Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА В КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ'

СПЕЦИФИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА В КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ИНКЛЮЗИВНАЯ СРЕДА / ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данилевич Татьяна Александровна

Специфика педагогической работы с одаренными детьми является объектом многих отечественных и зарубежных исследований. Актуальность данного исследования заключается в том, что некоторые категории одаренных детей не могут действовать согласно социальным ожиданиям, поэтому основная задача педагогов, психологов и других специалистов помочь ребенку адаптироваться в обществе. Цель статьи изучить возможности работы с ребенком с исключительными возможностями, в инклюзивной среде, которая включает в себя детей с общими и особыми образовательными потребностями. Теоретическое исследование заключается в анализе научного материала по педагогической работе с одаренными детьми, профессиональным компетенциям специалиста в этой сфере. Автором изучены классификации категорий одаренных детей, что имеет важное значение для успешной диагностики выдающихся способностей у учащихся. Также рассмотрены различные трудности, возникающие у одаренных детей и причины их возникновения. Базой практического исследования стал городской детский лагерь “Эрудит” Городского центра речевой реабилитации. Данная инклюзивная площадка включает в себя различные виды мероприятий, направленных на гармоничный рост личности всех категорий детей. Исследование показало, что данная организация деятельности одаренных детей содействует их физическому, эмоциональному и психологическому развитию, более того у них появляется возможность расширить свои знания и умения в других видах деятельности и улучшить коммуникационные навыки. Результаты исследования вносят вклад в дальнейшие исследования в работе с одаренными детьми в культурно-образовательной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF PEDAGOGICAL SUPPORT OF A GIFTED CHILD IN A CULTURAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The specifics of pedagogical work with gifted children are the object of many domestic and foreign studies. The relevance of this study is that some categories of gifted children cannot act according to social expectations, therefore, the main task of teachers, psychologists and other specialists is to help the child adapt to society. The purpose of the article is to explore the possibilities of working with a child with exceptional abilities, in an inclusive environment that includes children with general and special educational needs. Theoretical research consists in the analysis of scientific material on pedagogical work with gifted children, professional competencies of a specialist in this field. The author studies the classifications of categories of gifted children, which is important for the successful diagnosis of outstanding abilities in students. Various difficulties that arise in gifted children and the causes of their occurrence are also considered. The basis of the practical research was the city children's camp “Эрудит” City Speech Development Center. This inclusive platform includes various types of activities aimed at the harmonious growth of the personality of all categories of children. The study showed that this organization of gifted children's activities contributes to their physical, emotional and psychological development, moreover, they have the opportunity to expand their knowledge and skills in other activities and improve communication skills. The results of the study contribute to further research in working with gifted children in a cultural and educational environment.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА В КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»

Это необходимо для того, чтобы обеспечить подростка средствами, которые позволят ему эффективно решать организационные задачи.

Реализуя данную технологию, общеобразовательная организация обеспечит развитие у школьников тех навыков, которые необходимы им для целенаправленного, обдуманного, ответственного, уверенного поведения.

Помимо обеспечения жизненного самоопределения молодых людей, реализации их интересов, установления активного взаимодействия с социумом, содержательно-методический конструкт деятельности школы должен быть направлен на развитие у подростков умений и навыков самостоятельной работы, умений аргументировать собственную позицию, обогащать свой социальный опыт.

Литература:

1. Вежевич, Т.Е. Педагогические условия развития лидерских качеств учащихся: Дис... канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2001. - 198 с.

2. Дубро, Ю.С. Модель развития лидерства в коллективе старшеклассников / Ю.С. Дубро // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». - Том 7, №4. - 2015. - 108 с.

3. Кричевский, Р.Л. Феномен идентификации в лидерстве у старшеклассников / Р.Л. Кричевский // Социально-психологические проблемы личности и коллектива. - Ярославль: ЯрГУ, 2012. - С. 122-126

4. Марфина, Е.А. Лидерские качества и тенденции развития этих качеств / Е.А. Марфина, М.Ю. Седова, Д.А. Шехов // Инновационные технологии управления. - 2017. - С. 46-49

5. Парыгин, Б.Д. Руководство и лидерство / Б.Д. Парыгин. - Л.: ЛГПИ, 1973. - 144 с.

