Научная статья на тему 'Принципы интенсификации развития образовательной системы вуза'

Принципы интенсификации развития образовательной системы вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
387
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы интенсификации развития образовательной системы вуза»

РАЗДЕЛ IX ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

УДК 378

С. И. Курганский

ПРИНЦИПЫ ИНТЕНСИФИКАЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВУЗА

Одной из важнейших задач внутривузовского управления является создание условий для модернизации образовательного процесса и перевода образовательной системы на более высокий уровень функционирования и развития.

Изменение внешних условий деятельности вуза, повышение требований к выпускникам, усиление конкуренции на рынке образовательных услуг, появление новых технологий, средств образовательной деятельности, изменение режима взаимодействия системы с внешней средой и ее ресурсного обеспечения вызывают необходимость изменения характера функционирования образовательной системы, структуры ее управления с целью адаптации их к изменившимся условиям деятельности. Условием выживания образовательной системы, работающей в условиях динамично изменяющейся внешней среды, является перевод ее в режим развития.

Процесс развития образовательной системы вуза может протекать в двух формах: в форме экстенсивных изменений, преимущественно количественных преобразований в образовательной деятельности (путем добавления новых специальностей, приобретения новых площадей, оборудования, роста контингента и др.) без существенных изменений основополагающих свойств системы, качества образовательных услуг и в форме интенсивного развития, направленного на более эффективное использование собственных ресурсов и ресурсов окружающей среды, инновационные преобразования в системе, ее перевод на новый, более высокий уровень функционирования и развития, и в конечном итоге, обеспечение более высокого качества образования.

Под интенсификацией процесса развития образовательной системы вуза мы понимаем целенаправленное создание условий для перевода ее в режим интенсивного развития, существенного повышения качества образования и темпов преобразований на основе инноваций и экспериментальной работы коллектива, стимулирования творческой активности субъектов образовательной деятельности, максимального использования возможностей образовательного учреждения и внешнего окружения.

Необходимость интенсификации процесса развития образовательной системы вуза в нынешних условиях обусловлена возрастанием конкуренции на рынке образовательных услуг в связи с ухудшением демографической обстановки в стране и значительным расширением образовательных услуг; активностью конкурентов; повышением требований со стороны го-

суцарства и населения к качеству образования; ограниченностью ресурсов, выделяемых на образование, и необходимостью поиска в связи с этим способов более эффективного использования возможностей самого образовательного учреждения и ресурсов окружающей среды. Для Белгородского государственного института культуры, преобразованного в 2000 г. из колледжа культуры и искусств, интенсификация процесса развития образовательной системы крайне важна для его становления, существенного повышения уровня классификации профессорско-преподавательского состава, обеспечения соответствия основных параметров его деятельности аттестационным требованиям.

Стратегия деятельности педагогического коллектива по интенсификации развития образовательной системы отражается в системе принципов этой деятельности. К таким принципам мы относим следующие.

1. Принцип субъектно-смысловой направленности интенсифицирующих воздействий. Этот принцип регулирует смысловые и целевые установки деятельности субъектов образовательного процесса, направленной на интенсификацию развития образовательной системы.

Интенсивное развитие образовательной системы будет невозможным, если индивидуальные и групповые субъекты не осознают смысл, социальную, групповую и личностную значимость этой деятельности и ее целевые установки.

Основной целевой установкой интенсификации развития вуза является перевод функционирования ее образовательной системы на новый, более высокий уровень; приведение в соответствие темпов реформирования вуза с темпами социальных преобразований; повышение качества образования, обеспечение соответствия его современным требованиям к специалистам.

Корпоративный смысл интенсификации развития образовательной системы вуза заключается в повышении его имиджа, привлекательности для потребителей образовательных услуг, а также уровня его самоорганизации для обеспечения гибкого реагирования на запросы потребителей.

Основным смыслом деятельности индивидуальных субъектов, направленной на интенсификацию развития образовательной системы, является творческая самореализация.

