2. Костюк В.Н. Теория эволюции и социоэко-номические процессы. Эдиториал УРСС, 2001. С. 31.
3. Околелов О.П. Системы интенсивного обучения в вузе. Липецк, 1992.
4. Околелов О.П. Дидактическая специфика открытого образования // Педагогика. 2001. № 6. С. 45-51.
Поступила в редакцию 23.04.2008 г.
Kurochkina N.D. On the problem of educational process modernization on the basis of evolutional approach. In the article the theoretic-methodological and technological aspects of modernization of educational process are reviewed on the basis of conception of personality self-realization.
Key words: educational process, personality selfrealization, integration processes in training, evolutional approach, open education, competent way.
ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ КУЛЬТУРЫ ДЕЛОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Е.В. Коваленко
В статье обосновываются ведущие факторы и условия формирования у студентов вузов культуры делового взаимодействия, необходимые для эффективного управления данным процессом.
Ключевые слова: культура делового взаимодействия; формирование культуры делового взаимодействия; факторы и условия формирования культуры делового взаимодействия.
Успешность совместной деятельности субъектов в решающей мере зависит от сформированности у них культуры делового взаимодействия. Под культурой делового взаимодействия субъектов мы понимаем используемые ими способы организации совместной деятельности, основанные на достижениях науки и передовой практики, а также совокупность терминальных и инструментальных ценностей, технологий межличностного взаимодействия, индивидуально-творческих особенностей личности, регулирующих их деловые отношения и определяющих успешность совместного решения профессиональных задач.
Для того чтобы успешно формировать у будущих специалистов культуру делового взаимодействия, необходимо знать факторы и условия, влияющие на процесс ее становления и развития.
Успешное формирование у будущих специалистов культуры делового взаимодействия возможно лишь на основе систематического включения их в совместную деятельность, изучения способов рационального делового взаимодействия, а также включения личности в процесс самовоспитания интерсоциальных способностей. В соответствии с этим первым фактором, влияющим на фор-
мирование культуры делового взаимодействия будущего специалиста, является включенность его в различные формы совместной деятельности.
Формирование культуры делового взаимодействия в экспериментальных условиях основывалось на целесообразном использовании разных форм совместной деятельности студентов: совместно-индивидуальной, совместно-последовательной и совместно
взаимосвязанной.
В педагогике общепринятой является мысль о том, что эффективность влияния деятельности на развитие личности определяется той позицией, которую она занимает по отношению к ней, и ролью, которую она выполняет. В соответствии с этим вторым фактором, детерминирующим процесс формирования культуры делового взаимодействия у будущего специалиста, является позиция личности по отношению к совместной деятельности. Эта позиция характеризуется, прежде всего, стремлением к совместному решению профессиональных задач. Оно может быть различным: от избегания до безразличного отношения и, наконец, целенаправленного поиска союзников, партнеров в любом деле. Разной может быть и роль конкретного субъекта в совместной деятельно-
сти: лидера; организатора совместной деятельности; советника; исполнителя и др. Во всех этих вариантах влияние совместной деятельности на развитие культуры делового взаимодействия будет различным.
Позиция личности по отношению к деятельности может выражаться и в характере регуляции совместной деятельности. В ходе нашего исследования было установлено, что характер регуляции совместной деятельности зависит от ряда факторов: практической готовности того или иного субъекта к реализации функций субъекта управления; наличия времени для согласования действий; предрасположенности к той или иной позиции в совместной деятельности и регуляции действий; особенностей ситуации, в которой осуществляется совместная деятельность.
Эмпирические наблюдения показали, что характер регуляции совместной деятельности определяется мерой субъектной активности ее участников. Планироваться, контролироваться, согласовываться, оцениваться, корректироваться действия могут одним из субъектов, а на долю остальных остаются только исполнение распоряжений и указаний (моносубъектный стиль совместной деятельности); а могут все эти функции выполняться параллельно всеми субъектами (полисубъ-ектный стиль).
