Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ТЬЮТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ ПЕДАГОГА В СОПРОВОЖДЕНИИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ'

ОСОБЕННОСТИ ТЬЮТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ ПЕДАГОГА В СОПРОВОЖДЕНИИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ / ТЬЮТОР / СОПРОВОЖДЕНИЕ / ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / ПОДГОТОВКА / ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГ / КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белоус Ю.А.

В статье раскрываются содержательные аспекты проявления тьюторской деятельности в сопровождении одаренных детей. Одаренные дети - одна из важных задач развития современного отечественного образования и ее решение должно быть поставлено в приоритетном порядке. При этом создание условий для образования одаренных детей - это закономерный отклик на социальный заказ, обусловленный спецификой современного этапа развития нашего общества. Возможности обучения и воспитания одаренного ребенка в значительной степени зависят от сопровождающих его взрослых и, прежде всего, педагогов. В случае возникновения необходимости создания условий образовательной активности учеников, развития его способности к самоопределению и выбору образовательных перспектив, педагог может обратиться к технологиям тьюторского сопровождения. В связи с этим подготовка педагогов к выполнению данной задачи является актуальной и социально важной в системе высшего образования. С учетом того, что профессиональная деятельность педагога - полифункциональна, то тьюторское сопровождение может также осуществляться в разных направлениях деятельности педагога. Однако в отличие от традиционной педагогической деятельности, работа тьютора гораздо больше связана с направленным развитием познавательной самостоятельности обучающихся. Технология тьюторского сопровождения направлена на формирование и реализацию персональной образовательной стратегии, которая бы учитывала потенциал ученика, особенности социально-образовательного пространства и задачи конкретного вида деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF TUTOR POSITION OF TEACHER ACCOMPANIED BY GIFTED CHILDREN

The article discusses the informative aspects of the manifestation of a tutor's position accompanied by gifted children. The support of gifted children is one of the most important tasks of the development of modern domestic education, the solution of which is determined at the state level. Creating conditions for the education of gifted children is a natural response to the social order, due to the peculiarities of the modern stage of the development of our society. However, the possibilities of teaching and raising a gifted child are largely determined by the adults accompanying them and, above all, teachers. If there is a need to create conditions for the educational activity of students, as well as the formation of their ability to self-determination and determine educational prospects, the teacher can turn to the technology of tutor support. In this regard, the training of teachers to solve this problem is relevant and socially significant in the higher education system. Due to the fact that the professional activity of the teacher as a whole is multifunctional, tutor support can also be carried out in different areas of the teacher's work. Unlike traditional pedagogical activities, the activity of the tutor is much more associated with the purposeful development of cognitive independence of students. In fact, the technology of tutor support is aimed at creating and implementing a personal educational strategy that takes into account the potential of the student, the peculiarities of the socio-educational environment and the tasks of a specific type of activity.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ТЬЮТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ ПЕДАГОГА В СОПРОВОЖДЕНИИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ»

Особенности тьюторской позиции педагога в сопровождении одаренных детей

Юлия Александровна Белоус

Аспирант

Армавирский государственный педагогический университет Армавир, Россия immasquirrel@mail.ru 0000-0000-0000-0000

Поступила в редакцию 08.03.2022 Принята 19.04.2022 Опубликована 15.05.2022

< 10.25726/23654-9706-3197-ш

Аннотация

В статье раскрываются содержательные аспекты проявления тьюторской деятельности в сопровождении одаренных детей. Одаренные дети - одна из важных задач развития современного отечественного образования и ее решение должно быть поставлено в приоритетном порядке. При этом создание условий для образования одаренных детей - это закономерный отклик на социальный заказ, обусловленный спецификой современного этапа развития нашего общества. Возможности обучения и воспитания одаренного ребенка в значительной степени зависят от сопровождающих его взрослых и, прежде всего, педагогов. В случае возникновения необходимости создания условий образовательной активности учеников, развития его способности к самоопределению и выбору образовательных перспектив, педагог может обратиться к технологиям тьюторского сопровождения. В связи с этим подготовка педагогов к выполнению данной задачи является актуальной и социально важной в системе высшего образования. С учетом того, что профессиональная деятельность педагога -полифункциональна, то тьюторское сопровождение может также осуществляться в разных направлениях деятельности педагога. Однако в отличие от традиционной педагогической деятельности, работа тьютора гораздо больше связана с направленным развитием познавательной самостоятельности обучающихся. Технология тьюторского сопровождения направлена на формирование и реализацию персональной образовательной стратегии, которая бы учитывала потенциал ученика, особенности социально-образовательного пространства и задачи конкретного вида деятельности.

