"Культурная жизнь Юга России "
52 —
М> 3 (32), 2009
- играть на классической шестиструнной гитаре, петь под свой аккомпанемент, знать ритм- и бас-гитару.
Работая над музыкальным произведением, специалист обязан уметь определять такие параметры его формы, как тональность, границы частей, периодов, предложений и их каденции; характеризовать период (одночастный, модулирующий и др.), его структуру, осуществлять мелодический и гармонический анализ, рассматривать приемы мелодического развития, намечать исполнительский план работы, отмечать диапазон мелодии, анализировать лад, метрические и ритмические особенности, кульминацию мелодии и фактуру всего музыкального произведения, тональный план, единство формы и содержания.
В целях развития методики обучения специа-листа-универсала музыкального профиля в вузе мы проанализировали отдельные приемы и методы начального обучения игре на различных классических и оркестровых музыкальных инструментах при работе со студентами музыкально-педагогического факультета МГОПИ, в котором работал автор. С сентября 2003 года мы обучали студентов игре на различных музыкальных инструментах, хоровому пению, оркестровому дирижированию, вокально-инструментальному ансамблю, сольному пению, а также пению с аккомпанементом.
Особое внимание мы отводили тем студентам, которые изъявили желание заниматься на духовых инструментах, переживающих сейчас не лучшие времена, - флейте, кларнете, саксофонах альте и теноре, валторне, тромбоне, трубе, теноре, баритоне и тубах «Е8» и «В».
Эти инструменты занимают важное место в различных оркестрах: являются основой в духо-
вом, составляют опорную группу духовых (кроме тенора и баритона) - в симфоническом, а также выборочно используются в оркестре народных инструментов.
В основе нашей работы лежали теоретические и практические мелкогрупповые и индивидуальные занятия продолжительностью по 45 минут каждое и двухчасовое - в ансамблевой и оркестровой группе, которые проходили один раз в неделю.
Творческая отчетность по работе проводилась два раза в год, в январе и мае - июне, перед окончанием учебного года. Подобные занятия оказали плодотворное влияние на развитие эмоционально-нравственных чувств и любви к музыкальному искусству. Особенно ярко это проявлялось в концертах, где принимали активное участие творческие группы, состоящие из студентов других факультетов института.
Таким образом, в рамках опытной работы, на музыкальных занятиях со студентами факультета, была проверена и доказана эффективность нашей методики при подготовке студентов музыкального профиля педагогических и других вузов для формирования у них профессионального мастерства будущих специалистов-универсалов.
Литература
1. Казурова А. С, Проблемы государственного образовательного стандарта высшего профессионального музыкального образования: опыт и перспективы. М., 2005.
2. Куревгша О. А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. М., 2003.
3. Уколова Л, И. Педагогически организованная музыкальная среда как средство становления духовной культуры растущего человека. М., 2008.
A. P. CHERVATYUK. MUSICAL EDUCATION: MODERN TOP-SPECIALIST
The article deals with the model and conception of preparing modern specialist in any musical profile in the high school, registering modernization of Russian musical education.
Key words: top-specialist in music, humanization of high education.
Е. В. ШВАРЕВ
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ВУЗА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
Статья посвящена критериям и показателям эффективности управления процессами интеграции в вузах культуры и искусств. Выделены основные типы этих процессов: содержательно-обобщающие, функцио-нально-агрегатирующие, организационно-преобразующие и личностно-развивающие.
Ключевые слова: интеграция, интеграционный процесс, управление интеграционными процессами, критерии, показатели.
Одной из важнейших тенденций современ- Целенаправленное и успешное управление ими ного профессионального образования являет- невозможно без обоснования соответствующих ся интенсификация интеграционных процессов. критериев и показателей эффективности.
№ 3 (32), 2009
"Культурная жизнь Юга России "
На основе обобщения эмпирического опыта нами было выделено четыре основных типа интеграционных процессов, характерных для современных вузов культуры и искусств: содержательно-обобщающие, функционально-агрегатирую-щие, организационно-преобразующие и личнос-тно-развивающие.
Особенностью содержательно-обобщающих интеграционных процессов является их направленность на установление разнообразных связей в содержании образования, повышение плотности информации и ее содержательное обобщение, поиск способов унификации знания в определенно сложившихся и постоянно совершенствующихся формах познания и выражения познанного. В качестве интегрирующего фактора в этих процессах выступает определенная методологическая идея.