Формирование культуры делового взаимодействия студентов невозможно без приобщения их к научным знаниям, раскрывающим теоретические основы делового взаимодействия, ознакомления с рациональными приемами и способами его осуществления. В соответствии с этим третьим фактором формирования культуры делового взаимодействия является целенаправленное обучение рациональным приемам и способам его осуществления и изучение студентами теории данного процесса.
Само по себе изучение теории и практическое включение будущих специалистов в совместную деятельность не могут обеспечить эффективное формирование у них культуры делового взаимодействия без осознания ими процесса и результатов делового сотрудничества. В связи с этим четвертым фактором формирования культуры делового взаимодействия является осознание студентами процесса делового взаимодействия,
межсубъектных отношений и развития интерсоциальных способностей.
Осознание процесса делового взаимодействия представляет собой постижение субъектами его значения и личностного смысла, т. е. социальной ценности и значимости лично для себя; своего места и роли в совместной деятельности; понимание и принятие групповых норм поведения и требований партнеров друг к другу; оценку его эффективности с позиции рациональности использования способов и приемов взаимодействия, а также сравнения запланированных результатов и полученных реально; целенаправленное использование при построении действий научных знаний, обобщенного социального опыта делового взаимодействия.
Осознание межсубъектных отношений представляет собой процесс обобщенного отражения в сознании партнеров характера их деловых отношений; аккумулирования информации об их отношении к совместной деятельности, ее результатам; об их возможностях и мере использования этих возможностей; о проявлении субъектами в деловых отношениях таких духовных качеств, как ответственность, честность, верность обещаниям, открытость, доброжелательность и др.; это процесс постоянного изучения партнерами друг друга, прогнозирования их поведения с целью достижения взаимопонимания между ними и выбора оптимальной линии поведения.
В работах К.К. Платонова было показано, что любое психическое качество, в том числе и культура делового взаимодействия, в своем развитии проходит три стадии: начинается с психического процесса, затем переходит на уровень психического состояния, а затем на фоне положительных эмоциональных переживаний превращается в устойчивое психическое качество или отношение [1]. А поэтому пятым наиболее значимым фактором формирования у будущих специалистов культуры делового взаимодействия является положительное эмоциональное переживание процесса и результатов делового взаимодействия. Положительные эмоциональные переживания выступают в качестве психологического механизма закрепления в опыте субъектов наиболее рациональных форм делового взаимодействия.
Предметом нашего исследования является процесс формирования культуры делового взаимодействия студентов вузов. Под формированием понимается процесс развития культуры делового взаимодействия студентов вузов, происходящий в результате познания ведущих факторов, влияющих на него, и целенаправленного создания педагогических условий, интенсифицирующих их влияние на данный процесс.
В современной педагогике общепринятой является методологическая идея о том, что развитие любых качеств личности осуществляется на основе взаимодействия ее с внешним миром. Степень развития личности определяется мерой ее активности во внешнем мире. Изменить извне личность в целом и ее качества нельзя. Процесс формирования интегральных качеств личности, к которым следует отнести и культуру делового взаимодействия, по сути, представляет процесс саморазвития, в котором педагог опосредованно влияет на ее формирование. Опосредованно - означает не напрямую, а через активизацию собственных усилий студента, создание наиболее благоприятных условий для его саморазвития. В связи с этим шестым наиболее значимым фактором формирования культуры делового взаимодействия у студентов является их включенность в процесс самовоспитания данного интегрального качества.
Выявление указанных выше факторов позволило теоретически обосновать и сформулировать условия формирования культуры делового взаимодействия будущих специалистов.
Интенсивность развития личности в целом и всех ее интегральных качеств, включая и культуру делового взаимодействия, определяется не только внешним включением ее в разные формы совместной деятельности, обеспечивающим возможность накопления и качественного преобразования опыта делового взаимодействия, но и внутренним включением в данную деятельность, проявлением максимальной активности в осмыслении и осознании своего опыта делового взаимодействия с обобщенным социальным опытом.