Реализация принципа субъектно-смысловой направленности интенсифицирующих воздействий предполагает:

- включение всех субъектов образовательной деятельности в разработку стратегической программы развития вуза;

- осмысление субъектами своего отношения к преобразованиям, определение своей роли и места в инновационной и экспериментальной деятельности коллектива;

- проведение идеологической работы лидерами-реформаторами и руководством вуза среди преподавателей и студентов по разъяснению инновационной политики;

- предоставление субъектам образовательной деятельности свободы выбора направлений творческой активности, содержания деятельности, партнеров по совместной работе, сроков реализации проектов и др.;

- всемерную поддержку администрацией вуза инициативных проектов, предложений, направленных на интенсификацию развития образовательной системы вуза.

2. Принцип интенсификации саморазвития образовательной систе~ мы и субъектов образовательной деятельности в процессе инновационно-творческой активности. Этот принцип отражает механизм развития образовательной системы в целом и ее субъектов.

Развитие любой социальной системы осуществляется в результате взаимодействия ее с другими системами. По отношению к отдельному субъекту образовательной деятельности этот механизм отражается в закономерности развития, открытой К. Марксом: «Человек, меняя мир, меняется сам», а также в тезисе: «обстоятельства в той же мере творят людей, в какой люди творят обстоятельства»1.

Как следует из анализа приведенных выше высказываний, развитие субъекта, а значит, и социальной системы в целом, представляет собой процесс саморазвития. Этот процесс осуществляется на основе творческих актов, в результате того, что субъекты «меняют мир». Степень развития социальной системы определяется мерой ее творческой активности. А потому интенсификация развития образовательной системы возможна лишь на основе инновационно-творческой активности ее субъектов.

Реализация принципа интенсификации саморазвития субъектов образования в процессе инновационно-творческой активности предполагает:

- организацию работы образовательной системы вуза в режиме инновационного развития;

- включение всех субъектов образовательной деятельности в инновационную и экспериментальную деятельность, в разработку и реализацию творческих проектов;

- обучение преподавателей и студентов умениям и навыкам исследовательской деятельности;

- широкое использование в образовательном процессе активных форм и технологий, развивающих творческие способности преподавателей и студентов (проблемного обучения, коллективной мыслетворческой деятельности, технологий развития критического мышления, проектного обучения, имитационно-ролевых игр; рефлексо-практических методов и др.);

- организацию обучения студентов по индивидуальной траектории.

3. Принцип проектной самоорганизации раскрывает организационный механизм инновационной деятельности субъектов образовательного процесса, направленной на интенсификацию развития образовательной системы вуза.

В соответствии с данным принципом вся инновационная и экспериментальная деятельность в вузе, а также управление строятся на основе проектного подхода.

Проектом мы называем одну из форм преобразовательной деятельности человека, включающую в себя какую-либо инновационную идею, направленную на повышение качества деятельности или жизни социального сообщества; оценку последствий реализации этой идеи и постижение на этой основе смысла ее разработки и реализации; конструктивно-технологичес-

1 Маркс, К. Соч. / К. Маркс, Ф. Энгельс. - Т. 3. - С. 24.

кую проработку этой идеи, включающую мысленное построение системы действий по реализации задумок и расчет необходимых ресурсов; создание материально-технических, организационных, информационных, кадровых, финансовых и других условий для их реализации; реализацию инновационных идей и апробацию новшества на эффективность; доводку программы с учетом коррекции отдельных действий и локальных результатов в соответствии с запланированными требованиями к качеству; публичную защиту новшества и ознакомление с ним других субъектов.

Разработка и реализация проектов в соответствии с данным принципом строится на основе самоорганизации. Стимулирование включения преподавателей и студентов в процесс разработки и реализации проектов осуществляется путем соответствующей образовательной политики.

Реализация данного принципа предполагает:

- использование в инновационной деятельности общевузовских, факультетских, кафедральных проектов, направленных на интенсификацию процесса развития образовательной системы вуза и совершенствование образовательной, воспитательной и социокультурной деятельности;

- обязательную разработку и реализацию каждым преподавателем в течение учебного года четырех проектов: воспитательного, образовательного, научного и методического;

- ежегодный отчет руководителей структурных подразделений вуза, а также преподавателей о разработке и реализации проектов, направленных на совершенствование образования;

- проведение многоуровневого мониторинга проектов (на уровне вуза, факультета, кафедры, отдельного преподавателя);

- включение всех студентов в проектную деятельность;

- моральное и материальное поощрение преподавателей и студентов, разработавших и реализовавших наиболее значимые проекты;

- использование дивизионно-матричной структуры управления проектами и программами, позволяющей гибко сочетать интересы отдельных индивидуальных субъектов и вуза в целом как субъекта образовательной деятельности, групповых субъектов, а также предоставить им максимум свободы в творческой деятельности.