6. Прутченков, А.С. Ученическое самоуправление: организационно-правовые основы, система деятельности: учебно-методическое пособие / А.С. Прутченков, И.С. Фатов. - М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2013. - 112 с.

7. Смекалова, Е.М. Школа лидерства: Методические рекомендации / Е.М. Смекалова. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 96 с.

8. Уманский, А.Л. Педагогическое сопровождение детского лидерства: Дис. доктора пед. наук. Кострома, 2004. - 321 с.

9. Чугунова, О.Д. Детское общественное объединение как способ педагогического влияния на социальную активность подростков: Дис. канд. пед. наук. Кострома, 2000. - 185 с.

Педагогика

УДК 376.5

аспирант Данилевич Татьяна Александровна

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (г. Москва)

СПЕЦИФИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА В КУЛЬТУРНО-

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Аннотация. Специфика педагогической работы с одаренными детьми является объектом многих отечественных и зарубежных исследований. Актуальность данного исследования заключается в том, что некоторые категории одаренных детей не могут действовать согласно социальным ожиданиям, поэтому основная задача педагогов, психологов и других специалистов помочь ребенку адаптироваться в обществе. Цель статьи изучить возможности работы с ребенком с исключительными возможностями, в инклюзивной среде, которая включает в себя детей с общими и особыми образовательными потребностями. Теоретическое исследование заключается в анализе научного материала по педагогической работе с одаренными детьми, профессиональным компетенциям специалиста в этой сфере. Автором изучены классификации категорий одаренных детей, что имеет важное значение для успешной диагностики выдающихся способностей у учащихся. Также рассмотрены различные трудности, возникающие у одаренных детей и причины их возникновения. Базой практического исследования стал городской детский лагерь "Эрудит" Городского центра речевой реабилитации. Данная инклюзивная площадка включает в себя различные виды мероприятий, направленных на гармоничный рост личности всех категорий детей. Исследование показало, что данная организация деятельности одаренных детей содействует их физическому, эмоциональному и психологическому развитию, более того у них появляется возможность расширить свои знания и умения в других видах деятельности и улучшить коммуникационные навыки. Результаты исследования вносят вклад в дальнейшие исследования в работе с одаренными детьми в культурно-образовательной среде.

Ключевые слова: педагогика, инклюзивная среда, одаренные дети, педагогическое сопровождение, психологическое сопровождение, особые образовательные потребности, культурно-образовательная среда.

Annotation. The specifics of pedagogical work with gifted children are the object of many domestic and foreign studies. The relevance of this study is that some categories of gifted children cannot act according to social expectations, therefore, the main task of teachers, psychologists and other specialists is to help the child adapt to society. The purpose of the article is to explore the possibilities of working with a child with exceptional abilities, in an inclusive environment that includes children with general and special educational needs. Theoretical research consists in the analysis of scientific material on pedagogical work with gifted children, professional competencies of a specialist in this field. The author studies the classifications of categories of gifted children, which is important for the successful diagnosis of outstanding abilities in students. Various difficulties that arise in gifted children and the causes of their occurrence are also considered. The basis of the practical research was the city children's camp "Эрудит" City Speech Development Center. This inclusive platform includes various types of activities aimed at the harmonious growth of the personality of all categories of children. The study showed that this organization of gifted children's activities contributes to their physical, emotional and psychological development, moreover, they have the opportunity to expand their knowledge and skills in other activities and improve communication skills. The results of the study contribute to further research in working with gifted children in a cultural and educational environment.

Key words: pedagogy, inclusive environment, gifted children, pedagogical support, psychological support, special educational needs, cultural and educational environment.

Введение. Актуальным вопросом для современной педагогики остается создание инклюзивной образовательной среды, позволяющей учиться и развиваться детям с различными способностями, интересами и потребностями в едином пространстве. Для успешной подготовки одаренного ребенка к школе необходимо обращать внимание на его индивидуальные особенности развития, психологические и физиологические факторы. Педагогическое сопровождение и

дополнительная работа с ребенком должна иметь различные формы организации учебного процесса, находить новые методы и средства обучения.

Цель данного исследования - проанализировать возможности педагогической работы с одаренным ребенком, включенным в культурно-образовательную среду посредством организации инклюзивной площадки.

