Научная статья на тему 'Интегративный подход к оценке качества образования в вузе культуры и искусств'

Интегративный подход к оценке качества образования в вузе культуры и искусств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интегративный подход к оценке качества образования в вузе культуры и искусств»

литики [Текст] / Е.Л. Иванова, Л.П. Каткова //Ориентиры культурной политики. - 1994. -№ 3. - С. 31-50.

4. Орлова, Э. А. Теоретические основания построения критериев оценки программ (проектов) социокультурного развития [Текст] / Э.А. Орлова // Панорама культурной жизни стран СНГ и Балтии: информ. сб. - 1998. - Вып. 9.

5. Орлова, Э. А. Динамика культуры и процессы социализации [Текст] / Э.А. Орлова // Ориентиры культурной политики. - 1999. - №8.

6. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии [Текст] / под ред. С. А. Смирнова. - 4-е изд., испр. - М., 2003.

7. Тульчинский, Г. Л. Технология менеджмента в сфере культуры [Текст] / Г.Л. Тульчинс-кий. - СПб., 1996.

Е.В. Шварев, О.П. Решетников

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

Центральной проблемой в образовании является управление его качеством. Целевой установкой управления качеством образования является не его «повышение», а приведение в соответствие с современными требованиями, предъявляемыми обществом, работодателями к специалистам. Изменение качества не сводится к количественным изменениям потребительских свойств продукта деятельности, а к качественным преобразованиям его, к получению на выходе образовательной системы специалистов с теми качественными характеристиками, которые позволят им наиболее быстро и эффективно адаптироваться в социуме, в сфере профессиональной деятельности, творчески реализоваться и успешно решать задачи по совершенствованию сферы производства, духовной сферы общества, самого себя в соответствии с основными направлениями эволюционного процесса.

Эффективное управление качеством образования в вузе невозможно без продуманной системы его оценки. Под оценкой качества образования понимается процесс и результат сравнения результатов образовательной деятельности с эталоном. В зависимости от того, что принимается за эталон сравнения, получаются разные системы оценки качества образования.

В теории и практике высшего профессионального образования для оценки его качества используется три наиболее распространенных подхода: функциональный, комплексный и интегративный.

Наиболее распространенным в практике является функциональный подход к

оценке качества образования. При таком подходе качественным считается такое профессиональное образование, результаты которого соответствуют требованиям государственных образовательных стандартов. Требования стандартов к усвоению образовательных программ при функциональном подходе принимаются за эталон сравнения. Главный недостаток этого подхода заключается в расхождении между декларируемыми целями образования и предметом оценки его качества.

Многие специалисты по теории профессионального образования считают, что генеральной целью образовательного процесса в вузе и среднем профессиональном образовательном учреждении является развитие личности специалиста. В структуре личности можно выделить четыре основных сферы: мотивационно-смысловую, интеллектуальную, эмоционально-чувственную и действенно-волевую. Развитие личности специалиста предполагает развитие всех данных сфер. По мнению профессора П.Е. Решетникова, в профессионально-личностном развитии специалиста эти сферы проявляются в виде интеллигентности (мотивационно-смысловая сфера), профессиональной компетентности (интеллектуальная сфера), операционально-технологической готовности к профессиональной деятельности (действенно-волевая сфера) и эмоционально-сенсорном развитии специалиста (эмоционально-чувственная сфера) [1]. В связи со сказанным становится ясным, что нельзя использовать в качестве единственного критерия в оценке качества

профессионального образования соответствие его результатов требованиям образовательных стандартов.Ведь в образовательных стандартах определяется минимум содержания научных дисциплин, который должен быть в обязательном порядке усвоен каждым студентом. Данный критерий не может служить даже для объективной оценки развития интеллектуальной сферы личности, так как в ее структуру, помимо профессиональных знаний, включают профессиональное мышление, творческий потенциал, профессиональную картину мира и др. Данный критерий совершенно не учитывает развитие других сфер личности специалиста. Данный подход к оценке качества образования мы называем функциональным в силу того, что он позволяет отразить лишь отдельный аспект профессионально-личностного становления специалиста.

В современных теориях профессионального образования (В.А. Сластенин, Н.В. Кузьмина, П.Е. Решетников, Н.К. Сергеев, А.П. Тряпицына, А.В. Хуторской и др.) подчеркивается, что главной целью образовательного процесса в профессиональных образовательных учреждениях должно быть не воспитание личности, а формирование специалиста как субъекта профессиональной деятельности и собственной жизни, что предполагает организацию образовательного процесса, ориентированного на развитие ключевых его компетенций. Стандарты нового поколения выстраиваются в соответствии с этой идеей.

