Научная статья на тему 'Педагогические условия подготовки менеджеров сферы культуры и искусства к профессиональной деятельности'

Педагогические условия подготовки менеджеров сферы культуры и искусства к профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
239
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефремова Н. В.

Radical changes of the Russian reality bring attention to the question of the importance of training highly qualified specialists in the field of culture and art. It leads to the necessity to make the activity of culture and arts higher education institutions more active in the sphere of matching the quality of preparation and labour market requirements of socio-cultural complex involved in economic relations, and will allow raising the level and quality of specialists in accordance with modern requirements. The article makes a conclusion about a number of conditions of the educational process organisation concerning training expert-managers, which will promote solution of the above-stated problem.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical conditions of preparing managers in the field of culture and art for professional work

Radical changes of the Russian reality bring attention to the question of the importance of training highly qualified specialists in the field of culture and art. It leads to the necessity to make the activity of culture and arts higher education institutions more active in the sphere of matching the quality of preparation and labour market requirements of socio-cultural complex involved in economic relations, and will allow raising the level and quality of specialists in accordance with modern requirements. The article makes a conclusion about a number of conditions of the educational process organisation concerning training expert-managers, which will promote solution of the above-stated problem.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия подготовки менеджеров сферы культуры и искусства к профессиональной деятельности»

такие стороны семиотической функции как а) речь, б) наглядно-образное мышление, в) классификацию (по Пиаже) - проба «Фрукты».

Проводился дисперсионный анализ результатов с целью показать влияние ассоциативных проб на результаты нейропсихологи-ческого обследования. Показано, что проба «образные ассоциации» оказывает влияние на праксис позы (р = 0,08); проба «существительные» - на мимику (р = 0,001), образы-представления (р = 0,08), копирование по образцу (р = 0,001), реципрокную координацию (р = 0,001), номинативную функцию речи (р = 0,001), подстановку пропущенных слов в предложения (р = 0,01); проба «глаголы» - на воображение (р = 0,13); копирование пространственных фигур (р = 0,12); проба «фрукты» - на праксис позы (р = 0,001); проба «Эталоны» - на воображение (р = 0,001) и рисунок семьи (р = 0,09).

Таким образом, можно утверждать, что метод ассоциативной диагностики знаковосимволической деятельности и нейропсихо-логическое экспресс-обследование у детей

9-11 лет являются взаимодополняющими, и дети, показавшие низкие результаты в ходе фронтальной диагностики по описанной в работе методике действительно нуждаются в обследовании нейропсихологом.

1. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. М., 1988. С. 174.

2. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. М.,

2003. С. 127.

3. Цветкова Л. С. Афазиология: современные проблемы и пути их решения. М.; Воронеж, 2002.

4. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологиче-ской диагностики детей. Изд. 4-е, испр. и доп. М., 2002.

5. Цветков А.В. Роль символа в развитии произвольной регуляции поведения личности в школьном возрасте: автореф. дис. ... канд. псих. наук. М., 2006.

6. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 2005.

Поступила в редакцию 2.08.2001 г.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Н.В. Ефремова

Efremova N.V. Pedagogical conditions of preparing managers in the field of culture and art for professional work. Radical changes of the Russian reality bring attention to the question of the importance of training highly qualified specialists in the field of culture and art. It leads to the necessity to make the activity of culture and arts higher education institutions more active in the sphere of matching the quality of preparation and labour market requirements of socio-cultural complex involved in economic relations, and will allow raising the level and quality of specialists in accordance with modern requirements. The article makes a conclusion about a number of conditions of the educational process organisation concerning training expert-managers, which will promote solution of the above-stated problem.

Современная российская действительность остро ставит вопрос о значимости подготовки специалиста-менеджера сферы культуры и искусства, способного осуществлять свою профессиональную деятельность в условиях рынка. А это ведет к необходимости активизировать работу в вузах культуры и искусств по приведению в соответствие качества подготовки кадров с требованиями рынка труда социокультурного комплекса,

вовлеченного в экономические отношения, и позволит повысить уровень и качество специалиста с современными требованиями.