Для достижения цели были поставлены несколько задач: изучить научно-исследовательскую литературу, позволяющую выявить особенности построения образовательного процесса работы с одаренными детьми, изучить специфику участия одаренных детей в культурно-образовательной среде, проанализировать влияние организации инклюзивной культурно-образовательной площадки детей разных культурно-образовательных потребностей на их личностное развитие.

Методология исследования: подбор и анализ научной литературы, систематизация полученной информации и педагогического опыта в исследуемой области знаний, проведение социологического исследования.

Экспериментальной базой исследования стали результаты проведения групповых занятий и культурно-образовательных мероприятий в городском детском лагере "Эрудит" Городского центра речевой реабилитации.

Изложение основного материала статьи. Термин "одаренность" может определяться как определенная ступень развития способностей человека, позволяющая человеку достигнуть больших и качественных результатов в определенной сфере, на которой направлена деятельность [8, С. 66-67].

Рассмотрим также несколько классификаций одаренности согласно соответствующим критериям:

- вид деятельности;

- степень сформированности;

- форма проявления;

- особенности развития;

- широта проявления в разных видах деятельности.

В основе первой классификации лежит критерий вида деятельности, согласно которой может распределяться одаренность. Так в художественно - эстетической деятельности одаренность может быть изобразительной, хореографической, сценической, литературно-поэтической, музыкальной, в практической деятельности может быть проявлена спортивная, организационная деятельность, а в коммуникативной деятельности можно отметить организационную, аттрактивную и лидерскую одаренность. Следующая классификация одаренности основывается на степени сформированности. Выделяется актуальная одаренность, когда ребенок уже обладает достижением определенного уровня развития, который выше норм как возрастных, так и социальных. Также ученик может иметь потенциальную одаренность, она развивается в том случае, если он имеет возможности достигнуть качественных результатов в определенной сфере деятельности, но они остаются нереализованными под влиянием неблагоприятных факторов: низкая мотивация, отсутствие образовательных средств, наличие коммуникативных трудностей.

Если учитывать особенности возрастного развития, то выделяются ранняя и поздняя одаренности. А критерий "широта проявления" служит для разграничения специальной и общей одаренностей. При этом общая одаренность может проявляться во многих сферах деятельности ребенка посредством интеллектуальных, волевых, психологических, эмоциональных способностей. Специальная одаренность, как правило, имеет узкую направленность, конкретную область знаний: математика, языкознание, социология [1, С. 75-76].

Возникает необходимость также изучить вопрос форм проявления одаренности у детей, что важно для своевременной диагностики для создания специальных средств и условий, способствующих планомерному развитию и личностному росту. Так как в данном исследовании рассмотренные виды одаренности имеют свою специфику, важно помнить, что каждый ребенок является личностью, и обладает совокупностью характерных особенностей, что может повлиять на внешнее проявление черт одаренности.

Например, одаренность в интеллектуальной сфере деятельности выражается в исключительной памяти, способности к быстрому обучению и овладению новыми навыками и знаниями, самостоятельном стремлении узнать новую информацию, точности мышления, наблюдательности.

Академическая одаренность проявляется в предпочтении ребенком определенных учебных дисциплин (математика, русский язык, чтение), при этом учебная деятельность занимает приоритетную позицию. Ученик может проявлять интерес к вычислениям, решениям математических задач или же имеет желание проводить экспериментировать, познавать устройство и закономерности окружающей среды.

Одаренный ребенок также может выбрать творческую сферу деятельности. Тогда его действия в данной области могут характеризоваться стремлением достичь лучшего результата, создать неповторимый творческий продукт, проявить креативность, нестандартность мышления.

Также педагогу необходимо заметить проявление у детей исключительную способность ученика в коммуникативной сфере, умение общаться и достигать взаимного понимания с людьми разного возраста, выдвигать инициативу и занимать лидерскую позицию, брать на себя ответственность [2, С. 23].

Правильная оценка наличия способностей и предрасположенностей является важным начальным этапом для результативной работы с учащимися. Психолого-педагогическая диагностика требует конкретных профессиональных навыков и умений педагога многомерного систематического анализа развития ребенка на протяжении конкретного отрезка времени, а также знаний в области изучения одаренности детей, видов и проявлений.

Для получения надлежащих результатов диагностики педагогами используются соответствующие методы, такие как анализ поведения в различных видах деятельности, подходящих под личные интересы и склонности учащегося, проведение всесторонней оценки поведенческих особенностей ребенка и возможней развития признаков одаренности.

