Научная статья на тему 'Принципы формирования культуры делового взаимодействия будущего специалиста ОВД'

Принципы формирования культуры делового взаимодействия будущего специалиста ОВД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ДЕЛОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА / КОМПОНЕНТЫ КУЛЬТУРЫ ДЕЛОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ДЕЛОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ПРИНЦИП ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ДЕЛОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / РАЗВИВАЮЩЕЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / FUTURE SPECIALIST'S CULTURE OF BUSINESS INTERACTION / COMPONENTS OF CULTURE OF BUSINESS INTERACTION / THE PROCESS OF FORMATION OF CULTURE OF BUSINESS INTERACTION / THE FOUNDATIONS OF FORMATION OF CULTURE OF BUSINESS INTERACTION / DEVELOPING INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Руденко Е. В.

В статье даются определение и основные признаки культуры делового взаимодействия будущего специалиста ОВД. Приводятся ведущие идеи, положенные в основу системы принципов процесса формирования культуры делового взаимодействия будущего специалиста в вузе МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Руденко Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Foundations of Formation of Business Interaction Culture of Future Specialist of Institutions of Interior Ministry

This article is about the determination and the basic features of business interaction culture of future specialist of Institutions of Interior Ministry; there are also main ideas underlying the heart of the system of foundations of the process formation of business interaction culture of future specialist in the institute of Russian Ministry of Internal Affairs.

Текст научной работы на тему «Принципы формирования культуры делового взаимодействия будущего специалиста ОВД»

ности качеством жизни и низкие показатели субъективного благополучия, а респонденты старших по возрасту групп (34 и более лет) - наоборот.

Таким образом, актуальность проблемы психологического благополучия сотрудников ОВД в условиях профессиональной деятельности подтверждается результатами исследования мнения сотрудников ОВД по поводу их социальной и правовой защищенности, психоэмоциональной ситуации среди них.

В целом исследование демонстрирует важность взаимосвязи между уровнем суверенности психологического пространства личности и уровнем субъективного благополучия, обоюдный характер которой позволяет определить, с одной стороны, необходимость создания оптимальной среды для развития и поддержания суверенности, а с другой - рассматривать уровень суверенность как показатель психологического благополучия личности сотрудников ОВД.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бахарева Н. К. Субъективное благополучие как системообразующий фактор толерантности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Хабаровск, 2004.

2. Бочарова Е. Е. Взаимосвязь ценностных ориентаций, стратегий поведения и субъективного благополучия личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Саратов, 2005.

3. Воронина А. В. Оценка психологического благополучия школьников в системе профилактической и коррекционной работы психологической службы: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Томск, 2004.

4. Изучение и формирование общественного мнения о деятельности органов внутренних дел (1998-2007 гг.): отчет о НИР (заключ.): 06-02 / рук. Д. Д. Невирко; исполн.:

Н. А. Горбач и др. - М., 2007. - Инв. № 03070718.

5. Панина Е. Н. Взаимосвязь суверенности психологического пространства и психологического благополучия личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Красноярск, 2006.

6. Пучкова Г. Л. Субъективное благополучие как фактор самоактуализации личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Хабаровск, 2003.

7. Соколова М. В. Шкала субъективного благополучия. -Ярославль, 1996.

8. Фесенко П. П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие жизни: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2005.

9. Ryff C. D. Psychological Well-Being in Adult Life // Current directions in psycholoqical Science. - 1995. - V. 40.

10. WHQ: The first ten years of the world. - Geneva, 1958.

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ДЕЛОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА ОВД

Е. В. Руденко

В статье даются определение и основные признаки культуры делового взаимодействия будущего специалиста ОВД. Приводятся ведущие идеи, положенные в основу системы принципов процесса формирования культуры делового взаимодействия будущего специалиста в вузе МВД России.

Ключевые слова: культура делового взаимодействия будущего специалиста; компоненты культуры делового взаимодействия; процесс формирования культуры делового взаимодействия; принцип формирования культуры делового взаимодействия; развивающее взаимодействие.