Перестройка профессиональной школы требует новые подходы. То, что было ценным и актуальным в конце прошлого столетия, девальвировалось. Появились новые приоритеты в обществе, политике, культуре. Если раньше в образовательной практике вузов присутствовала некая стабильность,

порой граничащая с застоем, сейчас сфера культуры и искусства, насыщенная динамикой и постоянно меняющейся конъюнктурой рынка, требует внедрения инновационных технологий.

Действующий ГОС ВПО, согласно которого осуществляется подготовка менеджеров сферы культуры и искусства, заключает общие требования - планирование, организацию, лидерство, контроль, и слабо учитывает степень и направленность функциональной деятельности - умение определять целесообразность перспективы, оптимально формировать организационную структуру, обеспечивать мобильность, перестройку в соответствии с необходимостью, умение выделять ключевые позиции. Все это дает возможность говорить о том, что сегодня выпускники вузов культуры и искусства по специальности «Менеджер» недостаточно владеют профессиональной компетенцией, а понятие профессионализм и образ менеджера как социально-активной личности «несколько размыты». Кроме того, отсутствует четкая конкретизация качественных характеристик менеджеров сферы культуры и искусства.

В настоящее время в вузах культуры и искусств система подготовки менеджеров в определенной степени не отвечает требованиям современности, не обеспечивает достаточной готовности и темпа преобразований содержания образовательного процесса по подготовке специалистов-менеджеров к профессиональной деятельности в условиях рынка, что требует разработки и внедрения новых подходов.

Подготовка современного специалиста-менеджера сферы культуры и искусства должна осуществляться на основе формирования личностных качеств, используя своеобразный «квалиметрический» инструментарий, заключающий креативное мышление, совокупность интеллектуальных ресурсов, которые накладываться на профессиональные характеристики.

Педагогическая наука заключает значительное количество научных исследований по указанной проблеме, а за последнее десятилетие появилось значительное количество научных работ по социокультурному менеджменту, которые заполнили «образовательный вакуум».

Особое внимание мы обратили на научные исследования таких авторов, как Б.М. Агранович, О.В. Боев, Л.М. Галенская, В.М. Чижиков, В.В. Чижиков, А.С. Клепиков, С.Н. Мо-рева, Л.И. Рудич, И.М. Суслова, Г.Л. Туль-чинский и др., которые непосредственно поднимают проблему менеджмента и менеджера в сфере культуры и искусства.

Вышеуказанные работы посвящены трем основным направлениям: проблемам социокультурного менеджмента, технологиям социокультурного менеджмента, методам обучения социокультурному менеджменту. Но следует отметить, что эти проблемы и пути их решения не всегда являются полностью завершенными, некоторые положения имеют дискуссионный характер, что обусловливает необходимость дальнейшего исследования. Также в этих работах не раскрыта целостная система подготовки специалиста сферы культуры и искусства к работе в условиях рынка, учитывающей одновременно социально-экономические и духовно-нравственные потребности, анализ рынка образовательных услуг, модели подготовки менеджера.

В них раскрываются аспекты процесса профессиональной подготовки и слабо затрагивается личностная сторона специалиста-менеджера социокультурной деятельности, не учитываются задачно-проектный, субъектно-ориентированный и проблемный подходы, процесс групповой и индивидуальной рефлексии.

Радикальные изменения общественной жизни, осуществление социально-экономических реформ, демократических преобразований, сохранения единства и стабильности в обществе неизбежно привели к появлению противоречий во всех сферах жизнедеятельности, в том числе в сфере культуры и искусства, в частности, в системе подготовки специалиста, способного осуществлять профессиональную деятельность в условиях рынка.

Аспектный анализ практической социально-культурной деятельности и теоретических источников по проблеме подготовки менеджеров сферы культуры и искусства к профессиональной деятельности в условиях рынка показал ряд противоречий, которые в той или иной степени сдерживают темп социокультурных преобразований в духовном развитии различных категорий населения страны:

- несоответствие состояния и уровня образовательных систем требованиям современной социально-экономической жизнедеятельности;

- между уровнем общей культуры, объемом и качеством профессиональных навыков, умений специалистов и потребностями развития социально-культурного комплекса, вовлеченного в рыночные отношения;

- между узкопрофильной направленностью профессиональной подготовки менеджеров сферы культуры и искусства и многообразием, многоаспектностью, творческим характером их профессиональных функций;

