Научная статья на тему 'Принципы формирования созидательной культуры специалиста геологического профиля в образовательном процессе среднего специального учебного заведения'

Принципы формирования созидательной культуры специалиста геологического профиля в образовательном процессе среднего специального учебного заведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
219
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЗИДАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЗИДАТЕЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ПРИНЦИПЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД / ДИАЛОГ / РЕСУРСЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СМЫСЛОВОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПОЛИСУБЪЕКТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СREATIVE ACTIVITY / СREATIVE CULTURE / DESIGN ACTIVITY / CREATIVE CULTURE / PRINCIPLES OF EDUCATIONAL PROCESS / INDIVIDUAL-PERSONAL APPROACH / DIALOGUE / EDUCATIONAL ENVIRONMENT RESOURCES / RESPONSIBILITY / SEMANTIC SELF-DETERMINATION / POLYSUBJECT INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарова Александра Михайловна

Обосновывается актуальность формирования созидательной культуры специалиста геологического профиля в современном образовательном процессе ссуза. На основе определения ведущих тенденций этого процесса конструируется система его принципов, приводится их содержание и условия реализации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principles of creative culture development of a geological profile specialist in the educational process of a secondary vocational educational institution

The urgency of creative culture development of a geological profile specialist in the modern educational process of a secondary vocational educational institution (college) is substantiated. On the basis of definition of leading tendencies of this process the system of principles, contents and implementation conditions are designed

Текст научной работы на тему «Принципы формирования созидательной культуры специалиста геологического профиля в образовательном процессе среднего специального учебного заведения»

А. М. Шарова

(Старый Оскол)

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЗИДАТЕЛЬНОМ КУЛЬТУРЫ СПЕЦИАЛИСТА ГЕОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Обосновывается актуальность формирования созидательной культуры специалиста геологического профиля в современном образовательном процессе ссуза. На основе определения ведущих тенденций этого процесса конструируется система его принципов, приводится их содержание и условия реализации

Современный этап развития российского общества характеризуется многоплановыми проявлениями системного кризиса, углубляющегося в силу доминирования в социуме ориентации на достижение материального благополучия любой ценой при одновременном девальвировании традиционных трудовых и духовных ценностей. Экономическая элита демонстрирует образцы безудержного стремления к обогащению - в первую очередь за счет нерационального потребления сырьевых и природных ресурсов, нарушающего природно-экологический баланс и разрушающего среду обитания человека. Решение собственных проблем способами, имеющими побочный разрушительный эффект для других, становится в российском обществе нормотипом, разрушающим и социальную среду, и самого человека.

В этих условиях образование рассматривается многими исследователями как ключ к решению этой и подобных ей глобальных проблем. Для наделения сферы образования такой функцией имеются веские основания, так как оно во все времена являлось и ныне является пока основным хранилищем и транслятором культуры и культурных ценностей - ведущего фактора развития общества. При этом важнейшей целью образования является созидание человека, а в современных условиях - человека созидающего, способного продуктивно и творчески трудиться в динамично меняющихся условиях, сохраняющего и развивающего для будущих поколений окружающий мир, оказавшийся под угрозой. Эта историческая миссия самым непосредственным образом реализуется в подготовке специалистов горнодобывающей отрасли, ее геологической и изыскательской сферы.

Прагматично-рыночное отношение к природным ресурсам, ориентация на обеспечение максимальной прибыли любой ценой привели к «вымыванию» из геологии наиболее квалифицированных кадров (Стратегия развития геологической службы до 2030 года], возник острый дефицит высокопрофессиональных техников, способных противостоять сиюминутной выгоде и стремящихся по-хозяйски, рачительно относиться к природе, выполнять геологические изыскательские и инженерно-технические проекты без нанесения вреда окружающей среде и природе, во благо человека.

В условиях устойчивой тенденции придания системе среднего профессионального образования России нового, более высокого статуса, снятия с нее определенного налета неполноценности и превращения ее в самую массовую и перспективную часть всей системы образования страны становится очевидной актуальность исследования его возможностей в решении задач подготовки современного специалиста геологического профиля.