Одной из важнейших тенденций в развитии высшего образования в России является переход от использования в управлении педагогическими процессами парадигмы «воздействия» к реализации парадигмы педагогического «взаимодействия», что предполагает формирование у субъектов образовательной деятельности культуры делового взаимодействия. Демократизация жизни в стране и образовательного процесса в вузах вызывает необходимость использования полисубъектного управления, которое также невозможно реализовать без формирования культуры делового взаимодействия субъектов. Переход специалиста в режим самоорганизации личности после окончания вуза требует достаточно высокого уровня развития способности к эффективному взаимодействию в системе «человек-человек». Среди наиболее важных компетенций, которыми должен обладать специалист в соответствии с Болонскими соглашениями, называется умение работать в команде, а развитие такой компетенции предполагает достаточно высокий уровень культуры делового взаимодействия.

Культура делового взаимодействия будущего специалиста органов внутренних дел представляет собой меру и способ творческой самореализации личности в организации и осуществлении совместной учебно-профессиональной и служебной деятельности. Она включает в себя три взаимосвязанных и взаимообусловленных компонента: мотивационный, компетентностный и личностно-творческий, которые определяют направленность личности специалиста в деловом взаимодействии, ее позицию, используемые стратегии и тактические приемы поведения, ценностное отношение к партнерам и способам осуществления интеракций, объем и содержание научных знаний, опыта других субъектов для проектирования ориентировочной основы делового взаимодействия, а также способ использования индивидуальных особенностей личности, ее возможностей и ограничений, творческого потенциала для достижения успеха в совместном решении профессиональных и служебных задач.

При разработке модели процесса формирования культуры делового взаимодействия слушателей и курсантов вуза МВД России мы опирались на следующие концептуальные идеи:

1. Идея использования в качестве главного педагогического средства формирования культуры делового взаимодействия «развивающего взаимодействия» субъектов (В. А. Сластенин) в процессе выполнения совместной деятельности.

Мы называем развивающим такое межсубъектное деловое взаимодействие, которое: способствует развитию субъектных функций индивидов, участвующих в нем, повышению уровня самостоятельности в принятии решений, регуляции совместной деятельности, определении способов выполнения совместной деятельности; побуждает к духовному росту, усвоению духов-

ных ценностей и использованию их в качестве механизма регуляции межсубъектных отношений; интеллектуально обогащает всех участников совместной деятельности путем обмена информацией, ценностями, смыслами, способами деятельности, творческого «заражения»; содействует развитию и обогащению профессионального опыта субъектов, его передаче от старшего поколения к младшему, от опытных субъектов к неопытным, запускающей механизмы взаимообучения; создает благоприятные условия для социального развития индивидов, учит их сообща решать задачи, понимать и уважать друг друга, учитывать общие интересы, сопрягать свои цели и интересы с интересами и целями других участников делового взаимодействия и др.; способствует формированию и развитию в учебных и трудовых коллективах духовного климата, творческой атмосферы, ответственного отношения к делу, общей увлеченности, взаимопомощи и др.; стимулирует проявление и развитие таких социальных чувств и интерсоциальных способностей, как эмпатия, чувство партнера, чувство такта, меры, умение понимать партнера без слов, прогнозировать его действия, объективно оценивать отношение окружающих к себе и др.; является усложняющимся по характеру совместной деятельности, когда по мере становления опыта субъектов возрастает степень осознанности и согласованности совместных действий, повышается ее результативность; предполагает постепенное расширение субъектного состава участников, создает возможности максимального использования потенциала социального окружения для решения профессиональных задач.

2. Идея внешнего и внутреннего включения личности будущего специалиста в деловое взаимодействие.

Под внешним включением личности в совместную деятельность мы понимаем создание организационнопедагогических условий для участия ее в деловом взаимодействии, направленном на достижение общих целей и побуждаемом внешним стимулированием данной активности.

Под внутренним включением личности в процесс делового взаимодействия мы понимаем осознанное активное участие ее в процессе выстраивания стратегии делового взаимодействия, определении своей позиции по отношению к его целям и участникам, своего места и роли в совместной деятельности, в поиске эффективных способов достижения цели, планировании и реализации совместных действий, их регуляции, осуществлении взаимопомощи, взаимоконтроля, взаимооценки и взаимообучения, в обеспечении взаимопонимания с партнерами, в рефлексии данного процесса и его результатов.

3. Идея смены позиций, ролей и функций субъектов в их деловом взаимодействии.

Эта идея была выдвинута А. С. Макаренко. Он считал, что в коллективной деятельности необходимо постоянно менять позиции участников, для того чтобы они учились командовать и подчиняться, у них воспитывалась ответственность за свое поведение (3, 147).