При использовании комплексного подхода к оценке качества образования разрабатывается система критериев и показателей, учитывающая или развитие всех сфер личности будущего специалиста; или формирование базовых компетенций; или овладение студентами основными видами профессиональной деятельности, профессиональными ролями и функциями. Чаще всего в педагогических исследованиях и на практике используется для этой цели мониторинг профессионально-личностного развития специалиста с использованием в качестве параметров отслеживания отдельных показателей, характеризующих развитие разных сфер личности будущего специалиста, или базовых компетенций на начальном этапе обучения в вузе, на каждом году обучения и при выпуске специалиста. В качестве эталона для оценки эффективности образования использует-

ся исходный уровень профессионально-личностного развития студента. А критерием эффективности выступает мера прогрессивного изменения в разных сферах личности или в базовых компетенциях конкретного студента.

В практике работы Белгородского государственного института культуры и искусств во внутривузовском управлении качеством образования используется интег-ративный подход к его оценке. Сущность его заключается в следующем.

Во-первых, он предполагает использование в качестве единиц анализа не отдельных качеств, а интегральных личностных образований, играющих ключевую роль в успешности осуществления профессиональной деятельности специалиста и в его саморазвитии.

Во-вторых, использование для оценки качества образования на принципах взаимодополнения разных эталонов: образовательных стандартов; типовых (среднестатистических) значений параметров, характеризующих профессионально-личностное развитие будущих специалистов; показателей исходного, промежуточного и окончательного состояния готовности специалиста и развития его базовых компетенций.

В-третьих, сочетание в оценке качества образования критериев, отражающих результативные и процессуальные аспекты образовательной деятельности.

В-четвертых, взаимодополнение традиционных методов оценки качества образования (экзамены, зачеты, коллоквиумы, отчеты о работе и др.) с нетрадиционными и инновационными формами и методами (модульно-рейтинговая система оценки усвоения образовательных программ; использование компьютерного многоуровневого тестирования, диагностика и мониторинг профессионально-личностного развития будущего специалиста, защита и презентация творческих проектов, система междисциплинарных экзаменов, системные исследовательские работы и др.).

В-пятых, использование для оценки качества образования системы заданий, составленных по принципу нарастания от курса к курсу степени интеграции опыта будущего специалиста и интеграции его деятельности с окружающей социальной средой.

В качестве интегративных показателей качества образования в нашей образовательной системе используются: уровень духовного развития будущих специалис-

тов;уровень развития социально-нравственного климата в первичных коллективах; интеллектуальный профиль личности; уровень освоения образовательных программ; сформированность у студентов познавательных интересов и потребностей; творческий потенциал будущего специалиста.

Выпускники вузов культуры и искусств по долгу своей профессии призваны изучать, сохранять и развивать народную культуру, приобщать через искусство население к духовным ценностям. Поэтому центральными задачами образовательного процесса в данных вузах должны стать духовное развитие личности будущего специалиста и овладение методикой духовно-нравственного влияния на различные категории населения посредством разных форм художественной и социально-культурной деятельности.

Наиболее эффективно эти задачи можно решить посредством создания в образовательном учреждении социально-нравственного климата - социальной среды, способствующей духовному развитию личности специалиста. В связи с этим мы рассматриваем социально-нравственный климат образовательного учреждения в качестве интегрального процессуального показателя качества образования.

Для диагностики уровня духовного развития личности, социально-нравственного климата в образовательном учреждении и его основных компонентов - аксиологического поля, нравственно-интеллектуального фона, духовно-эмоциональных потенциалов, духовно-творческой деятельности и духовного общения соискателем кафедры педагогики и методики профессионального образования БГИКИ О.П. Решетниковым и программистом БГИКИ Н.И. Реуц-ким был разработан компьютерный диагностический комплекс, включающий в себя: компьютерную тестирующую программу для изучения иерархии ценностей личности и социальной общности; компьютерную диагностическую методику для изучения уровня развития компонентов социально-нравственного климата в образовательном учреждении и диагностическую методику для выявления субъектов эффективного духовного влияния.

Эффективность профессиональной деятельности специалиста в условиях постоянного динамичного изменения социальной среды в решающей мере зависит от двух его

интегральных качеств: обученности и обучаемости. Показателем обученности специалиста, определяющем его профессиональную компетентность, является уровень освоения образовательных программ. В вузе в течение двух последних лет успешно реализуется многоуровневая модульно-рей-тинговая система оценки освоения студентами образовательных программ. Специалистами кафедры педагогики и методики профессионального образования разработан диагностический комплекс для компьютерного многоуровневого тестирования их по всем образовательным дисциплинам.

