Научная статья на тему 'СОДЕРЖАНИЕ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ'

СОДЕРЖАНИЕ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
386
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОДАРЕННОСТЬ / ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / СОПРОВОЖДЕНИЕ / ТЬЮТОРСТВО / КОНЦЕПЦИЯ ОДАРЕННОСТИ / ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белоус Ю.А., Спирина В.И.

Рассматривается актуальность в рамках современного образовательного пространства сопровождения одаренности с учетом ее основных характеристик. Показаны основные моменты работы тьютора в аспекте сопровождения одаренных детей в школе. В соответствии с особенностями тьюторской деятельности в задачи педагога входит определение содержания сопровождения в совокупности «простраивания» и реализации «индивидуальной образовательной программы» обучающегося.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENT OF TUTORIAL SUPPORT FOR GIFTED CHILDREN

The article considers the relevance of supporting giftedness within the framework of the modern educational space, taking into account its main characteristics. The main points of the tutor’s work in the aspect of accompanying gifted children at school are shown. In accordance with the peculiarities of tutor activity, the teacher’s tasks include determination of the accompaniment content within the totality of “building” and implementing the “individual educational program” of the student

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАНИЕ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ»

УДК 376.545

ЮА. БЕЛОУС, В.И. СПИРИНА

СОДЕРЖАНИЕ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Рассматривается актуальность в рамках современного образовательного пространства сопровождения одаренности с учетом ее основных характеристик. Показаны основные моменты работы тьютора в аспекте сопровождения одаренных детей в школе. В соответствии с особенностями тьюторской деятельности в задачи педагога входит определение содержания сопровождения в совокупности «простраивания» и реализации «индивидуальной образовательной программы» обучающегося.

Ключевые слова: одаренность, одаренные дети, сопровождение, тьюторство, концепция одаренности, готовность педагога.

The article considers the relevance of supporting giftedness within theframework of the modern educational space, taking into account its main characteristics. The main points of the tutor's work in the aspect of accompanying gifted children at school are shown. In accordance with the peculiarities of tutor activity, the teacher's tasks include determination of the accompaniment content within the totality of "building" and implementing the "individual educational program" of the student.

Keywords: giftedness, gifted children, accompanying, tutorship, concept of giftedness, teacher readiness.

Одно из приоритетных направлений государственной политики РФ в сфере образования - поддержка и развитие одаренных детей, которые в дальнейшем могут составить интеллектуальный потенциал страны, способствуя прогрессу человечества в целом. Социально-педагогический уровень актуальности проблемы исследования строится именно на необходимости решения данной приоритетной задачи государства. Начиная с 2000-х годов Правительство РФ старается уделять особое внимание развитию детей, повышая общий интеллектуальный уровень подрастающего поколения, основываясь не на массовом «выращивании» гениев, а на индивидуальных особенностях ребенка.

© Белоус Ю.А., Спирина В.И., 2021

После опубликования и согласования постановления Правительства РФ от 25 августа 2000 года № 625 в Российской Федерации действует целевая программа «Одаренные дети» в рамках государственной программы «Дети России». Содержание программы определяет существование государственной системы выявления и адресной поддержки одаренных детей с охватом до 40%, а также сохранение интеллектуального и творческого национального генофонда и потенциала страны. Для выполнения данной программы в федеральных округах с 2003 года создаются центры, в задачи которых входит координация работы с одаренными детьми, составление банка одаренных детей для организации их дальнейшего сопровождения.

76 ВЕСТНИК РМАТ № 3 • 2021

Соответственно программе и в ее логическом продолжении 3 апреля 2012 года президентом В.В. Путиным была утверждена «Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов».

При рассмотрении характеристик особенностей работы с одаренными детьми можно обозначить ее «историческое прошлое». В частности, А. Бине, Дж. Гилфорд, Ж. Пиаже, Ч. Спирмен, Л. Торндайк, Л. Термен, В. Штерн и др. рассматривали в своих исследованиях возможности создания условий для дальнейшего становления интеллектуального потенциала одаренных детей. В отечественной науке используются результаты наработок Л.А. Венге-ра, Н.В. Гончаренко, Э.А. Голубевой, В.Н. Дружинина, С.А. Изюмовой,

A.А. Мелик-Пашаева, М.А. Холодной,

B.Э. Чудновского и др. в аспекте диагностики и сопровождения развития одаренных детей.

Проанализировав имеющиеся концепции и модели, в частности представленные Г.В. Бурменской, А.А. Лосевой, В.М. Слуцким, понятие «одаренность» можно детализировать следующими характеристиками:

1) личностные характеристики, включающие высокий познавательный интерес, стремление к творчеству и исследованиям;

2) интеллектуальные характеристики, среди которых наиболее ярко выделяются гибкость и оригинальность мышления;

3) увлечение сущностью задачи, которое представляется как ведущая характеристика одаренности.