Для того чтобы нынешние выпускники горных и геологических техникумов были не только востребованными на рынке труда, но и были социально ответственными за результаты своей профессиональной деятельности, уже недостаточно того узкопредметного содержания, которое осваивается ими в ссузе, они должны обладать некоторыми дополнительными качествами, знаниями, умениями, наиболее важными из которых являются: созидательная направленность личности; способность самостоятельно планировать, осуществлять и контролировать свою трудовую деятельность исходя из ее социальной значи-

мости; готовность принимать социально ответственные, нравственные решения в условиях диктата рыночных отношений, быстрых изменений и жесточайшей конкуренции; умение работать в команде в условиях коллективных форм организации труда, стремление к саморазвитию. Эти социально значимые качества нашли свое отражение на уровне общих целевых установок в современных Федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования для специальностей геологического профиля, определивших в качестве образовательного результата подготовку высококвалифицированных специалистов, сочетающих проектно-технологическую подготовленность с ценностно-созидательным отношением к природе и окружающей среде.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. в числе приоритетных принципов развития определяет принципы проектной деятельности, которая включена в образовательные стандарты в качестве основного вида профессиональной деятельности [6]. Однако в учреждениях среднего профессионального образования геологического профиля сохраняются тенденции к узкопрофессиональному знанию и ориентация на решение стандартных учебно-профессиональных задач шаблонными методами, которые оказываются уже недостаточно эффективными в современной, все более усложняющейся горно-геологической практике.

Студенты включаются в проектную деятельность при выполнении отдельных лабораторных и курсовых работ в процессе дипломного проектирования, однако эти единичные проекты позволяют сформировать лишь отдельные проектные знания и умения, но не обеспечивают формирования целостного, системного опыта проектной деятельности на уровне универсального способа оценивания и решения проблемных жизненных и профессиональных ситуаций. В свою очередь, это затрудняет выполнение социального заказа на подготовку в ссузе современного специалиста, ориентированного на созидательную деятельность, способного к разработке и реализации инновационных проектов и перманентному саморазвитию. В связи с этим, формирование у студентов ссузов геологического профиля созидательной культуры является актуальной и значимой задачей для педагогической практики. Созидательная

культура специалиста геологического профиля определяется нами как мера и способ творческой самореализации личности в профессиональной деятельности по преобразованию окружающего мира, в саморазвитии и самосовершенствовании на основе общечеловеческих ценностей и проектного опыта.

При конструировании системы принципов формирования созидательной культуры специалиста геологического профиля в ссузе и экспериментальной проверке их на эффективность в качестве исходных источников использовались закономерности и тенденции, присущие социализации личности, процессу ее развития.

Исходя из понимания педагогического принципа как системы исходных теоретических положений и требований к проектированию, организации и осуществлению целостного образовательного процесса, вытекающих из закономерностей и тенденций [1, с. 67], в этом процессе были выделены две ведущие тенденции.

Сущность первой тенденции заключается в том, что формирование созидательной культуры специалиста в ссузе осуществляется в процессе освоения им социально-культурного и проектно-технологического содержания образования и образовательной среды. Она дает ключ к разрешению одного из основных противоречий в среднем профессиональном образовании специалиста геологического профиля: между внешней целевой ориентацией образовательного процесса на формирование созидательной культуры специалиста и недостаточной представленностью, бессистемностью необходимого созидательного компонента в содержании традиционного образования, имеющего узкопрофессиональную предметную направленность. Она также раскрывает механизм формирования созидательной культуры: развитие субъективного компонента культуры осуществляется в процессе овладения субъектом элементами объективной культуры.

Выявленная тенденция явилась основой для формулирования и раскрытия содержания следующих принципов формирования созидательной культуры специалиста геологического профиля: индивидуально-личностного подхода; диалогизации образовательного процесса; максимального использования проектных и созидательно-деятельностных ресурсов образовательной среды.

Принцип индивидуально-личностного подхода регулирует ориентацию образовательного процесса на личность, на гуманистическое отношение к ней, на уважение ее прав и свобод, поддержку чести и достоинства, творческого потенциала, доведение сознания участников образовательного процесса до конкретных целей самопознания, самосовершенствования и самореализации: духовности, нравственности, культурной уникальности личности [2].

Реализация данного принципа предполагает:

- приобщение студентов к общечеловеческим ценностям;

- обеспечение принятия обучающимися ценностей гуманистической культуры и принципов нового, глобального гуманизма;

- достижение открытости индивидуального личностного развития и целостности личности;

- насыщение учебного процесса гуманитарными знаниями, формирование у специалиста профессионального образа мира, основанного на всеобщей ценности гармоничного взаимодействия человека с природой и социумом;

- формирование у специалиста установки на реализацию нравственного потенциала преобразующей активности в профессиональной деятельности.

Принцип диалогизации образовательного процесса. В современной педагогике диалог рассматривается как форма взаимодействия педагога и обучающегося на уровне субъект-субъектных отношений; позиция признания ценности другого; диалог разных культур; внутренний диалог личности [4, с. 37]. Значимым для нашего исследования является диалог традиций и новаций как способ развития, созидания [7].