Результаты проведенной психолого-педагогической диагностики полезно использовать для совершенствования способностей ребенка с одаренностью и эмоциональной и моральной помощи в процессе последующего социально-культурного и образовательного процесса [6, С. 122].

Дальнейшим этапом для работы с одаренным ребенком - умение способствовать стабильному развитию его способностей. Несмотря на то, что одаренность зависит не только от внутренних, врожденных, но и от внешних факторов, к которым можно отнести создание функционирующей образовательной системы, способствующей достигнуть раскрытия потенциала ребенка.

Безусловно, одаренный ребенок нуждается в организации подходящих условий, удовлетворяющих его эмоциональной, интеллектуальной, психологической и мотивационно-волевой сфер. Одним из таких условий может стать назначение особой образовательной программы, индивидуальной траектории обучения, которая отвечает потребностям одаренного ученика, подходит к возрастным особенностям. Важно заметить, что для реализации этой программы необходимо содействие как родителей, так и всех участников образовательного процесса.

Еще одним фактором гармоничного развития является психологическая и эмоциональная поддержка педагогом одаренных учеников, способность выработать уверенность в принимаемых решениях и собственных возможностей,

сформировать навыки самоанализа и рефлексии. Также необходимо помнить о том, что педагогу следует стремится к развитию у ученика познавательного интереса, желанию стремится к новым целям, не останавливаться на достигнутых результатах, проявлять активную творческую деятельность и инициативу [7, С. 248-249].

Важным составляющим данного аспект психологического сопровождения ребенка с одаренностью является включение его в научный, творческий или социальный процесс, создание возможностей и условий пользования своими исключительными способностями и показывать результаты своей деятельности и саморазвития [6, С. 122-123].

Для проведения корректной работы с одаренными детьми необходима высокая профессиональная подготовка педагогов, способных грамотно вести ребенка по индивидуальному образовательному пути, обучая широкому спектру знаний и практических умений в нескольких сферах жизни.

Существует также проблема стереотипности мышления педагогов, работающих с детьми с одаренностью. В процессе общения и обучения с ребенком с одаренностью надо понимать, что не все его показатели в разных видах деятельности будут выше нормы. Если у ребенка проявляется специальный вид одаренности в какой-то конкретной области знаний, возможно наблюдать низкую успеваемость по другим учебным дисциплинам или же несформированность конкретных навыков. Тогда педагогу необходимо замотивировать учащегося на осуществление всестороннего развития.

Необходимо также помнить о том, что у некоторых категорий одаренных детей может отсутствовать желание к изучению учебных дисциплин или же не склоны занимать лидерские позиции в классе или группе сверстников. Такое наблюдается у детей, одаренных в сфере творчества или узконаправленных областях.

Педагогу необходимо следить за построением благоприятного психологического климата для всех участников образовательного и коммуникационного процессов. Нежелательная враждебная среда отрицательно сказывается на развитие исключительных способностей одаренного ребенка, сказывается на его самооценке и эмоциональном состоянии [3, С. 114].

Одной из распространенных многие дети, обладающие выдающимися способностями, нередко могут испытывать трудности в построении диалога с окружающей их социальной средой. Причины возникающих коммуникационных трудностей могут быть совершенно разнообразными.

Одной из таких причин может стать гиперчувствительность эмоциональной сферы одаренных детей. Особенно это может относится к детям с творческой одаренностью, ведь такие дети имеют исключительную способность чувствовать окружающий их мир, эмоции и настроение других людей, а также обладают сильной впечатлительностью. Неосторожная критика преподавателей, непонимание среди ровесников, неспособность найти общий язык с другими людьми может стать серьезной проблемой для развития способностей одаренного ребенка.

Нередко возникают ситуации, когда одаренному ученику оказывается особое внимание и отношение педагогического состава, что вызывает негативные эмоции у остальных членов образовательного процесса, такие как зависть, злость, обида. При отсутствии навыков общения одаренный ребенок может не уметь наладит общение с другими членами группы, что повлечет за собой большее отстранение от взаимодействия с социумом.

Для предотвращения возникновения проблемных ситуаций необходима социально-педагогическая помощь, направленная на формирование социальных навыков, психоэмоционального состояния, на успешное прохождение адаптационного периода [5].