Поэтому в качестве первого педагогического условия культуры делового взаимодействия мы рассматриваем интенсификацию
творческой активности студентов при выполнении совместных дел.
О культуре делового взаимодействия специалиста можно говорить в том случае, когда у него сформировано ценностное отношение к совместной деятельности, сотрудничеству, сотворчеству, взаимопомощи,
взаимопониманию. Отношение личности к труду опосредуется отношениями между людьми. Удовлетворенность профессиональной деятельностью зависит в решающей мере от деловых отношений. И именно они определяют качество трудовой жизни человека. Наименьшая текучесть кадров наблюдается в тех коллективах, где в деловых отношениях часто проявляются взаимопомощь, сотрудничество, сотворчество, взаимопонимание. Специалисты ценят те коллективы, в которых ценятся такие деловые отношения.
Успешное формирование культуры делового взаимодействия у будущих специалистов возможно лишь при условии выхода на смысловой, ценностный уровень мотивации, что предполагает наличие у субъектов делового взаимодействия смысловых установок на сотрудничество, сотворчество, взаимопомощь и взаимопонимание.
В связи с этим вторым условием формирования культуры делового взаимодействия будущих специалистов является наличие у них смысловых установок на сотрудничество, сотворчество, взаимопомощь и взаимопонимание с партнерами по совместной деятельности.
Эффективность обучения будущих специалистов приемам и способам осуществления делового взаимодействия и изучения ими теории данного процесса зависит во многом от успешности использования этих знаний и умений на практике. Мотивация обучения существенно возрастает, если студенты на практике убеждаются в истинности и эффективности теории изучаемых приемов делового взаимодействия. Успешность осуществления взаимодействия порождает удовлетворенность им, вызывает целую гамму положительных переживаний, что служит психологической основой для закрепления в опыте наиболее рациональных способов взаимодействия и постижения личностного смысла совместной деятельности.
В соответствии с этим третьим условием формирования у студентов культуры де-
лового взаимодействия является успешность осуществления ими отдельных актов взаимодействия.
Мы уже отмечали выше, что важнейшим фактором, влияющим на формирование культуры делового взаимодействия у будущих специалистов, является осознание ими самого процесса делового взаимодействия, межсубъектных отношений и развития интерсоциальных способностей. Но студенты не будут включаться в процесс их осознания, если не будет необходимости в нем. Необходимость и потребность осознания процесса делового взаимодействия, межсубъектных отношений и развития интерсоциальных способностей возникают лишь при четвертом условии формирования культуры делового взаимодействия - самостоятельном поиске субъектами линии своего поведения в совместной деятельности.
А.К. Гастев неоднократно подчеркивал, что культура - это не начитанность, а то, что органически связано с образом жизни человека, что вошло в привычку, стало неотъемлемым качеством личности [2]. Механизмом закрепления опыта делового взаимодействия являются положительные эмоции. Положительные эмоции возникают лишь тогда, когда процесс и результаты делового взаимодействия соответствуют потребностям, интересам, ожиданиям личности. Но они могут соответствовать им, и в то же время не соответствовать общечеловеческим идеалам и ценностям. В таком случае нельзя говорить о положительном влиянии эмоций на формирование культуры делового взаимодействия, ибо ядром культуры являются духовные ценности. Таким образом, положительные эмоциональные переживания способствуют формированию у будущих специалистов культуры делового взаимодействия при наличии пятого условия - когда отношения между субъектами в процессе их делового взаимодействия регулируются общечеловеческими нормами и ценностями.
Для эффективного формирования у будущих специалистов культуры делового взаимодействия необходимо не только накопление у них опыта совместного решения профессиональных задач, но и постоянное включение их в рефлексивный анализ процесса и результатов делового взаимодействия. Этот анализ направлен на решение двух
важнейших задач: индивидуальную и групповую оценку эффективности разных способов реализации делового взаимодействия с целью отбора и закрепления в опыте наиболее рациональных; выявление проблем в собственном опыте делового взаимодействия с целью коррекции этого опыта и определения основных направлений самовоспитания.