- между присущим современному культурному процессу динамизмом, обусловленным необдуманностью принимать решения в процессе деятельности и нести ответственность за эти решения, необходимостью и потребностью внедрения в профессиональный образовательный процесс инновационных технологий, направленных на развитие в комплексе субъект-объктных, объект-субъектных отношений, личностно-ориентированного и личностно-деятельного подходов и тому подобных, направленных на реализацию проблем по подготовке менеджеров сферы культуры и искусства к профессиональной деятельности в условиях рынка;

- между все возрастающей конкуренцией на рынке труда и потребностью во всесторонне подготовленном специалисте, владеющем современными профессиональными знаниями, умениями и навыками, способном организовать свою профессиональную деятельность в условиях современного рынка, обладающем высокими духовно-нравственными качествами.

Подготовка специалиста-менеджера

сферы культуры и искусства к профессиональной деятельности в условиях рынка предполагает разрешение указанных выше противоречий на основе нижеследующих условий. Условия эффективного учебнообразовательного процесса это систематическое прогнозирование, планирование близких и отдаленных перспектив, организация, регулирование, контроль и самоконтроль, развитие инновационных форм обучения, способствующие улучшению обучения, перевод обучения на более высокий уровень.

Педагогическими условиями подготовки специалистов культуры и искусства в рамках целостного образовательного процесса яв-

ляются: специальная направленность на

формирование системы отношений личности к профессии, к себе как будущему специалисту, коммуникативных умений, взаимодействия с партнерами, коллегами и обеспечение преемственности этого формирования, а также духовно-нравственную направленность, демократизацию и гуманизацию процесса обучения на всех ступенях подготовки.

Условиями организации педагогической направленности считаются: преемственность в формировании как профессиональных, так и духовно-нравственных качеств; специальное формирование качеств, являющихся показателями профессиональной готовности, заключающей: профессиональную компе-

тентность, профессиональное творческое мышление, профессиональное самосознание.

Основы формирования профессиональных качеств личности процесса обучения должны быть обусловлены противоречиями между характером профессиональной деятельности и осуществляемой в вузе учебой, отрывом преподавания от задач практической деятельности, увлеченностью отдельными направлениями в ущерб общекультурному развитию и др.

Устранение этих противоречий вызывает необходимость связи обучения с практикой работы - профессиональной деятельностью будущего специалиста, максимальное ориентирование всех видов обучения в вузе на формирование у них системы инновационных профессиональных знаний, умений, навыков, способностей - важных качеств современного специалиста.

Очень важным условием педагогических основ подготовки менеджеров сферы культуры и искусства считается включение и выявление роли и места профилирующего курса, его целей и задач, определение содержания, учебного плана и организацию его выполнения. А также обусловливает выбор форм и методов процесса усвоения знаний, подготовку необходимых средств.

Обосновывая содержание образовательного процесса по подготовке менеджеров сферы культуры и искусства необходимо:

- точно рассчитать те задачи, которые соответствуют этому курсу с учетом прогнозируемой перспективы профессиональной деятельности будущих специалистов;

- построить, сконцентрировать виды учебно-образовательной деятельности, которые необходимы для решения этих задач;

- разработать содержание учебно-образовательной деятельности, опираясь на кумулятивный принцип.

Оно должно включать формирование у студентов системы знаний, умений, навыков, способностей параллельно с развитием логического и специфического мышления. Именно такое содержание обеспечит единство общего и профессионального развития спе-циалиста-менеджера.

В процессе реализации, указанных условий происходит осознание специфики, целей и задач профессиональной деятельности менеджера, ее значимость; развитие познавательного и профессионального интереса; формирование положительной мотивации в получении профессии; формируется профессиональная направленность.

Педагогические условия подготовки менеджеров сферы культуры и искусства к профессиональной деятельности представляют собой закономерности процесса усвоения индивидом социокультурного опыта в ходе учебно-воспитательной работы и предполагают параллельно с усвоением знаний, формирование различных сторон личности. Раскрывают закономерности усвоения разных видов социального опыта: интеллектуального, нравственного, эстетического, профессионального и др., дают понять, как он становится достоянием опыта студента.

Педагогические условия эффективности подготовки специалистов делятся на две части:

- психолого-педагогические условия учения;

- психолого-педагогические условия воспитания.

При определении основных педагогических условий подготовки менеджеров мы исходили из общенаучных методик, обременяя их специфическими свойствами, характерными для сферы культуры и искусства.