Ключевые слова

Готовность, тьютор, сопровождение, одаренные дети, подготовка, образование, педагог, компетенции.

Введение

На сегодняшний момент актуальной и имеющей повышенный интерес для исследователей в России и во всем мире является проблема развития и поддержки одаренности подрастающего поколения. Согласно имеющимся психолого-педагогическим исследованиям, именно одаренные дети составляют основной ресурс дальнейшего продвижения общества во всех отраслях промышленности и народного хозяйства в целом. В связи с этим потребность в высоко развитых и квалифицированных специалистах достаточно высока в мире.

Поэтому работа по обеспечению дальнейшего становления одаренных детей является одной из основных задач современного образования. Эта проблема в современной ситуации жизни рассматривается в планах государственной политики и выделяется в качестве одного из приоритетных направлений социально-экономической политики России. Характер возможностей и направлений

решения данной проблемы отражен в комплексе документов, среди которых наиболее часто используются следующие:

1. Постановление Правительства Российской Федерации №751 от 4 октября 2000 года «О национальной доктрине образования в Российской федерации», с представлением ожидаемых результатов развития системы образования до2025 года.

2. «Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов», утвержденная Президентом РФ 3 апреля 2012 года;

3. Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2015 г. № 1239 «Об утверждении «Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития» и др.

Именно содержательная сторона развития личности ребенка, формирование у него способностей и творческого потенциала и т.п. рассматривается как основная цель, поставленная перед системой отечественного образования в настоящее время.

При этом, обратной стороной работы по развития одаренности у детей является повышение профессионального уровня педагогических кадров, как специалистов, обеспечивающих именно уровень и качество развития детей. Именно компетентный педагог обеспечивает высокий уровень и качественное наполнение процессов обучения и воспитания ребенка, показывающего проявления одаренности в том числе. Современным образовательным организациям требуются педагоги, имеющие достаточный уровень проявления компетентности и компетенций, связанных с работой в динамических условиях с категориями обучающихся, имеющими различные образовательные потребности, в том числе, и проявляющими нестандартность в мышлении, которая и отличает детей с одаренностью.

Соответственно, для организации успешного сопровождения и оптимального взаимодействия с одаренными детьми, во время обучения и профессиональной подготовки в вузе будущему педагогу необходимо сформировать базовые знания, умения, навыки, компетенции, определяющие общую профессиональную подготовку, развить базовые профессионально значимые личностные качества, но и сформировать готовность к работе именно с детьми, имеющими качественно особые образовательные потребности. В связи с этим, мы говорим о необходимости сочетания в подготовке учителей и воспитателей следующих аспектов: овладением значимыми компетентностями (в частности, в аспекте нашей работы, компетенций, формирование которых происходит в рамках освоения материала дисциплин психолого-педагогического цикла), их отработка, становление качественной профессионально-личностной позиции педагога. Данные аспекты фактически являются составляющими феномена готовности педагога к тьюторскому сопровождению детей с особыми образовательными потребностям, включая одаренных детей.

Материалы и методы исследования

Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что в ходе работы может быть определено содержательное наполнение подготовки бакалавров по вопросам тьюторского сопровождения одаренных детей с целью формирования их готовности к решению данной задачи образования.

В соответствии с логикой исследования нами был использован комплекс взаимодополняющих теоретических, эмпирических и статистических методов. Данный комплекс включал: теоретический анализ идей философской, педагогической, психологической, социологической науки и практики по изучению одаренности и подготовки педагогов к сопровождению одаренных детей, анкетирование, наблюдение, ранжирование, приемы математической обработки и пр. В данной статье нами представлены результаты проведенного теоретического анализа проблемы.

Результаты и обсуждение

В рамках проводимого нами исследования рассматривалось содержание феноменов «одаренность», «готовность», «сопровождение» и «подготовка».

По итогам проведенного теоретического анализа философских, педагогических, психологических работ по проблеме позволяет сделать вывод о достаточно большом историческом опыте изучения

одаренности. Так, представление содержания, качественной сущности, генезиса, структуры итипов одаренности имеются в исследованиях Ю.Д. Бабаевой (Бабаева, 1996), Д.Б. Богоявленской (Богоявленская, 2005), Л.А. Венгера( Венгер, 1973), Н.С. Лейтеса ( Лейтес, 1996), А.И. Савенкова (Савенков, 2010), Б.М. Теплова (Теплов, 1985), М.А. Холодной (Холодная, 1997), В.Д. Шадрикова ( Шадриков, 1996) и др.