Таким образом, шестым педагогическим условием формирования культуры делового взаимодействия является индивидуальная и групповая рефлексия совместной деятельности субъектов.
В ходе экспериментального исследования выявлена значимость отдельных факторов в формировании культуры делового взаимодействия будущих специалистов:
включенность студентов в различные формы совместной деятельности (К = 2,876; ранг 1); обучение рациональным способам и приемам делового взаимодействия (К = 2,610; ранг 2); самовоспитание культуры делового взаимодействия (К = 2,560; ранг 3); позиция личности в совместной деятельности (К = 2,480; ранг 4); изучение теории делового взаимодействия (К = 2,440; ранг 5); осознание меж-субъектных отношений (К = 2,320; ранг 6); положительные эмоциональные переживания процесса и результатов делового взаимодействия (К = 2,340; ранг 7); осознание процесса и результатов делового взаимодействия (К = 2,280; ранг 8); осознание своего развития и компетентности в проблемах делового взаимодействия (К = 2,004; ранг 9); отношение к совместной деятельности (К = 1,880; ранг 10). Наиболее значимыми педагогическими условиями формирования культуры делового взаимодействия являются: интенсификация творческой активности студентов в процессе выполнения совместной деятельности (К = 2,740; ранг 1); наличие у субъектов смысловой установки на сотрудничество, сотворчество, взаимопомощь и взаимопонимание (К = 2,700; ранг 2); самостоятельный поиск субъектами линии своего поведения в совместной деятельности (К = 2,580; ранг 3); индивидуальная и групповая рефлексия совместной деятельности (К = 2,400; ранг 4); регулирование отношений между субъектами в соответствии с общечеловеческими идеалами, ценностями и нормами (К = 2,280; ранг 5); успешность осуществления отдельных актов делового взаимодействия (К = 2,030; ранг 6).
Совокупность выделенных факторов и условий формирования культуры делового взаимодействия апробировалась на эффективность в опытно-экспериментальной работе, которая проводилась на базе Белгородского юридического института МВД России и Белгородского государственного института культуры и искусств.
Выводы.
1. Эффективное управление процессом формирования культуры делового взаимодействия будущих специалистов невозможно без исследования системной детерминации данного процесса, что предполагает выявление ведущих факторов и условий, влияющих на него.
2. Ведущими факторами, влияющими на процесс формирования культуры делового взаимодействия будущих специалистов, являются: включенность студентов в различные формы совместной деятельности; их позиция по отношению к совместной деятельности; целенаправленное обучение рациональным приемам и способам его осуществления и изучение теории данного процесса; осознание субъектами процесса делового взаимодействия, межсубъектных отношений и развития интерсоциальных способностей; положительное эмоциональное переживание процесса и результатов делового взаимодействия; их включенность в процесс самовоспитания данного интегрального качества.
3. Процесс формирования культуры делового взаимодействия студентов будет эф-
фективным при реализации в образовательном процессе следующих условий: интенсификации творческой активности студентов при выполнении совместных дел; наличии у студентов смысловых установок на сотрудничество, сотворчество, взаимопомощь и взаимопонимание с партнерами по совместной деятельности; обеспечении успешности осуществления ими отдельных актов взаимодействия; самостоятельном поиске субъектами линии своего поведения в совместной деятельности; регуляции отношений между субъектами с помощью общечеловеческих норм и ценностей; индивидуальной и групповой рефлексии совместной деятельности.
1. Платонов К.К. Проблемы способностей. М., 1972.
2. Гастев А.К. Как надо работать. Практическое введение в науку организации труда. М.,
1972.
Поступила в редакцию 18.02.2008 г.
Kovalenko E.V. Factors and conditions of formation of the future specialists’ culture of business interaction. This article is about the major factors and conditions of formation of students’ culture of business interaction, which are necessary for effective management of this process.
Key words: culture of business interaction; formation of business interaction culture; conditions of business interaction culture formation.