Одним из решений образовательных, коммуникационных и социально-культурных проблем является создание благоприятной инклюзивной среды, включающей в себя взаимодействие детей с разными способностями и потребностями в культурно-образовательном аспекте и позволяющей обучение и разностороннее развитие всех ее участников вне зависимости от индивидуальных особенностей. Создание данного пространства позволит не только способствовать развитию исключительных навыков ребенка, но и создаст нужный эмоциональный фон.

Интеграция как личных интересов одаренного ребенка, так и социальных, достигается за счёт формирования такого образца социума, в котором каждый ребенок находится во внимании педагога, который, в свою очередь, оказывает психологическое и педагогическое сопровождение посредством включения ребенка в жизнь общества, организации возможности участия в мероприятиях, способствующих удовлетворению потребностей ребенка с одаренностью. Такими мероприятиями могут считаться участие в фестивалях, творческих конкурсах, олимпиадах, научно-исследовательских конференциях [4].

На представленных теоретической базе была создана инклюзивная площадка детского городского лагеря "Эрудит" в Городском центре речевой реабилитации. Исследуемый городской лагерь для детей младшего школьного возраста был организован с целью гармоничного разностороннего развития детей с разными способностями и культурно-образовательными потребностями в комфортной для всех участников обстановке. Основной особенностью городского детского лагеря является разнообразие мероприятий, где дети могут не только получить новые знания, развить свои способности, но и обменяться друг с другом полученным опытом, обрести новых друзей и впечатления на всю жизнь.

Данное культурно-образовательное пространство было создано как возможность привить коммуникационные навыки у одаренных детей и детей с общими и особыми образовательными потребностями, в том числе категории одаренных детей, которым необходимо активное взаимодействие с ровесниками.

Рассмотрим различные виды мероприятий, организованных в рамках проведения данной инклюзивной площадки, а также их влияние на развитие личности детей, принимающих в них непосредственное активное участие. Одним из важных составляющих ежедневного расписания детского городского лагеря "Эрудит" является участие детей в мастер-классах различного профиля на базе Городского центра речевой реабилитации. Такой опыт поможет детям наиболее глубоко изучить ту или иную сферу человеческой деятельности. Для гармоничного развития и получения практического опыта юным участникам предлагается попробовать свои силы в декоративно- прикладном искусстве, литературе, музыке, лингвистике, физике, математике и получить ценные знания от профессиональных специалистов. Подобные мероприятия позволяют одаренным детям удовлетворить их врожденную любознательность, а также приобрести дополнительные умения и личностные качества, которые они смогут в будущем использовать для самосовершенствования собственных способностей.

Необходимо отметить и такой вид мероприятий, который вызывает особенный интерес у детей с различными увлечениями. Это групповые экскурсии в спортивные и культурные учреждения. Посещение таких учреждений, как музеи (исторические, музеи предприятий, музеи, посвященные отдельным видам деятельности), театры, выставки, спортивные комплексы позволяют детям с различными образовательными потребностями получить новый чувственных опыт, расширить знания в изучаемом вопросе. Также детям необходимо участвовать в экскурсиях для воспитания эстетических чувств, развить такие качества как самостоятельность, внимательность и организованность.

Важную составляющую организации культурно-образовательной программы городского лагеря "Эрудит" является создание рекреационных мероприятий. Ярким примером может стать проведение тематических праздников и творческих

конкурсов. Участвуя в таких мероприятиях, дети получить новые яркие впечатления, проявить свои сильные стороны личности: побороть стеснительность и научиться выражать свои эмоции и чувства.

Особенно ценно для детей время отдыха, которое в зависимости от погодных условий он проводят в игровой комнате, предпочитая настольные и развивающие игры или на свежем воздухе на детских площадках. Во время совместной игры дети учатся коммуникации, разрешению возникающих конфликтных ситуаций.

Результаты педагогической работы в городском детском лагере "Эрудит" показали, что одаренным детям необходимо активное участие в разнообразных формах и видах деятельности, так как это способствует улучшению их коммуникативных навыков, способствует физическому, интеллектуальному и эмоциональному развитию.