Анализ различных концептуальных моделей одаренности (по Г.В. Бурменской, А.А. Лосевой, В.М. Слуцкому), показал, что данный феномен подразумевает взаимодополнение следующих моментов:

1) личностные характеристики, включая высокую познавательную активность и интерес, потребность в осуществлении исследований, создании проектов, в целом творчеству;

2) интеллектуальные характеристики, в том числе, аналитичность и комплексность, гибкость и оригинальность мышления, осведомленность и широта знаний;

3) увлеченность ситуацией решения задачи, проблемы.

Также можем отметить, содержание и характер развития ребенка, в том числе, одаренного ребенка, определяется и происходит в системе взаимодополняющих факторов, как внешних, так и внутренних. В качестве одного из базовых факторов, выступающих доминантой специфики подготовки ребенка к проявлению всех его способностей, можно обозначить личность педагога с его уровнем подготовки и характером готовности осуществлять учебно-воспитательный процесс.

По итогам теоретического анализа исследований содержания феномена «подготовка» можно отметить, что в ряде исследований, включая работы Г.М. Айдархановой, А.В. Жигайлова, Т.Г. Мороз, Г.В. Тарасовой, Ю.Ю. Удычака и др. рассматривается подготовка профессионалов в педагогической деятельности к работе с одаренными детьми. Также во многих исследованиях отмечается, что для работы с детьми с особыми образовательными потребностями, включая одаренных детей, которые имеют нестандартность в поведении и мышлении современная система подготовки педагогов в вузе не имеет должной эффективности (Кондаурова, 2016).

Качественная и эффективная подготовка предполагает формирование готовности педагога оказывать значимые образовательные услуги. Если рассматривать феномен готовности к профессиональной деятельности в целом, то отмечают активность и активное состояние личности, определяющее деятельность; наличие установки на решение профессиональных ситуаций и задач и др.

Соответственно, организация эффективной работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности, в частности, с одаренными детьми требует наличия специалиста, реализующего действительно индивидуально-личностный подход в обучении. Данный специалист должен обладать тьюторскими навыками, уметь проводить индивидуализацию образовательного процесса, организовывать поддержку и сопровождение индивидуальных образовательных программ учащихся. (Ковалева,2006)

Различные аспекты развития деятельности педагога как тьюторараскрываются в работах В.В. Гарднера, Т.Ю. Сурниной, Е.А. Челноковой и др. Современные подходы к развитию тьюторства отражены также в работах В.А. Адольфа, Н.В. Борисовой, В.В. Давыдова, Т.А. Ковалевой, Н.В. Пилипчевской. Н.В. Рыбалкиной, А.Н. Тубельского, Г.Н. Щедровицкого, Б.Д. Эльконина и др.

В России была разработана и действует как нормативная Рабочая концепция одаренности. В данной концепции представлены базовые компоненты деятельности и направления работы тьютора, используемые в плане сопровождения детей с одаренностью. Основополагающим моментом характеристики уровня профессиональной компетентности педагогов в работе с одаренными детьми является общая профессиональная педагогическая подготовка (предметные, психолого-педагогические и методические знания, умения и навыки) и основные профессионально значимые личностные качества педагога.(Белоус, 2021)

И в то же время, понятие «тьюторства» трактуется двояко:

1) Как практика обучения - показывает ориентацию в первую очередь на построение, организацию, реализацию и коррекцию при необходимости «персональной образовательной программы». В данной программе должен учитываться потенциал ученика, условия образовательного процесса и социальной среды, задачи основной деятельности (Ковалева, 2010).

2) Как позиция учителя - направлена на выстраивание и поддержку процесса самообразования, а также сопровождение индивидуального образовательного плана обучающегося (Ковалева, 2006).

Качественное развитие и поддержка одаренного ребенка невозможны без организации процесса сопровождения. Смысл сопровождения в данном случае связан с наличием позиции «быть рядом», «помогать». Фактически же под педагогическим сопровождением подразумевается процесс взаимодействия между обучающимся и педагогом, в ходе которого обучающийся совершает определенное действие по конкретизированным и заранее известным нормам и алгоритмам, а педагог создает условия для оптимальной и эффективной реализации этого действия.