В деловом взаимодействии смена ролей и позиций, функций субъектов необходима, во-первых, для того, чтобы они практически осваивали разные роли (орга-

низатора, генератора идей, инициатора и исполнителя, критика, ведущего и ведомого и др.). Во-вторых, смена ролей и функций позволяет курсантам и слушателям освоить основные функции субъекта делового взаимодействия (проявления инициативы, выстраивания стратегии делового взаимодействия, проявления ответственности, планирования совместных действий, соразмыш-ления, осуществления взаимопомощи, взаимной оценки, взаимоконтроля, согласования и координации действий и др.). В-третьих, на основе смены ролей и функций определяется наиболее целесообразное распределение их между субъектами в процессе совместного выполнения дел, проводится дифференциация деятельности. В-четвертых, выполнение этих ролей и функций каждым субъектом является основой самоопределения личности в деловом взаимодействии и установления взаимопонимания.

Особенно важно овладение разными позициями, ролями и функциями для сотрудников правоохранительных органов, которые по долгу службы используют разный стиль делового взаимодействия в зависимости от тех задач, которые они решают в служебной деятельности, субъектов взаимодействия и условий его осуществления.

4. Идея использования гетерогенного (разнородного) состава участников делового взаимодействия.

Чем более разнообразным является состав групп, включенных в деловое взаимодействие, тем шире круг задач, которые они могут решать успешно. Успешность отдельных актов делового взаимодействия выступает в качестве одного из главных условий эффективности формирования культуры делового взаимодействия. Наличие субъектов с разными интересами, потребностями, способностями, разным отношением к делу вызывает необходимость взаимодополнения их действий для достижения общей цели, а значит, порождает стремление к взаимопониманию, сотрудничеству, взаимопомощи, к разделению функций и специализации. Чем разнообразнее состав участников делового взаимодействия, тем противоречивее становится социальный контекст осуществления совместной деятельности и интенсивнее происходит развитие его субъектов.

5. Идея закрепления и развития позитивного опыта делового взаимодействия.

В соответствии с синергетической парадигмой механизмом развития любой системы, в том числе и культуры делового взаимодействия будущих специалистов, является отбор. Совершенствование делового взаимодействия курсантов и слушателей в условиях совместной деятельности невозможно без выявления удачных способов его осуществления, осознания их другими субъектами и практического овладения ими. Наиболее целесообразным способом выявления и осознания позитивного эмпирического опыта делового взаимодействия является коллективный анализ процесса и результатов совместной деятельности.

Другим не менее важным способом расширения и обогащения опыта делового взаимодействия субъектов является изучение теоретических основ данного процесса, отражающих в обобщенном виде социальный опыт его осуществления. Поэтому наиболее эффективное

формирование культуры делового взаимодействия будущих специалистов возможно лишь на основе обеспечения взаимосвязи теоретической и практической подготовки их к его осуществлению.

Закрепление позитивного опыта делового взаимодействия основывается на механизме эмоционального переживания, что предполагает обеспечение успешности осуществления отдельных актов делового взаимодействия и целенаправленное создание в образовательном процессе ситуаций сопереживания успеха.

Развитие опыта делового взаимодействия субъектов невозможно без последовательного усложнения совместной деятельности обучаемых и повышения уровня их самостоятельности в ее организации, свободы в выборе линии своего поведения.

6. Идея взаимосвязи развития деловых отношений и формирования культуры делового взаимодействия будущих специалистов.

Формирование культуры делового взаимодействия будущих специалистов неотделимо от воспитания у них деловых отношений. Это обусловлено тем, что деловые отношения определяют характер делового взаимодействия субъектов. А посредством отдельных актов делового взаимодействия реализуются деловые отношения.

Для формирования культуры делового взаимодействия наиболее существенны отношения к партнерам по совместной деятельности, своей профессиональной деятельности, процессу совместной деятельности, цели совместной деятельности и ее результатам.

Эффективные партнерские деловые отношения характеризуются открытостью, доверием друг к другу, честностью, надежностью, взаимностью, ответственностью. Именно на воспитание этих отношений следует особое внимание обращать при выполнении курсантами и слушателями совместной деятельности.

7. Идея коррекции деловых отношений на основе групповой рефлексии делового взаимодействия.