Выводы. Данная статья направлена на изучение особенностей педагогической работы с одаренными детьми в культурно-образовательной среде. Было выявлено, что педагогу для успешной работы необходимо уметь выявить одаренность в процессе специальной диагностики, для чего необходимо знать критерии, по которым выделяются категории одаренных детей и их характеристики, а также оказывать непосредственное психолого-педагогическое сопровождение для совершенствования личности одаренных детей. От профессионализма педагога, его творческой способности, умения создать подходящую образовательную и социальную среду зависит успешность развития одаренных детей.

В ходе исследования произведен анализ педагогической работы по организации инклюзивной площадки для детей как общих, так и особых образовательных потребностей. Были выявлено положительное влияние на общее физическое, эмоциональное и психологическое развития одаренных детей и совершенствование коммуникативных, культурных навыков.

Литература:

1. Агалакова, М.Ю. Особенности детской одаренности / М.Ю. Агалакова, А.О. Лучинина // Вестник ВятГУ. - 2018. -№1. - C. 75-80

2. Дурманенко, О.Л. Анализ видовых проявлений детской одаренности / О.Л. Дурманенко // Научен вектор на Балканите. - 2019. - №1 (3). - C. 22-24

3. Мубаракшина, А.Р. Готовность педагога к работе с одаренными детьми / А.Р. Мубаракшина, А.Ш. Яруллина, Д.Р. Саляхутдинова // Казанский вестник молодых учёных. - 2018. - №3 (6). - C. 113-117

4. Парц, О.С. Идеи инклюзии для образования одаренных детей идеи инклюзии для образования одаренных детей / О.С. Парц // Russian Journal of Education and Psychology. - 2021. - №6. - C. 78-98

5. Токарев, О.А. Одаренные дети: трудности в общении / О.А. Токарев // Гаудеамус. - 2018. - №3 (37). - C. 73-75

6. Федорченко, С.Ю. Создание комфортной среды развития одаренных обучающихся в условиях профессиональной образовательной организации / С.Ю. Федорченко // Инновационное развитие профессионального образования. - 2019. - №2 (22). - C. 120-124

7. Хабибулина, О.П., Выявление и поддержка одарённых детей в организациях дополнительного образования / О.П. Хабибулина, С.В. Подгорнова // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - №62-3. - C. 248-251

8. Хамедова, Ю.Р. Развитие способностей. Одаренность / Ю.Р. Хамедова // Наука, техника и образование. - 2020. -№1. (65). - C. 65-70

Педагогика

УДК 378

кандидат медицинских наук, доцент кафедры анестезиологии и реаниматологии с усовершенствованием врачей Даниялова Надежда Данияловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный медицинский университет» (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и технологий дошкольного и дополнительного образования Багичева Жасмира Багичевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и методики их преподавания Умариева Светлана Зауровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала)

СПЕЦИФИКА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Аннотация. В статье рассмотрена специфика эмоциональных состояний студентов в процессе обучения в вузе. Получение высшего образования в высших учебных заведениях, но зачастую этот процесс может вызывать множество стрессогенных ситуаций у человека. Перспективные направления по работе с учебным стрессом обосновывают психологи, рассматривая антиципационную состоятельность как личностный ресурс студентов. Для того чтобы студенты могли осознанно относиться к трудностям учебного процесса как потенциальному источнику стресса, важно понимать особенности саморегуляции студентов в обучении. На сегодняшний день арт-психология признаётся как психотерапевтическое направление, позволяющее прорабатывать и корректировать психоэмоциональные состояния личности, но не диагностируя патологических нарушений. Организация учебного процесса с арт-терапевтическими техниками позволяют отслеживать межличностные конфликты в группах, кризисное состояние, стресс.

Ключевые слова: специфика, эмоциональные состояния, студент, процесс, обучение, вуз.

Annotation. The article deals with the specifics of students' emotional states in the process of higher education. Obtaining higher education in higher education institutions, but often this process can cause a lot of stressful situations for a person. Prospective directions for dealing with academic stress are substantiated by psychologists, who consider anticipatory statehood as a personal resource of students. In order for students to be aware of the difficulties of the learning process as a potential source of stress, it is important to understand the peculiarities of students' self-regulation in learning. Today, art psychology is recognised as a psychotherapeutic area that allows to work through and correct the psycho-emotional states of the individual, but without diagnosing pathological disorders. The organization of the educational process with art therapy techniques allows monitoring interpersonal conflicts in groups, the crisis state, stress.

Key words: specificity, emotional states, student, process, learning, university.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.