Функционально-агрегатирующие интеграционные процессы направлены на кооперирование усилий людей, достижение единства в их действиях. Интеграция осуществляется в разных видах совместной деятельности и их структурных компонентах.
Основным смыслом и содержанием органи-зационно-преобразующих интеграционных процессов является создание новых организационно-образовательных структур (комплексов, проблемных лабораторий интеграционного типа, временных научно-исследовательских коллективов и др.). Интегрирующим фактором в таких реорганизациях является совместно выработанная субъектами программа деятельности, в основу которой положена авторская концепция.
Личностно-развивающие интеграционные процессы связаны с формированием и развитием интеграционных личностных образований (по определению В. С. Мерлина, интеллигентности, профессиональной компетентности, творческого потенциала, интегральной индивидуальности) [1]. Опираясь на суждения Л. С. Выготского, мы можем утверждать, что здесь используются как интегрирующие такие формы образовательной деятельности, которые позволяют обеспечить переход внешних процессов во внутриличностный план [2]. В соответствии с данной типологией мы выделяем четыре критерия эффективности управления интеграционными процессами в вузах культуры и искусств, рассматривая в качестве первого развитие организационного субъекта образовательной деятельности.
Исследования психологов А. Л. Журавлева, Б. Ф. Ломова, Л. И. Уманского, А. С. Чернышева и других показывают, что эффективность совместной деятельности в значительной мере зависит от скоординированности и согласованности усилий. Активное взаимодействие может приводить к образованию особых социальных общностей, обладающих качеством субъектности групповых и организационных субъектов профессиональной деятельности.
Под групповым субъектом в широком смысле слова мы понимаем такую социальную общность людей, которая в деятельности и во взаимоотно-
шениях с другими субъектами и социальными сообществами ведет себя как единое целое. В качестве групповых субъектов профессиональной деятельности могут рассматриваться бригада, творческий коллектив, кафедра, факультет, вуз или любая другая организация в целом и т. д. Если групповым субъектом, по определению О. П. Решетникова, является организация или учреждение в целом, то его называют организационным субъектом [3]. Формирование последнего может рассматриваться в качестве стратегической цели, результата развития интеграционных процессов и критерия эффективности управления ими в связи с тем, что только в этом случае достигается сине-ргетический эффект в деятельности субъектов образования и наиболее оптимальные результаты.
Показателями развития вуза как организационного субъекта образовательной деятельности являются следующие факторы: достижение целевого, концептуального, содержательного, технологического и критериального единства в действиях субъектов; уровень кооперации усилий субъектов при решении образовательных задач; сработанность и совместимость субъектов при выполнении коллективной деятельности.
В качестве второго критерия эффективности управления интеграционными процессами мы в своем исследовании используем понятие целостности образовательного процесса. По мнению психологов (Л. С. Выготский, В. С. Мерлин) и педагогов, разрабатывающих проблемы управления интеграционными процессами (П. Е. Решетников, Б. И. Канаев и др.), сущность развития любой системы (а в качестве таковой можно рассматривать и личность будущего специалиста) заключается в возрастании степени интеграции личностных структур [4]. Важнейшим условием интеграции последних является целостность образовательного процесса, возрастание степени интеграции его компонентов.
Для вузов культуры и искусств можно выделить следующие показатели целостности образовательного процесса: соответствие друг другу стратегических, тактических и оперативных задач; единство и взаимосвязь обучения, воспитания, образования и саморазвития, аудиторной и внеаудиторной занятости студентов; степень интеграции научной, образовательной и социально-культурной деятельности преподавателей и студентов.
В качестве третьего критерия мы используем понятие интегрированности образования, под которым понимается способность обеспечивать гармоничное включение субъектов (носителей образования) в деятельность различных социальных общностей, их адаптацию в трудовых коллективах, успешное решение ими профессионально-трудовых, социально-культурных и общественно-политических задач, осознание своего места и роли в общей деятельности, успешное выполнение социальных функций в соответствии с общественными ожиданиями и установленными нормами поведения. Интегрированность образования следует отличать от «интегративного»
"Культурная жизнь Юга России "
М> 3 (32), 2009
образования, подразумевающего процесс обучения и воспитания учащихся, студентов, основанный на использовании интегративных форм и методов.