В ходе теоретического анализа и экспериментальной работы нами были выявлены важнейшие психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса подготовки менеджера сферы культуры и искусства к профессиональной деятельности в условиях рынка. Они базируются на

концепции П.Е. Решетникова и сводятся к следующему:

- Организация профессионального отбора абитуриентов, обеспечивающего прием на обучение молодых людей с ярко выраженными интересами и склонностями к управленческой и организационной деятельности в сфере культуры и искусства, желанием овладеть данной профессией, с достаточно значительным развитым интеллектом и творческим потенциалом.

При отсутствии у обучающихся указанных качеств эффективность подготовки специали-стов-менеджеров существенно снижается.

- Следующим важным условием эффективности процесса подготовки специалиста-менеджера сферы культуры и искусства является обеспечение преемственности между разными ступенями профессионального образования.

Преемственность в развитии позволяет более эффективно использовать учебное время, рассчитывать силы, ресурсы, обеспечивает непрерывность, адаптацию студентов к требованиям обучения в вузе культуры и искусства, позволяет заложить основу профессиональной деятельности для последующего теоретического осмысления, осознания и обобщения, а также обеспечить достаточный уровень личностного развития и профессиональной компетенции.

- Третьим важнейшим условием подготовки менеджера сферы культуры и искусства к профессиональной деятельности в современных условиях является включение студентов с первого курса в практическую, организаторскую и управленческую деятельность во внешней среде с различными категориями населения и обеспечение такого функционирования образовательного процесса, при котором эта деятельность выполняет роль ведущего и интегрирующего фактора.

Повышение качества подготовки специалиста будет значительно выше, если образовательный процесс ориентируется не на изучение наук, связанных с профессиональной образовательной деятельностью, а на развитие современного специалиста-практика на основе усиления профессионального опыта и овладение им на основе современных научных знаний. Включение студентов в учебнопрофессиональную практику обеспечивает интенсивное развитие мотивацинно-смысло-

вой заинтересованности студентов в получении профессии.

Деятельность современного специалиста сферы культуры и искусства необычайно сложна. И чтобы овладеть ею на необходимом социальном уровне, нужно всячески интенсифицировать процесс овладения профессиональными позициями, ролями, функциями, технологиями.

- Четвертое условие эффективной подготовки менеджеров является осуществление субъектно-деятельного подхода и предполагает совместную творческую и организаторскую работу педагога вуза, осуществляющих кураторство специалистов базовых учреждений социально-культурной сферы и студента по организации и проведению различных форм досуговой деятельности, где студент выступает самостоятельным функциональным субъектом, осуществляет целеполага-ние, принятие решений, структурирует действия, контролирует выполнение работы, оценивает ее и т. д.

- Пятое условие, определяющее готовность специалиста-менеджера к профессиональной деятельности в условиях рынка, -системное обучение студентов основным управленческим функциям для последующей их реализации при подготовке и выполнении конкретных культурно-досуговых программ. Это необходимо для реализации возможностей, которые предоставляются студенту на основе обеспечения субъектной позиции в практической работе, имеющей творческий характер, ориентированной на социально значимую профессиональную цель и оптимальный процесс ее достижения.

- Формирование профессионального самосознания специалиста-менеджера на основе рефлексии управленческих действий.

Качественная подготовка специалиста-менеджера невозможна без формирования профессионального самосознания, обусловленного специфической деятельностью в сфере культуры и искусства, а также четкого представления о том, какой должна быть его профессиональная деятельность и каковы должны быть его личностные качества, чтобы результаты были достаточно благоприятными; а также понимание того, в какой мере он стал субъектом профессиональной управленческой деятельности, что надо делать в

ближайшем будущем, чтобы совершенствоваться в своей профессии.

Развитие специалиста происходит в постоянно развивающейся социокультурной среде, которую необходимо целенаправленно формировать. Это обусловливает усложнение учебно-образовательных задач, предъявляет требования ближайшего развития, что вызывает необходимость обеспечения творческой атмосферы; внедрение в учебный процесс инновационных образовательных технологий; обеспечивающих активизацию саморазвития и самовоспитания студентов.

- Формирование специалиста-менеджера в условиях креативно-развивающегося, ду-ховно-развивающегося пространства образовательного учреждения.