В «Рабочей концепции одаренности», разработанной и представленной В.Д. Шадриковым и Д.Б. Богоявленской (с коллективом исследователей)

феномен одаренности определяется как «системное, развивающееся в течение жизни качество психики, в результате которого человек получает возможность достичь высоких результатов по сравнению с другими людьми» [7]. При этом В.Д. Шадриковым отмечается «условная характеристика одаренности»: наличие выдающихся способностей детей не всегда является показателем обязательных достижений в будущем [7].

Также можно отметить представление в исследованиях одаренности феномена «угасания одаренности» (рассматривался А.В. Бакушинским, Г.В. Лабунской, А.В. Щербаковым, Н.С. Лейтес, А.А. Мелик-Пашаевым). Данный феномен объясняет снижение с годами процента детей, обладающих ранней одаренностью. В частности, в популяции 10-летних детей можно обнаружить порядка 60-70% одаренных, среди 14-летних - 30-40%, а среди 17-летних - только 15-20%. Фактически в три раза снижается количественное представление одаренных детей с переходом в более старший возраст. Одна из причин данного явления кроется в невостребованности ярких проявлений и неполном раскрытии возможностей обучающихся.

По мнению Н.Б. Шумаковой, необходимо создание специальных условий для одаренных детей, которые не только раскроют способности, но и обеспечат решение проблем личностного и межличностного характера, сократят отклонения в поведении, повысят учебно-познавательную мотивацию [8].

Итак, в ходе достаточно краткого представления проведенного нами теоретического обзора, можем отметить, что одаренность является очень сложно организованным системным

образованием, имеющим характерные проявления в отношении всех сторон психики и личности ребенка. Данная сложность обостряет проблему изучения ребенка и принятия его таковым, каков он есть. Одаренной личности необходим педагог, тьютор, который будет развивать качества с учетом внимания и знания особенностей взаимодействия, исходя из характеристик самого обучающегося.

В связи с этим становится актуальной и своевременной ситуация разработки систем психолого-педагогического сопровождения одаренных детей. Данные системы в совокупности должны учитывать особенности психики, актуальность познания и исследования нового для таких детей и возможности поддержки их развития.

Создание условий для образования одаренных детей является обязательным и закономерным откликом на имеющийся социальный заказ, вызванный особенностями социальной действительности нашего времени. При этом необходимо также учитывать и актуализировать зависимость обучения и воспитания одаренного ребенка от сопровождающих его взрослых, включая родителей и педагогов.

Педагог обращается к технологии тьюторского сопровождения в ситуации возникновения необходимости создания особых условий образовательной активности обучающихся, определения образовательных перспектив, формирования способности к эффективному самоопределению, уточнения ситуации самоактуализации в образовательном пространстве. Технология сопровождения дает возможность установить связь между индивидуальными образовательными потребностями одаренного ребенка и

достижением им высоких результатов при выполнении конкретного вида или сферы деятельности. Тьютор осуществляет роль наставника-сопровождающего, оказывающего помощь в целе-полагании и определении ориентиров действий по достижению цели, организации внутренних и внешних ресурсов образовательной среды, самого ребенка и окружающих его взрослых для эффективного достижения цели.

Технология тьюторского сопровождения в современных исследованиях определяется и рассматривается как специфическая составляющая педагогической деятельности, направленная на комплекс мероприятий в отношении одаренного ребенка: выявление, развитие интересов и образовательных мотивов, потребностей в познании, творческой активности учащихся. Данная технология методологически осуществляет поиск необходимых и оптимальных образовательных ресурсов с целью построения такой индивидуальной образовательной программы, которая и будет направлена на исполнение данных мероприятий. Тьютор основывает работу на базе образовательного заказа семьи, школы и общества в целом.

Технология тьюторского сопровождения фактически направлена на создание и реализацию персональной образовательной стратегии, учитывающей актуальный потенциал ученика, особенности имеющейся и возможной социально-образовательной среды и задачи исполняемого конкретного вида деятельности. Результативность сопровождения соотносится в том числе со сформированностью учебной и образовательной рефлексии учащегося.

Тьюторство имеет одну отличительную особенность, состоящую в том, что

78 ВЕСТНИКРМАТ№ 3 • 2021

учебный процесс должен быть основан на образовательной активности самого учащегося, способного совершать и регулировать свои реальные действия.

Именно поэтому особую остроту и значимость приобретает проблема тьюторского сопровождения одаренных и перспективных детей, создания эффективной, гибкой, ориентированной на ребенка системы данного рода сопровождения.

Тьюторское сопровождение соотносится с деятельностью педагога, направленной непосредственно на индивидуализацию образования, способной выявлять, развивать и поддерживать в активности образовательные мотивы и интересы детей. Как указывает Т.М. Ковалева, тьюторское сопровождение занимается поиском образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося [4].