Принцип диалогизации образовательного процесса реализуется посредством:

- создания условий для целостного развития личности специалиста посредством системного освоения технологий преобразования социальной и природно-геологической среды, профессионально-нравственных основ этой деятельности;

- организации диалога мира природы и мира культуры;

- подбора учебного материала, отражающего глобальные и региональные социальные, технологические и экологические проблемы;

- обеспечения понимания студентами окружающего мира и себя в нем как целостной системы;

- преемственности традиций и новаций;

- выстраивания стабильных доверительных личностных отношений между преподавателями и студентами на субъект-субъект-ной основе.

Принцип максимального использования проектных и созидательно-деятельностных ресурсов образовательной среды способствует успешной адаптации выпускников в многофакторном и многокультурном социуме, позволяя рассматривать ее с двух позиций: среда ссуза как учреждения образования и среда обучающегося как субъекта деятельности в учебном заведении. Этот принцип заключается в создании наиболее благоприятных условий для развития у будущих специалистов субъектных функций в учебной, учебно-профессиональной, социальной и других видах трудовой деятельности; позволяет актуализировать и развить субъектный опыт решения социальных, культурных, учебных и учебно-профессиональных задач в условиях инновационной развивающей среды.

Этот принцип реализуется посредством:

- повышения качества образования на основе системных преобразований в соответствии с разработанной и утвержденной коллективом стратегической программой развития ссуза;

- включения преподавателей и студентов в экспериментальную и проектную деятельность (работа в составе исследовательских лабораторий, временных исследовательских групп, в отдельных социальных и воспитательных проектах];

- целевой материально-технической, финансовой и административной поддержки проектов и инициатив, направленных на реализацию основных направлений стратегической программы развития ссуза.

В ходе исследования была установлена и вторая тенденция, отражающая объективно существующую связь между формой взаимодействия участников образовательного процесса и развитием личности обучающегося. Эта тенденция является отражением важнейшего противоречия, присущего системе среднего профессионального образования: между востребованностью социальной практикой специалиста-созидателя, субъекта профессиональной деятельности и собственной жизни и традиционно существующими в

ссузах субъект-объектными отношениями участников образовательного процесса, не способствующими развитию субъектности обучающихся. Суть тенденции в том, что становление и развитие созидательной культуры специалиста происходит на основе накопления индивидуального опыта созидания во взаимодействии с субъектами образовательной среды.

Это дает ключ к разрешению одного из основных противоречий в среднем профессиональном образовании специалиста геологического профиля: между стремлением студентов к самости при недостаточной сформи-рованности у них функции внутреннего контроля и доминирующей в ссузах системой внешнего контроля их жизнедеятельности, не способствующего развитию их субъектных функций. Она также раскрывает социальный механизм формирования созидательной культуры: развитие социальной и профессиональной ответственности специалиста происходит в процессе его социализации по мере развития его субъектности.

Выявленная тенденция явилась основой для формулировки и раскрытия содержания следующих принципов формирования созидательной культуры специалиста геологического профиля: ответственного отношения и взаимоответственности; смыслового самоопределения; полисубъектного взаимодействия.

Принцип ответственного отношения и взаимоответственности регулирует отношение личности к выполнению ею каких-либо социальных или профессиональных требований [3, с. 58]. Сущность данного принципа заключается в создании наиболее благоприятных условий для становления системы внутреннего (личностного] и социального (внешнего, со стороны других образовательных субъектов] контроля за выполнением будущим специалистом принятых на себя (либо возложенных на него] обязанностей. Обеспечиваются условия для самоопределения в механизмах самоконтроля на основе актуализации имеющегося у студента жизненного опыта и развития навыков самоконтроля в условиях совместной проектной деятельности.

Реализация данного принципа предполагает: создание ситуаций взаимозависимости в процессе совместной проектной деятельности; развитие способности студента к самоопределению в доминирующих типах самоконтроля в совместной проектной деятельности;

обеспечение тенденции развития системы ответственности в проектной деятельности от коллективной к индивидуальной ответственности; познание студентами механизмов и средств перехода от внешнего контроля к внутреннему, психологическому контролю (от внешнего локуса контроля к внутреннему локусу контроля]; формирование у студентов установки на развитие собственной созидательной активности на основе мотивации достижения, а не мотивации избегания; обеспечение организационно-педагогических условий перспективного развития ответственности студентов за качество проекта от ответственности исполнителя до ответственности руководителя проекта.