Выделим следующие основные показатели интегрированности образования в вузе культуры и искусств: интеграция вузовского образования в мировое образовательное пространство; интеграция деятельности субъектов образования в региональный социально-культурный процесс; успешность адаптации выпускников вуза в профессио-нально-трудовых коллективах.
Четвертым критерием эффективности управления интеграционными процессами в вузе является развитие интегральной индивидуальности будущих специалистов, которую исследовал В. С. Мерлин [5]. В трудах Б. Г. Ананьева была раскрыта основная закономерность развития интегральных качеств человека, который последовательно проходит этапы становления от индивида к личности, затем к субъекту профессиональной деятельности и собственной жизни. Завершается этот процесс становлением творческой индивидуальности [6]. В трудах В. С. Мерлина было показано, что полноценная творческая самореализация сущностных сил человека возможна лишь в том случае, если он не только обладает творческим потенциалом и неповторимыми чертами личности, но и активно интегрируется в деятель-
ность социальной общности, т. е. становится интегральной индивидуальностью. Показателями ее сформированности у будущих специалистов являются их творческий потенциал, развитое системное мышление, гармонизация индивидуальных, групповых, вузовских и национальных целей, интересов и потребностей.
Итак, мы рассмотрели основные типы интеграционных процессов, их особенности, а также основные критерии эффективности управления интеграционными процессами в вузах культуры и искусств.
Литература
1. Мерлин В. С. Психология индивидуальности избранные психологические труды. М., 2005.
2. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3 / под ред. А. М. Матюшкина. М., 1983.
3. Решетников О. П. Формирование духовно-раз-вивающей среды в учреждениях среднего профессионального образования: моногр. Белгород, 2008.
4. Решетников П. Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей: педагогическая мастерская. М., 2000; Кстаев Б И. Система внутришкольного управления. М., 1997.
5. Мерлин В. С. Психология индивидуальности ...
6. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы челове-кознания: избранные психологические труды. М., 2005.
E. V. SHVAREV. THE CRITERIA AND INDICATORS OF EFFICIENCY OF DIRECTION OF INTEGRAL PROCESSES IN EDUCATIONAL SYSTEM OF INSTITUTE OF CULTURE AND ARTS
This article is dedicated to the criteria and indicators of efficiency of direction of the main kinds of integral processes in institutes of culture and arts: substantial-generalized, functional-aggregated, organizing-reformatory and personal-developing.
Key words: integration, integral process, direction of integral processes, criteria, indicators.
В. В.ТРУБИНСКИЙ
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
В статье рассматривается проблема индивидуализации процесса обучения курсантов военного летного вуза, а также противоречия между индивидуальным и коллективным подходами в учебно-воспитательном процессе.
Ключевые слова: индивидуализация обучения, индивидуальный и коллективный подходы, формы обучения.
Проблема качественной подготовки летчиков в кратчайшие сроки в условиях интенсификации и индивидуализации педагогического процесса является одной из центральных при обучении курсантов высших военных авиационных учебных заведений России. Индивидуальный подход, рассматриваемый нами, позволяет на практике создать систему, эффективную для всех обучающихся.
Активизация человеческого фактора в военном деле, прежде всего, связана с выявлением и максимально полным использованием в процессе
обучения индивидуальных особенностей курсантов, обеспечением необходимого соответствия их личных возможностей требованиям военной профессии [1].
Практическая значимость проблемы индивидуализации занятий обусловлена сложностью рационального разрешения существующего противоречия между коллективным характером учебной деятельности и сугубо индивидуальным усвоением знаний. Эту сложность можно успешно разрешить лишь при условии активи-
№ 3 (32), 2009 "Культурная жизнь Юга России " ^
зации самостоятельной учебно-познавательной работы [2].
Необходимость решения данного вопроса особенно ярко выражена в военном вузе. Как и в других образовательных учреждениях закрытого типа, учеба курсантов в отличие от их гражданских сверстников в большей степени связана с жизнью коллектива. Поскольку их быт и обучение подчинены воинскому уставу и дисциплине, они в известной степени ограничены в свободе передвижений и в связях за пределами вуза. Формирование качеств взрослого, самостоятельного человека происходит в этой среде значительно раньше, чем у гражданской молодежи, по причине того, что эти процессы проходят в режиме интенсивной службы, совмещения учебы с выполнением воинских обязанностей и повышенной правовой ответственности.