Проректором по инновационному развитию БГИКИ П.Е. Решетниковым совместно с Н.И. Реуцким разработана и внедрена в образовательный процесс компьютерная диагностическая программа для оценки качества преподавания, главным содержанием которой является выявление уровня развития познавательных интересов и потребностей студентов. Этот интегральный показатель весьма важен для профессионального становления специалиста. Высшего мастерства достигают лишь те, кто любит свою профессию, имеет ярко выраженную потребность в профессиональной деятельности.

Уровень обучаемости, определяющий потенциальные возможности личности в самообразовании, определяется не только сформированностью познавательных потребностей и интересов, но и уровнем развития таких познавательных функций, как умение сравнивать, обобщать, видеть закономерности, решать задачи и др. Наиболее приемлемой диагностической методикой для их изучения является тест Амтхауэра, на основе которого определяется интеллектуальный профиль личности. В нашем вузе для изучения интеллектуального профиля личности и динамики развития интеллектуальной сферы студентов по курсам обучения используется компьютерная версия тестирующей программы Амтхауэра.

Отслеживание динамики творческого потенциала будущего специалиста осуществляется на основе: мониторинга творческих достижений студентов в процессе участия в различных конкурсах, выставках, концертной деятельности, олимпиадах и др.; а также путем диагностики таких компонентов творческого потенциала личности, как импровизационные способности; исполнительское мастерство; профессионально-творческая направленность лично-

сти; владение исследовательскими умениями и навыками; развитие творческого мышления (по таким его характеристикам, как дивергентность, креативность, критичность, системность); инициативность; профессиональная наблюдательность.

Использование компьютерных технологий для диагностики профессионально-личностного развития будущего специалиста позволяет снизить трудоемкость этой деятельности и отслеживать динамику развития интегральных качеств, своевременно вносить коррективы в образовательную деятельность в соответствии с результатами педагогического мониторинга.

Компьютерное тестирование всех студентов проводится в вузе ежегодно в феврале. Аналитические материалы по результатам тестирования обсуждаются на заседаниях ученого совета. В решениях ученого совета намечается комплекс мер по совершенствованию образовательного процесса с целью получения запланированных результатов образовательной деятельности. Результаты тестирования студентов по каждой группе хранятся на электронных носителях и являются ос-

Примечания

новой для педагогического мониторинга профессионально-личностного развития будущего специалиста.

Основным интегративным критерием качества образования, отражающим его результативный аспект, является успешность профессиональной деятельности выпускников вуза. В нашем вузе налажена система педагогического мониторинга профессиональной деятельности выпускников. Выпускники вуза постоянно информируют факультеты о своих успехах в профессиональной деятельности, продвижениях по службе. Введено звание «Почетного выпускника Белгородского государственного института культуры и искусств», которое присваивается выпускникам, защитившим кандидатские и докторские диссертации, ставшим лауреатами всероссийских и международных конкурсов, занимающим должности государственных служащих областного и общероссийского уровней, ставшим депутатами Государственной думы, имеющим почетные звания «заслуженного», «народного», награжденным орденами РФ и зарубежных стран.

1. Решетников, П. Е. Технология профессионально-личностного развития будущих учителей: Опыт проектирования и экспериментальной апробации технологической образовательной системы [Текст] / П.Е. Решетников. - М.; Белгород: Везелица, 1998. - 335 с.

А.К. Кульбекова

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ-ХОРЕОГРАФОВ В ВУЗАХ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

В научно-педагогической литературе подчеркивается роль межпредметных связей как средства формирования у обучаемых целостной картины мира, «понимания взаимосвязи явлений, на этой основе - формирования диалектно-материалистического мировоззрения». Не меньшее значение имеют их развивающая и координирующая функции, призванные содействовать интеллектуальному развитию личности, использованию фактов дублирования учебного материала. Межпредметные связи выступают как «необходимое условие единства

обучения и воспитания, средство комплексного подхода к предметной системе обучения» в современном образовании [3]. И в этом плане большое значение имеют соблюдение взаимосвязи, скоординированность в обучении хореографов в вузах Республики Казахстан, обеспечивающие возможность организации учебно-творческого процесса на основе достижений хореографического искусства в целом. Кроме того, осуществление межпредметных связей в организации учебно-творческого процесса в вузе содействует расширению кругозора,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.