4. Принцип полисубъектной гармонизации регулирует отношения между субъектами образования в процессе их совместной творческой деятельности.

Результаты совместной деятельности субъектов образовательного процесса, направленной на интенсификацию развития образовательной системы, могут оказаться незначительными, если между ними нет взаимопонимания и их действия не согласованы.

Каждый из субъектов образовательной деятельности реализует в ней свои цели, интересы, потребности. Наиболее интенсивное развитие образовательной системы будет наблюдаться лишь в том случае, когда эти цели, интересы и потребности, а также реализующие их действия будут гармонизированы между собой, а также с общими (групповыми и общевузовскими) целями, интересами и потребностями. Гармонизация их возможна на основе использования механизмов поли субъектного управленческого взаимодействия (П. Е. Решетников, В. И. Коваленко): диверсификации, дополнения,

агрегации, иерархизации с делегированием полномочий принятия решений лидеру, рефлексивного отбора.

Реализация принципа поли субъектной гармонизации предполагает:

- использование в образовательной системе полисубъектных форм управленческого взаимодействия;

- взаимодействие и взаимодополнение при разработке и реализации управленческих решений полисубъектных и моносубъектных форм активности;

- предварительное согласование позиций субъектов при принятии коллективных решений;

- широкое использование индивидуальной и групповой рефлексии деятельности, направленной на интенсификацию развития образовательной системы и совершенствование образования;

- формирование у преподавателей и студентов культуры полисубъект-ного взаимодействия, обучение их умениям и навыкам коллективной мыслетворческой деятельности, организации совместной деятельности;

- всемерное расширение групповых и коллективных форм работы, сотрудничества и сотворчества субъектов.

5. Принцип открытости образования регулирует отношения образовательной системы и ее субъектов с внешней средой.

Любая социальная система, а также любой субъект образовательного процесса представляют собой открытые диссипативные структуры. А это означает, что их развитие возможно лишь на основе постоянного обмена с окружающей средой ресурсами: энергией, информацией (опытом), веществом. Интенсивность развития образовательной системы определяется тем, в какой мере она способна использовать ресурсы и возможности окружающей среды для решения своих задач.

В педагогической науке под открытым образованием понимают такое образование, которое реализуется в свободном режиме (по срокам обучения, формам и методам освоения образовательных программ, циклов или отдельных предметов); гибко адаптируется к изменяющимся потребностям обучающихся и рынка труда; имеет широкий спектр образовательных услуг, который реализуется по запросам потребителей в том объеме, который соответствует их потребностям; обеспечивает максимальную академическую мобильность потребителей; является доступным для всех слоев населения независимо от их возраста, пола, места проживания, достатка; обеспечивает максимальный доступ потребителей к интересующей их информации (А. А. Андреев, В. Галкин, В. Мануйлов, В. К. Кондратьев, В. П. Тихомиров, И. Федоров, Е. И. Филинов и др.).

Мы в своем исследовании исходим из более расширенного толкования сущности понятия «открытое образование», данного доктором педагогических наук, заслуженным учителем РФ П. Е. Решетниковым. В соответствии с ним считаем целесообразным выделение принципа открытости образования, который предполагает:

- максимальное использование возможностей окружающей среды, ее ресурсов (кадровых, финансовых, пространственных, материально-технических, социокультурных и др.) для интенсификации развития образовательной системы вуза;

- активное включение преподавателей и студентов в социокультурную и образовательную деятельность, направленную на творческое преобразование среды обитания;

- готовность руководителей вуза к диалогу с подчиненными, преподавателей вуза со студентами, администрации с обучающимися, их «открытость» для совместного обсуждения возникающих проблем;

- использование «открытых» носителей информации, обладающих возможностью постоянного пополнения, обновления, уточнения и освобождения от устаревшего;