По мнению Н.В. Рыбалкиной, тью-торское сопровождение является особой педагогической технологией, основанной на личностно-ориентирован-ном взаимодействии ученика и тьютора, в рамках которого ученик получает возможность осознать и реализовать собственные образовательные цели и задачи [6].

Таким образом, цель тьюторской деятельности можно определить как обеспечение сопровождения процесса разработки и реализации индивидуальной образовательной программы учащимся с проявлениями одаренности. И тогда базовым в понимании тьюторства становится возможность предоставления помощи одаренному ученику в целях его самореализации в сфере академических и учебных достижений.

В исследованиях А.В. Золотаревой и представленной ею концепции тьютор-ского сопровождения развития одаренного ребенка в условиях взаимодействия образовательных учреждений были четко обозначены базовые концептуальные идеи тьюторства в целом и детализированы функции тьютора в образовательной среде. В частности, к ведущим идеям данной концепции были отнесены следующие положения:

• создание единого образовательного пространства, которое невозможно без интеграции учреждений основного, дополнительного и профессионального образования, сетевого взаимодействия, определения точек сотрудничества;

• непрерывность развития одаренного обучающегося;

• исключение перегрузок одаренного обучающегося, обеспечение развития при сохранении психического и физического здоровья;

• создание гибких вариативных моделей тьюторского сопровождения на разных возрастных этапах, направленных на поддержку личностного роста обучающегося и др. [3; 6].

Преимущества тьюторского сопровождения:

• тьюторское сопровождение всегда персонифицировано и направлено на конкретного ребенка, даже если тьютор работает с группой;

• признается безусловная ценность внутреннего мира каждой личности, каждой индивидуальности, приоритетность ее потребностей, целей и ценностей саморазвития;

• тьюторское сопровождение дает возможность следовать за естественным развитием ребенка, опираться не только на возрастные за-

кономерности, но и на личностные достижения воспитанника; • взрослый побуждает ребенка к нахождению и принятию самостоятельных решений, помогает принять на себя необходимую меру ответственности, т.е. создает необходимые условия для саморазвития, осуществления личностных выборов [3, 5].

Таким образом, можно сделать вывод, что в основе тьюторского сопровождения лежит личностно-ориентированное и субъект-субъектное взаимодействие двух личностей (тьютора и ученика). При таком раскладе ролей позиция тьютора приравнивается к позиции партнера, консультанта и советчика.

На основании анализа существующих теоретических источников [1, 2, 3] мы видим, что в концепциях одаренности (Д.Б. Богоявленская и др.) и тьюторского сопровождения выявления и развития одаренных детей (А.В. Золотарева и др.) определены основные направления и компоненты деятельности тьютора, необходимые в

работе с одаренными детьми. Основополагающим компонентом профессиональной квалификации педагогов для работы с одаренными детьми является общая профессиональная педагогическая подготовка (предметные, психолого-педагогические и методические знания, умения и навыки) и основные профессионально значимые личностные качества педагога.

А в современных условиях развития общества одной из главных задач образовательного учреждения любого уровня является обеспечение психолого-педагогического сопровождения образовательного и воспитательного процесса, включающее - не в формальном варианте - выявление, поддержку и развитие одаренных обучающихся. Действительно, в современном образовательном процессе необходимо наличие педагогов-тьюторов, заинтересованных в развитии одаренности у обучающихся. Такие педагоги смогут создать условия для вовлеченности ученика в образовательную среду и эффективного его развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антонова Е.Е. Психолого-педагогическое сопровождение одаренного ребенка как реализация личностно-ориентированного подхода // Одаренный ребенок. М, 2013. С. 126-139.

2. Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности. 2-е изд., расшир. и перераб. М, 2003. 90 с.

3. Золотарева А.В. Концепция тьюторского сопровождения развития одаренного ребенка в условиях взаимодействия образовательных учреждений // Ярославский педагогический вестник. Психолого-педагогические науки. 2014. № 1, т. II. С. 56-61.

4. Ковалева Т.М. Профессия «тьютор». М.: СФК, 2006. 246 с.

5. Пикина А.Л. Модель тьюторского сопровождения развития одаренного ребенка в условиях взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования//Ярославский педагогический вестник. Психолого-педагогические науки. 2013. № 4, т. II. С. 111.

6. Рыбалкина Н.В. Идея тьюторства - идея педагогического поиска // Тьюторство: идея и идеология: мат-лы Iмежрег. конф. Томск, 1996. С. 15-30.

7. Шадриков В.Д. Введение в психологию: способности человека. М.: Логос, 2002. 160 с.

8. Шумакова Н.Б. Одаренный ребенок: особенности обучения: пособие для учителя / Н.Б. Шумакова, Н.И. Авдеева, Л.Е. Журавлева и др.; под ред. Н.Б. Шумаковой. М.: Просвещение, 2006. 239 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.