Принцип смыслового самоопределения регулирует смысловые и целевые установки созидания в учебно-профессиональной деятельности и социальной практике студентов и педагогической деятельности преподавателей. Сущность данного принципа заключается в создании наиболее благоприятных условий для постижения будущими специалистами личностного смысла и ценности созидательной профессиональной деятельности для общества и самого себя, для преобразования внешнего и своего внутреннего мира [8]. Обеспечиваются условия для самоопределения в смысловых установках, участия обучающегося в конкретных профессионально ориентированных и социальных проектах, формирования своей нравственной позиции по отношению к ним, определения своего места и роли при их выполнении, меры своей активности.

Реализация данного принципа предполагает: ценностно-смысловое наполнение содержания обучения; развитие способности студента к самоопределению в мире культуры на основе овладения системой духовнонравственных и профессиональных ценностей; познание студентами созидательной сущности проектно-преобразующей деятельности специалиста геологического профиля, созидательного и разрушительного потенциала широкого арсенала способов ее осуществления; понимание значения этой профессиональной деятельности для общества, региона, его семьи, для него самого; формирование у студентов смысловой установки на активное участие в социальных преобразованиях и инновационной деятельности; включение студентов в инженерно-технические и социальные проекты, в педагогические

ситуации ответственного выбора, формирующие субъектные функции личности; создание организационно-педагогических условий для осознания студентами своих интересов и потребностей в коллективной, командной работе, для определения своей роли, позиции, места, меры активности в общем деле; формирование целевой установки саморазвития студента как субъекта профессиональной деятельности и собственной жизни, человека, способного работать с будущим.

Принцип полисубъектного взаимодействия регулирует отношения между субъектами образования в процессе их совместной проектно-творческой деятельности.

Результаты совместной деятельности субъектов образовательного процесса, направленной на достижение общих целей, в том числе и на освоение созидательной культуры будущих специалистов, могут оказаться незначительными, если между ними нет взаимопонимания и их действия не согласованы.

Каждый из субъектов образовательной деятельности реализует в ней свои цели, интересы, потребности. Наиболее результативной образовательная деятельность и творческое взаимодействие субъектов будут лишь в том случае, когда эти цели, интересы и потребности, а также реализующие их действия будут гармонизированы между собой, а также с общими (групповыми и учебного заведения] целями, интересами и потребностями.

Гармонизация их возможна на основе использования механизмов полисубъектного взаимодействия: диверсификации, дополнения, агрегации, иерархизации с делегированием полномочий принятия решений лидеру, рефлексивного отбора [5, с. 158].

Принцип полисубъектного взаимодействия означает: использование в образовательной системе полисубъектных форм взаимодействия в проектно-преобразовательной деятельности; взаимодействие и взаимодополнение при разработке и реализации совместных проектов полисубъектных и мо-носубъектных форм активности; согласование позиций субъектов при принятии коллективных решений, поиске способов выполнения совместных дел и реализации планов; формирование у преподавателей и студентов культуры полисубъектного взаимодействия, обучение их умениям и навыкам коллективной мыслетворческой деятельности, организации совместной деятельности; овладение будущими специалистами и преподавателями коммуникативной компетенцией, технологиями сотрудничества, духовного и делового общения; использование в совместной деятельности субъектов образовательного процесса взаимообучения, сотворчества, взаимовлияния, взаимопомощи, взаимоконтроля, взаимооценки, соучастия, взаимной поддержки в начинаниях и в преодолении трудностей, соразмышления, индивидуальной и групповой рефлексии.

Литература

1. Андреев В. И. Педагогика : учеб. курс для творческого саморазвития. - 3-е изд. - Казань : Центр инновационных технологий, 2006. - 608 с.

2. Бондаревская Е. В. Смыслы и стратегия личностно-ориентированного воспитания // Целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается : материалы методологич. семинара памяти проф. В. С. Ильина. Вып. 5. - Волгоград, 2001. -С. 31-46.

3. Булатников И. Е. Воспитание ответственности: развитие социальной и профессиональной ответственности будущих специалистов железнодорожного транспорта в воспитательной системе образовательного учреждения : моногр. - Курск: ООО «Мечта», 2011. - 228 с.

4. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация. 4-е изд. - М. Академия, 2007. - 187 с.

5. Коваленко В. И. Полисубъектное управление развитием образовательной системы вуза : моногр. - Белгород : Изд-во БелГУ, 2004. - 299 с.

6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. : утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2008 г. № 1662-р.

7. Краевский В. В. Инновации и традиции - два полюса мира образования // Интернет-журнал «Эйдос». - 2003. - 2 декабря. http://www.eidos.ru/journal/2003/0711-01.htm. - В надзаг.: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail: [email protected].

8. Машарова Т. В., Ходырева Е. А. Моделирование учебных ситуаций в личностно-ориентированной образовательной среде: на примере учреждений сред. проф. образования. - Екатеринбург, 2002. - 98 с.

---------^-----------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.