Особо важную роль в формировании культуры делового взаимодействия играет коллективная рефлексия деловых отношений. Любые психические функции, в том числе и деловые отношения, по представлениям Л. С. Выготского, вначале возникают и проявляются как интерпсихологические, межличностные, а затем трансформируются в интрапсихологические, личностные (1, 143). Поэтому особо важную роль в формировании культуры делового взаимодействия играет коллективное обсуждение разных способов осуществления совместной деятельности; озвучивание субъектами своих интересов, целей, намерений с последующим согласованием их с целями, намерениями и планами других субъектов; коллективный анализ процесса и результатов совместной деятельности субъектов с акцентированием внимания на деловых отношениях.

Эти концептуальные идеи реализуются нами в принципах формирования культуры делового взаимодействия будущих специалистов в вузе МВД России. Система этих принципов регулирует целевые установки, содержание образовательной деятельности, способы взаимодействия субъектов образования в совместной деятельности и их отношения.

Принципы в широком смысле слова представляют собой исходные положения какой-либо теории, учения, науки; руководящие положения, установки в какой-либо деятельности. Они отражают в обобщенном виде механизмы воплощения теоретической модели и являются главными опорными конструктами педагогической концепции.

1. Принцип смыслового самоопределения в целевых установках, содержании и способах осуществления делового взаимодействия регулирует смысловые и целевые установки делового взаимодействия субъектов образовательного процесса. Сущность данного принципа заключается в создании наиболее благоприятных условий для постижения будущими специалистами личностного смысла совместной учебнопрофессиональной деятельности и делового взаимодействия для решения профессиональных задач, для воспитания ценностного отношения к теории делового взаимодействия и эффективному опыту его осуществления. Он важен также для самоопределения в смысловых установках конкретного совместного дела, формирования своей позиции по отношению к нему, определения своего места и роли при его выполнении, меры своей активности.

Реализация данного принципа предполагает ознакомление курсантов и слушателей с сущностью делового взаимодействия и способами его осуществления, понимание его значения для общества, развития социальной общности, а также значения культуры делового взаимодействия для успешной профессиональной карьеры специалиста и выполнения функций субъекта жизни; ознакомление будущих специалистов с сущностью синергетического эффекта и способами его достижения в совместной профессиональной деятельности; включение курсантов и слушателей в такие виды и формы совместной учебно-профессиональной деятельности, в которых они могли бы реализовать свои личные интересы и потребности; создание организационно-педагогических условий для осознания своих интересов и потребностей в совместной деятельности, для определения своей роли, позиции, места, меры активности в общем деле; обеспечение успешности осуществления отдельных актов делового взаимодействия; формирование у курсантов и слушателей смысловой установки на деловое взаимодействие.

2. Принцип полифункциональной и полиролевой направленности содержания образования ориентирован на формирование и развитие у будущих специалистов функций субъекта делового взаимодействия. В основе данного принципа лежит методологическая идея использования в деловом взаимодействии гетерогенного состава его участников и вариативного содержания образования.

Сущность данного педагогического принципа заключается в постоянном изменении активности курсантов и слушателей, содержания их деятельности в целях освоения всего разнообразия профессиональных позиций, ролей и функций субъектов делового взаимодействия, способов, форм и приемов его осуществления; для формирования индивидуального стиля делового вза-

имодействия специалиста на основе практического освоения и отбора способов и приемов его осуществления и «примерки их на себя»; для наиболее целесообразного распределения ролей и функций между субъектами делового взаимодействия, их специализации.

В профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел широко представлены разные формы регуляции совместной деятельности, что предполагает формирование у специалиста готовности к принятию и эффективному исполнению разных профессиональных функций, ролей и эффективной деятельности в разных субъектных позициях.