Коллективный подход в обучении и воспитании курсантов всегда играл ведущую роль, поскольку основную часть своего времени они проводят в коллективе, в котором живут и служат. Поэтому очевидно, что большое значение в этих условиях принадлежит именно коллективным формам деятельности.
Индивидуальный подход рассчитан на более глубокую и сосредоточенную работу в области развития персональных качеств личности. Однако при этом нельзя допускать, чтобы курсанты переживали ощущение неполноценности, приводящее к пассивности, утрате стимулов к обучению, снижению чувства собственного достоинства. Для специалиста летной профессии чрезвычайно важным является воспитание сильных сторон личности, которые бы гарантировали успех и веру в свои силы. Поэтому в педагогической практике необходимо умело использовать поощрение и порицание. Положительные эмоции, связанные с достижением успеха, - основа наиболее эффективного обучения.
Коллективный и индивидуальный подходы, взятые в отдельности, имеют присущие им достоинства и недостатки. Нарушение баланса между ними может привести к возникновению сложных психологических проблем. Так, коллективизм стимулирует инициативу, активность, обеспечивает динамику познавательных процессов. Однако его доминирование при отсутствии принципа индивидуализации приводит к насаждению усредненного подхода к курсантам, в результате чего теряется личность. Индивидуальная самостоятельная работа не только углубляет знания курсанта, но и является уникальным механизмом формирования у него всех необходимых для профессиональной деятельности умений и навыков. В то же время ограничение учебно-воспитательной деятельности только индивидуальными методами лишает курсанта разнообразия общения, тормозит формиро-
вание опыта совместной работы и умения жить в коллективе. В связи с этим немаловажная роль отводится рациональному сочетанию коллективных и индивидуальных форм обучения, позволяющему избежать противоречия в организации учебно-воспитательной работы.
Коллективные формы обучения и воспитания подразумевают получение знаний, приобретение умений и навыков курсантами в составе потока, учебной группы, подгруппы, пары, проведение групповых консультаций, тогда как индивидуальная форма - это сугубо личная работа курсанта, а также преподавателя, командира персонально с каждым курсантом.
В процессе реализации индивидуального обучения необходимо иметь определенную информацию о личности обучаемого, т. е. принимать во внимание сведения о его темпераменте, характере, особенностях мышления, способностях и дарованиях. К индивидуальным формам обучения можно отнести персональные консультации, самостоятельную работу, подготовку и проведение фрагмента учебного занятия, а также подготовку докладов, рефератов, выступлений и т. д.
В настоящее время коллективные и индивидуальные формы обучения не практикуются отдельно. Они существуют, дополняя друг друга. Поэтому необходим строгий дифференцированный подход для использования в учебно-воспита-тельной деятельности сочетания коллективных и индивидуальных форм.
В перспективе предполагается создание индивидуальных программ, ориентированных на конкретные образовательные потребности и цели, учитывающие опыт, уровень подготовки, психофизиологические, когнитивные особенности каждого курсанта [3]. Реализация этой модели обучения позволит повысить открытость образовательной системы [4].
Именно такой подход к обучению в современных условиях способствует привитию курсантам необходимых знаний, позволяет сформировать у них профессиональные умения и навыки.
Литература
1. Аношкин А. Ю., Железовская Г. И. Формирование профессиональной направленности курсантов военных авиационных вузов: моногр. Саратов, 2001. С. 19.
2. Уварова И. В. Информационные критерии индивидуального планирования в системе непрерывного образования // Новые педагогические исследования: приложение. № 5. М., 2006. С. 131-134.
3. Никонова 3. В. Педагогика высшего образования: учеб. пособие. Краснодар, 2006. С. 40.
4. Гордеева Н. Н. Индивидуализация обучения: опыт, реалии, перспективы // Педагогика. 2002. № 2. С. 32-38.
V. V. TRUBINSKIY. INDIVIDUALIZATION OF CADETS TRAINING IN EDUCATIONAL PROCESS
The article is dedicated to the problem of cadets training individualization in high aviation military institute of higher education and to the problem of contradiction between the individual and collective approach in educational process.
Key words: individualization of education, individual and collective approaches, forms of education.