- психологическую и организационно-технологическую возможность обеспечения развития личности обучающегося по индивидуальной траектории развития, в индивидуальном темпе, в удобные для нее сроки, с использованием индивидуального стиля учебной деятельности;

- воспитание у буцугцих специалистов постоянной готовности к пополнению и обновлению своего опыта, восприимчивости к новому, прогрессивному и в то же самое время невосприимчивости к деструктивным влияниям окружающей среды;

- открытость культуре, освоение ее ценностей в процессе диалога культур, ценностей;

- открытость во взаимоотношениях между субъектами образовательной деятельности, наличие доверия между ними;

- обеспечение доступа всех субъектов к касающейся их информации, отсутствие секретов относительно процесса и результатов их обучения, развития, будущего;

- предоставление возможности для осуществления общественного контроля за качеством образования, прозрачность в деятельности администрации вуза.

6. Принцип аттракционной интеграции активности субъектов раскрывает механизм интеграции отдельных компонентов образовательной деятельности в целостную систему.

Методологической основой построения системы принципов интенсификации развития образовательной системы вуза является субъектно-деятельностный подход (К. А. Абульханова, С. Л. Рубинштейн, А. В. Брушлинский, В. А. Сластенин, Г. И. Аксенова, С. Е. Годник, П. Е, Решетников и др.) В соответствии с этим подходом каждый субъект образовательной деятельности реализует в ней свои субъективные цели, интересы, потребности в социально приемлемых формах. Обеспечение единства в их действиях осуществляется при этом не путем подавления собственных устремлений субъектов, а путем добровольного осознанного подчинения их активности совместно выработанной программе действий, направленной на реализацию общих целей, интересов и потребностей. А это возможно лишь в том случае, если общая цель выступает в форме аттрактора - идеального состояния социальной системы или идеального действия, которые являются желанными для индивидов, субъектно значимыми (термин «аттракция» буквально означает притяжение, расположение, симпатию).

Реализация принципа атгракционной интеграции активности субъектов предполагает:

- совместную разработку субъектами образовательного процесса общесистемных аттракторов, в качестве которых могут выступать: стратегичес-

кая программа развития образовательной системы; концепция управления (моносубъектная или полисубъектная); модель профессиональной деятельности специалиста;

- коллективный поиск наиболее совершенной модели (идеальной) деятельности в конкретной ситуации на основе агрегации идей и предложений отдельных субъектов;

- включение всех субъектов в процесс осмысления ситуаций и самоопределения в них;

- широкое использование в образовательной деятельности различных форм интеграции (интегрированных занятий; профессиональных конкурсов; междисциплинарных экзаменов; разработки и реализации междисциплинарных проектов; выполнение учебно-исследовательских задач междисциплинарного типа; модульного обучения и др.);

- интеграцию субъектного опыта студентов на основе решения учебнопрофессиональных задач и освоения профессиональных ролей;

- использование в качестве ведущего интегрирующего фактора в образовательном процессе учебно-профессиональной деятельности.

7. Принцип активизации субъектно-функциональных преимуществ раскрывает механизм оптимизации развития образовательной системы вуза.

Развитие образовательной системы будет наиболее интенсивным лишь в том случае, когда в максимальной мере будет использоваться для этой цели творческий потенциал участников образовательного процесса. А это возможно лишь на основе рациональной расстановки кадров, включения каждого субъекта в деятельность, соответствующую его склонностям, опыту, интересам, стремлениям и позволяющую в наилучшей мере реализовать наиболее сильные стороны этого субъекта.

Реализация данного принципа интенсификации развития образовательной системы вуза предполагает:

- изучение индивидуальных особенностей преподавателей и студентов, достижений групповых субъектов, выявление их «зоны оптимальной творческой самореализации»;

- организацию мониторинга реализации проектов;

- административную поддержку творческих инициатив и проектов, обеспечение успешности их реализации;

- постоянное усложнение деятельности индивидуальных и групповых субъектов;

- организацию планирования всех дел в вузе, исследовательской и экспериментальной работы, проектов с учетом сильных сторон каждого субъекта и создание условий для их творческой самореализации.

Приведенная система принципов интенсификации развития образовательной системы вуза является достаточной по количеству. Она затрагивает все компоненты образовательной системы, начиная от целевых установок деятельности и заканчивая вопросом ее оптимизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.