Реализация данного принципа предполагает: включение будущих специалистов в разные виды и формы совместной деятельности с изменением их позиции от исполнителя к организатору совместной деятельности на каком-либо участке работы, а затем к ответственному за подготовку и выполнение всего дела в целом; от пассивной позиции в деловом взаимодействии к активной позиции; подбор таких совместных дел и видов учебно-профессиональной деятельности, в которых каждый курсант и слушатель мог бы испытать себя в разных профессиональных ролях для усвоения профессиональных отношений и специфики делового взаимодействия с позиции этих ролей: следователя, эксперта, оперуполномоченного уголовного розыска, подозреваемого, потерпевшего, адвоката, участкового уполномоченного милиции и др.; создание организационно-педагогических условий для практического освоения будущими специалистами функций субъекта делового взаимодействия: целеполагания (выдвижения инициатив), разработки стратегии делового взаимодействия, определения и согласования контура активности, планирования совместных действий, организации взаимопомощи при выполнении совместных дел, взаимообучения, взаимоконтроля, коллективного мыслетворчества, взаимооцен-ки совместных действий, проявления эмпатии, сопереживания, соучастия и др.; использование деловых игр и тренингов для практического овладения приемами и методами осуществления основных форм делового взаимодействия: сотрудничества, соперничества и делового общения; изучение курсантами и слушателями особенностей разных стратегий делового взаимодействия: а) сохранения межличностных отношений (стратегия обеспечения согласия); б) индивидуального целедос-тиженя без учета интересов других субъектов (стратегия конфликтного поведения); в) решения проблемы при сохранении системы (стратегия переговоров); формирование у будущих специалистов смысловой установки на сотрудничество, взаимопомощь, взаимопонимание и сотворчество, предполагающей реализацию стратегий согласия и переговоров; формирование у будущих специалистов креативного стиля делового взаимодействия, позволяющего гибко строить деловые отношения с партнерами, ориентированные на разные формы поведения в совместной деятельности.

3. Принцип дифференциации и взаимодополнения ролевых отношений регулирует распределение функций и ролей субъектов в их совместной деятельности, координацию их усилий в целях оптимизации влияния

совместной деятельности на формирование культуры делового взаимодействия будущих специалистов. Сущность данного образовательного принципа заключается в: обеспечении максимального соответствия выполняемых курсантами и слушателями ролей и функций их психологическим особенностям и возможностям; максимальной эффективности совместной деятельности на основе ее межсубъектной дифференциации; взаимодополнении их активности и достижении на этой основе осознания необходимости сотрудничества и потребности в формировании культуры делового взаимодействия.

Для реализации данного принципа необходимо: использовать в образовательном процессе разные по содержанию, сложности выполнения, форме исполнения задания в рамках совместной учебно-профессиональной деятельности субъектов; практиковать совместные творческие проекты, к разработке и выполнению которых привлекать педагогов и обучаемых разных курсов и факультетов, разных творческих коллективов; наладить межпоколенный обмен опытом делового взаимодействия, его передачу от опытных субъектов к менее опытным; обеспечить курсантам и слушателям максимальную свободу в выборе видов проектов, в которых они участвуют, содержания и меры сложности заданий и поручений, партнеров по деловому взаимодействию; способов выполнения порученного дела; обучать будущих специалистов способам формирования структурнофункциональных ансамблей, направленных на решение учебно-профессиональных задач по принципу взаимодополнения; определять для каждого курсанта и слушателя зону наиболее благоприятной самореализации в совместной творческой деятельности на основе учета сильных сторон личности, ее интересов и возможностей.

4. Принцип полисубьектного взаимодействия регулирует отношения между субъектами образования в процессе их совместной учебно-профессиональной и творческой деятельности.

Результаты совместной деятельности субъектов образовательного процесса, направленной на достижение общих целей, в том числе и на формирование культуры делового взаимодействия будущих специалистов, могут оказаться незначительными, если между ними нет взаимопонимания и их действия не согласованы.

Каждый из субъектов образовательной деятельности реализует в ней свои цели, интересы, потребности. Наиболее результативной образовательная деятельность и деловое взаимодействие субъектов будут лишь в том случае, когда эти цели, интересы и потребности, а также реализующие их действия будут гармонизированы между собой, а также с общими (групповыми и общевузовскими) целями, интересами и потребностями. Гармонизация их возможна на основе использования механизмов полисубъектного управленческого взаимодействия (2, 70-71; 4, 159-163): диверсификации, дополнения, агрегации, иерархизации с делегированием полномочий принятия решений лидеру, рефлексивного отбора.

Реализация принципа полисубъектного взаимодействия предполагает: использование в образовательной системе полисубъектных форм управленческого взаимодействия; взаимодействие и взаимодополнение при

разработке и реализации совместных проектов поли-субъектных и моносубъектных форм активности; согласование позиций субъектов при принятии коллективных решений, поиске способов выполнения совместных дел и реализации планов; формирование у преподавателей, курсантов и слушателей культуры полисубъектного взаимодействия; обучение их умениям и навыкам коллективной мыслетворческой деятельности, организации совместной деятельности; овладение будущими специалистами и преподавателями технологиями сотрудничества, духовного и делового общения; использование в совместной деятельности субъектов образовательного процесса взаимообучения, сотворчества, взаимовлияния, взаимопомощи, взаимоконтроля, взаимооценки, соучастия, взаимной поддержки в начинаниях и преодолении трудностей, соразмышления; овладение будущими специалистами технологиями конструктивного разрешения социальных конфликтов.