В процессе обучения необходимо обеспечить тесное взаимодействие и индивидуального опыта студента, и всех субъектов профессионально-педагогической деятельности, включая опыт работы специалистов базовых учреждений и организаций, а также профессиональные научные знания.

Необходимо акцентировать внимание не на массово-репродуктивных формах работы со студентами, а активизировать индивидуально-творческие формы. Это позволит своевременно выявлять негативные стороны и своевременно производить коррекцию направленных действий профессиональной подготовки. А также нужно обсуждать проекты, предложенные студентами, их намерения по реализации этих проектов, создавать условия для развития исследовательских умений студентов, обучать профессиональной наблюдательности.

Условия, нацеленные на подготовку специалистов сферы культуры и искусства, предполагают: изменение парадигмы мышления, нацеленности на поддержку саморазвития субъектов профессиональной образовательной деятельности и изменения характера их взаимоотношений, обеспечение субъектнодеятельной позиции студентов в образовательном процессе, подготовку их к инновационной и диагностической деятельности.

Реализация в полном объеме указанных психолого-педагогических условий позволяет добиться позитивных изменений в подготовке современного специалиста-менеджера сферы культуры и искусства. Об этом свидетельствуют показатели итоговой государст-

венной аттестации выпускников, и дальнейшая их закрепляемость в учреждениях культуры и искусства - по месту работы.

1. Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство специалиста культуры. М., 2004. С. 159.

2. Коваленко В.И. Педагогический мониторинг: концептуальная модель и технологии реализации. Белгород, 2002. С. 50-53.

3. Крысько В. Г. Педагогика и психология. М.,

2004. С. 258-260.

4. Лернер И.Я. // Сов. педагогика. 1990. № 5. С. 106-119.

5. Решетников П.Е. Профессионально-личностное развитие студентов средних специальных учебных заведений на основе акмеологиче-ского подхода. Белгород, 2007. С. 160.

Поступила в редакцию 2.08.2007 г.

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВНОСТИ ЛИЦ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ РАБОТЫ, СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

О.А. Сидоренко

Sidorenko O.A. Formation model of the unemployed persons’ active position by means of social and cultural activities. In the article the process of formation model of the unemployed persons’ active position by means of social cultural activity, which includes the system of means, forms, methods, functions and principles, factors and conditions of the process of the unemployed persons’ active position forming. The model elaborated by the author allows conducting purpose-oriented pedagogical process of active position formation with the use of various technology of social and cultural activity, which lightens the consequences of the complex life situation and orienting the persons who lost their jobs to cardinally new behaviour forms, ways and strategies.

Проблема формирования активности лиц, оставшихся без работы, является насущной темой современной действительности. Многочисленные исследования проблем безработицы подтверждают тот факт, что лица, оставшиеся без работы, могут решить многие свои проблемы, связанные с потерей работой, изменив свое отношение к данной ситуации и выработав новые стили, формы, модели и стратегии собственного поведения.

Исследуемая проблема входит в комплексный процесс адаптации лиц, оставшихся без работы, направленный на конструктивный выход из сложившейся ситуации потери работы, на восстановление нормальной жизнедеятельности. Необходимость комплексного подхода к процессу адаптации лиц, оставшихся без работы, обусловлена широким спектром проблем, связанных с ситуацией потери работы и ее последствиями. Данный комплексный поход заключается в интегрировании медицинского, психологического, педагогического, социально-культурного, экономического и других направлений в единую систему, направленную на вос-

становление социального статуса лиц, оставшихся без работы, в обществе.

Целью проводимого исследования стало научное обоснование процесса формирования активности лиц, оставшихся без работы, средствами социально-культурной деятельности.

В числе основных задач ставились вопросы выявления сущности и специфики формирования активной жизненной позиции лиц, оставшихся без работы, средствами социально-культурной деятельности, обоснования социально-культурных условий формирования активной жизненной позиции лиц, оставшихся без работы, разработки и экспериментального апробирования программы формирования активной жизненной позиции лиц, оставшихся без работы, в условиях деятельности учреждений социальнокультурной сферы и др. Наиболее важной задачей исследования, на наш взгляд, является разработка модели, которая должна быть направлена на формирование активной жизненной позиции лиц, оставшихся без работы.

Первоначально нами были определены социально-культурные условия формирова-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.