Внедрение технологии тьюторского сопровождения одаренных детей на практике работы образовательных организаций обусловлено современной ситуацией образовательного пространства. С помощью этих технологий можно решить поставленные задачи, предложенные в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», предусматривающей в рамках формирования принципиально новой системы непрерывного образования «постоянное обновление, индивидуализацию запроса и возможностей его удовлетворять». Ключевая характеристика такого образования - не только передача знаний и технологий, а также формирование творческих компетентностей, «готовность к переобучению», «способность к обучению в течение всей жизни, выбирать и изменять профессиональный путь». (Наша новая школа, 2010).При этом, ситуациятьюторского сопровождения определяет перестройку педагогической задачи в сторону самостоятельной разработки приемлемых для данной личности норм и правил поведения и развития, как специфической «индивидуальной программе развития» ребенка.

Итак, в понятие «тьюторское сопровождение» включается работа педагога-тьюторапо индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на работу с учебным и образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося. (Ковалева, 2010). Данная точка зрения на представление возможностей деятельности тьютора включает также рассмотрение особенностей професиональной деятельности в рамках учебной и исследовательской деятельностей, а также социального проектирования.

В рамках учебной деятельности -сопровождение выражается в исполнении роли репетитора и консультанта. В ходе собеседования тьютор выясняет проблемы и определяет во взаимодействии пути их решения, в итоге помогая обучающемуся найти, выявить возможные точки роста и работать по их достижению. При этом, в процессе обучения, происходит построение индивидуальной траектории развития и обучения.

В рамках исследовательской деятельности педагог, который исполняет функции тьютора, сопровождает работу, которая выполняется обучающимися, помогает в оформлении работы, в поиске форм ее представления. Благодаря рефлексивной технологии тьютор может анализировать деятельность, ее результаты, скорректировав ход, направление или проблематику исследования, продолжить работу в выбранном направлении.

В рамках проектной деятельности направленность тьюторского сопровождение может быть связана с выполнением технологии социального проектирования. Так, педагог в аспекте проектной деятельности детализирует технологии составления проектов, показывает возможности выделения значимых проблем, определения характера и способов их решения.

В рамках организации практики социальной деятельности педагог, который обеспечивает сопровождение в качестве тьютора, может выполнять работу по организации для обучающихся разного рода социальных практик и деловых ситуаций, профессиональных проб, экскурсий на предприятия различного профиля, организации встреч со специалистами различных профессий, посещения выставок учебных мест «Образование и карьера» и др.

В рамках психолого-педагогического сопровождения и оказания помощи активность педагога как тьютора направлена на формирование оптимально комфортной и психологически безопасной образовательной срседы для всех участвующих в учебно-воспитательном процессе. И в этом случае

могут быть использованы приемы и технологии снятия психоэмоциального напряжения, группового тренингового обучения, индивидуальной консультативной деятельности и др.

Самоопределение является одним из важнейших факторов в формировании мотивации ребенка на достижение цели, поэтому она должна быть подкреплена. Педагог в форме консультирования помогает понять и принять ситуации развития и реализации содержания собственной личности.

Так, в частности, можно заметить, что деятельность тьютора гораздо более тесно связана с целенаправленным развитием познавательной, самостоятельной деятельности обучающихся. В этом случае необходимо освоить управленческую функцию. Это включает следующие конкретные проявления: постановку и конкретизацию целей педагогической и учебной деятельностей, обучения; оценку содержания и итогов взаимодействия между педагогом (тьютором) и обучающим, учебного и воспитательного процессов; оценку качества и особенностей выполненных заданий; разработку новых вариантов регуляции и влияния на деятельность субъектов образовательного процесса (учеников, педагога).

Заключение

Проведенный теоретический анализ состояния проблемы тьюторского сопровождения образовательной деятельности учащихся общеобразовательной школы в современной научной теории и практике позволяет сделать вывод о том, что идея тьюторской деятельности для современной школы является актуальной и востребованной. Многие исследователи этого явления указывают на то, что его возможности способствуют созданию необходимых условий для развития индивидуальной инициативы ребенка в современной школе, без чего невозможно говорить об эффективной поддержке детской одаренности и в том числе, на уровне государственной школьной политики.