5. Принцип ориентации субъектов на достижение целесообразного компромисса регулирует процесс принятия совместных решений субъектами делового взаимодействия и их реализацию. Сущность данного принципа заключается в создании наиболее благоприятных педагогических условий для формирования у будущих специалистов готовности идти на компромиссы для достижения успеха в решении профессиональных задач, на достижение взаимопонимания с другими участниками совместной деятельности ради поддержания добрых отношений с партнерами. Целесообразный компромисс предполагает не уступку субъектом делового взаимодействия своих интересов в пользу других субъектов, а такой способ их согласования, при котором в жертву приносятся тактические интересы ради весьма значимых стратегических интересов, а выигрыш при этом получают все участники делового взаимодействия.

Реализация данного принципа предполагает: формирование у будущих специалистов психологической готовности к целесообразным компромиссам в процессе совместной деятельности; осознание границ компромиссного поведения; обучение будущих специалистов умению вести переговоры, диалог с деловыми партнерами, договариваться с ними, убеждать их; формирование умения прогнозировать поведение партнеров на основе анализа их интересов, потребностей, их желания идти на компромисс; владение способами снижения противоборства со стороны партнеров по деловому взаимодействию; воспитание у будущих специалистов толерантного сознания и поведения; обеспечение концептуального, психологического, содержательного и технологического единства в действиях субъектов на основе формирования деловых отношений, построенных с учетом общечеловеческих идеалов и ценностей.

6. Принцип сознательности в проектировании и осуществлении делового взаимодействия раскрывает механизм регуляции процесса делового взаимодействия. Регулятором поведения личности является сознание. Оно, согласно учению С. Л. Рубинштейна, включает два важнейших компонента: знание и отношение личности к тем объектам, о которых имеются соответствующие знания (5, 127). В соответствии с данными теоретическими положениями, сущность принципа сознательности в проек-

тировании и осуществлении делового взаимодействия заключается в ориентации образовательной деятельности на вооружение будущих специалистов теоретическими знаниями, являющимися информационным базисом в формировании ориентационной основы делового взаимодействия, а также на воспитание мотивационно-смысловых структур, определяющих его направленность и отношение личности к способам его осуществления.

Реализация данного принципа базируется на: использовании в качестве ориентационной основы совместной деятельности субъектов теоретических знаний, раскрывающих механизмы организации делового взаимодействия; предоставлении субъектам образовательного процесса свободы в выборе линии своего поведения в деловом взаимодействии; включении партнеров в процесс саморегуляции совместной деятельности, проектирование и организацию делового взаимодействия; широком использовании индивидуальной и групповой рефлексии совместной деятельности для осознания процесса и результатов делового взаимодействия, коррекции поведения и отношений; построении делового взаимодействия на основе взаимодополнения индивидуального, группового и обобщенного социального опыта его организации, эмпирического и теоретического знания; постоянной оценке эффективности совместных действий субъектов; обеспечении понимания каждым субъектом своей роли, места и смысла его действий в соответствии с общими целями и установками, а также партнеров по деловому взаимодействию; проявлении ответственности субъектов за результат совместной деятельности и за конкретный участок общего дела; ценностном отношении к деловым партнерам, стремлении поддерживать с ними дружеские, доверительные, надежные отношения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Выготский Л. С. Психология. - М., 2000.

2. Коваленко В. И. Полисубъектное управление развитием образовательной системы вуза: монография. - Белгород, 2004.

3. Макаренко А. С. Избранные педагогические произведения. - М., 1946.

4. Решетников П. Е. Культура полисубъектного взаимодействия // Проблемы и перспективы развития социальной работы в системе потребительской кооперации: мат-лы меж-вуз. науч.-практ. конф. - Белгород, 2005.

5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М., 1946.

МОДЕЛЬ СУБЪЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В СФЕРЕ ЮРИСПРУДЕНЦИИ И ПРАВООХРАНЫ

А. Е. Веретенникова

В статье представлен новый подход рассмотрения коммуникативной культуры сотрудников ОВД на основе теории коммуникации. Дается определение коммуникативной культуры как меры освоения процесса профессиональной коммуникации. С этих позиций моделируется содержание субъекта коммуникации в сфере юриспруденции и правоохранительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.