процесс осмысления ситуаций и самоопределения в них;
- широкое использование в образовательной деятельности различных форм интеграции (интегрированных занятий; профессиональных конкурсов; междисциплинарных экзаменов; разработки и реализации междисциплинарных проектов; выполнение учебно-исследовательских задач междисциплинарного типа; модульного обучения и др.);
- интеграцию субъектного опыта студентов на основе решения учебнопрофессиональных задач и освоения профессиональных ролей;
- использование в качестве ведущего интегрирующего фактора в образовательном процессе учебно-профессиональной деятельности.
7. Принцип активизации субъектно-функциональных преимуществ раскрывает механизм оптимизации развития образовательной системы вуза.
Развитие образовательной системы будет наиболее интенсивным лишь в том случае, когда в максимальной мере будет использоваться для этой цели творческий потенциал участников образовательного процесса. А это возможно лишь на основе рациональной расстановки кадров, включения каждого субъекта в деятельность, соответствующую его склонностям, опыту, интересам, стремлениям и позволяющую в наилучшей мере реализовать наиболее сильные стороны этого субъекта.
Реализация данного принципа интенсификации развития образовательной системы вуза предполагает:
- изучение индивидуальных особенностей преподавателей и студентов, достижений групповых субъектов, выявление их «зоны оптимальной творческой самореализации»;
- организацию мониторинга реализации проектов;
- административную поддержку творческих инициатив и проектов, обеспечение успешности их реализации;
- постоянное усложнение деятельности индивидуальных и групповых субъектов;
- организацию планирования всех дел в вузе, исследовательской и экспериментальной работы, проектов с учетом сильных сторон каждого субъекта и создание условий для их творческой самореализации.
Приведенная система принципов интенсификации развития образовательной системы вуза является достаточной по количеству. Она затрагивает все компоненты образовательной системы, начиная от целевых установок деятельности и заканчивая вопросом ее оптимизации.