А именно педагоги, готовые к взаимодействию и имеющие интерес в развитии одаренных детей, определяют и создают условия для активизации эмоциональной вовлеченности обучающегося в контекст учебного предмета. Тьюторство помогает установить связь между индивидуальными образовательными запросами одарённого ребёнка и достижением высокого результата в какой-либо сфере деятельности. Как правило, тьютор является наставником-сопровождающим, который помогает в постановке цели, организации внутренних и наружных ресурсов для ее достижения.

Для того чтобы качественно осуществлять тьюторскую деятельность на сегодняшний день, необходимо иметь профессиональную компетентность и готовность в осуществлении процесса сопровождения.

Список литературы

1. «Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов», утвержденная Президентом РФ 03.04.2012. http://www.menobr.ru/article/30058-kontseptsiya-podderjki-odarennyh-detey

2. Бабаева Ю.Д. Психология одаренности детей и подростков. М., 1996. 407 с

3. Белоус Ю.А., Спирина В.И. Содержание тьюторского сопровождения одаренных детей // Вестник РМАТ. 2021. № 3. С. 75-80.

4. Богоявленская Д.Б., Богоявленская, М.Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. Вып. 1. М.: МИОО, 2005. 176 с.

5. Венгер Л. А. Педагогика способностей. М.: Педагогика, 1973. 95 с.

6. Голубничая Е.В. Особенности организации подготовки педагога к работе с одаренными детьми в муниципальной системе образования // Педагогика и психология образования. 2019. № 1. С. 98-112.

7. Золотарева А.В., Лекомцева Е.Н., Пикина А.Л. Тьюторское сопровождение одаренного ребенка : Учебное пособие- 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2021. 184 с.

8. Ковалева Т.М. Основы тьюторского сопровождения в общем образовании: учебно-методическое пособие. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. 56 с.

9. Ковалева Т.М. Профессия «тьютор». М.:СФК, 2006. 246 с.

10. Кондаурова И.К. Подготовка будущих учителей к работе с детьми, проявившими выдающиеся способности, в контексте требований концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 103-106.

11. Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. М.: Издательский центр «Академия», 1996. 416 с.

12. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена приказом Президента РФ от 04 февраля 2010 г. Пр-271)

13. Постановление Правительства Российской Федерации «Национальная доктрина образования в РФ» от 4 октября 2000 г. № 751, где ожидаемые результаты развития системы образования рассчитаны до 2025 года. http://www.rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html

14. Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2015 г. N 1239 "Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития". http://base.garant.ru/71251462/йх224рЕр58КНс

15. Савенков А.И. Психология детской одаренности. М.: Генезис, 2010. 440 с.

16. Седых Т.В., Краморова Т.О. Формирование профессионально- ценностных ориентаций у будущих тьюторов в условиях бакалавриата // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-4. С. 212-218.

17. Сердюкова Н.С., Посохина Е.В., Серых Л.В. Организация тьюторского сопровождения в общеобразовательном учреждении: методическое пособие. Белгород., Изд-во: БелРИПКППС, 2011. 122 с.

18. Теплов Б.М. Способности и одаренность. Изб.труды. В 2 т. Т.1. М.: Педагогика, 1985. 328

с.

19. Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. М.: Барс; Томск: Изд-во Том. Ун-та, 1997. 392 с.

20. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1996. 319 с.

Peculiarities of tutor position of teacher accompanied by gifted children

Julia A. Belous

Graduate student

Armavir State Pedagogical University Armavir, Russia immasquirrel@mail.ru 0000-0000-0000-0000

Received 08.03.2022 Accepted 19.04.2022 Published 15.05.2022

< 10.25726/z3654-9706-3197-w

Abstract

The article discusses the informative aspects of the manifestation of a tutor's position accompanied by gifted children. The support of gifted children is one of the most important tasks of the development of modern domestic education, the solution of which is determined at the state level. Creating conditions for the education of gifted children is a natural response to the social order, due to the peculiarities of the modern stage of the development of our society. However, the possibilities of teaching and raising a gifted child are largely determined by the adults accompanying them and, above all, teachers. If there is a need to create conditions for the educational activity of students, as well as the formation of their ability to self-determination and determine

educational prospects, the teacher can turn to the technology of tutor support. In this regard, the training of teachers to solve this problem is relevant and socially significant in the higher education system. Due to the fact that the professional activity of the teacher as a whole is multifunctional, tutor support can also be carried out in different areas of the teacher's work. Unlike traditional pedagogical activities, the activity of the tutor is much more associated with the purposeful development of cognitive independence of students. In fact, the technology of tutor support is aimed at creating and implementing a personal educational strategy that takes into account the potential of the student, the peculiarities of the socio-educational environment and the tasks of a specific type of activity.

Keywords

readiness, tutor, escort, gifted children, training, education, teacher, competencies

References

1. «Koncepcija obshhenacional'noj sistemy vyjavlenija i razvitija molodyh talantov», utverzhdennaja Prezidentom RF 03.04.2012. http://www.menobr.ru/article/30058-kontseptsiya-podderjki-odarennyh-detey

2. Babaeva Ju.D. Psihologija odarennosti detej i podrostkov. M., 1996. 407 s

3. Belous Ju.A., Spirina V.I. Soderzhanie t'jutorskogo soprovozhdenija odarennyh detej // Vestnik RMAT. 2021. № 3. S. 75-80.

4. Bogojavlenskaja D.B., Bogojavlenskaja, M.E. Psihologija odarennosti: ponjatie, vidy, problemy. Vyp. 1. M.: MIOO, 2005. 176 s.

5. Venger L.A. Pedagogika sposobnostej. M.: Pedagogika, 1973. 95 s.

6. Golubnichaja E.V. Osobennosti organizacii podgotovki pedagoga k rabote s odarennymi det'mi v municipal'noj sisteme obrazovanija // Pedagogika i psihologija obrazovanija. 2019. № 1. S. 98-112.

7. Zolotareva A.V., Lekomceva E.N., Pikina A.L. T'jutorskoe soprovozhdenie odarennogo rebenka : Uchebnoe posobie- 2-e izd., ispr. i dop. M.: Izdatel'stvo Jurajt, 2021. 184 s.

8. Kovaleva T.M. Osnovy t'jutorskogo soprovozhdenija v obshhem obrazovanii: uchebno-metodicheskoe posobie. M.: Pedagogicheskij universitet «Pervoe sentjabrja», 2010. 56 s.

9. Kovaleva T.M. Professija «t'jutor». M.:SFK, 2006. 246 s.

10. Kondaurova I.K. Podgotovka budushhih uchitelej k rabote s det'mi, projavivshimi vydajushhiesja sposobnosti, v kontekste trebovanij koncepcii obshhenacional'noj sistemy vyjavlenija i razvitija molodyh talantov // Baltijskij gumanitarnyj zhurnal. 2016. T. 5. № 1 (14). S. 103-106.

11. Lejtes N.S. Psihologija odarennosti detej i podrostkov / Pod red. N.S. Lejtesa. M.: Izdatel'skij centr «Akademija», 1996. 416 s.

12. Nacional'naja obrazovatel'naja iniciativa «Nasha novaja shkola» (utverzhdena prikazom Prezidenta RF ot 04 fevralja 2010 g. Pr-271)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii «Nacional'naja doktrina obrazovanija v RF» ot 4 oktjabrja 2000 g. № 751, gde ozhidaemye rezul'taty razvitija sistemy obrazovanija rasschitany do 2025 goda. http://www.rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html

14. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 17 nojabrja 2015 g. N 1239 "Ob utverzhdenii Pravil vyjavlenija detej, projavivshih vydajushhiesja sposobnosti, soprovozhdenija i monitoringa ih dal'nejshego razvitija". http://base.garant.ru/71251462/#ixzz4pEp58KHc

15. Savenkov A.I. Psihologija detskoj odarennosti. M.: Genezis, 2010. 440 s.

16. Sedyh T.V., Kramorova T.O. Formirovanie professional'no- cennostnyh orientacij u budushhih t'jutorov v uslovijah bakalavriata // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija. 2017. № 56-4. S. 212-218.

17. Serdjukova N.S., Posohina E.V., Seryh L.V. Organizacija t'jutorskogo soprovozhdenija v obshheobrazovatel'nom uchrezhdenii: metodicheskoe posobie. Belgorod., Izd-vo: BelRIPKPPS, 2011. 122 s.

18. Teplov B.M. Sposobnosti i odarennost'. Izb.trudy. V 2 t. T.1. M.: Pedagogika, 1985. 328 s.

19. Holodnaja M.A. Psihologija intellekta: Paradoksy issledovanija. M.: Bars; Tomsk: Izd-vo Tom. Un-ta, 1997. 392 s.

20. Shadrikov V.D. Dejatel'nost' i sposobnosti. M.: Logos, 1996. 319 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.